Урок на тему программирование циклов с заданным числом повторений

Урок на тему программирование циклов с заданным числом повторений thumbnail

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 8 класс. ФГОС.

Урок 31. Программирование циклов с заданным числом повторений

Цели:

  • образовательная: научить программированию циклических алгоритмов с заданным числом повторений на языке программирования Паскаль и выполнению их в среде программирования PascalABC.

  • развивающая: создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы;

  • воспитательная: создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля, воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением среды программирования PascalABС.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

  • научатся выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкции повторения (циклы) несложных алгоритмов;

  • научатся создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

метапредметные:

Личностные УУД:

  • Продолжат развивать алгоритмическое мышление;

  • формировать навыков самоорганизации

  • формировать навыков письма

  • овладевают первичными навыками анализа и оценки получаемой информации

Регулятивные УУД:

  • развивать умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

  • овладевать информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • аргументировать свою точку зрения;

  • выслушивать собеседника и вести диалог;

  • признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Планируемые результаты

Ученик научится:

  • записывать на языке программирования несложные алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл;

  • исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять циклические алгоритмы на языке программирования Паскаль;

Тип урока:  Урок освоения и применения новых знаний

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

– развитие грамотной речи, памяти

2

Нестандартное начало

Цель: создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу, проверить готовность к уроку.

Прочтите, пожалуйста, слова великого философа и математика, на слайде (1 ученик читает вслух)

«Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему что нужно знать»

Пифагор

– Чему нас учат эти слова? К чему они нас призывают?

– Эти слова призывают узнать то, чего мы не знаем, научиться тому, чего мы не умеем.

– Я надеюсь, что эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока.

– И мы постараемся узнать на уроке что-то из того, чего пока не знали, и научимся чему-то, чего до сих пор не умели.

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение

3

Проверка домашней работы

Давайте для начала выясним, что мы уже умеем и знаем, на сколько хорошо вы справились с домашним заданием.

В этом нам помогут два ученика, которые сделают на доске № 195 и 196 из домашнего задания.

Все остальные работаем фронтально по № 188.стр. 64

Презентация слайды 2-4

Два ученика выполняют на доске № 195 и №196 с последующим объяснением, параллельно класс фронтально проверяет № 188 из рабочей тетради.

Результат выполнения д/з отметить в листах оценивания

4

Повторение пройденного

(за верный ответ – 1 балл)

Числовой диктант

Цель: Повторение ключевых слов Паскаля

Работа в группах

«Соотнесите операторы и значения переменных»

Цель: актуализировать знания и подготовить к восприятию новой темы

Определение значения переменных

Цель: актуализировать знания и подготовить к восприятию новой темы

Прием «дополни предложение »

Цель:

Организовать и провести контроль и краткое обобщение изученного ранее материала

– Говорят:

«Повторение – мать учения». Вспомните:

  1. Какие виды алгоритмов бывают?

  1. Что называют циклом?

  1. Перечислите известные вам типы циклов.

4) Может кто-то знает, кто доказал, что для записи любого алгоритма достаточно трех основных алгоритмических конструкций? Слайд 5

Текст диктанта

– Мы с вами повторили операторы языка Паскаль. Кто помнит, кто разработал этот язык? Слайд 6

Задание для 1 группы

Соотнесите операторы и составьте программу, представьте ее на магнитной доске.

Задание для 2 группы

Определить значения переменных S и I после выполнения заданных операторов (№ 193 РТ)

Задания для 3 группы

Дополните предложение типы циклов представить ответ на доске

while (цикл – ПОКА)

Repeat – (цикл – ДО)

For – ????

(цикл с параметром) Слайд 7

Самооценка в листах оценивания

Ответы учащихся:

  1. Алгоритмы бывают линейной, разветвляющей и циклической структуры.

  2. Алгоритмы, которые содержат конструкцию «Повторение» называют алгоритмом циклической структуры.

  3. Нам известны два типа циклов: цикл с заданным условием продолжения и цикл с заданным условием окончания

  1. Это был выдающийся нидерландский ученый Эдсгер Вибе Дейкстра. Его идеи оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии. Он доказал в своих трудах, что для записи любого алгоритма достаточно трех конструкций: следование, ветвление и повторение.

Читайте также:  При скудных менструационного цикла

Взаимооценка в листах оценивания

Разработчиком языка Паскаль был шведский ученый Никлаус Вирт.

Взаимооценка работы в группе

Выполняют, собираю правильный ответ из частей;

Представляют на доску.

Выполняют программу как исполнитель, определяют значения выводимых переменных.

Цикл с заданным условием выполнения ПОКА

Цикл с заданным условием окончания работы До;

Регулятивные:

– развитие умения формулировать, давать оценку услышанному, делать выводы в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные:

– развитие познавательной активности

развитие умения выполнять информационно-логические операции : определение понятия, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и умение делать выводы;

Личностные:

– развитие первичных навыков анализа и оценки получаемой информации

5

Формулирование темы и целей урока через повторение( за верный ответ – 1 балл)

Цель: создать план работы на уроке

Третья группа пришла к выводу, что существует еще тип цикла, который нам не известен.

Посмотрите на слайд и сделайте вывод, что мы сегодня будем изучать на уроке.

Слайд 8

Называют тему урока: Цикл с заданным числом повторений

Называют цель урока:

научится:

– составлять циклические алгоритмы с заданным числом повторений на языке программирования Паскаль

– исполнять циклический алгоритм с заданным числом повторений;

– применить на практике полученные знания в среде Pascal ABC, проводя компьютерные эксперименты;

Личностные УУД:

развитие грамотной речи, памяти,

Регулятивные:

– развитие умения информационно-логических : определение понятия, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и умение делать выводы;

Личностные:

– развитие первичных навыков анализа и оценки получаемой информации

6

Изложение нового материала

Приемы: «Инсерт» и «Кластер»

Цель: научить приемам работы с информационным текстом, показывая способы выбора главной информации

Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 139

Возьмите простые карандаши, Читайте, делайте пометки на полях. Основное запишите в информационный лист

«+» – информация знакома

«V» – информация новая

«? » – есть вопросы

Слайд 9 – 10

Вопросы 1 группе:

  1. С помощью какого оператора цикл с заданным числом повторений программируется на языке Паскаль?

  2. Что является условием выхода из цикла

Где применяются в жизни? В школьных предметах?

Вопросы 2 группе:

  1. Общий вид цикла с заданным числом повторений

  2. Где встречаетесь с таким циклом в жизни?

Вопросы 3 группе:

  1. Продолжите <параметр> – …

  2. <начальное_ значение> и <конечное_ значение>…

  3. Что происходит при выполнении тела цикла?

– Изучают новую тему самостоятельно.

Каждая группа получает свою задачу. Читают текст параграфа по теме, делают пометки на полях

«+» – информация знакома

«v» – информация новая

«-» – информация непонятная

Выслушивают ответы друг друга, соглашаются, спорят.

Задают вопросы по непонятны моментам текста.

Приходят к выводу, что

1.1 Оператор for

1.2 превышение параметром конечного значения

2.Общий вид

.for <параметр>:= <начальное_ значение> to<конечное значение>

do <оператор>

3.1 переменная целого типа

3.2. выражение того же типа, что и параметр, вычисляемый перед началом цикла

3.3 увеличение на единицу параметра цикла

Выполняют пометки в информационном листе

Оценивают работу в группе.

Формируют умения записывать алгоритм на языке программирования

Организуют самопроверку,

7

Закрепление изученного материала

Компьютерный практикум

Решить № 10 и 11 фронтально. Слайд 11

3 более подготовленных ученика работают по индивидуальным заданиям:

1 ученик: № 197 (а) – Трассировка программы

2 ученик: № 199 – Алгоритм написанный на школьном алгоритмическом языке переводит в программу на Паскале

3 ученик: № 200 – Фрагмент блок –схемы реализует на языке программирования Паскаль.

Дифференцированная практическая работа для остальных учащихся.

Сами выбираем уровень и группу

Зеленая

(1 балл)

Синяя

(2 балла)

Красная

(3 балла)

Найти сумму первых n натуральных чисел

Найти сумму всех двузначных чисел

Найти сумму всех четных чисел в диапазоне от 1 до n

Слайды 12-17

Работают выполняют задание, 1.Трассируют 2. Пробуют в программе PascalABC 3.

Проводят компьютерный эксперимент

Регулятивные:

умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Личностные:

– формирование умения использовать программное обеспечение для обработки информации

Читайте также:  Выделения в середине цикла я кормлю грудью

Познавательные УУД:

– умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием повторения (циклы), несложных алгоритмов,

– умения создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

8

Подведение итогов урока, рефлексия

Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности

Слайд 18

Домашнее задание: п. 2.4.3 и 3.5.3, № 201, 202 (1)

Выставление оценок по результатам листов оценивания

РЕФЛЕКСИЯ: Слайд 19 -20

– Что нового вы сегодня узнали?

– Чему вы сегодня научились?

-Вам было легко или были трудности?

-Что вам было трудно выполнить?

– Как вы с этим справились?

– Что у вас получилось лучше всего?

– Какое задание было самым интересным и почему?

-На столах дерево успеха. Можем ли мы закрасить еще один листок?

-Как мы его назовем?

Слайд 20 Спасибо за внимание

Работа с дневниками.

Записываю домашнее задание

Анализируют работу каждого и работу в группах и парах.

Заполняют листы самооценки говорят оценки учителю

Выводы:

Мы сегодня познакомились с новым типом цикла цикл ДЛЯ с заданным числом повторений.

Мы научились записывать программы с циклом ДЛЯ

Мне кажется это легче всего программируемый цикл. и. т д.

Новый лист на дереве успеха назовем Цикл – ДЛЯ

Регулятивные:

– развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные:

– развитие логического мышления, познавательной активности

Личностные УУД:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Цифровойдиктант

1. Program 11 char 21 do

2. Integer 12 mod 22 until

3. Read 13 sqr 23 btgin

4. End 14 random 24 real

5. Then 15 var 25 abs

6. And 16 real 26 sqrt

7 for 17 write 27 or

8 repeat 18 Boolean 28 while

9 string 19 if

10 div 20 else

КЛЮЧ 1 15 2 16 23 3 17 4 19 5 20 28 21 8 27

Критерии оценивания

14-15 3 балла

12-13 2 балла

10-11 1 балл

< 10 0 баллов

Источник

Краткое описание документа:

Урок проведен в соответствии с требованием ФГОС. Учителем поставлены и содержательная, и деятельностная цели, которые реализуются через образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Тип урока – урок открытия нового знания – соответствует поставленным целям, достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, требованиям программы.

Учителем продуманы этапы урока, задания, с помощью которых формируются предметные, метапредметные и личностные универсальные действия.

Урок проведен по технологии критического мышления с элементами здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий.

На уроке четко спланированы три основные стадии развития критического мышления: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии. Следует отметить оптимальность структуры данного урока, логическую связь его этапов.

Нестандартное начало урока настраивает учеников на работу, с первой минуты урока создается комфортная психологическая атмосфера. Выход на тему и целеполагание осуществляется с помощью видео – просмотра «Круговорот в природе» Самостоятельно обучающиеся по ключевым вопросам определили, о каких типов алгоритмов идет речь.

На уроке нашли применение приемы критического мышлениявсе виды циклов, задание «Соберите схему», «Добавьте не достающее», «Найдите ошибку» Лексическая разминка, подводит к восприятию темы. При открытии нового знания учитель организует опережающее обучение: сильные ученики подготовили вопросы по прошлой теме, проиллюстрировав презентациями. На уроке идет процесс формирования умений: намечать учебную задачу (дополните план урока), планировать ход выполнения задания, рационально выполнять его. Более того, это дает возможность на конкретном учебном материале раскрывать применение логических операций: сравнения, классификации, анализа, систематизации.

Чтобы снять напряжение с глаз, дать возможность отдохнуть детям, организована здоровьесберегающая пауза.

На этапе первичного закрепления с решают задачу открытие новых знаний в парах. Создаются условия для развития оценочных компетенций обучающихся.

Формы организации на уроке разнообразные: фронтальные, индивидуальные, коллективные, в парах, что соответствует требованиям ФГОС

На стадии рефлексии использован «Смайл в электронном виде», после практической работы дети оценивают свое настроение. Итоги урока подводятся креативно. Используют информационные листы и листы самооценки.

Материал урока подобран правильно с научной точки зрения, в полной мере соответствует возрастным особенностям школьников. Теория подкрепляется жизненным опытом детей, используется связь с ранее изученным материалом, что ведет к развитию интереса к предмету.

Читайте также:  Промышленный цикл маркса кратко

Все цели и задачи реализованы в полном объеме, на уроке была создана комфортная атмосфера для самореализации и самостоятельности каждого ребенка. Используются презентации и проекты, сделанные обучающимися, что показывает умение обучающихся работать с ИКТ.

Урок достиг поставленной цели и заслуживает высокой оценки.

Источник

Конспект урока Программирование циклов с заданным числом повторений (9 класс, урок 42, учебник Босова Л.Л.). На уроке учащиеся знакомятся с правилами записи оператора for.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) познакомиться с правилами записи оператора for;
2) рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора for;
3) получить опыт программирования циклов с заданным числом повторений;
4) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— оператор while;
— оператор repeat;
— оператор for.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Программирование циклов с заданным числом повторений».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (5, 6, 7, 8(а)) к §4.6;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 193, 194, 195, 196;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (12 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Программирование циклов с заданным числом повторений».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— while (цикл-ПОКА)
— repeat (цикл-ДО)
— for (цикл с параметрами)

3 слайд — Программирование циклов с заданным числом повторений;
Цикл с заданным числом повторений (цикл-ДЛЯ) программируется в языке Паскаль с помощью оператора for.
Общий вид оператора:
for :=
to do
Здесь:
— переменная целого типа;
и — выражения того же типа, что и параметр, вычисляемые перед началом цикла;
— простой или составной оператор — тело цикла.
При выполнении этого оператора после каждого выполнения тела цикла происходит увеличение на единицу параметра цикла; условием выхода из цикла является превышение параметром конечного значения.

4 слайд — пример;
Пример. Запишите на языке Паскаль алгоритм вычисления степени с натуральным показателем n для любого вещественного числа а.
program n_16;
var i,n:integer;a,y:real;
begin
writeln (‘Возведение в степень’);
write (‘Введите основание a>>’);
readln (a);
write (‘Введите показатель n>>’);
readln (n);
y:=1;
for i:=1 to n do y:=y*a;
writeln (‘y=’, y)
end.

5 слайд — самое главное.
В языке Паскаль имеются три вида операторов цикла (сегодня мы рассмотрели цикл for):
— while (цикл-ПОКА)
— repeat (цикл-ДО)
— for (цикл с параметром)

Вопросы и задания
6 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 9, 10, 11, 12, 13 к параграфу 4.6.
7 слайд – решение задач;
№ 197, 198, 199, 200 в РТ.

4. Практическая часть (25 минут)
Выполнить, рассмотренные на уроке задачи № 10, 11, 12, 13 из учебника и № 198 из рабочей тетради, на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (https://pascalabc.net/).

Все задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
8 слайд — опорный конспект;
9 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.6 (3), вопросы № 9, 10, 11, 12, 13 к параграфу;
РТ: № 197, 198, 199, 200.

Скачать (184 КБ, rar): Конспект урока Программирование циклов с заданным числом повторений 9 класс

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Программирование циклов с заданным числом повторений».

Источник