Занятия познавательного цикла в детском саду это

Вы узнали знакомые фотографии? Расскажите нам о них.
Ребенок.
Я расскажу вам без прикрас,
Что мой папа – высший класс.
Всю неделю с нетерпением
Жду субботы, воскресенья.
Вот наступит воскресенье –
И с папой я иду гулять.
Как это здорово, ребята,
С папой рядышком шагать.
Ребенок.
С кем первым мы встречаемся,
Придя на белый свет, –
Так это наша мамочка,
Ее милее нет.
Она – опора в доме,
Хлопочет каждый час.
И никого нет кроме,
Кто так любил бы нас.
Воспитатель.
На выставке представлены фотографии, на которых изображены все или многие члены ваших семей. Как мы называем такие фотографии?
Дети.
Семейные.
Воспитатель.
Как вы думаете, для чего нужны фотографии?
Дети.
Вспомнить, какими были маленькими, куда ездили и т. д.
Воспитатель.
Воспоминания… Они есть у каждого человека (большого и маленького) и копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме. В нем собираются фотографии родных и близких людей, о радостных и торжественных семейных событий, а порой забавные случаи, которые произошли в вашей семье.
Вы догадались, о чем мы поведем разговор? Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о семье. Дети по очереди читают стихотворение, стоя в кругу, и при этом передают мяч друг другу.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель задает вопросы. Что такое семья?
Дети отвечают.
Сколько человек в вашей семье? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Сколько взрослых? Сколько детей?
Это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Кто такие бабушки? Кто такие дедушки? Кем вы доводитесь своим бабушкам и дедушкам? Кто такая тетя? Кто такой дядя?
Бабушки и дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные, родственники – это ваш род.
На Руси говорили: семья – это «семь Я», т. е. семь человек, живущих в одном доме. И не случайно слово семья можно зашифровать 7я (показывает ребус). В старину на Руси в семье было 10 и более детей. И говорили так: «Полна хата детей – так и счастье в ней» Как называется семья, где много детей?
Дети.
Многодетная
Воспитатель.
В наше время многодетной считается семья, где три и более детей. Есть у нас в группе такие семьи? Лиза, расскажи нам о своей семье.
Спасибо. Да, ребята, в дружной семье все друг друга любят, уважают, помогают друг другу. Не зря в русской пословице говорится: «Не нужен клад – коли в семье лад».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
А какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья крепка ладом.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
А сейчас поиграем в игру «Это тоже я могу»
Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я поднимаю.
Дети.
Это тоже я могу.
Воспитатель.
Вправо, влево разведу.
Дети.
Это тоже я могу.
Воспитатель. Головою поверчу.
Дети.
Это тоже я могу.
Воспитатель.
А потом, присяду, встану.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. И нисколько не устану.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. Все на свете я могу.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель.
Кто еще хочет рассказать о своей семье? Молодцы, ребята! Сколько интересных и важных профессий вы назвали.
Поиграем в игру? Я буду называть профессию, а вы называть слова – действия, т. е. что делает человек той или иной профессии.
Игра проводится на ковре с мячом.
Дети.
Ра – ра – ра – начинается игра!
Воспитатель.
Повар – варит, жарит, режет, готовит, мешает, моет, готовит;
Врач – слушает больного, выписывает лекарства, делает уколы;
Учитель – учит, ставит оценки, читает, пишет;
Продавец – взвешивает, продает, упаковывает, считает деньги, отсчитывает сдачу;
Дети.
Ру – ру – ру – мы закончили игру.
Воспитатель.
Предлагаю поиграть еще в одну игру. Я называю профессию мужчины, а вы назовете ее так, как она называется у женщин.
Продавец – продавщица, портной – портниха, проводник – проводница, официант – официантка, пианист – пианистка, спортсмен – спортсменка, лыжник – лыжница, учитель – учительница, крановщик – крановщица, артист – артистка, скрипач – скрипачка, певец – певица, поэт – поэтесса.
Садятся на стульчики, воспитатель читает рассказ Д. Габе «Работа»
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра. Мама убирает квартиру, папа чинит окно.
– Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.
Мне обидно до слез
– Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.
– Держи, – говорит мама и дает мне сумку.
Я все купила правильно: хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала.
– Ничего, – говорит папа, – переживем. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.
Я стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло.
– Ничего, – говорит мама, это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.
– Не страшно, – говорит папа, – коленка заживет. Главное, что ты сегодня работала.
Проводится беседа о трудовых обязанностях членов семьи.
Воспитатель.
Ребята! Чем больше вы будете помогать своей маме и меньше ее огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.
Давайте послушаем стихотворения о папе.
Реб. Мой папа не знает безделья и скуки. У папы умелые сильные руки.
И если кому – нибудь надо помочь, мой папа всегда поработать не прочь.
Реб. А мой папа просто чудо,
Он защитник, верный друг, Без него нам очень худо, Если он уедет вдруг.
