Особенности раннего творчества блока и цикла стихи о прекрасной даме

В цикле “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее отчетливо прослеживаются различия и связи между, назовем условно, тремя уровнями стихов А. Блока — уровнем личным, мистическим и словарным.
Личные переживания Блока в этот период связаны с развитием его отношений с возлюбленной. Все стихи, написанные после встречи с Л. Менделеевой, Блок называет “Post lucem” — “После света”. Многие произведения являются откликом на реальные события в жизни поэта, например, стихотворение “Медленно в двери церковные… ” связано с встречей Любови Менделеевой в Казанском соборе. Однако любовь к реальной женщине становится не только фактом личной биографии поэта: она воспринимается как момент соприкосновения с великим мистическим образом.
Годы написания второго цикла стихов совпадают по времени с моментом увлечения А. Блоком стихами и идеалистической философией В. Соловьева, которая во многом основывалась на платоновской идее двоемирия: обыденная жизнь — это всего лишь бедное подобие “потустороннего”, “сверхчувственного”. Центральный образ философии Соловьева — Мировая душа, олицетворенное начало вселенной, высшая сила, способная преобразить мир. Мировой душой в поэзии Блока становится символический образ “вечной женственности”, Прекрасной Дамы, который становится божественным предметом поклонения:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога, но тоже мистическим образом. “Она” у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ вечный, она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она — высший идеал стремлений художника.
Мир становится интересен для А. Блока только с точки зрения поиска в нем внеземного. Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь души не кончается. Главное — уловить в мире внеземные начала: “последний вздох, и тайный, и бездонный, слова последние, последний ясный взгляд”, “Яркий отблеск неземной”. Воплощением же неземного на земле, опять же становится женщина.
Все эти основные идеи переходят и на третий уровень лирики А. Блока — уровень словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой буквы. Все стихотворения строятся на некоторых опорных словах, которые приобретают символическое значение. Слова “гореть, огонь, пламя” символизируют движение, развитие. Отсюда яркая метафора: жить — гореть. Круг — символ совершенства (“Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги… ”). Кроме того, круг — это и нимб на иконе, а потому ему придается божественный смысл. Особую символику приобретают цвета. Алый — это цвет Прекрасной Дамы. Окруженная мистическим ореолом, она постоянно пребывает в алом сумраке. Противопоставление алого и синего цветов становится для А. Блока символом противопоставления хаоса и космоса. Красное — непостижимое, движущееся, даже иногда демоническое. Синее — небесное, упорядоченное. Наиболее часто в стихах встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует божественное, святое, но к концу цикла этот цвет уже связывается и с земной женщиной, а потом лазурное соединяется с белым и становится символом небесного на земле. Черный цвет — цвет таинственного мрака, неизбежных сумерек, мрака в душе поэта.
7 ноября 1902 года А. Блок получает “Царственный Ответ”: Л. Менделеева соглашается стать его женой.
Источник
Особенностью «Стихов о Прекрасной Даме» является то, что стихотворения, выступающие как самостоятельные произведения, вместе с тем представляют собой части единого целого; описываемые в стихотворениях события предстают как эпизоды единого сюжета. На поверхностном уровне содержание цикла похоже на «лирический дневник», историю любви героя: Блок датирует все стихотворения цикла и располагает их строго хронологически. На глубинном уровне — связано с соловьевским мифом о Душе Мира (Вечной Женственности). В «Стихах о Прекрасной Даме» «я», «Ты» (Прекрасная Дама), постоянно ожидаемая мистическая встреча героев, детали их окружения (город, природа) одновременно являются знаками мистических сущностей. Таким образом, рождается смысловая многоплановость образов цикла.
Наличие «ключевых» текстов с ярко выраженным мистическим смыслом способствует восприятию в символическом плане стихотворений, в которых нет явной символики. Одним из «ключевых» в цикле является стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» (25 октября 1902), в котором героиня впервые названа Прекрасной Дамой. При публикации этого стихотворения в 1903 г. В. Брюсов воспринял его как программное: поставил цифру «1» и дал заглавие циклу «Стихи о Прекрасной Даме».
Действительно, в этом стихотворении определяются основные мотивы, связанные с образами героев. Помимо «Прекрасной Дамы» героиня в стихотворении получает наименование «Жена», вызывающее ассоциации в первую очередь с «Женой, облеченной в солнце» из Откровения:
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Определяется мистическая сущность героини — «Святая»:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Героиня связывается с храмом, с богослужением и молитвой: «храмы», «обряд», «лампады», «ризы», «свечи». В образе Прекрасной Дамы проглядывают черты Пресвятой Девы, Богоматери.
Основное содержание стихотворения — ожидание героем мистической встречи с героиней; при этом создается контекст «встречи», этого ключевого символа цикла: «темные храмы», «в мерцаньи красных лампад», «в тени у высокой колонны». За «Ней» закрепляется определенное пространство — «высота»:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней <…>
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Сопоставление с ключевыми текстами цикла (в частности, со стихотворением «Вхожу я в темные храмы…») высвечивает символический смысл стихотворения «Я и молод, и свеж, и влюблен…» (31 июля 1902), не столь очевидный при изолированном прочтении. Сюжет, стихотворения — любовь героя к героине и ожидание свидания с ней, представленные в метафорической форме (влюбленный «я» — «склоненный клен»):
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе.
Ты придешь под широкий шатер <…>
Размечтаться в зеленой тени.
Однако «Ты» — это не только земная любовь героя, но и Прекрасная Дама, Жена. Ожидание свидания — это еще и ожидание мистической встречи с Вечной Женственностью. Символический смысл получает и отводимое героине пространство:
На лице, обращенном к звездам, —
Ароматные слезы хвалы.
В «Стихах о Прекрасной Даме» обращает на себя внимание складывающаяся в объеме всего цикла устойчивость изображения лирических персонажей («я» и «Ты») и связанных с ними ситуаций. Так, героиня занимает определенное художественное пространство: «высшие миры» неба, зари, звезд, солнца, «высокой горы»; ее время — Вечность; знаки ее приближения — вечерняя заря, закат, весна; ее цветовые характеристики — «светлая», «розовая», «алая», «голубая», «золотая»; ее звуковая гамма — «песня», «смех», «звучная тишина». Лирический герой, «я», принадлежит «нижнему миру», миру «долин», «болот», городских улиц и в то же время устремлен к небу, к свету, к «Деве». Встреча героев — это выход «я» за границы его привычного земного пространства (открывание окон, проникновение в Ее «терем») или нисхождение «Ты» на землю, приближение к «я»: вхождение в дом, «на крыльцо». Несостоявшаяся встреча — уход «Ее», возникновение непреодолимой преграды. В результате постоянного повторения в определенных ситуациях или при описании персонажей одних и тех же образов эти образы становятся заместителями данных ситуаций или персонажей: «заря» — «Ты», открывание окна — Встреча.
Так как весь цикл воспринимается как единый текст, то образы-мифологемы («Прекрасная Дама») и образы-символы («огонь») приносят приобретенные ими в одном стихотворении значения в другие стихи цикла, возникает смысловая многозначность образов. Так, например, «огонь» может выступать и в пейзажном знамении (заря, закат), и как знак «Ее» появления, и как огонь земной страсти. Героиня «Стихов о Прекрасной Даме» — это и Дама, и Богоматерь, и Беатриче, и Офелия, и «спящая красавица». Лирический герой цикла — это юный поэт, средневековый поклонник Дамы, евангельский Иоанн Предтеча, пушкинский «рыцарь бедный».
Ассоциации с фольклором, Библией, античной мифологией, средневековой литературой, немецким романтизмом и русской литературой XIX в. — характерная черта не только «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока, но и символизма вообще. Множество «чужих» слов — это не подражательство, а способ раскрытия связи человека с человечеством и со всем миром.
Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. – СПб.: “Нева”, 1998
Источник
Великий русский поэт XX века Александр Александрович Блок прошел непростой жизненный и творческий путь. Он начинал как,символист, верящий в мистику, а в конце своего творческого пути пришел к идее беззаветного служения Родине. Александр Блок родился в семье ректора Петербургского университета, поэтому с детства он был окружен высокой культурой. Он рано начал писать стихи и так же рано увлекся философией. Все это повлияло на то, что юноша стал поэтом.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» – главное лирическое произведение в раннем творчестве Александра Блока. Он составлен из стихотворений 1899-1902 годов и отражает романтически возвышенное мироощущение юноши, находящегося в мистическом ожидании встречи с прекрасной возлюбленной. Однако цикл вышел отдельным изданием в 1904 году, в тот период, когда поэт отошел от «мигов моих пророческих стихов» и переживал духовный кризис.
3. Гиппиус так отозвалась о только что вышедшем сборнике молодого поэта: «Книжка эта родилась точно вне временности, – вне современности во всяком случае. Она и стара, и нова, хотя, может быть, все-таки не вечна, ибо соткана из слишком легкой паутины». В этом отзыве верно угадана особенность знаменитого блоковского лирического цикла – слишком легкая ткань стихотворений, которая лишь очерчивает образ Прекрасной Дамы. Тем не менее у Блока были настоящее чувство и настоящее переживание, из которого рождалась поэзия.
Все молодые годы Александр Блок был увлечен философией
В. Соловьева, который говорил, что в основе мира лежит красота. Эта красота доступна человеку лишь как недостижимый Идеал Вечной Женственности. Блока поразила эта идея, и он стал искать во всех девушках отзвуки этого идеала. Эти философские взгляды переплелись с зарождающимся чувством, так в творчестве юного поэта появился образ Прекрасной Дамы. Эта Дама является Божественным идеалом красоты и любви.
В душе Блока образ реальной девушки Любови Менделеевой и образ Вечной Женственности неразрывно связаны, их невозможно отделить друг от друга. Именно встреча с Любовью Менделеевой стала причиной создания цикла. Чувством к ней окрашены все ранние стихи Блока:
Вечереющий сумрак, поверь,
Мне напомнил неясный ответ.
Жду – внезапно отворится дверь,
Набежит исчезающий свет.
Словно бледные в прошлом мечты.
Мне лица сохранились черты
И отрывки неведомых слов,
Словно отклики прежних миров…
Стихи Блока полны грез о явлении Прекрасной Дамы, он ждет ее прихода, тоскует и мучается. Ее явление – это явление красоты и гармонии в земной мир, оно должно разрешить все существующие противоречия. Интересно, что для создания образа Прекрасной Дамы Блок пользуется в основном белым цветом. Прекрасная Дама несет с собой свет, разгоняющий мрак, а значит, любовь, счастье и радость жизни. Прекрасная Дама – это божество, она живет в ином измерении, чем поэт, поэтому он не может удержать в памяти ее образ. Для него она -прекрасное воспоминание, сон, легкая тень, видение. Он поклоняется ей, молится на нее, как на икону, и боится, что она изменит ему.
Юный Александр Блок действительно верил в то, что возможно нисхождение Красоты на землю и что это случится в современности, при его жизни. Себя он считал пророком этого явления, а имение своего деда – Шахматово – местом, куда Вечная Женственность должна явиться. Именно поэтому волны, по которым плывет ее белая ладья, -это стихи поэта. Это обстоятельство заставляет поэта упорно, вопреки сомнениям и разуму, несмотря ни на что, ждать ее прихода:
В этой выси живу я, поверь,
Смутной памятью сумрачных лет,
Смутно помню – отворится дверь,
Набежит исчезающий свет.
