Вокальный цикл зимний путь название

Вокальный цикл зимний путь название thumbnail

Ф. Шуберт «Зимний путь»

Шуберт «Зимний путь»

Цикл вокальных миниатюр с сопровождением фортепиано «Зимний путь» представляет собой трагическую вершину в творчестве Франца Шуберта. Безысходность, мрак и холод соответствуют настроению музыки. Время словно застыло во льдах, ничего больше нет, кроме пути в одиночестве.

Историю создания «Зимнего пути» Шуберта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения одноименного сборника стихотворений известного немецкого автора Вильгельма Мюллера. В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком. Он находился на пороге к нищей жизни, активно искал постоянное место работы, сочинения не печатались ни в Германии, ни в Швейцарии. Франц получил отказ на получение должности придворного капельмейстера Венской оперы. Ему также было отказано в других местах работы. Шуберт окончательно потерял веру в себя и находился в подавленном состоянии.

Франц Шуберт

Он не мог сочинять, пока не прочел недавно изданный сборник стихотворений его любимого автора Мюллера. Проникнувшись до глубины души содержанием стихотворений, Шуберт начал активно работать над отбором стихотворений. Он долго пытался выбрать самые значимые произведения автора, но не смог, поэтому в цикл включены все 24 стиха. Но Франц изменил их порядок. Вначале были сочинена 1-ая часть, включавшая в себя лишь 12 песен.

 Вильгельм Мюллер

Во время сочинения Шуберт находился в ярко-выраженном депрессивном состоянии. Близкие ему люди вспоминали, что он был чем-то глубоко огорчен, морально подавлен. Весь его внешний вид говорил об усталости. На все вопросы он отвечал, что в скором времени вы сможете услышать новые произведения. Когда вы их услышите, мое состояние вам станет ясно.

После он пригласил близких друзей к Шоберу послушать «ужасные» песни. Там он исполнил 1-ую часть цикла. Слушатели оказались обременены безысходностью музыки. Все единодушно признались, что им понравилась лишь песня «Липа». Шуберт обиделся и сказал, что все эти песни в тысячу раз лучше ранее написанного им. Тем не менее, песни звучали во многих знатных домах еще при жизни композитора.

Вторую часть цикла Шуберт редактировал будучи уже больным. Композитор умер так и не увидев премьеры цикла. Через месяц после смерти Франца, одно из издательств согласилось принять сборник в печать. Песни стали популярными. В январе 1828 год в Венском Обществе любителей музыки был без перерыва исполнен весь цикл миниатюр. Его исполнителем стал профессор университета, обладавший незаурядными вокальными способностями.

Интересные факты

  • В декабре 2001 года на музыку и сюжет «Зимнего пути» был поставлен одноименный балет. Создание балетной версии принадлежит Джону Ноймайеру. Достаточно экспрессивная оркестровка создана специально для балетной интерпретации Хансом Цендером. Премьера оставила неоднозначные отзывы критиков.
  • Цикл написан для тенора, но существует огромное количество интерпретаций для других голосов, как для мужских, так и женских.
  • В Европе сборник сочинений является самым исполняемым и популярным циклом, в России «Зимний путь» довольно редко исполняют на большой сцене.
  • Вокальным творчеством Франца всерьез увлекался Людвиг ван Бетховен, он хотел помочь молодому и талантливому композитору встать на ноги. К сожалению, в скором времени Бетховен скончался.

Людвиг ван Бетховен

  • Лучшими исполнителями Дитрих Фишер-Дискау и Джеральд Мур. До сих пор их
  • За всю жизнь Франц Шуберт написал более шести сотен песен, в число которых входит два цикла.
  • Вильгельм Мюллер написал «Зимний путь», когда ему было лишь 19 лет.
  • Единственный концерт Шуберта был дан в 1828 году, примечательно, что он был посвящен презентации 1-ой части цикла, а также включал множество фортепианных миниатюр. Выступление имело успех, но о нем быстро забыли.

Содержание

«Зимний путь» – это музыкальный сборник из 24 вокальных миниатюр. Главной отличительной особенностью является ярко выраженная сюжетная линия, связывающая между собой все номера.

Вокальный цикл зимний путь название

Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась.

Читайте также:  Теория биохимических циклов вернадского

Необходимо отметить, что Шуберт проявил в «Зимнем пути» новаторство и отдал большую роль не вокальной партии, а фортепианной. Аккомпанемент позволяет выразить огромную эмоциональную амплитуду лирического героя.

Во многом можно считать, что цикл стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи». Но драматургическое различие можно заметить невооруженным взглядом. Шуберт постарался драматизировать композицию, поэтому она построена на множестве контрастных образов. При этом контрасты выстраиваются, как между номерами, так и внутри них. Единой тематической канвой можно считать тему одиночества лирического героя, которая прослеживается во многих номерах.

Композитор пытается сопоставить два мира: это мир грез и светлого прошлого, наполненного воспоминаниями о любимой, об их безоблачном счастье и другой мир, в котором поселилась оглушающая пустота. Эти два мира, делят цикл на 12 номеров.

Вокальный цикл зимний путь название

В первой части наиболее ярко с точки зрения драматургии выстроены номера «Спокойно спи», «Флюгер», «Оцепенение», «Липа» и «Весенний сон»:

  • №1 «Спокойно спи» играет вступительную роль. Здесь слушателя знакомят слушателя о прошлой любви, о несбывшихся мечтах и надеждах. Мелодический рисунок имеет начало с вершины источника, что говорит о безмятежности и спокойствии музыки. Тональность сменяется ярким мажором, когда лирический герой вспоминает о возлюбленной.
  • №2 «Флюгер». Переменчивость направления ветра символизирует изменчивость жизни. Сегодня дует теплый южный ветер, и жизнь кажется сказкой, но скоро он сменится на холодный зимний. Каждая фраза построена на контрасте. Особенную роль играет звукоизобразительный аккомпанемент.
  • №4 «Оцепенение» возвращает тему ручья из цикла «Прекрасная мельничиха», об этом свидетельствуют равномерные триольные ритмы. Тональность до минор напоминает, что ручей начал застывать. Мрачная мелодия станет контрапунктом в дальнейшем проведении темы.
  • №5 «Липа» В аккомпанементе каждый сможет услышать шелест листьев, который ассоциируется с тревогой. Скоро все грезы развеются, и не останется ничего, кроме боли и разочарования. Форма: куплетно-вариационная позволяет выразить искренность и веру лирического героя, что все могло быть по-настоящему хорошо. Липа – это напоминание о прошлой жизни.
  • №11 «Весенний сон» – это яркий пример драматизации произведения. Идиллия, мечты, грезы рассыпаются на мелкие осколки об реальность. Вместо сладкого сна, лирический герой оказался в мире, где все наполнено минорным ладом.

Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивный исход, то развитие второй части полностью подтверждает трагическую концепцию.

Вторая часть становится воплощением мрака. Тема одиночества в музыке сменяется образом скорой, неизбежной смерти. Наиболее яркими номерами можно назвать:

  • №15 «Ворон». Название номера уже не предвещает ничего хорошего. Ворон – это символ надломленности. Он сопровождает усталого путника. В тональности до минор можно услышать, никнущие интонации. Путь практически окончен, и в нем больше нет места для любви и света. Такую дорогу он выбрал сам, потому что не захотел изменить ситуацию.
  • №24 «Шарманщик» – завершающий номер цикла, построенный на однообразных интонациях. Уличный музыкант в данном контексте – это отображение искусства, безжалостного к гениям. Средства выразительности музыки заставляют услышать интонации шарманки, к которым относятся чистая квинта в басу, а также однообразие мелодии в рефрене. 

«Зимний путь» – это настоящая трагедия жизни человека, маленький музыкальный роман, в котором не случилось Happy Enda. Но не вымышленного лирического героя, а Шуберта. Ему пришлось пройти сложный и тернистый путь. Но он оставил для человечества огромное богатство – свою музыку.

Использование музыки в кинематографе

Музыка цикла «Зимний путь» не является достаточно популярной для кинематографа. Тем не менее некоторых кинорежиссеров вдохновила тема одиночества, просматривающаяся в номерах цикла на создание кино. В приведенных ниже кинолентах, музыка Шуберта является не просто фоном, она помогает раскрыть замысел режиссера.

Читайте также:  Время производства и время цикла это одно и то же

Вокальный цикл зимний путь название

  • Пианистка – французская кинокартина, повествующая о личной драме профессора консерватории в Вене Эрике Кохут. Ее любимым композитором является Франц Шуберт, музыка «Зимнего пути» имеет в картине формообразующую роль и помогает глубже понять содержание сюжета. Фильм снят в 2001 году во Франции и получил несколько наград на Кинофестивале в Каннах.
  • Зимний путь – отечественная драма, рассказывающая историю вокалиста Эрика. Имя героя отсылает зрителя к ленте «Пианистка», подчеркивая близость тем. Вокалист активно репетирует песни Шуберта, он устал от фальши мира классического искусства. Судьба сталкивает его с Лехой, отчаянным вором. Два разных мира – одни и те же проблемы.

Фильмы имеют трагическую развязку и демонстрируют другую сторону жизни людей искусства. Мир прекрасного обманчив, он не дает гарантий на получение славы и признания. Путь гения – это одиночество и непонимание. Биография Шуберта является ярким примером жизненного исхода творческой личности. Он сумел выразить через музыку и через лирического героя цикла собственное разочарование.

Вокальный цикл «Зимний путь» – это финальный аккорд в творчестве Шуберта. Миниатюры наполнены глубоким смыслом, понять которые помогает музыкальный язык. Холод и мрак музыки – это отражение внутреннего мира музыканта, потерявшего надежду и веру на счастливое будущее.

Видео: слушать «Зимний путь» Шуберта

Источник

Созданный в 1827 году, то есть спустя 4 года после «Прекрасной мельничихи», второй песенный цикл Шуберта стал одной из вершин мировой вокальной лирики. То обстоятельство, что «Зимний путь» завершен всего за год до смерти композитора, позволяет рассматривать его как итог работы Шуберта в песенных жанрах (хотя его деятельность в области песни продолжалась и в последний год жизни).

Главная мысль «Зимнего пути» отчетливо акцентируется в первой же песне цикла, даже в первой ее фразе: «Чужим пришел сюда я, чужим покинул край». Эта песня – «Спокойно спи» – выполняет функцию вступления, поясняя слушателю обстоятельства происходящего. Драма героя уже свершилась, его судьба предопределена с самого начала. Он больше не видит своей неверной возлюбленной и обращается к ней лишь в мыслях или в воспоминаниях. Внимание композитора сконцентрировано на характеристике постепенно возрастающего психологического конфликта[1], который, в отличие от «Прекрасной мельничихи», существует с самого начала.

Новый замысел, естественно, требовал иного раскрытия, иной драматургии. В «Зимнем пути» нет выделения завязки, кульминации, переломных моментов, отделяющих «восходящее» действие от «нисходящего», как это имело место в первом цикле. Вместо этого возникает как бы сплошное нисходящее действие, неотвратимо ведущее к трагическому итогу в последней песне – «Шарманщик»[2]. Вывод, к которому приходит Шуберт (вслед за поэтом), лишен просвета. Вот почему преобладают песни скорбного характера. Известно, что сам композитор назвал этот цикл «ужасными песнями».

Вместе с тем, музыка «Зимнего пути» отнюдь не однопланова: образы, передающие различные грани страданий героя, отличаются разнообразием. Их диапазон простирается от выражения предельной душевной усталости («Шарманщик», «Одиночество»,

Вместе с тем, музыка «Зимнего пути» отнюдь не однопланова: образы, передающие различные грани страданий героя, отличаются разнообразием. Их диапазон простирается от выражения предельной душевной усталости («Шарманщик», «Одиночество», «Ворон») до отчаянного протеста («Бурное утро»). Шуберт сумел придать каждой песне индивидуализированный облик.

Кроме того, поскольку главный драматургический конфликт цикла составляет противопоставление безрадостной действительности и светлой мечты, многие песни окрашены в теплые тона (например, «Липа», «Воспоминание», «Весенний сон»). Правда, при этом композитор подчеркивает иллюзорность, «обманчивость» многих светлых образов. Все они лежат вне реальности, это всего лишь сновидения, грезы (то есть обобщенное олицетворение романтического идеала). Не случайно подобные образы возникают, как правило, в условиях прозрачной хрупкой фактуры, тихой динамики, нередко обнаруживают сходство с жанром колыбельной[3].

Часто противопоставление мечты и реальности предстает как внутренний контраст в рамках одной песни. Можно сказать, что музыкальные контрасты того или иного рода содержатся во всех песнях «Зимнего пути», кроме «Шарманщика». Это – очень важная деталь второго шубертовского цикла.

Существенно, что в «Зимнем пути» совершенно отсутствуют примеры простой куплетности. Даже в тех песнях, для которых композитор избирает строгую строфичность, сохраняя основной образ на всем протяжении («Спокойно спи», «Постоялый двор», «Шарманщик»), содержатся контрасты минорных и мажорных вариантов основных тем.

Читайте также:  Дарвин русский лирический цикл проблемы истории и теории

Композитор сталкивает глубоко различные образы с предельной остротой. Наиболее яркий пример – «Весенний сон».

«Весенний сон» (Frühlingstraum)

Песня начинается с изложения образа весеннего цветения природы и любовного счастья. Вальсообразное движение в высоком регистре, A-dur, прозрачная фактура, тихая звучность – все это придает музыке характер очень легкий, мечтательный и, вместе с тем, призрачный. Морденты в фортепианной партии подобны птичьим голосам.

Внезапно развитие этого образа обрывается, уступив место новому, исполненному глубокой душевной боли и отчаяния. Он передает внезапное пробуждение героя и возвращение его к реальности. Мажору противопоставляется минор, неспешному развертыванию – ускоренный темп, плавной песенности – короткие речитативные реплики, прозрачным арпеджио – резкие, сухие, «стучащие» аккорды. Драматическое напряжение нарастает в восходящих секвенциях до кульминационного ff.

Заключительный 3-й эпизод носит характер сдержанной, полной смирения грусти. Таким образом, возникает открытая контрастно-составная форма типа АВС. Далее вся цепь музыкальных образов повторяется, создавая сходство с куплетностью. Подобного сочетания контрастного развертывания с куплетной формой в «Прекрасной мельничихе» не было.

«Липа» (Der Lindenbaum)

В ином соотношении находятся контрастные образы в «Липе». Песня изложена в контрастной 3хчастной форме, полной эмоциональных «переключений» от одного состояния к другому. Однако в отличие от песни «Спокойно спи», контрастные образы находятся в вариантной зависимости друг от друга.

В фортепианном вступлении возникает триольное кружение 16-х на pp, которое ассоциируется с шелестом листвы и дуновением ветерка. Тематизм этого вступления самостоятелен и в дальнейшем подвергается активному развитию.

Ведущий мажорный образ «Липы» – это воспоминание героя о счастливом прошлом. Музыка передает настроение тихой светлой грусти по чему-то невозвратно ушедшему (сходство с «Колыбельной ручья» из «Прекрасной мельничихи» в той же тональности E-dur)[4]. В целом первый раздел песни состоит из двух строф. Вторая строфа представляет собой минорный вариант первоначальной темы. К концу I-го раздела вновь восстанавливается мажор. Подобные «колебания» мажора и минора являются очень характерной стилевой особенностью музыки Шуберта.

Во втором разделе вокальная партия насыщается речитативными элементами, а фортепианное сопровождение становится более иллюстративным. Хроматизация гармонии, гармоническая неустойчивость, колебания динамики передают бушевание зимней непогоды. Тематический материал этого фортепианного сопровождения не новый, это вариант вступления к песни.

Реприза песни варьирована.

Сравнение с «Прекрасной мельничихой»

Драматизация песен сказалась и на музыкальном языке цикла «Зимний путь». По сравнению с «Прекрасной мельничихой» здесь:

  • Усложняется, становится более характеристичным фонизм гармоний. Используются альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон», «Блуждающий огонек»), усиливается роль переменных функций. Растет значение терцовых и секундовых тональных сдвигов, мажоро-минорных сопоставлений.
  • Возрастает значение фортепианной партии. Шуберт развивает здесь принцип «разделения функций» между партиями голоса и фортепиано, найденный еще в «Гретхен за прялкой». Очень часто фортепиано выполняет «сковывающую», «сдерживающую» роль.
  • Более разнообразной становится мелодико-интонационная сфера, однако при этом одновременно усиливаются и связи между отдельными песнями:
    • интонационные – многократно встречаются секундовые интонации вздохов (bVI – V или V – bVI – V), а также мотив V – ↑ III – II – #VII – I в миноре;
    • ритмические. Во многих песнях присутствует скрытая маршевость, ритм шага, ассоциирующийся с образом странника («Спокойно спи», «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость»);
    • тональные. В цикле имеется 2 тональных центра – «ля» и «до». Тональное развитие совершается вокруг одного или другого из них.

[1] Психологизация образов никогда не приводит у Шуберта к «полному отключению» от внешнего мира (в отличие, например, от Шумана). Если в «Прекрасной мельничихе» преобладающим фоном было журчание ручейка, то в «Зимнем пути» есть и наигрыш почтового рожка, и скрип флюгера, и шелест листвы и пр. Разнообразие ситуаций выгодно оттеняет единство психологического образа.

[2] Шарманщик» – это подлинное «царство статики», как мелодической, так и гармонической. На всем протяжении песни выдерживается одна и та же «волыночная квинта», вокальная партия пронизана монотонией повторов, равнодольностью.

[3] Эпизодически встречаются и светлые образы, лишенные оттенка призрачности – «Бодрость», «Почта».

[4] Из всей музыки «Зимнего пути» именно эта начальная тема «Липы» приобрела значение народной песни.

Источник