Развитие творческих способностей на уроках эстетического цикла

ГОУ ТО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД III – IV ВИДОВ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА
ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ЦИКЛА
Сегодня, как никогда, остро осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание – органическая часть общей системы воспитания.
Искусство является средством раскрытия для подрастающего поколения красоты нашей жизни, важнейшим стимулом активной общественной деятельности, источником духовного богатства.
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Я считаю, что именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей, поэтому художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности мною выбрано неслучайно.
Возможности развития способностей не остаются неизменными. Если эти возможности не развиваются, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным, художественным, танцевальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
Школьный период, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Важное условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в школьном коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развития творческих способностей.
Правильно поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Дети сами выбирают выразительные средства, перенимают их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность.
Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать его в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.
Что нас тревожит сегодня? Бездуховность молодого поколения. Наши дети постепенно уходят из домов и дворцов, которые построили для них взрослые. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации – все больше. Вот только удивляются и восхищаются все меньше. Ограничили себя в круге интересов: игровые приставки, компьютеры, телевизор. Тенденция к равнодушию страшная. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни.
Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам относится игра. Игра может быть организована как самостоятельная деятельность, например сценическая. Когда спектакль является ее результатом.
Игра – душа театра. Игровая стихия игрового театра сродни детству: оно в игре познает мир, его радости, страдания. К. С. Станиславский говорил, что актерам надо учиться игре у детей. Участие в спектакле влияет на понимание учащимися окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций укрепляется уверенность, а также способность адаптироваться в различных обстоятельствах: ребенок учится без стеснения выражать свои чувства в мимике, жестах. Это очень помогает ребенку в повседневной школьной жизни: не комплексовать во время ответа у доски, быстро находить решение в любой ситуации. В подготовке театрализованных представлений оказывают помощь родители, что способствует решению задачи укрепления связей между школой и семьёй. Театрализованные постановки обеспечивают интересную жизнь в стенах школы вне уроков, заинтересованность родителей в творческих успехах детей, особенно, если ребёнок не совсем успешен в обучении. Развивается сотрудничество между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями.
Сегодня существует проблема снижения уровня коммуникативной культуры. По мнению психологов, именно коммуникативная культура является основой общей культуры личности, помогая создать её внутренний мир. Коммуникативная культура – это совокупность трёх культурообразующих компонентов: эмоциональная культура или культура чувств, культура мышления и культура речи. К сожалению, эмоциональной культуре уделяется мало внимания, в том числе и в семье. Эмоции же влияют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и волевые процессы.
Всем известно, что сегодня ослабевает интерес к книге как источнику знаний и культурного обогащения. Театральная деятельность неразрывно связана с литературой, умением общаться с книгой. «Книга – это духовное завещание одного поколения другому», – писал А.И. Герцен. Театральные постановки, заставляют участников обратиться к литературному тексту, по-новому прочитать уже известные страницы какого-либо автора.
Занятия театром дисциплинируют. Порой развязный и недисциплинированный парень, пришедший на первую репетицию ради смеха или от нечего делать, всерьёз проникается атмосферой искусства. Он становится не только участником, но и успешным актёром, что оказывает влияние на характер ученика. Он становится увереннее, начинает гордиться собственными успехами. Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли актёра, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Школьное искусство знакомо ребятам с раннего детства, поэтому это даёт возможность в спектакле занимать учащихся разных возрастов. Они прекрасно поладят, ведь ничто так не сближает, как совместные театральные труды.
Одно из главных художественных выразительных средств театра – человеческая речь. Помимо уроков, где педагог уделяет грамотности, выразительности, чёткости речи, безусловно, много внимания, во время репетиций этому уделяется немалое внимание. Расширяется словарный запас школьников, они узнают специальную терминологию. Театральный грим, костюмы, декорации – необходимые атрибуты любой постановки. Работа над их созданием развивает эстетический вкус, творческое воображение, находчивость, даёт возможность проявить свои личные возможности, умения и навыки. Эта деятельность позволяет формировать определённые навыки поведения на сцене, со зрителями, друг с другом.
Занятия актёрским мастерством учат человека владеть своим телом, мимикой, эмоциями, учат языку жестов.
Театр, как правило, не является учебным предметом в общеобразовательной школе, но в школьных программах заложены возможности целенаправленного приобщения школьников к этому искусству и его взаимосвязи с дисциплинами гуманитарного и художественного циклов.
Вся работа в театре должна быть доступной и хорошо организованной. Как режиссер, я погружаю детей в стихию игры, обучаю самостоятельной работе над созданием образа. После выступления мы обязательно просматриваем видео, делаем критические замечания. На критику, не обижаемся, а используем ее как ступеньку для роста.
И, конечно же, мы строим планы на будущее. На общих собраниях, встречах мы анализируем нашу деятельность, разрабатываем план дальнейшей работы, выступлений. Мы приветствуем и поощряем креативных и энергичных учащихся.
Наша главная задача – эстетическое воспитание, создание атмосферы радости, сотрудничества, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельного мышления.
Источник
УО «Зельвенская государственная санаторная школа-интернат»
( музыкальный руководитель Струг И.Л.)
Зельва
2019 г
Развитие творческих способностей детей на занятиях эстетического цикла
Главными задачами музыкального руководителя на современном занятии являются развитие творческих способностей учащихся, активизация творческого процесса на занятии, ибо творческий процесс тренирует память, мышление, активность, наблюдательность, логику и интуицию. Все творчески усвоенное становится прочным достоянием. Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и успешно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Чтобы творческие проявления учащихся имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, можно пользоваться разнообразным комплексом педагогического воздействия, который выражается в:
отборе такого материала , который был бы основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечал дидактическим требованиям;
использовании приемов, методов и форм работы, способствующих созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности
(игра, сказка и др.);в разработке серий творческих заданий;
усложнении творческих заданий от занятия к занятию;
разнообразной музыкально-художественной импровизации самого педагога.
Применение метода детского творчества не исключает из занятия объяснения, рассказ, иллюстрацию и др.
Для музыкального занятия психологической, технической, интеллектуальной и профессиональной подготовки недостаточно. Необходимо подготовиться еще и эмоционально.
Для муз. руководителя важен процесс подготовки к творчеству, в котором прослеживаются три направления:
обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, знание сказок, стихов, повадок животных создает основу для проведения той или иной музыкальной игры;
знакомство ребят со способами творческих действий (сравнение, дополнение, сочинение, исполнение);
овладение способами творческих действий.
У каждого творчески работающего учителя есть что-то свое, к чему он сам стремится, что ему самому близко. Таким близким, своим может быть движение, музыкально-ритмическая работа, потому что движение — это естественная потребность человека в выражении своих чувств, это неотъемлемая часть полноценного восприятия музыки детьми. Особенно нравятся младшим школьникам «пальчиковые игры». Ребята представляют, что их пальчики — это ножки волшебного человечка, который очень любит танцевать, летать, прыгать и т.д. (дети часто дают ему имя). Когда ребята повторно прослушивают музыкальный фрагмент, то сопровождают его танцем волшебного человечка. Такое задание вызывает много радости. Эту игру считают своеобразным тестом. Ведь в процессе ее можно определить индивидуальные способности ребенка, его склонности и развитость чувства ритма. Во время «пальчиковой I игры» педагог вместе с учениками придумывает свой танец, и в этой совместной работе рождается множество вариантов, которые можно использовать на различных этапах занятия.
На занятиях во время слушания музыки можно использовать метод «пластического интонирования» Вероники Коэн (так называемый метод зеркал). Школьникам предлагается игра «Будьте моим зеркалом». Дети смотрят на учителя, повторяют его жесты, обсуждают, какая музыка подходит для того или иного жеста, затем делают вместе соответствующие движения под музыку. Тот, кто запомнил жесты, повторяет их под музыку вместо учителя. Таким образом, в атмосфере сосредоточенного внимания дети повторяют несколько раз созданный пластический образ. По мере накопления учащимися пластических жестов они сами создают различные пластические образы на заданную музыку. Эти творческие задания могут выполняться классом, группой или парами. Они обогащают восприятие музыки детьми. Музыка, неоднократно повторяющаяся, становится более близкой и понятной.
Во время игры «Угадай личный темп ребенка» каждый ребенок ходит в своем темпе, педагог играет ритм или мелодию, соответствующую движениям только одного учащегося. Дети определяют, чей шаг сопровождал учитель. За время игры «Подходит ли музыка движениям» дети определяют соответствие движений и музыки. Один ученик .делает какие-либо жесты, движения, а учитель импровизирует на музыкальном инструменте. Музыка то соответствует характеру движения, то нет.
Кроме накопления ребятами различных жестов, происходит знакомство с разными способами звукоизвлечения на тех или иных музыкальных инструментах, которыми учитель будет пользоваться, чтобы выразить свои идеи. Например, учитель попеременно играет на трех музыкальных инструментах. Дети, согласно условиям, должны двигаться, например, вперед под звуки треугольника, назад — под барабан, в сторону — под бубен. Или они бегают вокруг пяти различных инструментов, разложенных в разных местах. По знаку каждый ученик останавливается рядом с тем инструментом, который ему больше импонирует, и закрывает глаза. У учителя такой же набор инструментов, он играет на одном из них. Ребенок, чей инструмент играет, должен повторить за педагогом тему или играет что-то свое.
После разучивания таких игр можно использовать на уроке прием импровизации. Муз руководитель демонстрирует детям какое-либо движение, а ученики должны выбрать инструмент, который подходит этому пластическому образу, и подобрать соответствующую мелодию. Ребенок должен уловить не только остановку, окончание жеста, но и изменения в характере образа.
При слушании музыки часто используют прием «мгновенной реакции». Выполняя задание — найти в какой-либо музыкальной пьесе постоянно повторяющуюся интонацию, — ученики должны мгновенно реагировать на ее появление либо поднятием руки, либо каким-нибудь другим жестом. Этот прием заставляет быть внимательным, постоянно вслушиваться в музыку.
Метод «пластического интонирования» используется и в вокальной работе. Привычное разучивание песен по фразам заменяется их неоднократным прослушиванием, ведь песни запоминаются лучше после многократного повторения. Чтобы побудить ученика несколько раз с интересом прослушать одну и ту же песню, используют игру «Движение под пение учителя». Ребятам нужно угадать, что говорят жесты педагога, например, такие, как «подойди ко мне», «уходи», «попрыгай», «присядь», «кружись», и др. Далее педагог, напевая мелодию, приглашает на первую фразу одного ученика подойти к нему и остановиться, на другую фразу — другого ученика, на третью и четвертую — поочередно покружиться, присесть, подпрыгнуть и т.д. Дети с удовольствием играют, слушая мелодию, которая ненавязчиво запоминается. Можно предложить ребятам какими-либо движениями заполнять паузы между фразами или передавать какой-либо предмет (к примеру, ленту, колокольчик} друг другу. Можно провести вокальную эстафету среди группы учеников. На первую фразу первый ученик выполняет какие-либо движения, соответствующие характеру музыки. На паузе он останавливается. Другую фразу продолжает другой ученик своими жестами и движениями.
Развитие творческих способностей ребенка происходит в различных видах деятельности. Практика показывает, что особую радость ребятам доставляют не только творческие задания, связанные с движением, но и активная творческая исполнительская деятельность, развивающая чувство ритма, внимательность, собранность, раскрывающая творческий потенциал ребенка. Из-за нехватки звуковысотных инструментов можно использовать на уроках ритмические инструменты, а на начальном этапе — хлопки, щелканья пальцами, языком, шлепки, удары кулачков и др.
Сначала, познакомившись с простыми длительностями и паузой, дети сочиняют ритмические аккомпанементы к песням, музыкальным фрагментам, которые они слушают. Например, учитель пишет на доске простую ритмическую фразу, которую ребята неоднократно повторяют вместе с учителем, затем самостоятельно. Когда учитель убедится, что ребята достаточно овладели этим ритмом, он «наслаивает» на ритм ребят ритмический аккомпанемент какого-нибудь стиля синтезатора. После учитель полностью играет музыкальную фразу под ритмический аккомпанемент класса. На простейших ритмических интонациях ученики создают ритмические ансамбли в два-три голоса, каноны.
Ритмические упражнения используются в играх. Например, в игре «Ритмическое эхо» звучит веселая подвижная музыка {к примеру, карело-финская полька). Учитель задает ребятам завершенный ритмический рисунок, который они должны точно повторить. Роль основного голоса могут играть дети. Игра в «Ритмическое эхо» может быть различной: это и «тембровое эхо» (использование различных звучащих жестов), и «динамическое эхо» (изменение динамики в звучащих жестах), и «темповое эхо» (ускорение или замедление темпа).
Можно на уроке использовать прием, который называет «ритмический разговор». Учитель во время звучания музыки подходит к любому ученику, обращается к нему ритмической фразой, на которую тот должен ответить. В этой игре ребятам не всегда удается сразу придумать свой вариант ритма. Они иногда повторяют показанный, иногда их ритм не соответствует музыке, но здесь важен процесс, который активизирует внимание ученика, дает ему возможность самому придумать, сочинить, учит вслушиваться в музыку.
Постепенно от простых ритмических фраз, повторений за учителем можно переходить к работе с инструментами. Несмотря на то, что инструментов не хватает, за урок успевает поиграть каждый ученик. На группу из четырех человек — один инструмент. У каждой группы свой ритмический рисунок. Инструмент передается следующему ученику во время паузы. После предварительного исполнения по партиям ребята приступают к общему исполнению в два-три голоса ритмического аккомпанемента, который может сопровождать и вокальное исполнение, и музыкальную пьесу.
Такая работа с творческими ритмическими заданиями полезна как для младших, так и для старших школьников независимо от их музыкальных и вокальных данных. Она позволяет ученику, не имеющему голосовых данных, проявить себя, не стесняясь сверстников. Педагогу же такая работа позволяет задействовать на занятии большое количество детей, дает возможность оценки большего числа учащихся. И хотя чувство ритма особенно трудно поддается развитию, систематические музыкально-ритмические упражнения, игры способствуют формированию умений и навыков для активной творческой деятельности в этой сфере.
Источник