Лирический герой цикла неотделим от поэта, Блок совершенно не дистанцируется от него, что создает особую интимность тона цикла. Многие считали, что этот цикл – отражение любовных отношений
А. Блока и Л. Менделеевой. Но это не совсем так: здесь еще отражены философские представления поэта. Поэт видит свой идеал в том, чтобы через любовь постичь бесконечное в конечном, духовное в материальном, вечное в современном. Он пытается соединить в своем творчестве мистическое и обыденное и тем самым приблизить долгожданный момент.
Прекрасная Дама все же является своему поклоннику, но он не может ее узнать. Он замер от восхищения и ждет ее слов, но она молчит. Момент их встречи очень краток, а потом она уходит. Он даже не подозревал, что все может так повернуться: поэт считал, что Дама всегда будет с ним. Но она ведь неземная, а значит, она не может находиться в пошлом мире повседневности. Это обстоятельство причиняет поэту острую боль, его мечты разбиты, и он прозревает. Поэт не может удержать Прекрасную Даму, потому что она недостижима, как мечта. Вместе с ней он теряет все свои юношеские иллюзии и мечты, остается один на один с реальным миром. Так начинается новый этап жизни и творчества А. Блока.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» был необычным для русской поэзии. Он очень понравился символистам, хотя сам Блок не очень любил этот цикл. Современным читателям эти стихи кажутся сложными и непонятными, потому что они написаны в стиле символизма. Однако в них Блок хорошо передал драму любовного чувства, которую все испытывали в юности.
Источник
1. Слово учителя.
Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок. Центральный цикл первого тома стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». В нем нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко в это время поэту было учение Соловьева о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина: «Она стройна и высока, / Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой»… То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен», – вполне «земная» характеристика. А далее он же «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки», «надежды нездешние» или «нездешние видения», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п.
Об этой особенности данного цикла В. Я. Брюсов писал:
…В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, – все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока река – не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется приближенной, не просто церковь; «терем», «дверь», «ступени», «дорога», «заря», «небеса» – едва ли не все слова берутся поэтом в особом условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы верно понимать смысл стихов…
И все же это стихи о любви. Так считал поэт Н. Гумилев, называвший Блока «одним из чудотворцев русского стиха»: О блоковской Прекрасной Даме много гадали – хотели видеть в ней – то Жену, облаченную в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергает этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. В этой книге… нам явлен новый лик любви; любви, которая хочет ослепительности, питается предчувствиями, верит предзнаменованиям и во всем видит единство; любви, которая лишний раз доказывает, что человек – не только усовершенствованная обезьяна.
2. Работа с текстом.
Подготовленный ученик (или учитель) читает наизусть:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
– Какие картины предстали в вашем воображении?
– Какими чувствами, по вашему мнению, наполнены строки стихотворения?
– Что вы скажете о цветописи в этом произведении?
С первого взгляда, это рассказ о любовном свидании. Молодой человек со своей девушкой встречает вечернюю зарю на реке. Но для внимательного читателя история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы – противопоставление «земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению вопреки всему: «приближений, сближений, сгораний не приемлет лазурная тишь». Так представлен поэтом светлый и чистый мир трех канонических цветов юности: розовый закат, лазурная река, белое платье девушки.
III. Итог урока.
– Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком Александром Александровичем Блоком? (можно предложить письменно ответить на вопрос).
Домашнее задание.
1. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 186–188, рассказать, в чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
2.Прочитать статью (с. 188–194 учебника) и ответить на вопрос, какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 гг.
3. Индивидуальное задание:
– В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Вопрос 1, с. 209.)
Урок 30
Тема «страшного мира»
в лирике Александра Блока
Цели: продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. (Задания см. в предыдущем уроке.)
1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)
3. Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 годах?
Вывод:лирика 1905–1908 годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Но исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир». «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги», – писал о нем А. Слонимский.
Источник