Полный жизненный цикл объекта использования атомной энергии

Полный жизненный цикл объекта использования атомной энергии thumbnail

Статья 3. Объекты применения настоящего Федерального закона

Объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются:

ядерные установки – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

радиационные источники – не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее – пункты хранения) – стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

тепловыделяющая сборка ядерного реактора – машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции;

облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора – облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо;

ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы – не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации;

ядерное топливо – ядерный материал, предназначенный для получения тепловой энергии и (или) потоков излучения в ядерной установке за счет осуществления контролируемой ядерной реакции деления;

отработавшее ядерное топливо – ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и окончательно удаленное из нее.

Отнесение указанных в части первой настоящей статьи объектов к перечисленным категориям, состав и границы указанных объектов определяются в зависимости от категории объекта организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее – органы государственного регулирования безопасности) при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Источник

ПНСТ 157-2016

ОКС 27.120.99

Срок
действия с 2017-07-01
по 2018-07-01

1
РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией “Центр по оценке
соответствия и подтверждения качества оборудования, изделий и
технологий” (АНО “АтомТехноТест”)

2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 322 “Атомная
техника”

3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N
79-пнст

4
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения
настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в

ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и
6).

Федеральное агентство
по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о
практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а
также замечания и предложения по содержанию стандарта можно
направить не позднее чем за 9 мес до истечения срока его действия
разработчику настоящего стандарта по адресу: info@atomtechnotest.ru
– и в Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии по адресу: 109074, Москва, Китайгородский проезд, д.7,
стр.1.

В случае отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано
в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты” и
журнале “Вестник Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии”. Уведомление будет размещено также на
официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Читайте также:  Гост процессы жизненного цикла

Введение


Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к системам менеджмента, дополняющие,
но не заменяющие требования стандартов ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 54934/OHSAS 18001, и предназначен
для применения в качестве основы при создании, внедрении и/или при
переходе на системы интегрированного менеджмента в организациях,
принимающих участие на всех стадиях жизненного цикла ОИАЭ,
сооружаемых по российским проектам в Российской Федерации и за
рубежом. Он объединяет общие требования, установленные в стандартах
на системы менеджмента, под приоритетом ядерной/радиационной
безопасности.

Настоящий стандарт
устанавливает требования по разработке, поддержанию и постоянному
улучшению:


лидерства для безопасности;


менеджмента для безопасности на основе системы интегрированного
менеджмента;


культуры безопасности.

Целью стандарта является
создание системы интегрированного менеджмента, обеспечивающей:

1) понимание каждым
работником организации, как и почему его действия влияют на
безопасность ОИАЭ;

2) развитие высокой
культуры, поддержанное эффективным лидерством и коммуникациями;

3) применение системного
подхода к взаимосвязи и взаимодействию работника, технологии и
организации для предотвращения человеческих и организационных
ошибок.

Организационно-методическим
фундаментом для создания систем интегрированного менеджмента должна
служить система менеджмента качества, построенная в соответствии со
стандартами ГОСТ Р ИСО 9001,
ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 54934/OHSAS 18001, а также МАГАТЭ
GS-R-3. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы,
сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют
понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость
представляет процессный подход, который не опосредованно (как это
имеет место при функциональном подходе), а непосредственно отражает
реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе.
Немаловажно и то, что введение в действие стандартов ИСО серии 9000
в исторической ретроспективе предшествовало введению в действие
других международных стандартов на системы менеджмента и во многом
предопределило методологию их построения, так как очевидно большое
совпадение структуры и состава объектов стандартизации в ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 54934/OHSAS 18001 и МАГАТЭ
GS-R-3*. Общим для стандартов является использование цикла
управления РDСА (Plan-Do-Check-Action).
________________
*
Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в
тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. –
Примечание изготовителя базы данных.

Необходимо отметить, что
использование процессного подхода используется в стандарте ГОСТ Р ИСО 21500, что существенно
облегчает управление проектами в тех организациях, которые внедрили
у себя интегрированные системы менеджмента на основе как минимум
стандартов ГОСТ Р ИСО 9001,
ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 54934/OHSAS 18001.

Настоящий стандарт
обязателен для поставщиков организаций атомного энергопромышленного
комплекса (АЭПК) при адаптации систем менеджмента поставщиков к
требованиям, необходимым для выполнения работ и(или) оказания услуг
в области использования атомной энергии.

Настоящий стандарт не
определяет и не дублирует детальные требования в отношении
менеджмента качества, охраны окружающей среды, профессионального
здоровья и безопасности и финансового менеджмента, которые уже
установлены в стандартах ИСО, а также в международных нормах и
стандартах. Настоящий стандарт определяет требования для управления
такими требованиями в интегрированной форме с акцентом на лидерство
и менеджмент для безопасности.

1
Область применения


Настоящий стандарт
распространяется на атомный энергопромышленный комплекс, а также на
организации вне комплекса, принимающие участие в работах на всех
этапах полного жизненного цикла объектов использования атомной
энергии (ОИАЭ) в Российской Федерации и за рубежом.

Требования настоящего
стандарта предназначены для использования:


лицензиатом (эксплуатирующей организацией или организацией,
получившей лицензию на определенный вид деятельности) – в качестве
основы для лидерства и менеджмента среди тех, кто напрямую несет
ответственность за объекты использования атомной энергии (ОИАЭ), а
также за деятельность, вызывающую риск радиационной опасности,


лицензиатом – в отношении своих поставщиков оборудования, изделий и
услуг, влияющих на безопасность ОИАЭ, путем установления данных
требований в соответствующих договорах и контрактах или любым
другим путем, позволяющим включить данные требования в системы
менеджмента поставщиков,


лицензирующими органами (органами государственного надзора) – в
качестве основы для регулирования ОИАЭ и деятельности при их
сооружении и использовании.

Требования настоящего
стандарта должны включаться в систему менеджмента с учетом роли
организации в процессах Госкорпорации “Росатом”. Они применяются в
течение всего жизненного цикла ОИАЭ при всех режимах эксплуатации и
аварийных ситуациях.

Жизненный цикл ОИАЭ
включает:


для российских ОИАЭ – размещение, проектирование (включая
изыскания), конструирование, производство, сооружение или
строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию),
эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, вывод из
эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозку), обращение,
хранение, захоронение и утилизацию объектов использования атомной
энергии (в зависимости от категории ОИАЭ);

Читайте также:  Матрица жизненного цикла персонала


для ОИАЭ, сооружаемых по российским проектам за рубежом, – выбор
площадки, проектирование, строительство и монтаж, пусконаладочные
работы и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации
(или закрытие).

2
Нормативные ссылки


В
настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007
Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента
качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента
качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001-2015
Систем экологического менеджмента. Требования и руководство по
применению*
________________
*
Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы
экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
– Примечание изготовителя базы данных.

Примечание – При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования –
на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно
издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”,
который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя
“Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный
стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется
использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех
внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный
стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется
использовать версию этого стандарта с указанным выше годом
утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта
в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено
изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это
положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если
ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана
ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей
эту ссылку.

3
Термины и определения


В
настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 54934/OHSAS 18001, а также
следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

атомный
энергопромышленный комплекс
(АЭПК): Организации, осуществляющие
деятельность в горнодобывающей области, в области аффинажного,
разделительного, сублиматного производства, производства ядерного
топлива для атомных электростанций, переработки отработавшего
ядерного топлива и радиоактивных отходов, атомного энергетического
машиностроения, строительства атомных электростанций, производства
электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях, а
также научно-исследовательские и проектно-конструкторские
организации, осуществляющие деятельность в области использования
атомной энергии.

([1], статья 4)

Примечания

1
Организации атомного энергопромышленного комплекса – федеральные
государственные унитарные предприятия и федеральные государственные
организации, находящиеся в ведении органа государственного
управления использованием атомной энергии.

2
Орган государственного управления использованием атомной энергии –
Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, наделенная
полномочиями по осуществлению государственного управления
использованием атомной энергии в соответствии с главой
IV Федерального закона “Об использовании атомной энергии” и по
нормативно-правовому регулированию в области использования атомной
энергии.

([2], статья 1, пункт 3, часть 1)

3.2

безопасность АС,
ядерная и радиационная:
Свойство АС при нормальной эксплуатации
и нарушениях нормальной эксплуатации, до проектных аварий
включительно, ограничивать радиационное воздействие на персонал,
население и окружающую среду установленными пределами, ослаблять
указанное воздействие при запроектных авариях, а также ограничивать
величину вероятности возникновения аварий.

([3],
приложение 2, пункт 9)

Примечания

1
При участии организации в сооружении ОИАЭ за рубежом в ее системе
интегрированного менеджмента применяется определение ядерной
безопасности (nuclear safety), данное МАГАТЭ:

Ядерная безопасность –
достижение надлежащих условий эксплуатации, предотвращение аварий
или смягчение последствий аварии, благодаря чему обеспечивается
защита работников, населения и окружающей среды от чрезмерной
радиационной опасности.

2
В публикациях МАГАТЭ по вопросам ядерной безопасности часто
применяется сокращенная форма этого термина – безопасность
(safety). Под безопасностью подразумевается ядерная безопасность,
если не оговорено иное, особенно когда также рассматриваются другие
виды безопасности (например, пожарная безопасность, промышленная
безопасность).

([4], подпункт Я)

3.3

высшее
руководство:
Лицо или группа лиц, осуществляющих руководство и
управление организацией на высшем уровне.

Примечания

1
Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и
предоставлять ресурсы в рамках организации.

Под высшим руководством в
атомной отрасли понимаются генеральный директор (президент)
организации, руководители прямого подчинения генеральному директору
(президенту) организации, директор ОИАЭ и руководители прямого
подчинения ему.

2
Если область применения системы менеджмента охватывает не только
часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто
осуществляет руководство и управляет этой частью организации.

3
Термин является одним из числа общих терминов и определений для
стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL
к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

([5], пункт 3, часть
3.1.1)

Читайте также:  Модель догоняющего жизненного цикла продукта

3.4

заинтересованные
стороны:
Заказчики объектов использования атомной энергии
(4.10), владельцы ОИАЭ, операторы ОИАЭ, работники ОИАЭ, поставщики
ОИАЭ или эксплуатирующей организации, партнеры, профсоюзы,
саморегулируемые организации (СРО), профессиональные сообщества,
научно-исследовательские организации, правительственные органы,
органы государственного надзора, региональные органы управления, в
чью компетенцию входит выдача разрешений при сооружении ОИАЭ,
средства массовой информации, общественность, а также другие
государства, особенно соседние государства – партнеры по
межправительственным соглашениям, предполагающим обмен информацией
о возможных трансграничных влияниях, и государства, экспортирующие
или импортирующие определенные технологии или материалы.

([6], требование
10)

3.5

компетентный
заказчик:
Организация или физическое лицо, обладающие
компетенцией определить объем требований в отношении требующихся
оборудования или услуги, а также последовательно оценить
соответствие применяемых оборудования или услуги установленным
требованиям.

([6], требование 11,
пункт 4.58)

3.6

конфигурация:
Взаимосвязанные функциональные и физические характеристики
продукции, определенные в информации по конфигурации продукции.

([7], пункт 3, часть
3.3)

3.7

культура
безопасности:
Характеристика деятельности организаций, а также
психологическая и квалификационная подготовленность всех лиц,
вовлеченных в выполнение работ, влияющих на безопасность, при
которой обеспечение безопасности является приоритетной целью и
внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности
и самоконтролю при выполнении этих работ.

([3],
приложение 2, пункт 36)

Примечание – При участии
организации в сооружении ОИАЭ за рубежом в ее системе
интегрированного менеджмента применяется определение культуры
безопасности (safety culture), данное МАГАТЭ:

Культура безопасности
(safety culture) – набор характеристик и особенностей деятельности
организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что
проблемам защиты и безопасности, как обладающим высшим приоритетом,
уделяется внимание, определяемое их значимостью.

([8], Глоссарий)

3.8 лицензиат:
Юридическое лицо, имеющее лицензию.

Примечание – Виды
лицензируемой деятельности при использовании атомной энергии
установлены Федеральным законом от
21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от
02.07.2013) “Об использовании атомной энергии”.

3.9 лицензирующий
орган:
Уполномоченный федеральный орган и его территориальные
органы, предоставляющие лицензиату право на осуществление
лицензируемых видов деятельности.

Примечание – На
территории Российской Федерации лицензии на осуществление
определенных видов деятельности при использовании атомной энергии
выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор) – уполномоченным органом
государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии (органом федерального государственного надзора в
области использования атомной энергии).

3.10

объект
использования атомной энергии
(ОИАЭ): Объектами использования
атомной энергии являются:

ядерные установки –
сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные
станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные
аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и
исследовательскими ядерными реакторами, критическими и
подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны,
установки и устройства с ядерными зарядами для использования в
мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения,
комплексы, установки для производства, использования, переработки,
транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

радиационные источники –
не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты,
оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества
или генерируется ионизирующее излучение;

пункты хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища
радиоактивных отходов – стационарные объекты и сооружения, не
относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и
предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

тепловыделяющая сборка
ядерного реактора – машиностроительное изделие, содержащее ядерные
материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в
ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной
реакции;

облученные
тепловыделяющие сборки ядерного реактора – облученные в ядерном
реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие
отработавшее ядерное топливо;

ядерные материалы –
материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся
(расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества –
не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие
ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы – не
подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также
оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники
ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых
превышает уровни, установленные в соответствии с критериями,
установленными Правительством Российской Федерации.

([1], статья 3)

3.11

Источник