Песенный цикл шуберта прекрасная мельничиха

Франц Шуберт «Прекрасная мельничиха»
Франц Шуберт – мастер романтической вокальной миниатюры. За всю жизнь композитор сумел сочинить около шести сотен разнообразных по жанру песен. Одним из наиболее знаменитых вокальных циклов Шуберта является «Прекрасная мельничиха».
Историю создания «Прекрасной мельничихи» Шуберта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» был написан в пору творческого расцвета композитора. В это время Франц Шуберт был достаточно знаменитым человеком в узких творческих кругах. Им были написаны около двух сотен песен, которые часто исполнялись в знатных домах во время домашних приемов.
Именно в данном цикле проявляются лучшие композиторские находки. Интересно, что Шуберт был давним знакомым талантливого и молодого поэта Вильгельма Мюллера. Но Франц абсолютно случайно познакомился с его творчеством. Композитор пришел в гости. Во время ожидания Мюллера в руки ему попалась «Прекрасная мельничиха». Стихотворения захватили творческий мир музыканта, он взял книгу с собой и поспешно покинул дом друга. Так было положено начало сочинению одного из известнейших вокальных циклов. Но не стоит переживать о том, что Шуберт был вором, спустя несколько дней он вернул книгу с извинениями автору. Франц признался, что не смог удержаться, так как его мысли моментально наполнились новыми музыкальными мотивами и мелодиями, а сама идея показалась вполне воплотимой в жизнь.
Из более чем 70 произведений сочинитель выбрал лишь 20, максимально подходящих по драматургическому развитию. Работа протекала в столице Австрии. Там композитор чувствовал себя спокойно и мог полностью посвятить себя творчеству. Сочинение шло быстро, и уже вначале 1824 года цикл был полностью завершен. После окончания, композитор отправился по приглашению в имение графа Эстерхази в качестве музыкального преподавателя. Там он был представлен другу графа, великолепному тенору Карлу фон Шенштайну. Необходимо отметить, что певец исполнял только итальянскую оперу и редко изменял собственным предпочтениям. Но вокальная музыка Шуберта произвела на него сильное впечатление. В знак уважения и благодарности Франц посвятит цикл именно Шенштайну, и удостоит его чести быть исполнителем композиции. Стоит отметить, что певец прекрасно справился с возложенной на него обязанностью.
Интересно, что по отдельности вокальные миниатюры после сочинения часто исполнялись на светских мероприятиях, но цикл в целом посчастливилось услышать лишь спустя три десятка лет. Произошло это в Вене, публика была в восторге от композиции. Но принимать комплименты было уже некому, так как композитор скончался еще в 1828 году.
Интересные факты
- Шуберт посвятил цикл «Прекрасная мельничиха» своему другу, известному певцу Шёнштайну.
- Людвиг Бергер, учитель Феликса Мендельсона, написал музыку на пять стихотворений из цикла стихотворений Мюллера «Прекрасная мельничиха».
- Идея создания цикла стихотворений пришла в голову к поэту во время поэтического конкурса в кружке молодежи, который он постоянно посещал. Молодые люди разыграли сценку, где роль мельника досталась именно Мюллеру. Его признали несомненным победителем в битве талантов.
- Джеральд Мур и Фишер Дискау являются эталонными иностранными исполнителями.
- Сборник стихотворений Мюллера включает в себя 77 произведений.
- Многие пианисты незаслуженно упрекали Шуберта за чересчур сложный аккомпанемент. Даже в современном мире считается, что песни композитора достаточно сложны для исполнения.
- Одним из лучших исполнителей цикла в русскоязычной версии является Эдуард Хиль.
- Сборник стихов посвящен известнейшему немецкому композитору-романтику Карлу Марии фон Веберу.
- Премьера вокального цикла произошла лишь спустя тридцать лето после написания.
- О важной роли аккомпанемента в данном вокальном цикле подробно пишет великий пианист Джеральд Мур в собственной книге «Певец и аккомпаниатор». Глава имеет название «Исполнительский прием Прекрасная мельничиха».
- При сочинении стихотворений Мюллер постоянно пел и играл, несмотря на то, что не занимался музыкой профессионально. Он говорил, что он будет необычайно рад, если в этом мире найдется, хоть одна сочувствующая душа, которая услышит скрытые в словах напевы. Может быть она сможет вернуть их мне?
Сюжет «Прекрасной мельничихи»
Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.
Содержание «Прекрасной мельничихи»
«Прекрасная мельничиха» представляет собой первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл. Главной особенностью является концепция романа с сюжетной линией. Произведение относится к лирико-драматическому жанру. Цикл включает в себя 20 миниатюр.
№ | Название вокальной миниатюры | Тональность | Значение в драматургии |
1 | В путь | Си-бемоль мажор | Экспозиция ручья |
2 | Куда? | Соль мажор | Экспозиция и прямая характеристика мельника |
3 | Остановка | До мажор | Завязка драмы |
4 | Благодарность ручью | Соль мажор | Завязка драмы |
5 | Праздничный вечер | Ля минор | |
6 | Любопытство | Си мажор | |
7 | Нетерпение | Ля мажор | Местная кульминация |
8 | Утренний привет | До мажор | Развитие |
9 | Цветы мельника | Ля мажор | Оттенение |
10 | Дождь слез | Ля мажор | Развитие |
11 | Моя | Ре мажор | Местная кульминация |
12 | Пауза | Си-бемоль мажор | Развитие |
13 | С лентой лютни | Си-бемоль мажор | Развитие |
14 | Охотник | До минор | Косвенная характеристика охотника |
15 | Ревность и гордость | Соль минор | Местная скорбная кульминация |
16 | Любимый цвет | Си минор | Развитие конфликта |
17 | Злой цвет | Си мажор (си минор) | Развитие конфликта |
18 | Засохшие цветы | Ми минор | Развитие конфликта |
19 | Мельник и ручей | Соль минор | Кульминация |
20 | Колыбельная песня ручья | Ми мажор | Трагическая развязка |
«Прекрасная мельничиха» распадается на два миницикла:
- №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность;
- №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью.
Мотив ручья обрамляет композицию, что наиболее ярко проявляется в первом и последнем сочинении. Тем не менее музыка 1 и 20 номера серьезно отличается по настроению.
Наиболее яркими номерами в цикле «Прекрасная мельничиха» являются следующие номера:
- №1. «В путь» представляет собой экспозицию ручья. Главный герой находится на природе с ощущением полной гармонии с этим миром. Музыкальные приемы максимально просты и передают народную песенность. Характер бодрый и энергичный полностью отражает настроение главного героя.
- №2. «Куда?». Песня повествует о том, что мельник поддался зову ручья, он идет вслед за ним. Сочинение пронизано народными интонациями. Аккомпанемент подражает движению ручейка. Юная наивность, незатейливая мелодия, кажется, что вся жизнь готовит только радость, счастье и любовь. Герой даже не подозревает, какой бывает жесткой реальность.
- №5. «Праздничный вечер». Номер экспонирует два разных мира, а также открывает зону предыкта к местной кульминации, которая произойдет в номере 7. Форма трехчастная с контрастной серединой демонстрирует различия мировоззрений лирического героя и выбранной им спутницы.
- №6. «Любопытство». Сочинение отличается использованием большого количества по-настоящему тонких, художественных приемов. Мелодия извилистая имеет достаточно лирический характер. Она изобилует хроматическими интонациями и явно отличается от народно-песенного склада, присутствующего в предыдущих номерах. Фразы обрываются паузами, лирический герой словно начинает подозревать о происходящем, но он все еще не верит, что любимая не ответит взаимностью. Фортепианная партия гибкая, подстраивается под вокальную мелодию. Постоянная смена лада демонстрирует переменчивость взглядов.
- №7 «Нетерпение» является местной кульминацией цикла. Эмоциональный накал приходится на слова «Твой я навек!». В душе закрадывается сомнения, касающиеся верности его подруги по жизни.
- №11 «Моя» представляет собой ответ, на поставленные вопросы сомнения, изъявленные в седьмом номере. В этом сочинении отчетливо начинает чувствоваться горечь предстоящей драмы. Форма трехчастная с контрастной серединой позволяет выразить перемену настроения лирического героя.
- №14 «Охотник». Сомнения мельника подтвердились. У него есть соперник, которому уже принадлежит сердце прекрасной мельничихи. Косвенная экспозиция охотника проводится через жанр народной охотничьей песни каччи. В аккомпанементе прослеживаются беспокойство и смятение, касающиеся лирического героя.
- №15 «Ревность и гордость» выявляет весь накал чувств, накопившийся в душе у мельника. Он больше не может сдерживать собственной обиды. Его не любят, а он готов отдать ради девушки все, что у него есть. Проявляется музыка отчаяния и скорби. Для него все кончено, но это не финальный аккорд.
- №19 «Мельник и ручей» представляет собой своеобразный диалог ручья и мельника. При этом партия лирического героя полностью пронизана меланхолическими интонациями. Партия ручья написана в одноименном мажоре, она пронизана светом и надеждой на лучшее будущее и имеет волнообразную фигурацию.
- №20. «Колыбельная ручья» – это завершающий номер, пронизанный меланхоличным настроением, то мажорной тональности. Герой смирился с ситуацией, он принял несправедливость жизни по отношению к себе. Но вопреки всему он продолжает жить, об этом говорит мажорное завершение произведения. Он больше не будет так наивно прост.
Композитор сумел передать в вокальном цикле «Прекрасная мельничиха» маленькую историю о том, как простой мельник способен на по-настоящему искренние чувства, на высокую любовь. Но он остался один на один с собственной не разделенной любовью. К счастью, природа помогла ему забыть горе и продолжать идти своей дорогой.
«Прекрасная мельничиха» – это романтический вокальный цикл, в котором Шуберт достиг полного композиторского мастерства. Эта история может научить, что, несмотря на все жизненные невзгоды необходимо продолжать идти вперед.
Видео: слушать «Прекрасную мельничиху» Шуберта
Источник
Мероприятие посвященное 220 летию со дня рождения Ф. П. Шуберта «Прекрасная мельничиха и ручей»
Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.
Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.
С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).
Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.
Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера)
В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».
Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.
Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).
Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.
Вильгельм Мюллер (нем. Wilhelm Müller; 7 октября 1794, Дессау — 30 сентября 1827, Дессау) — немецкий поэт-романтик, известный прежде всего как автор слов к вокальным циклам Франца Шуберта. Его стихотворения отличаются жизнерадостностью, свежестью впечатлений, пластичностью изображений и мелодичностью языка. Некоторые песни Мюллера перевёл на русский Иннокентий Анненский.
Многие его песни сделались народными; музыка Шуберта («Müllerlieder» и «Winterreise» — вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь») сделала их еще более популярными. Отец знаменитого лингвиста Макса Мюллера.
«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.
Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.
Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.
Открывает цикл пьеса «В путь» песня призывающая на странствия, вода и колеса служат примером.
Пьеса «Куда?» мельник-подмастерье рассказывает, как, повинуясь веселему зову ручейка, он идет вслед за ним в неведомую даль. Сопровождение подражает тихому журчанию ручейка.
№3 «Стой» юноша увидел мельницу, он любуется ей, домом и окружающей природой.
№4 «Благодарность ручью» Как весело здесь, работа мне есть,
и для рук, и для сердца работа есть. Юноша благодарит ручейка за то, что он привел его к мельнице.
№5 «Праздничный вечер» хозяин доволен работой мельника. Чтоб узнала все она как душа моя полна. Юноша влюбился.
№6 «Любопытство»
Любви моей источник,
Ты нем сегодня стал!
Хотя б из двух словечек
Одно ты мне сказал.
«Да!» — первое словечко,
Другое слово — «Нет!»
Узнать свою судьбу мне
Поможет твой ответ.
№7 «Нетерпение» Твой я навек, лишь ты одна владеешь мною!
№8 «Утренний привет»
Позволь мне лишь стоять вдали,
смотреть на окна на твои,
утешь мой дух унылый!
№9 «Цветы мельника» когда засвищет соловей цветочки положите ей, вот все мое желание.
№10 Песня «Моя» — кульминация радостных чувств. Ею замыкается первый раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии.
№11 «Пауза» Я повешу на стену лютню мою.
Лентой зеленой лютню кругом обовью, –
Полно мое сердце, не в силах я петь,
Рифмой теперь не могу я владеть. №12 «Зелёная лента на лютне»
Любовь цветёт ведь как весна,
и даль надежды зелена.
Нам мил зелёный цвет!
В песнях второго раздела цикла Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Смутные ранее догадки, подозрения подтверждаются: у мельника есть соперник — храбрый охотник. №13 «Охотник»
Нарастающая тревога предшествующих песен выливается в «Ревности и гордости» смятением всех чувств и мыслей. Настроением элегической печали полна песня «Любимый цвет». Впервые высказывается в ней мысль о смерти; теперь она проходит через все дальнейшее повествование. Здесь, как и раньше, неизменно присутствует постоянный спутник и друг мельника — ручеек. Но если в песне «Куда?» он весело журчал, в «Любопытстве» его струи текли медленно и меланхолично, то в песне №14 «Ревность и гордость» он бурлит мятежно и шумливо, сочувствуя душевной смятенности героя.
№15 «Любимый цвет» — единственная в цикле песня, которая звучит предвосхищением трагических мотивов в «Зимнем пути». Чувство подавленности усугубляет остинатное движение в сопровождении, бессменно повторяющийся квинтовый звук.
№16 «Злой цвет»
Хотел всё горе бы я своё
к дверям её отнести,
и там потихоньку ей повторять
одно лишь слово: прости!
№17 «Засохшие цветы»
Зима пройдет и весна вновь придет,
Все к новой жизни нас призовет;
Но с вами больше не встанем
мы на зов весенний из недр тюрьмы.
№19 Песня «Мельник и ручей» построена в виде диалога. На печальные вопросы мельника ручей отвечает тихой просветленной речью. Оба персонажа музыкально противопоставлены. Партия мельника — в миноре, сопровождение ограничено скупыми аккордами, ответ ручейка (средний раздел) оттенен одноименным мажором и спокойной волнообразной фигурацией. В заключительных фразах и в постлюдии светлый колорит, вызываемый возвращением к мажору, к спокойным гармониям, несмотря на слова о вечном покое, больше говорит о грустной примиренности, нежели о смерти.
№20 Последняя песня — «Колыбельная ручья» — наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монотонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примиренности. немало горя легло на плечи юноши, чтобы от жизнерадостной окрыленности и энергии молодости прийти к элегическому примирению и мыслям о смерти.
Источник