Своеобразие цикла стихи о прекрасной даме

Своеобразие цикла стихи о прекрасной даме thumbnail

Особенностью «Стихов о Прекрасной Даме» является то, что стихотворения, выступающие как самостоятельные произведения, вместе с тем представляют собой части единого целого; описываемые в стихотворениях события предстают как эпизоды единого сюжета. На поверхностном уровне содержание цикла похоже на «лирический дневник», историю любви героя: Блок датирует все стихотворения цикла и располагает их строго хронологически. На глубинном уровне — связано с соловьевским мифом о Душе Мира (Вечной Женственности). В «Стихах о Прекрасной Даме» «я», «Ты» (Прекрасная Дама), постоянно ожидаемая мистическая встреча героев, детали их окружения (город, природа) одновременно являются знаками мистических сущностей. Таким образом, рождается смысловая многоплановость образов цикла.

Наличие «ключевых» текстов с ярко выраженным мистическим смыслом способствует восприятию в символическом плане стихотворений, в которых нет явной символики. Одним из «ключевых» в цикле является стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» (25 октября 1902), в котором героиня впервые названа Прекрасной Дамой. При публикации этого стихотворения в 1903 г. В. Брюсов воспринял его как программное: поставил цифру «1» и дал заглавие циклу «Стихи о Прекрасной Даме».

Действительно, в этом стихотворении определяются основные мотивы, связанные с образами героев. Помимо «Прекрасной Дамы» героиня в стихотворении получает наименование «Жена», вызывающее ассоциации в первую очередь с «Женой, облеченной в солнце» из Откровения:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Определяется мистическая сущность героини — «Святая»:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Героиня связывается с храмом, с богослужением и молитвой: «храмы», «обряд», «лампады», «ризы», «свечи». В образе Прекрасной Дамы проглядывают черты Пресвятой Девы, Богоматери.

Основное содержание стихотворения — ожидание героем мистической встречи с героиней; при этом создается контекст «встречи», этого ключевого символа цикла: «темные храмы», «в мерцаньи красных лампад», «в тени у высокой колонны». За «Ней» закрепляется определенное пространство — «высота»:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней <…>

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Сопоставление с ключевыми текстами цикла (в частности, со стихотворением «Вхожу я в темные храмы…») высвечивает символический смысл стихотворения «Я и молод, и свеж, и влюблен…» (31 июля 1902), не столь очевидный при изолированном прочтении. Сюжет, стихотворения — любовь героя к героине и ожидание свидания с ней, представленные в метафорической форме (влюбленный «я» — «склоненный клен»):

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Ты придешь под широкий шатер <…>

Размечтаться в зеленой тени.

Однако «Ты» — это не только земная любовь героя, но и Прекрасная Дама, Жена. Ожидание свидания — это еще и ожидание мистической встречи с Вечной Женственностью. Символический смысл получает и отводимое героине пространство:

На лице, обращенном к звездам, —

Ароматные слезы хвалы.

В «Стихах о Прекрасной Даме» обращает на себя внимание складывающаяся в объеме всего цикла устойчивость изображения лирических персонажей («я» и «Ты») и связанных с ними ситуаций. Так, героиня занимает определенное художественное пространство: «высшие миры» неба, зари, звезд, солнца, «высокой горы»; ее время — Вечность; знаки ее приближения — вечерняя заря, закат, весна; ее цветовые характеристики — «светлая», «розовая», «алая», «голубая», «золотая»; ее звуковая гамма — «песня», «смех», «звучная тишина». Лирический герой, «я», принадлежит «нижнему миру», миру «долин», «болот», городских улиц и в то же время устремлен к небу, к свету, к «Деве». Встреча героев — это выход «я» за границы его привычного земного пространства (открывание окон, проникновение в Ее «терем») или нисхождение «Ты» на землю, приближение к «я»: вхождение в дом, «на крыльцо». Несостоявшаяся встреча — уход «Ее», возникновение непреодолимой преграды. В результате постоянного повторения в определенных ситуациях или при описании персонажей одних и тех же образов эти образы становятся заместителями данных ситуаций или персонажей: «заря» — «Ты», открывание окна — Встреча.

Так как весь цикл воспринимается как единый текст, то образы-мифологемы («Прекрасная Дама») и образы-символы («огонь») приносят приобретенные ими в одном стихотворении значения в другие стихи цикла, возникает смысловая многозначность образов. Так, например, «огонь» может выступать и в пейзажном знамении (заря, закат), и как знак «Ее» появления, и как огонь земной страсти. Героиня «Стихов о Прекрасной Даме» — это и Дама, и Богоматерь, и Беатриче, и Офелия, и «спящая красавица». Лирический герой цикла — это юный поэт, средневековый поклонник Дамы, евангельский Иоанн Предтеча, пушкинский «рыцарь бедный».

Ассоциации с фольклором, Библией, античной мифологией, средневековой литературой, немецким романтизмом и русской литературой XIX в. — характерная черта не только «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока, но и символизма вообще. Множество «чужих» слов — это не подражательство, а способ раскрытия связи человека с человечеством и со всем миром.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. – СПб.: “Нева”, 1998

Источник

Автор Ирина Юрманова На чтение 8 мин. Просмотров 7.5k. Обновлено 22 июня, 2020

Читайте также:  Лирический цикл последняя любовь

Анализ цикла стихотворений “Стихи о Прекрасной Даме”

(А. А. Блок) необходим в рамках знакомства с творческим путем поэта.

Творчество А.А. Блока относится к такому течению в литературе и в искусстве в целом, как символизм, характеризующимся новаторством в использовании символов. Характерными приемами символизма стали недосказанность, тайна, загадка. Блок – один из самых ярких представителей символизма, и в то же время, можно точно сказать, что он, несмотря на приверженность этому течению, шел по своему, особому, пути раскрытия образов и использования символов в творчестве.

А. Ахматова назвала А. Блока «трагическим тенором эпохи», и особенно ярко прослеживаются темы, идеи, мотивы и настроения блоковского символизма в цикле стихов о Прекрасной Даме. Именно в этом цикле встречает читатель влияние символизма и творчества Тютчева, Фета и Полонского на творческую деятельность одного из величайших русских писателей. Стихи эти также созвучны взглядам и идеям философа и поэта А. Соловьева. Все основные идеи о приближающейся мировой катастрофе, учение о Мировой Душе и о Вечной Женственности мы встречаем в «Стихах о прекрасной Даме».

Первая публикация «Стихов о Прекрасной Даме», самым лучшим творением Блока, вышла в 1904 году. Книга создавалась легко и быстро, вероятно, оттого, что муза способствовала вдохновению поэта. Поэтому в книге главы расположены в хронологическом порядке, в отличие от следующих, где стихи разделены в соответствии со смыслом и с тематикой.

Хотя и нельзя не отметить тот факт, что поэтический цикл автобиографичен, ведь все стихи в нем писатель посвятил своей музе и тогда еще будущей жене Л. Менделеевой, это посвящение завуалировано, образ женщины размыт и как бы спрятан за туманной дымкой. На протяжении всего цикла лирическая героиня одна, но читатель видит ее в разных ипостасях: в космическом образе Души мира, в религиозном — Царицей Небесной и в бытовом — нежной, но слегка высокомерной женщиной.

Так, прекрасная дама Блока сочетает в себе земные и божественные черты, таит неизведанное и манит к себе. Но лейтмотивом цикла стало стремление к свету, который характерен для многих поэтов-символистов. Например, в стихотворении поэта Анненского «Среди миров» перед читателем женщина и есть свет.  Вот и блоковская Прекрасная Дама светит для него ярче солнца.

Вступление книги играет роль пролога, в котором поэт сообщает об основных мотивах стихотворного цикла. И первый мотив, который звучит во вступлении – мотив духовного совершенствования лирического героя: «Отдых напрасен. Дорога крута…», – пишет поэт в первой строке. И среди этих размышлений спускается на землю Царица, неземное существо, чуждое земному миру. При ее появлении все вокруг замирает: «заря замерла», начинает гореть красным пламенем и, как апофеоз – стремится ввысь: «Купол стремится в лазурную высь…», знаменуя собой и постоянное стремление поэта к духовному росту.

Явление Царицы на землю – второй основной мотив, обозначенный во вступлении.

Центральным стихотворением сборника традиционно считается «Вхожу я в темные храмы…». В стихотворении царит атмосфера волнительного ожидания «Святой» «Вечной жены», прекрасным томлением переполнено сердце лирического героя, дрожащего от скрипа дверей. Но читатель не увидит описания женщины, мы можем только представить космический лик, озаренный мерцанием лампадки, бегущими по карнизам сказками, снами, улыбками. В стихотворении прослеживается двоемирие творчества раннего Блока, а таинства божественного мира открыты только взору поэта.

Отвлеченная лексика, а также написание стихотворения дольником придают ему некоторую взволнованность, большую эмоциональную напряженность. А эпитетами «темные храмы», «ласковые свечи», «озаренный образ», «отрадные черты» создается торжественность, но не громкая, а ласковая, обнимающая лирического героя, заставляющая отдавать себя чувствам полностью.

Метафоры же «глядит образ», «ризы Жены», «бегут улыбки, сказки и сны» создают загадку, которую разгадать сможет только лирический герой, в последнем четверостишии окончательно убедившийся, что перед ним действительно неземная Вечная Жена.

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…» продолжает идею неземного происхождения женщины. В первой строфе лирический герой, отрок, зажигает свечи и в это же время на противоположном берегу видит Ее размытый неосязаемый облик:

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Женщина в этом стихотворении не просто неземное существо, но и чистая, непорочная, как божество. Об этом читателю говорит предметный и цветовой ряд стихотворения: свечи, кадильный огонь, церковь, алтарь. И все предметы будто заволокло легкой «мутно-голубой» дымкой. В стихотворении господствует белый цвет: белые цветы, белая церковь, белый туман, за которым спрятан облик милой дамы. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность любимой, перед которой преклоняется лирический герой, как перед божеством. И это сравнение неслучайно, ведь в религии белый цвет означает веру в Бога. Неясные очертания предметов, размытые образы стихотворения создают мотив сна, который участвует в создании мистической, таинственной атмосферы и делает недосягаемым образ женщины.

Но в конце стихотворения очертания сюжета становятся более реалистичными, в последней строфе Блок предсказывает свадьбу со своей возлюбленной:

…Жених сойдет из алтаря.

<…>

Забрезжит брачная заря.

И действительно, чуть меньше, чем через год, после мучительного романа с Л. Менделеевой, бракосочетание, наконец, состоится.

Читайте также:  Сбой цикла у подростка лечение

В стихотворении активно используется звукопись. Больше всего в нем гласных звуков «о», «а», что придает произведению мелодичность, неторопливость, загадочность.

В стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» лирический герой меняется, его легкое волнение и восхищение Прекрасной Дамой сменяется на тревогу за то, что все может измениться, что она не будет уже прежней. Меняется и цветопись: появляется красный цвет, пылающий горизонт. Лирический сюжет осложняется надрывом героя, в тоске и страшном предчувствии ожидающего вторжения реальности, которая может нарушить его грезы о женском идеале. Но лирический герой не кричит об этом всему миру, а мучительно переживает бурю эмоций внутри. Самые красноречивые строки, выдающие разлад в чувствах героя, последние:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Здесь и крик, и молчаливый страх одновременно.

Лирического героя настолько сильно охватывает тревога, что чувства теряются во времени. «Года проходят мимо…», а предчувствие разлада не перестает покидать его.

Анафора «Весь горизонт в огне», которую использует поэт в этом стихотворении, помогает понять, насколько сильны чувства влюбленного. Горизонт – будущее, пылает сильной эмоциональной бурей в душе лирического героя. Анафора «Изменишь облик Ты» звучит, как исповедь в своих страхах.

Замечательно и то, что поэт пишет местоимение «Ты» с большой буквы. Все-таки по-прежнему женщина остается божественным, недосягаемым существом на земле.

В этом стихотворении как бы спадает пелена сна, окутавшего лирического героя в предыдущих стихах, что и приносит с собой тревогу за несовпадение мечты с действительностью, и последняя явно принесет с собой разочарование.

Усиление тревоги, и даже ужаса появляются в одном из завершающих цикл стихотворении «Мне страшно с Тобой встречаться…». Здесь становится основным мотив смерти и страха, которые только намечались в предыдущих стихотворениях. Усиливает ощущение драматизма сюжета антитеза, на основе которой построено стихотворение. С резкого противопоставления начинается произведение:

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Антитезой стихотворение и заканчивается, оставляя героя в полной растерянности перед выбором.

Какой же выбор так сильно мучил душу лирического героя?

Все сильнее и больше становится пропасть между миром грез и миром земным. И в душе героя рождается осознание этого противостояния двух миров, и он, находясь между ними, не может решиться оторваться от мечты, и в то же время, земная реальность вносит разлад в его душу и чувства. Теряется и облик Божественной женщины, которому не место на земле среди обычного и обыденного. И это пугает лирического героя.

Все так же мы читаем в блоковских строках образы храма, но это уже не тот белый и чистый храм, как в предыдущих стихах сборника. Цвета меняются, становятся невнятными, блеклыми, даже храм покрывается хмурым небом.

Появляются в стихотворении и образы теней, ступеней, раздаются звуки недавних больших похорон из храма. Звуки и цвета создают мрачное, тревожное ощущение, предчувствие беды. Как будто предстоит лирическому герою похоронить свои мечты и чувства.

Но в последних строках опять появляется сомнение в необходимости принятия реальности.  Нужна ли она? Готов ли он попрощаться с милым обликом той, которую все еще продолжает ждать и любить?

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты — там.

«Ты» все еще пишется с большой буквы. Она еще здесь, близко, потому что еще жива мечта. И в то же время, она может навсегда остаться в мечтах лирического героя.

Цикл стихов «О Прекрасной Даме» живет в мире символов, в мире мечты и недосягаемой Божественной Женщины. Но реальность, вторгаясь в этот идеальный мир, тесно переплетаясь с ним, нарушает гармонию. Осознание этого диссонанса меняет мировоззрение молодого писателя, оказывая влияние на его дальнейшее творчество.

Источник

Александр Блок вошел в литературу как поэт-символист. На рубеже веков европейская культура переживала глубокий кризис в связи с разочарованием в прежних общественных идеалах. Ощущение неизбежной гибели общественного строя и катастрофичности бытия требовало пересмотра прежних моральных ценностей. Так возник символизм — одно из ярких литературных течений в поэзии рубежа веков. Символизм — это эстетическая попытка уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. В поэзии символистов наметился отход от гражданских традиций русской классики. А. Блок, А. Белый, В. Иванов принадлежали к «младшим» символистам, которые определяли символизм как философско-религиозное понимание мира.

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904) — первый поэтический сборник А. Блока, оригинальное и уникальное произведение великого поэта. Его называют лирическим дневником Блока, так как в основе его лежат факты его биографии, рассказывается о его переживаниях и чувствах. Сам цикл «Стихов о Прекрасной Даме» является второй (центральной) частью сборника. Однако его особенности трудно понять без обращения к тем стихотворениям, которые составили раздел «Ante Lucem», открывающий книгу. Уже само название (в переводе с латинского — «до света») говорит об одиночестве лирического героя, о его пребывании во мраке. Стихотворение «Пусть светит месяц — ночь темна…» как раз и рассказывает об оторванности лирического героя от радостей мира:

Читайте также:  Анализ шмо эстетического цикла

В моей душе любви весна 
Не сменит бурного ненастья.

Поэт сравнивает состояние души своего героя с темной ночью. «Ночь распростерлась» над ним, и в душе его такая же темнота. Одиночество героя с характерным романтическим мироощущением усугубляется оторванностью от жизни. Хотя нигде нет прямого противопоставления «я» и «мы», тем не менее, видно, что где-то есть люди («Среди толпы блуждаю я»), которые живут по-другому, но лирический герой не может и не хочет порвать со своим одиночеством. «Пусть жизнь приносит людям счастье», но не ему. Такова его позиция. И она подкрепляется его концепцией двоемирия. Он — творческий человек — пытается постигнуть тайны мироздания, то есть тайны небесного, неземного мира. А, как известно, ночь для раздумий — наилучшая пора. Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишьем, в котором и выражено мироощущение героя:

Пусть светит месяц — ночь темна. 
Пусть жизнь приносит людям счастье, — 
В моей душе любви весна 
Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой убежден, что ночь для него останется темной, пусть даже и месяц светит. Однако здесь слышится и намек на возможность появления света в этом сумрачном мире. Мглу поэт называет «передрассветной», а это значит, что надежда на перемены все-таки есть.

Центральным циклом сборника являются стихи, которые так и озаглавлены — «Стихи о Прекрасной Даме», отражающие развитие сложного любовного романа между поэтом и его будущей женой Л. Менделеевой. Здесь тоже, как и в первом цикле, нет ощущения реальности. Все очень зыбко, неясно, неопределенно. Однако поэт намекает здесь на приближение той, кто наполнит его жизнь смыслом, — Прекрасной Дамы. У Блока возникает и получает развитие средневековый мотив рыцарского служения своей даме сердца. Мы не видим ее. Она бесплотна, ее облик неясен, но все намекает на ее появление.

Стихотворение «Ветер принес издалека…» отличается своей динамикой. Именно ветер (так и хочется сказать «ветер перемен») становится здесь свидетельством приближения той, которая является воплощением прекрасной и неземной сущности мира. Она сравнивается с «близкой весной», о ней «реяли звездные сны», а ветер доносил ее «звучные песни».

Теперь у Блока возникают и иные образы. Так, вечная ночь понемногу рассеивается — появляется «клочок неба», который к концу стихотворения расширяется до «бездонной лазури». Меняется не только мир света, но и мир звука. Если раньше лирического героя окружала мертвенная и беззвучная ночь, то теперь ветер приносит «песни намек», который потом переходит в «звучные песни».

Жизнь поэта до появления его Прекрасной Дамы сравнивается с зимой. И сразу же возникает предчувствие скорого борения зимы и весны. Нет, весны еще нет, лирический герой только еще ощущает ее «сумерки», но она уже близка:

В сумерках близкой весны 
Плакали зимние бури…

Если более ранние стихотворения отличались статичностью, то это поражает своей динамикой. Движение передается здесь многочисленными глаголами («принес», «открылся», «плакали», «реяли») и подвижным ритмом. Сама композиция стихотворения строится таким образом, что все говорит о скором разрушении одиночества лирического героя, о предчувствии появления той, которую он пока не знает, но видит в «звездных снах».

Таким образом, центральным сюжетом «Стихов о Прекрасной Даме» становится ожидание той встречи, которая преобразит лирического героя, соединит мир небесный и земной. Лирический герой и его Прекрасная Дама заранее не равны в представлении поэта. Она есть недостижимый и вечно прекрасный его идеал. Он же рыцарь, готовый служить ей и преклоняться перед ней.

В «Стихах о Прекрасной Даме» воплотилась характерная для символистов идея «двоемирия» — противопоставление «земли» и «неба», материального и духовного. Прекрасная Дама — это Душа мира — женственная по природе субстанция. Эта идея принадлежит В. Соловьеву, который создал учение о Мировой душе, являющейся духовным началом, гармонией, символом добра и красоты.

В целом, для поэтического сборника Блока характерны возвышенные чувства, разрыв с реальной действительностью, святость неземных идеалов, культ красоты.

Лирический сюжет цикла составляет ожидание встречи героя и Прекрасной Дамы, которая должна преобразить мир, сделать царство божие на земле. Лирический герой — существо земное — испытывает любовь к Прекрасной Даме, к божеству, к неземному идеалу:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — 
Все в облике одном предчувствую Тебя. 
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, 
И молча жду, — тоскуя и любя.

В ореоле святости и божественной лучезарности является герою его мечта, надежда на грядущее счастье. Не случайно действие происходит в храме, где человек через молитву общается с Богом.

Вхожу я в темные храмы, 
Совершаю бедный обряд. 
Там жду я Прекрасной Дамы 
В мерцаньи красных лампад.

Прекрасная Дама — неземное существо, лишь отдаленно напоминающая женский облик. Это возвышенная идея, мечта человека о лучшей жизни, надежда на счастье, тоска по непостижимому.

«Стихи о Прекрасной Даме» написаны утонченным и изысканным языком, проникнуты поиском идеала, гармонии, красоты, резким неприятием будничной жизни, стремлением к совершенству.

Источник