5 авторская позиция в цикле новелл конармия и особенности ее выражения

5 авторская позиция в цикле новелл конармия и особенности ее выражения thumbnail

Эта летопись будничных злодеяний, которая теснит меня неутомимо, как порок сердца.

И. Бабель

Роман И. Бабеля “Конармия” – это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозоичные полотна. В “Конармии”, несмотря на ужасы войны, показан свирепый климат тех лет, – вера в революцию и вера в человека Автор рисует пронзительно-тоскливое одиночество человека на войне. И. Бабель увидев в революции не только силу, но и “слезы и кровь”, “вертел” человека так и этак, анализировал его. В романе

“Конармия” И. Бабель использует метод “автор без кавычек”.

В главах “Письмо” и “Берестечко” автор показывает разные позиции людей на войне. В “Письме” он пишет о том, что на шкале жизненных ценностей героя, история о том, как “кончали” сначала брата Федно, а потом папашу, занимает второе место. В этом заключается протест самого автора против убийства. А в главе “Берестечко” Бабель старается уйти от реальности, потому что она невыносима.

Описывая характеры героев, границы между их душевными состояниями, неожиданные поступки, автор рисует бесконечную разнородность

действительности, способность человека одновременно быть возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим и убивающим. Бабель мастерски играет переходами, колебаясь между ужасом и восторгом.

За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровых буднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможет примириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению Бабеля, одинок в этом мире.

И. Бабель пишет о том, что революция идет “как лава, разметая жизнь” и оставляя свой отпечаток на всем, чего каснется. Он ощущает себя “на большой непрекращающейся панихиде”. Еще ослепительно светит раскаленное солнце, но уже кажется, что это “оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова”, и “нежный свет”, который “загорается в ущельях туч”, уже не может снять тревожного беспокойства, потому что не просто закат, а “штандарты заката веют над нашими головами…”. Картина победы на глазах приобретает непривычную жестокость.

И когда вслед за “штандартами заката” автор напишет фразу: “Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу”, – этой метаморфозой он если не опрокинет, то, во всяком случае, сильно осложнит свой первоначальный торжествующий запев. Все это подготавливает финал, где в горячном сне рассказчику видятся схватки и пули, а наяву спящий сосед-еврей оказывается мертвым, зверски зарезанным поляками стариком.

Все рассказы у Бабеля наполнены запоминающимися, яркими метаморфозами, отражая драматизм его мировоззрения. И мы не можем не горевать о его судьбе, не сострадать его внутренним терзаниям, не восхищаться его творческим даром. Его проза не выцвела во времени.

Его герои не потускнели. Его стиль по-прежнему загадочен и невоспроизводим. Его изображение революции воспринимается как художественное открытие.

Он выразил свою позицию на революцию, стал “одиноким человеком” в мире, который быстро меняется и кишит переменами. Таким образом, он выразил себя и стал наперекор времени.

Loading…

Источник

Источник

  • Категория: Сочинения по русской литературе

Роман И. Бабеля “Конармия” — это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозоичные полотна. В ”Конармии”, несмотря на ужасы войны, показан свирепый климат тех лет, — вера в революцию и вера в человека Автор рисует пронзительно-тоскливое одиночество человека на войне. И. Бабель увидев в революции не только силу, но и “слезы и кровь”, ”вертел” человека так и этак, анализировал его. В романе “Конармия” И. Бабель использует метод ”автор без кавычек”. В главах “Письмо” и “Берестечко” автор показывает разные позиции людей на войне. В “Письме” он пишет о том, что на шкале жизненных ценностей героя, история о том, как “кончали” сначала брата Федно, а потом папашу, занимает второе место. В этом заключается протест самого автора против убийства. А в главе “Берестечко” Бабель старается уйти от реальности, потому что она невыносима. Описывая характеры героев, границы между их душевными состояниями, неожиданные поступки, автор рисует бесконечную разнородность действительности, способность человека одновременно быть возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим и убивающим. Бабель мастерски играет переходами, колебаясь между ужасом и восторгом.

Читайте также:  Цикл лет по животным

За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция — это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровых буднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможет примириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению Бабеля, одинок в этом мире. И. Бабель пишет о том, что революция идет “как лава, разметая жизнь” и оставляя свой отпечаток на всем, чего каснется. Он ощущает себя ”на большой непрекращающейся панихиде”. Еще ослепительно светит раскаленное солнце, но уже кажется, что это “оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова”, и “нежный свет”, который “загорается в ущельях туч”, уже не может снять тревожного беспокойства, потому что не просто закат, а “штандарты заката веют над нашими головами…”. Картина победы на глазах приобретает непривычную жестокость. И когда вслед за “штандартами заката” автор напишет фразу: “Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу”, — этой метаморфозой он если не опрокинет, то, во всяком случае, сильно осложнит свой первоначальный торжествующий запев. Все это подготавливает финал, где в горячном сне рассказчику видятся схватки и пули, а наяву спящий сосед–еврей оказывается мертвым, зверски зарезанным поляками стариком.

Все рассказы у Бабеля наполнены запоминающимися, яркими метаморфозами, отражая драматизм его мировоззрения. И мы не можем не горевать о его судьбе, не сострадать его внутренним терзаниям, не восхищаться его творческим даром. Его проза не выцвела во времени. Его герои не потускнели. Его стиль по–прежнему загадочен и невоспроизводим. Его изображение революции воспринимается как художественное открытие. Он выразил свою позицию на революцию, стал “одиноким человеком” в мире, который быстро меняется и кишит переменами. Таким образом, он выразил себя и стал наперекор времени.

Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

Источник

    «Конармия»
    представляет собой нерасторжимое
    художественное единство — цикл рассказов,
    объединённых образом героя-повествователя
    Кирилла Васильевича Лютова (автор
    сохранил своё «корреспондентское»
    имя). Последовательность рассказов
    строго определена автором и при
    переизданиях никогда не менялась.
    Композиция цикла — единое лирико-эпическое
    повествование о Гражданской войне, в
    котором соединены романтическая патетика
    и натуралистическое описание военных
    будней. Рассказы доступны (и даже
    исполнялись на эстраде), но вместе с тем
    очень сложно построены. В них намеренно
    не высказывается авторская позиция, и
    это допускает множество толкований.
    Образы автора, рассказчика и героя
    находятся в сложном соотношении, создают
    впечатление сразу нескольких точек
    зрения, высказанных в произведении.

    «Конармия»
    — одна из самых беспощадных и откровенных
    книг. Перед читателем предстаёт жизнь
    на войне, в которой переплетены воедино
    правдоискательство и духовная слепота,
    смешное и трагическое, героизм и
    жестокость. Боец убивает женщину, которая
    ездила за солью (соль была тогда «разменной
    монетой», на которую можно было что-то
    купить, и ценилась очень высоко), потому
    что она «обманула» казаков: для того
    чтобы вернуться домой и довезти добычу,
    она выдала мешок с солью за ребёнка:
    «…а вы, гнусная гражданка, есть более
    контрреволюционерка, чем тот белый
    генерал, который с вострой шашкой
    грозится нам на своём тысячном коне…
    Его видать, того генерала, со всех дорог,
    и трудящийся имеет свою думку-мечту его
    порезать, а вас, несчётная гражданка…
    вас не видать, как блоху, и вы точите,
    точите, точите…

    И
    я действительно признаю, что выбросил
    эту гражданку на ходу под откос, но она,
    как очень грубая, посидела, махнула
    юбками и пошла своей подлой дорожкой.
    И, увидев эту невредимую женщину, и
    несказанную Рассею вокруг неё, и
    крестьянские поля без колоса, и поруганных
    девиц, и товарищей, которые много ез-дют
    на фронт, но мало возвращаются, я захотел
    спрыгнуть с вагона и себя кончить или
    её кончить. Но казаки имели ко мне
    сожаление и сказали:

    Читайте также:  Холодильный цикл на co2

    — Ударь
    её из винта».

    Это
    страшное, рождённое войной соединение
    в людях переживаний за «Рассею» и поля
    «без колоса» и вместе с тем — совершенное
    равнодушие к своей и чужой жизни. Но
    главное — высшее оправдание убийства:
    «И, сняв со стенки верного винта, я смыл
    этот позор с лица трудовой земли и
    республики».

    Конармейцы
    в изображении Бабеля предстают людьми
    с противоречивыми характерами,
    непредсказуемыми, неординарными. В
    дневнике Бабель отмечал: «Что такое наш
    казак? Пласты: барахольство, удальство,
    профессионализм, революционность,
    звериная жестокость». Повествователь
    Лютов становится для бойцов своим лишь
    тогда, когда жестоко убивает гуся («Мой
    первый гусь»). Окружающие принимают
    Лютова после этого в своё сообщество,
    но ему это даётся нелегко: «…сердце
    мое, обагрённое убийством, скрипело и
    текло». Для Лютова, так же как для автора,
    среда конармейцев — среда чужая,
    непривычная.

    В
    центре «Конармии» — проблема человека
    в революции, человека, вступившего в
    борьбу за новое, справедливое устройство
    общества. Стремлением понять гуманистическое
    содержание революции проникнуты многие
    страницы «Конармии». Жестокость некоторых
    нарисованных Бабелем сцен, натуралистичность
    картин быта красноармейцев вызваны
    необходимостью показать достоверность
    того, что происходило ежедневно. Писателя
    упрекали в цинизме, гак как описание
    страшных сцен у него исполнено на первый
    взгляд философского спокойствия: «Старик
    взвизгивал и вырвался. Тогда Кудря из
    пулемётной команды взял его голову и
    спрятал её у себя под мышкой. Еврей затих
    и расставил ноги. Кудря правой рукой
    вытащил кинжал и осторожно зарезал
    старика, не забрызгавшись» («Берестечко»),
    Герои Бабеля поступают жестоко, потому
    что этого требует логика времени.

    Повествователь,
    странный и смешной для бойцов очкарик
    Лютов, превращается в солдата. Но душа
    его всё равно не принимает войну, ради
    каких бы светлых идеалов она ни велась.
    В новелле «Эскадронный Трунов» герой
    не даёт убивать пленных поляков, но не
    может он убивать и в бою («После боя»).
    Акинфиев, бывший повозочный Ревтрибунала,
    обвиняет рассказчика: «…виноватить я
    желаю тех, кто в драке путается, а патронов
    в наган не загаживает…» То, что не дано
    понять Акинфиеву, понятно читателю:
    Лютов не может убить человека, хотя сам
    может погибнуть в любую минуту. В трусости
    его никто не упрекнёт, но и эго раздражает
    бойцов: раздражает именно непонимание,
    почему он так поступает.

    Первыми
    убийцами в книге оказываются враги —
    поляки. Но дальше всё смешивается,
    превращается в кровавую кашу. В «Конармии»
    нет ни одной естественной кончины
    (внезапно, но без чужой помощи умрёт
    лишь старик в позднем рассказе «Поцелуй»),
    Зато множество расстрелянных, зарезанных,
    замученных.

    В
    34 новеллах крупным планом даны 12 смертей;
    о других, массовых, упоминается мимоходом:
    «Прищепа ходил от одного соседа к
    другому, кровавая печать его подошв
    тянулась за ним следом»; «Он поджигал
    деревни и расстреливал польских старост
    за укрывательство».

    «Конармия»
    — одно из произведений, показывающих
    революцию как стихию, хаос, порыв. Этому
    соответствует «мозаичный» принцип
    изображения: последовательность эпизодов
    в рассказах чаще всего непредсказуема.
    Восприятие автором Гражданской войны
    было противоречиво, так как он видел и
    величие её, и невероятную жестокость.
    Во многом эта книга была попыткой
    интеллигента найти себя в революции.

    Литературная
    критика всех направлений встретила
    «Конармию» восторженно. В. Полонский
    писал: «В советской литературе Бабель
    занял выдающееся положение. Само
    существование “Конармии” является
    одним из факторов, определяющих развитие
    литературного искусства». «Конармия»
    действительно стала событием в литературе.
    Однако командарм Будённый выступил в
    печати с обвинениями в адрес писателя,
    заявив, что книга — «клевета» на его
    бойцов. Будённый выдвигал серьёзные по
    тем временам обвинения, упрекая Бабеля
    в дегероизации истории. На защиту
    «Конармии» встал М. Горький: «Читатель
    внимательный, я не нахожу в книге Бабеля
    ничего карикатурно-пасквильного;
    наоборот, его книга возбудила у меня к
    бойцам Конармии и любовь, и уважение,
    показав мне их действительно героями…»

    В
    1939 году Бабель был арестован и расстрелян
    как «агент французской и австрийской
    разведок». При аресте у него были изъяты
    рукописи, которые не найдены до сих пор.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник