Политическая концепция экономического цикла

Теория политического делового цикла представляет собой еще одно из направлений развития идей теории общественного выбора. Классическая экономическая теория традиционно исследовала экономические циклы, причины которых находили в самой сфере экономики. Новая институциональная экономическая теория обратилась к иным причинам возникновения характерных циклов экономической активности. Эти причины пытались найти в особенностях функционирования политической сферы. В данном случае процессы, протекающие в политической сфере, и решения, здесь же принимаемые, рассматриваются в качестве причины специфических экономических циклов. Для объяснения такого рода циклических колебаний в экономике используется модель, которую предложил американский экономист Уильям Дабни Нор- ^ильям Дабни Нордхаус
дхаус (род. в 1941 г.).
Эта модель строится исходя из методологической предпосылки, состоящей в том, что партия, находящаяся у власти в период предвыборной борьбы, стремится проводить популярный курс экономической политики, призванный продемонстрировать успехи в сфере экономики и рост благосостояния населения. Предполагается, что это во многом способствует победе в очередной выборной кампании. В этих целях используются инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной стимулирующей политики. В частности, снижа-
ются налоги и увеличиваются государственные расходы на социальные нужды, а также проводится политика «дешевых» денег. Ускорение экономического роста сопровождается увеличением темпов инфляции.
Победа на выборах и нахождение у власти на очередной срок между выборами требует проведения не столь популярной экономической политики, направленной на стабилизацию экономики и снижение темпов инфляции. Это осуществляется теми же самыми инструментами налогово-бюджетной и денежно-кредитной, но уже сдерживающей политики: повышаются налоги, снижаются бюджетные расходы, в том числе на социальные нужды, проводится политика «дорогих» денег.
Время смены таких противоположных мер совпадает с периодичностью выборных кампаний. Это ведет к возникновению характерного экономического цикла, обусловленного мерами регулирования экономики со стороны правительства в периоды, предшествующие выборам и после выборов.
Однако условием успешности такого рода экономических мер является предположение о неосведомленности населения и бизнесменов о целях и ожидаемых результатах экономической политики государства. В противном случае население, прогнозируя последствия регулирующих мер правительства, способно предпринять собственные упреждающие действия, которые нейтрализуют экономические меры, предпринимаемые правительством.
Правильность предлагаемой модели подтверждает тот аргумент, что субъекты, действующие в политической сфере, обладают более обширной и полной информацией о процессах как в политике, так и в экономике, имеют опыт и знания. Это позволяет им манипулировать поведением избирателей для достижения политических целей. Если же предположить, что избиратели способны прогнозировать развитие экономического цикла, вызванного очередным политическим циклом, то модель У. Нордхауза требует внесения корректировок.
Некоторые усовершенствования изначальной модели были предложены в работах американского экономиста Дугласа А. Гиббса. Его идея состоит в том, чтобы ввести в модель представление о различных типах партий. Признаками, по которым делятся партии, выступают различные отношения к проблемам инфляции и безработицы. Партии, склонные допускать относительно высокие уровни инфляции для снижения безработицы, относятся к левым партиям. Партии, склонные более терпеливо относиться к росту безработицы для снижения инфляции, принято относить к правым партиям. Исходя из этих предположений победу на выборах поочередно завоевывают то левые, то правые партии. В данном случае политический деловой цикл приобретает более сложную форму и изменяет свою продолжите тельность. Партии левой ориентации, уделяющие повышенное внимание к положению наемных работников, более склонны допускать более высокий уровень инфляции, с тем чтобы не допустить рост безработицы. Правые партии, выражающие интересы собственников капитала, предпочитают снижение уровня инфляции в ущерб динамике безработицы или за счет роста уровня безработицы. В соответствии с моделью, предлагаемой Д. Гиббсом, циклические колебания в экономике связаны с изменениями экономической политики, имеющими место в результате прихода к власти правительств поочередно правой и левой ориентации.
Поскольку субъекты экономики становятся со временем более осведомленными в вопросах проводимой экономической политики, они проявляют большую способность адаптироваться к различным фазам политических циклов, вызванных проведением той или иной экономической политики, что позволяет сглаживать проявления экономических циклов, вызванных политическими циклами на достаточно длительных промежутках времени. Такого рода модель признается достаточно совершенной и довольно точно отражающей реальные процессы в экономике.
Источник
Наиболее известные авторы: У. Нордхауз, Э. Тафт, Д. Гиббс, П. Мосли, А. Алези.
Все модели политического цикла строятся на следующих предпосылках:
1) Правительства стремятся выиграть выборы для чего они стремятся максимизировать голоса;
2) Избиратели имеют предпочтения относительно экономических результатов, что отражается в их поведении при голосовании;
3) Правительства могут манипулировать экономикой ля улучшения своих шансов на переибрание.
Модель Нордхауза: «Оппортунистический деловой цикл»
Оппортунизм правительства заключается в том, что оно понимает наличие временного лага между принимаемыми мерами и их последствием, а электорат лишен такого понимания. Формирование политического курса происходит с использованием информационной асимметрии и извлечением краткосрочных выгод за счет игнорирования долгосрочных последствий. В этой модели правительство заинтересованно только в поддержании своего положения у власти, а на решение избирателей влияет только текущая политика, проводимая правительством.
Теория Нордхауза основывается на анализе кривой Филлипса, описывающей ваимосвязь между безработицей и инфляцией. Накануне выборов политик в целях завоевания популярности стремиться снизить безработицу. Что приводит к меньшей безработице и большей, чем оптимальная, инфляции. Немедленно после выборов победитель увеличивает безработицу для борьбы с инфляцией.
Правительство принимает серию краткосрочных решений, при полном игнорировании долгосрочных последствий, что приведет к более высокому уровню инфляции. Поскольку рост инфляции происходит с некоторой задержкой относительно снижения безработицы, то правительство создает себе «окно» в течении которого инфляция и безработица одновременно временно низкие.
Модель «Партийного делового цикла» Дугласа Гиббса
Цикличность деловой активности объясняется сменой правящих партий. Конкурирующие партии имеют различные цели и используют различные политические меры и, таким образом, сменяя друг друга в правительстве, инициируют циклы в экономике. В этом случае экономические условия меняются не до, а после выборов и цикл будет иметь продолжительность, как минимум, один электоральный период.
Модель политического делового цикла Гиббса построена на том, что в каждой стране имеется компромисс между безработицей и инфляцией, который описывается кривой Филлипса. Программы партий левого толка делают акцент на обеспечении высокого уровня занятости, а значит, страны с левым правительством во главе должны иметь меньшую безработицу и большую инфляцию, чем страны с правым и центристским правительством. Объясняется это тем, что предпочтения в пользу сокращения безработицы сильнее у рабочего класса, который больше от нее страдает и меньше от инфляции.
Выводы
Экономическая политика это особый объект исследования, который представляет собой совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов, а также на устранение или уменьшение негативных факторов экономического развития.
Методические рекомендации к лекции
При изучении данной темы раскройте понятие экономической политики, выявите ее цели и задачи, изучите теорию экономических порядков Вальтера Ойкена, концепцию Я. Тинбергена, положения школы общественного выбора Бьюкенена и Кеннета Эрроу, теорию политического делового цикла.
Литература
1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. История и современность. Курс лекций. М., 1996.
2. Бункина М.К., Семенов А.М. «Экономическая политика» – М.,1997
3. История экономических учений: современный этап. Под ред. Худокормова А.Г., М., 1998.
4. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 2004.
Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
1. Назовите цели и задачи экономической политики. Чем объясняется совпадение целей различных типов экономической политики?
2. Что такое экономический порядок? Какие данные необходимы для принятия политико-экономических решений? Дайте типологию типологию экономических политик по В. Ойкену, охарактеризуйте каждую из них?
3. Методологические предпосылки теории общественного выбора. В чем состоят проблемы коллективного выбора?
4. Предпосылки теории политического делового цикла? Модель «Оппортунистического делового цикла» Нордхауза и модель «Партийного делового цикла» Д. Гиббса?
Источник

При анализе эмпирических данных и фактов, подтверждающих цикличность развития экономических систем, многие экономисты обратили внимание на совпадения определенных политических процессов и колебаний деловой активности. Сформированная на этой основе гипотеза о том, что циклы экономической активности определяются выборами в высшие органы власти и последующим принятием политических решений, была развита в теорию политико-экономического цикла.
Политико-экономические циклы характеризуются повторяемостью, ритмичностью политического процесса и связанными с этим колебаниями объемов производства, занятости и других экономических показателей. При анализе политико-экономических циклов речь идет не об отдельных сторонах жизни субъектов и объектов политического или экономического процесса, а об их взаимосвязи, определяющей ритм политико-экономического развития общества.
Политико-экономический цикл присущ всем странам, независимо от уровня их экономического развития. Однако он наиболее заметен в странах с невысоким уровнем развития, где бедность населения повышает электоральную отдачу на предвыборные издержки, а возможность послевыборного проведения эффективной экономической политики существенно ограничена жестким лоббированием и повышенными запросами властной элиты. Этого вполне достаточно для того, чтобы выборы завершились ускорением инфляции и девальвацией денежной единицы, например, в Мексике все крупнейшие финансовые кризисы конца ХХ века (1976, 1982 и 1994 гг.) возникали сразу же после завершения президентской кампании.
Политико-экономические циклы могут быть двух видов:
· электоральные или выборные, то есть связанные с выборами в органы власти;
· поколенческие, более долгосрочные, где цикличность выражается через смену правящих поколений.
Политическая система каждого общества характеризуется привычными ему политическими циклами, которые сложились в ходе его культурно-исторического развития. Демократические политические системы, например, североамериканские или западноевропейские, функционируют и развиваются посредством выборных политических циклов. Их продолжительность составляет 4-5 лет, на такой срок чаще всего делегируются полномочия президентам и парламентариям. Ритм развития и функционирования авторитарных политических систем (главным образом, афро-азиатских) образуется в результате смены поколенческих политических циклов. В этом случае сроки президентства не ограничиваются, либо вместо президентских выборов проводится референдум.
Одной из основных классических моделей, описывающих политико-экономический цикл, является модель У. Нордхауса, увязывающая колебания экономических переменных с электоральным циклом.
Исследование политического цикла, представленное американским экономистом Уильямом Нордхаусом в 1975 г. в работе «Политический деловой цикл» с использованием теоретико-игрового подхода было пионерским и определило начало целому политэкономическому направлению.
Nordhaus W. The Political Business Cycle // Review of Economic Studies. 1975. 42. P.169-190.
В этой модели избиратели оценивают политика по принятым решениям, их ожидания адаптивны и основываются на прошлом. Задачей политика является переизбрание на следующий срок, достижение этого зависит от состояния экономики, определяемого двумя показателями: темпом инфляции (π) и уровнем безработицы (u).
В краткосрочном периоде между этими переменными существует обратная зависимость, описываемая «при прочих равных условиях» кривой Филипса (рис.14.6, а). В долгосрочном периоде (рис.14.6, б) состояние экономики определяется естественным уровнем безработицы – ũ, точка с координатами (ũ, 0) отражает оптимальное состояние экономики для общества.
Рис.14.6. Зависимость между уровнем инфляции и безработицы
в краткосрочном (а) и долгосрочном (б) периоде
Все избиратели, участвующие в выборах, имеют свою собственную шкалу предпочтений относительно возможных комбинаций темпа инфляции и уровня безработицы. В этом случае, при произвольном выборе величин π и u можно предположить, что в обществе будут существовать избиратели, которые выскажутся за такое состояние экономики. Графическая интерпретация предпочтений избирателей представлена в виде линий равных предпочтений (рис.14.7), сходных с кривым безразличия в теории потребительского выбора. Линии равных предпочтений будут иметь выпуклую форму, так как избиратели полагают, что меньшее значение уровней инфляции и безработицы лучше большего.
Каждой из линий можно приписать определенный процент электората, голосующего «за», и не меняющийся при движении вдоль кривой, например из точки В в точку С. Стрелка на рисунке указывает направление роста предпочтений большинства голосующих. Чем ближе фактическое состояние экономики к оптимальному, тем больше избирателей готово проголосовать «за» при различных сочетаниях инфляции и безработицы. Кривая, представляющая голоса 50% избирателей, разделяет область победы правящей партии на выборах, лежащую ниже ее, от области поражения.
При существовании двухпартийной системы и проведении демократического голосования, все избиратели имеют возможность определить эффективность политики правящей партии, сопоставляя фактическую экономическую ситуацию с неким выбранным для себя стандартом. На основе проведенного сравнения, избиратели принимают решение голосовать за или против правящей партии. Функция всеобщего голосования в модели Нордхауса представлена в следующем виде: Vt = f (ut, πt), где текущая ситуация, описываемая параметрами π и u, может изменяться во времени, на что и указывает индекс t.
На основе функции всеобщего голосования, позволяющей соотносить итоги выборов и обоснованность проводимой правящей партией политикой, выводится функция общественного благосостояния. С ее помощью в модели политико-экономического цикла производится расчет наиболее оптимального, с учетом текущей экономической ситуации, сочетания инфляции и безработицы для общества в целом.
Для оценки общественного благосостояния Нордхаус предлагает учитывать мнения будущих поколений, вводя в модель дисконтирующий множитель в виде экспоненты exp(-pt), это позволяет суммировать мнения будущих поколений, причем, чем дальше от настоящего времени находятся будущие избиратели, тем с меньшим весом учитывается их мнения при расчете функции общественного благосостояния. Таким образом, функция общественного благосостояния (W) в модели Нордхауса выглядит как сумма дисконтированных вкладов всех голосующих, начиная с данного момента t = 0 и до бесконечности, то есть как интеграл от функции всеобщего голосования f (ut, πt): W= f (ut, πt) exp(-pt) dt.
Функция общественного благосостояния характеризует отношение общества к экономике в долгосрочном периоде. При этом определяющую роль играет показатель дисконтирования -p, входящий в «обрезающую» экспоненту exp(-pt), который в каком-то смысле задает распределение ресурсов между настоящим и будущими поколениями. В то же время, исследование, проведенное У. Нордхаусом, показывает что правительство, не ограниченное четкими временными рамками, всегда будет проводить эгоистическую политику, совершенно не учитывающую будущие поколения.
Модель политико-экономического цикла строится на основе следующих предпосылок и допущений: в возможности правительства входит проведение экономической политики и воздействие, таким образом, на состояние экономики; ожидания избирателей базируются на прошлом периоде; итоги голосования описываются функцией всеобщего голосования f(ut, πt), представленной на рис.14.7 контурами кривых, указывающих процент избирателей, одобряющих определенные сочетания уровней инфляции и безработицы.
Предположим, что изначально состояние экономики соответствовало точке А (рис.14.8), имеющей координаты (ũ, π1). В ситуации приближающихся выборов правящая партия будет стремиться увеличить свою популярность и перейти на другую кривую равных предпочтений, обеспечивающую партии больший процент голосов. Для достижения этого правительство будет проводить политику, направленную на увеличение деловой активности, например, увеличит предложение денег в экономике.
Рис. 14.8. Модель политического цикла У. Нордхауса
В результате этого экономика переместится в точку В, характеризующуюся снижением уровня безработицы, но предполагающую увеличение инфляции. Инфляционные ожидания населения будут ниже, чем фактический темп инфляции и будут расти. Это сдвинет краткосрочную кривую Филипса вверх вправо – из положения SRPS1 в SRPS2. Новое экономическое равновесие установится в точке C, соответствующей естественному уровню безработицы, но высокой инфляции. Правительство будет принимать меры, направленные на снижение темпа инфляции. Экономика переместится в точку D, где ожидаемая инфляция будет больше фактической. Инфляционные ожидания снизится, краткосрочная кривая Филипса вернется в положение SRPS1 и экономика вернется в точку А.
Таким образом, формируется политико-экономический цикл: А→В→С→D→А, совпадающий с электоральным циклом. В его рамках можно выделить два этапа: после победы победившая партия нацелена на борьбу с инфляцией, что сопровождается ростом безработицы, а перед выборами правительство проводит политику, направленную на снижение уровня безработицы без оглядки на рост инфляции. Схематически это отражено на рисунке 14.9.
Рис.14.9. Изменение уровней безработицы (а) и инфляции (б)
в рамках 5-летнего электорального цикла
Эмпирическая проверка достоверности политического цикла Нордхауса осуществлялась и в странах СНГ. Так, например, выборы, проводимые в России в последнее десятилетие ХХ века, могут быть описаны при помощи этой модели. Однако российский политический цикл имел перевернутый характер – после выборов проводится политика, направленная на повышение уровня занятости и стимулирования деловой активности, а антиинфляционная политика осуществлялась непосредственно перед выборами.
Мау В., Синельников-Мурылев С., Трофимов Г. Макроэкономическая стабилизация: тенденции и альтернативы экономической политики России: Научное издание. – М.: ИЭППП, 1996.
Уильям Нордхаус осуществил эмпирическую проверку полученных выводов на основе имеющихся статистических данных за период 1947 – 1972 гг. для 9 стран (Австралия, Канада, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания, США). Более или менее удовлетворительные результаты совпадения политического цикла и изменения экономических показателей получились лишь в случае Франции и Швеции. Три страны – Германия, Новая Зеландия и США – обнаружили заметное сходство политического и делового циклов.
Результаты сопоставления модели политического цикла Нордхауса и практики оказались достаточно скромными. Дальнейшие исследования взаимосвязи политического и делового цикла строились с применением более широкого использования теории игр, усложнением математического аппарата и отходом от нереалистических предпосылок данной модели, то есть с учетом рациональных ожиданий избирателей и существенных различий в программах политических партий (модель политико-экономического цикла Д.Гиббса, модель А.Алесины).
Так, согласно модели Гиббса, циклические колебания экономической системы напрямую связаны со сменой правых и левых партий в правительстве страны. Правые партии ориентированы на поддержку крупного бизнеса и больше внимания уделяют антиинфляционной политике, даже при условии снижения занятости. Левые партии в большей степени ориентированы на проведение социальной политики и сокращение безработицы (даже за счет роста инфляции), что обеспечивает им поддержку со стороны наемных работников, для которых важно увеличение рабочих мест.
В модели А.Алесины экономический цикл так же рассмотрен в контексте действия политических партий, основывающихся на идеологической платформе. С использованием теоретико-игровой модели при условии рациональных ожиданий избирателей, делается вывод, что в США можно ожидать спада с приходом к власти республиканской партии и подъемом в начале срока правления демократической. Во второй половине срока обеих партий рост выпуска будет приблизительно одинаковым с более низкой инфляцией при республиканском правлении. Эти теоретические выводы имеют эмпирическое подтверждение.
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 392 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник