Бюджетный цикл и характеристика его этапов рб

Бюджетный цикл и характеристика его этапов рб thumbnail

Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении. [3]

В теоретической финансово-правовой литературе бюджетный процесс так же рассматривается как совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе составления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а также составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного процесса регламентируют весь цикл формирования бюджетов всех уровней, который включает себя:

  • – составление бюджета;
  • – рассмотрение бюджета;
  • – утверждение бюджета;
  • – исполнение бюджета;
  • – составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

По поводу последней стадии среди ученых идет жаркая дискуссия, так как контроль в бюджетной сфере весьма сложно выделить в отдельную стадию бюджетного процесса, ведь он не сменяет последовательно ни одну из стадий бюджетного процесса, а протекает одновременно с обсуждением и утверждением закона о бюджете на очередной год (предварительный контроль), в ходе исполнения бюджета (текущий контроль), при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета (последующий контроль). Являясь по форме и методам проведения независимым от действий, совершаемых на определенных стадиях бюджетного процесса, финансовый контроль протекает одновременно с ними, а не образует самостоятельную стадию.[12, с. 97]

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок не подлежит изменению. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства. В рамках стадий бюджетного процесса по-разному перераспределяются государственные средства, в зависимости от решаемых государством в данный период задач. На каждой стадии решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря). По окончании финансового года для завершения расчетов с бюджетом предоставляется еще один льготный месяц (январь следующего года). Финансовый (бюджетный) год плюс один льготный месяц составляют счетный период.

Впервые бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Жигимонта 3 с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК (т.к. Беларусь почти полностью вошла в состав России после разделов Речи Посполитой) от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).

Основными задачами бюджетного процесса являются:

  • – выявление материальных и финансовых резервов государства;
  • – максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
  • – максимально точный расчет расходов бюджетов;
  • – обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
  • – согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
  • – осуществление бюджетного регулирования, реализовывая цели перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В нормативно-правовых актах не указаны принципы бюджетной системы Республики Беларусь, ученые-теоретики в сфере финансового права сходятся же во мнении, выделяя для бюджетного процесса следующие принципы:

Принцип единства и полноты охвата всех доходов и расходов бюджета. Данный принцип заключается в том, что бюджетная система Беларуси должна объединять все бюджетные доходы и расходы государства в республиканском или местных бюджетах;

Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что бюджеты всех уровней в полной мере должны охватывать все источники бюджетных доходов, и исходя из этого происходит определение размера и порядка расходования денежных средств;

Принцип гласности в бюджетном процессе выражается в том, что на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

Читайте также:  Цикл switch в c

Принцип ежегодности бюджета позволяет выявить ближайшие тенденции экономического развития государства, обеспечить контроль за рациональным расходованием финансовых ресурсов государства;

Принцип специализации показателей бюджета. Этот принцип проявляется в конкретизации доходов бюджета по источникам, а расходов – по целевому назначению. Для этого и применяется бюджетная классификация. [13, с. 219]

Источник


РЕФЕРАТ
 

       Курсовая 
работа 23 с., в том числе 1табл., 1 рис., 22
лит. источников. 

     бюджетный
процесс, принципы, проект
бюджета, рассмотрение,
утверждение, исполнение 

     Объект 
исследования
–  бюджетный процесс
и его этапы в Республике Беларусь.

     Предмет
исследования
– методика составления,
рассмотрения и утверждения бюджета республики.

     Цель 
работы
: исследование бюджетного   
процесса,   его основных принципов,
рассмотрение полномочий участников  
бюджетного   процесса и последовательная
характеристика всех   стадий  
прохождения  бюджетов  в  их периодическом
цикле.

     Методы 
исследования:
сравнительного анализа,
группировок, сравнения, тестирования.

     Полученные 
результаты и их новизна:
исследованы
сущность бюджетного процесса, его принципы
и классификация.

     
    Исследования
и разработки
: изучены сущностные характеристики 
бюджетного  процесса, его роль и место
в финансовой политике государства; рассмотрены 
стадии   бюджетного  процесса
в Республике Беларусь в их единстве и
взаимосвязи; выявлены проблемы организации
бюджетного процесса и пути их решения.

     Автор
работы подтверждает, что приведенный 
в ней расчетно-аналитический 
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов. 
 

