Жизненные циклы размножение человек

«Размножение и развитие организма человека»
Размножение – это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. В природе существуют две формы размножения – бесполое и половое. При половом размножении участвуют два организма – материнский и отцовский. Человеку, как и большинству живых существ, свойственно половое размножение.
Размножение человека – физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток – начало формирования нового индивида. Человеческий зародыш развивается в матке женщины во время беременности, которая длится 9 месяцев. В конце этого периода матка начинает самопроизвольно ритмически сокращаться, сокращения становятся все сильнее и чаще; амниотический мешок (плодный пузырь) разрывается и, наконец, через влагалище «изгоняется» зрелый плод – рождается ребенок. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами.
Внутриутробное развитие организма человека начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка.
Оплодотворение
Слияние сперматозоида и яйцеклетки (оплодотворение) происходит обычно в маточной трубе. Сперматозоиды попадают во влагалище во время полового акта, они самостоятельно продвигаются по женской половой системе и через 1,5-2 ч попадают в маточные трубы. При встрече с яйцеклеткой сперматозоид прикрепляется к ней, акросомальные ферменты растворяют её оболочки, и гаплоидное ядро сливается с ядром яйцеклетки.
После проникновения сперматозоида образуется оболочка, препятствующая проникновению в яйцеклетку других сперматозоидов. Образовавшаяся диплоидная зигота продвигается по направлению к матке и делится, в результате чего возникает комочек из мелких, внешне недифференцированных клеток. Зародыш в течение 4-5 дней спускается по маточной трубе в матку, несколько дней остаётся в ней и на 7-й день внедряется в её богатую кровеносными сосудами слизистую оболочку. В этот период продолжается деление клеток зародыша, вокруг него образуются зародышевые оболочки и происходит дифференцирование клеток в первичные ткани. Наружная зародышевая оболочка (хорион) несёт ворсинки, с помощью которых зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки. На 9-й неделе внутриутробного развития образуется плацента (детское место) – дисковидный орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период беременности. С этого момента развивающийся организм называется плодом.
Через плаценту устанавливается тесный контакт между кровеносными системами плода и матери: через тонкие стенки капилляров питательные вещества и кислород поступают из крови матери в кровь зародыша, одновременно в кровь матери переходят продукты жизнедеятельности плода. В плаценте вырабатываются некоторые гормоны, влияющие на организм матери. Продолжительность внутриутробного развития (беременности) у человека составляет девять месяцев (270-280 дней). Во время беременности под действием прогестерона происходит подготовка молочных желёз к выкармливанию ребёнка. К моменту рождения плод имеет рост 50-55 см и массу тела – 3000-3500 г.
Роды
По истечении срока внутриутробного развития плод изгоняется из матки в процессе родов. В подготовке и осуществлении родов участвуют центральная и периферическая нервные системы, гормоны и другие биологически активные вещества, нервно-мышечный аппарат самой матки.
Роды начинаются схватками, в результате которых расширяется шейка матки, чтобы обеспечить прохождение через неё плода. После раскрытия шейки матки к схваткам присоединяются потуги – сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы, возникающие рефлекторно и непроизвольно. Одновременное повышение внутриматочного давления (схватки) и внутрибрюшного давления (потуги) способствует тому, что плод устремляется в родовые пути. Первые 12 ч за счет сокращений матки он продвигается вниз к шейке матки, шейка расширяется, плод может пройти через нее. В это время происходит разрыв амниона, жидкость выходит из организма матери. После отхождения вод схватки стихают. Через 15-20 мин, когда мускулатура матки приспосабливается к уменьшенному объему, схватки возобновляются. В последующие 20-60 мин плод проходит через шейку матки и влагалище и рождается.
С первым криком новорождённый ребёнок начинает дышать атмосферным воздухом. После прекращения пульсации сосудов пуповину, соединяющую ребёнка с плацентой, перевязывают и перерезают. Через 10-15 мин после рождения ребёнка в результате сокращений матки рождается послед – плацента с плодными оболочками.
Послеродовое развитие организма человека
(постэмбриональный онтогенез)
Физиологи условно делят человеческую жизнь на большие возрастные периоды: детский – от рождения до начала периода полового созревания (примерно до 13 лет); подростковый – от начала полового созревания до 16 лет у девочек и до 18 лет у мальчиков; юношеский – до 25-26 лет; взрослый – до 40 лет у женщин и до 45 лет у мужчин; зрелый – до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин; пожилой – до 75 лет у женщин и мужчин; старческий – свыше 75 лет. Такая периодизация основана частично на биологических и частично на социальных признаках.
Детский период подразделяется на период новорождённости, который продолжается от рождения до 4-х недель жизни; грудной (младенческий) период (до 1 года) – период максимально быстрого роста и развития. В ясельный период (раннего детства) (от 1 года до 3-х лет) и дошкольный период (от 3 до 7 лет) продолжаются процессы роста и формирования организма, движения ребёнка становятся более согласованными, быстро развиваются речь и мышление. В младший школьный период (от 7 до 12 лет) формируются мелкие мышцы кисти руки. Дети обучаются грамоте, чтению, у них развивается логическое мышление.
Онтогенез человека заканчивается смертью. Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы.
Это конспект 8 класса по теме «Размножение и развитие организма человека». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Наследование признаков. Наследственные болезни
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
Источник
Тема: Жизненные циклы. Размножение и развитие человека
Цель: продолжить развитие общебиологических понятий о жизненных циклах и онтогенезе, самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения, как наиболее прогрессивного способа продолжения жизни, процессами, происходящими во время внутриутробного развития организма.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Слайд 1 – Сегодня мы вспомним основные биологические понятия, связанные с живыми организмами, и с особенностями развития человека.
Слайд 2 – Все живое возникает из живого, проходит свой жизненный путь.
Слайд 3 – Все живые организмы имеют общие свойства: состоят из клеток, питаются, дышат, растут и развиваются, оставляют потомство и умирают.
Слайд 4 – Мудрый Омар Хайям когда-то сказал:
«Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начало, где конец?
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?»
Слайд 5 – Каждый живой организм проходит жизненный цикл – закономерную смену всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. Следует чётко отличать жизненный цикл (характеристику вида) от онтогенеза (развития отдельной особи от момента её появления до момента смерти или деления).
Слайд 6 – Онтогенез делится на два больших периода:
1- эмбриональный – период от образования зиготы до рождения;
2 – постэмбриональный – от рождения до конца жизни.
Слайд 7 – Размножение – воспроизведение себе подобных.
В ходе эволюции за миллиарды лет в природе возникло несколько путей или способов размножения.
Размножение
Бесполое Половое
Делением Спорами Вегетативно
Половое размножение является наиболее прогрессивным. Оно обеспечивает наследование признаков двух организмов и способствует повышению изменчивости организмов.
Слайд 8 – В мужской половой системе формируются сперматозоиды, которые несут одну половую хромосому Х или Y. Яйцеклетки, образующиеся в женской половой системе, имеют только Х-хромосомы.
Слияние хромосом яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворением.
Слайд 9 – Половые клетки содержат половину набора хромосом – 23 хромосомы (гаплоидные клетки)
Слайд 10 – В созревании яйцеклетки огромное значение имеют гормоны прогестерон и эстроген.
Слайды 11-12 – В результате оплодотворения образуется зародышевая клетка – зигота – с полным набором хромосом (двойным). Таким образом, наследуются свойства обоих родителей.
Слайд 13 – А пол будущего ребенка будет зависеть от сочетания половых хромосом: ХХ – появится девочка, ХY – родится мальчик.
Слайд 14 – Зародышевая клетка многократно делится и формируется зародыш.
В эмбриональный период развития организм проходит следующие стадии:
зигота – клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения;
бластула – многоклеточный однослойный зародыш;
гаструла – двухслойный, затем трехслойный зародыш;
нейрула – зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
Слайд 15 – Оплодотворение и образование зиготы происходит в маточной трубе.
В матку попадает бластула, состоящая из 30 – 32 клеток, и внедряется в ее слизистую оболочку.
Процесс образования гаструлы идет одновременно с образованием зародышевых оболочек: амниона и хориона.
К концу 3-ей недели завершается образование нейрулы.
Это и есть период начала нашей жизни, который мы с легкостью отбрасываем, называя день своего рождения…
Слайды 16-17 – Развитие зародыша изучает наука эмбриология, основателем которой по праву является Карл Максимович Бэр. В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором положил начало учению о зародышевых листках и сформулировал закон зародышевого сходства. Карл Бэр доказал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.
