Вокальный цикл шуберта в музыке

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду­альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но­визной.

Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован­ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори­ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений[1]. Но использование песни в качестве материала – далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип – вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт – это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве – человека в аспекте его непосредст­венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровожде­ние, формообразование – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев­ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.

Песня у Шуберта – это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж­дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» – звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

  • характеризует общий психологический фон действия – образ лихорадочной тревоги;
  • изображает ритм «скачки»;
  • обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод­ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра – «Лесной царь», созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало­гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму[2]. Рефреном являются возгласы отчаяния ре­бенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу­ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон­трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладани­ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

Читайте также:  Количество фолликулов в начале цикла

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен – небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения – глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч­та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева­ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет­ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ­ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («…пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе­го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы­текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования – от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти­ков – Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

[1] Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

[2] Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Источник

Франц Шуберт «Прекрасная мельничиха»

Франц Шуберт – мастер романтической вокальной миниатюры. За всю жизнь композитор сумел сочинить около шести сотен разнообразных по жанру песен. Одним из наиболее знаменитых вокальных циклов Шуберта является «Прекрасная мельничиха».

Историю создания «Прекрасной мельничихи» Шуберта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» был написан в пору творческого расцвета композитора. В это время Франц Шуберт был достаточно знаменитым человеком в узких творческих кругах. Им были написаны около двух сотен песен, которые часто исполнялись в знатных домах во время домашних приемов.

Именно в данном цикле проявляются лучшие композиторские находки. Интересно, что Шуберт был давним знакомым талантливого и молодого поэта Вильгельма Мюллера. Но Франц абсолютно случайно познакомился с его творчеством. Композитор пришел в гости. Во время ожидания Мюллера в руки ему попалась «Прекрасная мельничиха». Стихотворения захватили творческий мир музыканта, он взял книгу с собой и поспешно покинул дом друга. Так было положено начало сочинению одного из известнейших вокальных циклов. Но не стоит переживать о том, что Шуберт был вором, спустя несколько дней он вернул книгу с извинениями автору. Франц признался, что не смог удержаться, так как его мысли моментально наполнились новыми музыкальными мотивами и мелодиями, а сама идея показалась вполне воплотимой в жизнь.

Из более чем 70 произведений сочинитель выбрал лишь 20, максимально подходящих по драматургическому развитию. Работа протекала в столице Австрии. Там композитор чувствовал себя спокойно и мог полностью посвятить себя творчеству. Сочинение шло быстро, и уже вначале 1824 года цикл был полностью завершен. После окончания, композитор отправился по приглашению в имение графа Эстерхази в качестве музыкального преподавателя. Там он был представлен другу графа, великолепному тенору Карлу фон Шенштайну. Необходимо отметить, что певец исполнял только итальянскую оперу и редко изменял собственным предпочтениям. Но вокальная музыка Шуберта произвела на него сильное впечатление. В знак уважения и благодарности Франц посвятит цикл именно Шенштайну, и удостоит его чести быть исполнителем композиции. Стоит отметить, что певец прекрасно справился с возложенной на него обязанностью.

Читайте также:  Заполненная схема цикла менеджмента

Интересно, что по отдельности вокальные миниатюры после сочинения часто исполнялись на светских мероприятиях, но цикл в целом посчастливилось услышать лишь спустя три десятка лет. Произошло это в Вене, публика была в восторге от композиции. Но принимать комплименты было уже некому, так как композитор скончался еще в 1828 году.

Интересные факты

  • Шуберт посвятил цикл «Прекрасная мельничиха» своему другу, известному певцу Шёнштайну.
  • Людвиг Бергер, учитель Феликса Мендельсона, написал музыку на пять стихотворений из цикла стихотворений Мюллера «Прекрасная мельничиха».
  • Идея создания цикла стихотворений пришла в голову к поэту во время поэтического конкурса в кружке молодежи, который он постоянно посещал. Молодые люди разыграли сценку, где роль мельника досталась именно Мюллеру. Его признали несомненным победителем в битве талантов.
  • Джеральд Мур и Фишер Дискау являются эталонными иностранными исполнителями.
  • Сборник стихотворений Мюллера включает в себя 77 произведений.
  • Многие пианисты незаслуженно упрекали Шуберта за чересчур сложный аккомпанемент. Даже в современном мире считается, что песни композитора достаточно сложны для исполнения.
  • Одним из лучших исполнителей цикла в русскоязычной версии является Эдуард Хиль.
  • Сборник стихов посвящен известнейшему немецкому композитору-романтику Карлу Марии фон Веберу.
  • Премьера вокального цикла произошла лишь спустя тридцать лето после написания.
  • О важной роли аккомпанемента в данном вокальном цикле подробно пишет великий пианист Джеральд Мур в собственной книге «Певец и аккомпаниатор». Глава имеет название «Исполнительский прием Прекрасная мельничиха».
  • При сочинении стихотворений Мюллер постоянно пел и играл, несмотря на то, что не занимался музыкой профессионально. Он говорил, что он будет необычайно рад, если в этом мире найдется, хоть одна сочувствующая душа, которая услышит скрытые в словах напевы. Может быть она сможет вернуть их мне?

Сюжет «Прекрасной мельничихи»

Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.

Содержание «Прекрасной мельничихи»

«Прекрасная мельничиха» представляет собой первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл. Главной особенностью является концепция романа с сюжетной линией. Произведение относится к лирико-драматическому жанру. Цикл включает в себя 20 миниатюр.

Название вокальной миниатюры

Тональность

Значение в драматургии

1

В путь

Си-бемоль мажор

Экспозиция ручья

2

Куда?

Соль мажор

Экспозиция и прямая характеристика мельника

3

Остановка

До мажор

Завязка драмы

4

Благодарность ручью

Соль мажор

Завязка драмы

5

Праздничный вечер

Ля минор

6

Любопытство

Си мажор

7

Нетерпение

Ля мажор

Местная кульминация

8

Утренний привет

До мажор

Развитие

9

Цветы мельника

Ля мажор

Оттенение

10

Дождь слез

Ля мажор

Развитие

11

Моя

Ре мажор

Местная кульминация

12

Пауза

Си-бемоль мажор

Развитие

13

С лентой лютни

Си-бемоль мажор

Развитие

14

Охотник

До минор

Косвенная характеристика охотника

15

Ревность и гордость

Соль минор

Местная скорбная кульминация

16

Любимый цвет

Си минор

Развитие конфликта

17

Злой цвет

Си мажор (си минор)

Развитие конфликта

18

Засохшие цветы

Ми минор

Развитие конфликта

19

Мельник и ручей

Соль минор

Кульминация

20

Колыбельная песня ручья

Ми мажор

Трагическая развязка

Читайте также:  Команды в паскале цикл

«Прекрасная мельничиха» распадается на два миницикла:

  1. №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность;
  2. №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью.

Мотив ручья обрамляет композицию, что наиболее ярко проявляется в первом и последнем сочинении. Тем не менее музыка 1 и 20 номера серьезно отличается по настроению.

Наиболее яркими номерами в цикле «Прекрасная мельничиха» являются следующие номера:

  • №1. «В путь» представляет собой экспозицию ручья. Главный герой находится на природе с ощущением полной гармонии с этим миром. Музыкальные приемы максимально просты и передают народную песенность. Характер бодрый и энергичный полностью отражает настроение главного героя.
  • №2. «Куда?». Песня повествует о том, что мельник поддался зову ручья, он идет вслед за ним. Сочинение пронизано народными интонациями. Аккомпанемент подражает движению ручейка. Юная наивность, незатейливая мелодия, кажется, что вся жизнь готовит только радость, счастье и любовь. Герой даже не подозревает, какой бывает жесткой реальность.
  • №5. «Праздничный вечер». Номер экспонирует два разных мира, а также открывает зону предыкта к местной кульминации, которая произойдет в номере 7. Форма трехчастная с контрастной серединой демонстрирует различия мировоззрений лирического героя и выбранной им спутницы.
  • №6. «Любопытство». Сочинение отличается использованием большого количества по-настоящему тонких, художественных приемов. Мелодия извилистая имеет достаточно лирический характер. Она изобилует хроматическими интонациями и явно отличается от народно-песенного склада, присутствующего в предыдущих номерах. Фразы обрываются паузами, лирический герой словно начинает подозревать о происходящем, но он все еще не верит, что любимая не ответит взаимностью. Фортепианная партия гибкая, подстраивается под вокальную мелодию. Постоянная смена лада демонстрирует переменчивость взглядов.
  • №7 «Нетерпение» является местной кульминацией цикла. Эмоциональный накал приходится на слова «Твой я навек!». В душе закрадывается сомнения, касающиеся верности его подруги по жизни.
  • №11 «Моя» представляет собой ответ, на поставленные вопросы сомнения, изъявленные в седьмом номере. В этом сочинении отчетливо начинает чувствоваться горечь предстоящей драмы. Форма трехчастная с контрастной серединой позволяет выразить перемену настроения лирического героя.
  • №14 «Охотник». Сомнения мельника подтвердились. У него есть соперник, которому уже принадлежит сердце прекрасной мельничихи. Косвенная экспозиция охотника проводится через жанр народной охотничьей песни каччи. В аккомпанементе прослеживаются беспокойство и смятение, касающиеся лирического героя.
  • №15 «Ревность и гордость» выявляет весь накал чувств, накопившийся в душе у мельника. Он больше не может сдерживать собственной обиды. Его не любят, а он готов отдать ради девушки все, что у него есть. Проявляется музыка отчаяния и скорби. Для него все кончено, но это не финальный аккорд.
  • №19 «Мельник и ручей» представляет собой своеобразный диалог ручья и мельника. При этом партия лирического героя полностью пронизана меланхолическими интонациями. Партия ручья написана в одноименном мажоре, она пронизана светом и надеждой на лучшее будущее и имеет волнообразную фигурацию.
  • №20. «Колыбельная ручья» – это завершающий номер, пронизанный меланхоличным настроением, то мажорной тональности. Герой смирился с ситуацией, он принял несправедливость жизни по отношению к себе. Но вопреки всему он продолжает жить, об этом говорит мажорное завершение произведения. Он больше не будет так наивно прост.

Композитор сумел передать в вокальном цикле «Прекрасная мельничиха» маленькую историю о том, как простой мельник способен на по-настоящему искренние чувства, на высокую любовь. Но он остался один на один с собственной не разделенной любовью. К счастью, природа помогла ему забыть горе и продолжать идти своей дорогой.

«Прекрасная мельничиха» – это романтический вокальный цикл, в котором Шуберт достиг полного композиторского мастерства. Эта история может научить, что, несмотря на все жизненные невзгоды необходимо продолжать идти вперед.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Прекрасную мельничиху» Шуберта

Источник