Особенности цикла родина блока

Особенности цикла родина блока thumbnail

Образы Родины в лирике, эпических и драматических поэмах Александра Александровича Блока

Обращение к теме

Тема России и её судьбы в поэзии Блока заняли центральное место не сразу. До этого мастер увлекался символизмом и стал крупнейшим представителем этого направления. В таком духе были написаны знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме».

Кровавые события революции 1905 года раскрыли Александру Александровичу несостоятельность его идеалов. Он ощутил кризис и выразил его в создании драмы «Балаганчик». От туманного символизма он сознательно стал переходить к реальной теме многострадального родного края, однако и в её рамках он сочетал бытовое и мистическое, а также щедро использовал метафоры. Умение создавать и применять яркие сравнения сам Блок считал признаком истинного поэтического таланта, поэтому «прозрение таинственной сущности жизни через метафорическое восприятие» — визитная карточка стиля Блока.

Произведения, посвящённые родине

Поэт создал множество удивительных произведений. Знакомство с ними позволяет проследить эволюцию темы Родины в лирике Блока, а также его эпосе, драматических поэмах и публицистике.

Ранние стихотворения

Настроение ранних стихов, вошедших в цикл «Родина», созвучно с произведениями Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Отношение поэтов к отчизне пропитано жалостью, они употребляют эпитеты «бедная» и «разгульная», особое место в текстах занимают описания природы.

Также и всё дальнейшее творчество проникнуто любовью и привязанностью к Родине, но при этом автор не начинает идеализировать её. Говоря о нищете и обездоленности, поэт пытается пробудить сострадание в читателе, которое является началом любви.

В список лучших ранних стихов Блока о Родине входят следующие:

Сведения о том, как поэт пришёл к теме

Стихи Блока о родине

  • «Осенняя воля» — самое первое серьёзное воплощение темы. Родина здесь помогает герою преодолеть тягостное чувство одиночества, хотя он и отмечает бедность и невзрачность осеннего пейзажа.
  • «Ты отошла, и я в пустыне» — стихотворение, в котором удивительным образом сочетаются религиозные мотивы и любовная тематика. Начинается оно с расставания мужчины и женщины, которое приносит первому неимоверные страдания. Но вскоре читатель понимает, что в мужчине олицетворён Христос, а в женщине — Галилея — место, которое можно назвать его родиной. Вдалеке от неё Иисус не воскресает…
  • «На поле Куликовом» — лирическое произведение, состоящее из пяти частей. Центральная тема — Куликовское поле как символ победы добра над злом. Русь здесь рассматривается с точки зрения её героического прошлого. Автор называет её своей светлой женой, которой постоянно грозит смертельная опасность.
  • «Россия» — стихотворение более короткое и лёгкое, оно содержит всего 26 строк, но сколько в них смысла! Автор отметил, что богатство, простор и широта страны соседствуют с нищетой её народа, и он осмысливает несчастья края, но не боится разделить их в своей судьбе. Он верит, что милая его сердцу отчизна окажется сильнее всех бед.
  • «Там неба осветлённый край» — произведение, появившееся в период полугодового расставания поэта с родиной, когда он отправился в заграничное путешествие. Поездка должна была бы рассеять душевную боль Блока после пережитых им трагических событий (смертей ребёнка жены и отца Александра Александровича), но в итоге он всё время мечтал о возвращении.

Стилистические особенности в произведениях

Более зрелая лирика

Особенностью поздних стихотворений Блока является проявление более оптимистичных мотивов, в которых слышатся радость и гордость. В связи с развитием промышленности он предрекает новые времена, способные изменить облик родных мест, и воспевает нарастающую мощь страны, из-за которой она предстаёт равной самым передовыми государствами.

Без необыкновенной любви Александра Александровича не было бы этой уверенности в счастливом будущем России. Предчувствуя его, он писал о своеобразии исторического пути родины, выступая при этом свидетелем страшных лет кровавых революций:

Образы Родины присутствующие в стихотворениях

  • «Русь моя, жизнь моя» — произведение, дышащее любовью и восхищением, сквозь которые пробиваются тревожные предчувствия. Выражены они знаками препинания (вопросами, многоточиями). Размышления автора тяжелы, он страшится разлуки с родиной, которая отнимет у него всякий шанс на счастливую жизнь.
  • «Новая Америка» — попытка нового переосмысления Блоком возможности счастья России. Поэт вдруг понял, что многие представления о стране обманчивы, в глаза бросаются покорность, богомольность, тишина, а тем временем есть и то, что неприметно с первого взгляда, но важно и существенно. Это положительные изменения в родном крае, возникновение новых возможностей, народ, молодеющий духом.
  • «Я не предал белое знамя». Вынесенный в название символ для всего мира характеризует чистоту, мир и святость (белое знамя как белый флаг), но у Блока также является намёком на идеал, облик прекрасной дамы и ассоциацию с Родиной. Встреча лирического героя с ней происходит после долгой разлуки в перерыве между военными действиями. Автор объясняет возможность этого свидания судьбой.

