Предметы естественнонаучного цикла в школе список

Предметы естественнонаучного цикла в школе список thumbnail

Школьные предметы: список

Обязательные предметы

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах – окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти – 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года – 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх – 40 минут. Дневной максимум – пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями – отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел – шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Источник

Что такое естественно-научный профиль

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает профильное обучение в старших классах. Одним из профилей является естественно-научное направление, ориентированное на такие сферы деятельности, как медицина и биотехнологии.

Естественно-научный профиль способствует развитию исследовательского интереса и формированию основ математического мышления. Даёт комплексное представление о современном состоянии естествознания и позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся, связанные с изучением наук о жизни.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» естественно-научный профиль доступен уже с пятого класса.

Какие предметы входят в естественно-научный профиль

Профильные естественно-научные классы, как правило, подразумевают углублённое изучение:

  • химии,
  • биологии,
  • математики,
  • иногда физики или информатики.

В текущих ФГОС на этот счёт нет строгих указаний, даны лишь рекомендации. Школы самостоятельно формируют учебные планы и перечни дисциплин. Например, поскольку физика необходима для поступления на химические факультеты, в некоторых образовательных организациях она включается в естественно-научный профиль.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» существует шесть образовательных маршрутов. Они позволяют изучать не только базовые школьные предметы, но и профильные, а также готовиться к олимпиадам и экзаменам.

Читайте также:  Цистон может повлиять на цикл

В нашем естественно-научном маршруте упор делается на биологию, химию, физику и математику. Если в пятом классе в программу входит только биология, математика и физика, то уже с седьмого класса добавляется химия. А в старших классах – ещё и подготовка к Всероссу, вузовским олимпиадам, «Физтеху», «Росатому», «Ломоносову», «Покори Воробьёвы горы!» и другим топовым конкурсам.

<<Перелинковка>>

Кому подходит естественно-научный профиль

Если школьник с детства интересуется природой и медициной, лечит кошек и собак, то естественно-научный профиль для него.

Естественно-научный профиль подойдёт школьнику, который:

  • Обладает исследовательским интересом. Если ребёнок любит докапываться до сути, узнавать новое и находить взаимосвязи – это поможет в учёбе.
  • Любит читать и способен запоминать большое количество информации. Это нужно на любой специальности. Но в химии, биологии, физике и математике – особое количество формул и терминов. Без умения обрабатывать массивы информации будет сложнее.
  • Обладает аналитическим складом ума. Часто больным местом становятся задачи и подсчёты. Если у ребёнка математическое мышление – это плюс.
  • Любит учиться на практике, а не только за партой. На университетском уровне студента ждут полевые практики, многочасовая работа с оптикой и химическими веществами на практикумах.

Источник: freepik.com / @teksomolika

Куда можно поступить

Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях.

Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах – призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.

Варианты, куда поступить, варьируются в зависимости от окончательного набора предметов ЕГЭ. Список вузов и специальностей можно посмотреть на информационном портале mos.ru. Вот некоторые варианты, которые считаются топовыми:

  • МГУ: для поступления на биологический факультет понадобится комбинация из химии, биологии и профильной математики. Ученица 11 класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Маша Журавлёва недавно делилась опытом подготовки.
  • МГМУ им. И.М. Сеченова: пользуются популярностью фармацевтический, педиатрический, лечебный, стоматологический и другие естественно-научные факультеты.
  • МФТИ: физика требуется на большинство специальностей.
  • РНИМУ им. Пирогова: один из ведущих «медов» России, «конкурент» Сеченовки.
  • НИУ ВШЭ: хотя университет известен экономической подготовкой, здесь есть факультет физики, факультет химии и факультет биологии и биотехнологии. Студенты ведут исследования на базе институтов РАН.
  • МГТУ им. Баумана: ведущий вуз для технарей, особенно физиков.

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль – не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля:

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике – ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер – конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик – исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике;
  • иммунолог – оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог – проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер – занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий;
  • молекулярный диетолог – разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог – создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств – например, пенициллин и инсулин – производится при помощи генномодифицированных бактерий.

Источник: freepik.com

Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас:

  • ИТ-генетик – занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист – отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы;
  • архитектор живых систем – проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог – реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф – работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота.

