Виды тренировочных циклов в процессе спортивной подготовки

В зависимости от времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают моно-, микро-, мезо-, макро – и более масштабные циклы тренировочного процесса спортсменов (олимпийские циклы). Моноциклы – это структурные составляющие тренировочного процесса спортсменов в рамках отдельного тренировочного либо восстановительного дня. Моноциклы могут быть разных видов: учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные, контрольные, объемные, интенсивные и т.д. Микроциклы (малые циклы) – это совокупность нескольких тренировочных и восстановительных моноциклов, которые составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, как правило, в рамках одной календарной недели. Микроциклы разного типа служат своего рода “строительными блоками” тренировочного процесса, из которых складываются средние циклы тренировки. Микроциклы могут быть: втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные, соревновательные, объемные и т.д. Мезоциклы (средние циклы) – это структура этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов суммарной длительностью в среднем от 4 до 8 календарных недель. Структура мезоцикла определяется “набором” микроциклов, определенным порядком их сочетания с учетом логики построения тренировочного процесса и конкретными особенностями этапа подготовки. Мезоциклы бывают: втягивающими, базовыми, соревновательными, интенсивными, восстановительными, подводящими, контрольные, “шлифовочными”, предсоревновательные и т.д. Макроциклы (большие циклы) – охватывают крупные периоды процесса подготовки спортсменов. Макроцикл включает в себя несколько мезоциклов, направленных на решение конкретной задачи. Длительность макроцикла может составлять от 6 месяцев до 1 года. Хотя длительность этих циклов может быть и другой. Олимпийские циклы – самые крупные структурные составляющие тренировочного процесса спортсменов. Длительность олимпийских циклов составляет четыре года (между олимпийскими играми). Каждый цикл подготовки спортсменов имеет три периода (фазы): подготовительный (предсоревновательный)”объемный, количественный” период – набор спортивной формы; соревновательный (основной)”интенсивный, качественный” период – сохранение спортивной формы; и переходный (восстановительный) период – временная утрата спортивной формы. Представленные циклы образуют в определенных сочетаниях более крупные составляющие тренировочного процесса, можно сказать служат “строительными блоками” процесса подготовки спортсмена. Основное содержание принципа цикличности тренировочного процесса спортсменов можно выразить в следующих основных методических положениях: 1. При построении тренировочного процесса в спорте, необходимо периодически повторять его структурные составляющие. Необходимо так же периодически изменять содержание циклов тренировки в соответствии с логикой подготовки к основным соревнованиям и закономерностями развития спортивной формы, для того чтобы гарантировать оптимальную готовность спортсмена к выступлению в главных (основных, целевых) соревнованиях. 2. Необходимо рассматривать любой элемент процесса подготовки в его взаимосвязи с более и менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса. Нужно учитывать, что структура микроциклов во многом определяется их местом в структуре мезоциклов, а структура мезоциклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих ее микроциклов, а с другой – местом в структуре макроцикла и т.д. 3. Следует нормировать тренировочные нагрузки, а так же регулировать их динамику в зависимости от структурных составляющих тренировочных циклов. Доза нагрузки, ее динамика, а так же любые упражнения и методы их использования в тренировке, как бы они ни были хороши, теряют свою эффективность, если применены не вовремя инек месту. 4. Выбор тренировочных средств (упражнений), т.е. содержание тренировки, характер и величину нагрузок необходимо осуществлять в соответствии с периодом тренировочного процесса спортсмена. 5. При построении тренировочного процесса спортсменов следует учитывать биоритмы организма. Циклы тренировки привлекают все более пристальное внимание ученых и тренеров. Этому способствует, в настоящее время, несколько обстоятельств: рост объемов и интенсивности нагрузок приближаются к границам биологической нормы. Более эффективное управление процессом спортивного совершенствования может осуществляться за счет оптимизации структуры тренировочного процесса. Невозможно на уровне “мировых стандартов” мобильно, отказоустойчиво и эффективно управлять тренировочным процессом высокоперспективных спортсменов без использования в их подготовке современных компьютерных, информационных, цифровых и беспроводных технологий. Построение оптимальных тренировочных циклов приобретает в данных условиях первостепенное значение. |
Источник
![]() КАТЕГОРИИ: Мы поможем в написании ваших работ! Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) Мы поможем в написании ваших работ! | Спортивные тренировки по своим функциям делятся на микро-, мсзо-и макроциклы. Микроциклы (малые циклы)объединяют отдельные занятия в серии. В хоккее, плавании, гимнастике, в других видах спорта недельный микроцикл состоит из 6-18 учебно-трениророчных занятий, проводятся одна-три тренировки в день. В нем имеются две фазы – кумуляционная и восстановительная,в которых нагрузка распределяется в соответствии с физиологическими нормами. Микроциклы могут 270 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки • 271 быть подводящими, собственно-тренировочными, соревновател] ми и восстановительными. При проведении нескольких тренировок в день рекоменду] различные варианты неодинаковой по характеру работы: утром – нятия по общей физической подготовке и специальной физичес! подготовке – развитие силы, выносливости, быстроты, ловкою вечером – спортивная подготовка по виду спорта; утром – ра( по виду спорта на развитие общей выносливости; днем – сило» вечером – скоростной выносливости. Большое количество вари: тов требует постоянного контроля над функциональным состоим) спортсменов и внесения корректив в занятия. Основа микроцикла – тренировочные занятия, которые сост< из подготовительной, основной и заключительной частей. Задачи нятия и отдельных его частей меняются в зависимости от видов спо! и периодов тренировки. Следует выделить обязательные требовант которые должны выполняться на занятиях: воспитание у спортсмен* высоких моральных качеств, образование новых двигательных спос< ностей, совершенствование физических и психических качеств. Подготовительная часть (разминка) – это подготовка организм! к напряженной и интенсивной работе, что не исключает применен] в ней больших нагрузок. С помощью упражнений достигается «] гревание» организма, улучшаются гибкость и подвижность в суета! точность и координация движений. Эта часть проводится в соста] группы или индивидуально, выполняются ходьба, бег в различи» темпе с движениями руками, ногами и туловищем, вольные упражн* ния для всех мышечных групп – рук, плечевого пояса, туловища, н< и тела. Гибкость совершенствуется повторными пружинистыми дв* жениями на полу и около гимнастической стенки. Допускается ведение спортивных и подвижных игр. Перед соревнованиями разминка должна создавать оптимистич* ское настроение, повышать эмоциональное состояние, для чего меняется круговой метод с имитацией предстоящих упражнений. В висимости от вида спорта и периодов тренировки подготовительна часть длится 15-30 мин. Основная часть направлена на решение следующих задач: развити< физических и психических качеств, многократное качественное В1 полнение соревновательных упражнений, приемов и действий. мы организации этой части полностью зависят от задач и факторой (вида спорта, периода тренировки, возраста спортсмена). В различных! вариантах выполняются общеподготовительные, специальные и ревновательные упражнения избранного вида спорта. Продолжительность этой части – до 120 мин. На практике сложились следующие варианты проведения основной части занятия: • учебно-тренировочный – осваиваются новые упражнения, прие мы и действия, выполняются соревновательные действия в опти мальном режиме; • тренировочный – выполняются соревновательные действия из бранного вида спорта; • контрольный – проверяется подготовка спортсменов с определе нием четких требований; • модельный – проектируются условия предстоящих соревнова ний (копирование графика, время суток, часовой пояс, количе ство подходов, очередность выступления); • восстановительный – планируется активный отдых и полное восстановление сил. Основная часть проводится для повышения работоспособности организма спортсменов с применением упражнений из различных видов спорта и для совершенствования ведущих физических качеств, которые оказывают непосредственное влияние на спортивную деятельность в виде спорта. Заключительная часть занятия завершает его и способствует восстановлению организма. Мезоциклы (средние циклы)состоят из микроциклов, продолжительность которых зависит от календаря соревнований и величины интервала между ними. Мезоциклы могут быть: втягивающими – организм подготавливается к