Блок анализ цикла фаина

Блок анализ цикла фаина thumbnail

«СНЕЖНАЯ МАСКА». «ФАИНА».

«ПЕСНЯ СУДЬБЫ» (1907-1908)

С осени 1906 года – с постановки «Балаганчика» – Блок стал часто бывать в театре В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице.

Ему было здесь хорошо и просто. Он подружился с актерами. За кулисами, на «бумажных балах» и забавных маскара­дах, среди пестрых карнавальных масок его видели веселым, по-детски шутливым, легким; а таким сумрачный Блок бывал далеко не часто и только со своими, только с близкими.

Но кроме атмосферы беззаботного веселья было для него еще одно очарование в театре Комиссаржевской. Здесь он познакомился с артисткой Натальей Николаевной Волоховой.

Вот явилась. Заслонила

Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила

В предназначенный ей круг.

(1906)

«Кто видел ее тогда,- пишет Бекетова…- тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы, и глаза, именно «кры­латые», черные, широко открытые «маки злых очей»- И еще поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму».

Много лет спустя Блок вспоминал, что тогда, в январе 1907 года, он «слепо отдался стихии». Вихрь страсти, стихов, музыки захлестнул его.

За две недели января 1907 года, «залпом», как говорил Блок, было создано около тридцати стихотворений – весь цикл «Снежная маска», посвященный Волоховой. Иногда в один день он писал по пять-шесть стихотворений.

В этой любовной лирике – «восторг мятежа», трагическая обреченность страсти, снежная, заметающая душу вьюга – любимый образ блоковской поэзии.

И опять метель, метель

Вьет, поет, кружит…

Всё – виденья, всё – измены…

В снежном кубке, полном пены,

Хмель

Звенит…

(1907)

Туманные, завораживающие, музыкальные стихи «Снеж­ной маски» странны и прекрасны. Любая мелочь, незначительная житейская деталь исполнены в них утонченной поэзии. Простая пряжка с изображением змейки на платье и туфель,ках Волоховой претворяется в таинственный символ в мело­дическом стихотворении «Сквозь винный хрусталь»:

В длинной сказке

Тайно кроясь,

Бьет условный час.

В темной маске

Прорезь

Ярких глаз.

Нет печальней покрывала,

Тоньше стана нет…

– Вы любезней, чем я знала,

Господин поэт!

– Вы не знаете по-русски,

Госпожа моя…

На плече за тканью тусклой.

На конце ботинки узкой

Дремлет тихая змея.

(1907)

А накладка на книжном шкафу из блоковского кабинета, изображающая амура, появляется в одном из самых пленительных стихотворений – «Под масками»:

А под маской было звездно.

Улыбалась чья-то повесть.

Короталась тихо ночь.

И задумчивая совесть,

Тихо плавая над бездной,

Уводила время прочь.

И в руках, когда-то строгих,

Был бокал стеклянных влаг.

Ночь сходила на чертоги,

Замедляя шаг.

И позвякивали миги,

И звенела влага в сердце,

И дразнил зеленый зайчик

В догоревшем хрустале.

А в шкапу дремали книги.

Там – к резной старинной дверце

Прилепился голый мальчик

На одном крыле.

(1907)

Блок, конечно, придумывал, поэтизировал реальную Н. Н. Волохову. В ней ему чудилась вольная, хмельная народная стихия, захлестывающая все условности, все преграды своей разбойной русской удалью. Образ героини «Снежной маски» и особенно цикла «Фаина», также посвященного Волоховой, ассоциируется для Блока с Россией.

Какой это танец? Каким это светом

Ты дразнишь и манишь?

В кружении этом

Когда ты устанешь?

Чьи песни? И звуки?

Чего я боюсь?

Щемящие звуки

И – вольная Русь?

(«О, что мне закатный румянец…», 1907)

Смотрю я-руки вскинула,

В широкий пляс пошла,

Цветами всех осыпала

И в песне изошла…

Неверная, лукавая.

Коварная – пляши!

И будь навек отравою

Растраченной души!

С ума сойду, сойду с ума,

Безумствуя, люблю,

Что вся ты – ночь, и вся ты – тьма,

И вся ты – во хмелю…

(«Гармоника, гармоника!..», 1907)

Поэтизированный образ Волоховой – грозной, свободной, мятущейся женщины, олицетворяющей для Блока русскую национальную стихию,- в центре пьесы «Песня Судьбы» {1908 г.).