     ___________________

     
(подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ведущую,
определяющую роль в  формировании 
и  развитии экономической структуры   
любого    современного   
общества    играет    государственное
регулирование,  осуществляемое 
в  рамках  избранной  властью 
экономической политики. Одним  из 
наиболее  важных  механизмов, 
позволяющих  государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, 
является  финансовый механизм – финансовая
система  общества,  главным  звеном 
которой  является государственный
бюджет. Именно посредством  финансовой 
системы  государство образует централизованные
и воздействует на формирование  децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения  возложенных 
на государственные органы функций.

     Очевидно,
что успех экономического реформирования 
в  нашей  стране  в большой 
степени  зависит  от   того,  
в   каких   направлениях  
произошло преобразование финансовой
системы  общества,  насколько  
бюджетная   политика государства
отвечает требованиям времени.

     В
условиях переходной экономики усиливается 
роль бюджета в регулировании 
воспроизводственных процессов, происходит
активизация всей системы бюджетных отношений.
Бюджет становится одним из главных инструментов
в проведении финансовой политики государства,
а бюджетные методы регулирования – наиболее
эффективными. Путём бюджетного перераспределения
валового внутреннего продукта формируется
структура общественного производства
и народнохозяйственные пропорции, адекватные
рыночной системе хозяйствования.

     Эффективность
бюджетной политики во многом определяется
степенью рационализации бюджетного процесса.
Из этого вытекает важность его изучения
и на этой основе совершенствование.

     Бюджетный  
процесс  – регламентированная Конституцией
Республики Беларусь, актами Президента
Республики Беларусь, настоящим Законом 
и другими нормативными актами деятельность
государственных органов по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению
бюджетов [20].

     Управляя 
бюджетным процессом, государство 
направляет бюджетные потоки таким 
образом, чтобы обеспечить выполнение
макроэкономических показателей, реализацию
общенациональных программ, рыночных
реформ, выравнивание уровней социально-экономического
развития регионов.

     Многогранность 
и непрерывность бюджетного процесса,
его сложность требуют комплексного
подхода к изучению проблемы формирования
и исполнения бюджета, его специфики
в условиях переходной экономики. 

     В 
связи  с  этим  изучение  
бюджетного    процесса,  
теоретических    и законодательных
основ   и   реальной  практики 
функционирования    бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую
актуальность.

     Целью 
курсовой работы  является  исследование
бюджетного    процесса,  
его основных принципов, рассмотрение
полномочий участников   бюджетного  
процесса и последовательная характеристика
всех   стадий   прохождения 
бюджетов  в  их периодическом цикле.

     Для
достижения поставленной цели в курсовой
работе ставятся следующие задачи:

  • изучить сущностные
    характеристики  бюджетного  процесса,
    его роль и место в финансовой политике
    государства.
  • рассмотреть 
    стадии   бюджетного  процесса
    в Республике Беларусь в их единстве и
    взаимосвязи.
  • выявить проблемы
    организации бюджетного процесса и пути
    их решения.

     Изучение 
теоретических проблем бюджетного
процесса позволяет решать практические
задачи повышения эффективности общественного
производства, улучшения социально-экономического
положения.

Читайте также:  Схема життєвого циклу підприємства

     В
ходе выполнения курсовой работы использованы
нормативно-правовые акты Республики
Беларусь, а также специальная 
экономическая литература и данные
периодической печати.

     Теоритической
и методологической основой для 
написания данной курсовой работы стали
труды ученых-экономистов Заяц Н.Е., Родионова
В.М., Сорокина Т.В.,Ковалевой А.М. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность 
      бюджетного процесса,
      его задачи

     Бюджетный
процесс – это регламентируемая законодательством
деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и участников бюджетного процесса [5].

     Этапы  
бюджетного  процесса – это формирование,
рассмотрение, утверждение и исполнение
бюджета и составление и утверждение
отчета об исполнении бюджета. На всех
стадиях прохождения бюджетных показателей
осуществляется контроль и проводится
их экономический анализ[19] .

     Участниками
бюджетного процесса являются:

  • Президент
    Республики Беларусь;
  • Парламент
    Республики Беларусь;
  • Правительство
    Республики Беларусь;
  • местные Советы
    депутатов;
  • местные исполнительные
    и распорядительные органы;
  • органы Комитета
    государственного контроля Республики
    Беларусь;
  • Национальный
    банк Республики Беларусь;
  • иные государственные
    органы, на которые в соответствии с законодательством
    возложены права и обязанности по регулированию
    бюджетных отношений, организации и осуществлению
    бюджетного процесса;
  • распорядители
    и получатели бюджетных средств;
  • банки, иные
    организации и физические лица, участвующие
    в бюджетном процессе [2].