С ним я спорю и рисую, С ним играю в мяч, танцую.
Он подарки мне приносит, Обо всем меня расспросит!
Папа рядышком всегда, Мы без папы никуда!
Воспитатель.
Верно, ребята, папа – это опора и защита в семье. Он учит долгу перед родными и обществом. Учит любить женщину, помогать слабым, уважать старость. Ребята, почему так важно, чтобы у каждого в семье были свои обязанности?
Дети.
Взаимопомощь
Воспитатель.
Скажите, всегда ли бывает хорошее настроение в семье? Будет очень хорошо, если мы станем всегда называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми словами. Расскажите, как вас называют родители ласково.
Ответы детей.
Воспитатель.
Давайте будем любить друг друга и дружно жить в своих семьях. А теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать в окошечках вашего дома членов вашей семьи.
На столах у детей заранее выполненная аппликация дома с окошками.
Дети садятся за столы и рисуют. В конце занятия они вместе с воспитателем рассматривают свои работы.
Источник
Перспективное планирование
занятий познавательного цикла
в старшей группе
«Детский сад – наш дом родной»
(Целевая прогулка по детскому саду)
Продолжать знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада.
Показать важность и значимость их труда. Закрепить правила поведения в детском саду.
Воспитывать чувство благодарности к сотрудникам детского сада за их труд.
аудиозапись песни «Воспитатель».
конспект
Осень.
«Осень золотая».
Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
Учить понимать закономерности явлений природы.
Иллюстрации на тему: «Осень»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология.
Стр.19
Труд взрослых на огороде.
Осенние хлопоты человека.
Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду.
Познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян.
Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Иллюстрации на тему: «Труд взрослых на огороде и в саду»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология.
Стр.27
Фрукты.
Фрукты – витаминные продукты.
Систематизировать представления детей о фруктах, произрастающих в нашем крае, в тёплых краях. Закрепить представления детей о витаминах, содержащихся в них и их пользе для организма человека. Воспитывать уважительное отношение к садоводам, выращивающим фрукты.
Иллюстрации на тему: «Фрукты»
Конспект
октябрь
Овощи.
Овощи – витаминные продукты.
Систематизировать представления детей об овощах, произрастающих в нашем крае. Закрепить представления детей о витаминах, содержащихся в них и их пользе для организма человека. Воспитывать уважительное отношение к овощеводам выращивающим овощи.
Иллюстрации на тему: «Овощи»
Конспект
Лес, грибы, ягоды.
Лес.
Познакомить детей с различными видами деревьев и кустарников, грибов, ягод растущими в нашей местности. Наблюдение за деревьями в период осыпания листвы. Выяснить с детьми, какие леса образуют эти деревья. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Иллюстрации на тему: «Лес,сад, деревья, грибы, ягоды».
Гербарий
Аджи А.В. Конснекты интегрированных занятий. Стр.126,210
Откуда хлеб пришёл.
Хлеб – всему голова
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Иллюстрации на тему: «хлебобулочные изделия», «профессии».
Презентация «Откуда хлеб пришёл».
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. ЗПЦ.
Стр.24
Перелётные птицы.
Перелётные птицы.
Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах.
Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц.
Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Иллюстрации на тему: «Зимующие птицы»
Конспект
ноябрь
ПДД.
О правилах дорожных расскажем мы немножко.
Повторить правила дорожного движения.
Закрепить и систематизировать знания по безопасности передвижения на транспорте.
Воспитывать у детей соблюдение правил поведения в общественном транспорте.
Иллюстрации на тему: «Азбука пешехода»
Чермашинцева О.В. Основы безопасносногоповедения с дошкольниками. Стр.11
Домашние животные.
Животные – наши помощники
Прививать любовь к домашним животным; познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.
Иллюстрации на тему: «Домашние животные»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология.
Стр.44
Дикие животные.
Дикие животные ПМР.
Закрепить знания детей о животных родного приднестровского края, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знаковых животных.
Формировать желание охранять природу и оказывать ей посильную помощь.
Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы.
Иллюстрации на тему: «Дикие животные»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология.
Стр.51
Город
Мой город Рыбница
Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам, бережное отношение к истории родного города.
Иллюстрации на тему: «Город Рыбница»
конспект
декабрь
Зима.
Зима полна серебра.
Обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев.
Учить детей устанавливать связи и закономерности в природе.
Воспитывать любовь к родной природе.
Иллюстрации на тему: «зима»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология. Стр.58
Зимующие птицы.
Покормите птиц зимой.
Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах.
Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц.
Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Иллюстрации на тему: «Зимующие птицы»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология. Стр.64
Игрушки.
Новый год. Зимние забавы.
Зимние забавы.
Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться. Продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом людям, быть предупредительными.
Иллюстрации на тему: «Новый год. Зимние забавы»
Чермашинцева О.В. Основы безопасносногоповедения с дошкольниками. Стр.84
январь
Дом и его части.