Мысли о России пронизывают произведения, посвященные Волоховой. Недаром в цикл «Фаина» Блок включил значительнейшее свое стихотворение, далеко перерастающее чисто любовную тематику – «Когда в листве сырой и ржавой…»; здесь впервые так твердо сказал он о самом главном: о своем долге перед родной печальной землей, о своей великой крестной муке во имя ее:

Когда над рябью рек свинцовой,

В сырой и серой высоте,

Пред ликом родины суровой

Я закачаюсь на кресте…

Несмотря на трагическую интонацию этой лирики, именно в это время создается одно из самых светлых блоковских стихотворений – мужественное да, обращенное к жизни, со всей ее горькой и прекрасной сложностью:

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!..

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель – я знаю –

Все равно: принимаю тебя!

(1907)

Источник

Читать: Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Стихотворение «О, весна без конца и без края…» написано Блоком 24 октября 1907 года. Поэт переживал кризис в семейной жизни. В это время он увлечен актрисой Натальей Волоховой и расстается, как ему кажется, навсегда с женой, Любовью Менделеевой. Перемены одновременно пугают и будоражат поэта, что ярко отражает стихотворение.

Читайте также:  Цикл if для vba

 Главная тема стихотворения

Весенняя тема в осеннем произведении. Речь идет не о времени года и явлениях природы. Лирический герой, который полностью олицетворяет собой поэта, этот период своей жизни воспринимает как весну, как начало новой судьбоносной вехи. Его сердце исторгает одновременно и «слезы» и «смех». Герой словно задыхается от избытка эмоций. Восклицания, повторения в тексте произведения служат задаче передать это состояние накала эмоций.

В то же время поэт раскрывает философскую тему принятия жизни такой, какова она есть, со всеми ее потерями и приобретениями. Он прямо приветствует их в своей жизни. Собственно, текст произведения в основной своей части представляет собой перечень «удач» и «неудач», которые преподносит поэту жизнь. Три из семи четверостиший начинаются одинаковым словом: «Принимаю тебя, неудача», «Принимаю бессонные споры», «Принимаю пустынные веси!»

Начинается стихотворение с приветствия весны и жизни, заканчивается упоминанием «имени Бога», которое «не разгадано». Поэт верит, что его мечта воплотится, обретет черты, которые видятся ему, то в образе Прекрасной Дамы, Вечной Жены, то в образе весны, которая несет в себе свежий ветер перемен. Герой надеется, что эта весна приблизит его к разгадке чего-то важного, для чего он живет: страдает, радуется, спорит, скитается, ищет.

В произведении ясно прослеживается нерв борьбы. Поэт дважды использует образ щита, с которым он вступает в пору битвы с пока еще непознанными и враждебными силами. Однако страха перед ними нет, наоборот, его будоражит предстоящая схватка. Он обещает, что никогда не «бросит щита». Поэт представляет себя в доспехах и хладнокровно измеряет «вражду». Жизнь теряет без борьбы смысл и даже перед лицом гибели лирический герой принимает ее только такой.

Стихотворение написано двадцативосьмилетним Блоком в пору творческой зрелости. Оно перекликается с лермонтовским стихотворением «Благодарность», незаконченная строфа из которого взята эпиграфом. Но не привнес в свое произведение скрытой иронии и сарказма, имеющегося в стихотворении Лермонтова. Напротив «О, весна без конца и без краю…» – радостный и неподдельно искренний манифест жизненных установок Блока, гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех ее проявлениях.

«О, весна без конца и без краю…» А.Блок

О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога – С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи… Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю – Все равно: принимаю тебя!

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», – заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха .

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт о. Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока. хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Читайте также:  Цикл зачатия можно ли лечить зубы

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении используются повторы, анафоры или единоначатия строф, оно наполнено символами. Автор описывает свое настроение, раскрывает тему, привлекая многочисленные контекстные антонимы. Частые восклицания передают бурю эмоций поэта, так что произведение эмоционально ярко окрашено.  Многоточия, заканчивающие несколько строк, привносят в текст ощущение некоторой тайны, которая не должна быть раскрыта, но должна только угадываться.

