Жизненный цикл развития человека это

Жизненный цикл развития человека это thumbnail

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды:

  • — пренатальный (внутриутробный);
  • — детство;
  • — отрочество;
  • — зрелость (взрослое состояние);
  • — преклонный возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. Например, период детства включает в себя следующие стадии:

  • 1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);
  • 2) стадия раннего детства (или “первое детство”, от 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи;
  • 3) стадия дошкольного детства (или “второе детство”, от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • 4) стадия младшего школьного детства (или “третье детство”, от 6 до 11—12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • 1) подростковый (или пубертатный) период соответствует половому созреванию и продолжается с 11—12 лет до 14—15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе;
  • 2) юношеский (ювенильный) период, с 16 до 20—23 лет, представляет собой переход к зрелости — с биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни.

Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых. Проявляется закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития человека — это обучение (Л. С. Выготский). Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны для ребенка только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых, “зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, характеризует умственное развитие на завтрашний день”. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Л. С. Выготский).

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности, направленной на предметы, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь его различные вариации в пределах нормы.

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст исходя из следующих критериев:

  • – социальная ситуация развития система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;
  • – основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период;
  • – основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13—14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Л малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, степени психического развития человека, его психологических качеств и преобладающих желаний, по доминирующим формам поведения и деятельности, особенностям развития личности.

“Личность” — это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

На каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия, формируется своя ведущая деятельность у ребенка, которая обусловливает главные изменения в развитии его личности и способностей, появление новообразований — новых качеств на данном возрастном этапе (на другом — будет уже иная ведущая деятельность и иная социальная ситуация развития, что подтвердили исследования отечественных психологов Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина), появляются свои специфические проблемы, которые могут быть решены с позитивным или негативным исходом (причем результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов воздействия окружающих людей, поведения и воспитания, норм общества и этнической группы и т.п., согласно исследованиям и теории зарубежного психолога Э. Эриксона).

Читайте также:  Пироплазмоз крс цикл развития

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, и он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и тогда развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.

Например, в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, появляется агрессивность, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Иначе говоря, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на этом возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающий положительный или негативный исход. Позитивный результат — формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизма, а негативный выражается в недоверии к миру, людям, пессимизме, даже агрессивности (табл. 2.3).

С понятиями автономии и независимости связана вторая стадия раннего детства. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за “мокрые штанишки”. Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В завершение этой стадии должно быть достигнуто равновесие “автономии” и “стыда”. Оно благоприятно для развития ребенка при условии, что родители не подавляют его желания, не наказывают физически за провинности.

В возрасте 3—5 лет, на третьей стадии, ребенок уже умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается еще в игре — ведущей деятельности на данном возрастном этапе. Она очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творческие способности, ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует формированию пассивности, неуверенности, чувства вины.

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению, чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, отчаяния, потери интереса к учебе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители понимают его, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

Таблица 2.3. Изменения типов ведущей деятельности и результатов развития на последующих возрастных стадиях

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется эго-идентичность. Бурный физиологический рост, половое созревание, повышенное внимание к тому, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание — вот вопросы, которые встают перед подростком. Здесь уже проявляются требования общества к нему, связанные с самоопределением. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками. На этой стадии снова обостряются все критические моменты прошлого. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаст целостную форму эгоидентичности, находит свое “Я”, признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности: подросток не может найти свое “Я”, не осознает своих целей и желаний, начинается регрессия, возврат к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, рождается страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство “непризнания себя” со стороны окружающих людей (см. табл. 2.3).

Этап зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20—23 лет до 30—33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период “становления”, самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. На шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек’ не боится обезличивания, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит на этот возраст, человек замыкается в одиночестве.

Седьмая, центральная, стадия — взрослый этап. Развитие идентичности происходит всю жизнь, мы испытываем воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что мы им нужны. Положительные симптомы этой стадии: человек вкладывает себя в любимый труд и заботу о детях, удовлетворен собой и жизнью. Если не на кого излить свое “я” (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если на этапах своего развития у личности всегда были отрицательные выборы.

Читайте также:  Туристская дестинация цикл развития

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33—35 лет — когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: “Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?” И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40—43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, в сексуальной жизни.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45—55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, карьере, любви, в результате чего возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках “доказать свою молодость” через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного прекращения активной трудовой и социальной жизни.

О периоде с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое “Я” в размышлениях о прожитых годах либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый заключается в переоценке собственного “Я” помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без страха может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий.

Первая из них — стадия отрицания. Мысль: “Нет, не я!” — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охватывающий больного при вопросе: “Почему именно я?”, изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая — стадия “торга” — больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: “Да, на этот раз умереть предстоит именно мне”, замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовки к осознанию необходимости отречения от жизни и готовности встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Умирающий все дальше отдаляется от людей, замыкаясь в себе. Так наступает состояние “социальной смерти” (от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия — это “принятие смерти”: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца — это состояние “психической смерти” (психологически человек уже отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течение 10—20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функции организма и гибели всех его клеток.

По религиозным воззрениям и некоторым научным утверждениям, с гибелью тела не происходит полная смерть души, психики человека. В западных научных кругах появилась гипотеза, что сознание человека не связано с мозгом, а лишь использует серое вещество мозга как приемник и передатчик мысленных сигналов, которые преобразуются в поступки и эмоции. В период клинической смерти хотя мозг не проявляет никаких признаков активности, не работает, но сознание приобретает некую свободу, переходит в пятое измерение, как бы “душа выходит наружу, человек ощущает себя вне тела, наблюдая за происходящим со стороны, попадает в световой тоннель”.