Знакомство со строительными профессиями.
Дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда.
Пополнить знания о конструкциях домов.
Продолжать знакомить с различными строительными материалами.
Схематические карточки разных домов
Иллюстрации на тему: «Строим дом»
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностию. Стр.110
Мебель.
Мебель в доме.
Закрепить знания детей о названиях и назначении мебели, её частей; о различных материалах, из которых изготавливают мебель; закрепить навыки работы со строительным материалом, используя все разнообразие строительных деталей; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию.
Иллюстрации на тему: «Мебель»
Морозова И.А. Ознакомление с окружающим миром. Стр.56
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. ЗПЦ. Стр.35
Продукты питания.
Продукты питания.
Систематизировать знания детей о многообразии продуктов питания (мясные, рыбные, молочные, хлебобулочные и т.п.), их пользе для организма человека. Познакомить детей с условиями хранения продуктов. Воспитывать культуру приёма пищи.
Иллюстрации на тему: «Продукты питания»
Конспект
февраль
Человек. Части тела.
Изучаем свой организм
Сообщить элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм. Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.
Иллюстрации на тему: «
Чермашинцева О.В. Основы безопасносногоповедения с дошкольниками. Стр.87
Одежда, обувь, головные уборы.
Виды одежды. Ткани.
Систематизировать знания детей о названиях и назначении одежды, обуви, головных уборов; их деталях. Закрепить знания о зависимости одежды от сезона (летняя, зимняя, демисезонная). Воспитывать аккуратность и бережное отношение.
Иллюстрации на тему: «Человек. Части тела»
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностию. Стр.44
23 февраля.
День защитника Отечества.
Закрепить знания детей об армии – надёжной защите нашей Родины. Познакомить детей со службой в Армии. Воспитывать уважительное отношение к защитникам родины.
Иллюстрации на тему: «защитника Отечества»
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Стр.103
Здоровье
Как беречь здоровье
Формировать представление о главной ценности в жизни – здоровье. Формировать представление о профессии врача, воспитывать уважение к людям-профессионалам.
Иллюстрации на тему: «Здоровье»
Чермашинцева О.В. Основы безопасносногоповедения с дошкольниками. Стр.116
март
.
8 марта.
8 марта.
Помочь детям понять, что самое дорогое в жизни каждого ребёнка – мама. Помочь детям прийти к выводу о том, что не только мамы должны заботиться о детях, но и дети о матерях. Разбудить в детях желание поздравить мам с праздником.
Иллюстрации на тему: «Семья»
Конснект
Семья.
Мужчины и женщины в семье.
Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Иллюстрации на тему: «Семья»
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностию. Стр.29
Весна.
Кто больше всех радуется весне?
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.
Иллюстрации на тему: «Весна»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология.
Стр.96
Домашние птицы
Домашние птицы
Систематизировать представления детей о домашних птицах. Закрепить умение находить сходство и различие, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к людям, работающим на птичниках.
Иллюстрации на тему: «Домашние птицы»
Конспект
Транспорт.
Транспорт: наземный, воздушный, водный.
Систематизировать представления детей о видах и назначении транспорта. Закрепить умение находить сходство и различие между ними, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать правильное поведение в общественном транспорте, уважение к людям.
Иллюстрации на тему: «Транспорт»
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностию. Стр.29
апрель
Посуда
Посуда.
Систематизировать знания детей о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная), о её свойствах, материалах используемых человеком для её изготовления. Воспитывать аккуратность и бережное отношение.
Иллюстрации на тему: «Посуда»
Конспект
Космос.
Этот загадочный космос.
Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.
Иллюстрации на тему: «Космос»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. ЗПЦ.
Стр.162
Инструменты.
Полезные вещи – молоток и клещи
Уточнить знания о различных видах инструментов в окружающей жизни; познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; акцентировать внимание детей на том, что при работе с инструментами человек должен соблюдать правила безопасности.
Иллюстрации на тему: «Инструменты»
Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Стр.30
Рыбы.
Рыбье царство в реке Днестр.
Дать понятие, что в водоёме, также как на земле, обитают животные, растения, рыбы.
Познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, раков, насекомых, растений.
Расширять и активизировать словарь.
Воспитывать заботливое отношение к водоёмам.
Иллюстрации на тему: «Рыбы, водоёмы»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология.
Стр.76/80
май
День Победы.
День Победы.
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Вспомнить, какие памятники в Рыбнице напоминают о героях войны, рассказать почему воздвигли эти памятники. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
Иллюстрации на тему: «День Победы»
Конспект
Насекомые.
Цветы.
Лето.
Насекомые и цветы созданы друг для друга.
Первоцветы.
Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе.
Вызвать у детей интерес к окружающему миру.
Уточнить и расширить представления о первых цветах весны.
Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Иллюстрации на тему: «Насекомые.
Цветы.
Лето»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Экология.
Стр.114
Источник