     Бюджетные
организации в соответствии с 
закрепленными за ними функциями 
и задачами:

     1.
разрабатывают план своей деятельности,
бюджетную смету, увязанную с 
этим планом в части бюджетных 
средств;

     2.
обеспечивают исполнение бюджета 
по выделенным бюджетным средствам;

     3.
составляют и представляют распорядителю 
бюджетных средств бухгалтерскую 
отчетность в составе, определенном 
Министерством финансов, за исключением 
государственных органов, имеющих 
воинские формирования, воинские 
части и организации, а также подчиненных
этим органам воинских частей и организаций,
которые ведут учет активов и обязательств
и представляют бухгалтерскую отчетность
в порядке, установленном Правительством
Республики Беларусь.

     Задачами
бюджетного процесса являются:

  • максимальное
    выявление всех материальных и фин. резервов
    в целях достижения существенного прогресса
    на пути к развитому рыночному хозяйству;
  • определение
    доходов бюджета по отдельным налогам
    и др. платежам, а также общего объема в
    соответствии с прогнозами и целевыми
    программами социально-экономического
    развития;
  • установление
    расходов бюджета по целевому назначению,
    а также общего объема исходя из потребности
    бесперебойного финансирования всех мероприятий
    общегосударственного значения, предусмотренных
    бюджетом;
  • согласование
    бюджета с общей программой финансовой
    стабилизации, направленно на преодоление
    инфляционных тенденций в экономике и
    обеспечение устойчивости национальной
    денежной единицы;
  • сокращение
    и ликвидация бюджетного дефицита за счет
    экономически оправданных источников;
  • осуществление
    бюджетного регулирования в целях сбалансированности
    бюджетов разного уровня путем перераспределения
    источников доходов государства;
  • повышение
    роли перспективного бюджетного планирования,
    что должно обеспечить пропорциональность
    и сбалансированность всех крупномасштабных
    социально-экономических программ;
  • усиление
    контроля за деятельностью юридических
    лиц и доходами отдельных граждан при
    выполнении ими налоговых обязательств;
  • автоматизация
    процесса составления  и  исполнения
    бюджетов через систему автоматизации
    финансовых расчетов [22].

     Таким
образом, в Республике Беларусь бюджетный 
процесс является инструментом регулирования 
и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности 
производства, именно через бюджет осуществляется
социальная политика. 

       1.2 
Принципы бюджетного 
процесса и бюджетная 
классификация

     Бюджетная
система Республики Беларусь основывается
на принципах:

     1. Принцип
единства означает, что единство бюджетной
системы Республики Беларусь обеспечивается
единой правовой базой, единой денежной
системой, единым регулированием бюджетных
отношений, единой бюджетной классификацией
Республики Беларусь, единством порядка
исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского
учета и отчетности.

     2. Принцип
полноты отражения доходов и расходов
бюджетов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, определенные законодательством,
подлежат отражению в бюджетах в обязательном
порядке и полном объеме.

     3. Принцип
сбалансированности бюджетов означает,
что объем предусмотренных бюджетом расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении,
рассмотрении, утверждении и исполнении
бюджета государственные органы должны
исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.

     4. Принцип
гласности означает открытость для общества
и средств массовой информации процедур
рассмотрения и принятия закона о республиканском
бюджете на очередной финансовый год,
решений местных Советов депутатов о бюджете
на очередной финансовый год, а также опубликование
в установленном порядке в средствах массовой
информации утвержденных бюджетов и отчетов
об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения бюджетов
(кроме сведений, отнесенных к государственным
секретам).

     5. Принцип
самостоятельности бюджетов обеспечивается
наличием у бюджетов всех уровней бюджетной
системы Республики Беларусь собственных
доходов и источников финансирования
дефицита бюджета, а также правом соответствующих
государственных органов в порядке, установленном
законодательством, определять направления
расходов, самостоятельно составлять,
рассматривать, утверждать и исполнять
бюджет.

     6. Принцип
эффективности использования бюджетных
средств означает, что при составлении,
рассмотрении, утверждении и исполнении
бюджетов все участники бюджетного процесса
должны исходить из необходимости достижения
заданных целей с использованием минимального
объема бюджетных средств или достижения
максимального результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.

Читайте также:  Цикл аткинсона в камри

Источник

5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс– регламентируемая законодательством
деятельность государственных органов,
иных участников бюджетного процесса
по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов, а также составлению,
рассмотрению и утверждению отчетов об
их исполнении.

В Республики
Беларусь бюджетный (финансовый) год
совпадает с календарным (1 января – 31
декабря). Но срок действия бюджета не
совпадает с бюджетным циклом, под
которым понимается время от начала
составления проекта бюджета до утверждения
отчета об его исполнении.

Бюджетный процесс
включает в себя 4 стадии:

1. Составление
проекта бюджета – до 1 сентября года,
предшествующего началу нового бюджетного
года;

2. Рассмотрение и
утверждение бюджета – до 1 декабря года,
предшествующего началу нового бюджетного
года;

3. Исполнение
бюджета – в течении года действия закона
о бюджете;

4. Составление и
утверждение отчета об исполнении бюджета
– до 1 июня года, следующего за отчетным.

Все стадии бюджетного
процесса строго регламентированы
процессуальными нормами бюджетного
права, призванными обеспечить четкое
бюджетное планирование и соблюдение
бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного
процесса следуют в вышеуказанной
последовательности, и данный порядок
изменению не подлежит. На каждой стадии
бюджетного процесса решаются вопросы,
которые не могут быть решены в другое
время.

Регулирование
бюджетного процесса осуществляется
путем применения норм бюджетного права
(Бюджетный кодекс, закон о республиканском
бюджете), кроме того субъекты бюджетного
процесса руководствуются нормами
регламентного характера, содержащимися
в Законе Республики Беларусь от 21 февраля
1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики
Беларусь», Законе Республики Беларусь
от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном
собрании Республики Беларусь», Законе
Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №
424-З «О Совете Министров Республики
Беларусь» и др. нормативными актами, в
частности, издаваемыми Министерством
финансов, в функции которого входит
организация бюджетного процесса в
Республике Беларусь.

Органы местного
самоуправления в пределах предоставленных
им полномочий разрабатывают свою
нормативную базу, регламентирующую
осуществление бюджетного процесса в
регионах.

Бюджетному процессу
присущи принципы лежащие в основе
бюджетной системы Республики Беларусь
(см. вопрос 3 темы «Бюджетное право
Республики Беларусь»). Кроме того
существуют характерные принципы
бюджетного процесса
:

1. Принцип
ежегодности
означает, что бюджет
принимается сроком на один год – с 1
января по 31 декабря. Другой стороной
этого принципа является принятие бюджета
до начала финансового года, что позволяет
более адресно подходить к распределению
бюджетных средств.

2. Принцип
специализации бюджетных показателей
,
который означает, что бюджеты всех
уровней бюджетной системы Республики
Беларусь составляются в соответствии
с единой бюджетной классификацией. При
этомбюджетная классификация Республики
Беларусь
– систематизированная
группировка доходов и расходов бюджета,
источников финансирования дефицита
бюджета, видов государственного долга
Республики Беларусь, обеспечивающая
республиканскую и международную
сопоставимость показателей. Бюджетная
классификация регламентируется гл. 4
Бюджетного кодекса.

3. Принцип
разграничения компетенции
между
органами представительной и исполнительной
властей. По действующему законодательству
Республики Беларусь составление и
исполнение бюджетов относится к функциям
органов исполнительной власти, а
рассмотрение и утверждение бюджета –
к функциям органов представительной
власти. На практике данные процессы
осуществляются в тесном сотрудничестве
обеих властей. Кроме того, контроль за
исполнением бюджетов является совместной
компетенцией двух ветвей власти.

Участниками
бюджетного процесса являются
:

1. Президент
Республики Беларусь;

2. Парламент
Республики Беларусь;

3. Правительство
Республики Беларусь;

4. Местные Советы
депутатов;

5. Местные
исполнительные и распорядительные
органы;

6. Органы Комитета
государственного контроля Республики
Беларусь;

7. Национальный
банк Республики Беларусь;

8. Иные государственные
органы, на которые в соответствии с
законодательством возложены права и
обязанности по регулированию бюджетных
отношений, организации и осуществлению
бюджетного процесса;

9. Распорядители
и получатели бюджетных средств. Получатель
бюджетных средств
– бюджетная или
иная организация, физическое лицо,
имеющие право на получение бюджетных
средств на соответствующий год и
отвечающие за целевое и эффективное
использование бюджетных средств.Распорядитель бюджетных средств
организация, которая в соответствии с
Бюджетным кодексом и иными актами
бюджетного законодательства имеет
полномочия на распределение бюджетных
ассигнований между получателями
бюджетных средств, а также осуществляет
другие функции;

10. Банки, иные
организации и физические лица, участвующие
в бюджетном процессе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник