Повести белкина цикл уроков

Предлагаю вашему вниманию систему уроков по изучению сборника А. С. Пушкина “Повести покойного И. П. Белкина”. “Повести Белкина” я изучаю всегда в 6 классе целиком (за исключением повести
“Гробовщик”). Считаю недопустимым фрагментарное изучение таких произведений. Если изучают “Станционный смотритель”, то почему не изучается “Метель” или “Выстрел”? Каждое из этих произведений
заслуживает самого пристального внимания. Каждое даёт возможность изучить эпоху Пушкина. Так, на примере повести “Станционный смотритель” мы знакомимся со способами передвижения в пушкинское
время, “Барыщня-крестьянка” знакомит с русской усадьбой, “Выстрел” – с правилами дуэли. Все эти бытовые комментарии важны для последующего изучения русской литературы первой половины 19 века.
Как читать произведения, если не знаешь, кто такой “бретёр”, что такое отъезжее поле и т.д.? При изучении повести “Метель” мы знакомимся с музыкой Г. Свиридова, получается замечательный
интегрированный урок, ребята словесно рисуют музыку, соотносят её с фрагментами повести. После некоторых уроков предлагаю написать небольшие сочинения, поразмышлять над прочитанным. На этой
странице вы найдёте темы этих сочинений и даже образцы.
- История создания «Повестей Белкина». Исторический комментарий. «Станционный смотритель».
- «Станционный смотритель». Идейное содержание повести.
- Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.
- Смысл названия повести. Стихотворение «Бесы» и музыка Свиридова.
- Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
«Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина. - Повесть “Выстрел” и образ Сильвио
- Обобщающий урок-игра по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
По причинам большого объёма материала (25 страниц) у меня нет возможности опубликовать на одной странице все материалы. Поэтому предлагаю ознакомиться с выдержками, а целиком скачать материал
Сочинение «О чём заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель»».
Примерный план.
- Вступление. О своём первом впечатлении, о вопросах, которые возникли при чтении повести.
- Какие проблемы поднимает автор и как их разрешает?
- Какую роль играют библейские картинки?
- Какую роль играют портреты Дуни и Самсона Вырина?
- Какие черты скрыты за внешностью героев?
- Говорящие детали и символы в повести.
- К каким выводам приводит нас Пушкин?
- Ваше отношение к героям и поставленным проблемам.
Тема: Повесть А.С.Пушкина «Метель».
План анализа.
1. Тема – превратности любви. Именно эту тему развивают фабула и сюжет
новеллы.
2. Фабула – цепь событий в их причинно-следственной связи.
Фабула «метели» анекдотична.
Традиционный набор элементов:
– Богатая невеста – бедный жених.
– Препятствие – запрет родителей
– Бегство
– Препятствие – метель
– Ошибка
– Влюблённые: «первая» невеста – «блестящий» жених.
– Тайное препятствие – узы брака
– Счастливое совпадение
– Счастливый конец
3. Сюжет
а) за счёт «фигуры умолчания» в новелле создаётся «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника, каков секрет «полусумасшедшего письма», в чём
причина молчания Бурмина. Тайна объясняется только в самом конце новеллы.
Б) Сюжет изложен от лица помещика Белкина, «наложившего на них одни и тот же отпечаток своего простодушного взгляда на вещи». Самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т, уездной барышней.
4. Система персонажей в 1-ой части новеллы:
протагонисты – антагонисты – помощники
Марья Гавриловна и Владимир – Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна – Священник, корнет, землемер, молодой улан, кучер Терёшка, горничная, крестьяне
Тема: Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка.
Урок “Мир русской усадьбы” предлагаю начать с экскурсии по усадьбе.
Такой культурологический комментарий упростит работу на уроке, поможет ребятам понять то, что осталось непонятно.
Викторина на знание повести.
– как звали отца Алексея Берестова? (Иван Петрович)
– Что читал Иван Петрович Берестов? (Сенатские Ведомости)
– Как звали отца Лизы Муромской? (Григорий Иванович)
– Кто из помещиков был англоманом? (Муромский)
– Как звали гувернантку Лизы Муромской? (Мадам Жаксон)
– Сколько лет было Лизе? (17)
– Где жили Берестовы? (В Тугилове)
– Где жили Муромские? (В Прилучине)
– К кому на именины ходила Настя? (к поваровой жене в Тугилово)
– Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)
– Как звали собаку Алексея? (Сбогар)
– Чьей дочерью представилась Лиза? (Василия-кузнеца)
– Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)
– Что читала Лиза-Акулина? ( «Наталью, боярскую дочь» Карамзина)
История жизни Ивана Петровича Берестова.
Иван Петрович Берестов в молодости служил в гвардии. Берестов выходит в отставку в начале 1797 года.
Уехав в свою деревню, женился на бедной дворянке, возможно, по воле родителей, и не относился к жене с любовью и заботой; т.к. жена его, когда умирала в родах, он находился на охоте.
«Хозяйственные упражнения скоро его утешили». Берестов строит новый дом. Деньги, вложенные в строительство фабрики, быстро возвратились, доходы утроились. Берестов стал одним из богатых
помещиков губернии, отправил сына, подросшего к тому времени, учиться в столицы, а потом в университет, по всей вероятности, Геттингенский. Сам же принимал гостей, занимался лошадьми,
собаками, ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей», и сам записывал расход.
История жизни Григория Ивановича Муромского.
Он был близким родственником графу Пронскому, имел значительное состояние. Возможно, он жил в городе. Именно такие люди, не знающие цену затраченному на работу времени, не представляющие, как
хлеб родится, беспечно проматывали в столицах состояние, проигрывали в карты, устраивали балы. Муромский служил, но, вероятно, недолго. Возможно, он ездил за границу, где и заразился
англоманией.
После смерти жены Муромский уехал с дочерью в деревню. Его проказы: английский сад, костюмы английских жокеев на конюхах, содержание «Мисс
Жаксон», – всё это оборачивалось новыми долгами, к тому же крестьяне имения, заложенного Григорием Ивановичем в Опекунский совет, должны были выплачивать проценты на сумму, которую помещик
благополучно тратил.
Тема: А. С. Пушкин «Выстрел».
Слово учителя о прототипах.
Н. Прототип – существующий в реальной действительности человек, жизнь и характер которого положены писателем в основу созданного им образа.
В облике Сильвио искали черты отдельных современников Пушкина
– Декабрист Лунин
– «художественная портретность с подполковником Липранды».
– «отчасти повторение личной судьбы Байрона».
Немало дошло до наших дней воспоминаний и рассказов о людях, в равной степени могли быть прототипами героев Пушкина. Интересный случай, характеризующий «хладнокровных храбрецов» этой поры,
приводит в своих воспоминаниях декабрист Гангеблов, рассказывая о поручике Шеффлере, который «мало дорожил жизнью»:
Когда офицеры заспорили о точном расстоянии между возведённой ночью батареей и вражеской крепостью, Шеффлер решил помирить их и «направился к цели, помахивая белым платком. Турки, приняв его за
парламентёра, не мешали; но когда Шеффлер, достигнув самой крепости, зашагал в обратный путь, но только не по прямой уже линии, а зигзагами, за ним посыпался град пуль… Присоединившись к нам,
он объявил, что насчитал 299 шагов».
Сочинение на тему: «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?»
Образец: Образ метели в повести – это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкины – это сама судьба.
Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.
Нет Божьего благословения – нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого
«Конём не объедешь».
И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться
к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина
в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».
Скачать презентацию
Урок-игра по “Повестям Белкина” А. С. Пушкина
Литература
- Н.Н.Полянских. Повесть Пушкина «Станционный смотритель» ст. в журнале «Литература в школе» N 5-99 стр.50
- В.Влащенко. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. Ст. в газете «Литература» N35-99 г. Cтp. 11
- А.Г.Гукасова «Повести Белкина» А.С.Пушкина. М: Издательство академии пед. наук, 1949г.
- В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб. хрестоматии лит-туры 6 кл.» М. «Просвещение» 1992г.
- Турьянская Б.И. и др. литература в 6 кл. : Урок за уроком. – М: Русское слово, 1999г.
- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.:Просвещение, 1996г.
- А.Репин. «Метель» Пушкина: план анализа. Ст. в газете «Лит-ра» N9-2000 стр.4
- В.Влащенко. Тайный пафос рассказа. Интерпретация нравственно-духовный смысла «Метели». Ст. в газете «Лит-ра» N 21-91 стр.6
- Л.Клипина, И.Барабашкина «Метель» Пушкина и музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести. Ст. в газете «Лит-ра» 27-2000 стр.14
- О.Павлова «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина. Ст. в газете «Лит-ра» N 2-2001 стр.13
- П.Е.Панкратова, Обобщающий урок в 5-м кл. по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в газете «Лит-ра» N 35-99 стр.12
- О.А.Ерёмина. Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в журнале «Литература в школе» N 1-99 стр.48
Источник
Конспект урока литературы в 10 классе
Выполнила: учитель русского языка и литературы Крючкова Юлия Валерьевна
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
Цель: Сформировать представление у учащихся о цикле А.С. Пушкина «Повести Белкина»
Задачи урока:
Обучающие:
– сформировать представление об истории создания цикла, о его композиционных особенностях;
– сформировать представление учащихся о повести «Станционный смотритель;
– сформировать представление учащихся о повести «Метель»;
– вырабатывать умение у учащихся частично анализировать художественное произведение.
Воспитательные:
– способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения;
– воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания устных сообщений учеников;
– воспитывать чувство прекрасного у учащихся.
Развивающие:
– содействовать развитию эстетического вкуса через знакомство с произведениями искусства;
– развивать аналитические умения школьников;
– способствовать развитию критического мышления, интереса к русской литературе.
Список литературы:
1. Мир словарей [электронный ресурс]. URL: https://referat.mirslovarei.com/ (дата обращения 08.10.2014)
2. Социальная сеть работников образования [электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения 08.10.2014)
3. КРЕДО [электронный ресурс]. URL: https://www.kredo-library.com/ (дата обращения 08.10.2014)
Оборудование:
1. Учебник литературы (10 класс, В.Я. Коровиной).
2. Доска.
3. Раздаточный материал.
План урока:
1. Орг. момент – 2 минуты
2. Изучение нового материала – 5 минут
5. Анализ текста произведения – 35 минут
6. Комментирование домашнего задания – 1 минута
7. Итоги урока – 2 минуты
Методическое обоснование
Данный урок является уроком изучения нового материала. Начинается урок с небольшой лекции. На слайде записаны подсказки для учеников, для того, чтобы им было легче вносить материал в тетради. Так у учащихся останется структурированный теоретический материал в тетрадях. Затем производится частичный анализ произведений, чтобы облегчить восприятия учащимися материалов по теме урока. Также с помощью частичного анализа произведения проверяется знание учащимися полного содержания произведения, так как им необходимо указать роль того или иного фрагмента в сюжете повести.
На уроке используется музыкальное произведение, чтобы подготовить учеников к анализу текста, поддержать определённый настрой к теме урока. Также используются иллюстрации на слайд-презентации, чтобы развивать образное мышление учащихся, помочь им воспроизвести в воображении нужные образы.
План урока:
1. Орг. момент – 2 минуты
2. Изучение нового материала – 5 минут
5. Анализ текста произведения – 35 минут
6. Комментирование домашнего задания – 1 минута
7. Итоги урока – 2 минуты
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания
1. Организационный момент.
Метод: слово учителя
Приём: приветственное слово, сообщающееслово
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
На прошлом уроке вы написали тест по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Объявление результатов теста)
К этому уроку вы должны были прочитать четыре произведения по вариантам. «Станционный смотритель» и «Метель» из «Повестей Белкина». Запишите дату и тему сегодняшнего урока. Она на слайде.
Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное
Запись в тетрадях:
Десятое октября.
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Маленькие трагедии».
Слайд 1
2. Изучение нового материала
3. Анализ художественного произведения
Метод: слово учителя
Приём: ведущее слово, сообщающее слово
Рассмотрим цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Напомню вам некоторые особенности этого цикла, чтобы мы смогли проанализировать прочитанные вами повести. Основную информацию запишите в тетради. В записи вам поможет информация на слайде.
“Повести покойного Ивана Петровича Белкина” написаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени и включают пять повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель” и “Барышня-крестьянка”. Предваряет этот цикл предисловие “От издателя”, из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали “разные особы”.
На самом же деле “Повести Белкина” были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны, сложившиеся в романтической литературе. Посмеявшись, писатель выбирает самые расхожие романтические сюжеты, тщательно выстраивает их, а в конце обескураживает читателя совершенно неожиданной концовкой.
Например, повесть “Гробовщик” — это пародия на расхожие сюжетные штампы романов, полных мистики и тайн загробного мира.
Гробовщик Адриян Прохоров, обиженный намеком на нечистоплотность своей работы, сгоряча решает позвать на новоселье не соседей-ремесленников, а “мертвецов православных”. Естественно, приглашенные приняли предложение, и Адрияну пришлось несладко среди мертвых, которых он когда-то хоронил, — уж очень они самолюбивы и обидчивы. Писатель смеётся над читателем (или с читателем?), попавшимся на удочку своих ожиданий. Все произошедшее с Адрияном оказывается сном.
В “Повестях Белкина” Пушкин противопоставляет реальную жизнь и здравый смысл романтическому взгляду на действительность. Никакие книги не могут заменить яркость и многообразие настоящей жизни: ее радости и печали, житейские мелочи и глобальные конфликты, закономерности и неожиданности. Писатель утверждает, что жизнь не только непостижима до конца, но и безумно интересна, но понять это сможет лишь тот, кто доверится ей, а не будет пытаться построить свое существование согласно штампам и клише романтической литературы.
Метод: слово учителя
Приём: обобщающее слово, инструктирующее слово
Вашему вниманию были предложены повести «Станционный смотритель» и «Метель».
Начнём анализ с повести «Станционный смотритель».
Обратите внимание на слайд. На нём представлены полотно живописи к библейской истории «Притча о блудном сыне» и иллюстрация к повести «Станционный смотритель».
Метод: беседа
Приём: репродуктивно-эвристическая беседа
Для начала ответьте на вопрос: кто помнит библейскую «Притчу о блудном сыне»? Перескажите её содержание.
Молодцы!
Как вы думаете, почему мы вспомнили эту притчу, в то время как наш разговор посвящён Самсону Вырину и его дочери?
Верно.
Что общего и в чём различие между притчей и историей Выриных?
Верно.
Похожи ли эти истории? И да, и нет! Обратите внимание, жизнь Выриных – это зеркальное, перевёрнутое изображение евангельского сюжета.
Метод: беседа
Приём: репродуктивно-эвристическая беседа
Существует экранизация повести «Станционный смотритель» 1972 года. На слайде представлены кадры из этого фильма.
Сейчас я зачитаю вам фрагмент произведения, а вы послушайте и подумайте, какое место он занимает в повести?
Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась навстречу ему, а упала в обморок?
Как ведёт себя Минский?
Как вы думаете, почему он так себя ведёт?
Может ли это как-то оправдать его поступок?
О чём говорит нам в повести Пушкин?
Метод: слово учителя
Приём: обобщающее слово
Мы рассмотрели повесть «Станционный смотритель» и определили её главные проблемы.
Также дома вы прочитали повесть «Метель». Нам необходимо проанализировать её для того, чтобы получить наиболее полное представление о цикле «Повести Белкина».
Метод: беседа
Приём: репродуктивно-эвристическая беседа
Послушайте романс Георгия Васильевича Свиридова и подумайте, какой эпизод или эпизоды из повести он вам напоминает.
Итак, как вы можете описать эту музыку?
Хорошо.
Какие эпизоды из романа вы вспомнили при прослушивании и почему?
Я вижу, что вы хорошо прочувствовали произведение.
Как звучит рассказ о романтической любви Марьи Гавриловны и Владимира? Почему Пушкин слегка иронизирует над влюбленными?
Случайна ли метель в пушкинской повести? Как вы поняли этот образ?
Вы верно определили роль этого образа в произведении, молодцы.
Что чувствует Мария Гавриловна накануне побега из дома?
Что чувствует Владимир перед предстоящим венчанием?
Теперь послушайте эпизод «Путь в Жадрино» и подумайте над вопросом: какое впечатление он на вас произвёл?
Чтение учителем эпизода «Путь в Жадрино» под музыкальное сопровождение иллюстрации Г. Свиридова к к/ф по повести «Метель» («Тройка»).
Почему же жизнь сыграла с Владимиром такую злую шутку?
Верно, ребята.
Находите ли вы общее в судьбе Дуни «Станционный смотритель» и Марьи Гавриловны «Метель»?
В начале урока мы говорили о том, что «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтизма. В чем вы видите пародию в рассмотренных нами повестях?
Молодцы. Всё верно!
Слушание глобальное, неоценочное, детальное
Письмо
Образец записи в тетради:
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – 1830 г., Болдинская осень.
Включают пять повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель” и “Барышня-крестьянка”. Предваряет этот цикл предисловие “От издателя”
“Повести Белкина” были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны, сложившиеся в романтической литературе.
В “Повестях Белкина” Пушкин противопоставляет реальную жизнь и здравый смысл романтическому взгляду на действительность.
Слушание глобальное, неоценочное, детальное
Слушание глобальное, неоценочное, детальное
Устные ответы учеников:
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: “Отец! Дай мне следуемую мне часть имения”. Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и присоединился к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Тогда, пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: “Сколько работников у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: “Отец! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число работников твоих”.
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.
Сын же начал говорить: “Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим”…
А отец сказал слугам своим: “Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся”. И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: “Что это такое?”
Слуга сказал ему: “Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым”.
Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.
Но он отвечал отцу: “Вот, я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка”.
Отец же сказал ему: “Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся”.
Во-первых, на эту деталь интерьера обращает наше внимание рассказчик в начале повествования. Во-вторых, и Блудный сын, и Дуня ушли из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь, и это их объединяет.
В притче Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно. Никто не ищет его. Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома отличается от жизни Дуни. Радостная встреча сына с отцом Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем. Примирение с отцом.
В повести «Станционный смотритель» отец отправляет дочь из родного дома, не предполагая, что расстается с ней навсегда. Отец ищет дочь, чтобы вернуть её домой. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. Невозможность встречи и примирения.
Слушание глобальное, неоценочное, детальное
Устные ответы учеников:
Это эпизод последней встречи Дуни и её отца.
Возможно, она испугалась, что отец заберет ее, лишит счастья, пользуясь своим отцовским правом.
Минский грубо обращается с отцом Дуни, вышвыривает его на улицу, будто он чужой человек. Не проявляет ни капли уважения к Самсону Вырину. Возможно Дуня хотела встретиться с отцом, но Минский был против этой затеи.
Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции. Вырин не может лишиться благополучия, он привык всего с лёгкостью добиваться и идти к цели любыми путями.
С одной стороны Минский защищает своё семейное счастье, строит крепость вокруг Дуни, пытается оградить и осчастливить её в своём мире. И, так как он любит её, то ему кажется целесообразным защитить Дуню от прошлого, от которого она убежала. Но всё же это не может оправдать подобного поведения Минского с её отцом.
Каждый человек имеет право на выбор. Но человек не должен во имя счастья отрекаться от близких. На чужом несчастье своего счастья не построишь. В повести поднимается проблема «отцов и детей». Об одиночестве.
Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное
Слушание глобальное, неоценочное, детальное
Прослушивание музыкальной композиции
Устные ответы учеников:
Музыка меняется: то утихает, то снова нарастает. Меняется её темп. Она динамична, трогательна.
Устные ответы учеников.
Устные ответы учеников:
Их чувство названо страстью. Это еще не любовь, а быстротечное и пылкое чувство. Страсть эта навеяна французскими романами. Известно, что Пушкин иронично относился к французской литературе. Молодые люди ведут себя так же, как герои далеких от жизни выдуманных французских романов. Их любовь названа «романической», нежизнеспособной. Настоящая, живая жизнь по-своему распорядится судьбами героев.
Метель в произведении – испытание любви, природное явление, какая-то творящая сила.
Маша в смятении – вещий сон вызывает «другие безобразные … видения». Будущее скрыто от нее, но голос судьбы, внутренний голос подсказывает ей, что оно не будет светлым. Из домашнего тепла, уюта Маша попадает во мрак ночи, метели. Резкий контраст двух миров.
Он занят хлопотами об устройстве дела и ничего, подобного Маше, не испытывает. Он, недальновидный и самонадеянный, не встревожился, въехав в метель.
Слушание глобальное, критическое, детальное
Устные ответы учеников.
Эпизод показывает, что Владимир просто испытывал судьбу. Его метания по дороге ни к чему не привели. Сцена очень оживлённая и динамичная.
Владимир больше, чем Маша, увлечен романными страстями. Он не думает о будущем, о судьбе девушки, которую разлучает с домом, привычным миром. Он занят только собой, лишен дара предвидения, не слышит голос судьбы. Поэтому обречен блуждать в жизненной метели и терпеть неудачу. Без родительского благословения не будет
и пути.
Да. И Дуня и Марья пошли против родителей ради своего собственного счастья, не задумываясь о будущем. И для обеих это обернулось каким-то разочарованием. Конечно, они нашли своё счастье, но у обеих на пути к нему были жестокие разочарования.
В «Станционном смотрителе» кажется, что судьба должна наказать героиню – Дуню – за то, что пошла против родительской воли. Но она всё же остаётся счастливой обладательницей семьи.
В «Метели» на протяжении всей повести нагнетающая обстановка, читатель ждёт трагического финала, но этого не происходит. Героиня находит своё счастье. Причём очень неожиданно.
Слайд 2
Слайд 3
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Романс из к/ф «Метель»
8 слайд
Музыка Г. Свиридова к к/ф «Метель»
6. Комментирование домашнего задания
Метод: слово учителя
Приём: инструктирующее слово
Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное
7. Итоги урока
Метод: беседа
Приём: эвристическая беседа
Итак, сегодня мы анализировали две повести из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина».
Какое произведение вам больше понравилось?
Что показалось вам наиболее важным на сегодняшнем уроке?
Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное
Устные ответы учеников.
Источник