Животный цикл чувашского календаря

Цитата:
Тюркский календарь
Тюркские народы до принятия мировых религий пользовались тюркским календарем двенадцатилетнего животного цикла. До Х века нашей эры у тюрков была своя цивилизация – свой язык, своя национальная религия тэнгрианство, национальный алфавит и соответственно как положенно каждой цивилизации свой календарь. После потери своей цивилизации – тюрки лишились своей религии, своего алфавита и конечно соответственно своего алфавита. Но не смотря на это, на Алтае он был полностью вытеснен в ХVIII – ХIХ веке проваславным календарем. В Поволжье после принятия татарами ислама ввели летоисчиление по мусульманскому календарю. Но даже по прошествии нескольких столетий еще и в ХVIII веке татары параллельно мусульманскому, пользовались и тюркским календарем. Истории не известно, когда и где этим календарем впервые стали пользоваться, однако факты выбора животных и их последовательности чередования в небесной символике двенадцатилетнего животного цикла свидетельствуют, что он воспринят от тюрков-кочевников Центральной Азии. Затем календарь сравнительно быстро получил распространение у различных народов почти всей Азии, которые пользуются им по сегодняшний день.
Время года и сезоны. Тюркско-монгольский календарь 12 летнего животного цикла, основывается на трех естественных показателях: месячным обращении Луны вокруг Земли, годичном обращении Земли вокруг Солнца и период вращения Юпитера вокруг солнца. Тюркские камы (жрецы) установили, что Юпитер делает полный оборот примерно за 12 лет. Разделив круг Юпитера на 12 равных частей:
Знак зодиака Год
мышь (крыса) 11 – ый
корова (бык, вол) 12 – ый
тигр (барс) 1 – ый
заяц (кролик) 2 – ый
дракон 3 – ый
змея 4 – ый
лошадь 5 – ый
овца (козел) 6 – ый
обезьяна 7 – ый
курица (петух) 8 – ый
собака 9 – ый
свинья 10 – ый
получили календарь 12- летнего животного цикла. Каждый год согласно народным представлениям имел свои признаки и особенности.
Мышиный год благоприятный, с обильными дождями, а осенний сбор урожая очень хороший и цены на них низкие. Однако мыши могут нанести большой вред урожайности зерна, так как вероятность их рождаемости велик. А рожденные в год мыши люди умные и прозорливые.
В год быка (коровы), зима суровая и холодная, животные часто болеют, урожайность резко падает, а рожденные в этот год люди очень талантливые, веселые, разговорчивые и консервативные, к людям относятся с уважением и доброжелательностью.
В год барса (тигра) зима ранняя и холодная, среди слабых людей и священослужителей наступает большая смертность, однако урожайность высокая, а люди рожденные – красивые.
В год зайца зима непредсказуемая, лето урожайное, год не спокойный, люди враждуют, много рожденных становятся известными.
Год дракона дождливый, урожайный, рожденные в этот год люди крепкие, здоровые, любят себя и блестать в обществе.
Год змеи холодный, урожайный, рожденные в этот год люди – мудрые, решительные, целеустремленные и не разговорчивые.
В год лошади погода холодная, не урожайная, войны, смертность среди пожилых людей, а люди рожденные – обладают веселым характером, умны, проницательны, талантливы и независимы.
В год овцы зима холодная, но год благополучный, урожайный, а рожденные люди – наделены стремлением к религиозным учениям.
Год обезьяны дождливый и засушливый, а рожденные в этот год, ненадежные, противоречивые, но умны, ловки и изобретательны.
В год петуха зима суровая и продолжительная, люди рожденные – одаренные, эгоистичны и смелы.
В год собаки зима суровая, конфликты между людми, рожденные в этот год честны, верны, остры на язык, борятся за справедливость.
Год свиньи смутный, ухудшение жизненного уровня, но рожденные люди – храбрые, вспыльчивые, не любят спор, признают только прямой путь.
Отсюда видно, что каждый год имел свои признаки. Характер человека тюрки связывали с годом рождения.
День определялся по солнцу и назывался “кон” – солнце. Часами у тюрков и монголов служили юрта, двери которых были строго ориентированы на восток, а внутреннее убранство располагалось в определенном порядке. “Когда солнце поднималось на длину повода коня”, его первый луч освещал внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбища. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь к обеду, достигал женскую (северную) сторону. К четырем часам луч уходил из женской стороны. В это время надо было пригонять домой телят. Наконец луч скользил по верхней части дымохода и исчезал из юрты. Это означало, что солнце опустилось на длину повода коня, ” и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров”.
Так в древние и средние века тюрки вставали, жили и ложились по солнечным часам. Люди жили естественно, в соответствии с окружающей их природой. Внутренний ритм времени человека совпадал с космическими часами.
https://bezertinov.narod.ru//kalendar.htm/
Тема заблокирована в связи с длительным отсутствием новых сообщений.
Источник
Годы. С глубокой древности, как и многие народы Востока, чуваши пользовались 12-летним календарным циклом.
У каждого года было свое животное-символ. Цикл начинался с года мыши, затем шел год коровы, барса, зайца, льва, змеи, коня, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.
Месяцы. В каждом году лунно-солнечного чувашского календаря было 12 месяцев, но через каждые 2 года вставлялся 13-й месяц.
Новый год у древних чувашей, как и у многих народов, начинался весной. В древности предки чувашей жили около Черного моря, в этих местах весна приходит в феврале. Поэтому чувашское название февраля нарăс уйăхĕ произошло от древнеиранского слова «ноуруз» – «новый день», как бы первый день нового года.
Март – пуш уйăхĕ, слово пуш означает «пустой», то есть март – месяц, свободный от сельскохозяйственных работ.
Апрель – ака уйăхĕ, ака – «сев, пахота», в этом месяце начинались земледельческие работы.
«Лето» по-чувашски – çу, и это же слово означает «май».
Июнь – çĕртме уйăхĕ, çĕртме – «паровая пашня», в этом месяце пахали паровые, то есть отдыхающие земли.
В июле косят сено, этот месяц так и называется – утă уйăхĕ, в следующем месяце серпом жнут хлеба. Серп – çурла, август – çурла уйăхĕ.
Сентябрь – авăн уйăхĕ, словом авăн обозначали постройку для сушки снопов.
Октябрь по-чувашски юпа уйăхĕ, юпа – памятный столб, который в этом месяце устанавливали на могилах.
В ноябре проводили чÿк – праздник с молением в честь нового урожая, ноябрь – чÿк уйăхĕ.
Название раштав уйăхĕ – декабрь, произошло от русского слова «рождество».
Январь по-чувашски кăрлач, ученые считают, что это слово в других тюркских языках означает «мороз». В тех годах, когда вставлялся 13-й месяц, было два месяца кăрлач – мăн кăрлач (большой кăрлач) и кĕçĕн кăрлач (младший кăрлач).
Дни недели.
Понедельник – тунти кун. Вторник – ытлари кун. Седа – юн кун.
Четверг – кĕçнерни кун. Пятница – эрне кун. Суббота – шăмат кун.
Воскресенье – вырсарни кун.
В древности у чувашей выходным и первым днем недели была пятница, поэтому она называется эрне кун, где эрне – неделя, кун – день, то есть – «день недели».
Перед пятницей идет четверг – кĕçнерни кун, то есть кĕçĕн эрни кунĕ – младший день недели.
Юн кун – в дословном переводе «день крови». В древности именно в этот день резали скот.
Слова «суббота» и шăмат кун произошли от еврейского слова «шаббат», которое означает «отдых».
Современный выходной – воскресенье (вырсарни кун) чуваши приняли от русских, поэтому в дословном переводе он звучит как «день русской недели» – вырăс эрни кунĕ.
Сутки. Современные сутки начинаются ночью, в полночь. У чувашей, как у некоторых других народов, новые сутки начинались с заходом солнца, то есть вечером. Если мы сейчас говорим «в понедельник вечером», то в древности это было начало вторник
Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений, добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных ресурсов – основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в поколение.
Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.
Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).
Hа обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар встречаются изображения циклических животных – барса, зайца, собаки, мыши. Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.
Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.
Чувашские народные приемы счета и измерения
Hаиболее распространенными счетными документами являлись земельные брусы и бирки – знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные
бирки и т. п.
Самым большим числом у чувашей считалась тысяча (пин), и выход на большее практически не требовался. Для обозначения бесчисленного множества применяли удвоение слов: пин-пин (тысячи-тысячи), или темен чўхле (тьма).
Hемало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пўрне “палец” (толщина пальца, 2 см), 5 пўрне составляли ал лаппи “ладонь” (10,25 см,), 2 ал лаппи – шит “пядь” (20,5 см), 2 шит – чике “локоть” (41 см).
В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам “шаг”, равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас “обхват” – размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш “косая сажень” – от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен “веревка”, равная 10 чалаш; сухрам – предел слышимости крика. С ХVI в. у русских был позаимствован аршен “аршин”, равный 4 чувашским шитам, вершук “вершок” – 2 пўрне. Халас стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам – версте (1,07 км).
Довольно широко были распространены такие меры площади, как ана (загон) или пилек (беляк), размеры которых в разных районах и общинах колебались от 800 до 2400 квадратных сажен. С ХVIII в. площадь стали измерять десятиной (тесеттин), соответствовавшей 2900 кв. саженей (1,197 га, с 1835 г.-1,0925 га).
Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды черес “чиря”, изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка “пудовка” (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах “бучуг” (2 пуда), патман “батман” (4 пуда), михе “мешок” (4-5 пудов), чепта “куль” (9 пудов).
С ХVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), керепенке (фунт), =ур керепенке (1/2 фунта), черек керепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник).
Hазвания денежных единиц у чувашей отражали этапы их этнической истории. Слова сум, сом, укса сохранились с болгарских времен. Мелкая монета во многих тюркских языках именуется акча (чув. укса), она употреблялась в Золотой Орде. Единицей следующего порядка для тюрков был сум, означавший слиток серебра в виде лепешки. До втор. пол. ХIХ в. чуваши рубль называли “сум”. Затем рубль начали называть тенк (тюрк. таньга), первоначально выступавшей как монета. Копейку чуваши называли пус (букв. “давить”, чеканить), полкопейки – укса.
Важное место в быту занимала народная медицина. Чуваши хорошо знали лечебные свойств множества растений, меда, молока, жиров, кислот, щелочей и различных минералов.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Древние чуваши и их предки использовали лунно-солнечный календарь. В нем два года подряд имели по 12 месяцев, третий год – 13 месяцев. Используемый нами современный календарь неоднократно менялся, и чувашские месяцы точно не совпадали с месяцами русского календаря. Месяц ака приходился примерно на апрель-май, cу – на май-июнь, ceртме – на июнь-июль, утa – на июль-август, cурла – на август-сентябрь, авaн – на сентябрь-октябрь и т. д. В годы с 13 месяцами после кaрлач вставляли дополнительный кeceн кaрлач – «младший кaрлач». В начале XX века установился современный календарь и январь на чувашском языке стали называть кaрлач. Происхождение этого термина представляет определенную загадку. В большинстве записей исследователей все названия месяцев пишутся с прибавлением слова уйaх, например – пуш уйaх, ака уйaх. Название же января пишут просто – кaрлач (кaрлачa). Следующий месяц назывался нарaс (нурaс). В переводе с древнеиранского языка это слово означает «новый день», то есть первый день нового года. У многих народов в древности (в том числе греков, египтян, арабов, русских, евреев и др.) новый год начинался весной. Большинство тюркских народов до сих пор справляет праздник нового года в день весеннего равноденствия. Вероятно, справедливо справлять появление нового года именно весной, когда вся природа после холодной и мертвой зимы заново оживает. В древности предки чувашей – булгарские племена жили около Черного моря. В тех местах весна приходит уже в феврале и первую пахоту начинают в марте. Когда булгары пришли в Поволжье – они попали в другой, более холодный климат, и земледельческие работы можно было начинать лишь в апреле-мае. Так, по некоторым сведениям, появилось название месяца пуш (март), что в переводе означает «пустой», то есть свободный от земледельческой работы месяц. Большинство чувашских названий месяцев связано с земледельческими работами. Термины юпа (октябрь) и чyк (ноябрь) произошли от названий обрядов, проводимых в эти месяцы. Слово раштав (декабрь) образовалось от термина «рождество». По календарю, использовавшемуся до 1918 года, христианский праздник Рождества проходил в декабре. Возможно, в прошлом этот месяц назывался сурхури по названию чувашского праздника, проходившего в это время. Сезоны в чувашском календаре. В записях некоторых исследователей встречается упоминание, что чуваши начинали отсчитывать новый год весной, а по другим сведениям – осенью. Ученые считают, что многие народы в глубокой древности отмечали не начало нового года, а делили год на два сезона и отмечали их начала. Эта древнейшая особенность народного календаря сохранилась в чувашских традициях. Так, слова «зима» и «лето» переводятся только как хел и cу, а для слов «весна» и «осень» существуют термины cуркунне и кeркунне, то есть «весенние дни» и «осенние дни». Вероятно, древние чуваши делили год на теплый (cу) и холодный (хeл) сезоны. Наши предки, как и другие народы, начинали отсчитывать теплый сезон примерно со дня весеннего равноденствия (20-21 марта), а холодный – со дня осеннего равноденствия (23 сентября), таким образом, в теплый (весеннее-летний) сезон входили современные месяцы – апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь; в холодный (осеннее-зимний) – октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Неделя в народном чувашском календаре. Так как лунный месяц содержал 29 с половиной суток, то в одном месяце отсчитывали по 30, а в другом по 29 дней. Ученые считают, что седьмой день недели – воскресенье – попал в чувашский календарь из русского. Само название дня вырсарни кун дословно переводится как «день русской недели» – вырaс эрни кунe. Вероятно, чувашская неделя содержала 6 дней. Таким образом, в каждом месяце могло быть по 5 недель, а в 29-дневном месяце один день в 5-й неделе мог убираться. Возможно, это был ытлари кун, ытла – с чувашского языка переводится как «слишком, лишний». Название понедельника тунти кун – пока загадка, но предполагают, что название этого дня, как начало недели, могло образоваться от слова ту – делай, начинай делать. Более понятны другие названия дней недели. Юн кун – дословно «день крови», день, когда могли начинаться обряды, связанные с жертвоприношениями животных. Кecнерни кун – кeceн эрни кунe, «день младшей пятницы», день, завершающий неделю. Эрне кун – в переводе «день недели», то есть в древности этот день мог быть началом недели. Возможно, пятница как выходной попала в чувашский календарь от мусульман. Шaмат кун, как и русское слово «суббота», произошло от названия еврейского выходного дня «шабат». День в народном чувашском календаре. Чувашские сутки (талaк) начинались вечером, с появлением луны. Это отразилось и в выражении ceрeнкунeн (ночью и днем, то есть круглые сутки), где слово ceр стоит на первом месте. Поэтому вечер воскресенья для чувашей был началом понедельника и назывался не вырсарни каc, а тунти каc. Сутки могли делить на несколько частей: под вечер – каc кyлeм, вечер – каc, ночь – ceр, полночь – cур ceр, утро – ир, послеутреннее время ирхи кyлeм, день – кун, полдень – кaнтaр. Каждый час в сутках также мог иметь свое название, например, летом утренние часы назывались: время, когда просыпаются соловьи; время появления голубого света; время, когда можно различить лицо человека; время просветления края небосвода; время, когда поят коней; время, когда вешают котел, чтобы сварить завтрак; время рассвета; время утреннего кормления пастухов; время выхода стада; время полного рассвета и так далее.
ВЕРСИЯ2
Годы. С глубокой древности, как и многие народы Востока, чуваши пользовались 12-летним календарным циклом.
У каждого года было свое животное-символ. Цикл начинался с года мыши, затем шел год коровы, барса, зайца, льва, змеи, коня, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.
Месяцы. В каждом году лунно-солнечного чувашского календаря было 12 месяцев, но через каждые 2 года вставлялся 13-й месяц.
