С няней из вокального цикла детская фото

Модест Петрович Мусоргский «Детская»
«Детская» – так великий русский композитор Мусоргский назвал вокальный цикл, в котором ярко отобразил эпизоды из жизни юного поколения. Эти лирические страницы творчества Модеста Петровича написаны не для начинающих музыкантов, и они совершенно не предназначены для педагогических целей. Несмотря на то, что повествование в композициях ведётся от лица ребёнка, они все рассчитаны на взрослых исполнителей. В цикле, состоящем из семи вокальных миниатюр, маэстро с большим чувством и искренностью воплотил прекрасные воспоминания из далёкого детства, проведённого в деревне, а так же впечатления от наблюдений за жизнью своих маленьких друзей. В песнях сборника Мусоргский звуками музыки талантливо нарисовал и весёлые, и грустные образы, но все они наполнены большой любовью к детям.
Историю создания «Детской» Мусоргского и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
История создания
Личная жизнь Мусоргского сложилась так, что он никогда не был женат, вёл холостяцкую жизнь и соответственно не имел детей, хотя безмерно их любил. Однако у композитора были приятели и родственники, которые не были обделены семейным счастьем. Встречи с их детьми доставляли Модесту Петровичу много удовольствия и радостных моментов. Он уделял своим юным друзьям много внимания, рассказывал интересные истории, но самое главное всегда разговаривал с ними на равных. Дети, в свою очередь сразу чувствовавшие искренность и теплоту отношения к ним, с нетерпением ждали очередного визита дяди Моди.
Вот такое приятное для композитора общение и натолкнуло его весной 1868 года на мысль о сочинении вокального цикла, посвящённого детям. Идея Мусоргского заключалась не в том, чтобы написать небольшие детские песенки – ему захотелось создать поэтические вокальные миниатюры, которые бы раскрывали внутренний мир ребёнка с его чувствами, радостями и огорчениями. Композитор сразу поставил перед собой задачу, что не только музыку, но и тексты к своим вокальным сценкам он тоже сочинит сам. Долго не раздумывая, Мусоргский приступил к осуществлению своего замысла и первая композиция, открывающая цикл, под названием «С няней» вскоре была написана, 26 апреля 1868 года. Первым делом Модест Петрович решил показать своё новое творение Даргомыжскому, которого именовал «великим учителем музыкальной правды» и чьё авторитетное мнение было для него весьма ценным. Александр Сергеевич, прослушав миниатюру, искренне одобрил начинание молодого композитора и рекомендовал ему обязательно его продолжить.
Через полгода Даргомыжского не стало, а Модест Петрович, как дань памяти великому композитору, первую миниатюру своего цикла посвятил именно ему. Необходимо отметить, что Мусоргский в то время был занят ещё одним важным сочинением: именно в 1868 году он начал работать над оперой «Борис Годунов». В связи с этим про вокальный цикл композитор на некоторое время забыл, а вернулся к нему лишь через два года. В 1970 году он написал ещё четыре миниатюры: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий», а композиции, завершающие сборник: «Кот Матрос» и «На палочке», были созданы только в 1872 году. Через год вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская» в красивом художественном оформлении, к которому приложил руку сам Илья Репин, был напечатан в музыкальном издательстве Василия Бесселя и сразу был признан не только любителями музыки, но и критиками.
Интересные факты
- Когда вокальный цикл «Детская» Модеста Петровича Мусоргского вышел из печати, глава издательства Василий Бессель отправил его Ференцу Листу. Великий венгерский маэстро, познакомившись с миниатюрами Мусоргского заявил, что полюбил композитора сочинившего эти произведения и обязательно ему посвятит свою миниатюру.
- Из семи композиций входящих в сборник шесть отмечены посвящением
- «С няней» – великому русскому композитору А. Даргомыжскому.
- «В углу» – талантливому художнику В. Гартману, картины которого вдохновили Модеста Петровича на создание «Картинок с выставки».
- «Жук» – В. В. Стасову, ставшему идейным вдохновителем «Могучей кучки».
- «С куклой» – близким родственникам композитора Анастасии и Георгию Мусоргским.
- «На сон грядущий» – крестнику Алексанлру Кюи.
- «Поехал на палочке» — Поликсене и Дмитрию Стасовым (родственники В.В. Стасова).
- «Кот Матрос» не посвящён никому.
- Мусоргский предполагал, что вокальный сборник «Детская» будет включать не семь пьес, а гораздо больше, однако успел написать ещё всего лишь две композиции: «Сон ребенка» и «Ссора двух детей».
- Вокальный цикл «Детская» весьма заинтересовал словацкого композитора и дирижёра Питера Брейнера. В 2012 году вместе Новозеландским симфоническим оркестром он записал оркестровую версию произведения Мусоргского.
Содержание
Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского включает в себя семь разнохарактерных миниатюр, в которых композитор невероятно точно и с большой любовью отображает жизнь и раскрывает внутренний мир ребёнка.
«С няней». В первой миниатюре композитор отразил свои детские впечатления от сказок когда-то рассказанных ему няней. Содержание пьесы таково: ребёнок поначалу хотел послушать страшную историю про ужасного буку, пожирающего непослушливых детей, но затем всё-таки решил, что весёлая сказка про хромоногого царя и царицу, которая всё время чихала, будет гораздо интересней. Музыка композиции очень выразительна, её мелодическая линия, поддерживаемая красочным аккомпанементом, весьма пластична и с обаятельной реалистичностью передаёт речь ребенка.
«В углу». В композиции описывается сценка, в которой старенькая нянюшка ругает мальчика Мишеньку, напроказничавшего и испортившего её вязание. Прогневанная няня ставит проказника в угол и немного успокаивается. Далее начинается оправдательная речь малыша, обиженного как он считает несправедливыми упрёками: ведь во всём виноват котёнок. Однако няня неумолима и тогда Мишенька начинает капризничать: старую няню ругать и дразнить, а себя хвалить. Музыка пьесы весьма выразительно передаёт все интонации и рассерженной няни и обиженного ребёнка.
«Жук». В пьесе малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком. Мальчик строил домик из лучинок и вдруг появился огромный страшный жук. Испугавшийся ребёнок притаился, а жук взлетел и ударил его в височек. Малыш притаился и закрыл глазки, но когда открыл их, то увидел, что жук лежит на спинке и даже усами не шевелит. Что же с ним случилось? Эмоциональная музыка композиции правдиво передаёт взволнованный тон ребёнка, рассказывающего историю, поразившую его воображение.
«С куклой». У этой миниатюры есть ещё одно название – «Колыбельная». Девочка, подражая своей нянюшке, поёт кукле с именем Тяпа колыбельную песню, рассказывающую об удивительном волшебном острове. В этой композиции, как и принято в колыбельных, мелодическая линия монотонно-усыпляющая, но здесь она иногда прерывается невыдержанным восклицанием о том, что кукле пора спать.
«На сон грядущий». Девочка перед сном с усердием читает молитву, поначалу старательно упоминая близких и дальних родственников, но когда она доходит до имён своих многочисленных друзей, перечисляет их торопясь, забывая, что молитву нужно читать не спеша.
«Кот Матрос». В данной композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря. Мелодическая линия пьесы очень выразительна, но на фоне пульсирующего ритма она звучит весьма взволнованно.
«Поехал на палочке». Композитор рисует забавную сценку: малыш на своём воображаемом коне лихо скачет в соседнюю деревню. По дороге он встретил своего дружка Васю и пригласил его в гости. Вдруг малыш неожиданно споткнулся и ушиб ногу. На плач приходит мама и успокаивает своё любимое дитя.
Вокальный цикл «Детская» – это поистине уникальное произведение, созданное гениальным художником. Только настоящий мастер мог так тонко прочувствовать трепетность детской души и настолько искренне и поэтично её отобразить. Миниатюрами искренне восхищался знаменитый французский композитор Клод Дебюсси, а выдающийся русский критик В.В. Стасов сравнил их с нитью из жемчугов и бриллиантов.
Видео: слушать «Детскую» Мусоргского
Источник
liudmila_leto все записи автора
21 марта 1839 — 28марта 1881
В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.
« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»
Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано – сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок.
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».
Цикл «Детская» – одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики.
«Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, – писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».
В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.
«В углу» – вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.
«Жук» – третья пьеса-сценка из цикла «Детская» – загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.
«С куклой» – четвертая пьеса цикла «Детская» – посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.
«На сон грядущий» – пятая сценка цикла «Детская» – подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…
«Кот Матрос» – шестая сценка из цикла «Детская» – образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.
«Поехал на палочке» – седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».
автор-Инна Астахова
По книге Г.Хубова «Мусоргский»
Фрагмент передачи “Абсолютный слух”.
Источник
Тема урока: «Детские образы. М.П. Мусоргский «С няней».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Научить слышать речевые интонации в музыке и характеризовать разнообразные музыкальные образы, запечатлевшие детские забавы и игры в творчестве М.Мусоргского.
Задачи:
Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки.
Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
Развивающие:
умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
осмысление стилевых особенностей музыки М.Мусоргского;
передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).
Музыкальный материал: М. Мусоргский песни: «С няней», из вокального цикла «Детская».
№
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД
1
Организационный момент
– Приветствие
– Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
–Знакомство
Меня зовут Румина Валиткановна , сегодня урок музыки проведу у Вас я , надеюсь что урок пройдет интересно и познавательно для нас с вами.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2
Подведение к теме урока
– Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами? (В творчестве П.Чайковского и С.Прокофьева.)
– А как называются сборники, посвященные детям, созданные этими композиторами? (“Детский альбом” П. Чайковского и “Детская музыка” С Прокофьева).
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы “В детской»? (рассуждают, предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка
Познавательные:
логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
3
Изучение нового материала
– Ребята, детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.
– Ребята, посмотрите, как выглядит обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин. Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке? Кого мы видим на ней? (Мы видим няню, которая ставит ребенка в угол за непослушание, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка).
– Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.
Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.
– Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он? (Слушание: “С няней”).
– Сколько исполнителей? (один)
– Сколько действующих лиц в песне и кто они?
( Двое: няня и малыш).
– Кто главный рассказчик? ( Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку).
– А образы скольких сказок раскрываются в песне?
( Образы двух сказок теснятся в голове ребенка).
– О ком идет речь в первой сказке?
( О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали).
– О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка? ( Веселая и смешная – о хромом царе, который “как споткнется, так как гриб вырастет” и чихающей царице. Она “как чихнет, так стекла вдребезги!”)
– Интонации какого характера преобладают в начале песни? ( спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение).
– Как бы вы произнесли слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”? Что происходит с интонацией? (Дети произносят выразительно и просяще).
– Что происходит с голосом, с интонацией? ( Голос повышается, затем понижается).
– А теперь послушайте, как звучит эта фраза у Мусоргского? ( Мелодия с высокого звука спускается вниз, она звучит так, как и в речи).
– Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речетативом. Мусоргский был большим мастером воплощения человеческой речи (яркой, выразительной, самобытной) в музыке. И мелодия поднимается и опускается на тех звуках, которые мы бы в речи повысили или понизили.
– Когда малыш вспоминает про буку страшного, меняется ли музыка? И почему?
( Да, она становится тревожной, более волнительной, громкой, потому что ребенок переживает эти страшные события, он боится).
– А меняется ли музыка, когда малыш вспоминает сказку веселую, про царя с царицей? (Она звучит весело, ярко и смешно).
– Какую сказку все-таки решил послушать ребенок на ночь?( Веселую, “ту, смешную-то”).
– Вот так автор очень ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.
А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского.
– Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: “Нянина сказка”).
– Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала? ( Беспокойство, волнение, тревогу).
– Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души? ( Мелодия – отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце, ритм – острый, четкий).
– Почему именно такой характер музыки и такие средства использует композитор? О ком рассказывает няня малышу? ( О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша)
– Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского? ( В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок).
– В чем различие? (Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне).
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
-обобщение информации
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
4
Физкультминутка
видеопрезентация
5
Творческая работа
– А теперь нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.
Анализ рисунков учащихся
Познавательные:
логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
6
Итог урока. Рефлексия
– Итак, с творчеством, какого композитора мы познакомились сегодня на уроке? (М. П. Мусоргского).
– Назовите произведение, которое входит в сборник М. П. Мусоргского “Детская”. (“С няней”).
– Какие интонации у этого произведения? (Повествовательные, настойчивые, сказочные, испуганные и т. д.)
Выставление оценок.
Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.
Учитель: Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?
Познавательные:
логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Источник