Уроки филологического цикла в начальной школе

Уроки филологического цикла в начальной школе thumbnail

СОСТАВ СЛОВА. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Урок русского языка во 2-ом классе. УМК « Школа-2100». Учитель: Мудренко Елена Валерьевна

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1. Актуализация знаний.

– Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем. Ни минуты НЕ теряем!

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

– ЧИСТОПИСАНИЕ в тетради; оцени свою работу: Я молодец!, Могу и лучше! Или Мало старался!

Открываем учебник. Читаем тему: СОСТАВ слова.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

Рассматриваем иллюстрацию:

-Петя Зайцев Вова Колесников говорят так:» Все на свете из чего-нибудь состоит. Вы согласны?

-Из чего состоят облака?( из множества водяных капелек)

-Из чего состоит лес?( из деревьев)

-Из чего состоит наша речь? ( из предложений)

-А предложение? ( из слов)

-А слова? ( из звуков)

-А еще из какого строительного материала составляют целые слова?( Из частей слова)

-Какие мы знаем части слова?См. плакат: приставка, корень, суффикс,окончание.

-Читаем тему дальше: КОРЕНЬ.

-Как разве у слова есть корень? СМ. на странице учебника рисунок -кадр.

-Это же корень дерева!

Что вы можете рассказать о значении слова КОРЕНЬ?

Дети: корень есть у зуба-это его внутренняя часть;

Корень дерева-это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть.

Корень слова-это главная часть слова.

Вывод: У слова КОРЕНЬ много значений, значит это слово….( многозначное)

-Какое значение слова КОРЕНЬ интересно для нашего урока? ( Корень слова)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Планирование деятельности.

-Какой у нас будет план действий на уроке, посмотрите, что показывают наши условные знаки:

-Вспоминаем то, что знаем

-Основной вопрос урока

-Открытие новых знаний

-Применяем новые знания

-Что мы составили? ( План работы)

ФИЗМИНУТКА

Наблюдение над однокоренными словами. Внимание!

-ВСПОМИНАЕМ, то что знаем: упражнение № 116:

-прочитай слова

-эти слова близкие по смыслу? Как это объяснить, доказать?

-что еще общего у этих слов?( Общая часть в середине слова)

-что это? ( это корень слова)

-обозначьте корень слова в словах. Взаимопроверка.

-Проведем небольшой эксперимент: закроем эту общую часть-корень слова;

-что наблюдаем? ( ничего невозможно понять и прочитать)

-почему? ( мы зыкрыли корень слова! А это как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова-это ГЛАВНАЯ часть слова.

Слово без корня не имеет смысла!

-Давайте понаблюдаем: закроем, исключим части слова, которыми эти слова отличаются друг от друга. Что наблюдаем?

( Везде осталась общая часть слов.Именно здесь в корне слова находится смысл не только одного слова, а смысл всех его однокоренных слов.

Сделайте правильный ВЫВОД:

  1. Корень слова-это ОБЩАЯ часть всех слов.
  2. Корень-это ГЛАВНАЯ часть предложения.
  3. Корень -это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов.

( Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод)

-Давайте сравним наши выводы с выводом в учебнике см. стр. 86.)

МОЛОДЦЫ!

ФИЗМИНУТКА.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Развитие умений .Наблюдение над однокоренными словами.

– Что еще мы теперь знаем про КОРЕНЬ слова?

ДЕТИ: 1)У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

2) В корне заключен общий смысл однокоренных слов.

3) Корень – это сердцевина слова! От него «растут» слова, как ветви на дереве.( Рассказывают стих-е про странный сад)

-Давайте « оденем» наше дерево: вот листочки-слова.ВНИМАНИЕ: вслушайся, вникни, не позабудь! Корень подскажет правильный путь.

Например: вода, водичка, водица,водный, водоем, водонос, водолаз, водопровод, водопад, водопой, водяной, водянистый, водитель.

-Слово-чужак?( водитель-из другой «семьи» , с другого дерева)

-Почему?( У слов может быть общая часть в середине слова, НО если они различны по смыслу, то эти слова НЕ являются однокоренными.

-Что учились сейчас делать? ( Подбирать однокоренные слова, думать над значением слова.)

Читайте также:  Цикл фув сеченова на 2017 год

Источник

Реализация метапредметных компетенций

на уроках филологического цикла в начальной школе

В современных условиях целесообразно формировать инновационную систему непрерывного образования, предполагающую постоянное обновление, индивидуализацию потребностей в знаниях и возможность их удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится сочетание передачи знаний и технологий с формированием творческих компетентностей, готовно­сти к переобучению.

В педагогике понятие «компетентность» выводится как производное от понятия «компетенция», под которой разумеют совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задавае­мых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необхо­димых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, а также личностным отношением к предмету деятельности.

Метапредметные компетенции представляют собой совокупность «клю­чевых компетенций», необходимых для успешного освоения всех учебных предметов: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и компетенции личностного самосовершенствования, и направлены на формирование универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Общая постановка проблемы метапредметных компетенций конкретизи­руется применительно к различным уровням обучения – начальной, средней и старшей школе – с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей. Наибольший эффект обучения достигается при наличии системообразующей основы, сводящей в единую целостную структуру метапредметные компетен­ции. Поэтому очень важно выявить и правильно использовать системообра­зующее начало.Думается, что таким связующим началом всего процесса обучения слу­жит «язык», понимаемый в широком смысле слова. Он позволяет реализовать ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информаци­онные, коммуникативные, социально-трудовые функции, т.е. соответствует требованиям ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Более того, язык – фундаментальная ценность нацио­нальной культуры, обусловливающая историческое существование народа. Ес­ли история письменного русского языка насчитывает более тысячи лет, то он, несомненно, может обеспечивать обучение человека и обновление знаний на протяжении всей его жизни.

Знакомство с языком в начальной школе осуществляется в процессе обу­чения грамоте детей. Но это лишь исходная базовая ступень на пути к станов­лению навыков самостоятельного обучения. Следующей ступенькой служит формирование на уроках навыков беглого и осмысленного чтения. Однако для перехода к инновационной системе образования необходимо восхождение еще на одну ступеньку вверх, к созданию условий для творчества в процессе обуче­ния. Именно творческая деятельность закладывает предпосылки и мотивацию к дальнейшему обучению в школе и желанию обновлять свои знания уже после ее окончания. Особенно важно формирование компетенций у младших школь­ников, которые только осваивают умение учиться, т.к. в ФГОС НОО «первостепенным является формирова­ние мотивации к дальнейшему обучению».

Возможности инноваци­онного и творческого обучения имеются в современной школе и могут инициировать совершенствование педагогических технологий и обновление образовательных стандартов. На уроках литературного чтения осу­ществляется процесс становления метапредметных компетенций, составляющих основу умения учиться.

Специфику подхода к изучению словесного искусства на уроках литературного чтения можно определить следующим образом: эстетический анализ произведения, основанный на проникновении в формально-содержательную структуру художественного текста, содружество искусств на уроке. Именно эстетический подход к художественной литературе способен обеспечить глубокое проникновение в текст, постижение авторской концепции и одновременно – литературное развитие младших школьников.

Задача литературного образования младших школьников состоит в фор­мировании способов общения с культурой и постепенное расширение горизон­та видения ребенка от непосредственного окружения (семья, школа, город) до общих социальных и природных понятий (страна, общество, мир, Земля, кос­мос). Основной педагогический инструмент развития – игра.

Содержание литературного образования в начальной школе должно складываться из отрабатывания элементарных способов общения ученика с ли­тературным текстом, стимулирования эмоциональной отзывчивости на художе­ственное слово, способности в читательском воображении реализовать слово писателя, охватить единым взглядом содержание литературного произведения, оценить некоторые элементы формы. Таким образом, развитие всех основных сфер восприятия литературного произведения (эмоциональной деятельности, работы воображения, усвоения содержания и осознания формы) рассматрива­ются как основополагающий момент в литературном образовании школьников.

Современный этап обучения чтению требует от учителя начальных клас­сов литературоведческой подготовки, умения анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы. Основная задача учителя – формирование грамотного, квалифицированного читателя, способного воспри­нимать не только «буквенную поверхность» текста, но и проникать в его глу­бины, открывая авторскую идею. С этой целью работа должна вестись в двух направлени­ях: 1) обучение младших школьников анализу произведения; 2) воспитание «маленького писателя», т.е. развитие речи учащихся, способности адекватно отражать в слове собственные впечатления, переживания, мысли.

Читайте также:  Цикл пограничье аудиокнига торрент

Современная методика обучения чтению справедливо требует от учителя умения анализировать произведение в его родо-жанровой специфике, т.е. по­стигать художественный текст, отталкиваясь от его «формальной» структуры. Так, при знакомстве с баснями И.А. Крылова необходимо анализировать их композицию. Басни имеют, как правило, двухчастное строение: состоят из по­этического рассказа и морали. Особое соотношение этих двух традиционных басенных частей составляет специфику крыловской басни. Предметом школь­ного анализа, разумеется, должно стать и поэтическое слово Крылова (его зву­чание, стилистическая окраска), создающее оригинальные образы. Результатом аналитической работы явится выразительное чтение и инсценирование текста.

Лирическое стихотворение невозможно постичь во всей его полноте, если не изучить теоретических основ стихосложения. Это обеспечивает преемствен­ность и перспективность в изучении теории стиха на начальном и последую­щих этапах обучения.

Учащиеся начальных классов хорошо чувствуют то, что литературоведы называют формальными признаками стихотворения. В этом возрасте еще не потеряно то «мышечное» (К.И. Чуковский) ощущение стиха, которое присуще дошкольни­кам. Знакомство с основами стиховедения помогает учащимся начальных клас­сов овладеть некоторыми законами поэтического языка, дает импульс их собст­венному литературному творчеству, позволяет вывести на осознанный уровень интуитивную тягу к поэзии, музыке стиха.

Знания по теории стиха у детей на уроках литературного чтения необходимо формировать, опираясь на имеющиеся у них первоначальные представления об основных элементах стихотворной формы. При этом знакомство с понятиями: «проза», «поэзия», «ритм», «риф­ма», «размер», «стопа», «ямб», «хорей» и др. – происходит на основе выделения их существенных признаков, но обязательно – с использованием наглядности и в игровой форме. Так, ученики способны, расставив ударения в словах, соста­вить схему ударных и безударных слогов, а затем «простучать», «прохлопать» ритм стихотворения, проговаривая текст, и отдельно от него. Это увлекатель­ное занятие помогает им проникнуть в ритмическую основу текста, по-другому услышать его и понять его индивидуальный музыкальный рисунок.

Следует отметить, что различные игры с рифмами, составление мини-текстов по заданной рифме, а также по заданной ритмической схеме, «буримэ» и др. виды игровой деятельности развивают и языковой, и творческий потенци­ал младшего школьника, формируют его интерес к слову. Многие школьники после таких уроков начинают творить, пытаются создавать собственные поэти­ческие произведения.

Возникает вопрос: «А когда же обучать школьников собственно чте­нию?». Дело в том, что в процессе аналитической и игровой работы с текстом учащиеся многократно обращаются к нему, постоянно перечитывая и тем са­мым совершенствуя свой навык чтения. Только происходит это незаметно, не­навязчиво, в процессе поиска ответа на поставленные вопросы.

5

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/358825-ja-realizacija-predmetnyh-kompetencij

Источник

С. А. Галчатникова

МБОУ СОШ №74, Г. Воронеж

Развитие устной речи как показатель интеллектуального развития младших школьников на уроках филологического цикла.

«По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело.»[6,стр.79-80] Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут развиваться знания. Устная речь – форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание) в широком смысле – это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией.

И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Богатый словарный запас – показатель интеллектуального развития человека.

Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

«В русском языке насчитывается около 500 тысяч слов, из них 2000-2500 -являются наиболее употребительными. По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Словарный запас выпускника средней школы составляет от 1500 до 4000 слов. »[1,стр.67] Каковы же пути повышения эффективности развития речевой деятельности и, следовательно, интеллекта учащихся?

Прежде всего:

1. Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить.

2. Обладать хорошо поставленным голосом.

3. Излагать собственные мысли свободно и творчески.

4. Уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Итак, развивая устную речь, необходимо начинать с обогащения и уточнения словарного запаса. Источники расширения запаса слов – речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и с взрослыми, экскурсии, радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений.

Для решения данной задачи необходимо научить пользоваться толковым словарём.

Читайте также:  Какие змеи по циклам

Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нем:

1) толковый словарь;

2) назначение толкового словаря;

3) словарная статья;

4) грамматические и лексические пометы в ней.

Эту работу можно проводить при изучении темы “Родственные слова”. Пусть дети сами попробуют объяснить “родство” следующих слов:

диктор – диктант

перчатки – наперсток

В других случаях потребуется помощь учителя или этимологического словаря:

“Динамо” – динамит (сила)

лопух – лопата (форма листа)

“Крылатые выражения”.

Раскрыть смысл крылатых выражений:

– рукой подать – быстро;

– прикусить язык – замолчать.

Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.

Игра «Переводчик».

1. Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами?

А) Доктор прописал пациенту инъекции.

Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.

2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено немало дефектов.

Б) Он пишет мемуары.

Игра «Эрудит».

Угадай слово по толкованию его лексического значения.

А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).

Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

Игра «Корректор».

Найди ошибку в выборе слова.

А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

Работа по развитию речи многогранна. Так повторяемость одних и тех же слов (тавтология) очень высока.

Например, при изучении рассказа В.Бианки «Музыкант» учитель предлагает адаптированный отрывок детям: В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»

Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник.

Учащиеся правят текст.

Необходимо с первых лет обучения в школе знакомить учащихся с переносными значениями слов (метафорами).

Работу над переносными значениями следует начинать с приёма сравнения, где присутствуют объект сравнения, а также предмет, с которым он сравнивается:

– вода как зеркало;

– снег как сахар;

Затем можно начинать практическое знакомство с метафорой, находя общий признак сравниваемых предметов.

Дидактическим материалом могут служить загадки.

(Скатерть белая всё поле одела)

Дальнейшую работу целесообразно проводить с использованием метафор, в которых перенос осуществляется по функции (Часы идут, солнце садится, снег идёт, мороз щиплет, зима лютует…)

Через загадки осмысливаются слова – омонимы (Красная девица сидит в темнице, а коса на улице) и многозначные слова.

Для выработки навыков правильного составления и построения предложений и текста предлагала учащимся следующие виды работ. Например, при изучении темы «Состав слова», предлагается рассмотреть пары родственных слов: яблоко-яблочко, дом-домик, книга-книжка…

– Всегда ли эти слова могут заменить друг друга?

Так же эффективны упражнения с речевой погрешностью, которую должны найти и исправить учащиеся. (Люди празднуют праздник . В сказке сказывается о доброте.)

Пересказ – эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления. Например:

Пересказ текста, как будто бы ты был главным героем, изменив его содержание, где хочешь.

Составление словесных портретов своих товарищей. Выполнение таких заданий требует от учащихся точного подбора слов, выражений, а это активизирует словарный запас, сосредоточивает внимание, развивает наблюдательность, повышает интеллект.

«Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. »[4,стр.15] Упражнения на развитие эмоционального восприятия:

-какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: радость, печаль, сожаление, восторг?

-найдите слова, которые автор выбрал для передачи чувств, при виде необыкновенной красоты.

Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:

– представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы будете использовать, чтобы нарисовать небо, речку зелень и т.д.

Одно из направлений работы по развитию речи – обучение культуре речи. Элементарной ступенью речевой культуры считается владение нормами литературного языка.

Большое значение имеет знание детьми младшего школьного возраста «волшебных», «вежливых» слов. Важно не только знание этих слов и употребление, но и правильное интонирование.

«Развитие речи – процесс сложный, творческий. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред.»[2,стр.4]

Список литературы.

1.Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. – М., 2010г.

2..Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 2009г.

3 .Оморокова М. И. Преодоление трудностей. – М: Просвещение, 2009г.

4.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию. – М: Просвещение, 2009г.

5.Климанова Л.Ф. АБВГДейка. – М: Просвещение, 2011г.

6.Соловейчик М. В. Я иду на урок в начальную школу. – М: Издательство «Первое сентября», 2010г.

7. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: «Детская литература», 2009, с. 79-80.

Источник