Слайд 18 – Благодаря работам Александра Онуфриевича Ковалевского (1840 – 1901) и Ильи Ильича Мечникова (1845 – 1916), а также других ученых второй половины ХIХ в. установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Слайд 19 – В начале ХХ века два немецких ученых Фриц Мюллер (1821 – 1897) и Эрнст Геккель (1834 – 1919) сформулировали биогенетический закон:
«Индивидуальное развитие каждой особи (онтогенез) есть краткое и быстрое повторение исторического развития (филогенез) вида.»
Слайд 20 – Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936) уточнил формулировку:
«Повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.»
Однако такое повторение неполное и неодинаковое по времени для разных органов. Это связано с тем, что те органы, которые начинают функционировать раньше, проходят стадии своего развития в более быстром темпе, чем те, которые включаются в работу позже. Кроме того,
возникают приспособления и у зародыша к тем условиям, в которых он находится.
Программа развития каждой особи сформировалась в процессе эволюции вида, к которому эта особь принадлежит. Изучая индивидуальное развитие, можно понять историческое прошлое этого вида.
Слайд 21 – Пятинедельный зародыш имеет зачатки всех органов. Он уютно лежит в амниотической сумке, заполненной жидкостью. Зародыш человека в этот период развития имеет жаберные дуги, слуховой пузырек, зачаток руки, зачаток ноги, пупочный канатик, сердце, зачаток глаза. Хорошо различим хвост.
Через пуповину он связан с плацентой – лепешкообразным органом на стенке матки.
Через плаценту зародыш получает от организма матери кислород и питательные вещества, а отдает углекислый газ и продукты распада.
Слайд 22 – Какие же органы развиваются в первую очередь? Прежде всего, формируются головной мозг, печень и сердце, затем все остальные органы систем.
Слайд 23 – Рассмотрим этапы внутриутробного развития человека.
Слайд 24 – 4 НЕДЕЛИ
У ребёнка сформирована голова
Формируются сердце, ручки и ножки. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке.
Формируется мозг и позвоночник
Слайд 25 – 8 НЕДЕЛЬ
Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы.
Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка.
Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка.
Совершенствуется нервная система.
Слайд 26 – 10 – 12 НЕДЕЛЬ
Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти.
Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует.
Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом.
Присутствуют все важные органы человека
Продолжают развиваться мышцы
Ребёнок начинает глотать, почки производят мочу, кровь образуется внутри костей.
Сформированы веки малыша.
Можно определить пол ребёнка
Слайд 27 – 14 НЕДЕЛЬ
Сформирована голова, руки и ноги человека.
Кожа ребёнка выглядит прозрачной.
Начинают расти волосы на голове ребёнка
Движения малыша становятся всё более скоординированные
16 НЕДЕЛЬ
Кожа ребёнка розовая, хорошо видны ушки.
Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка.
Малыш может моргать, производит хватательные движения и открывает ротик.
Продолжает активно толкаться в животе мамы
Слайд 28 – 18 НЕДЕЛЬ
Все системы органов уже сформированы, и начинается период их роста.
Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой.
Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких.
К этому времени мать начинает ощущать движения плода.
20 НЕДЕЛЬ
Развиваются пальчики, появляется некоторое количество волос на головке и тельце.
Ребенок сосет пальчик и становится более подвижным.
Это период быстрого развития головного мозга.
Сердцебиение плода можно выслушать при помощи стетоскопа.
Начинают работать почки.
Однако, у ребенка, появившегося на свет в этот срок, все еще мало шансов выжить вне утробы матери.
Слайд 29 – 22 НЕДЕЛИ
Происходит окостенение слуховых косточек, которые теперь способны проводить звуки.
Ребенок слышит маму: ее дыхание, биение сердца и голос.
Начинают формироваться жировые отложения.
Это период интенсивной прибавки в весе.
Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии.
Слайд 30 – С каждым днем развивающийся ребенок все больше похож на новорожденного.
Профессор Стюарт Кэмпбелл, один из ведущих акушеров Соединенного Королевства, стал знаменитостью в мире медицины благодаря снимкам, на которых зародыш улыбается (раньше считалось, что эта способность появляется лишь после рождения)… Но главное не это. Главное то, что доктор Кэмпбелл доказал, что “настоящим человеком” эмбрион становится уже в 10-11 недель.
Слайды 31-32 – Беременность – физиологическое состояние организма женщины, в матке которой развивается будущий ребенок (длится 280 дней = 38 недель).
Роды – сложный физиологический процесс, завершающий беременность.
Начало – родовые схватки (под действием гормона гипофиза)
Окончание – роды последа (плацента, пуповина, плодные оболочки)
Счастливое материнство!
Слайд 33 – Постэмбриональный период начинается с рождения человека, заканчивается его смертью. Различают следующие стадии развития:
-новорожденный возраст;
-грудной возраст – до 12 месяцев;
-дошкольный возраст – до 7 лет;
-подростковый возраст – от 10 до 18 лет;
-зрелость – от 18 до 45 лет;
-менопауза – возраст 48 – 54 лет;
-старость – самый последний период жизни человека.
Слайд 34 – Ребенок до 12 месяцев.
Кости черепа несросшиеся – соединены родничками, позвоночник без изгибов.
Постепенно ребенок овладевает движениями. Появляются молочные зубы.
Слайды 35-36 – Подростковый возраст.
Усиленно развивается костно-мышечная система.
Развиваются вторичные половые признаки: растут волосы на лобке и в подмышках, у мальчиков растут половые органы, у девочек начинается менструация.
Менструация – ежемесячный процесс отторжения эндометрия, сопровождающийся выделением крови.
Слайд 37 – Зрелость. Достигнув физиологической и эмоциональной зрелости, юноши и девушки могут вступать в брак.
Если половой акт произойдет тогда, когда в организме женщины есть зрелая яйцеклетка, то произойдет оплодотворение, наступит беременность и начнет развиваться новая жизнь.
Слайд 38 – Менопауза. У женщины в яичниках перестают каждый месяц созревать яйцеклетки, прекращается менструация. У мужчин замедляется обмен веществ.
Слайд 39 – Старость. Обмен веществ замедляется.
Клетки с трудом справляются со своей работой.
Суставы становятся менее подвижны, поэтому старые люди не могут двигаться так, как в молодые годы.
Слайд 40 – «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…» Ф.М. Достоевский
Слайд 41 – Завершить изучения нового материала мне бы хотелось следующими словами:
Оставляйте потомство, люди!
Нет прекрасней его на свете!
И не бойтесь хлопот и усталости,
Жизни трудной и распаленной!
Бойтесь только холодной старости,
Одиночеством оскорбленной.
Чтобы петь, чтоб землей гордиться,
Чтоб познать всю радость на свете,-
Очень, очень хотят родиться
Не рожденные вами дети!
Закрепление изученного материала
Слайд 42 – Ответьте на вопросы:
Почему зародыш может удержаться в матке, а неоплодотворенная яйцеклетка не может?
Когда можно зародыш назвать «маленьким человеком»?
Таблица «Внутриутробное развитие человека»
L=5 мм.
2
Появляются руки, ноги. Хвост пропадает. Вырисовывается лицо. Развивается НС: головной мозг с извилинами. Развивается мочевыводящая система. ДС, сердце, желудок, кишечник. Появляются мышцы, окостенение скелета. L=3 см. М=11 гр.
3
Различаются половые органы, появляются голосовые связки. Лицо похоже на человеческое. Плод начинает двигаться. L=10 см. М=45 гр.
4
Изменяются пропорции, сердце бьется в 2 раза быстрее, чем у взрослого. Начинают функционировать сальные и потовые железы, печень, желудок, желчный пузырь, печень.
5
Мать ощущает движения ребенка. Волосы на голове. Плод совершает дыхательные движения, учится глотать. L=25 см. М=500 гр.
6
Увеличивается активность ребенка, 20-60 движений за 30 минут. Видны брови. L=31 см. М=1000 гр.
7
Пробуждаются чувства: способен слышать, появляется вкус. Ребенок жизнеспособный. L=40 см. М=1700 гр.
8
Основные органы уже сформированы. ЧСС=120-140. Принимает окончательное положение перед родами, вниз головой. L=45 см. М=2400 гр.
9
Масса тела увеличивается по 20-30 гр/сутки. Череп окостенел, но есть роднички. Ребенок готов к рождению. L=50 см. М=3000-3500 гр.
Можно ли изменить жизненный цикл?
Почему половое размножение является наиболее прогрессивным?
Подведение итога урока
Слайд 43 – Домашнее задание: §§60-61 прочитать. По желанию подготовить сообщения по одной из тем:
«Наследственные заболевания человека»,
«Врожденные заболевания человека»,
«Заболевания, передаваемые половым путем».
Источник