Расскажите о денисьевском цикле в чем его своеобразие

Денисьевским циклом называют стихи Тютчева, вызванные глубоким и
сильным чувством к Елене Александровне Денисьевой.
Племянница инспектрисы Смольного института, где воспитывались старшие
дочери Тютчева, она вошла в его жизнь в самом конце сороковых годов.
Их любовь, открытая обществу (у них было трое детей, записанных под фамилией Тютчевых) , оказалась губительной прежде всего для Денисьевой: она, и только
она была признана виновной, перед ней закрылись двери домов, даже родной
отец отрекся от нее. Все это не могло не сказаться на ее характере, который стал болезненно-раздражительным и вспыльчивым. Но Тютчева она продолжала
любить страстной, беззаветной и требовательной любовью.
Стихи Тютчева, вызванные этим чувством, складываются в своеобразный роман
в стихах, для которого характерны глубокий драматизм чувства, сознание собственной вины перед любимым человеком, глубокая протяженность чувства (Тютчев вспоминает Денисьеву в стихах, написанных много лет спустя после ее смерти) . Один из друзей поэта вспоминал, что в беседах с ним о Денисьевой (она умерла от чахотки, два месяца спустя после рождения третьего ребенка) Тютчев «как бы забывал, что ее уже нет в живых.. . Он каялся и жестоко укорял себя в том, что в сущности он все-таки сгубил ее и никак не мог сделать ее счастливой в том фальшивом положении, в какое он ее поставил. Сознание своей вины несомненно удесятеряло его горе и нередко выражалось в таких резких и преувеличенных себе укорах, что я чувствовал долг и потребность принимать на себя его защиту против него самого» .
В письме, написанном из Женевы два месяца спустя, он признавался: «Не живется,
мой друг Александр Иванович, не живется.. . Гноится рана, не заживает.. . Чего я ни испробовал в течение этих последних недель — и общество, и природа, и наконец, самые близкие родственные привязанности.. . я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности; но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание» .
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней.. . Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, любви вечерней!
Огромная сила воздействия этих строк коренится в их искренности и
безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности
огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть.
Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.
Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их
съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И.. . поединок роковой.. .
Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь;
более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви,
ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения.
“Денисьевский цикл” Тютчева стал нерукотворным памятником его юной
возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие.
Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви,
но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.
* **
Когда в кругу убийственных забот
Нам все мерзит — и жизнь, как камней груда,
Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда
Нам на душу отрадное дохнет,
Минувшим нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.
Так иногда осеннею порой,
Когда поля уж пусты, рощи голы,
Бледнее небо, пасмурнее долы,
Вдруг ветр подует, теплый и сырой,
Опавший лист погонит пред собою
И душу нам обдаст как бы весною.. .
22 октября 1849
Источник
Фёдор Иванович Тютчев написал немало интересных поэтических произведений. Но лучшей его любовной лирикой признан великолепный Денисьевский цикл. Это яркая поэзия, посвященная последней любви великого русского поэта.
Романтическая история началась в 1850 году, когда зрелому автору уже исполнилось 47 лет. Его избранницей стала молоденькая выпускница института благородных девиц – Елена Александровна Денисьева. Любовный роман был длительным и имел довольно трагичный конец. Любимая женщина Фёдора Тютчева в довольно молодом возрасте ушла из жизни по причине смертельной болезни.
Однако, несмотря на столь печальные события в финале отношений, поэту было что вспомнить… Роман с прекрасной избранницей был фантастичным, переполненным нежных чувств взаимной любви, страсти и безумия. Их осуждали окружающие за незаконность отношений, и эти наговоры делали несчастной Елену Денисьеву. Фёдор Иванович всячески пытался оградить любимую от злых языков, но все его стремления были напрасными…
В период длительных отношений, Елена Денисьева родила трех детей. Тютчев не раздумывая признал отцовство и законно усыновил их, но даже такой ответственный шаг не смог изменить мнение окружающих. Избранницу поэта не желали видеть в обществе, все двери были закрыты для ее персоны. Она существовала в страшном изгнании, и это отношение к ее личности не позволяло окунуться с головой в омут счастья и любви с избранным мужчиной.
Негативное влияние общества, повлекло серьезные изменения в характере Елены Александровны. От некогда милой и приветливой девушки не осталось и следа. Теперь в ее поведении преобладала вспыльчивость, обидчивость и раздраженность. Но, даже такие характерные изменения в образе любимой, не повлияли на искренние чувства любви поэта.
Вскоре, в отношениях возлюбленных стало появляться недопонимание, частые скандалы, упреки и волнения. Неизвестно, чем бы закончилась эта история запретной любви, но волею судьбы им была преподнесена страшная разлука. Денисьева умерла от туберкулеза (тогда еще неизлечимой и смертельной болезни) на руках Тютчева.
Анализ «Денисьевского цикла»
Все эти насыщенные события и перемены в личных отношениях между Денисьевой и Тютчевым, легли в основу увлекательного и довольно романтического сборника стихотворений – «Денисьевский цикл». Эта книга была посвящена последней любви великого русского поэта.
В этом великолепном сборнике собраны самые драматичные и романтичные сюжеты, основанные на реальных чувствах автора. Тютчев стремительно передавал свои волнения и переживания по поводу случившегося, а вместе с этим, повествовал своему читателю о большой любви, непоколебимой многочисленными сложностями и непониманием со стороны окружающих.
В этих замечательных стихотворениях заложен глубокий смысл. В них четко просматривается разрушительная страсть, безумная борьба за справедливость, душевная напряженность и вызов недопонимающему сообществу. При всей своей любви к Елене Александровне, великий поэт не мог вступить в законные отношения с избранницей, но он всячески показывал публике свое искреннее отношение к молодой девушке, избранной сердцем и душой.
Так как поэт был достаточно публичным человеком, его бурный роман с Денисьевой мгновенно был раскритикован публикой. Эти осуждения породили многочисленные травмы в душе поэта и его любовницы, а все пережитые события, автор передал в своих лирических произведениях, опубликованных в уникальном сборнике «Денисьевский цикл».
Многие стихотворения из этой книги наполнены романтическими нотками и страстью. Поэт воспевает свою любовь, сравнивая эти необыкновенные чувства с некоторыми природными явлениями.
Каждое произведение из цикла, несёт определенный смысл. Одни стихи наполнены трагическими чувствами и безысходностью, другие же, воспевают любимую женщину и приоткрывают миру настоящие чувства, сразившие сердца двух обреченных на недопонимание людей.
Тютчев внимательно рассматривает проблему человеческой провинности, ложь и фальшивость дружественных отношений. Его герои словно противостоят всему миру, желающему разрушить нежные и трепетные отношения возлюбленных.
Подведя итог, можно сделать весьма очевидный вывод. «Денисьевский цикл», в отличие от других произведений Тютчева, основан на реальных событиях и переживаниях автора. В этих стихотворениях, Фёдор Иванович самостоятельно анализирует свою жизнь и отношения с Еленой Александровной. Эти великолепные стихи наполнены философско-психологическим смыслом, здравыми рассуждениями и личными мыслями поэта, касательно произошедших событий.
О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Роман в стихах о большой и искренней любви
«Денисьевский цикл» многие литературные критики называют настоящим романом в стихах. Все произведения из этого сборника можно условно разделить на главы, в которых повествуется о самых прекрасных и несчастных чувствах главного героя и героини. Их бурный роман был обречен на злостные осуждения, но, волею судьбы, все самые тягостные наговоры пали непреодолимым грузом на хрупкие женские плечи возлюбленной поэта.
В Денисьевском цикле, любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами. Но, в этом романе есть еще один смысл: сильный ищет спасения у слабого, защищенный у беззащитного.
Н. Берковский
В стихотворном романе Тютчева присутствует психологическая перипетия, напоминающая опытному читателю облик часто страдающей героини из великолепных романов Достоевского.
Цикл Денисьевой практически целиком посвящен переживаниям возлюбленной женщины. В некоторых стихотворениях, писатель ведет речь от самой Елены Александровны. Уже с первых строк, чувствуется сравнение искренней и взаимной любви со злым роком, разрушающим жизнь молодой девушки. Во многих стихах повторяется эпитет «роковой» – день, взор, страсть, слиянье и встреча.
Женщина всей душой молилась и берегла свои чувства и страстные отношения с любимым, но судьба уготовала ей страшный приговор, и все то, что было выстроено трепетной и искренней любовью, обернулось грязью и осуждением толпы. Денисьева прекрасно понимала, и даже чувствовала всем сердцем, глубокую и безумную любовь со стороны Фёдора Ивановича, но приносила эта любовь ни счастье и безмятежность, а горесть и мучительные слезы.
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей.
«О, как убийственно мы любим…»
Поэтический роман в стихах начинается с восхитительного произведения «О, как мучительно мы любим…», основанного на высокой и достаточно трагичной ноте. При чтении этого стихотворения, иногда даже кажется, что этими словами поэт пытается сделать заключительную часть. Однако, именно с этих громких строк только начинается история о большой и непризнанной любви, повлекшей самые страдательные последствия для влюбленной пары.
Это лирическое произведение состоит из десяти четверостиший, а в самом начале и в конце стиха поэт повторяет одну и ту же фразу, самую эмоциональную, отражающую главную мысль всего стихотворения. При написании, автор использует различные эпитеты и множество знаков препинания, акцентирующих внимание читателя на важных нюансах. С помощью оксюморона, автор искусно выражает лирическую концепцию.
Если разобрать это произведения по смыслу, можно выделить три основных части. В первой, поэт указывает на свои воспоминания, пытаясь отыскать ответ на многочисленные вопросы, нередко терзающие душу и мысли влюбленного мужчины. Во второй части, он уже находит ответ и повествует читателю о том, как произошло столь непредвиденное событие в его судьбе, кардинально изменившее всю последующую жизнь. Последняя часть заключительная, в ней уже четко просматривается результат этих отношений. Как становится понятным с первых строк стихотворения, главными персонажами лирического произведения является сам Фёдор Иванович Тютчев и его последняя любовь – Елена Александровна Денисьева.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
В цикле, посвященном Елене Денисьевой, просматривается философская проблематика, явно сосредоточенная на выяснении смысла человеческой жизни. Герой лирической поэзии погружен в особые мечты, он постоянно размышляет над происходящим, сопоставляет некоторые факты и делает рассудительные выводы.
Реальность, окружающая главного персонажа, доказывает противоположное значение настоящей любви. Теперь, герой понимает, что это чувство выстраивается не только на радостном и приятном для души. Любовь часто преподносит многочисленные испытания и терзающие переживания, которые четко ощутил сам автор гениального романа в стихах – Фёдор Иванович Тютчев.
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
“О, как все это я любила!”
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Источник
Лирическая тема пагубности “рокового поединка”, жертвой которого оказывается женщина, проходит через все творчество Тютчева, образуя своеобразный цикл, вошедший в историю литературы как “Денисьевский цикл”. Образ Е. А. Денисьевой, прожившей недолгую и не очень счастливую жизнь, остался жить в стихотворных строчках “смерти вопреки”. В поздней любовной лирике Тютчева отозвались тревожные мотивы стихотворения “Два голоса” (1850), которое можно рассматривать как своеобразный смысловой ключ к его лирике 1850– 1870-х гг. Все чаще будет звучат в творчестве поэта мотив борьбы, боя трагического, “рокового”, “неравного”. Эту поэтическую формулу мы встретим в самых различных стихотворениях “Денисьевского цикла”: “О, как убийственно мы любим” (1851), “Предопределение” (1851– 1852), “Не говори, меня он, как и прежде, любит” (1851–1852). Мотивы опустошенного святилища, разрушенного храма объединяют эти стихотворения. Поэт очень тяжело переживал смерть Денисьевой: “Жизнь, как подстреленная птица. // Подняться хочет – и не может…” (“О этот юг, О эта Ницца…”). В стихах “Денисьевского цикла” особенно часто встречаются характерные строки, начинающиеся горьким восклицанием “О!”, которое задает тон отчаяния всему стихотворению.
“Денисьевский цикл” можно рассматривать как своеобразный “роман в стихах”. Он имеет свое начало, развитие, кульминацию и развязку, так как является художественным воплощением острейшего внутреннего конфликта, осложненного конфликтом внешним. “Роковой поединок” любящих сердец, их “борьба неравная” усилена трагическим положением влюбленных в свете, который осуждает “беззаконное” чувство лицемерной моралью. Определение цикла как “романа в стихах” возможно в силу его определенной замкнутости, сюжетной законченности отдельных частей. Одно из первых стихотворений цикла “Не раз ты слышала признанье…” представляет собой своеобразную экспозицию характеров лирических героев, воссоздает жизненную ситуацию, предваряющую начало конфликта. Завершающим цикл стихотворением можно считать “Две силы есть – две роковые силы…”. Характерно, что начинается рассказ о любви с глубоко личного, интимного произведения, а завершается гневной инвективой в адрес общества.
Вступая в своеобразный спор с господствующими общественными мнениями и нравственными нормами, поэт касается сложного вопроса о “вине” человека, нарушившего их. Тютчев ставит эту проблему в цикле и разрешает ее в том же ключе, что и Л. II. Толстой в “Анне Карениной”. Анна у Толстого – женщина, “потерявшая себя, но не виноватая”. Чувство героини Тютчева (“Две силы есть…”) также “беззаконно”, но не с точки зрения автора, а с точки зрения “толпы”: “Таков уж свет: он там бесчеловечней, // Где человечно-искренней вина”.
В процессе развития лирической темы образ “вины” постепенно конкретизируется: вначале несколько отвлеченный, в финале он приобретает вполне законченный облик: “Личиною чела не прикрывает, // И не дает принизиться челу”. Одно из наиболее характерных в этом отношении стихотворений – “О, как убийственно мы любим”. В открывающей и завершающей стихотворение строфах говорится о неизбывной вине самого человека, чувства которого по природе своей разрушительны. В это композиционное кольцо заключена история любви, образ чувства, переживаемого на разных стадиях взаимоотношений лирического героя и героини. Стихотворение эго не по-тютчевски объемно, и по своему внутреннему содержанию является романтической историей любви, оскверненной “толпой”. Однако лирический герой не снимает с себя всей полноты ответственности за гибель возлюбленной: он предельно искренен перед самим собой, что передано в развернутом монологе, построенном на сочетании различных ритмических рисунков. Взволнованность героя выражена повторами риторических вопросов (“Что уцелело от нея?”, “И что теперь? И где все это?”, “И что ж… как пепл сберечь ей удалось?”), незавершенностью нескольких синтаксических конструкций (“Ты говорил: она моя…”, “Ей оставались воспоминанья… “, “Очарование ушло…”). Образ любящей женщины в этом стихотворении создан по принципу внутреннего психологического портрета: поэт стремится увидеть в облике героини то, что составляет сущность ее душевного переживания:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Однако несмотря на то что любовь несет в себе опасность разрушения, поэт воспринимает ее как счастье, которое дается ие каждому. Очень часто эти настроения воплощаются в стихотворениях “пейзажного” характера, где развитие лирической темы обозначено изображением кризисных состояний природы. В стихотворениях “Весенняя гроза”, “Как весел грохот летних бурь”, “Весенние воды” развязки напряженных психологических конфликтов соотнесены с разрешением природных явлений – грозы, бури. Психологический параллелизм – один из излюбленных приемов Тютчева-лирика.
Последние девять лет жизни Тютчева были омрачены многими потерями. Уходят из жизни его мать, брат, четверо детей. В письме к Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: “…не живется – не живется – не живется…” Тютчев ошибался, полагая, что время принесет с собой забвение его чувств и дум:
В наш век стихи живут два-три мгновенья.
Родились утром, к вечеру умрут.
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.
Время оказалось не властно над его поэзией. Безусловно, читать Тютчева нелегко, его стихи требуют от читателя определенной культуры чувства и мысли. Современник поэта Фет писал в статье, посвященной Тютчеву: “Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды”.
Источник