Относительно замкнутый цикл детского развития имеющий свою структуру и динамику

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста.

Возраст – это относительно ограниченная во времени ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений. Переход от одной возрастной ступени к другой знаменует перестройку и изменение психического развития.

Взаимодействие внутренних и внешних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Первая попытка системного анализа категории возраста принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, в своей культурно – исторической концепции от называл возраст целостным динамическим образованием, структурой, которая определяет роль каждой частичной линии развития. Возраст он связывает с представлением о социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста система отношений человека в социальной действительности, отражение в его переживаниях, и реализуется им в совместной деятельности с другими людьми.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести- или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека.

Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека.

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• круг отношений;

• ведущий тип деятельности;

• сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

• новообразования личности;

• формы общения;

• эмоционально-волевую сферу;

• способности общения;

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода.

В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями. Так, новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости. В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов.

Читайте также:  Цикл развития лягушки картинки

Возрастные кризисы – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых.

Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

В течение всей жизни человека периодически возникают и проживаются возрастные кризисы. В период кризиса развитие приобретает бурный характер, изменения, которые происходят, – значительные, резкие. Возрастной кризис – это революционный прыжок в развитии, тяжелый для человека, но очень полезный, если пройден правильно.

Возрастные кризисы детей (от греч. krisis – переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому.

Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:

кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;

кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис подросткового возраста (13 лет).

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других – к другим.

Таким образом, для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.

Сензитивный период – это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по М.Монтессори:

– Сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет;

-Сензитивный период восприятия порядка от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет.

– Сензитивный период сенсорного развития от 0 до 5.5 лет

– Сензитивный период восприятия маленьких предметов от 1.5 до 2.5 лет

– Сензитивный период развития движений и действий от 1 года до 4 лет

– Сензитивный период развития социальных навыков 2.5 – 6 лет

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Проходной балл – 10

время, отведенное на выполнение каждого теста – 30 минут

тип тестов – для контроля знаний по курсу

Вариант 1

1. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует младшему школьному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

2. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует дошкольному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

3. Как охарактеризовал З. Фрейд в своей теории психосексуального развития младший школьный возраст?

а) на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола;

б) на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой;

в) ребенок дружит с детьми одного с ним пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений;

г) чувственной зоной наслаждений для ребенка является рот.

4. Какая основная задача развития стоит перед человеком на этапе средней взрослости с точки зрения Э. Эриксона?

а) достижение карьерного роста;

б) достижение идентичности и близости;

в) достижение целостности;

г) достижение генеративности.

5. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует подростковому возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

6. Кто из психологов ввел понятие «социальная ситуация развития»?

а) Д.Б. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) М.И. Лисина;

г) А.Н. Ананьев.

7. Как охарактеризовал З. Фрейд в своей теории психосексуального развития дошкольный возраст?

а) на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола;

б) на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой;

в) ребенок дружит с детьми одного с ним пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений;

г) чувственной зоной наслаждений для ребенка является рот.

8. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются

а) зоной актуального развития;

б) зоной ближайшего развития;

в) зоной перспективного развития;

г) зоной произвольного развития.

9. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их:

а) конструирование;

б) сюжетно-ролевая игра;

в) труд;

г) учебная деятельность.

10. Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.

а) конструирование;

б) сюжетно-ролевая игра;

в) труд;

г) учебная деятельность.

11. Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.

а) конструирование;

б) сюжетно-ролевая игра;

в) труд;

г) учебная деятельность.

12. Какая из перечисленных стадий не относится к стадиям психосексуального развития З.Фрейда:

а) анальная;

б) оральная;

в) фаллическая;

г) первичная.

13. … – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

а) игровая;

б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) учебная;

г) эмоциональное общение с взрослыми.

14. … – это ведущая деятельность в подростковом возрасте.

а) игровая;

б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) учебная;

г) эмоциональное общение с взрослыми.

15. Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:

а) притязание на признание среди подростков:

б) похвала родителей;

в) желание получить хорошую оценку;

г) желание понравиться учителю.

16. Ведущей деятельностью в старости является:

а) интимно-личностное общение;

б) досуговое увлечение;

в) делинквентное поведение;

г) потребность в самоутверждении.

17. Онтогенез – это…

а) относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику;

б) развитие психики от рождения до конца жизни человека;

в) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

г) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями.

18. Возраст – это:

а) относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику;

б) развитие психики от рождения до конца жизни человека;

в) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

г) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями.

19. Объектом возрастной психологии является:

а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

20. Предметом возрастной психологии является:

а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой.

21. Социальная ситуация развития – это:

а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

22. Возрастные кризисы – это:

а) переломные моменты развития, отделяющие один возрастной этап от другого;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

23. Возрастные новообразования – это:

а) переломные моменты развития, отделяющие один возрастной этап от другого;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) психические и социальные изменения, которые определяют сознание и деятельность человека определенного возраста.

24. «Закон развития высших психических функций» сформулировал:

а) Л.С. Выготский;

б) Ж. Пиаже;

в) Ч. Дарвин;

г) Э. Эриксон.

25. Какое из перечисленных понятий является самым широким?

а) личность;

б) человек;

в) индивид;

г) субъект.

Вариант 2

1. Ведущей деятельностью в ранней юности является:

а) интимно-личностное общение;

б) игровая деятельность;

в) профессиональное самоопределение;

г) «поиск себя».

2. ……. возраст, указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды.

а) психологический;

б) социальный;

в) биологический;

г) паспортный.

3. Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте является:

а) память;

б) воля;

в) мышление;

г) эмоции.

4. Теорию конвергенции разработал:

а) В.Штерн;

б) Л.С. Выготский;

в) З. Фрейд;

г) Ж. Пиаже.

5. Каждому возрастному периоду (по Д.Б. Эльконину) соответствует определенная….., в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода:

а) психологическая структура;

б) ведущая деятельность;

в) система новообразований;

г) критическая ситуация.

6. Сколько главных стадий интеллектуального развития ребенка с рождения и до 15 лет выделяет Ж. Пиаже?

а) две;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

7. Учение впервые становится ведущей деятельностью для:

а) дошкольного возраста;

б) младшего школьного возраста;

в) подросткового возраста;

г) юношеского возраста.

8. Автор теории развития, сложившейся на основе общебиологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации:

а) Д. Б. Эльконин;

б) Ж. Пиаже;

в) Э. Эриксон;

г) З. Фрейд.

9. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста:

а) дошкольного;

б) младшего школьного;

в) подросткового;

г) юношеского.

10. Период новорожденности – это период …

а) в течение первых четырех недель после рождения;

б) в течение первых двух недель после рождения;

в) в течение первых трех недель после рождения;

г) в течение первых четырех месяцев после рождения.

11. Согласно теории… каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности 5 уровней.

а) З.Фрейда;

б) А. Маслоу;

в) А. Валлона;

г) Л.С. Выготского.

12. Какого вида старения не существует в отечественной геронтологии:

а) естественного;

б) замедленного;

в) регулярного;

г) преждевременного.

13. В какой форме проведение экспериментального исследования с ребенком-дошкольником наиболее эффективно?

а) игры;

б) опроса;

в) обучения;

г) тренировки.

14. В каком возрасте мышление можно охарактеризовать как процесс соединения и взаимообогащения всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического?

а) в младшем школьном;

б) в дошкольном;

в) в подростковом;

г) в раннем детстве.

15. В каком возрасте начинает складываться произвольное внимание?

а) в дошкольном;

б) в младшем школьном;

в) в подростковом;

г) в раннем детстве.

16. Какие основные критерии положены в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина?

а) возраст и интеллектуальное развитие;

б) отношение с социальной средой и типы общения;

в) смена ведущих видов деятельности и характер общения;

г) смена личностных интересов и внутренних мотивов.

17. Какой психический процесс доминирует в раннем детстве над всеми остальными?

а) восприятие;

б) память;

в) воображение;

г) мышление.

18.Кто в подростковом возрасте развивается быстрее в психосексуальном отношении?

а) девочки опережают мальчиков на 2-3 года;

б) мальчики опережают девочек на 2-3 года;

в) девочки опережают мальчиков на 5-6 лет;

г) девочки и мальчики развиваются одинаково.

19. Психологическая теория, разрабатываемая З. Фрейдом, А. Адлером, К. Юнгом называется:

а) гештальт-психология;

б) психоанализом;

в) культурно-историческая теория;

г) гуманистическая теория.

20. Что в своей теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией?

а) мысленное действие, обладающее обратимостью;

б) действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками;

в) стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям;

г) несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий.

21. Юноши стремятся …

а) подчеркнуть свою индивидуальность, непохожесть на других;

б) ограничить число контактов с окружающими;

в) к конфликтам с друзьями;

г) к конфликтам с родителями.

22. Какой возрастной период занимает самый большой временной отрезок жизни человека:

а) младенчество;

б) раннее детство;

в) юношеский возраст;

г) зрелость.

23. Кто из ученых исследовал процесс становления проблемы детского периода развития на основе изучения детских портретов в различные исторические периоды:

а) Ч. Дарвин;

б) Ф. Арьес;

в) К. Левин;

г) А. Валлон.

24. Высшие психические функции – это…

а) расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемых с помощью задач, решаемых под руководством взрослых;

б) сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению;

в) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях;

г) процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

25. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому включает:

а) 3 эпохи;

б) 2 эпохи;

в) 5 эпох;

г) 4 эпохи.

Ключ к рубежному тесту к разделу «Возрастная психология»

№ вопросаВариант ответа
1 вариант2 вариант
1.вв
2.ба
3.вв
4.аа
5.гб
6.бб
7.аб
8.бб
9.бг
10.аа
11.гб
12.гв
13.аа
14.ба
15.аа
16.бв
17.ба
18.аа
19.вб
20.гв
21.га
22.аг
23.гб
24.аб
25.ба

Источник: Гребнева В.В., Кузнецова Л.Б. Проверочные тесты по курсу «Психология»: Методическое пособие для студентов педагогических специальностей – Белгород, 2009. – 85 с.

Читайте также:  Экономический цикл и его развитие

Источник