Новый год у древних чувашей, как и у многих народов, начинался весной. В древности предки чувашей жили около Черного моря, в этих местах весна приходит в феврале. Поэтому чувашское название февраля нарăс уйăхĕ произошло от древнеиранского слова «ноуруз» – «новый день», как бы первый день нового года.
Март – пуш уйăхĕ, слово пуш означает «пустой», то есть март – месяц, свободный от сельскохозяйственных работ.
Апрель – ака уйăхĕ, ака – «сев, пахота», в этом месяце начинались земледельческие работы.
«Лето» по-чувашски – çу, и это же слово означает «май».
Июнь – çĕртме уйăхĕ, çĕртме – «паровая пашня», в этом месяце пахали паровые, то есть отдыхающие земли.
В июле косят сено, этот месяц так и называется – утă уйăхĕ, в следующем месяце серпом жнут хлеба. Серп – çурла, август – çурла уйăхĕ.
Сентябрь – авăн уйăхĕ, словом авăн обозначали постройку для сушки снопов.
Октябрь по-чувашски юпа уйăхĕ, юпа – памятный столб, который в этом месяце устанавливали на могилах.
В ноябре проводили чÿк – праздник с молением в честь нового урожая, ноябрь – чÿк уйăхĕ.
Название раштав уйăхĕ – декабрь, произошло от русского слова «рождество».
Январь по-чувашски кăрлач, ученые считают, что это слово в других тюркских языках означает «мороз». В тех годах, когда вставлялся 13-й месяц, было два месяца кăрлач – мăн кăрлач (большой кăрлач) и кĕçĕн кăрлач (младший кăрлач).
Дни недели.
Понедельник – тунти кун. Вторник – ытлари кун. Седа – юн кун.
Четверг – кĕçнерни кун. Пятница – эрне кун. Суббота – шăмат кун.
Воскресенье – вырсарни кун.
В древности у чувашей выходным и первым днем недели была пятница, поэтому она называется эрне кун, где эрне – неделя, кун – день, то есть – «день недели».
Перед пятницей идет четверг – кĕçнерни кун, то есть кĕçĕн эрни кунĕ – младший день недели.
Юн кун – в дословном переводе «день крови». В древности именно в этот день резали скот.
Слова «суббота» и шăмат кун произошли от еврейского слова «шаббат», которое означает «отдых».
Современный выходной – воскресенье (вырсарни кун) чуваши приняли от русских, поэтому в дословном переводе он звучит как «день русской недели» – вырăс эрни кунĕ.
Сутки. Современные сутки начинаются ночью, в полночь. У чувашей, как у некоторых других народов, новые сутки начинались с заходом солнца, то есть вечером. Если мы сейчас говорим «в понедельник вечером», то в древности это было начало вторник
Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений, добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных ресурсов – основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в поколение.
Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.
Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).
Hа обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар встречаются изображения циклических животных – барса, зайца, собаки, мыши. Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.
Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.
40. Древнечувашская руническая письменность.
Древнечувашская руническая письменность – одно из древних человеческих творений в многочисленных системах письменностей мира. Ее зарождение, развитие и прекращение существования связаны с историческими событиями – переменами в жизни, изменениями социального строя, идеологий, преображениями географической среды. Наиболее полно изучены два типа рунического письма: западный тип (германское, скандинавское, англосакское письмо и др.) и восточный (древнетюркский), восходящий к арамейским и персидско-арамейским письменам. В кругу западных письменностей функционирует также отличная от других – самостоятельная форма рунического письма (болгарская, венгерская), идущая в основе своей от восточного типа. К этой форме, видимо, близко стояло письмо Волжской Болгарии раннего периода, т.е. до возникновения здесь арабской культуры. От суваро-болгарского наследия уцелело лишь небольшое число предметов с руническими письменами, и они плохо изучены.
Чуваши явились прямыми последователями культуры раннего государства на Волге. В народе рунические письмена были распространены очень широко, воспроизводились на различных предметах, материалах и в различной технике.
Наряду с малой формой существовала и монументальная. К наиболее значительным памятникам относятся: 1) деталь женского нагрудного украшения шĕлкеме (18 в., медь, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника – Козловский район, Чувашская Республика); 2) антропоморфный намогильный памятник основателю населенного пункта Клемтэль (1740, камень, Клементейкино, Альметьевский район, Республика Татарстан); 3) женские рубахи с «узорами письма», 18 в., вышивка – музеи Санкт-Петербурга, Чувашская Республика, Казани, Самары, Саратова, Уфы.
Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков. Он перекликается с принципами алфавита Древнетюркской рунической письменности, воссозданный датским учёным В. Томсеном. Но чувашская руническая письменность не связана своим возникновением с орхоно-енисейскими письменами. Ее истоки лежат намного глубже, скорее всего восходят к древнеиранской системе письма, к арамеям, аршакидской пехлеви. В ней, как и в рунической письменности дунайских болгар, находят себе место и греческие буквы. Форма чувашских знаков зависела от используемого материала и техники воспроизведения. Поэтому конфигурация некоторых букв доходит до 5-6. Текст писали справа налево, сверху вниз, во многих случаях, особенно в вышивке, использовали приемы лигатуры и узоров. Гласные в середине или конце слов встречаются лишь в текстах, выполненный в поздний период существования рунического письма.
В мире функционирования оригинальная системы письма, рунические письменности Востока и Запада, чуваши – единственный народ, который, обладая богатейшим наследием – традициями древнейшей культуры, смог сохранить и развивать ее вплоть до 19 в.
41. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).
ДЕНЕЖНЫЙ СЧЕТ
В древности многие народы вместо денег использовали шкурки пушных зверей – куниц, белок и т. п. Так в русский язык пришло слово «деньга» от тюркского «тăньга», которое в свою очередь образовалось от слова «тин (тăйин)» – белка.
У чувашей слово пус образовалось от персидского пуст – «шкура, кожа».
Но у предков чувашей с древности существовали свои металлические деньги. Их чеканили из золота, серебра и бронзы. Вероятно, эти монеты назывались укçа (окçа) и сум (сом). Укçа была более мелкой монетой.
Позднее чуваши стали использовать золотоордынские и русские монеты. Словами сум или тенкĕ стали обозначать рубль, пус – копейку, а укçа или укçа-тенкĕ – просто деньги.
ЧУВАШСКИЕ ЦИФРЫ
Чувашские цифры, – древнее обозначение чисел, из тюркской рунической письменности, до сих пор используемое чувашами при нумерации брёвен в срубе.
Древние чувашские цифры появились, по мнению учёных, от счёта на пальцах. Чувашские числовые знаки имели внешнее сходство с римскими, но имели некоторые отличия. Если в римской записи большие числа стояли слева, то в чувашской – наоборот, справа. Знаки для обозначения 5, 50, 100, 1000 у чувашей отличались от римских (см. рис.).
МЕРЫ ДЛИНЫ, ВЕСА И ОБЪЕМА
Hемало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пўрне “палец” (толщина пальца, 2 см), 5 пўрне составляли ал лаппи “ладонь” (10,25 см,), 2 ал лаппи – шит “пядь” (20,5 см), 2 шит – чике “локоть” (41 см).
В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам “шаг”, равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас “обхват” – размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш “косая сажень” – от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен “веревка”, равная 10 чалаш; сухрам – предел слышимости крика. С ХVI в. у русских был позаимствован аршен “аршин”, равный 4 чувашским шитам, вершук “вершок” – 2 пўрне. Халас стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам – версте (1,07 км).
Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды черес “чиря”, изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка “пудовка” (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах “бучуг” (2 пуда), патман “батман” (4 пуда), михе “мешок” (4-5 пудов), чепта “куль” (9 пудов).
С ХVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), керепенке (фунт), =ур керепенке (1/2 фунта), черек керепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник).
42. Метеорологические знания. Наблюдения за погодой. Чувашская народная медицина и ветеринария. Приемы лечения хворей и болезней.
Народные врачи и способы лечения. Обычно в каждой деревне были свои знахари (юмac) и наговорщики (вeрyce, aрaмca, чeлхеce). К ним обращались в случае болезней или каких-то бед, иногда они выступали в качестве гадальщиков, помогали находить украденную вещь.
Источник