Поэмы гомера и мифы троянского цикла

Древней Греции рассказывает о событиях,связанных с городом Троей и Троянской войной.Война началась из-за похищения Парисом Елены Прекрасной,а завершилось разрушением Трои.
Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера “Илиада”, трагедиям Софокла “Аякс-биченосец”, “Филоктет”, Еврипида “Ифигения в Авлиде”, “Андромаха”, “Гекуба”, поэмам Вергилия “Энеида”, Овидия “Героини” и отрывкам ряда др. произведений.
Троянский цикл стал восходящей точкой для мифов и мифологических циклов более поздней поры. Так, цикл мифов о Одиссее начинается с того, что закончилась Троянская война и герои получили, в конце концов, возможность вернуться домой. Одиссей стал героем целого мифологического цикла потому, что именно благодаря ему произошли главные события войны. Вспомним, Одиссей придумал “троянского коня”, именно он разгадал хитрость Фетиды, которая спрятала на Лемносе Ахилла, он был среди тех, кто собственным примером вдохновлял греческих воинов, когда приходил в упадок их дух, он был посланцем от Агамемнона к жрецу Аполлона в деле Хрисеиды и т.п. Тем не менее, думается, что главная причина кроется в том, что в жизни древних греков настало время прославить не только и не столько физическую силу, а и человеческий ум. Одиссей был, безусловно, лучшим претендентом из древнегреческих героев, недаром он вошел в мировую культуру под именем (“хитроумный”).
«Одиссе́я» – вторая после «Илиады» классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана, вероятно, в VIII веке до н. э. или несколько позже.Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.
Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует мифическими элементами, которых здесь даже больше (встречи с циклопом Полифемом, волшебницей Киркой, богом Эолом и т. п.). Большинство приключений в поэме описывает сам Одиссей во время пира у царя Алкиноя.
Будто продолжением Троянского цикла является и сравнительно небольшой мифологический цикл о Агамемноне и его сыне Оресте. Во-вторых, и это, безусловно, является главным, Троянский цикл был мощным источником сюжетов, мотивов, образов, идей и проблем для античной литературы. Назовем хотя бы главные, всемирно известные литературные произведения античности, в которых ощущается отголосок Троянских мифов: поэма Гесиода “Теогония”, трагедия Эсхила “Агамемнон”, “Хоефоры”, “Эвмениды..”.В Троянскую войну Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском.Решившие двинуться походом против Илиона совещались в Элленионе в Спарте.Отправлявшиеся походом на Илион клялись не прекращать войны у статуи Зевса Механея в Аргосе. Перед войной Агамемнон посетил оракул в Дельфах. Медный порог шатра Агамемнона показывали в Авлиде. Нечаянно убил лань Артемидыи был вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению, но она в последний момент была спасена Артемидой.Привёл под Трою 100 кораблей. Воздвиг алтарь 12 богам на острове Лект, а также святилище царя у озера Селинусия (Иония). Всего убил 16 воинов.В погребальных играх по Ахиллу участвовал в состязании наездников.Из-за прекрасной пленницы Брисеиды у него возник раздор с Ахиллесом. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и заканчивая самим Агамемноном и его детьми – Ифигенией и Орестом.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Эпический цикл (греч. Ἐπικὸς Κύκλος) или троянский цикл представлял собой собрание древнегреческих эпических поэм, написанных в дактилическом гекзаметре и связанных с историей Троянской войны. Он включает такие произведения как «Киприи», «Эфиопида», так называемая «Малая Илиада», «Разрушение Илиона», «Возвращения» и «Телегония». Исследователи иногда включают два гомеровских эпоса, «Илиаду» и «Одиссею», в число поэм эпического цикла, но этот термин чаще используется для обозначения негомеровских поэм в отрыве от гомеровских.
В отличие от «Илиады» и «Одиссеи» произведения эпического цикла сохранились лишь в виде фрагментов и кратких изложений в источниках поздней античности и византийского периода.
Эпический цикл представлял собой выражение в литературной форме устной традиции, которая развивалась в течение древнегреческих Тёмных веков и частично основывалась на локальных культах героев. Традиционный материал, из которого были взяты литературные эпосы, отображал микенскую культуру бронзового века с позиций железного века и более позднего периода в истории Древней Греции.
В современной науке изучение историко-литературных связей между гомеровскими эпосами и эпическим циклом называют неоанализом.
Более длинный эпический цикл, описанный учёным и священнослужителем IX века н. э. Фотием I, патриархом Константинопольским, в кодексе 239 его «Библиотеки», также включал «Титаномахию» (VIII век до н. э.) и фиванский цикл (между 750 и 500 годами до н. э.), последний, в свою очередь, включал «Эдиподею», «Фиваиду», «Эпигонов» и «Алкмеониду». Однако, несомненно то, что ни один из циклических эпосов (кроме гомеровских) не сохранился до времени Фотия I, и вполне вероятно, что он не имел в виду канонический сборник. Современные учёные обычно не включают фиванский цикл в эпический цикл.
Содержание[править | править код]
Название | Длина (книги) | Автор | Содержание |
---|---|---|---|
Киприи | 11 | Стасин | События, предшествовавшие Троянской войне и первые 10 лет конфликта, особенно касающиеся суда Париса |
Илиада | 24 | Гомер | Гнев Ахилла, направленный сначала на царя Агамемнона, а затем на троянского царевича Гектора, выразившийся в том, что Ахилл убил Гектора в отместку за смерть Патрокла, а Приам прибыл к Ахиллу, чтобы выкупить тело Гектора, своего сына |
Эфиопида | 5 | Арктин Милетский | Прибытие троянских союзников, амазонки Пентесилеи и Мемнона; их смерть от рук Ахилла в отместку за гибель Антилоха; смерть самого Ахилла |
Малая Илиада | 4 | Лесх Лесбосский | События после смерти Ахилла, включая строительство троянского коня и вооружение Одиссея |
Разрушение Илиона | 2 | Арктин Милетский | Разрушение Трои греками |
Возвращения | 5 | Агий или Евмел Коринфский | Возвращение греческих войск на родину и события, связанные с их прибытием, включая возвращения Агамемнона и Менелая |
Одиссея | 24 | Гомер | Конец пути Одиссея на родину и его месть женихам его супруги Пенелопы, которые пользовались имуществом Одиссея в его отсутствие |
Телегония | 2 | Евгаммон из Кирены | Путешествие Одиссея в Теспротию, возвращение в Итаку и смерть от руки своего незаконнорожденного сына Телегона |
Свидетельства[править | править код]
Геродот знал о «Киприях» и «Эпигонах», когда писал свою «Историю» в середине V века до н. э. Он отверг авторство Гомера для первого и поставил под сомнение его для второго произведения[1].
Эпический цикл не «упоминался в целом» (включая фиванский цикл) до II века н. э., но «троянский цикл» был очевидно известен по крайней мере с IV века до н. э., поскольку Аристоксен упоминает альтернативное начало «Илиады»[2].
Аристотель в своей «Поэтике» критиковал «Киприи» и «Малую Илиаду» за фрагментарный характер их сюжетов[3].
«Библиотека», приписывавшаяся Аполлодору Афинскому, и латинская «Генеалогия» II века н. э., приписываемая Гаю Юлию Гигину, также опирались на них. Кроме того, есть также надписи «Tabula iliaca», которые описывают те же мифы[2].
Библиография[править | править код]
- Abrantes, M.C. 2016, Themes of the Trojan Cycle: Contribution to the study of the greek mythological tradition (Coimbra). ISBN 978-1530337118
- Burgess, J.S. 2001, The Tradition of the Trojan War in Homer and the Epic Cycle (Baltimore). ISBN 0-8018-7890-X (pbk)
- Davies, M. 1989, The Greek Epic Cycle (Bristol). ISBN 1-85399-039-6 (pbk)
- Kullmann, W. 1960, Die Quellen der Ilias (troischer Sagenkreis) (Wiesbaden). ISBN 3-515-00235-9 (1998 reprint)
- Michalopoulos, Dimitris, Homer’s Odyssey beyond the myths, Piraeus: Institute of Hellenic Mari History, 2016. ISBN 9786188059931.
- Monro, D.B. 1883, «On the Fragment of Proclus’ Abstract of the Epic Cycle Contained in the Codex Venetus of the Iliad», Journal of Hellenic Studies 4: 305-334.
- Monro, D.B. 1901, Homer’s Odyssey, books XIII-XXIV (Oxford), pp. 340-84. (Out of )
- Severyns, A. 1928, Le cycle épique dans l’école d’Aristarque (Liège, Paris). (Out of )
- Severyns, A. 1938, 1938, 1953, 1963, Recherches sur la «Chrestomathie» de Proclos, 4 vols. (Bibliothèque de la faculté de philosophie et lettres de l’université de Liège fascc. 78, 79, 132, 170; Paris). (Vols. 1 and 2 are on Photius, 3 and 4 on other MSS.)
- Severyns, A. 1962, Texte et apparat, histoire critique d’une tradition imprimée (Brussels).
Примечания[править | править код]
Источник
В древнегреческой мифологии мифы Троянского цикла занимают особое место. Современный мир знает об этих сюжетах в основном благодаря эпосу Гомера “Илиада”. Однако еще до него в фольклоре этой античной культуры бытовали сюжеты, рассказывающие о Троянской войне. Как и полагается мифу, эта история получила большое число персонажей, связанных с религией и богами.
Источники
События Троянской войны археологи и историки относят к XII веку до нашей эры. До того как древний город был обнаружен немецкой экспедицией Генриха Шлимана, он также считался легендой. Исследователи в своих поисках опирались не только на “Илиаду”, но и на “Киприи”. Этот сборник повествовал не только о Трое, но и о непосредственном поводе к войне.
Яблоко раздора
На свадьбу Пелея и Фетиды собрались обитатели Олимпа. Позвали всех, кроме Эриды. Это была богиня хаоса и раздора. Она не смогла вынести такой обиды и подбросила на праздничный стол золотое яблоко, которое росло в лесу нимф Гесперид.
На плоде была отчетливая надпись «Самой прекрасной». Мифы Троянского цикла утверждают, что из-за него начался спор между тремя богинями – Афродитой, Герой и Афиной. Именно из-за этого сюжета во многих языках мира закрепился фразеологизм «яблоко раздора».
Богини попросили Зевса, чтобы он разрешил их спор и назвал самую прекрасную. Однако тот не решился назвать имя, потому что ему хотелось сказать, что это Афродита, в то время как Афина была его дочкой, а Гера – женой. Поэтому Зевс предложил сделать выбор Парису. Это был сын правителя Трои Приама. Он выбрал Афродиту, потому что та пообещала ему любовь женщины, которую он пожелает.
Вероломство Париса
Наделенный чарами Парис прибыл в Спарту, где гостил в царском дворце. Он покорил Елену – жену царя Менелая, который в этот момент отбыл на Крит. Парис бежал вместе с девушкой к себе домой, одновременно забрав золото из местной казны. Мифы Троянского цикла повествуют, что такое вероломство объединило греков, которые решили объявить Трое войну.
В войске эллинов было множество легендарных воинов. Главой армии признали Агамемнона. Там же был сам Менелай, Ахилл, Одиссей, Филоктет, Нестор, Паламед и т. д. Многие из них были героями – то есть детьми богов и смертных. Например, таким являлся Ахилл. Он был идеальным воином без недостатков. Единственным его слабым местом оказалась пята. Причина этого была в том, что его мать – Фетида – держала младенца за ногу, когда опускала его в печь бога Гефеста, чтобы наделить ребенка нечеловеческой силой. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», означающее единственное уязвимое место.
Многолетняя осада
Всего в войске греков было около ста тысяч воинов и тысячи кораблей. Они отправились по морю из Беотии. После удачной высадки эллины предложили троянцам мирные переговоры. Их условием была выдача Елены Прекрасной. Однако жители Трои отказались от такого предложения.
Их главнокомандующим считался Гектор – сын Приама и брат Париса. Он руководил войском в два раза меньшим, чем у ахейцев. Зато на его стороне были мощные крепостные стены, которые еще никому не удавалось взять или разрушить. Поэтому грекам не осталось ничего, кроме как начать длительную осаду. В то же время Ахилл с частью войска ограбил соседние азиатские города. Однако Троя не сдавалась, и ровно девять лет прошло в безрезультативной осаде и блокаде. Дочери Ания Энотрофы помогали грекам получать продовольствие на чужбине. Они превращали землю в злаки, масло и вино, если верить тому, что рассказывают мифы Древней Греции. Троянский цикл мало повествует о многолетней осаде. Например, Гомер посвящает свою Илиаду последнему, 41-му дню войны.
Проклятие Аполлона
Греческое войско часто брало пленников, которые оказывались за пределами Трои. Так, в неволю попала дочь Хриса – одного из жрецов Аполлона. Он прибыл во вражеский лагерь, умоляя вернуть ему девушку. В ответ он получил грубые насмешки и отказ. Тогда жрец в порыве ненависти попросил Аполлона о справедливой мести к изуверам. Бог послал на войско моровую язву, которая начала косить одного солдата за другим.
Троянцы, узнав об этом несчастии неприятеля, вышли из города и приготовились дать бой ослабленной армии. В последний момент дипломаты с двух сторон договариваются, что конфликт должен решиться очным поединком между Менелаем и Парисом, чей поступок и стал причиной войны. Троянский царевич потерпел поражение, после чего договор должен был быть наконец исполнен.
Однако в самый решающий момент один из осажденных солдат пустил стрелу в лагерь греков. Завязалась первая открытая битва под стенами города. Об этом событии подробно повествуют легенды и мифы Древней Греции. Троянский цикл включает смерть многих героев. Например, Агенор (сын старейшины Трои) убил Элефенора (царя Евбии).
Первый день битвы привел к тому, что греки были оттеснены к своему лагерю. Ночью они окружили его рвом и приготовились к обороне. Обе стороны предали земле своих погибших. Сражение продолжилось в следующие дни, о чем рассказывает Троянский цикл мифов. Краткое содержание таково: осажденным под руководством Гектора удается разрушить ворота греческого лагеря, в то время как часть греков вместе с Одиссеем уходит на разведку. Скоро напавших выбили из стана, но потери ахейцев были велики.
Гибель Патрокла
Все это время Ахилл не участвовал в сражениях из-за того, что поругался с Агамемноном. Он оставался на корабле вместе со своим любимцем Патроклом. Когда троянцы начали жечь суда, юноша уговорил Ахиллеса отпустить его сражаться с неприятелем. Патрокл даже получил оружие и доспехи легендарного воина. Троянцы, приняв его за Ахилла, в ужасе начале убегать обратно в город. Многие из них пали от меча в руках спутника греческого героя. Но Гектор не ослаб духом. Призвав на помощь бога Аполлона, он сразил Патрокла и отобрал у него меч Ахилла. Герои Троянского цикла мифов часто поворачивали развитие сюжета в противоположную сторону.
Возвращение Ахилла
Смерть Патрокла стала потрясением для Ахилла. Он раскаялся в том, что все это время был в стороне от битвы, и помирился с Агамемноном. Герой решил мстить троянцам за гибель лучшего друга. В следующем сражении он отыскал Гектора и убил его. Труп врага Ахилл привязал к своей колеснице и трижды провез вокруг Трои. Убитый горем Приам выпросил останки сына за огромный выкуп. Ахилл отдал тело в обмен на золото, равное его весу. О такой цене рассказывает Троянский цикл мифов. Основные сюжеты всегда повествуются в античных произведениях с помощью метафор.
Весть о гибели Гектора быстро распространилась по всему античному миру. На помощь троянцам пришли воительницы амазонки и войско эфиопов. Парис, мстя за брата, выстрелил Ахиллу в пятку, отчего тот вскоре скончался. Сам троянский наследник также погиб, после того как был смертельно ранен Филоктетом. Елена стала женой его брата Деифоба. Мифы Троянского цикла подробно рассказывают об этих драматических событиях.
Троянский конь
Обе стороны понесли большие потери. Тогда греки, видя безрезультатность своих попыток овладеть городом, решили воспользоваться хитростью. Они построили огромного деревянного коня. Эта фигура была полой внутри. Там укрылись самые храбрые воины Греции, которыми теперь руководил Одиссей. В то же время основная численность греческого войска покинула лагерь и на кораблях отплыла от берегов.
Удивленные троянцы вышли за пределы города. Их встретил Синон, который объявил, что для того, чтобы умилостивить богов, необходимо установить фигуру коня на центральной площади. Так и было сделано. Ночью Синон выпустил спрятавшихся греков, которые перебили стражу и открыли ворота. Город был разрушен до самого основания, после чего так и не смог восстановиться. Греки вернулись домой. Обратное путешествие Одиссея стало основой для сюжета поэмы Гомера «Одиссея».
Источник
Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.
8 КЛАСС
ЦИКЛЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ
Древнегреческая мифология является одним из самых ярких феноменов мировой цивилизации. Она не только показала самобытность мышления, познания древними греками закономерностей, царящих в мире, места человека в нем, но и сформулировала универсальный кодекс человеческой чести, замеры благородного поведения. В ней укоренены духовность, этические принципы, культура многих европейских народов. Без знания ее не познать глубин истории, многих религиозных систем, вершинных достижений литературы, музыки, живописи, архитектуры, кино – и театрального искусств.
Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека. Именно поэтому мифы Древней Греции изучаются в школе, популярные среди людей, неравнодушных к своему духовному развитию и уровня личной культуры.
ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ
( Сокращенно)
Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера «Илиада», трагедиями Софокла «Аякс-бичоносець», «Ділоктет», Еврипида «Ифигения в Авлїді», «Андромаха», «Гекуба», поэмам Вергилия «Энеида», Овидия «Героини» и отрывкам ряда других произведений.
Елена, дочь Зевса и Леды
Некогда славный герой Тіндарей был изгнан из своего царства Гіппокоонтом. После долгого блуждания он нашел убежище у царя Этолии, Фестия. Полюбил царь Фестій героя и отдал ему в жены свою прекрасную дочь Леду.
Четверо детей имела Леда. Прекрасная Елена и Полидевк были детьми Леды и громовержца Зевса. Зная о божественную красоту Елены, похитил ее у Тиндарея великий герой Аттики Тесей, но братья Елены, Полидевк и Кастор, освободили сестру и вернули ее в родительский дом. Не решался Тіндарей отдать Елену за кого-то из героев, которые приходили к нему. Наконец, хитроумный герой Одиссей дал такой совет Тіндареєві:
– Пусть прекрасная Елена решит сама, чьей женой она хочет стать. А все женихи пусть заприсягнуться в том, что никогда не поднимут оружия они на того, кого возьмет Елена мужа.
Послушался Тіндарей Одіссейової советы. Все женихи заприсяглись, а Елена выбрала одного из них – прекрасного сына Атрея, Менелае. После смерти Тиндарея он стал царем Спарты.
Пелей и Фетида
Знаменитый герой Пелей был сыном мудрого Эака, сына Зевса и дочери речного бога Асопа, Эгины. Братом Пелея был герой Теламон. Пришлось бежать с родины Пелею и Теламону, потому что они убили из зависти своего сводного брата. Пелей отправился в богатую Фтию, Там принял его герой Эвритион и за жену дал ему свою дочь Антигону. Во время Калидонской охоты Пелей нечаянно убил Эвритиона. Расстроен этим несчастьем, покинул Пелей Фтию и пошел в Иолк. В Иолке пленилась им его красотой жена царя Акаста. Оттолкнул Пелей жену своего друга, а она, мстя ему, оклеветала его перед мужем. Поверил жене Акаст и решил погубить Пелея. Акаст спрятал чудесный меч Пелея, который подарили ему боги. Никто не мог устоять в бою с Пелеем, когда он сражался этим мечом.
Акаст был уверен, что, лишившись своего чудесного меча, погибнет Пелей. Но кентавр Хирон помог герою отыскать чудодейственный меч. Отомстил Пелей и предателю Акастові. Он убил Акаста и его жену.
Когда титан Прометей открыл великую тайну, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын, который будет могущественнее отца и свергнет его с престола, он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею, так как от этого брака родится великий герой. Пелей должен был победить богиню в единоборстве. <…> Побеждена была Фетида, теперь она должна была стать Пелейовою женой.
В обширной пещере кентавра Хирона отпраздновали боги свадьбу Пелея с Фетидой. Веселились боги. Одна только богиня раздора Эрида не принимала участия в свадебном пире. Она Взяла золотое яблоко из далеких садов Гесперид; одно только слово было написано на этом яблоке – «прекраснейшей». Увидели боги яблоко, подняли и прочитали на нем надпись. Но какая из богинь прекраснейшая? Сейчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви златой Афродитой.
Зевс взял яблоко, отдал его Гермесу и велел ему вести богинь в окрестности Трои, на склоны высокой Иды. Там должен был решить прекрасный сын царя Трои Приама, Парис, которой из богинь должно принадлежать яблоко, которая из всех их «прекраснейшая».
Суд Париса
Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису. Перед рождением Париса мать его Гекаба видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испугалась Гекаба, она рассказала свой сон мужу. Обратился Приам к предсказателя, а тот сказал ему, что в Гекаби родится сын, который будет виновником гибели Трои.
Поэтому Приам, когда родился в Гекаби сын, велел своему слуге Агелаєві отнести его на высокую Иду и бросить там, в лесных чащах. Но не погиб сын Приама – его вскормила медведица. Через год нашел его Агелай и воспитал, как родного сына, назвав Парисом. Парис выделялся среди своих сверстников силой, они назвали его Александром (защитником мужей).
К Парису и появились богини с Гермесом.
– Возьми это яблоко, Парісе, – сказал Гермес, – ты видишь, перед тобой стоят три богини. Отдай яблоко той из них, которая самая красивая. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь.
<…> Афродита обещала ему в жены самую красивую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Недолго думал Парис, услышав обещание Афродиты: он отдал яблоко ей.
Парис возвращается в Трою
После встречи с богинями Парис недолго оставался в лесах Иды. Приам, видя, что жена его Гекаба не может утешиться и все скучает по потерянным сыном, устроил богатые игры в честь погибшего, как думал он, сына. Как награда победителю назначен был лучший бык из стада царя Приама. Этот бык был именно в том стаде, которое пас Парис. В Трои увидел Парис соревнования героев. Он принял участие и победил всех, даже могучего Гектора.
Разгневались сыновья Приама на то, что их победил какой-то пастух. Пріамів сын Деїфоб выхватил меч и хотел убить Париса. Увидела его у алтаря вещая дочь Пріамова, Кассандра. Сразу поняла она, кто этот пастух. Обрадовались Приам и Гекаба, что нашли потерянного сына, и с большим торжеством повели его во дворец.
Парис похищает Елену
Прошло много дней, с тех пор как вернулся Парис. Теперь он был царевичем, а не обычным, никому неизвестным пастухом. Но Афродита сама напоминала ему о прекрасной Елене и помогла своему любимцу построить великолепный корабль, и он собрался уже подплыть в Спарту, где жила Елена. Отчаяние охватило Кассандру, когда она увидела, как удалялся быстроходный корабль Париса от родных берегов.
Прошел Парис богатую Фтию, Саламин и Микены, и прибыл, наконец, к берегам Лаконии. Причалил Парис в устье Эврота, и пошел он к царю, как гость, не замышляющий ничего злого.
Радостно поздравил Менелай Париса и Энея. Во время трапезы впервые увидел Парис прекрасную Елену. Полный восторга, он смотрел на нее, любуясь ее неземной красотой. Полонилася красотой Париса и Елена.
Когда Менелай уехал, Парис тотчас же решил воспользоваться его подъездом. С помощью Афродиты он уговорил нежными вещами прекрасную Елену покинуть дом мужа и бежать с ним в Трою. Все забыла Елена – мужа, родную Спарту и дочь свою Гермиону ради любви к Парису.
Быстро несся корабль Париса по морским волнам назад к троянским берегам. Радовался Парис, с ним была прекраснейшая из смертных женщин, Елена. Могучий бог моря Нерей предсказал гибель Париса и всей Трои. Но Афродита успокоила их и заставила забыть это гроВНОе предсказание.
Менелай готовится к войне против Трои
Только прекрасная Елена покинула с вероломным дворец Менелая Парисом, Менелай отправился домой. Страшно разгневался он, увидев, что предала его Елена и что похищено его сокровища. Сейчас Менелай уехал к своему брату Агамемнону, чтобы посоветоваться с ним, как отомстить Парису за его вероломство.
С героями и их войсками советовал Агамемнон идти войной на Трою. Менелай отправился прежде всего к престарелому царю Нестору в Пилос.
Одним из мудрейших греков был старец Нестор. Ужасно возмутился на Париса старый Нестор. Он сам решил принять участие в походе против Трои.
Много героев решили принять участие в походе. Надо было заставить выступить в поход и царя Итаки, Одиссея. Не хотелось бросать Итаки Одиссею. Притворившись помешанным, он начал пахать свои поля, запрягши в плуг вола и осла, а он засевал поле солью. Первым понял хитрости Одиссея Паламед и решил заставить Одиссея признаться в них, и Одиссею пришлось покинуть родную Итаку, жену и сына и идти на долгие годы под стены Трои.
Ахилл
Еще одного героя должны были привлечь герои к участию в походе. Это был юный Ахилл, сын царя Пелея и богини Фетиды. Бессмертную славу судила судьба Ахилла. Знала богиня Фетида, что ее сыну суждено. Когда был еще младенцем Ахилл, она натирала тело его амврозией и держала его в огне, чтобы сделать сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие. Но однажды віючі, когда Фетида положила младенца Ахилла в огонь, проснулся Пелей.
Испугалась богиня, убежала от страха с Пелейового дворца и скрылась в пучине моря в чертогах своего отца Нерея. А Ахилла Пелей отдал на воспитание своему другу, кентавру Хірону. Вырос могучим героем Ахилл. Не забывала и Фетида своего сына, часто выплывала она из морской глубины, чтобы повидаться с сыном.
Когда Ахилл вырос и стал прекрасным юношей, по всей Греции разнеслась весть, что собирает героев Менелай в поход на Трою. Фетида, зная, какая судьба грозит Ахиллу, укрыла его на острове Скиросе, во дворце царя Ликомеда. Там жил среди царских дочерей Ахилл, одетый в женский наряд. Но прорицатель Калхас открыл Менелаю его тайник.
Под видом купцов прибыли на Скирос Диомед и Одиссей и пошли во дворец Ликомеда. Царевны с восторгом рассматривали золотые украшения и богатые ткани, а Ахилл, что стоял среди них, смотрел только на оружие. Вдруг возле дворца раздались военные клики, зазвучали трубы и загремела оружие. Ахилл, схватив меч и щит, бросился навстречу врагам. С большой радостью погодивсь Ахилл участвовать в походе против Трои.
Троя
Велика и могущественна была Троя, против которой собрались выступить герои Греции. <…>
В то время, когда герои Греции собирались в поход против Трои, в ней правил Илов внук Приам. Богатый был Приам. Вместе с Приамом жили и пятьдесят его сыновей и дочерей. Среди Пріамових сыновей особенно славился своей храбростью и силой благородный Гектор.
Могущественна была Троя. Большие трудности предстояло преодолеть греческие герои в их борьбе с воинственными троянцами, но зато и большая слана и богатейшая добыча ожидала тех, кто победит троянцев и овладеет Троей.
Первые девять лет осады Трои
Обрадовались греки, что окончилось их долгое плавание. Видели все герои, что погибнет тот, кто первым ступит на троянский берег. <…> И вот, чтобы повести за собой героев, но самому не погибнуть, Одиссей бросил на берег свой щит и ловко прыгнул на него с корабля. Соскочил с корабля на берег Протесилай и с обнаженным мечом бросился на врагов.
Потряс своим тяжелым копьем великий Гектор и сразил он юного Протесилая. Греки дружно бросились с кораблей на врагов. Накипел кровавый бой. На второй день было заключено между греками и троянцами перемирие, чтобы подобрать павших воинов и похоронить их.
Похоронив всех убитых, греки начали устраивать укрепленный лагерь. <…>
Когда лагерь греков был устроен и укреплен, греки посланії в Трою царя Менелая и хитроумного Одиссея для переговоров с троянцами. <…> Заслушались троянцы замечательной речи мудрого царя Итаки. <…> Колебались народные собрания, не знали, какое принять окончательное решение.
Тут встал троянский прорицатель Гелен, сын приама, и сказал, чтобы не боялись войны троянцы с греками, – боги обещают Трои свою помощь. Поверили троянцы Гелену. Заперлись троянцы в неприступной Трои; даже Гектор не осмелился покидать Трою. А греки начали осаду. <…>
Все вокруг Трои опустошали греки. Много горя пришлось знать троянцам за девять лет осады Трои. Впереди было самое большое горе – падение Трои.
Смерть Ахилла
Страшным гневом пылал Ахилл против троянцев. Он решил жестоко отомстить на них за смерть друзей. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал когда-то, на свадьбе Пелея и Фетиды, охранять Ахилла. Покрывшись темным облаком, для всех незримый, направил он Парісову стрелу, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя. Смертельной была для Ахилла эта рана. <…>
Самые могучие герои греков и троянцев приняли участие в этом бою. <…> Семнадцать дней оплакивали Фетида, нереиды и греки Ахилла.
Филоктет. Последние дни Трои
После смерти Ахилла и Аякса греки упорно продолжали осаду Трои, но не могли силой овладеть городом. Одиссей выведал, что Троя будет добыта лишь в том случае, если в войско греков прибудут Филоктет с отравленными стрелами Геракла и юный сын Ахилла Неоптолем. Сейчас же решил Одиссей отправиться в далекий путь за обоих героев. <…>
Согласился Филоктет плыть с Неоптолемом в Грецию; он даже передал юному сыну Ахилла свои стрелы и лук и умолял защитить его от козней лукавого Одиссея. Филоктет сам торопил Неоптолема скорее отплыть в Грецию. <…>
Сделал еще попытку Неоптолем уговорить Филоктета ехать с ним в Троаду и помочь грекам взять Трою. Но решительно отказался Филоктет. Потом его просил об этом Геракл. Покорился воле вторая Филоктет. Добровольно взошел он на корабль Одиссея и отплыл в Троаду, туда, где ждали его великие подвиги.
Много подвигов совершил Неоптолем, прибыв под стены Трои.
Вскоре после прибытия к стенам Трои ранил своей стрелой Филоктет Гіаріса, виновника всей войны. Филоктет нанес ему отравленной стрелой Геракла невигойну рану, от которой в страшных муках должен был скончаться Ларис. Парис ушел из Трои в лес и умер там в страшных муках.
Что не день, то все труднее становилось троянцам защищать город. Все же не могли силой овладеть греки Троей. Все выведал Одиссей и, убив многих стражей, благополучно вернулся в стан греков. Одиссей и Диомед тайно проникли в Трою и прокрались в святилище Афины Паллады; там стояло деревянное изображение богини, упавшее некогда с неба (палладий). Это изображение надо было добыть грекам, ибо, пока оно было в Трое, нельзя было овладеть Троей. С большой опасностью похитили его храбрые герои. По дороге перебили они много троянцев и вернулись в лагерь.
Падение Трои
И все же никак не могли греки овладеть городом. Тогда Одиссей уговорил греков действовать хитростью. Он посоветовал соорудить такого огромного деревянного коня, чтобы в нем могли укрыться самые могучие герои греков. Когда троянцы ввезут коня в город, тогда ночью выйдут герои, откроют ворота города грекам, которые тайно вернутся обратно. Знаменитый художник Эней со своим учеником, с помощью богини Афины Паллады, построил огромного деревянного коня. В него вошли Неоптолем, Филоктет, Менелай, Идоменей, Диомед, младший Аякс, Мэрион, Одиссей и несколько других героев.
Вышли троянцы из города и пошли к лагерю. Вдруг в изумлении остановились троянцы: они увидели деревянного коня. Уверен был Лаокоон, что в коне скрыты греческие герои, что это какая-то военная хитрость, придуманная Одиссеем. Но помрачили боги разум троянцев, – ноны все-таки решили везти коня в город. Мало осуществиться веление судьбы. <…>
Все замолкло. Троя погрузилась в глубокий сон. Возле деревянного коня послышался голос Синона, – он дал знать героям, что теперь они могут выйти.
Рассыпались по заснулих улицах Трои герои. Запылали дома, кровавым заревом освещая гибнущую Трою. Началась ужасная битва. <…>
Из всех героев Трои спасся лишь Эней, вынесший на руках из Трои своего старого отца Анхиза и маленького сына Аскания. Пощадили греки и троянского героя Антенора. Его пощадили греки за то, что он всегда советовал троянцам выдать грекам пишнокудру Елену и похищенные Парисом сокровища Менелая.
Долго еще пылала Троя. Клубы дыма поднимались высоко к небу. Оплакивали боги гибель великого города. Вдали виден пожар Трои. По столбам дыма и громадному зареву ночью узнали окрестные народы, что пала Троя, которая долго была самым могущественным городом в Азии.
Тексты приведены по М.А. Кун.
Легенды и мифы Древней Греции
Источник