перенесению больших нагрузок; основными – происходит подготовка к соревнованиям, реализуются потенциальные возможности, повышается функциональная и физическая готовность; предсоревнова-тельными и соревновательными – осуществляется подготовка к предстоящим соревнованиям, моделируются их условия, проверяется график, определяются особенности технических и тактических действий, нагрузка. Восстановительные (промежуточные) мезоциклы направлены на организацию активного отдыха, снижение нагрузок. Макроциклы (большие циклы)продолжаются полгода, год и несколько лет. Макроцикл можно разделить на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Это деление условно, так как периодизация зависит от вида спорта, подготовленности спортсменов, их индивидуальных возможностей. Спортсмены участвуют в со- 272 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ревнованиях многократно в течение года и демонстрируют при высокие результаты. Например, мастера-бегуны на средние и длин] дистанции стартуют в течение года 20-40 раз, пловцы – 15-20 велосипедисты-шоссейники – 10-15 раз, борцы – 10-12 раз, листы – до 40, хоккеисты – до 60, а в НХЛ – более 80 раз. Спортсмен тренируется много лет. В начале его спортивной деятч ности подготовительный период тренировки более продолжительн] так как в это время у него формируются базовые качества и двигат* ные навыки – физические и технические. С каждым годом длит< ность подготовительного периода уменьшается, а функционалы подготовленность спортсмена улучшается. Для поддержания спо! ной формы, повышения стабильности результатов, совершенствов| ния качеств и функций организма, достижения высокого спортивж мастерства, а также спортивного долголетия необходимо постоянз выполнять соревновательные действия и выступать в соревнование В годичном цикле подготовительный и соревновательный перш могут повторяться по два или три раза, переходный – один раз в ко] тренировочного года. Это зависит от видов спорта и задач, стоя] перед спортсменами. Признано, что регулярную тренировку необ) димо проводить 10-11 месяцев в году, отдыхать, т.е. восстанавли] свои силы – четыре-шесть недель. В течение олимпийского цикла уровень тренированности тсменов и их достижения должны ежегодно возрастать. Для правильного построения круглогодичной тренировки оцени] ется функциональное состояние организма спортсменов в начале и в конце его, в том числе и после переходного периода, направлена го на активное восстановление. Важно, чтобы уровень комплексн] показателей состояния спортсмена был в конце года выше исходно! (перед занятиями в самом начале тренировочного года), тогда мо; быть уверенным, что спортсмен на следующий год начнет трени] ваться, имея хорошую базу. Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет Рекомендуемые страницы: Читайте также: |
Источник
Спортивные тренировки по своим функциям делятся на микро-, мезо- и макроциклы. Микроциклы (малые циклы) объединяют отдельные занятия в серии. В хоккее, плавании, гимнастике, в других видах спорта недельный микроцикл состоит из 6-18 учебно-тренировочных занятий, проводятся одна-три тренировки в день. В нем имеются две фазы – кумуляционная и восстановительная, в которых нагрузка распределяется в соответствии с физиологическими нормами. Микроциклы могут быть подводящими, собственно-тренировочными, соревновательными и восстановительными. При проведении нескольких тренировок в день рекомендуются различные варианты неодинаковой по характеру работы: утром – занятия по общей физической подготовке и специальной физической подготовке – развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости); вечером – спортивная подготовка по виду спорта; утром – работа по виду спорта на развитие общей выносливости; днем – силовой, вечером – скоростной выносливости. Большое количество вариантов требует постоянного контроля над функциональным состоянием спортсменов и внесения корректив в занятия. Основа микроцикла – тренировочные занятия, которые состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. Задачи занятия и отдельных его частей меняются в зависимости от видов спорта и периодов тренировки. Следует выделить обязательные требования, которые должны выполняться на занятиях: воспитание у спортсменов высоких моральных качеств, образование новых двигательных способностей, совершенствование физических и психических качеств. Подготовительная часть (разминка) – это подготовка организма к напряженной и интенсивной работе, что не исключает применения в ней больших нагрузок. С помощью упражнений достигается «разогревание» организма, улучшаются