Существует гипотеза, что душа человека в виде информационного сгустка после его смерти продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Читайте также:  Звено цикла развития лягушки

Источник

Часто говорят, что жизнь — это школа. Действительно, она постоянно чему-то учит нас и экзаменует с определённой периодичностью. Так уж сложилось, что каждые семь лет человек попадает в ситуацию анализа, выбора, переосмысления своей жизни. Цель этих семилетних циклов — накопить опыт и перейти на новый уровень развития. Только происходит это в случае, если вы успешно сдали жизненный экзамен: вышли из тупиковой ситуации, приняли верное решение, «перезапустили» свой потенциал.

Действительно, раз в семь лет в нашей жизни создаётся ситуация, требующая чётких и осознанных действий: смена работы, места жительства, круга общения, образа жизни или формы отношений с близкими. Одни, зная это, воспринимают ситуацию адекватно, другие впадают в панику, ощущая её как жизненный крах. Но в том и смысл: применить накопленный опыт и восстать, как птица Феникс из пепла, в новом, лучшем, образе.       

Каждый из жизненных периодов имеет свой смысл и свою цель:

  • 0-7 лет — «Кто я?» Насыщение материнской любовью, познание мира ощущений и чувств. Главный объект -мама, её образ, её любовь, прикосновения, голос. Заканчивается период «вылуплением из материнского яйца», выходом в мир, где не так комфортно и тепло, но нужно адаптироваться. Кризисная ситуация — поступление в школу.
  • 7-14 лет — «Где я?» Познание мира, создание представлений о собственной личности и своём месте в мире. Главный объект — отец, который знакомит с миром вне домашних стен, передаёт опыт взаимодействия с ним. Кризисная ситуация — половое взросление, установление контактов с окружающими.
  • 14-21 год- «Какой я?» Время протеста против правил, создание мировоззрения и системы ценностей, формирование интеллекта. Стремление к самовыражению, поиск себя и своего предназначения. Главные объекты — ровесники, группа. Критическая ситуация — выбор профессии, вида деятельности.
  • 21-28 лет — «С кем я?» Время самоопределения, поиска смысла жизни, круга общения. Время проб и ошибок в общении с противоположным полом, создание отношений, семьи. Кризисная ситуация — взаимоотношения в паре, выбор партнёра. Человек окончательно покидает родительское гнездо и создаёт своё. Заканчивается первая фаза жизненных циклов.
  • 28-35 лет — «Кем я себя ощущаю?» Укрепление положения в обществе, структуры и правил семьи. Рождение детей, осознание себя как мужа, жены, родителя. Переход на новый уровень взаимоотношений с родителями. Кризисная ситуация — переосмысление своих жизненных ролей, укрепление иерархии жизненных ценностей. Если не оторвался от родительского гнезда, не осознал смысл и значение своих жизненных ролей, в жизни начинается хаос: родители вмешиваются, отношения с партнёром не складываются, дети не радуют. Возможны разрывы отношений, конфликты на работе, ссоры с близкими, разочарование в себе.
  • 35-42 года – «Второй шанс» Пересмотр созданного и достигнутого, осознание результатов и перспектив. Время работы над ошибками. Одни, их исправив, укрепляют то, что есть. Другие разрушают сделанное и начинают с нуля. Поиск новых путей удовлетворения потребностей, новых форм отношения с обществом. Если «работа над ошибками» проделана качественно и честно, то новый виток отношений или новые отношения станут счастливее и комфортнее. Если нет — есть риск совершить те же ошибки и «ходить по кругу».
  • 42-49 лет – «Осознание полноты жизни» Своё гнездо создано и укреплено, своё место в жизни найдено, теперь можно позволить себе ощутить все краски мира и прочувствовать то, на что раньше не было сил и времени. Можно сказать, что (при качественном прохождении предыдущих этапов) человек наконец-то полноценно воспринимает себя и мир вокруг, приняв неизбежное и радуясь достигнутому.
  • 49-56 лет – «Духовное самоосознание» Время осознания мудрости устройства жизни, анализа, поиска себя как человека разумного и самодостаточного. Время созерцания и накопления «счастливых мгновений». Завершение второй фазы жизненных циклов.
  • 56-63 года – «Пора мудрости» Формирование философского отношения к жизни, осознание собственного Я, пересмотр жизненных планов и результатов их достижения.
  • 63-70 лет. «Ещё есть неиспользованный шанс!» Время заново ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чего достиг? Что не сделал? Время, когда вспоминается, о чём мечталось в детстве и что не смог для себя сделать. Время появление новых увлечений, освоение новых навыков. Время пересмотра своей роли в жизни и семье, нахождения дипломатичных и компромиссных вариантов отношений с близкими и миром.
  • 70-77 лет. «Время принятия» Принять себя в этом возрасте — значит, реально посмотреть на свои возможности и использовать их себе на радость. Принять естественный ход жизни и радоваться каждому дню, ценить всё, что даёт жизнь.
  • 77-82 года. «Время гармонии с собой и миром» Если все предыдущие циклы полноценно прожиты, человеку есть, чему радоваться, от чего получать удовольствие, чем занимать своё время. Рядом будет кто-то родной и близкий: супруг, дети, внуки, друзья. Конечность жизни не будет восприниматься как катастрофа и повод для отчаяния. Следующие семилетние циклы будут иметь тот же смысл и содержание, давая возможность ещё раз ответить себе на вопросы: «Кто я в этой жизни?».

А Вы на каком цикле находитесь?

Источник