Основные этапы восточного цикла и их отражение в источниках
нашел копаясь в компе старую работку, показалась интересной
« Сущность и причины консервативной стабильности на Востоке. Основные этапы Восточного цикла и их отражение в источниках».
2007
1. Значение термина
2. Сущность термина
3. Причины формирования
4. Этапы «Восточного цикла»
5. Вопросы оставленные без ответа
6. Моя теория
Значение термина: Термин «консервативная стабильность» в данной теории обозначает существование некоей социально экономической ситуации, в которой происходят более или менее равноценные колебания. Они не выходят за определённые пределы и коррелируют между собой по шкалам:
1. Государственность (диапазон: разобщённое – централизованное)
2. Валовый продукт (диапазон: недостаточный – избыточный)
Сущность термина: На временной шкале размещается синусоида, являющая собой общий график для выше перечисленных шкал. Пердпологается жесткая корреляция между увеличением валового продукта и усилением централизации государства. На основании источников, которыми являются официальные документы того времени, делается вывод об улучшении экономического положения данного государства и увеличении его валового продукта, что, по мнению автора теории, является усилением внешней и внутренней силы государства, либо уменьшение валового продукта и уменьшение его внешней и внутренней силы. Основой теории является предположение, что в силу объективных фактов и данной закономерности централизованность государства и его экономическое состояние не могут превышать жестко заданных для каждого государства величин. Не состыковка в некоторых исторических случаях пиковых величин. Например период реформ Шан Яна, когда при максимальной децентрализации существовала ситуация экономического подъема оправдывается автором ссылкой на изобретение новых производственных технологий, в данном случае открытие железа.
Причины существования «консервативной стабильности» на Востоке. По мнению автора теории, формирование процесса было подчинено экономико-производственной ситуации, которая, на мой взгляд, оценена достаточно верно. Пашенное земледелие, которое составляло основу экономики того времени, развивалось и пришло к ситуации ирригационного земледелия. Как любая сложная система ирригационная система для поддержания себя в работоспособном состоянии требует постоянного ухода и ремонта. Это приводит к появлению специалистов занятых только этой работой, их жизнеобеспечение складывается, в виде налогов на плечи тех, кто пользуется данной ирригационной системой. Сама система привязана к земле и поэтому требует охраны как, ценность в которую вложено множество усилий, налоги требуют распределения и так же охраны как ценность. Таким образом, мы имеем все необходимые институты централизованной власти (армия, полиция, налоговый и управленческий аппарат). Содержание одной армии, на какой либо территории обходится дешевле, чем содержание 5-10 и более армий на той же территории. Это приводит к процессу централизации государства образованию империй, царств и т.д. В связи с увеличением производимого продукта и сокращением расходов на его сохранение и распределение возникает ситуация избытка продукта на который претендует определенная самая активная часть населения желающая поднять свой уровень жизни до уровня управляющих распределением. Следствием этого является процесс приватизации, который в свою очередь приводит к дроблению и децентрализации. Децентрализация приводит к увеличению расходов на содержание производящих систем, их обслуживание и охрану, и уменьшение производительности этих систем. Цикл завершен и готов к повторению.
Этапы «Восточного цикла». Первым этапом, по мнению автора, является максимальная децентрализация с минимальной возможной при данной технологии производительности труда. При этом существуют политический, экономический, технологический, демографический и др. виды кризисов, которые стимулируют большую часть населения на поиск путей восстановления, хоть какого-нибудь, порядка. (Источники: Речение Ипувера, Пророчество Неферати). Второй этап. Централизация и подъем экономики основанный на декларативно введенном законодательстве с добровольно или насильственно введенным централизованным управлением и налогообложением. (Источники: Книга правителя области Шан) Третий этап. Расцвет государственности и производительности. Урегулированные социальные отношения, развитая пенециарная система и чиновничий аппарат. Заканчивается с введением приватизации. (Судебник Хаммурапи) Четвертый этап. Падение производства и централизации власти, начинается с момента введения приватизации. Заканчивается кризисами всех аспектов государственного управления. (Источники Речение Ипувера, Пророчество Неферати)
Не отвеченные вопросы. В данной теории, на мой взгляд, ярко выражено, стремление преподнести идею государственности, как нечто положительное, позитивное, делающее «лучше». При этом отдельные личности, проявляющие властные амбиции, или вводящие «не правильные» законы или проявляющие стремление к личной ответственности за собственную жизнь (например «стяжатели» в Китае) являются некими стабильно появляющимися дестабилизирующими факторами, разрушающими не плохую, в общем, и целом систему, направленную на пользу людям. Метафорично говоря, данная теория как бы говорит: « Естественные процессы, сформированные самой природой, формируют для вас люди, структуры направленные на ваше же благо, а вы, мерзкие козлы, все портите, но природа в бесконечном милосердии своем повторяет ситуацию из раза в раз в надежде, что вы ублюдки, одумаетесь». На основании моего десятилетнего опыта работы психологом осмелюсь утверждать, что теории, построенные на таком отношении к людям и при этом апеллирующие к человеческой природе изначально в своих предпосылках не верны. Теперь вопросы, которые являются для меня не ясными в рамках данной теории.
1. Каким образом оценивается и измеряется общественное благо.
2. Что является категорией «лучше» в определении слова «прогресс».
3. Основанием для действий людей, дестабилизирующих систему централизованной государственности, является некое стремление, которое они выражают через накопление материального ресурса. Что это за стремление, если оно так кардинально влияет на метаструктуру, в рамках которой эти люди находятся?
4. Любой циклический процесс, производимый людьми в одиночку или группами, является процессом зависимости. Ядром зависимости является некая ценность, преобладающая над всеми остальными. С какого рода ценностью мы имеем дело в данном случае?
В общем, закономерность, выявленная в этой теории, кажется мне достоверной. Но интерпретации, данные этим закономерностям, а так же противопоставления Восточной и Западной систем государственности кажутся мне притянутыми за уши.
Моя теория. В моей теории я исхожу из предпосылки, что единственно реальной ценностью для человека, является его личное счастье. Оно напрямую зависит от уровня его ответственности за свою жизнь, а так же, его способности и возможности, к самовыражению. Для того чтобы привить человеку, какие либо другие ценности необходимо лишить его возможности самовыражения любым другим способом кроме обретения навязываемых ему ценностей. На основании собранного мною опыта, а так же статистики сделан вывод, что умереть с голода или от внешней агрессии на данном этапе исторического развития возможно только в условиях мегаполиса, либо при наличии патологически высокой внутренней агрессивности. Гибель в условиях дикой природы никогда не происходила от голода (не зарегистрирован не один случай), мне тоже не удалось. На основании этого я делаю вывод, что страх перед смертью от голода это искусственно насаждаемый страх, предназначенный для централизации власти. Таким же образом на основании личного опыта и статистики я исследовал ряд других страхов, избавление от которых является для людей поводом жить в государстве. Информацию о том, что является поводом, я получил, проводя опрос среди людей, являвшихся моими клиентами (около 400 человек). Основными поводами, были названы, при опросе в системе открытых ответов, четыре.
1. Страх голода.
2. Страх перед агрессией.
3. «Так получилось»
4. Без государства нечем заниматься, а так хоть ему попротивостоять.
Третий повод можно отнести к категории отсутствия выбора. Четвертый повод, как гиперкомпенсацию к государственному насилию. Первый и второй, как искусственно насаждаемый страх, не имеющий под собой реальной основы. На основании этих исследований, а так же курса «История первобытного общества» мною сделаны следующие выводы.
1. Государственная система является искусственной, а не естественной системой.
2.Для формирования государства необходимо лишение человека его естественных стремлений и желаний и ограничение его в способах самовыражения.
3. Государственная система в любом виде, это система – направленная в первую очередь на подавление желаемых человеком способов самовыражения.
4. Основной способ подавления самовыражения это коллективная ответственность, в которой каждый должен всем и ждёт прихода кредиторов.
На мой взгляд, все остальные объяснения являются просто попытками оправдать безумное поведение человечества, выразившееся в частности в образовании государственных систем. Причина этого безумия мне не известна. Я могу только предполагать ее как следствие, каких либо, геологических изменений, либо других событий планетарного или космического порядка. Дальнейшее закрепление безумных моделей поведения было произведено сменой родовых ценностей и закрепление этой смены в форме традиций, а значит, событие длилось (или длится) не менее трёх поколений.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Томский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета
профессор ________
«___» __________ 2011 г.
История Древнего Востока
Направление 030600 – История
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Томск – 2011
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цели освоения учебной дисциплины
Сформировать глубокие и разносторонние представления об истории древневосточных цивилизаций, своеобразии их путей развития, факторах, обусловивших особый характер исторического процесса на Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании истории в общеобразовательной школе.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по истории первобытного общества, археологии, истории отечества.
Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение всеобщей истории. Данная дисциплина предваряет историю античности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
– историю возникновения и развития древневосточных цивилизаций;
– основные теоретико-методологические проблемы современного востоковедения;
– основы методы работы с источниками по истории Древнего Востока.
