Задачи на вложенные циклы

Для решения задачи достаточно часто требуется использовать две и более циклические конструкции, одна из которых помещается в тело цикла другой. Такие конструкции называют вложенными циклами. Внутренний и внешний циклы могут быть любыми из трех рассмотренных ранее видов. Правила организации внешнего и внутреннего циклов такие же, как и соответствующих простых операторов. Однако при использовании вложенных циклов необходимо соблюдать следующее условие: внутренний цикл должен полностью укладываться в циклическую часть внешнего цикла.

Пример 1. Даны
натуральные числа
nи k.
Составить программу вычисления выражения 1
k+2k+…+nk.

Ввод:
1 строка – число N
2 строка – число k
Вывод: 
Сумма – S

Для вычисления указанной суммы целесообразно использовать
1) Внешний цикл For с управляющей переменной i, изменяющейся от 1 до n.
2) Внутренний цикл For с управляющей переменной j, изменяющейся от 1 до k, в котором будем вычислять p=i в степени k и сумму всех элементов.


Program z1 ;
Var n, k, i, j: Integer;
p,s:int64;
Begin
ReadLn (n,k) ;
s:=0 ;
For i:=1 To n Do
Begin
p:=1;
For j:=1 To k Do
p:=p*i; 

s:=s+p;
End;
WriteLn(s);
End.

1. Отладка программы:
1) Выполните команду Debug/Watch. Появится окно Watches.
2) Используя клавиши Ctrl+F7 (инициируется открытие окна Add Watch), введите переменные программы (i ,P,s).
3) Выполните программу в пошаговом режиме (последовательное нажатие на F8), отслеживая изменение значений переменных в окне Watches. При выполнении ReadLn (n,k) введите, например, значения 4 и 2 для того, чтобы количество повторений цикла было небольшим.

2. Измените программу так, чтобы вычислялась
сумма 11+22+ + …+nn . 

Указание. Требуется изменить
параметры у внутреннего оператора For (For j:=1 То i Do p:=p*i;) и убрать переменную k.

Задание 1. Сложим все цифры какого-либо числа. Получим новое число, равное сумме всех цифр исходного числа. Продолжим этот процесс до тех пор, пока не получим однозначное число (цифру), называемое цифровым корнем данного числа. Например, цифровой корень числа 34697 равен 2 (3+4 + 6+9+7=29; 2+9=11; 1+1=2). Составить программу нахождения цифрового корня натурального числа.



       Тесты         Посмотреть решение       

Имеется целый класс задач, решение которых сводится к перебору различных вариантов, среди которых выбирается такой, который удовлетворяет условию задачи.

Пример 2. Поиск делителей целого числа N.
Целое число K является делителем N, если остаток от деления N на K равен 0. Чтобы найти все делители достаточно перебрать все числа от 1 до N и проверить, являются ли они делителями.


program z11;
var n,i:integer;
BEGIN
readln(n);
for i:=1 to n do
if n mod i = 0 then
write(i, ‘ ‘);
END.

На этом примере ясна общая структура решения задач на перебор вариантов. Для организации перебора используется цикл, каждый шаг выполнения которого соответствует рассмотрению одного из вариантов. Внутри цикла стоит проверка, подходит ли данный вариант под условие задачи.

Решая задачи методом перебора, всегда следует подумать, а нельзя ли каким-то образом сократить количество перебираемых вариантов. В данном случае заметим, что любое число делится само на себя и на 1. Поэтому эти варианты можно исключить из перебора. Более того, наибольшим делителем, отличным от самого числа N может быть только N/2, а все числа, большие N/2 заведомо делителями не являются. Учет этих особенностей приводит к более эффективной программе:

program z11;
var n,i:integer;
BEGIN
readln(n);
write(1, ‘ ‘, n,’ ‘);
for i:=2 to n div 2 do
if n mod i = 0 then
write(i, ‘ ‘);
END.

Продолжая размышления о сокращении перебора, заметим, что если i является делителем, то частное от деления на i — тоже делитель. Таким образом, выводя делители парами, можно ограничится перебором до корня из n:

program z11;
var n,i,m:integer;
BEGIN
readln(n);
m:=trunc(sqrt(n));
write(1, ‘ ‘, n,’ ‘);
for i:=2 to m do
if n mod i = 0 then
write(i, ‘ ‘,n div i,’ ‘);
END.

Задание 3. Старинная задача. Сколько можно купить быков, коров и телят, если плата за быка 10 рублей, за корову — 5 рублей, за теленка — полтинник (0.5 рубля), если на 100 рублей надо купить 100 голов скота.

Обозначим через b — количество быков; k — количество коров; t — количество телят. После этого можно записать два уравнения: 10b+5k+0.5t=100 и b+k+t=100. Преобразуем их: 20b+10k+t=200 и b+k+t=100.
На 100 рублей можно купить:
не более 10 быков, т. е. 0<b<10,
не более 20 коров, т. е. 0<k<20,
не более 200 телят, т. е. 0<t<200.

       Тесты         Посмотреть решение       

Экспериментальный раздел работы

1. Сколько раз будет проверяться условие? (11*21*201=46431 раз)
2. Можно ли сократить количество проверок? (Если известно количество коров и быков, тогда количество телят можно найти с.о. 100-(b+k)).

Program z2;
Var b, k, t: Integer;
Begin
For b:=0 To 10 Do
For k:=0 To 20 Do
begin
t:=100-(b+k);
If (20*b+10*k+t=200) and (b+k+t=100)
Then WriteLn (‘ b= ‘ ,b,’ k= ‘,k,’ t= ‘ ,t);
end;
End.



3. Сколько раз будет выполняться проверка условия в этом случае? (11*21=231 раз)

Пример 5. Написать программу, которая находит все четырехзначные числа abсd (а, b, с, d — цифры числа, причем между ними нет совпадений, т. е. числа, например, типа 1221 нас не устраивают, т. е. любые две цифры числа различны), для которых выполняется условие: ab-cd=a+b+c+d. Другими словами, разность чисел, составленных из старших цифр числа и из младших, равна сумме цифр числа.
Например, рассмотрим число 5236:  52-36=5+2+3+6;  16=16.

Читайте также:  Шуберт цикл зимний путь названия песен

Один из способов решения— перебор всех четырехзначных чисел и проверка выполнения условия. Попробуем сократить перебор, для этого преобразуем условие.
10*a+b-(10*c+d)=a+b+c+d
10*a+b-10*c-d=a+b+c+d;
9a-11c-2d=0
9a-9c-2c-2d=0
9(a-c)=2(c+d)
(a-c)/(c+d)=2/9, тогда a-c=2 и c+d=9, следовательно, а=с+2, d=9-c и 0≤с≤7.

program z3;
Var a,b,c, d:Integer;
Begin
For c:=0 To 7 Do
Begin
a:=c+2;
d:=9-c;
For b:=0 To 9 Do
If (b<>c) And (b<>a) And (b<>d) Then writeln(a,b,c,d) ;
End;
End.

Задания для самостоятельной работы

1. Что будет выведено на экране монитора после выполнения следующего фрагмента программы:
a:=1; b:=1;
For i:=0 to n Do
Begin
For j:=1 To b Do
Write (‘*’) ;
WriteLn;
c:=a+b; a:=b; b:=c;
End;

если n=6? Решение какой задачи выражает этот фрагмент программы?

2. Что будет выведено на экране монитора после выполнения следующего фрагмента программы:
b: = 0 ;
While а<>0 Do
Begin
b:=b*10+а Mod 10;
а:=а Div 10;
End;
Write (b) ;

если a=13305? Решение какой задачи выражает этот фрагмент программы?

3. Выведите на экран числа в следующем виде:

  7  6  5  4  3  2

  6  5  4  3  2

  5  4  3  2

  4  3  2

  3  2

  2

 4.       Разобрать решение задачи:

 Составить программу-генератор пифагоровых троек. Пифагоровой тройкой называют такие целые числа ab и c, которые удовлетворяют условию a2+b2=c2. Известно, что существует прямоугольный треугольник с такими длинами сторон. Найдем все пифагоровы тройки для c < 5.

Тройное вложение циклов позволит перебрать все возможные комбинации значений трех чисел a, b и c и вывести те из них, которые удовлетворяют заданному равенству.

MaxC:=25; 
MaxAB:=trunc(sqrt(MaxC));
for a:=1 to MaxAB do
for b:=1 to MaxAB do
for c:=1 to MaxC do
if a*a+b*b = c*c then
begin
write(a, ‘ ‘, b, ‘ ‘, c); writeln;
end; 


Как всегда при решении задачи методом перебора, следует задуматься, можем ли мы сократить число перебираемых вариантов. Оказывается, можно ограничиться только перебором a и b, а cвычислять по теореме Пифагора. Вычисленное таким образом c может оказаться нецелым, поэтому условие задачи для него проверять все равно необходимо.

MaxC:=25;
MaxAB:=trunc(sqrt(MaxC));
for a:=1 to MaxAB do
begin
for b:=1 to MaxAB do
begin
c:=round(sqrt(a*a+b*b));
if a*a+b*b = c*c then
begin
write(a, ‘ ‘, b, ‘ ‘, c); writeln;
end; 

 end; 

 end;

5.     Исходное данное — натуральное число S, выражающее площадь. Написать программу для нахождения всех таких прямоугольников, площадь которых равна S и стороны выражены натуральными числами.

Источник

Мы переходим к одному из самых интересных из наших уроков по Паскалю, речь здесь пойдёт о вложенных циклах, чтобы перейти этому уроку, вы должны быть уже знакомы с конструкциями циклов:

  1. for — цикл с параметром.
  2. while — цикл с предусловием.
  3. repeat/until — цикл с постусловием.

Основная идея использования вложенных циклов

Основная идея использования вложенных циклов состоит в том, что даже когда некий процесс, требует цикла — повтора действий (т.н. “внешний цикл”), то даже внутри отдельного действия можно запустить свой цикл (т.н. “внутренний” или “вложенный цикл”) для решения какой-то “местной” задачи.

То есть: внутри витка внешнего цикла, можно запустить цикл внутренний, тогда на один виток внешнего цикла, внутренний цикл будет каждый раз выполнять все свои витки.

Графическое представление вложенных циклов

Работу циклов также можно сравнить с вращением связанных шестерёнок разного размера:

— внешний цикл это как бы большая шестерёнка, за один свой оборот (виток цикла), внешний цикл заставляет вращаться вложенный цикл (меньшую шестерёнку) несколько раз.

Такая иллюстрация точна в случае, если число повторов вложенного цикла не зависит от того какой именно (1-ый, n-ый или иной) виток делает внешний цикл, а так бывает не всегда. Почему выясним, рассматривая примеры ниже.

Примеры кода решений задач с вложенными циклами

Пример №1.1: Repeat/until + For: работа с пользователем до его указания на завершение программы

Предположим, что вы работаете с пользователем раз за разом выполняя похожие действия до тех пор, пока пользователь не введёт какую-то команду, показывающую, что пора заканчивать работу.

В этом случае ожидание очередной команды от пользователя, а также реакцию на неё имеет смысл поместить в тело цикла. Пусть при этом в ответ на команду нам тоже нужно делать что-то, что решается с помощью цикла — вот мы и получили первый пример схемы, где без вложенных циклов не обойтись.

В качестве конкретного пример рассмотрим решение задачи:

Пользователь вводит целые положительные числа, большие $5$. Пока он не введёт число $22$ в ответ на каждое введённое число выводите все целые числа от $1$ до этого числа, если же пользователь ввёл ноль, то объявите о завершении работы программы.

Решение:

var a,i:integer;
begin
repeat // внешний цикл
writeln(‘vvedite chislo >5:’);
readln(a);

for i:=1 to a do // (вложенный цикл) выводим все числа до a
write(i, ‘ ‘);

Читайте также:  Большой цикл можно ли забеременеть

writeln(); // перенос строки

until (a = 22); // конец тела внешнего цикла

writeln(‘zaversheno!’);
readln();
end.

Прокомментируем это решение:

  1. В качестве внешнего цикла мы выбрали repeat/until, чтобы проверять условие уже после ввода значения пользователем.
  2. В качестве внутреннего цикла мы выбрали for — ведь каждый раз будет известно число, до которого надо выводить меньшие числа. Можно было бы использовать и любой другой цикл, но for в таких случаях использовать грамотнее и красивее.
  3. минусом выбора repeat/until внешним циклом является то, что эта программа, в случае если пользователь введёт число $22$, все равно выведет ряд чисел, а только потом завершится.

Последний пункт вызывает желание (да-да, программирование должно вас увлекать 😉 переписать код так, чтобы в случае, если пользователь ввёл $22$ ряд чисел не выводился.

Пример №1.2 (продолжение): While + For: работа с пользователем до его указания на завершение программы

Это пример является продолжением предыдущего и одновременной иллюстрацией ситуации, где цикл For вложен в While:

var a,i:integer;
begin

writeln(‘vvedite chislo >5:’);
readln(a);

while (a <> 22) do
begin // начало тела внешнего цикла

for i:=1 to a do // (вложенный цикл) выводим все числа до a
write(i, ‘ ‘);

writeln(); // перенос строки

writeln(‘vvedite chislo >5:’); // очередной раз запрашиваем число в цикле
readln(a);

end; // конец тела внешнего цикла

writeln(‘zaversheno!’);
readln();
end.

Как работает эта программа:

  1. Сначала, ещё до цикла мы просим пользователя ввести число первый раз, если это число = 22, то цикл вообще не начнётся и программа будет завершена без вывода ряда.
  2. Если пользователь вводит число не равное 22, то цикл начнётся, так как число уже известно, то в витке цикла мы сначала выведем значения до введённого числа, а только потом в конце витка запросим очередное число.

Пример №2 — вывод таблицы умножения

Вывод всевозможных таблиц — классический пример задач, где требуются вложенные циклы.
Основная идея в подобных задачах состоит в том, что:

  1. есть какой-то главный (внешний) цикл, тело которого должно решить задачу вывода на экран очередной строки (ну и расчета значений, которые нужно выводить)
  2. но задача в вывода очередной строки в теле внешнего цикла, решается размещением в этом теле ещё одного вложенного цикла, который, например, формирует эту очередную строку из неких фрагментов, например символов или групп символов.

Таким образом получается, что на один виток внешнего цикла приходятся все витки внутреннего цикла, на второй виток внешнего внутренний цикл снова работает несколько раз до своего очередного завершения и т.д.

Рассмотрим решение задачи:

Вывести на экран таблицу умножения чисел от 1 до 9.

Решение (for в for):

var i, j: integer;
begin
for i := 1 to 9 do // цикл по строкам таблицы, счетчик как левый множитель
begin
for j := 1 to 9 do // выводим равенства очередной строки, счётчик как правый множитель
write(i, ‘*’, j, ‘=’, i*j, ‘ ‘);
writeln(); // переносим строку
end;

readln();
end.

Конечно, в качестве внешнего цикла можно было бы использовать любую другую из оставшихся двух конструкцию, например, давайте перепишем это решение используя вложение for в while:

var i, j: integer;
begin
i := 1; // начальное значение для счетчика внешнего цикла
while (i <= 9) do // цикл по строкам таблицы, счетчик как левый множитель
begin

for j := 1 to 9 do // выводим равенства очередной строки, счётчик как правый множитель
write(i, ‘*’, j, ‘=’, i*j, ‘ ‘);
writeln(); // переносим строку

i:=i+1; // увеличиваем значение счетчика внешнего цикла
end;

readln();
end.

Или даже while в repeat-until:

var i, j: integer;
begin
i := 1; // начальное значение для счетчика внешнего цикла

repeat // начало тела внешнего цикла

j := 1; // сбрасываем значение счетчика внутреннего цикла в единицу (чтобы он повторился как и предыдущий раз), или если речь идёт о первом витке, то это действие можно назвать заданием начального значения счетчика
while (j<=9) do // выводим равенства очередной строки, счётчик как правый множитель
begin
write(i, ‘*’, j, ‘=’, i*j, ‘ ‘);
j:=j+1; // увеличиваем значение счетчика внутреннего цикла
end;

writeln(); // переносим строку
i:=i+1; // увеличиваем значение счетчика внешнего цикла

until (i > 9); // проверка условия выхода из внешнего цикла и конец его тела

readln();
end.

Задачи для самостоятельного решения

  1. Выведите на экран таблицу умножения используя только циклы вида repeat/until.
  2. Выведите на экран таблицу умножения используя только циклы вида while.
  3. Выведите на экран таблицу умножения используя один цикл while и один repeat-until .
  4. Пользователь вводит числа до тех пор пока не введёт число меньшее $1$. В ответ на каждое введённое им число выводите на экран все нечетные числа от 1 до это числа, при этом делящиеся на 5. Если же пользователь ввел число меньшее $1$, то завершите программу.
  5. Пользователь вводит первое целое число-ограничитель $m$. А затем начинает вводить целые числа по одному, пока не введёт число большее числа-ограничителя.
    Если очередное целое число больше $1$, то в ответ на каждое такое число программа должна выводить все целые числа от единицы до этого числа.

    Примечание: это задача на вложенные циклы, в качестве внешнего надо использовать while, а в качестве внутреннего можно использовать или for или while.

  6. Пользователь вводит целое положительное число, если оно не соответствует критериям (то есть не является положительным), выведете сообщение об ошибке, в противном случае выведете на экран все числа от 1 до введённого пользователем.
  7. Модифицируйте предыдущую задачу так, чтобы в случае, если число удовлетворяет требованиям (целое, положительное), то на экран выводились четные числа.
  8. Выведете на экран числа от 1 до 5 два раза с помощью вложенных циклов. Так чтобы в консоли было:
    1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5
  9. M раз выведете на экран числа от 1 до N с помощью вложенных циклов. Так чтобы в консоли было:
    $
    left.
    begin{array}{ccc}
    1 & … & N \
    1 & … & N \
    end{array}
    right} text{M раз}
    $
  10. Модифицируйте предыдущую задачу так, чтобы в каждой чётной (той, у которой номер чётный) строке выводилось N символов, а в каждой нечетной N/2 символов (сделайте проверку того, что $N/2$ больше нуля)
  11. Пользователь вводит числа до тех пор пока им не будет передан ноль. В ответ на каждое число программа должна сообщать чётное оно или нет.
  12. Пользователь вводит четное целое число (если нечетное сообщите об ошибке). Делите это число в цикле на $2$ до тех пор пока оно делится, выводя каждый промежуточный результат, например для $12$ в консоли получим:
    6
    3

    А для 8:

    4
    2
    1

  13. Пользователь вводит два целых числа $M$ и $N$, если $M$ четное, делайте то же, что и в предыдущей задаче, а если нечётное, то умножайте $M$ в цикле на $3$ до тех пор пока результат не станет больше $N$ (и выводите каждый из промежуточных результатов умножения на экран), например для:
    M := 3;
    N := 15;

    Получим:

    9
    27

  14. С помощью вложенных циклов выведите на экран таблицу умножения числе от 1 до 9, начнётся она как-то так:
    1×1 = 1
    1×2 = 2
    ……
  15. С помощью вложенных циклов выведите на экран таблицу деления чисел от 1 до 9.
  16. Пользователь вводит целое положительное число $N$, если оно не соответствует критериям (то есть не является положительным), выведете сообщение об ошибке, в противном случае выведите на экран все числа последовательности, не большие $N$, сформированной следующим образом:
    8 10 3 12 14 3 16 18 3 20 22 3 и т.д.

    — то есть всё начинается с восьмерки, затем число увеличивается на 2, затем выводит тройка и ещё пара увеличенных на 2 чисел и т.д.

  17. Модифицируйте решение предыдущей задачи. так чтобы пользователь вводил второе число $M$, которое отвечало бы за длину возрастающего фрагмента, например для $M=4$:
    $ underbrace{8 ;10 ;12 ;14}_{text{четыре числа}} ;3 underbrace{;16 ;18 ;20 ;22}_{text{четыре числа}} ;3 ; …. ;3 ;…. ;text{и т.д.} $

    Заметьте. что в предыдущей задаче $M$ было зафиксировано $=2$:
    $ underbrace{8 ;10}_{text{два числа}} ;3 underbrace{;14 ;16}_{text{два числа}} ;3 ; …. ;3 ;…. ;text{и т.д.} $

  18. Модифицируйте решение предыдущей задачи, так, чтобы длина возрастающего фрагмента каждый раз увеличивалась на единицу (начиная с двух):
    $underbrace{; 8 ;10}_{text{два числа}} ;3; underbrace{10 ;12 ;14 }_{text{три числа}} ;3; underbrace{;16 ;18 ;20 ;22}_{text{четыре числа}} ;3 ; …. ;3 ;…. ;text{и т.д.} $

    ПРИМЕЧАНИЕ: эту задачу можно решить, как вложенными циклами, так и вообще одним циклом (что более изящно), при этом решение одним циклом можно сделать, как используя делимость нацело (для определения момента вывода тройки), так и не используя.
    Решите всеми тремя способами.

  19. Пользователь передает целое положительное число $N$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$ “ёлочкой”, например для $N = 17$:
    1
    2 3
    4 5 6
    7 8 9 10
    11 12 13 14
    15 16 17

    ПРИМЕЧАНИЕ: эту задачу можно решить, как вложенными циклами, так и вообще одним циклом (что более изящно).
    Решите указанными двумя способами.

  20. Модифицируйте предыдущий вывод “ёлочкой” так, чтобы в каждой нечетной строке выводились только четные числа, а в каждой четной только нечетные, например для $N = 17$:
    3
    4 6
    7 9
    12 14
    15 17
  21. Пользователь передает целые положительные число $N$ и $M$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$, так чтобы ширина “ёлочки” увеличивалась до $M$ чисел, то уменьшалась до $1$. Например, для $M = 3$ и $N = 25$ получим:
    $
    1; \
    2; 3; \
    4; 5; 6;;;;;;;;; text{–максимум три числа} \
    7; 5; \
    9; \
    10; 17; \
    18; 19; 20;;;;;;; text{–снова три числа} \
    21; 22; \
    23; \
    24; 25;…..
    $
  22. Пользователь передает целые положительные число $N$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$, так чтобы ширина “ёлочки” росла волнами. Например, для $N = 49$ получим:
    $
    1; \
    2; 3; ;;;;;;;; text{–сначала до двух} \
    4; \
    5; 6; \
    7; 8; 9; ;;;;;;;; text{–потом до трёх} \
    10; 11; \
    12; ;;;;;;;; text{–возвращаемся к одному} \
    13; 14; \
    15; 16; 17; \
    18; 19; 20; 21; ;;;;;;;; text{–тут уже четыре} \
    22; 23; 24; \
    25; 26; ;;;;;;;; text{–снова убывает } \
    27; \
    28; 29; \
    30; 31; 32; \
    33; 34; 35; 36; \
    37; 38; 39; 40; 41; \
    42; 43; 44; 45; \
    46; 47; 48; \
    49;
    $

Источник

Читайте также:  Цикл книг древний тармашева