Размер стихотворения – трехстопный анапест с перекрестной рифмой. Лирическое послание написано семью строфами. С помощью единоначатия строф стихотворение передает читателю динамику мыслей автора.

Стихотворение входит в цикл «Фаина», посвященный Н. Волоховой, в раздел «Заклятие огнем и мраком», и стало программным в школьных курсах русской литературы.

Любовная лирика Александра Блока

«Предчувствую тебя…»

А. Блок

Александр Блок – последний великий поэт русской литературы. Конечно, поэзия на нём не закончилась. После Блока были многие, чьи стихи отразили высоту и трагедию XX века (достаточно вспомнить имена Ахматовой, Пастерна­ка, Мандельштама, Цветаевой). Но величие поэта определяется той мощью, той силой поэтического голоса, с которой ему от Бога дано говорить обо всём: о миро­вых трагедиях, о красоте природы, о любви, о смерти. Недаром Ахматова в одном из стихотворений назвала Блока «трагическим тенором эпохи». В оперной тради­ции партия тенора – как правило любовная партия.

Все возлюбленные Блока кажутся нам прекрасными. В этом – великая пуш­кинская традиция восхищения высотой, нежностью и прелестью Женщины. Любовная лирика Блока связана для нас прежде всего с образом Прекрасной Дамы, уводящей подспудно в далёкие времена рыцарства. Прекрасная Дама у Блока – это не только воплощение идеала «вечной женственности», это надежда на спасе­ние души, на обретение гармонии:

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя».

( «Предчувствую Тебя…»)

Книга «Стихи о Прекрасной Даме» отразила напряжённый момент душевных томлений поэта, юношескую влюблённость в Л. Д. Менделееву, которой навсегда было суждено остаться радостью и мукой его существования. Поэтому сквозь ми­стическую символистскую невнятицу проступает в некоторых стихах образ жи­вой, сильной и весёлой девушки:

«Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твоё белое платье. Утончённость мечты разлюбив».

(«Мы встречались с тобой на закате…»)

В стихах о Прекрасной Даме Блок сохранил ритуальную торжественность богослужения, но религиозность оказалась вытесненной романтикой эстетического преклонения перед Красотой.

«Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза, На листах холодеющей книги – Золотая девичья коса». И золотая коса – земная примета облика любимой девушки.

В реальной жизни Блок собирался покончить самоубийством, если девушка не ответит ему взаимностью. Получив согласие на брак, Блок счёл тем самым завер­шённой книгу стихов. Роман завершился свадьбой. Течение семейной жизни нару­шали новые романы. Но спасения, утешения, надежды Блок всегда искал у одной женщины, у той, которой по прошествии лет написал в цикле «Возмездие»:

«О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе».

(«О доблестях, о подвигах, о славе…»)

«Стихи о Прекрасной Даме» почти полностью отрешены от реальной жизни, от быта. Ощущение трагедии человека начала века, вброшенного в революционные события, заставило Блока пристально всматриваться в окружающий мир, в «ме­щанское житьё» Петербурга, с его хаосом и конфликтами. Поиск красоты, идеала переносится из высших сфер на сырые набережные питерских рек, в гущу толпы.

Читайте также:  Кабирский цикл г л олди

Стихотворение «Незнакомка», ставшее своеобразным манифестом поэзии начала века, всё построено на контрастах. Скука, пыль, усталое тление разгула погружают нас в тяжёлую атмосферу безвременья, навалившуюся на Россию после кровавых событий 1905 года. Разочарованный поэт ищет забвения в вине. Но неожиданно, как вестница иного мира, независимого от окружающей жизни, возникает красота:

«И странной близостью закованный, Смотрю за тёмную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль».

Очарованный берег, шелка, веющие древними поверьями, несовместимы и несоприкасаемы с сонными лакеями и пьяницами с глазами кроликов. Красота незапятнаной проходит сквозь марево пошлости, являясь для поэта манящей и счастливой звездой.

Попытки вернуть жизни её высокий смысл, её праздничную, завораживаю­щую красоту отразились в циклах стихов «Снежная маска» и «Фаина», посвящённых актрисе Н. Н. Волоховой. Поэт переживал всепоглощающее и высокое чувство. Трудно судить, насколько демоническая героиня «Снежной маски» со­ответствовала реальной женщине. Фоном для любовного поединка стала метель, вьюга, смерч. Эта любовь – утрата пути, вихрь, захлестнувший душу:

«Я опрокинут в тёмных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вьюгах вкруг тебя».

