Регулирование экономического в условиях цикла

Необходимость антициклической политики
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.
Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования.
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Следовательно, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы модифицировался. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную» функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.
Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается, прежде всего, на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).
В современных условиях крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.
Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.
Особое место в современном циклическом воспроизводстве занимают мировые экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Для США показатели этих кризисов таковы: падение промышленного производства составило в кризисе 1974-1975 гг. 13,8%, а в кризисе 1980-1982 гг. – 20,8%; прирост потребительских цен – соответственно 9,1% и 13,5%; уровень безработицы – 9,2% и 10,4%.
Кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).
Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла. Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.
Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.
Приспособление к новым воспроизводственным пропорциям осуществляется в современном хозяйстве, прежде всего конкурентно-рыночными методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют циклические спады: в 1989-1991 гг. — в США, в 1990-1993 гг. — в европейских странах, в 1991-1995 гг. — в Японии. Кризисное падение производства создало условия для циклического оживления, а затем и роста производства, который начался с 1996 г.
Вместе с тем в современных кризисах менее подвижны такие экономические параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.
Таким образом, цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности — движение — происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах.
Источник
Понятие цикличности.
Реальная экономика характеризуется неполной занятостью, колебанием цен, что ведет к периодическим взлетам и падениям валового национального продукта (ВНП). Экономический рост, т.е. поступательное развитие национальной экономики, в целом может происходить не только путем постоянного или неравномерного роста, но и колебательно, причем последний путь является абсолютно преобладающим (рис. 43.1).
Колебания в динамике экономического роста имеют не случайный, спонтанный характер, а по сути являются выражением движения экономики от одного устойчивого состояния к другому, т.е. проявлением механизма саморегулирования рынка. При этом их можно объединить в последовательную цепочку – цикл.
Экономический цикл – это повторяющиеся в длительном периоде подъемы и спады в хозяйственной деятельности людей, имеющие общую тенденцию к экономическому росту.
Экономический цикл можно выразить в графических моделях двух- или четырехфазных колебаний экономической конъюнктуры (рис. 43.2).
Рис. 43.1. Разновидности экономического роста:
Я – постоянный теми экономического роста; Я, – замедляющийся темп роста; Я2 – ускоряющийся теми роста; /?3 – колебательный темп роста; ВНП – валовой национальный продукт
Рис. 43.2. Экономический цикл:
а – двухфазная модель: I – фаза сжатия; 2 – фаза расширения; б – четырехфазная модель: / – фаза кризиса; 2- фаза депрессии; 3 – фаза оживлений; 4 – фаза подъема
Экономическая наука накопила множество объяснений причин цикличности в экономике (см. таблицу).
Таблица
Сравнение различных точек зрения на причины цикличности показывает, что в ней проявляются как внешние (экзогенные) факторы, так и внутренние (эндогенные). В современных условиях принято считать, что внешние факторы дают первоначальный импульс цикличности, а внутренние преобразуют их в фазовые колебания. Причиной же многократного повторения колебания, т.е. образования самого цикла, является механизм действия мультипликатора – акселератора инвестиций, который обеспечивает поворот хозяйственной динамики с расширения на сжатие, и наоборот. При этом воздействие мультипликатора – акселератора инвестиций на цикл может определять его тип (рис. 43.3).
Циклы Китчина. Жуглара, Кондратьева.
В современной экономической науке разработано около 1400 различных типов цикличности с продолжительностью действия от 1-2 дней до 1000 лет.
Наиболее употребительными из них являются следующие:
- 1. Циклы Китчина – краткосрочные (малые) циклы рыночной конъюнктуры в 3-4 года. Их обычно связывают с нарушением и восстановлением равновесия на товарном рынке вследствие периодического массового обновления номенклатуры продукции;
- 2. Циклы Жуглара – среднесрочные (промышленные, деловые, бизнес) экономические циклы длительностью около 10 лет. Именно в течение такого периода времени в среднем
Рис. 43.3. Виды циклов по характеру колебаний:
а – затухающий цикл; б – расширяющийся цикл; в – взрывной цикл; г – равномерный цикл
функционирует основной капитал в производстве. Замена изношенного основного капитала в экономике идет непрерывно, но вовсе не равномерно, так как находится под определяющим воздействием НТП. Этот процесс совмещается с потоком инвестиций, которые в свою очередь зависят от инфляции и занятости.
3. Циклы Кондратьева – длинноволновые (большие) циклы, охватывающие примерно 50 лет. Их существование связано с необходимостью смены базовой инфраструктуры рыночного хозяйства: мостов, дорог, зданий и сооружений, которые служат в среднем 40-60 лет.
Государственное регулирование цикла.
Политика государственного регулирования экономического цикла сводится к противодействию фазам цикла: в период экономического сжатия правительство стимулирует деловую активность путем снижения налогов, предоставлением инвестиционных льгот, уменьшением процентной ставки по кредитам, а в период расширения – наоборот, стремится сдержать экономический рост. С этой целью правительство увеличивает ставки налогообложения, сокращает государственные расходы, проводит политику “дорогих” денег, ужесточая условия кредита и увеличивая обязательные резервы коммерческих банков.
Может показаться, что правительству следовало бы максимально удлинить фазу расширения и свести к минимуму фазу сжатия. Однако это невозможно сделать, так как в точках перегиба цикла действует механизм мультипликатора-акселератора, который, подобно маятнику, множит и ускоряет противоположную фазу. Вследствие этого государственная политика в отношении экономического цикла представляет собой противодействие ему, его выглаживание (рис. 43.4).
Помимо налогово-бюджетных и кредитно-денежных мер воздействия на экономический цикл правительство использует и меры общего оздоравливающего характера: борется с инфляцией, монополизмом, коррупцией, проводит политику устранения диспропорций и т.д.
Рис. 43.4. Политика выглаживания экономического цикла
Источник
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства.
Государственные воздействия на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношения между ними.
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его содержание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с созидательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии отрицательно провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики – его падение, вместо полной занятости – массовая безработица, вместо стабильности цен, хроническая инфляция и т.д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиифляционной.
Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она воздействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса, объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию /16/.
Антициклическая и антиифляционная политика государства призвала смягчить отрицательные последствия.
Источник
Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления “перегрева” экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной поли тики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.
Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.
Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.
Мы приходим к выводу, что множество нововведений, появляющихся в период процветания, является как раз тем самым фактором, который нарушает равновесие и настолько изменяет условия промышленной жизни, что после этого неизбежно наступает период перестройки цен, стоимостей и производства.
По мнению Шумпетера “нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают”.
Наиболее распространенными сегодня являются следующие направления исследования причин кризисов и циклов.
Это, во-первых, объяснение кризисов недопотреблением народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае — стимулирование потребления. Между тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину экономического цикла.
Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает кризис с отсутствием “правильных пропорций” между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в денежном обращении или банковской сфере, описанной выше.
В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.
Источник