Бюджетный цикл и характеристика его этапов рб
Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса
Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении. [3]
В теоретической финансово-правовой литературе бюджетный процесс так же рассматривается как совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе составления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а также составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Нормы бюджетного процесса регламентируют весь цикл формирования бюджетов всех уровней, который включает себя:
- – составление бюджета;
- – рассмотрение бюджета;
- – утверждение бюджета;
- – исполнение бюджета;
- – составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
По поводу последней стадии среди ученых идет жаркая дискуссия, так как контроль в бюджетной сфере весьма сложно выделить в отдельную стадию бюджетного процесса, ведь он не сменяет последовательно ни одну из стадий бюджетного процесса, а протекает одновременно с обсуждением и утверждением закона о бюджете на очередной год (предварительный контроль), в ходе исполнения бюджета (текущий контроль), при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета (последующий контроль). Являясь по форме и методам проведения независимым от действий, совершаемых на определенных стадиях бюджетного процесса, финансовый контроль протекает одновременно с ними, а не образует самостоятельную стадию.[12, с. 97]
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок не подлежит изменению. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства. В рамках стадий бюджетного процесса по-разному перераспределяются государственные средства, в зависимости от решаемых государством в данный период задач. На каждой стадии решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.
Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря). По окончании финансового года для завершения расчетов с бюджетом предоставляется еще один льготный месяц (январь следующего года). Финансовый (бюджетный) год плюс один льготный месяц составляют счетный период.
Впервые бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Жигимонта 3 с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК (т.к. Беларусь почти полностью вошла в состав России после разделов Речи Посполитой) от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).
Основными задачами бюджетного процесса являются:
- – выявление материальных и финансовых резервов государства;
- – максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
- – максимально точный расчет расходов бюджетов;
- – обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
- – согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
- – осуществление бюджетного регулирования, реализовывая цели перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
В нормативно-правовых актах не указаны принципы бюджетной системы Республики Беларусь, ученые-теоретики в сфере финансового права сходятся же во мнении, выделяя для бюджетного процесса следующие принципы:
Принцип единства и полноты охвата всех доходов и расходов бюджета. Данный принцип заключается в том, что бюджетная система Беларуси должна объединять все бюджетные доходы и расходы государства в республиканском или местных бюджетах;
Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что бюджеты всех уровней в полной мере должны охватывать все источники бюджетных доходов, и исходя из этого происходит определение размера и порядка расходования денежных средств;
Принцип гласности в бюджетном процессе выражается в том, что на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
Принцип ежегодности бюджета позволяет выявить ближайшие тенденции экономического развития государства, обеспечить контроль за рациональным расходованием финансовых ресурсов государства;
Принцип специализации показателей бюджета. Этот принцип проявляется в конкретизации доходов бюджета по источникам, а расходов – по целевому назначению. Для этого и применяется бюджетная классификация. [13, с. 219]
Источник
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа 23 с., в том числе 1табл., 1 рис., 22
лит. источников.
бюджетный
процесс, принципы, проект
бюджета, рассмотрение,
утверждение, исполнение
Объект
исследования – бюджетный процесс
и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет
исследования – методика составления,
рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель
работы: исследование бюджетного
процесса, его основных принципов,
рассмотрение полномочий участников
бюджетного процесса и последовательная
характеристика всех стадий
прохождения бюджетов в их периодическом
цикле.
Методы
исследования: сравнительного анализа,
группировок, сравнения, тестирования.
Полученные
результаты и их новизна: исследованы
сущность бюджетного процесса, его принципы
и классификация.
Исследования
и разработки: изучены сущностные характеристики
бюджетного процесса, его роль и место
в финансовой политике государства; рассмотрены
стадии бюджетного процесса
в Республике Беларусь в их единстве и
взаимосвязи; выявлены проблемы организации
бюджетного процесса и пути их решения.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
___________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Ведущую,
определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры
любого современного
общества играет государственное
регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм – финансовая
система общества, главным звеном
которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой
системы государство образует централизованные
и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций.
Очевидно,
что успех экономического реформирования
в нашей стране в большой
степени зависит от того,
в каких направлениях
произошло преобразование финансовой
системы общества, насколько
бюджетная политика государства
отвечает требованиям времени.
В
условиях переходной экономики усиливается
роль бюджета в регулировании
воспроизводственных процессов, происходит
активизация всей системы бюджетных отношений.
Бюджет становится одним из главных инструментов
в проведении финансовой политики государства,
а бюджетные методы регулирования – наиболее
эффективными. Путём бюджетного перераспределения
валового внутреннего продукта формируется
структура общественного производства
и народнохозяйственные пропорции, адекватные
рыночной системе хозяйствования.
Эффективность
бюджетной политики во многом определяется
степенью рационализации бюджетного процесса.
Из этого вытекает важность его изучения
и на этой основе совершенствование.
Бюджетный
процесс – регламентированная Конституцией
Республики Беларусь, актами Президента
Республики Беларусь, настоящим Законом
и другими нормативными актами деятельность
государственных органов по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению
бюджетов [20].
Управляя
бюджетным процессом, государство
направляет бюджетные потоки таким
образом, чтобы обеспечить выполнение
макроэкономических показателей, реализацию
общенациональных программ, рыночных
реформ, выравнивание уровней социально-экономического
развития регионов.
Многогранность
и непрерывность бюджетного процесса,
его сложность требуют комплексного
подхода к изучению проблемы формирования
и исполнения бюджета, его специфики
в условиях переходной экономики.
В
связи с этим изучение
бюджетного процесса,
теоретических и законодательных
основ и реальной практики
функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую
актуальность.
Целью
курсовой работы является исследование
бюджетного процесса,
его основных принципов, рассмотрение
полномочий участников бюджетного
процесса и последовательная характеристика
всех стадий прохождения
бюджетов в их периодическом цикле.
Для
достижения поставленной цели в курсовой
работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущностные
характеристики бюджетного процесса,
его роль и место в финансовой политике
государства. - рассмотреть
стадии бюджетного процесса
в Республике Беларусь в их единстве и
взаимосвязи. - выявить проблемы
организации бюджетного процесса и пути
их решения.
Изучение
теоретических проблем бюджетного
процесса позволяет решать практические
задачи повышения эффективности общественного
производства, улучшения социально-экономического
положения.
В
ходе выполнения курсовой работы использованы
нормативно-правовые акты Республики
Беларусь, а также специальная
экономическая литература и данные
периодической печати.
Теоритической
и методологической основой для
написания данной курсовой работы стали
труды ученых-экономистов Заяц Н.Е., Родионова
В.М., Сорокина Т.В.,Ковалевой А.М. и других.
- Сущность
бюджетного процесса,
его задачи
Бюджетный
процесс – это регламентируемая законодательством
деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и участников бюджетного процесса [5].
Этапы
бюджетного процесса – это формирование,
рассмотрение, утверждение и исполнение
бюджета и составление и утверждение
отчета об исполнении бюджета. На всех
стадиях прохождения бюджетных показателей
осуществляется контроль и проводится
их экономический анализ[19] .
Участниками
бюджетного процесса являются:
- Президент
Республики Беларусь; - Парламент
Республики Беларусь; - Правительство
Республики Беларусь; - местные Советы
депутатов; - местные исполнительные
и распорядительные органы; - органы Комитета
государственного контроля Республики
Беларусь; - Национальный
банк Республики Беларусь; - иные государственные
органы, на которые в соответствии с законодательством
возложены права и обязанности по регулированию
бюджетных отношений, организации и осуществлению
бюджетного процесса; - распорядители
и получатели бюджетных средств; - банки, иные
организации и физические лица, участвующие
в бюджетном процессе [2].
Бюджетные
организации в соответствии с
закрепленными за ними функциями
и задачами:
1.
разрабатывают план своей деятельности,
бюджетную смету, увязанную с
этим планом в части бюджетных
средств;
2.
обеспечивают исполнение бюджета
по выделенным бюджетным средствам;
3.
составляют и представляют распорядителю
бюджетных средств бухгалтерскую
отчетность в составе, определенном
Министерством финансов, за исключением
государственных органов, имеющих
воинские формирования, воинские
части и организации, а также подчиненных
этим органам воинских частей и организаций,
которые ведут учет активов и обязательств
и представляют бухгалтерскую отчетность
в порядке, установленном Правительством
Республики Беларусь.
Задачами
бюджетного процесса являются:
- максимальное
выявление всех материальных и фин. резервов
в целях достижения существенного прогресса
на пути к развитому рыночному хозяйству; - определение
доходов бюджета по отдельным налогам
и др. платежам, а также общего объема в
соответствии с прогнозами и целевыми
программами социально-экономического
развития; - установление
расходов бюджета по целевому назначению,
а также общего объема исходя из потребности
бесперебойного финансирования всех мероприятий
общегосударственного значения, предусмотренных
бюджетом; - согласование
бюджета с общей программой финансовой
стабилизации, направленно на преодоление
инфляционных тенденций в экономике и
обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы; - сокращение
и ликвидация бюджетного дефицита за счет
экономически оправданных источников; - осуществление
бюджетного регулирования в целях сбалансированности
бюджетов разного уровня путем перераспределения
источников доходов государства; - повышение
роли перспективного бюджетного планирования,
что должно обеспечить пропорциональность
и сбалансированность всех крупномасштабных
социально-экономических программ; - усиление
контроля за деятельностью юридических
лиц и доходами отдельных граждан при
выполнении ими налоговых обязательств; - автоматизация
процесса составления и исполнения
бюджетов через систему автоматизации
финансовых расчетов [22].
Таким
образом, в Республике Беларусь бюджетный
процесс является инструментом регулирования
и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности
производства, именно через бюджет осуществляется
социальная политика.
1.2
Принципы бюджетного
процесса и бюджетная
классификация
Бюджетная
система Республики Беларусь основывается
на принципах:
1. Принцип
единства означает, что единство бюджетной
системы Республики Беларусь обеспечивается
единой правовой базой, единой денежной
системой, единым регулированием бюджетных
отношений, единой бюджетной классификацией
Республики Беларусь, единством порядка
исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского
учета и отчетности.
2. Принцип
полноты отражения доходов и расходов
бюджетов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, определенные законодательством,
подлежат отражению в бюджетах в обязательном
порядке и полном объеме.
3. Принцип
сбалансированности бюджетов означает,
что объем предусмотренных бюджетом расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении,
рассмотрении, утверждении и исполнении
бюджета государственные органы должны
исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.
4. Принцип
гласности означает открытость для общества
и средств массовой информации процедур
рассмотрения и принятия закона о республиканском
бюджете на очередной финансовый год,
решений местных Советов депутатов о бюджете
на очередной финансовый год, а также опубликование
в установленном порядке в средствах массовой
информации утвержденных бюджетов и отчетов
об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения бюджетов
(кроме сведений, отнесенных к государственным
секретам).
5. Принцип
самостоятельности бюджетов обеспечивается
наличием у бюджетов всех уровней бюджетной
системы Республики Беларусь собственных
доходов и источников финансирования
дефицита бюджета, а также правом соответствующих
государственных органов в порядке, установленном
законодательством, определять направления
расходов, самостоятельно составлять,
рассматривать, утверждать и исполнять
бюджет.
6. Принцип
эффективности использования бюджетных
средств означает, что при составлении,
рассмотрении, утверждении и исполнении
бюджетов все участники бюджетного процесса
должны исходить из необходимости достижения
заданных целей с использованием минимального
объема бюджетных средств или достижения
максимального результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Источник
5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
Бюджетный процесс– регламентируемая законодательством
деятельность государственных органов,
иных участников бюджетного процесса
по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов, а также составлению,
рассмотрению и утверждению отчетов об
их исполнении.
В Республики
Беларусь бюджетный (финансовый) год
совпадает с календарным (1 января – 31
декабря). Но срок действия бюджета не
совпадает с бюджетным циклом, под
которым понимается время от начала
составления проекта бюджета до утверждения
отчета об его исполнении.
Бюджетный процесс
включает в себя 4 стадии:
1. Составление
проекта бюджета – до 1 сентября года,
предшествующего началу нового бюджетного
года;
2. Рассмотрение и
утверждение бюджета – до 1 декабря года,
предшествующего началу нового бюджетного
года;
3. Исполнение
бюджета – в течении года действия закона
о бюджете;
4. Составление и
утверждение отчета об исполнении бюджета
– до 1 июня года, следующего за отчетным.
Все стадии бюджетного
процесса строго регламентированы
процессуальными нормами бюджетного
права, призванными обеспечить четкое
бюджетное планирование и соблюдение
бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного
процесса следуют в вышеуказанной
последовательности, и данный порядок
изменению не подлежит. На каждой стадии
бюджетного процесса решаются вопросы,
которые не могут быть решены в другое
время.
Регулирование
бюджетного процесса осуществляется
путем применения норм бюджетного права
(Бюджетный кодекс, закон о республиканском
бюджете), кроме того субъекты бюджетного
процесса руководствуются нормами
регламентного характера, содержащимися
в Законе Республики Беларусь от 21 февраля
1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики
Беларусь», Законе Республики Беларусь
от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном
собрании Республики Беларусь», Законе
Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №
424-З «О Совете Министров Республики
Беларусь» и др. нормативными актами, в
частности, издаваемыми Министерством
финансов, в функции которого входит
организация бюджетного процесса в
Республике Беларусь.
Органы местного
самоуправления в пределах предоставленных
им полномочий разрабатывают свою
нормативную базу, регламентирующую
осуществление бюджетного процесса в
регионах.
Бюджетному процессу
присущи принципы лежащие в основе
бюджетной системы Республики Беларусь
(см. вопрос 3 темы «Бюджетное право
Республики Беларусь»). Кроме того
существуют характерные принципы
бюджетного процесса:
1. Принцип
ежегодностиозначает, что бюджет
принимается сроком на один год – с 1
января по 31 декабря. Другой стороной
этого принципа является принятие бюджета
до начала финансового года, что позволяет
более адресно подходить к распределению
бюджетных средств.
2. Принцип
специализации бюджетных показателей,
который означает, что бюджеты всех
уровней бюджетной системы Республики
Беларусь составляются в соответствии
с единой бюджетной классификацией. При
этомбюджетная классификация Республики
Беларусь– систематизированная
группировка доходов и расходов бюджета,
источников финансирования дефицита
бюджета, видов государственного долга
Республики Беларусь, обеспечивающая
республиканскую и международную
сопоставимость показателей. Бюджетная
классификация регламентируется гл. 4
Бюджетного кодекса.
3. Принцип
разграничения компетенциимежду
органами представительной и исполнительной
властей. По действующему законодательству
Республики Беларусь составление и
исполнение бюджетов относится к функциям
органов исполнительной власти, а
рассмотрение и утверждение бюджета –
к функциям органов представительной
власти. На практике данные процессы
осуществляются в тесном сотрудничестве
обеих властей. Кроме того, контроль за
исполнением бюджетов является совместной
компетенцией двух ветвей власти.
Участниками
бюджетного процесса являются:
1. Президент
Республики Беларусь;
2. Парламент
Республики Беларусь;
3. Правительство
Республики Беларусь;
4. Местные Советы
депутатов;
5. Местные
исполнительные и распорядительные
органы;
6. Органы Комитета
государственного контроля Республики
Беларусь;
7. Национальный
банк Республики Беларусь;
8. Иные государственные
органы, на которые в соответствии с
законодательством возложены права и
обязанности по регулированию бюджетных
отношений, организации и осуществлению
бюджетного процесса;
9. Распорядители
и получатели бюджетных средств. Получатель
бюджетных средств– бюджетная или
иная организация, физическое лицо,
имеющие право на получение бюджетных
средств на соответствующий год и
отвечающие за целевое и эффективное
использование бюджетных средств.Распорядитель бюджетных средств–
организация, которая в соответствии с
Бюджетным кодексом и иными актами
бюджетного законодательства имеет
полномочия на распределение бюджетных
ассигнований между получателями
бюджетных средств, а также осуществляет
другие функции;
10. Банки, иные
организации и физические лица, участвующие
в бюджетном процессе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник