Сочинение продолжение традиций любовного романа в цикле блока

Сочинение продолжение традиций любовного романа в цикле блока thumbnail

Мало кто из русских поэтов так тщательно вынашивал
свой идеал, как Александр Блок.
Он рано сформировал идеал, наполнил его глубоким
содержанием и очень долго был ему верен.
И в образе Души, и в Российской Венере, и в Матери,
и Вечной Жене, и в Звезде,” святилище Твоем”,и в горе
Твоем, и в Тихой, и в Ясной, и в Прекрасной Даме,
которую ждет герой, так или иначе воплощены
черты Вечной Женственности.
Центральный из этих образов – Прекрасная Дама
больше напоминает видение, чем реальную женщину.
Это скорее греза, пожалуй, даже сон.
Многое в нем скоротечно, мгновенно, неуловимо ибо оно из
мира иного:
И нам недолго любоваться
На эти, здешние, пиры:
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры.
Эта Дама очень неопределенна, бесплотна,
трудно увидеть её лицо, фигуру, одежды, походку.
Но она прекрасна.
Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет.
Прекрасен свет, идущий от неё,таинственен шелест её шагов,
чудесны звуки ее появления, многообещающи сигналы о её
приближении, музыкальны голоса, ее сопровождающие.
Вообще всё,что с нею связано, овеяно духом музыки.
Точно ангелы поют, славя Мадонну.
Такое изображение не случайно.
Ведь Блок творит в эту пору как символист.
Он пользуется не реалистическими образами, а символами.
Если это хорошо понять, то откроется своеобразие того образа
Вечной Женственности, который так часто предстает в своей
разновидности-образе Прекрасной Дамы.
Этот символ лишен плоти, зато в нем нет ничего
от пошлости, от приземленности.
В нём много загадочного, возвышенного.
Поэтому так много здесь иносказания, условностей,
недоговоренностей.
Чтобы скрасить реальность Блок уходит в мир мечты,
о таинственной девушке. И эту девушку в образе своей мечты
преподносит нам в стихотворении.
Появление Незнакомки выглядит чудом:
“И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу”.
Таинственная незнакомка, загадочная, прекрасная-
это всего лишь мечта, помогающая выйти из
повседневного однообразия.
Возвышенность героини призвана подчеркнуть
низменность окружающего будничного, серого,
ничтожного мира.
Прекрасное в её облике контрастно безобразному в
действительности. Ее свет противостоит злой тьме.

Одно из самых ярких стихотворений этого цикла-
“Вхожу я в тёмные храмы”
Стихотворение было написано в период влюбленности
поэта в будущую жену, Л. Менделееву.
Кроме того в ранний период творчества Блок увлекался
философией Вл. Соловьева.
В учении этого философа его привлекала идея о Вечной
Женственности, или о Душе Мира. По Соловьеву, именно
через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг
с другом. “Высокая любовь” к миру открывается человеку
через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь
увидеть ее небесную природу.
Все эти мысли и настроения отразились в стихотворении.
Стихотворение пронизано таинственной, волшебной,
загадочной атмосферой.
Она создается с помощью цветовой гаммы, деталей храма.
Эту атмосферу также подчеркивает эмоциональное
состояние героя, переданное через глаголы”жду”,”дрожу”.
Герой почти неподвижен, но эта неподвижность напряженного
ожидания, ожидания Прекрасной Дамы.
Героиня лишена внешних черт, конкретного облика.
Этот образ существует только в мечтах лирического героя.
Ее образ такой, какой её хочет видеть лирический герой:
чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами.
Автор подчеркивает”бесплотность” героини: “мне не слышно
ни вздохи, ни речи… “.

Минуют годы, и блоковская Дама, меняя свой облик,
подвергаясь странному влиянию страшной действительности,
пройдет сквозь циклы “Город”,”Снежная маска”,”Фаина”,
“Кармен”,”Ямбы”.
Но всякий раз она будет по-своему Прекрасной, ибо всегда
будет нести в себе высокий свет блоковского идеала.

Источник

Школьное сочинение

Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, — “Стихи о Прекрасной Даме”. По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца. Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему.

Действие разворачивается на фоне пейзажей русской природы средней полосы.

Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…”, которое предваряется эпиграфом: “И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя”. (В. Соловьев.)

В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен. Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием “отряхнуть” “тяжкий сон житейского сознанья”. Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире. Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.

Читайте также:  Вызов функции в цикле

В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:

“Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя”.

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.

Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней.

Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая “течет в ряду иных светил”.

Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой — слуга; порою — милый;

И вечно — раб.

Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.

Стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла “Стихов о прекрасной Даме” в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:

“На белом холодном снегу

Он сердце свое убил.

А думал, что с ней в лугу

Средь белых лилий ходил”.

Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.

Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.

Источник

Александр Блок вошел в литературу как поэт-символист. На рубеже веков европейская культура переживала глубокий кризис в связи с разочарованием в прежних общественных идеалах. Ощущение неизбежной гибели общественного строя и катастрофичности бытия требовало пересмотра прежних моральных ценностей. Так возник символизм — одно из ярких литературных течений в поэзии рубежа веков. Символизм — это эстетическая попытка уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. В поэзии символистов наметился отход от гражданских традиций русской классики. А. Блок, А. Белый, В. Иванов принадлежали к «младшим» символистам, которые определяли символизм как философско-религиозное понимание мира.

Читайте также:  Естественные питательные циклы биосферы

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904) — первый поэтический сборник А. Блока, оригинальное и уникальное произведение великого поэта. Его называют лирическим дневником Блока, так как в основе его лежат факты его биографии, рассказывается о его переживаниях и чувствах. Сам цикл «Стихов о Прекрасной Даме» является второй (центральной) частью сборника. Однако его особенности трудно понять без обращения к тем стихотворениям, которые составили раздел «Ante Lucem», открывающий книгу. Уже само название (в переводе с латинского — «до света») говорит об одиночестве лирического героя, о его пребывании во мраке. Стихотворение «Пусть светит месяц — ночь темна…» как раз и рассказывает об оторванности лирического героя от радостей мира:

В моей душе любви весна 
Не сменит бурного ненастья.

Поэт сравнивает состояние души своего героя с темной ночью. «Ночь распростерлась» над ним, и в душе его такая же темнота. Одиночество героя с характерным романтическим мироощущением усугубляется оторванностью от жизни. Хотя нигде нет прямого противопоставления «я» и «мы», тем не менее, видно, что где-то есть люди («Среди толпы блуждаю я»), которые живут по-другому, но лирический герой не может и не хочет порвать со своим одиночеством. «Пусть жизнь приносит людям счастье», но не ему. Такова его позиция. И она подкрепляется его концепцией двоемирия. Он — творческий человек — пытается постигнуть тайны мироздания, то есть тайны небесного, неземного мира. А, как известно, ночь для раздумий — наилучшая пора. Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишьем, в котором и выражено мироощущение героя:

Пусть светит месяц — ночь темна. 
Пусть жизнь приносит людям счастье, — 
В моей душе любви весна 
Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой убежден, что ночь для него останется темной, пусть даже и месяц светит. Однако здесь слышится и намек на возможность появления света в этом сумрачном мире. Мглу поэт называет «передрассветной», а это значит, что надежда на перемены все-таки есть.

Центральным циклом сборника являются стихи, которые так и озаглавлены — «Стихи о Прекрасной Даме», отражающие развитие сложного любовного романа между поэтом и его будущей женой Л. Менделеевой. Здесь тоже, как и в первом цикле, нет ощущения реальности. Все очень зыбко, неясно, неопределенно. Однако поэт намекает здесь на приближение той, кто наполнит его жизнь смыслом, — Прекрасной Дамы. У Блока возникает и получает развитие средневековый мотив рыцарского служения своей даме сердца. Мы не видим ее. Она бесплотна, ее облик неясен, но все намекает на ее появление.

Стихотворение «Ветер принес издалека…» отличается своей динамикой. Именно ветер (так и хочется сказать «ветер перемен») становится здесь свидетельством приближения той, которая является воплощением прекрасной и неземной сущности мира. Она сравнивается с «близкой весной», о ней «реяли звездные сны», а ветер доносил ее «звучные песни».

Теперь у Блока возникают и иные образы. Так, вечная ночь понемногу рассеивается — появляется «клочок неба», который к концу стихотворения расширяется до «бездонной лазури». Меняется не только мир света, но и мир звука. Если раньше лирического героя окружала мертвенная и беззвучная ночь, то теперь ветер приносит «песни намек», который потом переходит в «звучные песни».

Жизнь поэта до появления его Прекрасной Дамы сравнивается с зимой. И сразу же возникает предчувствие скорого борения зимы и весны. Нет, весны еще нет, лирический герой только еще ощущает ее «сумерки», но она уже близка:

В сумерках близкой весны 
Плакали зимние бури…

Если более ранние стихотворения отличались статичностью, то это поражает своей динамикой. Движение передается здесь многочисленными глаголами («принес», «открылся», «плакали», «реяли») и подвижным ритмом. Сама композиция стихотворения строится таким образом, что все говорит о скором разрушении одиночества лирического героя, о предчувствии появления той, которую он пока не знает, но видит в «звездных снах».

Таким образом, центральным сюжетом «Стихов о Прекрасной Даме» становится ожидание той встречи, которая преобразит лирического героя, соединит мир небесный и земной. Лирический герой и его Прекрасная Дама заранее не равны в представлении поэта. Она есть недостижимый и вечно прекрасный его идеал. Он же рыцарь, готовый служить ей и преклоняться перед ней.

В «Стихах о Прекрасной Даме» воплотилась характерная для символистов идея «двоемирия» — противопоставление «земли» и «неба», материального и духовного. Прекрасная Дама — это Душа мира — женственная по природе субстанция. Эта идея принадлежит В. Соловьеву, который создал учение о Мировой душе, являющейся духовным началом, гармонией, символом добра и красоты.

Читайте также:  Граф ребра цепи циклы

В целом, для поэтического сборника Блока характерны возвышенные чувства, разрыв с реальной действительностью, святость неземных идеалов, культ красоты.

Лирический сюжет цикла составляет ожидание встречи героя и Прекрасной Дамы, которая должна преобразить мир, сделать царство божие на земле. Лирический герой — существо земное — испытывает любовь к Прекрасной Даме, к божеству, к неземному идеалу:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — 
Все в облике одном предчувствую Тебя. 
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, 
И молча жду, — тоскуя и любя.

В ореоле святости и божественной лучезарности является герою его мечта, надежда на грядущее счастье. Не случайно действие происходит в храме, где человек через молитву общается с Богом.

Вхожу я в темные храмы, 
Совершаю бедный обряд. 
Там жду я Прекрасной Дамы 
В мерцаньи красных лампад.

Прекрасная Дама — неземное существо, лишь отдаленно напоминающая женский облик. Это возвышенная идея, мечта человека о лучшей жизни, надежда на счастье, тоска по непостижимому.

«Стихи о Прекрасной Даме» написаны утонченным и изысканным языком, проникнуты поиском идеала, гармонии, красоты, резким неприятием будничной жизни, стремлением к совершенству.

Источник

Сочинение на тему: “Стихи о Прекрасной Даме” Блока

“Стихи о Прекрасной Даме” являются переходом Александра Александровича
Блока, а его многолетнем творчестве от романтического символизма к
критическому реализму. Это самая первая одержанная им высота в литературно-
поэтической деятельности. Удивительной красотой, неисчерпаемой теплотой
и нежностью пронизаны эти произведения. “Стихи о Прекрасной Даме” были
написаны в начале XX века, а именно в 1904 году. Этот период рубежа веков
– сложный, переломный период; это время переосмысления ценностей и
жизненных

принципов; это период грозных политических событий: репрессий
и революций, унижений и утраты ценности человеческой личности. Страдали
все независимо ни от социального сословия, ни от уровня образованности.
Творческие люди, истерзанные беспощадной реальностью, погружались в
таинственный поэтический мир грез и находили в нем отдушину.
В основу цикла стихов о Прекрасной Даме легла возвышенная идея
платонической целомудренной любви к изумительной неземной женщине,
рыцарского служения ей и земного преклонения перед нею, как перед идеалом
не только красоты внешней, но и красоты духовной,

олицетворением всего
священного возвышенного и прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою
не как обычная земная женщина, а как некое божество, обладающее ангельской
красотой. Он дает ей несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая
Дева, Владычица Вселенной. И она, таинственная, недоступная, существующая
лишь в голубой и сумрачно небесной выси, далекая от земных страстей, бед и
пороков проливает на грешную землю чистый свет истины умиротворенности и
любви.
Поэт полностью растворялся в омуте до безумия прекрасных грез, поклонения
этому небесному ангелу, он отчетливо представлял ее образ, который иногда
спускался с небес и представал перед ним и он ясно видел каждую черту ее
лица, знал все о сотворенном им самим существе, он был рабом своей мечты.
Огромное влияние на формирование завораживающего мире грез о божестве
женского создания Блока и многих современников оказала философия
В. Соловьева, в частности его тезис: “… сама любовь мира открыта через любовь к
женщине… в любви – спасенье наше… “. Блок, желая спрятаться от серой, грубой
реальности создавал свои маленькие поэтические шедевры, искал спасения и
исцеления в райском, возможно, даже утопическом, мире своей бескрайней любви
к вымышленной им Прекрасной Даме, в красоте ее. В страхе перед ужасным,
обжигающим и сметающем все на своем пути стихийным миром, Блок томится
в поисках своей Прекрасной Дамы: он ищет ее в толпе, на шумных улицах и в
уединенных уголках. И в один прекрасный день это величественно прекрасное
божество, та самая Прекрасная Дама, придуманная поэтом спускается с небес на
землю и перевоплощается в земную женщину, не только не утратившую обаяние
первозданной красоты, но еще более прекрасную живую женщину, независимую
и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Этой прекрасной Дамой
оказалась дочь великого ученого химика Д. И. Менделеева – Любовь Дмитриевна
Менделеева. Это была поистине Прекрасная Дама, очень походившая всеми
качествами на вымышленный Блоком образ. Светлая чистая непревзойденная
внешняя и духовная красота Любови Дмитриевны навсегда затмила невзгоды
гнусной и блеклой реальности.
“Стихи о Прекрасной Даме” являются изящным красивым художественным
стихотворным воплощением мира грез и фантазий в мир реальности и
материального бытия. Это стихи о любви к мечте, которая обернулась реальной
женщиной, любимой и любящей.

Loading…

Сочинение на тему: “Стихи о Прекрасной Даме” Блока

Источник