Эпос, драма, публицистика

Воспеванием родины в лирике Блок не ограничивался. Этой теме он также посвящал более масштабные произведения:

Краткое содержания стихотворения Александра Блока

  • «Возмездие» и «Двенадцать» — лиро-эпические поэмы, первая из которых посвящена революционным предчувствиям, а вторая — непосредственным событиям октября 1917 года. «Возмездие» задумывалось как большое серьёзное произведение из нескольких частей, в котором бы сюжет протекал на фоне мировой истории, но поэма не была закончена из-за критики. В «Двенадцати» же противопоставляются старая и новая Россия, а в тексте автор тревожится о том, что революция угрожает благополучию страны.
  • «Песня судьбы». Живой образ России в этой драматической поэме воплощён в героине произведения Фаине. Неукротимая страсть, душевное беспокойство девушки олицетворяет страну с её вольными песнями, зовущими далями и бескрайними степями.
  • «Интеллигенция и революция» — пример публицистической статьи о России авторства Блока. С её помощью он выступил против всех тех, кто говорил о гибели страны. Александр Александрович говорит, что его Родина с честью выдержит все испытания и выйдет из них лишь величественнее.

Образность описания

Образ Родины в творчестве Блока многогранен. Однако анализ его произведений позволил выделить несколько основных направлений, которых он придерживался для её описания:

Лирика Александровича Блока

  • Россия как сказочный край, населённый загадочными существами;
  • нежная и трепетная возлюбленная;
  • место, где творится история;
  • многострадальная страна, чьим жителям приходится сталкиваться с трудностями, но они стараются это изменить;
  • великий и благодатный край;
  • живое существо с человеческими чувствами.

Но не всегда в отдельном стихотворении Блок использовал только один образ. Например, стихотворение «Русь» можно считать примером первого, сказочно-колдовского поэтического воспевания. В нём описаны мифические болота и дебри, упоминаются колдуны и ведуны, ведьмы и ворожеи. Главной героине стихотворения приписывается едва ли не божественное происхождение, из-за которого автор не смеет коснуться её одежды.

Но последнее упоминание открывает читателям, что Россия — это не только сказочная страна, её можно представить и таинственной незнакомкой. Это придаёт описанию романтичности и роднит его со вторым направлением.

Выбор направления

Как писал Александр Александрович Блок

Какое бы обращение к отчизне автор ни выбрал в каждом конкретном стихотворении, все они образуют единую картину восприятия поэтом России. Очевидно, такие яркие образы выбраны, чтобы вдохнуть в объект своего восхищения жизнь и затронуть патриотические чувства читателей.

Интересно, что в лирике Александра Александровича практически нет воплощения отчизны в лице матери, которое часто можно встретить у других поэтов. Обоснование этому состоит в чувстве глубокой тревоги автора за судьбу родного края и желании помочь ей. Образ матери ассоциируется с надёжностью, покровительством и поддержкой, но Блок считает, что России самой необходима хорошая защита и преданность, значит, ему более близок облик хрупкой девушки, невесты или жены, за которую мужчина несёт ответственность.

Таким образом, творчество Блока можно изучать с самых младших классов, ведь его поэтические произведения — прекрасный пример искреннего патриотизма, который не только восхищает и заражает взрослых, но и проникает в души детей.

Источник

   Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
     Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
    А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
   
    Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
    Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:

Читайте также:  Документальный цикл письма из провинции

    Битый камень лег по косогорам
    Желтой глины скудные пласты
   …..
    Разгулялась осень в мокрых долах
    Обнажила кладбища земля…

    Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:

    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить, и плакать без тебя!

    Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:

    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…

    Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:

    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.

    Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера. 
    В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине – чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:

    О бедная моя жена,
    О чем так горько плачешь?

    Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…

    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые – 
    Как слезы первые любви!

    Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта. 
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!

    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины. 
    Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:

    Ну что ж? Одной заботой боле – 
    Одной слезой река шумней, 
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…

    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет. 
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу». 
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
    Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» – это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
    Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной». 
    В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:

    В последний раз – опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз – на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!

    Мне кажется, что А.А. Блок – удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.

Источник

Тема России, Родины в творчестве Блока начинается со “Стихов о Прекрасной Даме”. В основе символизма лежит философия Владимира Соловьёва, именем которого ознаменовано было для Блока начало девятисотых годов, то есть период “Прекрасной Дамы”. Учение Вл.Соловьёва можно определить как воплощение духовного в жизненном. (“Знайте же, Вечная Женственность ныне // В теле нетленном на землю идёт”) Драматургия поэзии Блока – эволюция вечно женственного. Он шёл от культа к культуре. От “Прекрасной Дамы” и “Незнакомки”, через “Балаганчик” и “Снежную маску” к России и русской культуре.

Открытие России началось для Блока с древних преданий, заклинаний и заговоров, с которыми он знакомится по книжным сборникам и научным статьям. Первое стихотворение, посвящённое России, “Русь”(было написано в том же 1906 году, что и “Незнакомка”), навеяно народными легендами. Мотив сна, с которого начинается и которым завершается стихотворение, строки:

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна, –

напоминают о спящей, заколдованной пани Катерине из “Страшной мести” Гоголя, которая то закружится в безумном танце, то “с утра до позднего вечера бродит по тёмным дубравам”. При прочтении строфы: “Где ведуны с ворожеями // Чаруют злаки на полях…” возникают в памяти пушкинские “Бесы”. Здесь же появляется, далее развиваясь, и мотив дороги, столь важный, например, для Лермонтова, в поэзии которого он прочно связан с представлением о Родине. Наконец, упоминание о нищете “родимой старины”, “лоскутах её лохмотий” и звукопись строк: “Живую душу укачала, // Русь…” заставляют вспомнить связанные с Родиной, Россией грустные поэтические размышления Некрасова (“Быстро лечу я по рельсам чугунным, // Думаю думу свою”). Наличие, и даже почти цитирование мотивов А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, Н.Некрасова естественно и понятно, потому что поэт должен “вступить в права наследия”. Важно, что цитируются мотивы, связанные с представлением о Родине и для самих этих поэтов. Но облик России в стихотворении “Русь” ещё только предчувствуется.

Читайте также:  Циклы с предусловием java

Цикл “Родина”(1907-1916) в собрании стихотворений, составленном самим Блоком, расположен прямо после произведений, посвящённых Кармен, Любови Александровне Дельмас. Вступление к циклу “Родина” посвящено Любови Дмитриевне Блок.

О том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту,
Да. Ты – родная Галилея
Мне, – невоскресшему Христу.
И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить ему главу.

Здесь оказались слиты воедино облик страны и облик женщины. И когда Блок произносит: “О Русь моя! Жена моя!” – это не просто дерзостный образ , а определение полного слияния с нею: “Наш путь – стрелой татарской воли // Пронзил нам грудь”. По правилам грамматики последняя строка должна звучать иначе: либо “мне грудь”, либо “нам груди”. А тут – “нам грудь”, единое целое. Это и есть отношение Блока к России.

Любовь к нищей России, к её народу Блок выразил в стихотворении «Россия»(1908). Вслед за Гоголем и Некрасовым Блок обращается со словами любви к нищей России и её народу. Тайная красота России обнаруживает себя и в «разбойной красе», и блеске мгновенного взора из-под платка, и в глухой песне ямщика. Обобщённый образ России – «лес да поле, да плат узорный до бровей» сияет древней красотой и вселяет веру в то, что не пропадёт она ( «и невозможное возможно…»).

Важны ключевые слова, с которыми Блок обращался к России. В стихотворении “Русь” сразу же возникает тайна: “Дремлю – и за дремотой тайна, // И в тайне – ты почиешь, Русь…”. И в конце стихотворения: “Дремлю – и за дремотой тайна, // И в тайне почивает Русь…”. Этот же мотив слышится и в настойчивых вопросах стихотворения “Родина”: “Вольному сердцу на что твоя тьма? // Знала ли что? Или в Бога ты верила? // Что там услышишь из песен твоих?”, “Что же маячишь ты, сонное марево? // Вольным играешься духом моим?”

Постоянно на всех уровнях повторяется мотив круга: “За Непрядвой лебеди кричали, // И опять, опять они кричат…”, “Опять с вековою тоскою // Пригнулись к земле ковыли. // Опять за туманной рекою // Ты кличешь меня издали…”. В стихотворениях цикла “На поле Куликовом” и “Россия” обилие смысловых, словесных, синтаксических, ритмических повторов, во всех стихотворениях цикла “Родина”, и наконец прояснение значения этого мотива в стихотворении “Коршун”: “Чертя за кругом плавный круг // Над сонным лугом коршун кружит // И смотрит на пустынный луг…”.

Цикл “На поле Куликовом” (1908) – об историческом пути России, о её прошлом и будущем; не случайно символическим событием на этом пути для Блока оказывается именно Куликовская битва, которая стала началом духовного возрождения. И в жизни современной ему России поэт прозревает такое же “начало высоких и мятежных дней”. Строфы, завершающие цикл, выражают не просто готовность героя к активному действию, но жажду высокого, рыцарского подвига во имя возрождения родной страны: “Не может сердце жить покоем, // Недаром тучи собрались. // Доспех тяжёл, как перед боем. // Теперь твой час настал. – Молись!”. Меняются лики образа Родины – сначала картина русской природы (“Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…”), потом Русь – жена, наконец, Родина святая.

“Из сердца кровь струится” – так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.

И так естественно в цикле “Родина” звучит стихотворение:

Я не предал белое знамя,
Оглушённый криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
……………………………………………
А вблизи – всё пусто и немо,
В смертном сне враги и друзья,
И горит звезда Вифлиема
Так светло, как любовь моя.

Примечания
Галилея – родина Христа.

Стихотворения Блока, которые следует перечитать, повторяя тему “Россия в лирике Блока”

 Русь (1906)

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сёл.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жильё,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвеё.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поёт преданья старины…

Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах её лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на твоих просторах, ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Её одежды не коснусь.

         РОДИНА  (1907-1916)

        * * *
Ты отошла, и я в пустыне
К песку горячему приник.
Но слова гордого отныне
Не может вымолвить язык.

О том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту:
Да. Ты – родная Галилея
Мне – невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить ему главу.
30 мая 1907

* * *
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь, не стучась…
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: “Здравствуй, князь.

Вот здесь у меня – куст белых роз.
Вот здесь вчера – повилика вилась.
Где был, пропадал? что за весть принес?
Кто любит, не любит, кто гонит нас?”

Как бывало, забудешь, что дни идут,
Как бывало, простишь, кто горд и зол.
И смотришь – тучи вдали встают,
И слушаешь песни далеких сел…

Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой – зовет и мани’т…
Только скажет: “Прощай. Вернись ко мне” –
И опять за травой колокольчик звенит…
12 июля 1907

* * *
Задебренные лесом кручи:
Когда-то там, на высоте,
Рубили деды сруб горючий
И пели о своем Христе.

Теперь пастуший кнут не свистнет,
И песни не споет свирель.
Лишь мох сырой с обрыва виснет,
Как ведьмы сбитая кудель.

Навеки непробудной тенью
Ресницы мхов опушены,
Спят, убаюканные ленью
Людской врагини – тишины.

И человек печальной цапли
С болотной кочки не спугнет,
Но в каждой тихой, ржавой капле –
Зачало рек, озер, болот.

И капли ржавые, лесные,
Родясь в глуши и темноте,
Несут испуганной России
Весть о сжигающем Христе.
Октябрь 1907 – 29 августа 1914

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

        1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
        И моет берега.
 Над скудной глиной желтого обрыва
        В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
        Нам ясен долгий путь!
 Наш путь – стрелой татарской древней воли
        Пронзил нам грудь.

Читайте также:  Блок в ресторане из цикла

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
        В твоей тоске, о, Русь!
 И даже мглы – ночной и зарубежной –
        Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
        Степную даль.
 В степном дыму блеснет святое знамя
        И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
        Сквозь кровь и пыль…
 Летит, летит степная кобылица
        И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
        Останови!
 Идут, идут испуганные тучи,
        Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
        Плачь, сердце, плачь…
 Покоя нет! Степная кобылица
        Несется вскачь!
7 июня 1908

    2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути – горючий белый камень.
За рекой – поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: “Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!”

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908

    3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
           Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, –
            Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
            Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
            В криках лебедей.

С полуно’чи тучей возносилась
           Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
           Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
           Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
           Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
           Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
           Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
          Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
          Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
          На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
          На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
         Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
         Светел навсегда.
14 июня 1908

    4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…

“Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!”
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908

    5       
                И мглою бед неотразимых
                Грядущий день заволокло.

                                       Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
23 декабря 1908

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908

ОСЕННИЙ ДЕНЬ
Идем по жнивью, не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа,
Как в сельской церкви темной.

Осенний день высок и тих,
Лишь слышно – ворон глухо
Зовет товарищей своих,
Да кашляет старуха.

Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным…

Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет…
О чем звенит, о чем, о чем?
Что’ плач осенний значит?

И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком…

О, нищая моя страна,
Что’ ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
1 января 1909

* * *
                    Не уходи. Побудь со мною,
                    Я так давно тебя люблю.
Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари – покрыл меня.

Всё, всё обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой –
Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой –
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом – в алый круг.

Август 1909

* * *
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что’ там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
Соколов, лебедей в степь распустила ты –
Кинулась и’з степи черная мгла…

За’ море Черное, за’ море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…
Что’ же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим? 
28 февраля 1910

* * *
Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой – одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали’ несется волна.

А вблизи – всё пусто и немо,
В смертном сне – враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.
3 декабря 1914

Последнее стихотворение цикла «Родина»
КОРШУН
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. –
В избушке мать над сыном тужит:
“На’ хлеба, на’, на’ грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси”.

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. –
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
22 марта 1916

Источник