Сколько песен в цикле шуберта прекрасная мельничиха

Сколько песен в цикле шуберта прекрасная мельничиха thumbnail

Франц Шуберт «Прекрасная мельничиха»

Шуберт Прекрасная Мельничиха

Франц Шуберт – мастер романтической вокальной миниатюры. За всю жизнь композитор сумел сочинить около шести сотен разнообразных по жанру песен. Одним из наиболее знаменитых вокальных циклов Шуберта является «Прекрасная мельничиха».

Историю создания «Прекрасной мельничихи» Шуберта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице. 

История создания

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» был написан в пору творческого расцвета композитора. В это время Франц Шуберт был достаточно знаменитым человеком в узких творческих кругах. Им были написаны около двух сотен песен, которые часто исполнялись в знатных домах во время домашних приемов.

Франц Шуберт

Именно в данном цикле проявляются лучшие композиторские находки. Интересно, что Шуберт был давним знакомым талантливого и молодого поэта Вильгельма Мюллера. Но Франц абсолютно случайно познакомился с его творчеством. Композитор пришел в гости. Во время ожидания Мюллера в руки ему попалась «Прекрасная мельничиха». Стихотворения захватили творческий мир музыканта, он взял книгу с собой и поспешно покинул дом друга. Так было положено начало сочинению одного из известнейших вокальных циклов. Но не стоит переживать о том, что Шуберт был вором, спустя несколько дней он вернул книгу с извинениями автору. Франц признался, что не смог удержаться, так как его мысли моментально наполнились новыми музыкальными мотивами и мелодиями, а сама идея показалась вполне воплотимой в жизнь. 

Сколько песен в цикле шуберта прекрасная мельничиха

Из более чем 70 произведений сочинитель выбрал лишь 20, максимально подходящих по драматургическому развитию. Работа протекала в столице Австрии. Там композитор чувствовал себя спокойно и мог полностью посвятить себя творчеству. Сочинение шло быстро, и уже вначале 1824 года цикл был полностью завершен. После окончания, композитор отправился по приглашению в имение графа Эстерхази в качестве музыкального преподавателя. Там он был представлен другу графа, великолепному тенору Карлу фон Шенштайну. Необходимо отметить, что певец исполнял только итальянскую оперу и редко изменял собственным предпочтениям. Но вокальная музыка Шуберта произвела на него сильное впечатление. В знак уважения и благодарности Франц посвятит цикл именно Шенштайну, и удостоит его чести быть исполнителем композиции. Стоит отметить, что певец прекрасно справился с возложенной на него обязанностью.

Интересно, что по отдельности вокальные миниатюры после сочинения часто исполнялись на светских мероприятиях, но цикл в целом посчастливилось услышать лишь спустя три десятка лет. Произошло это в Вене, публика была в восторге от композиции. Но принимать комплименты было уже некому, так как композитор скончался еще в 1828 году.

Интересные факты

  • Шуберт посвятил цикл «Прекрасная мельничиха» своему другу, известному певцу Шёнштайну.
  • Людвиг Бергер, учитель Феликса Мендельсона, написал музыку на пять стихотворений из цикла стихотворений Мюллера «Прекрасная мельничиха».
  • Идея создания цикла стихотворений пришла в голову к поэту во время поэтического конкурса в кружке молодежи, который он постоянно посещал. Молодые люди разыграли сценку, где роль мельника досталась именно Мюллеру. Его признали несомненным победителем в битве талантов.
  • Джеральд Мур и Фишер Дискау являются эталонными иностранными исполнителями.
  • Сборник стихотворений Мюллера включает в себя 77 произведений.
  • Многие пианисты незаслуженно упрекали Шуберта за чересчур сложный аккомпанемент. Даже в современном мире считается, что песни композитора достаточно сложны для исполнения.
  • Одним из лучших исполнителей цикла в русскоязычной версии является Эдуард Хиль.
  • Сборник стихов посвящен известнейшему немецкому композитору-романтику Карлу Марии фон Веберу.

Карл Мария фон Вебер

  • Премьера вокального цикла произошла лишь спустя тридцать лето после написания.
  • О важной роли аккомпанемента в данном вокальном цикле подробно пишет великий пианист Джеральд Мур в собственной книге «Певец и аккомпаниатор». Глава имеет название «Исполнительский прием Прекрасная мельничиха».
  • При сочинении стихотворений Мюллер постоянно пел и играл, несмотря на то, что не занимался музыкой профессионально. Он говорил, что он будет необычайно рад, если в этом мире найдется, хоть одна сочувствующая душа, которая услышит скрытые в словах напевы. Может быть она сможет вернуть их мне?

Сюжет «Прекрасной мельничихи»

Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.

Сколько песен в цикле шуберта прекрасная мельничиха

Содержание «Прекрасной мельничихи»

«Прекрасная мельничиха» представляет собой первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл. Главной особенностью является концепция романа с сюжетной линией. Произведение относится к лирико-драматическому жанру. Цикл включает в себя 20 миниатюр.

Название вокальной миниатюры

Тональность

Значение в драматургии

1

В путь

Си-бемоль мажор

Экспозиция ручья

2

Куда?

Соль мажор

Экспозиция и прямая характеристика мельника

3

Остановка

До мажор

Завязка драмы

4

Благодарность ручью

Соль мажор

Завязка драмы

5

Праздничный вечер

Ля минор

6

Любопытство

Си мажор

7

Нетерпение

Ля мажор

Местная кульминация

8

Утренний привет

До мажор

Развитие

9

Цветы мельника

Ля мажор

Оттенение

10

Дождь слез

Ля мажор

Развитие

11

Моя

Ре мажор

Местная кульминация

12

Пауза

Си-бемоль мажор

Развитие

13

С лентой лютни

Си-бемоль мажор

Развитие

14

Охотник

До минор

Косвенная характеристика охотника

15

Ревность и гордость

Соль минор

Местная скорбная кульминация

16

Любимый цвет

Си минор

Развитие конфликта

17

Злой цвет

Си мажор (си минор)

Развитие конфликта

18

Засохшие цветы

Ми минор

Развитие конфликта

19

Мельник и ручей

Соль минор

Кульминация

20

Колыбельная песня ручья

Ми мажор

Трагическая развязка

Читайте также:  Кровяные сгустки в середине цикла

 «Прекрасная мельничиха» распадается на два миницикла:

  1. №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность;
  2. №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью.

Мотив ручья обрамляет композицию, что наиболее ярко проявляется в первом и последнем сочинении. Тем не менее музыка 1 и 20 номера серьезно отличается по настроению.

Сколько песен в цикле шуберта прекрасная мельничиха

Наиболее яркими номерами в цикле «Прекрасная мельничиха» являются следующие номера:

  • №1. «В путь» представляет собой экспозицию ручья. Главный герой находится на природе с ощущением полной гармонии с этим миром. Музыкальные приемы максимально просты и передают народную песенность. Характер бодрый и энергичный полностью отражает настроение главного героя.
  • №2. «Куда?». Песня повествует о том, что мельник поддался зову ручья, он идет вслед за ним. Сочинение пронизано народными интонациями. Аккомпанемент подражает движению ручейка. Юная наивность, незатейливая мелодия, кажется, что вся жизнь готовит только радость, счастье и любовь. Герой даже не подозревает, какой бывает жесткой реальность.
  • №5. «Праздничный вечер». Номер экспонирует два разных мира, а также открывает зону предыкта к местной кульминации, которая произойдет в номере 7. Форма трехчастная с контрастной серединой демонстрирует различия мировоззрений лирического героя и выбранной им спутницы.
  • №6. «Любопытство». Сочинение отличается использованием большого количества по-настоящему тонких, художественных приемов. Мелодия извилистая имеет достаточно лирический характер. Она изобилует хроматическими интонациями и явно отличается от народно-песенного склада, присутствующего в предыдущих номерах. Фразы обрываются паузами, лирический герой словно начинает подозревать о происходящем, но он все еще не верит, что любимая не ответит взаимностью. Фортепианная партия гибкая, подстраивается под вокальную мелодию. Постоянная смена лада демонстрирует переменчивость взглядов.
  • №7 «Нетерпение» является местной кульминацией цикла. Эмоциональный накал приходится на слова «Твой я навек!». В душе закрадывается сомнения, касающиеся верности его подруги по жизни.
  • №11 «Моя» представляет собой ответ, на поставленные вопросы сомнения, изъявленные в седьмом номере. В этом сочинении отчетливо начинает чувствоваться горечь предстоящей драмы. Форма трехчастная с контрастной серединой позволяет выразить перемену настроения лирического героя.
  • №14 «Охотник». Сомнения мельника подтвердились. У него есть соперник, которому уже принадлежит сердце прекрасной мельничихи. Косвенная экспозиция охотника проводится через жанр народной охотничьей песни каччи. В аккомпанементе прослеживаются беспокойство и смятение, касающиеся лирического героя.
  • №15 «Ревность и гордость» выявляет весь накал чувств, накопившийся в душе у мельника. Он больше не может сдерживать собственной обиды. Его не любят, а он готов отдать ради девушки все, что у него есть. Проявляется музыка отчаяния и скорби. Для него все кончено, но это не финальный аккорд.
  • №19 «Мельник и ручей» представляет собой своеобразный диалог ручья и мельника. При этом партия лирического героя полностью пронизана меланхолическими интонациями. Партия ручья написана в одноименном мажоре, она пронизана светом и надеждой на лучшее будущее и имеет волнообразную фигурацию.
  • №20. «Колыбельная ручья» – это завершающий номер, пронизанный меланхоличным настроением, то мажорной тональности. Герой смирился с ситуацией, он принял несправедливость жизни по отношению к себе. Но вопреки всему он продолжает жить, об этом говорит мажорное завершение произведения. Он больше не будет так наивно прост.

Композитор сумел передать в вокальном цикле «Прекрасная мельничиха» маленькую историю о том, как простой мельник способен на по-настоящему искренние чувства, на высокую любовь. Но он остался один на один с собственной не разделенной любовью. К счастью, природа помогла ему забыть горе и продолжать идти своей дорогой.

«Прекрасная мельничиха» – это романтический вокальный цикл, в котором Шуберт достиг полного композиторского мастерства. Эта история может научить, что, несмотря на все жизненные невзгоды необходимо продолжать идти вперед.

Видео: слушать «Прекрасную мельничиху» Шуберта

Источник

Цитата сообщения Томаовсянка

Франц Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»

 31 января 1797 года родился Франц Петер Шуберт

Франц Шуберт – вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.

Читайте также:  Нарушение цикла после линдинет

«Прекрасная мельничиха» (1823) — итог огромной предшествующей работы и начало нового многообещающего этапа творческой зрелости.

Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.


A1. В Путь …………………………………………………….. 00:00

A2. Куда ………………………………………………………… 02:05

A3. Остановка ………………………………………………. 04:02

A4. Благодарность Ручью …………………………….. 05:26

A5. На Отдых ………………………………………………… 06:59

A6. Любопытство …………………………………………. 09:30

A7. Нетерпение ………………………………………………12:32

A8. Утренний Привет ……………………………………..15:02

A9. Цветы Мельника ……………………………………. 18:55

A10. Дождь Слез ………………………………………….. 22:00

A11. Моя ………………………………………………………. 25:59

Этот наивный и трогательный рассказ о любви и страданиях простого человека глубоко отозвался в душе Шуберта. Многое в мюллеровских стихах совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора. С огромным увлечением работал Шуберт над сочинением этих песен, извлекая из текстов Мюллера сокровища истинной поэзии.

«Прекрасная мельничиха» обрамлена двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. Первая раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что вступающего на жизненную дорогу, последняя — настроения, с которыми заканчивает он жизненный путь. Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствованиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

    Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю, от прозрачно-светлых красок к постепенному затемнению, образует внутреннюю линию развития. Есть побочная, но очень важная линия, рисующая жизнь другого «персонажа» — ручейка. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.

Музыкальные средства песни «В путь» чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народно песенного творчества. Куплетное строение, опора на тонико-доминантовую гармонию, диатоничность мелодии, расположенной по аккордовым звукам, повторность отдельных попевок придают песне энергичный, бодрый характер.

Для эмоционально-психологического состояния юноши показательны в первом разделе цикла две песни: «Куда?» и «Моя».

В первой из них мельник-подмастерье рассказывает, как, повинуясь веселему зову ручейка, он идет вслед за ним в неведомую даль.

Неприхотливая, простенькая вокальная мелодия, так же, как песня-вступление, построена на интонациях и оборотах народного склада. Мягкое безостановочное Движение сопровождения подражает тихому журчанию ручейка. Прелесть этой песни — в ее наивной простоте, юной свежести.

Песня «Моя» — кульминация радостных чувств. Ею замыкается первый раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии она сходна с начальной песней «В путь».

В праздничные настроения песен первого раздела вклинивается как лирическое отступление песня «Любопытство». Ее особая проникновенность и углубленность вносит эмоциональный контраст, оттеняющий светлую безоблачность окружающих песен. Естественно, что музыкальный язык песни «Любопытство», ее форма отличаются большей тонкостью художественных приемов. Шуберт отходит от преобладающей в цикле куплетной формы, развертывает музыкальный материал свободно, следуя развитию поэтического текста.

(Песня состоит из двух разделов. Первый — повторенный период — можно считать развернутым вступлением; второй раздел (он начинается с медленной гармонической фигурации) излагается в простой трехчастной форме.)

Трогательная лирика песни выражена прежде всего ее мелодией, изобилующей мягкими окончаниями, хроматическими интонациями; небольшие фразы часто прерываются паузами, остановками.

В середине второго раздела мелодия приобретает речитативный характер, что выделяет значительность этого момента.

Фортепианная партия свободно следует за текстом. Гибкая смена ее очертаний отражает течение мыслей, настроений, содержащихся в поэтических образах. Вначале характер изложения и звучания фортепианного сопровождения — легкое аккордовое касание клавиш — близки простейшему аккомпанементу струнных инструментов: гитары, арфы. Затем во втором разделе фактура меняется, переходит в плавную гармоническую фигурацию (медленные переливы ручейка) или, поддерживая компактными аккордами речитативные фразы в вокальной партии, звучит в унисон с голосом.

Выразительность песни «Любопытство», ее чисто романтическая специфика во многом зависят от ладо-гармонических нюансов. Красочное сопоставление одноименных тональностей, когда на тонику H-dur, словно тень, опускается тоника сумрачного h-moll, вызвано какой-то внутренней неуверенностью, настороженностью. В тексте этот момент совпадает с обращением к ручейку: «Любви моей источник, как нем ты нынче стал…». В средней части тональный сдвиг подчеркивает значительность момента. При переходе из H-dur в G-dur Шуберт задерживается на субдоминате будущей тональности, акцентируя «твердость» звучания C-dur резкой переменой фактуры. Так выделено роковое слово «нет», от которого зависит судьба влюбленного юноши.

Читайте также:  12 летнему циклу повторения

Найденные Шубертом новые приемы ладо-гармонической выразительности рассеяны по разным песням и инструментальным сочинениям. Такого рода приемы складываются впоследствии в систему, неотделимую от музыкального мышления композитора-романтика.


В песнях второго раздела цикла Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Смутные ранее догадки, подозрения подтверждаются: у мельника есть соперник — храбрый охотник. В песне «Охотник» Шуберт в обрисовке этого нового персонажа использует приемы, привычные в так называемой «охотничьей музыке»: размер 6/8 в быстром движении, близкие к интервалам натурального строя охотничьего рога «пустые» кварты, квинты или ходы параллельными секстаккордами.

В развитии сюжета песня «Охотник» помогает понять душевный перелом, который постепенно обнаруживают следующие песни. Каждый новый психологический нюанс находит воплощение в ярко впечатляющем музыкально-художественном образе.


Три песни — «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» — составляют драматургический стержень второго раздела. Нарастающая тревога предшествующих песен выливается в «Ревности и гордости» смятением всех чувств и мыслей. Настроением элегической печали полна песня «Любимый цвет». Впервые высказывается в ней мысль о смерти; теперь она проходит через все дальнейшее повествование. Здесь, как и раньше, неизменно присутствует постоянный спутник и друг мельника — ручеек. Но если в песне «Куда?» он весело журчал, в «Любопытстве» его струи текли медленно и меланхолично, то в песне «Ревность и гордость» он бурлит мятежно и шумливо, сочувствуя душевной смятенности героя.

Быстрая с неожиданными поворотами фигурация, стремительность ее движения, как бы подхлестываемая короткими импульсивными затактами (изображение несущихся потоков воды) — выразительный фон, который вместе с возбужденной ритмикой коротких речевых оборотов составляет единый эмоциональный поток.


«Любимый цвет» — одна из самых выразительных песен цикла. Внешне она выглядит очень просто. Но это небольшое куплетное построение (неизменно повторяемый период из 16 тактов) содержит удивительные по емкости и экспрессии музыкальные образы. «Любимый цвет» — единственная в цикле песня, которая звучит предвосхищением трагических мотивов в «Зимнем пути».

Необычна основная тональность песни — h-moll. В творчестве классиков она встречается чрезвычайно редко. Бетховен называл ее «черной» тональностью. (В этой тональности создан ряд выдающихся произведений XIX века: «Неоконченная симфония» Шуберта, его же песня «Двойник», сонаты Шопена и Листа, Шестая симфония Чайковского. Трагическую окраску h-moll впервые почувствовал И. С. Бах, выбрав эту тональность для грандиозной «Высокой мессы» и для некоторых фуг.)

В музыке романтиков экспрессивная трактовка остинато или органного пункта часто ассоциируется с мрачно-трагическими образами, как бы застывшими в горестной неподвижности.

Такие же психологические функции распространяются и на ладо-гармонические средства. Частое сопоставление минора и одноименного мажора вызывает постоянное ладовое колебание, вносит чувство неустойчивости, а мягкие минорные гармонии побочных ступеней — дополнительные тени, которые обостряют меланхоличность настроения.

Лирическую взволнованность, широкую распевность вокальной мелодии поддерживает нижний голос фортепианного сопровождения. Он вторит мелодии, заостряет ее скорбность нисходящей интонацией увеличенной секунды или погружением в глухое звучание низких регистров.


Песня «Мельник и ручей» построена в виде диалога. На печальные вопросы мельника ручей отвечает тихой просветленной речью. Оба персонажа музыкально противопоставлены. Партия мельника — в миноре, сопровождение ограничено скупыми аккордами, ответ ручейка (средний раздел) оттенен одноименным мажором и спокойной волнообразной фигурацией.

Удивительна пластичность линий, мягкая закругленность фраз в партии мельника. В диатоничное опевание опорных звуков мелодии, оттеняя ее грустную напевность эмоционально-красочным пятном, вписывается вторая низкая ступень минорного лада.

С переходом в мажор (к ответу ручейка) заметно меняется характер мелодического звучания. Несколько более подвижная и оживленная, с расширенным, по сравнению с первой частью, диапазоном, эта мелодия вносит контраст своим светлым колоритом.

В третьем разделе происходит взаимопроникновение контрастных образов. Переход к минору — новое обращение мельника к ручью, но идет оно уже на фоне гармонической фигурации, связанной с обрисовкой ручейка. В заключительных фразах светлый колорит, вызываемый возвращением к мажору, к спокойным гармониям, несмотря на слова о вечном покое, больше говорит о грустной примиренности, нежели о смерти.

«Прекрасная мельничиха»

Серия сообщений “Шуберт”:
Часть 1 – Великая музыка великих городов
Часть 2 – Шуберт. Ave Maria

Часть 10 – К 220 летию со дня рождения Франца Шуберта
Часть 11 – 31 января 1797 года родился Франц Шуберт
Часть 12 – Франц Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»

Источник