Что в итоге

Естественно-научные специальности продолжат быть востребованными – познание окружающего мира не прекратится никогда. Уверенное знание химии и биологии открывает многие двери – от ветеринарного дела до ландшафтной архитектуры.

Профильные предметы:

  • химия,
  • биология,
  • математика,
  • физика.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» делать упор на эти дисциплины можно уже с пятого класса. Ребёнок, погружённый в специальность со средней школы, будет конкурентоспособнее и уверенней сверстников.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2014; проверки требуют 220 правок.

Уче́бные предме́ты – учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.

Название также применяется для обозначения учебных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

По итогам каждых четверти (в 1-9-х классах), триместра (в некоторых школах), полугодий (10-11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и, если ученик желает продолжать обучение, вступительные экзамены в вузы (не всегда).

Читайте также:  Цикл стихов некрасова о любви

В 9-м и 11-м классах в обязательном порядке сдаются экзамены по русскому языку и математике в формах ОГЭ (для 9-х классов) и ЕГЭ (для 11-х классов). Помимо основных предметов ученик может сдавать любое количество дополнительных; обычно это рекомендовано для поступления в профильный класс после 9-го класса и необходимо для поступления в вуз после 11-го класса. Ежегодно пишутся ВПР.

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)[править | править код]

Математические[править | править код]

  • Матема́тика: 1-6 класс (в некоторых школах до 5 класса)
  • Алгебра: 7-11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
  • Геометрия: 7-11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
  • Информа́тика (ИКТ): 6-11 класс (в некоторых школах с 5 класса) 1-4 классы подготовительные, как факультатив.

В начальной школе ученик изучает базовые понятия математики, правила сложения, вычитания, умножения, деления. Затем, перейдя в среднюю школу, с 5 класса он изучает дробные числа, функции. С 7 класса начинается разделение обучения математике на алгебру (системы координат, системы уравнений, тригонометрия) и геометрию (планиметрия, стереометрия, векторы). В 10-11 классах с подачи академика А. Колмогорова, возможно прохождение начал анализа (пределы, дифференцирование в 10 и интегрирование в 11). Изучение информатики может начинаться и позже 5 класса. Программа изучения включает системы, языки программирования и программы, компьютеры, историю вычислительной техники. Однако часто предусмотрено изучение только определённых программ (какую-либо определённую среду разработки программного обеспечения, определённый текстовый редактор), за что школьный курс информатики критикуется специалистами. Изучаются Паскаль, Си, JavaScript. Ранее изучались Бейсик и Фортран.

Общественно-научные[править | править код]

В рамках истории с 5 класса изучают всеобщую историю и историю России (в том числе историю СССР) (историю России с 6). В 5 классе начинается и география (иногда под названием природоведение).

  • Исто́рия: 5-11 классы. В 3-4 классе (не во всех школах) изучается пропедевтический курс «рассказов по истории России», рассматривающий лишь выборочные события в отечественной истории и (в смысле карт военных действий) с выбросом значительных деталей. В 5 классе изучается история Древнего мира, в 6 классе изучаются по всеобщей истории – История Средних веков, а по истории России – период с древнейших времён по XVI век. В 7-9 классах по всеобщей истории изучается Новая история, а по истории России в 7 классе изучается XVII век, в 8 классе – история XVIII века, в 9 – история XIX века. В 10 классе изучается по всеобщей истории – новейшая история, а по истории России – история XX и XXI веков. В 11 классе изучается история России и мира в форме проблемно-аналитического курса, где ученики должны работать с предложенной авторами учебника проблемой.
  • География: 5-11 классы. В 5-6 классе – общий курс географии, в 7 – физическая география мира, в 8-9 – география России (в 8 классе физическая, а в 9 экономическая), в 10-11 – экономическая география мира.
  • Экономика: 10-11 класс

Естественно-научные[править | править код]

  • Природоведение: 5 класс (не везде)
  • Окружающий мир: 1-4 классы
  • География: 5-11 классы (в некоторых школах с 6 класса)
  • Биология: 5-11 класс
  • Физика: 7-11 классы (в некоторых школах с 5 класса)
  • Химия: 8-11 класс (в некоторых школах с 5 или 7 класса)
  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): 5-11 классы (в некоторых школах с 8 класса)
  • Естествознание: 5-11 класс (не везде). Согласно ФК ГОС 2004 года в 10-11 классе была возможность замены этим предметом физики, химии и биологии, в случае если ни один из этих предметов не изучается на профильном уровне.
  • Экология: 5-11 классы (не везде). В обязательном минимуме содержания образования есть раздел «Экология», при этом этого предмета нет в базисном учебном плане.
  • Астрономия 9–11 классы(не везде)

Обучение естественнонаучным дисциплинам начинается с 1-го класса, (Окружающий мир или Мир вокруг нас), в 5 классе этот учебный предмет имеет название «Природоведение», по ФК ГОС предусмотрена возможность изучения предмета «Природоведение» в 6 классе за счёт объединения предметов «Биология» и «География».

С 5 класса изучается биология. (в 5 классе – базовые понятия и принципы, а в 6 классе – ботаника. В 7 – зоология, в 8-11 – общая биология). По другой программе в 6-7 классах изучается ботаника, в 7 – зоология беспозвоночных, в 8 – позвоночных, в 9-11 – общая биология. В настоящее время в большинстве школ предусмотрено изучение всего курса биологии к концу 11 класса.

В 7 классе начинается физика. Сначала изучается введение в эту науку и основы МКТ, затем – механика. В 8 классе изучаются термодинамика, электричество, электромагнетизм, основы оптики. В 9 классе – механика, электромагнетизм (сначала электричество и потом магнетизм), ядерная физика. В 10 классе – механика, МКТ и термодинамика, электричество. В 11 – электромагнетизм, геометрическая оптика и квантовая оптика, квантовая физика, а также основы СТО. В 11 классе также изучается астрономия.

Изучение химии обычно начинается с 7 или 8 класса (7-9 класс – неорганическая химия, в конце 9 класса – органика, 10 класс – органическая химия, 11 класс – общая химия и повторение неорганической химии)

Гуманитарные[править | править код]

  • История: 5-11 классы
  • Обществозна́ние: 5-11 классы (иногда изучается с 6 класса). С 5-9 класс изучается основы обществознания. Официальное название предмета – «Обществознание (включая экономику и право)», в 10-11 классе на базовом уровне предметы могут изучаться как отдельно, так и в составе предмета «Обществознание». На профильном уровне предметы изучаются отдельно друг от друга.
  • Право: 10-11 класс
  • Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс. В качестве эксперимента – с 2010 года в отдельных субъектах РФ. Во всех школах в обязательном порядке – с 2012 года. Включает:
  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики».
  • Основы духовно-нравственных культур (не везде)
Читайте также:  Цикл контактной точечной сварки

Филологи́ческие[править | править код]

  • Чистописание: 1 класс (не везде) (обычно как факультатив)
  • Обучение грамоте: 1 класс
  • Родной язык: 1-11 классы. В республиках со своим языком или национальных районах либо школах с этнокультурным компонентом. В указанных школах в 1 – 2 классах допускалось «занимать» на этот предмет часы, предусмотренные на освоение «Технологии» и «Изобразительного искусства» с последующим «возвращением» этих часов.
  • Родная литература: 1-11 классы. В республиках со своим языком или национальных районах либо школах с этнокультурным компонентом.
  • Русский язык: 1-11 классы
  • Чтение: 1-4 классы, в БУП РФ именуется «Литературное чтение»
  • Литература: 5-11 классы
  • Иностранный язык: 2-11 классы (в некоторых школах с 1 класса) (английский, французский, немецкий, испанский, китайский, могут изучаться и другие (итальянский, литовский, украинский, польский, древнегреческий, иврит, эстонский, латынь), но экзамен в форме ЕГЭ можно сдать лишь по этим языкам)
  • Второй иностранный язык: 5-9 класс (в некоторых школах 8-9 или только в 9 классе)

В 1 классе ученики изучают чтение (литературу) и письмо (родной язык или русский язык), русский язык (орфографию, пунктуацию, синтаксис, грамматику, риторику). С 1 по 8 класс на уроках литературы проходят различных зарубежных авторов и русскую литературу (в том числе современную), с 9 по 11 – русскую классическую литературу. Школьники пишут сочинения. Изучаются творчество писателей и поэтов – в основном Пушкина, Тургенева, Достоевского, Есенина, Твардовского, современных писателей. Во многих школах предусмотрено изучение более одного иностранного языка. При этом в большинстве школ обязательно (как первый или как второй) изучается английский.

Ранее была предусмотрена возможность распределения часов, предусмотренных на освоение учебного предмета «Иностранный язык» во 2, 3, 4 классах на русский язык и литературу. Сейчас такой возможности нет.

Трудовое обучение[править | править код]

  • Труд («Художественный труд»): 1-11 класс (иногда 1-8 класс).
  • Технология: 5-11 класс. Иногда начинается с 1 класса. В некоторых школах до 7-8 класса. По БУП РФ предусмотрен только в 5 и 6 классах.
  • Черчение: (не везде) как правило, в некоторых из старших (9-11) классов (не везде). (В некоторых школах (7)8-9 классы) В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует, при этом курс черчения фактически входит в курс Технологии.
  • Общественно полезный труд. Введение данного предмета планируется.[1]

Физкультура[править | править код]

  • Физическая культура: 1-11 класс. Как правило, проходит в различных местах (спортивный зал, стадион, лес), где ученики занимаются спортом.
  • Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
    • Шахматы: 1-4 класс. (в некоторых школах с 2 класса)
    • Волейбол: 4-6 класс.
    • Настольный теннис
    • Футбол, баскетбол и др.

Искусство[править | править код]

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1-2 классы (не везде)
  • Музыка: 1-11 классы (в некоторых школах с 5 класса)
  • Изобразительное искусство (ИЗО) (1-11 классы, в некоторых школах до 9)
  • Мировая художественная культура (МХК): 10-11 классы (в некоторых школах с 8)
  • Искусство: 7 (10-11) классы (не везде), некоторые классы, по БУП 2004 года в 8-9 классах, по БУП 2011 года – в 8 классе.

Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы[править | править код]

Математические[править | править код]

Арифметика: 1-4 класс

Естественно-научные[править | править код]

Природоведение: 1-4 класс (сейчас 5 класс, не везде).

Черчение (5-9 классы). Изучается на усмотрение руководства

Обществоведение или Человек и общество (ЧиО): 5(9)-11 класс

Филологические[править | править код]

Родная литература: 1-4 класс (только в республиках со своим языком)

Прочие (факультативы) (не везде)[править | править код]

  • Основы экономики (экономика): 9-11 классы (не везде); предусмотрена БУП РФ для изучению в качестве раздела обществознания или отдельного предмета в 10-11 классах.
  • Общественно полезный труд (ОПТ): 10-11 классы (не везде)
  • Начальная военная подготовка (НВП): (10)-11 класс (не везде).
  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): 5 (7)-11 классы
  • Риторика: 1-4, (11) класс (не везде)
  • Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ): 4-5 класс
  • Правоведение: 10-11 классы (не везде), содержание предмета частично входит в предмет «Обществознание»
  • Статистика: 7-9 (10-11) классы (не везде), содержание предмета частично входит в предмет «Математика»
  • Философия: 10-11 классы (не везде), содержание предмета частично входит в предметы «История», «Обществознание», «Литература», «Мировая художественная культура»
  • Краеведение: (1)7-9 классы (не везде)
  • Экология: 7-11 класс (не везде), содержание предмета частично входит в предметы «Биология» и «География»
  • Классный час: 1-11 классы
  • Психотренинг: 1-4 классы
  • Личное развитие: 1-11 классы
  • Образование для общества: 5-11 классы
  • Элективные курсы: 5-11 классы
  • Проектирование (основы проекта и психологии): 5-11 классы (не везде)
  • Истоки: 1-11 классы
  • Основы финансовой грамотности 1 – 11 классы
  • Индивидуальный проект : 10-11 классы

На краеведении ученики изучают историю и литературу своего края.

На классном часе ученики обсуждают проблемы и успехи в школе, в начальной школе – записывают домашнее задание. Классный час обычно проходит раз в неделю, и, как правило, не учитывается в составе предельно допустимой нагрузки.

На психотренинге ученики решают интеллектуальные задачи и задания.

Учебным планом могут быть предусмотрены элективные курсы, которые выбираются учащимися из определённого набора.

См. также[править | править код]

  • Предметная олимпиада
  • Профильное обучение
  • Наука в России
  • Международная стандартная классификация образования
  • Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования
  • Национальное образовательное учреждение

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (недоступная ссылка) (1 марта 2012). Дата обращения: 21 июня 2014. Архивировано 4 июля 2014 года.

Источник