гибкость и подвижность в суставах, точность и координация движений. Эта часть проводится в составе группы или индивидуально, выполняются ходьба, бег в различном темпе с движениями руками, ногами и туловищем, вольные упражнения для всех мышечных групп – рук, плечевого пояса, туловища, ног и тела. Гибкость совершенствуется повторными пружинистыми движениями на полу и около гимнастической стенки. Допускается проведение спортивных и подвижных игр. Перед соревнованиями разминка должна создавать оптимистическое настроение, повышать эмоциональное состояние, для чего применяется круговой метод с имитацией предстоящих упражнений. В зависимости от вида спорта и периодов тренировки подготовительная часть длится 15-30 мин. Основная часть направлена на решение следующих задач: развитие физических и психических качеств, многократное качественное выполнение соревновательных упражнений, приемов и действий. Формы организации этой части полностью зависят от задач и факторов (вида спорта, периода тренировки, возраста спортсмена). В различных вариантах выполняются общеподготовительные, специальные и соревновательные упражнения избранного вида спорта. Продолжительность этой части – до 120 мин. На практике сложились следующие варианты проведения основной части занятия:
Основная часть проводится для повышения работоспособности организма спортсменов с применением упражнений из различных видов спорта и для совершенствования ведущих физических качеств, которые оказывают непосредственное влияние на спортивную деятельность в виде спорта. Заключительная часть занятия завершает его и способствует восстановлению организма. Мезоциклы (средние циклы) состоят из микроциклов, продолжительность которых зависит от календаря соревнований и величины интервала между ними. Мезоциклы могут быть: втягивающими – организм подготавливается к перенесению больших нагрузок; основными – происходит подготовка к соревнованиям, реализуются потенциальные возможности, повышается функциональная и физическая готовность; предсоревнова- тельными и соревновательными – осуществляется подготовка к предстоящим соревнованиям, моделируются их условия, проверяется график, определяются особенности технических и тактических действий, нагрузка. Восстановительные (промежуточные) мезоциклы направлены на организацию активного отдыха, снижение нагрузок. Макроциклы (большие циклы) продолжаются полгода, год и несколько лет. Макроцикл можно разделить на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Это деление условно, так как периодизация зависит от вида спорта, подготовленности спортсменов, их индивидуальных возможностей. Спортсмены участвуют в соревнованиях многократно в течение года и демонстрируют при этом высокие результаты. Например, мастера-бегуны на средние и длинные дистанции стартуют в течение года 20-40 раз, пловцы – 15-20 раз, велосипедисты-шоссейники – 10-15 раз, борцы – 10-12 раз, футболисты – до 40, хоккеисты – до 60, а в НХЛ – более 80 раз. Спортсмен тренируется много лет. В начале его спортивной деятельности подготовительный период тренировки более продолжительный, так как в это время у него формируются базовые качества и двигательные навыки – физические и технические. С каждым годом длительность подготовительного периода уменьшается, а функциональная подготовленность спортсмена улучшается. Для поддержания спортивной формы, повышения стабильности результатов, совершенствования качеств и функций организма, достижения высокого спортивного мастерства, а также спортивного долголетия необходимо постоянно выполнять соревновательные действия и выступать в соревнованиях. В годичном цикле подготовительный и соревновательный периоды могут повторяться по два или три раза, переходный – один раз в конце тренировочного года. Это зависит от видов спорта и задач, стоящих перед спортсменами. Признано, что регулярную тренировку необходимо проводить 10-11 месяцев в году, отдыхать, т.е. восстанавливать свои силы – четыре-шесть недель. В течение олимпийского цикла уровень тренированности спортсменов и их достижения должны ежегодно возрастать. Для правильного построения круглогодичной тренировки оценивается функциональное состояние организма спортсменов в начале года и в конце его, в том числе и после переходного периода, направленного на активное восстановление. Важно, чтобы уровень комплексных показателей состояния спортсмена был в конце года выше исходного (перед занятиями в самом начале тренировочного года), тогда можно быть уверенным, что спортсмен на следующий год начнет тренироваться, имея хорошую базу. |
Источник