Уроки филологического цикла в начальной школе

СОСТАВ СЛОВА. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Урок русского языка во 2-ом классе. УМК « Школа-2100». Учитель: Мудренко Елена Валерьевна
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1. Актуализация знаний. | – Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем. Ни минуты НЕ теряем! – Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». – ЧИСТОПИСАНИЕ в тетради; оцени свою работу: Я молодец!, Могу и лучше! Или Мало старался! Открываем учебник. Читаем тему: СОСТАВ слова. | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
2. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | Рассматриваем иллюстрацию: -Петя Зайцев Вова Колесников говорят так:» Все на свете из чего-нибудь состоит. Вы согласны? -Из чего состоят облака?( из множества водяных капелек) -Из чего состоит лес?( из деревьев) -Из чего состоит наша речь? ( из предложений) -А предложение? ( из слов) -А слова? ( из звуков) -А еще из какого строительного материала составляют целые слова?( Из частей слова) -Какие мы знаем части слова?См. плакат: приставка, корень, суффикс,окончание. -Читаем тему дальше: КОРЕНЬ. -Как разве у слова есть корень? СМ. на странице учебника рисунок -кадр. -Это же корень дерева! Что вы можете рассказать о значении слова КОРЕНЬ? Дети: корень есть у зуба-это его внутренняя часть; Корень дерева-это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть. Корень слова-это главная часть слова. Вывод: У слова КОРЕНЬ много значений, значит это слово….( многозначное) -Какое значение слова КОРЕНЬ интересно для нашего урока? ( Корень слова) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
2. Планирование деятельности. | – -Какой у нас будет план действий на уроке, посмотрите, что показывают наши условные знаки: -Вспоминаем то, что знаем -Основной вопрос урока -Открытие новых знаний -Применяем новые знания -Что мы составили? ( План работы) ФИЗМИНУТКА Наблюдение над однокоренными словами. Внимание! -ВСПОМИНАЕМ, то что знаем: упражнение № 116: -прочитай слова -эти слова близкие по смыслу? Как это объяснить, доказать? -что еще общего у этих слов?( Общая часть в середине слова) -что это? ( это корень слова) -обозначьте корень слова в словах. Взаимопроверка. -Проведем небольшой эксперимент: закроем эту общую часть-корень слова; -что наблюдаем? ( ничего невозможно понять и прочитать) -почему? ( мы зыкрыли корень слова! А это как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова-это ГЛАВНАЯ часть слова. Слово без корня не имеет смысла! -Давайте понаблюдаем: закроем, исключим части слова, которыми эти слова отличаются друг от друга. Что наблюдаем? ( Везде осталась общая часть слов.Именно здесь в корне слова находится смысл не только одного слова, а смысл всех его однокоренных слов. Сделайте правильный ВЫВОД:
( Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод) -Давайте сравним наши выводы с выводом в учебнике см. стр. 86.) МОЛОДЦЫ! ФИЗМИНУТКА. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
3.Развитие умений .Наблюдение над однокоренными словами. | – Что еще мы теперь знаем про КОРЕНЬ слова? ДЕТИ: 1)У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. 2) В корне заключен общий смысл однокоренных слов. 3) Корень – это сердцевина слова! От него «растут» слова, как ветви на дереве.( Рассказывают стих-е про странный сад) -Давайте « оденем» наше дерево: вот листочки-слова.ВНИМАНИЕ: вслушайся, вникни, не позабудь! Корень подскажет правильный путь. Например: вода, водичка, водица,водный, водоем, водонос, водолаз, водопровод, водопад, водопой, водяной, водянистый, водитель. -Слово-чужак?( водитель-из другой «семьи» , с другого дерева) -Почему?( У слов может быть общая часть в середине слова, НО если они различны по смыслу, то эти слова НЕ являются однокоренными. -Что учились сейчас делать? ( Подбирать однокоренные слова, думать над значением слова.) |
Источник
Реализация метапредметных компетенций
на уроках филологического цикла в начальной школе
В современных условиях целесообразно формировать инновационную систему непрерывного образования, предполагающую постоянное обновление, индивидуализацию потребностей в знаниях и возможность их удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится сочетание передачи знаний и технологий с формированием творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В педагогике понятие «компетентность» выводится как производное от понятия «компетенция», под которой разумеют совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, а также личностным отношением к предмету деятельности.
Метапредметные компетенции представляют собой совокупность «ключевых компетенций», необходимых для успешного освоения всех учебных предметов: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и компетенции личностного самосовершенствования, и направлены на формирование универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Общая постановка проблемы метапредметных компетенций конкретизируется применительно к различным уровням обучения – начальной, средней и старшей школе – с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей. Наибольший эффект обучения достигается при наличии системообразующей основы, сводящей в единую целостную структуру метапредметные компетенции. Поэтому очень важно выявить и правильно использовать системообразующее начало.Думается, что таким связующим началом всего процесса обучения служит «язык», понимаемый в широком смысле слова. Он позволяет реализовать ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые функции, т.е. соответствует требованиям ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Более того, язык – фундаментальная ценность национальной культуры, обусловливающая историческое существование народа. Если история письменного русского языка насчитывает более тысячи лет, то он, несомненно, может обеспечивать обучение человека и обновление знаний на протяжении всей его жизни.
Знакомство с языком в начальной школе осуществляется в процессе обучения грамоте детей. Но это лишь исходная базовая ступень на пути к становлению навыков самостоятельного обучения. Следующей ступенькой служит формирование на уроках навыков беглого и осмысленного чтения. Однако для перехода к инновационной системе образования необходимо восхождение еще на одну ступеньку вверх, к созданию условий для творчества в процессе обучения. Именно творческая деятельность закладывает предпосылки и мотивацию к дальнейшему обучению в школе и желанию обновлять свои знания уже после ее окончания. Особенно важно формирование компетенций у младших школьников, которые только осваивают умение учиться, т.к. в ФГОС НОО «первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению».
Возможности инновационного и творческого обучения имеются в современной школе и могут инициировать совершенствование педагогических технологий и обновление образовательных стандартов. На уроках литературного чтения осуществляется процесс становления метапредметных компетенций, составляющих основу умения учиться.
Специфику подхода к изучению словесного искусства на уроках литературного чтения можно определить следующим образом: эстетический анализ произведения, основанный на проникновении в формально-содержательную структуру художественного текста, содружество искусств на уроке. Именно эстетический подход к художественной литературе способен обеспечить глубокое проникновение в текст, постижение авторской концепции и одновременно – литературное развитие младших школьников.
Задача литературного образования младших школьников состоит в формировании способов общения с культурой и постепенное расширение горизонта видения ребенка от непосредственного окружения (семья, школа, город) до общих социальных и природных понятий (страна, общество, мир, Земля, космос). Основной педагогический инструмент развития – игра.
Содержание литературного образования в начальной школе должно складываться из отрабатывания элементарных способов общения ученика с литературным текстом, стимулирования эмоциональной отзывчивости на художественное слово, способности в читательском воображении реализовать слово писателя, охватить единым взглядом содержание литературного произведения, оценить некоторые элементы формы. Таким образом, развитие всех основных сфер восприятия литературного произведения (эмоциональной деятельности, работы воображения, усвоения содержания и осознания формы) рассматриваются как основополагающий момент в литературном образовании школьников.
Современный этап обучения чтению требует от учителя начальных классов литературоведческой подготовки, умения анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы. Основная задача учителя – формирование грамотного, квалифицированного читателя, способного воспринимать не только «буквенную поверхность» текста, но и проникать в его глубины, открывая авторскую идею. С этой целью работа должна вестись в двух направлениях: 1) обучение младших школьников анализу произведения; 2) воспитание «маленького писателя», т.е. развитие речи учащихся, способности адекватно отражать в слове собственные впечатления, переживания, мысли.
Современная методика обучения чтению справедливо требует от учителя умения анализировать произведение в его родо-жанровой специфике, т.е. постигать художественный текст, отталкиваясь от его «формальной» структуры. Так, при знакомстве с баснями И.А. Крылова необходимо анализировать их композицию. Басни имеют, как правило, двухчастное строение: состоят из поэтического рассказа и морали. Особое соотношение этих двух традиционных басенных частей составляет специфику крыловской басни. Предметом школьного анализа, разумеется, должно стать и поэтическое слово Крылова (его звучание, стилистическая окраска), создающее оригинальные образы. Результатом аналитической работы явится выразительное чтение и инсценирование текста.
Лирическое стихотворение невозможно постичь во всей его полноте, если не изучить теоретических основ стихосложения. Это обеспечивает преемственность и перспективность в изучении теории стиха на начальном и последующих этапах обучения.
Учащиеся начальных классов хорошо чувствуют то, что литературоведы называют формальными признаками стихотворения. В этом возрасте еще не потеряно то «мышечное» (К.И. Чуковский) ощущение стиха, которое присуще дошкольникам. Знакомство с основами стиховедения помогает учащимся начальных классов овладеть некоторыми законами поэтического языка, дает импульс их собственному литературному творчеству, позволяет вывести на осознанный уровень интуитивную тягу к поэзии, музыке стиха.
Знания по теории стиха у детей на уроках литературного чтения необходимо формировать, опираясь на имеющиеся у них первоначальные представления об основных элементах стихотворной формы. При этом знакомство с понятиями: «проза», «поэзия», «ритм», «рифма», «размер», «стопа», «ямб», «хорей» и др. – происходит на основе выделения их существенных признаков, но обязательно – с использованием наглядности и в игровой форме. Так, ученики способны, расставив ударения в словах, составить схему ударных и безударных слогов, а затем «простучать», «прохлопать» ритм стихотворения, проговаривая текст, и отдельно от него. Это увлекательное занятие помогает им проникнуть в ритмическую основу текста, по-другому услышать его и понять его индивидуальный музыкальный рисунок.
Следует отметить, что различные игры с рифмами, составление мини-текстов по заданной рифме, а также по заданной ритмической схеме, «буримэ» и др. виды игровой деятельности развивают и языковой, и творческий потенциал младшего школьника, формируют его интерес к слову. Многие школьники после таких уроков начинают творить, пытаются создавать собственные поэтические произведения.
Возникает вопрос: «А когда же обучать школьников собственно чтению?». Дело в том, что в процессе аналитической и игровой работы с текстом учащиеся многократно обращаются к нему, постоянно перечитывая и тем самым совершенствуя свой навык чтения. Только происходит это незаметно, ненавязчиво, в процессе поиска ответа на поставленные вопросы.
5
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/358825-ja-realizacija-predmetnyh-kompetencij
Источник
С. А. Галчатникова
МБОУ СОШ №74, Г. Воронеж
Развитие устной речи как показатель интеллектуального развития младших школьников на уроках филологического цикла.
«По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело.»[6,стр.79-80] Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут развиваться знания. Устная речь – форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).
Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание) в широком смысле – это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией.
И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Богатый словарный запас – показатель интеллектуального развития человека.
Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.
«В русском языке насчитывается около 500 тысяч слов, из них 2000-2500 -являются наиболее употребительными. По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Словарный запас выпускника средней школы составляет от 1500 до 4000 слов. »[1,стр.67] Каковы же пути повышения эффективности развития речевой деятельности и, следовательно, интеллекта учащихся?
Прежде всего:
1. Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить.
2. Обладать хорошо поставленным голосом.
3. Излагать собственные мысли свободно и творчески.
4. Уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Итак, развивая устную речь, необходимо начинать с обогащения и уточнения словарного запаса. Источники расширения запаса слов – речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и с взрослыми, экскурсии, радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений.
Для решения данной задачи необходимо научить пользоваться толковым словарём.
Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нем:
1) толковый словарь;
2) назначение толкового словаря;
3) словарная статья;
4) грамматические и лексические пометы в ней.
Эту работу можно проводить при изучении темы “Родственные слова”. Пусть дети сами попробуют объяснить “родство” следующих слов:
диктор – диктант
перчатки – наперсток
В других случаях потребуется помощь учителя или этимологического словаря:
“Динамо” – динамит (сила)
лопух – лопата (форма листа)
“Крылатые выражения”.
Раскрыть смысл крылатых выражений:
– рукой подать – быстро;
– прикусить язык – замолчать.
Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.
Игра «Переводчик».
1. Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами?
А) Доктор прописал пациенту инъекции.
Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.
2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
А) При проверке было выявлено немало дефектов.
Б) Он пишет мемуары.
Игра «Эрудит».
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).
Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
Игра «Корректор».
Найди ошибку в выборе слова.
А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
Работа по развитию речи многогранна. Так повторяемость одних и тех же слов (тавтология) очень высока.
Например, при изучении рассказа В.Бианки «Музыкант» учитель предлагает адаптированный отрывок детям: В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»
Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник.
Учащиеся правят текст.
Необходимо с первых лет обучения в школе знакомить учащихся с переносными значениями слов (метафорами).
Работу над переносными значениями следует начинать с приёма сравнения, где присутствуют объект сравнения, а также предмет, с которым он сравнивается:
– вода как зеркало;
– снег как сахар;
Затем можно начинать практическое знакомство с метафорой, находя общий признак сравниваемых предметов.
Дидактическим материалом могут служить загадки.
(Скатерть белая всё поле одела)
Дальнейшую работу целесообразно проводить с использованием метафор, в которых перенос осуществляется по функции (Часы идут, солнце садится, снег идёт, мороз щиплет, зима лютует…)
Через загадки осмысливаются слова – омонимы (Красная девица сидит в темнице, а коса на улице) и многозначные слова.
Для выработки навыков правильного составления и построения предложений и текста предлагала учащимся следующие виды работ. Например, при изучении темы «Состав слова», предлагается рассмотреть пары родственных слов: яблоко-яблочко, дом-домик, книга-книжка…
– Всегда ли эти слова могут заменить друг друга?
Так же эффективны упражнения с речевой погрешностью, которую должны найти и исправить учащиеся. (Люди празднуют праздник . В сказке сказывается о доброте.)
Пересказ – эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления. Например:
Пересказ текста, как будто бы ты был главным героем, изменив его содержание, где хочешь.
Составление словесных портретов своих товарищей. Выполнение таких заданий требует от учащихся точного подбора слов, выражений, а это активизирует словарный запас, сосредоточивает внимание, развивает наблюдательность, повышает интеллект.
«Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. »[4,стр.15] Упражнения на развитие эмоционального восприятия:
-какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: радость, печаль, сожаление, восторг?
-найдите слова, которые автор выбрал для передачи чувств, при виде необыкновенной красоты.
Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:
– представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы будете использовать, чтобы нарисовать небо, речку зелень и т.д.
Одно из направлений работы по развитию речи – обучение культуре речи. Элементарной ступенью речевой культуры считается владение нормами литературного языка.
Большое значение имеет знание детьми младшего школьного возраста «волшебных», «вежливых» слов. Важно не только знание этих слов и употребление, но и правильное интонирование.
«Развитие речи – процесс сложный, творческий. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред.»[2,стр.4]
Список литературы.
1.Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. – М., 2010г.
2..Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 2009г.
3 .Оморокова М. И. Преодоление трудностей. – М: Просвещение, 2009г.
4.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию. – М: Просвещение, 2009г.
5.Климанова Л.Ф. АБВГДейка. – М: Просвещение, 2011г.
6.Соловейчик М. В. Я иду на урок в начальную школу. – М: Издательство «Первое сентября», 2010г.
7. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: «Детская литература», 2009, с. 79-80.
Источник