(«Снежное вино»)

Возлюбленная Блока – актриса, поэтому в цикле «Фаина» над всем царит призрак театра, восторг опьянённой толпы, среди которой – одинокий поэт:

«Я был смущённый и весёлый. Меня дразнил твой тёмный шелк. Когда твой занавес тяжёлый Раздвинулся – театр умолк».

(«Я был смущённый и весёлый»)

Миром правит игра, в самой сути которой, как и в сути возлюбленной, – из­мена, неверность, а значит – страдание:

«Но в имени твоем – безмерность, И рыжий сумрак глаз твоих Таит змеиную неверность И ночь преданий грозовых».

(«Ушла, но гиацинты ждали…»)

Эта любовь завершилась жестокими стихами «Своими горькими слезами…», в которых неутолённый поиск идеала неизбежно привёл к разрыву, и разочарова­нию, к уходу:

«Опять – бессильно и напрасно – Ты отстранялась от огня… Но даже небо было страстно, И небо было за меня!..»

В 1914 году на спектакле петербургского Театра Музыкальной драмы Блок впервые увидел Л. А. Андрееву-Дельмас в роли Кармен. Этой женщине суждено было стать героиней одного из самых замечательных в русской любовной лирике циклов. Восторг Блока перед певучим вихрем Кармен – это восторг перед самой жизнью, во всей её красоте и яркости. Ведь Кармен – вольная, страстная, яр­кая, естественна, как естественна природа. Удачное слияние актрисы с ролью подарило ей бессмертие в стихах Блока:

«Ты – как отзвук забытого гимна В моей чёрной и дикой судьбе. О, Кармен, мне печально и дивно, Что приснился мне сон о тебе».

(«Ты – как отзвук забытого гимна»)

Приход новой любви к Кармен у Блока подобен грозе, океанскому шторму, заставившему сердце сладко замирать и падать – «менять строй». Мы не сразу замечаем, что цикл выстроен в соответствии с развитием сюжета, действия в опе­ре, которую поэт смотрит из темноты партера, постепенно превращаясь из зрите­ля и слушателя в действующее лицо (в этом и заключается загадка большого искусства – в секрете соучастия, сопереживания). Блок, оставаясь поэтом, чув­ствует себя то влюблённым Хозе, то красавцем тореадором Эскамилио.

Бесшабашное самозабвение в вихре звуков и чувств, космический разрыв с житейским прозябанием – вот что воспринимает Блок в душе и облике Кар­мен, вот что ищет в этой новой любви: Материал с сайта //iEssay.ru

«И в зареве его – твоя безумна младость… Всё – музыка и свет: нет счастья, нет измен… Мелодией одной звучит печаль и радость… Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен».

(«Нет, никогда моей…»)

Кармен не умеет быть верной. Но и поэт не случайно отмечает их духовное сходство: верность художника, как правило, ограничивается пределами поэтиче­ского цикла. Любовь претворяется в рифму. В ней – спасение. Об этом сам Блок пишет в последних стихах к героине цикла «Кармен»:

«Что ж, пора приниматься за дело, За старинное дело свое. – Неужели и жизнь отшумела, Отшумела, как платье твое?»

(«Превратила всё в шутку сначала»)

С циклом «Кармен» связана поэма «Соловьиный сад». Это поэма об уходе от реального мира, о погружении в любовь, в райский сад. К женщине своей мечты уходит лирический герой Блока, оставив работу, друзей, весь мир за прочной ка­менной оградой. Но рокотание моря, рокотание мира всё равно пробивается сквозь пение соловья, сквозь любовь:

«Но, вперяясь во мглу сиротливо, Надышаться блаженством спеша, Отдалённого шума прилива Уж не может не слышать душа».

Как бы не мстила действительность за уход от неё, место человека – там, в мире, среди людей. Только для себя, только в любви не может быть счастья. Любовь – только одна из составляющих жизни.

Так и любовная лирика Блока – одна из граней его огромного поэтического мира, в котором читатель находит созвучия своей жизни, своим страстям, находит ответы на свои вопросы.

Источник