Уметь:
– выделять существенные черты в развитии культуры и общества древневосточных цивилизаций,
– анализировать древневосточные тексты в соответствии с современными методами источниковедческого анализа,
– представлять результаты своей деятельности в виде письменных и устных ответов.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История:
А) общекультурные (ОК):
– владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);
– готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
– стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);
– осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8);
Б) профессиональные (ПК)
– способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии (ПК-2);
– способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
– способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
– способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
– способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
– способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
– способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетные единицы, __________ часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
1. | Введение | 1 | 1-5 | Л: 12 | СР: 12 | ПР-2 | Практическое занятие № 1, контрольная работа |
2. | Тема: Древняя Месопотамия | 1 | 6-8 | Л: 8 | СР: 8 | ПР-6 | Собеседование Практическое занятие № 2, 3, 4 |
3. | Тема: Древний Египет | 1 | 9-10 | Л: 8 | СР: 8 | ПР-2 | Собеседование Практическое занятие № 5 |
4. | Тема: Сирия, Финикия и Палестина в древности | 1 | 11-12 | Л: 8 | СР: 8 | ПР-4 | Собеседование Практическое занятие № 7, 8 Коллоквиум |
5. | Тема: Южная Азия в древности | 1 | 13-15 | Л: 8 | СР: 8 | Собеседование | |
6. | Тема: Древний Китай | 1 | 16 | Л: 4 | СР: 4 | ПР-4 | Собеседование Практическое занятие № 6, 9 |
7. | Тема: Заключение | 1 | 17 | Л: 2 | СР: 2 | Собеседование |
Форма итогового контроля знаний студентов – экзамен
5. Образовательные технологии
Образовательные технологии: проблемное обучение (проблемные лекции), исследовательские технологии (практические занятия), самостоятельная работа студентов, информационно-коммуникативные технологии (работа с интернет-ресурсами, подготовка компьютерных презентаций).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Работа над курсом «история Древнего Востока» ведется в течение всего семестра и завершается сдачей экзамена. Итоговая оценка на экзамене складывается из нескольких составляющих:
Оценка за 1-й вопрос экзаменационного билета | Оценка за 2-й вопрос экзаменационного билета | Итоговая оценка за практические занятия | Оценка за контрольную работу | Оценка за собеседование по основным сюжетам Библии (Ветхого Завета) |
50% | 50% | |||
1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/8 | 1/8 |
Оценка за практические занятия, оценка за контрольную работу и оценка за собеседование по основным сюжетам Библии выставляются до экзамена и составляют в своей совокупности 50% итоговой оценки, получаемой на экзамене. В случае, если за все эти компоненты поставлено «отлично», студент на экзамене имеет право из двух вопросов билета отвечать только на один по его собственному выбору.
Студенты имеют право сдавать материал курса поэтапно в течение всего семестра по следующим блокам:
Месопотамия | Египет | Восточное средиземноморье | Иран | Индия | Китай |
Каждый из блоков сдается только после того, как по нему прочитаны все лекции и дано задание на самоподготовку. В случае, если все блоки будут сданы до начала сессии и нет задолженностей по практическим занятиям, контрольной работе и собеседованию, студент получает оценку за экзамен по истории Древнего Востока досрочно.
Если блоки к началу сессии сданы частично, то на экзамене студент, получивший билет с вопросом из уже сданного блока, на этот вопрос не отвечает. В любом случае, оценки за сданные досрочно блоки засчитываются при выставлении итоговой оценки на экзамене и входят в первые 50% итоговой оценки.
Задания контрольной работы
1. Каковы основные причины, условия и формы возникновения государства на Востоке? Дайте им всем подробную характеристику.
2. Чем был обусловлен деспотический характер восточного государства? Назовите и подробно проанализируйте все факторы.
3. Какова роль восточной общины и действовавших в ней механизмов в формировании деспотического характера восточного государства.
4. Каковы были пути возникновения социальной дифференциации на Древнем Востоке? В чем состоит проблема применения классового подхода к анализу социальной структуры восточных обществ?
5. Основные этапы «восточного цикла» и их отражение в источниках (Реформа Уруинимгины, Законы Хаммурапи, Смутное время в Египте, Реформы Шан Яна).
6. Сущность и причины консервативной стабильности на Востоке (объяснить поворотные точки «восточного цикла» с позиций теорий и «имперского цикла»).
7. Перечислите прогрессивные изменения в динамике исторического процесса на Востоке.
Тематика курсовых работ:
§ Проблемы применения формационного и цивилизационного подходов к истории Древнего Востока (по материалам отечественной историографии).
§ Проблема «восточного деспотизма» в отечественной ориенталистике.
§ Древний Восток в свете концепций социоестественной истории.
§ «Идея человека» в культурах Древнего Востока и концепция «Осевого времени» К. Ясперса.
§ «Миф» как историографическая проблема.
§ Аллегория как форма мифологического мышления и как научная модель
§ Переход от «Мифа» к «Логосу» в древневосточной культуре.
§ «Национализм» и «универсализм» на Древнем Востоке.
§ Реформа Эхнатона.
§ Финикийцы: между Востоком и Западом.
§ Создание первого еврейского государства и возникновение национальной идеи.
§ Власть божественная и власть мирская в текстах Библии.
§ Формирование библейского канона и становление традиции его устной интерпретации.
§ Пророческое движение в Палестине в свете различных подходов его интерпретации.
§ «Книга пророка Даниила»: исторический контекст и вневременные смыслы.
§ Иудаизм на рубеже эр и «проблема Кумрана».
§ Идея Мессии в иудаизме и христианстве.
§ Библейский миф и его отражение в европейской культуре XX века на примере романа Т. Манна «Иосиф и его братья».
- Библейский миф и его отражение в европейской культуре XX века: З. Фрейд и его “Моисей”.
§ Проблема «типического» и «уникального» в еврейской традиции.
§ Проблема «Добра» и «Зла» в зороастризме.
§ Астрология как социокультурный феномен.
§ Традиционная йога и современные трансперсональные психотехники.
§ Древнеиндийская литература как исторический источник.
§ Буддизм в контексте древнеиндийской культуры.
§ Проблема формирования культурного архетипа индийской цивилизации.
§ Конфуцианство: формирование социально-этического идеала.
§ Место даосизма в древнекитайской культуре и обществе.
§ Даосизм: проблемы понимания «текста».
Вопросы к коллоквиуму
«ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТЫ БИБЛИИ» (ВЕТХИЙ ЗАВЕТ)
1. Сотворение мира.
2. Сотворение человека.
3. Потерянный рай.
4. Каин и Авель.
5. Всемирный потоп. Сыновья Ноя.
6. Вавилонская башня.
7. Авраам.
8. Сара и Агарь.
9. Содом и Гоморра. Дочери Лота.
10. Исаак и Ревека.
11. Иаков и Исав
12. Дети Иакова. История Иосифа.
13. Египетское рабство.
14. Исход из Египта. 10 казней. Праздник Пасхи.
15. Завет на горе Синай. 10 заповедей.
16. Странствия по пустыне.
17. Завоевание Палестины.
18. Судьи.
19. Самсон.
20. Самуил и Саул.
21. Давид.
22. Соломон.
23. Разделение на два царства.
24. Падение Израильского царства.
25. Падение Иудейского царства. Вавилонский плен.
26. Иов.
27. Экклезиаст (Коэлет)
28. Руфь (Рут)
29. Есфирь (Эстер)
30. Книга пророка Даниила.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (любое издание).
2. Библейский словарь: Энциклопедический словарь / Пер. со шведск. СПб., 2008.
3. Библейские истории / Пер. с венг. (любое издание).
4. Косидовский 3. Библейские сказания / Пер. с польск. (любое издание).
5. Самые известные сюжеты Ветхого Завета. М., 2010.
6. Словарь библейских образов / Пер. с англ. СПб, 2008.
7. Сто великих библейских персонажей (любое издание).
8. Библейские образы / Пер. с англ. (любое издание).
9. Энциклопедия «Мифы народов мира» (любое издание).
Некоторые теоретико-методологические проблемы курса
1. Место истории Древнего Востока во всемирной истории. Зарождение и эволюция понятия «Восток».
2. Актуальность востоковедческих исследований. Цель и задачи курса истории Древнего Востока.
3. Проблемы источниковой базы истории Древнего Востока.
4. Проблемы периодизации и установления абсолютной хронологии истории Древнего Востока.
5. Подходы к восточным обществам в западноевропейской исторической мысли.
6. Восток и марксизм. Дискуссия об АСП в советской исторической науке.
7. Востоковедение в контексте формационного и цивилизационного подходов к истории.
8. Община на Древнем Востоке: генезис и эволюция форм общинной организации. Неолитическая революция.
9. Земледельческая община в условиях ирригации.
10. Государство на Древнем Востоке: генезис и этапы развития.
11. Древневосточная деспотия: структура управления и власти.
12. Особенности социальной структуры восточных обществ. Специфика восточного рабовладения.
Ближний Восток
13. Ближний Восток в древности: особенности исторического развития.
Месопотамия в древности
14. Природные условия древней Месопотамии.
15. Население древней Месопотамии.
16. Архаический и протописьменный периоды в истории древней Месопотамии.
17. Раннединастическая эпоха в Шумере.
18. Реформы Уруинимгины в Лагаше.
19. Аккадское царство Саргонидов.
20. Шумеро-Аккадское царство.
21. Старовавилонский период истории Месопотамии.
22. Законы Хаммурапи как исторический источник.
23. Северная Месопотамия во II тыс. до н. э.
24. Международное положение на Ближнем Востоке в начале I тыс. до н. э. Второе возвышение Ассирии.
25. “Мировая” Ассирийская держава.
26. Нововавилонское царство.
27. Периодизация и хронология истории древней Месопотамии.
28. Возникновение письменности и становление научных знаний в древней Месопотамии.
29. Древнемесопотамская мифология и эпос.
30. Основные источники по истории древней Месопотамии.
Древний Египет
31. Природные условия и население древнего Египта.
32. Египет периода Раннего царства.
33. Общество и государство в Египте в период Древнего царства.
34. “Смутное время” в Египте и феномен “консервативной стабильности” на Востоке.
35. Египет периода Среднего царства. Завоевание Египта гиксосами.
36. Египет периода Нового царства: общая характеристика. Завоевательная политика фараонов XVIII династии.
37. Реформа Эхнатона.
38. Египет после Эхнатона. Правление XIX и XX династий.
39. Египет в поздний период.
40. Основные черты культуры древнего Египта: религия, наука, литература.
41. Периодизация и хронология истории древнего Египта.
42. Основные источники по истории древнего Египта.
История Восточного Средиземноморья в древности
43. Восточное Средиземноморье в древности. Древние финикийцы.
44. Библия как исторический источник.
45. Легендарный период истории еврейского народа. Еврейский религиозный историзм.
46. История еврейского народа в конце II – I тыс. до н. э.
47. Пророческое движение в древней Палестине.
48. Реконструкция мировоззрения древних евреев по текстам Танаха.
Древний Иран
49. Мидийское царство.
50. Образование Персидской державы.
51. Реформы Дария I.
52. Зороастризм.
История древней Индии
53. Актуальность индологических исследований и особенности изучения древнеиндийской цивилизации.
54. Характерные черты древнеиндийской культуры.
55. Природные условия и население древней Индии.
56. Индская (Хараппская) цивилизация.
57. Общественное устройство и мировоззрение индоариев в эпоху Вед.
58. Внутрикультурный синтез хараппской и арийской традиций и новый духовный взлет эпохи Упанишад.
59. Буддийский период в истории древней Индии. Образование и история державы Маурьев
60. Буддизм в древней Индии.
61. Древнеиндийский эпос и место в нем Бхагавадгиты.
62. Классический период в истории древней Индии.
63. Периодизация и хронология истории древней Индии.
64. Основные источники по истории древней Индии.
История древнего Китая
65. Периодизация и хронология истории Древнего Китая.
66. Основные источники по истории Древнего Китая. Особенности китайской историографической школы. Сыма Цянь.
67. Природные условия и население древнего Китая.
68. Генезис китайской цивилизации. Государство Шан-Инь.
69. Западное Чжоу: государство, общество, культура.
70. “Золотой век китайской философии”. Особенности мировосприятия древних китайцев. Даосизм.
71. Конфуций и его учение.
72. Эпоха Чжанго в Китае. Основные положения легизма. Реформы Шан Яна.
73. Возникновение и крах империи Цинь.
74. Эпоха Хань как период наивысшего расцвета древнекитайских общества и государства. Культурное наследие Хань.
Основная литература
1. Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока. Дрезден, 1977.
2. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
3. Васильев Л. С. История Востока. Ч. I-II. М., 1993.
4. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.
5. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард- М., 1989.
6. Пути истории. М., 1994.
7. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1990.
8. История Востока. Т. 1. Восток в древности. М., 1997.
9. История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. М, 2004.
10. История Древнего Востока. Под ред. М., 1988, 19
11. История древнего мира. Т. 1-3. М., 1982, 1983, 1989.
12. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. М., 2008.
13. История отечественного востоковедения с середины XIX в. до 1917 г. М., 1997.
14. Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Источник