Островский гроза цикл уроков 10 класс

Островский гроза цикл уроков 10 класс thumbnail

Система уроков по творчеству А. Н. Островского

  1. “Колумб Замоскворечья” (Биография писателя)
  2. Жители города Калинова (2 часа)
  3. Проблема конфликта в “Грозе”
  4. Сильный или слабый характер Катерины (2 часа)

1 урок – “Колумб Замоскоречья”. Архив включает презентацию и видеоролик, который можно посмотреть чуть ниже.

Перед просмотром биографического ролика предлагаются вопросы:

  1. Почему Малый театр называют «Домом Островского»?
  2. Сколько пьес отдал он театру?
  3. Что представляло собой Замоскворечье во времена Островского?
  4. Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
  5. Где родился будущий писатель? Кем был его отец?

2 урок. Жестокие нравы города Калинова (презентация)

Этот урок знакомит с жителями города Калинова: Диким, Кабановой, Тихоном, Борисом, Варварой, Кудряшом, даёт представление о социальном конфликте драмы. Презентация включает ролик “История сознания “Грозы”.

Познакомьтесь с групповой работой на уроке литературы в 10 классе по драме “Гроза”. Каждая группа должна была подготовить ответ, опираясь на вопросы, рассказать об одном из действующих лиц пьесы.

Сильный или слабый характер Катерины>>

Презентация включает несколько аудио-файлов: 3 монолога Катерины, финал трагедии. Это урок-практикум, на котором анализируется содержание монологов Катерины. Слайды содержат аудио и вопросы к ним. По ходу урока выделяются качества характера героини. Также на уроке используется исследовательские метод, наблюдения над текстом, эвристическая беседа.

Сочинение ученицы

Предлагаю вашему вниманию сочинение ученицы, когда-то лет 10 назад опубликованное в каком-то журнале. Я его переписала и с тех пор давала учащимся для рецензии.

“Катерина – отнюдь не луч света в тёмном царсте. Почему? Потому что “лучи света” не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий “луч света” выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.

Катерина – избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой. И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха – портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается “луча света в тёмном царстве”, то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца – человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины – это протест против нравов “тёмного царства”. Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: “Ну и слава Богу, от стыда избавились”. Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится… А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?

Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.

Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких “тихих омутов”, как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей “тёмного царства” и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса “Гроза” – история истинно несчастной любви.

*Стилистика и орфография истоника сохранены.

Источник

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Трагедия совести и ее разрешение в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Цели : а) образовательные: раскрыть силу и слабость характера Катерины, проследить, как формируется ее характер, какие черты являются в нем главными ,почему именно Катерина способна противостоять «темному царству», почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно;

б) развивающие: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику, совершенствовать умение работать с текстом, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе, высказывать свое мнение;

в) воспитывать культуру общения, стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, интерес к русской литературы;

Ход урока.

1) Организационный момент.

2) Актуализация знаний.

Учитель. Напомните тему прошлого урока. О чем рассуждали?

Ученики. Говорили о героях драмы «Гроза»,о «жертвах» и «хозяевах» Калинова говорили, что «жертвы» «темного царства» устремлены из мира «темного царства»

к свободе, но понимают свободу по-своему.

Учитель. Кто ,по вашему мнению ,из героев пьесы не относится ни к «жертвам темного царства», ни к «хозяевам» Калинова?

Ученики. Катерина.

Учитель. Сегодня разговор пойдет о Катерине. (Записываем тему урока)

Учитель. В чем нам сегодня нужно разобраться?

Ученики. Почему Катерина не относится ни к «хозяевам», ни к «жертвам» «темного царства»

Учитель. Для этого нам необходимо: (слайд №1)

– выявить черты характера Катерины

– почему она не может жить по законам «темного царства»?

– понять, как Катерина решилась на любовь к Борису?

– почему Катерин покончила жизнь самоубийством?

– в чем трагедия совести и как она разрешается?

– почему Катерина никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама?

– в чем истоки характера Катерины?

3)Учитель: Начнем анализ с 1-х страниц пьесы ,по ходу беседы составляем и записываем в тетрадь план характеристики Катерины

Д/задание : диалог Варвары и Катерины (Д.1,явл.7)

Какие черты характера проявляются с 1-х реплик? (прямота, неспособность лицемерить)

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? ( воспитание в детстве, в родительском доме)

1-я группа: проанализировать жизнь Катерины в родительском доме (основное).Что мы узнали о жизни Катерины в родительском доме?

Ученики 1-й группы: В доме родителей Катерина жила ни о чем не тужила, «точно птичка на воле», «что хочу, бывало, то и делаю» , « маменька в ней души не чаяла», «наряжала ее как куклу, работать не принуждала», вышивала, ходила церковь, вела беседы с богомолками.

Вывод: В доме родителей чувствовала любовь родных, относительную свободу, душа Катерины чиста, открыта. Катерина способна на большую любовь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. В мечтах Катерины отзвук легенды о рае, о богатом саде Эдема. Первородные люди жили там, как птицы (« Отчего люди не летают,» – восклицает Катерина). Героиня живет в гармонии с собой.

Читайте также:  Циклы книг в одном томе

Учитель: Из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи.

Выслушав рассказ невестки о жизни ,Варвара восклицает: «Да у нас то же самое!» На что Катерина говорит : «Да здесь все как будто из-под неволи»

Как жизнь ее меняется после замужества? Чем отличается жизнь Катерины в доме родителей от жизни в доме Кабанихи? ( Задание 2-й группы).

2-я группа: В доме Кабанихи Катерина переживает жестокое отношение к ней свекрови, « от любви вас и бранят» , «меня не станет боятся, тебя и подавно», «завяла как цветок».

Учитель: сравним черты характера Катерины и принципы в доме Кабанихи.

Для Катерины характерно: В доме Кабанихи:

-свободолюбие ; – подчинение;

– независимость ; – отказ от своей воли;

-чувство собственного достоинства; – унижение, упреки, подозрения;

– мечтательность и поэтичность ; – отсутствие духовных начал;

– религиозность; – религиозное лицемерие;

-решительность; – не дать жить по своей воле;

-доброта, бескорыстие; – грубость и брань;

-честность и непосредственность; – обман;

Учитель: Как соотносятся образ Катерины и Кабанихи?

Сравним Катерину и Кабаниху( общее и различие)

Вывод: В доме Кабанихи Катерина переживает жестокое отношение свекрови, отчего возникает постоянный духовный бунт.

«Напраслину – то терпеть кому приятно?». Да и Тихон не понимает Катерину, а живет по приказам Кабанихи.

Учитель: Как повлияла жизнь в доме Кабанихи на Катерину?

Ученик (индивидуальное задание): «Со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было». В доме Кабанихи нет простора чувствам. Когда Катерина хочет обнять Тихона, Кабаниха кричит: «Что на шею вешаешься, бесстыдница!»Когда хочет остаться одна, свекровь упрекает: « Что не воешь-то?»

Слайд-3.

А) Осознание своей обреченности.

Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Учитель: Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (мнение учащихся).

Учитель: Любовь к Борису – это протест или искреннее чувство?( мнение учащихся)

А что такое любовь? (индивидуальное задание)

Ученик: По словарю Ожегова любовь- глубокое, эмоциональное влечение,

сильное сердечное чувство, чары, ожидание, муки любви.

Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство.

Все герои пьесы говорят о любви, а особенно Катерина. 1-я и последняя реплика о любви принадлежит Катерине.

Учитель: послушайте, как пишет о любви поэтесса А.Дементьева в стихотворении «Душа не хочет перемен».( индивидуальное задание)

Любовь не только возвышает,

Любовь порой нас разрушает,

Ломает судьбы и сердца.

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Любовь не только возвышает,

Любовь вершит и все решает,

И мы уходим в этот плен,

И мы мечтаем о свободе,

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Учитель: Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее душе роковую роль. Патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Катерина не смирилась с участью: жить и не любить.

Почему Варвара догадалась о любви Катерины?

Ученики: (читают диалог) Д.2,явл.2

Учитель: Почему Катерина полюбила Бориса?

Ученик: (опережающее индивидуальное задание), статья Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь, вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису ее влечет не одно то, что он нравится, что он с виду и в речах не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены, женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни и желания воли, простора, горячей, беззаветной свободы».

Учитель: Катерина сразу решается на свидание с Борисом?

3-я группа.(анализ Д.2, явл.3,4,5).Какое значение имеет эта сцена в развитии событий? Чем важна эта сцена для героини?

Деспотизм Кабанихи: « Что ты на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся».Заставляет Тихона дать указания жене. Тихон не противоречит матери, повторяя ее наказы. Не может ни защитить, ни понять Катерину. Катерина не сердиться на мужа, но и уважать .и любить мужа тоже не может. («Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»

Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Она многое поняла : ни она, ни любовь ее Тихону не нужны, не нужны ни верность, ни преданность

Учитель: А какую роль играет сцена с ключом? Зачем Варвара дает ключ Катерине?

Ответ:(Ученик)Варвара и Катерина – ровесницы, но Варвара не понимает Катерину: « Я не понимаю, что ты выдумываешь-то» По мнению Варвары « без обмана в этом доме не проживешь, на этом весь дом держится».

3-я группа. Чтение монолога (Д.2,явл.10) Анализ.

В Катерине борются противоречивые чувства. Ей страшно хочется выбросить ключ. Но она решает: «Будь что будет, но я увижу Бориса».

Ради любви Катерина пошла бы хоть на край света и не оглянулась бы.

Учитель: Счастьем или несчастьем стала для Катерины встреча с Борисом?

Ученики (высказывания)

3-я группа. Катерина нарушила нравственный долг, не может жить

как прежде , не может обманывать.

Д.4,явл.6 (чтение)

Учитель: В чем же смысл всенародного покаяния?

Катерина религиозна. Изменила мужу, совершила тяжкий грех, она пошла на обман, а это противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться.

4-я группа. Произведение называется «Гроза».Мотив грозы на протяжении всей пьесы. Постоянно слышится мотив надвигающейся грозы. Название пьесы определяет и поступки Катерины. Катерина напоминает грозу, не подчиняется как и сила природы никому.

Слайд 4. Гроза в природе – освещает.

Гроза в душе – очищает.

Гроза в обществе – просвещает.

Учитель: В чем разница в душевном состоянии Катерины Д-1. И. Д- 4.(сравнить)

Д.1. «Ах, как меня испугала. Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь»

Д.4. «Ах, я умираю».

Катерина ждет божьей кары. Она ждет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображения ада (гиена огненная, нет прощения)

Тогда обращается к людям, и здесь нет прощения. Жить на свете да мучиться она не могла, идти некуда, от себя не уйдешь. Остается одно – смерть: «Мне умереть не страшно, а подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая , какая я здесь…, какой грех-то, страшно вымолвить»

Катерина всенародно кается. Заботится об очищении , хотя и считает, что

Читайте также:  Большая книга тайных наук имена сновидения лунные циклы

душу свою он уже погубила.

Совместить любовь и совесть она не может и вернуться в неволю тоже. В итоге борется сама с собой. Для Катерины нравственная оценка своих поступков составляет важную сторону духовной жизни – во всенародном признании – попытка искупить вину, попытка нравственного очищения.

Основной вопрос нашего урока: «Гроза» – трагедия любви или совести?

(высказывания учеников)

Вывод: Не трагедия любви, а трагедия совести. Катерина покончила жизнь не из-за любви, а потому что нарушила закон дома. Борьба Катерины сама с собой – невозможность разрешения конфликта.

Катерина – кончает жизнь самоубийством.

Какой вывод можем сделать? (подытожим материал по образу Катерины, план- запись в тетрадях).

Ученики: Катерина сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога – все это привело героиню к гибели.

Слайд-5.

Вывод: Катерина – сильная личность, которая умела любить,

готовая на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна, она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства».

Она избрала другой выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызения совести, она не может жить, нарушив законы, которые были заложены с детства, и уйти от норм и правил г. Калинова.

Самоубийство – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада ( самоубийство по христианской вере – большой )

Слайд-6. Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце, совесть незваный гость, докучный собеседник, заимодавец грубый, это – ведьма , от коей меркнут месяц и могилы / А.С.Пушкин « Скупой рыцарь»/.

Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла /Св. Игнатий Бренчаников /

Д/з. Разговор не окончен. Как оценивают поступок критики?

1).1-й вариант: Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы».

2-й вариант: Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

2).Доработать план -характеристику Катерины.

PS.Как вы оцениваете поступок Катерины – проявление силы или слабости?

Какие пути возможны для Катерины, останься она жива?

Слайд -7. Упал – не лежи, встань и иди!

Упасть – дело человеческое, а остаться лежать – дьявольское

/ Иеромонах Моисей Богомолов /

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Люкская средняя школа»

Конспект урока по литературе в 10 классе

«А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Автор работы:

Наговицына Марина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

2019 год

Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Тип урока: комбинированный (усвоения новых знаний и формирования умения и навыков)

Цели урока:

1. Совершенствование умений анализа художественного текста; сопоставительный анализ героев пьесы; проанализировать созданный автором образ города Калинов и его жителей;

2.Ознакомить учащихся с городом Калинов и его обитателями, с изображением жестоких нравов «темного царства»;

3. Сопоставить тиранов и жертв «темного царства»;

4.Обобщить и собрать полный образ города через призму его жителей.

Задачи урока:

1.Обучающие (образовательные): совершенствование умений чтения и анализа художественного текста; формировать умения работы с литературоведческими терминами («говорящая фамилия» и т.д.)

2.Развивающие: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие образного и аналитического мышления , литературно-творческих способностей, читательских интересов учащихся; развитие умения анализировать, сопоставлять , сравнивать , выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры ( т. е. развивать логическое мышление); формировать умение работы с литературой, таблицей, схемами ; развивать образное мышление и коммуникативные компетенции учащихся.

3.Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения; формирование духовно-нравственных качеств личности.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД: формирование познавательного интереса, способности к самооценке и к оценке всего класса, оценка усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контроль, коррекция, оценка.

Познавательные УУД: ориентироваться в системе своих знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений; слушать и понимать речь других; развивать устную речь.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают об обитателях города Калинов, характеризуют их; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу; понимание позиции автора; владение навыками учебно-исследовательской деятельности,

навыками анализа художественного образа, навыками создания опорных схем и таблиц.

Методические приемы: беседа по вопросам, анализ текста.

Методы: эвристический, метод беседы, аналитический, сравнительно-сопоставительный.

Используемое оборудование, наглядность: проектор; презентация, раздаточный материал; текст произведения; учебник;

Ход урока:

I. Организационный момент. Здравствуйте всем. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Я попрошу вас обернуться назад. К нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их. Садитесь.

II. Разминка. В начале урока мне хотелось бы с вами поиграть. Я вам задам 3 вопроса, на которые вы должны ответить все сразу, то есть хором, не задумываясь (слайд 2). Готовы? Давайте попробуем хором.

  • Вопрос: Какого цвета чистый лист бумаги? Ответ….
  • Вопрос: Какого цвета снег? Ответ….

– Вопрос (мгновенно, без паузы): Что пьет корова? (Обычный ответ: “Молоко”. Правильный ответ: «Воду») слайд 3

– Объясните, почему некоторые из вас ошиблись? Откуда взялась ассоциация «молоко»?

(выслушивание предположений: лист белый, снег белый, молоко белое)

– Как мы с вами убедились, с образным мышлением у нас все в порядке, а это значит, что и на уроке сегодня будет так же все хорошо.

III. Постановка учебной проблемы.

1. Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада ( слайд 4). На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»(слайд 5) Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?

2. Целеполагание. Посмотрите на тему урока, запишите в тетрадь ( слайд 6).

Попробуйте определить цели нашей работы (учащиеся определяют цели урока) слайд 7. Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нам нужно дать характеристику героям. Островский использует совсем небольшой арсенал художественных приемов в пьесе «Гроза», это обусловлено самим драматическим жанром произведения, так как в пьесах средства выражения более ограничены, нежели в повествовательной литературе. Так, например, в драмах отсутствуют прямые описания, портреты и так далее ( слайд 8).

Для этого вы уже заранее должны были самостоятельно поработать с текстом и получили на предыдущем уроке опережающее задание (план характеристики, слайд 9), по которому готовили устные сообщения:

  1. Значение имени, фамилии.
  2. Черты характера.
  3. Первая реплика героя.
  4. Речевая характеристика.
  5. Отношение других действующих лиц к данному герою.

IV. Работа по теме урока. Индивидуальные сообщения. Оценивание устных выступлений осуществляется по следующим критериям: 1) отражены все пункты плана характеристики; 2) наличие примеров из текста с указанием действий и явлений, откуда была приведена цитата.

Читайте также:  Продолжительность операционного цикла аналитический показатель

Система действующих лиц пьесы (приложение 1). В ходе сообщений заполняется таблица, которая записывается в тетрадях, сравнивают с эталоном (слайд 10):

«Хозяева жизни»

Дикой

Кабанова

«Жертвы»

Кулигин

Борис

Тихон

Варвара

Кудряш

Вопросы к классу:

– Каким образом распределились герои в вашей таблице, совпала ли она с эталоном?

– Куда вы отнесли Катерину в этой системе образов (слайд 11)? На самом деле, характер этой героини намного сложнее, она не входит ни в одну из названных групп, и более подробно о ней мы будем разговаривать на следующем уроке.

Подведение итогов по теме урока. Островский показал нам город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции. Создается впечатление, будто Калинов огражден от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности. Калинов – это собирательный образ русских провинциальных городков.

– Какой вывод мы можем сделать? (Представителями «темного царства» в произведении являются Дикой и Кабаниха, остальные герои являются их жертвами.)

V. Закрепление. Сейчас я попрошу вас объединиться в две группы по 4 человека. Каждая группа должна разгадать кроссенс. Покажу сначала на примере, что это такое (слайд 12). Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Перед вами 9 квадратиков, все они заполнены изображениями, в отличие от кроссворда, где клеточки пустые. В центре находится картинка, которая объединяет остальные общей темой.

– Итак, вы должны в течение трех минут разгадать головоломку, составить к ней ассоциативную цепочку. Вам нужно понять, с какими героями связаны эти метафоры и аргументировать свое мнение. Как только закончится музыка, вам нужно будет дать свой ответ (слайд 13) Приложение 2.

– Время вышло. Давайте проверим. Ничего страшного, если мнение групп разделились, такое тоже возможно, потому что некоторые картинки могут ассоциироваться с несколькими персонажами и у каждого из нас есть своя точка зрения, только надо уметь её доказывать.

VI. Рефлексия. Как вы помните, свой урок я начала с трех вопросов. Сейчас я вам предлагаю дать свою оценку городу Калинову и его обитателям, но есть одно условие: все слова должны относиться к одной части речи. Попробуем?

VII. Домашнее задание. Следующий урок у нас будет проходить в форме баттла. Запишите вопрос, над которым надо будет подумать.

– вопрос девочкам: что бы вы сделали на месте Катерины?

– вопрос мальчикам: что бы вы сделали на месте Бориса и Тихона?

Приложение 1

Характеристика героев «Гроза»

Главные герои

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.

Тихон Кабанов

Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.

Катерина

Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.

Второстепенные персонажи

Варвара

Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.

Кудряш

Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка.

Кулигин

Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.

Савел Прокофьевич Дикой

Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.

Борис

Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.

Феклуша

Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.

Глаша

Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.

Приложение 2

Кроссенс на тему «Система образов в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Источник