Третий цикл родины блок

«Трилогия вочеловечения» – это собрание стихов А. Блока, состоящее из трех томов.
Тема «Страшного мира»
Идея и тема пути в третьем томе трилогии Блока получают дальнейшее развитие. Третья книга – это высший, завершающий этап сложного, порой мучительного пути, пройденного поэтом. «Теза» первого тома и «антитеза» второго сменяется «синтезом». Третий том – это новая ступень, более высокая, осмысления действительности, которая отвергает предыдущие и в то же время соединяет в себе некоторые их черты. Это важно иметь ввиду, так как есть достаточно популярное и распространенное представление о пути А. Блока как о неуклонном прямолинейном движение «вперед и выше». Между тем, сам Блок говорил, что «восхождение» его шло не по прямой, а по спирали.
Третий том «Трилогии вочеловечения» состоит из следующих циклов:
- «Страшный мир»
- «Возмездие»
- «Ямбы»
- «Итальянские стихи»
- «Разные стихотворения»
- «Арфы и скрипки»
- «Кармен»
- «Родина»
- «О чем поет ветер».
Открывает трилогию цикл «Страшный мир», написанный в период с 1906 по 1916 гг. «Страшный мир» является своеобразным вступлением. Трагические интонации, характерные для этого раздела, обусловлены обостренным чувством всеобщей греховности, неблагополучия и позора. Мироощущение безысходности, подавленности, тоски и скуки пронизывает этот сборник. В произведениях этого цикла подобное мироощущение носит доминирующий характер, хоть и не исключает попытку и стремление обрести другое состояние души и другие миры. Метафора в заглавии сборника обозначает мир катастрофической реальности и демонологической душевной действительности в их единстве и сложных взаимоотношениях. Здесь лирическое «я» Блока становится вместилищем этого «страшного мира». Живущий в этом мире человек находится под страшным тлетворным воздействием и «умирает». В этом сборнике появляются библейские мотивы, возникает тема падшего ангела и дьявола. Поэт обращается к миру потустороннему, но этот мир мертвецов – не загробная жизнь. Поэт наблюдает за людьми, которые находятся в его окружении, и замечает, что большинство из них уже «мертвы».
Замечание 1
Тема духовной смерти человека пронизывает весь первый цикл третьего тома трилогии.
Следует вывод, что после духовной смерти люди не могут заново возродиться, они уже мертвые внутри, ждут физической смерти, проводя однообразные и скучные дни. Также здесь вновь возникает тема двойников, которые прежде всего явление пути. Мифологема о двойниках появилась еще в первом томе трилогии, однако именно в «Страшном мире» она получила особое развитие.
Цикл «Страшные миры» показывает начало конца пути поэта. Он увидел весь ужас окружающего мира. Здесь Блок пишет про ад, а большая часть стихотворений связаны со смертью.
Продолжает тему «Страшного мира» цикл «Возмездие». Заглавие этого сборника говорит о важном переломном моменте в творчестве поэта на рубеже 1900-1910 гг. В это период упоение «метелями» и страстями «Снежной маски» и «Фаины» сменилось сознанием глубочайшего духовного кризиса. Основной темой цикла становится тема памяти. Память – это возмездие, которого человеку не удастся избежать. По Блоку, возмездие, это в первую очередь осуждение человеком самого себя, это суд собственной совести. Главной виной лирического героя является его измена данным священным обетам, измена своему предназначению, высокой любви. Расплатой за это стала усталость от жизни, душевная опустошенность и покорное ожидание смерти. Такие мотивы звучат во всех произведениях цикла.
Возникновение третьего цикла тома тесно связано с работой Блока на поэмой «Возмездие». Поэт из черновых работ произведения выделил ряд стихотворений. Сборник «Ямбы» полон позывов к мятежу, революционных предчувствий. Этот цикл достаточно небольшой. Мотивы произведений различны – это тоска об ушедшей жене, выражение любви сводной сестре, революционное настроение.
«Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Арфа и скрипки», «Кармен»
Цикл «Итальянские стихи» в третьем томе кажется чужеродным. В этом сборнике поэт определяет позицию «чистого искусства» как «творческую ложь». Еще одним вопросом, которым задается поэт и ставит в сборнике – это вопрос о соотношении культуры и цивилизации. В современной цивилизации Блок видит бездуховно, следовательно, разрушительное начало. В стихах этого цикла тесно переплетены мотивы отчаяния, горечи, надежды, любви и веры в силу искусства. Стихотворения сборника были написаны под впечатлением поэта от путешествия в Италии, которое было попыткой преодолеть тяжелый душевный кризис.
В цикле «Разные стихотворения» содержатся произведения на разные темы. Здесь и стихи на тему «поэта и поэзии», и тема поиска. Тематический диапазон цикла «Арфы и скрипки» чрезвычайно широк. Верность либо неверность человека «духу музыки» может быть выражена в разнообразных проявлениях, от душевных взлетов до ее падения перед «страшным миром».
Цикл «Кармен» посвящен оперной певице Л. А. Дельмас. В нем Кармен – идеал возлюбленной.
Цикл «Родина»
В цикле «Родина» Блок напрямую обращается к своей Отчизне. «Родина» логически вытекает из предыдущих революционных циклов. В стихотворениях Блока чувство бесконечности, простора воплощается в образах рек, степей и лесов. Однако ощущение простора у Блока рождается в образе пути и ветра. Лирический герой чувствует себя причастным к этим просторам и далям.
Замечание 2
Родина для Блока – это его любовь, его дом, его Прекрасная Дама.
В стихотворении «Россия» образ родины оживает в облике прекрасной и сильной женщины. Этот образ динамичен, он будто раздваивается и перетекает из одного в другое – сначала это Россия, затем женщина с нелегкой судьбой, потом снова Россия, и затем опять женщина. Но идеализация образа Родины чужда поэту.
В последнем цикле «О чем поет ветер» поэт рассуждает о своей жизни, о жизни супружеской.
Последний том «Трилогии вочеловечения» говорит о завершении тернистого творческого пути поэта. Здесь собраны его итоговые размышления о пройденном пути, размышления о Родине, которая стала для поэта его Прекрасной Дамой.
Источник
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Источник
В
третьем томе «трилогии вочеловечения»
идея и тема пути получают дальнейшее
развитие. Это завершающий, высший этап
пройденного поэтом трудного, подчас
мучительного пути. «Тезу» первого и
«антитезу» второго тома сменяет «синтез».
Это новая, более высокая ступень
осмысления действительности, отвергающая
предыдущие и в то же время соединяющая
в себе по-новому некоторые их черты. Это
следует иметь в виду, т.к. существует
довольно распространённое представление
о пути Блока как о прямолинейном и
неуклонном движении «всё вперёд и выше».
А между тем сам поэт свидетельствовал,
что его «восхождение» шло не по прямой,
а по спирали.
Последний
том «трилогии» открывается циклом
«Страшный мир»
(1909-1916). Это словно вступление ко всему
тому. Трагические интонации данного
раздела были обусловлены обострённым
чувством всеобщего неблагополучия,
греховности и позора. Для этого сборника
характерно мироощущение подавленности,
безысходности, скуки, тоски. В стихотворениях
«Страшного мира» это мироощущение
является доминирующим, хотя и не исключает
попытку обрести иные миры, иные состояния
души. Метафора, послужившая заглавием
цикла, обозначает мир катастрофической
действительности и демонологическую
душевную реальность в их сложных
взаимоотношениях и единстве. Лирическое
«я» поэта оказывается вместилищем
«страшного мира». Человек, живущий в
этом мире, испытывает страшное тлетворное
воздействие и «умирает». В данном цикле
возникают библейские мотивы. Появляется
тема дьявола, тема падшего ангела. Блок
обращается к потустороннему миру –
миру мертвецов, но это отнюдь не загробная
жизнь. Поэт наблюдает за людьми,
окружающими его, и видит, что многие из
них уже «мертвы». Весь цикл пронизан
темой духовной смерти человека. И можно
сделать вывод, что после этого люди не
могут возродиться заново, они мёртвые
внутри, жду смерти физической, проводя
день за днём однообразно и скучно.
Стихотворения «Пляски смерти», «Ночь,
улица, фонарь, аптека…», «Пустая улица.
Один огонь в окне…» и др. Также у Блока
всплывает тема двойников. Они прежде
всего явление пути. Мифологема о двойниках
возникает ещё в первом томе, но особое
развитие получает лишь в «Страшном
мире».
Цикл
показывает начало завершения пути
Блока. Поэт увидел ужас окружающего
мира, он пишет про ад. Более половины
стихотворений связаны со смертью.
Цикл
«Возмездие»
продолжает тему «Страшного мира».
Заглавие свидетельствует о важном
переломе в творчестве Блока на рубеже
1900-1910 гг., когда упоение страстями и
«метелями» периода «Снежной маски» и
«Фаины» сменяются сознанием глубокого
духовного кризиса. Стихотворение «О
доблестях, о подвигах, о славе…» связано
с уходом жены, которая решила попробовать
себя в роли актрисы и уехала с труппой
в длительные гастроли. Стихотворение
«На смерть младенца» связано со смертью
сына Л.Д. и А.А. – Дмитрия. В цикле
«Возмездие» основной темой становится
тема памяти. Забвение подобно смерти,
но при этом память – это всегда возмездие,
которого человек не может избежать.
Возмездие, по Блоку, это прежде всего
осуждение человеком самого себя, суд
собственной совести. Главная вина героя
– измена данным когда-то священным
обетам, высокой любви, измена человеческому
предназначению. А следствие этому –
расплата: душевная опустошённость,
усталость от жизни, покорное ожидание
смерти. Это мотивы звучат во всех
стихотворениях цикла.
«Ямбы»
– третий цикл
третьего тома. Возникновение цикла
тесно связано с работой над поэмой
«Возмездие», из черновых работ над
которой он выделил ряд стихотворений.
Символика заглавия отчасти сопоставляется
с последними строками пролога поэмы:
«Дроби, мой гневный ямб, каменья!» Сборник
полон революционных предчувствий,
позывов к мятежу. «Ямбы» связаны с
традициями русской гражданской лирики
– ямбами Пушкина, Лермонтова, Тютчева
и других. Заглавие также перекликается
с одноимённым произведением французских
поэтов А. Шенье и О. Барбье, созданных в
период французской революции. Этот
цикл посвящён сестре поэта – Ангелине
Александровне Блок. «Ямбы» достаточно
небольшой цикл. Он включает в себя
различные мотивы произведений: и тоска
об ушедшей жене, и революционное
настроение, и выражение любви сводной
сестре. Тем не менее, этот сборник
вытекает из предыдущего.
Следующий
цикл – «Итальянские стихи» (1909).
Этот цикл может показаться чужеродным
в третьем томе. Именно здесь Блок
определяет позицию «чистого искусства»
как «творческую ложь». «В лёгком челноке
искусства» можно «уплыть от скуки мира»,
но подлинное искусство – «ноша на
плечах», долг, подвиг. Другой вопрос,
глубоко волнующий поэта и поставленный
им в цикле, – о соотношении цивилизации
и культуры. В современной цивилизации
поэт усматривает бездуховное, а значит,
разрушительное начало. Не случайно они
занимают срединное положение в третьем
томе: в них сложно переплетены мотивы
горечи, отчаяния, надежды, любви, веры
в силу искусства. Написаны эти стихотворения
под впечатлением от поездки в Италию.
Отъезду в другую страну предшествовал
тяжёлый душевный кризис. Поездка была
попыткой его преодолеть. Достаточно
много стихотворений посвящено Флоренции
и итальянским деятелям искусства. Поэт
не одобряет пренебрежительного отношения
к предметам старины, созданным гениями.
Этот цикл интересен изменениями Блока,
его просветлением и выходом из душевного
кризиса. Для Блока небо Италии – чужое,
поэт вслед за Ф. Тютчевым чувствует
скорую гибель европейской цивилизации,
не сумевшей сохранить исторические
корни.
Раздел
«Разные стихотворения»
(1908-1916) содержит действительно разные
по своему содержанию стихи. Несколько
из них посвящены теме «поэта и поэзии».
Цикл «Разные стихотворения» из третьего
тома сильно перекликается с разделом
из второго тома. Словно опять Блок начал
поиск темы для своих стихотворений,
словно он заблудился в выражении своих
мыслей.
Следующий
цикл
носит музыкальное название – «Арфы
и скрипки».
Это название дано не случайно. Для Блока
музыкальность являлась первоосновой
и внутренней сущностью бытия. Если
скрипки могут быть настроенными и
расстроенными, то арфа для Блока –
символ музыки, звучащей всегда в унисон
с «мировым оркестром». Тематический
диапазон цикла (наиболее объёмного в
томе) весьма широк. Верность или неверность
человека «духу музыки» может выражаться
в самых разнообразных проявлениях: от
взлётов души до её подчинения «тёмным
стихиям», падения, капитуляции перед
«страшным миром». Поэтому многие
стихотворения цикла находятся как бы
в оппозиции друг другу.
Следующий
цикл – «Кармен»
(1914). Он включает в себя небольшое число
стихотворений. Это последние стихи о
любви в творчестве Блока. Посвящены ни
знаменитой оперной певице Л.А. Дельмас,
исполнительнице партии Кармен в
одноимённой опере Бизе. По мотивам и
настроениям стихи этого цикла похожи
на «Снежную маску» второго тома. Образ
возлюбленной изменчив и прекрасен. Она
– то гордая и страстная испанская
красавица, за любовь которой можно
заплатить «ценою жизни», то современная
женщина, актриса, непостижимо «русская
душою», потому что есть в стихотворениях
этого цикла и вербы, и «весенняя таль»,
и плетень, и крик журавлей, и ячменный
колос, и горячая молитва. Кармен – идеал
возлюбленной. С удивительной силой в
цикле «Кармен» опять зазвучали
синкретические образы: «глухо зазвенят
запястья», «певучий стан», «песня…
нежных плеч». Это блоковское открытие
– музыка тела. Здесь, как всегда в
стихотворениях Блока, конкретность
становится толчком для развития образа:
возлюбленная – актриса, оперная певица,
но её красота, гармония и грация сродни
музыке. Образы стихии, символизирующие
свободу, яркую индивидуальность героини,
здесь богаче, чем в «Снежной маске».
Следующий
цикл
носит
название «Родина».
Наконец Блок обращается напрямую к
своей стране, Отчизне. Этот цикл логически
вытекает из предыдущих революционных.
Как и у Лермонтова, чувство простора,
бесконечности, воплощённое в образах
безбрежных лесов и степей, рек, «подобным
морям», звучит в стихотворении Блока.
Но у него ощущение простора рождается
в образах ветра и пути. Лирический герой
чувствует себя причастным к этой нищете,
этим далям и просторам. Циклу «Родина»
предпослан эпиграф – стихотворение
1906 года «Ты отошла, и я в пустыне…»,
которое Блок написал в связи с разрывом
с Л.Д. Менделеевой. Это было своеобразное
прощание с Прекрасной Дамой. Утративший
свой идеал, поэт ощутил себя бездомным
и неприкаянным. Это ощущение и передано
в стихотворении, в его образной системе
– «пустыня», «песок горячий», жажда и
немота. Но самое острое ощущение
неприкаянности и бездомности – в
последней строчке: «Сын Человеческий
не знает, где приклонить ему главу».
Библейские ассоциации прибавляют мотиву
бездомности вселенский трагизм. Но
произошло чудо. Утративший любовь обрёл
её снова. Бездомный обрёл дом. Отныне
для Блока Родина, Россия – это его дом,
его любовь, его Прекрасная Дама.
Удивительно в цикле «Родина» стихотворение
«Россия», которое словно связывает
Блока с поэтической традицией
девятнадцатого века. Образ родины в
этом стихотворении словно оживает в
облике женщины, сильной и прекрасной.
Образ этот динамичен, он словно
раздваивается, переходит, перетекает
из одного в другое: сначала это Россия,
потом женщина с «разбойной красой» и
нелёгкой судьбой, и снова Россия, родина,
просторы – «лес да поле», и опять женщина
– «плат узорный до бровей». В последней
строфе с женским образом сливаются ещё
два любимых образа позднего Блока –
образ дороги и образ песни. Однако Блоку
чужда идеализация образа Родины.
Последний
цикл
«трилогии вочеловечения» имеет
мечтательное заглавие – «О
чём поёт ветер»
(1913). Название это восходит к словам
героя драмы Блока «Песня судьбы» –
Германа. Сам мотив ветра – один из
«сквозных» в лирической трилогии. Цикл
включает в себя всего 6 стихотворений
и все прямо или косвенно обращены к
жене. По образно-тематическому единству
его можно сравнить с небольшой поэмой
связанных с итоговыми размышлениями о
его супружеской жизни.
Последний
том «трилогии» говорит о завершении
творческого пути А.А. Блока. Он прошёл
свой тяжёлый тернистый путь и пришёл к
логическому завершению.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник