Операторы цикла с условием паскаль

При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.
В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.
Цикл for
Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).
В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.
Цикл for существует в двух формах:
for счетчик:=значение to конечное_значение do тело_цикла; for счетчик:=значение downto конечное_значение do тело_цикла;
Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.
Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.
var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); for i := 1 to n do write (‘(*) ‘); readln end.
Цикл while
Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true, то тело цикла выполняется, если false – то нет.
Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение вернет true. Поэтому очень важно в теле цикла предусмотреть изменение переменной, фигурирующей в заголовке цикла, таким образом, чтобы когда-нибудь обязательно наступала ситуация false. Иначе произойдет так называемое зацикливание, одна из самых неприятных ошибок в программировании.
var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); i := 1; while i <= n do begin write (‘(*) ‘); i := i + 1 end; readln end.
Цикл repeat
Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.
В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.
var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); i := 1; repeat write (‘(*) ‘); i := i + 1 until i > n; readln end.
В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.
Источник
В паскале существует 3 оператора цикла это while…do; repeat…until ; for…to/downto…do; рассмотрим их по подробнее.
while
while оператор повтора, с указанием условий повторения до тела цикла. Поэтому операторы в теле цикла не выполнятся ни разу, если условие не истинно.
Шаблон данного оператора выглядит следующим образом:
while <Условия продолжения повторений> do
<Тело цикла>;
<Тело цикла> будет выполнятся, пока <Условия продолжения повторений> не станет ложью.
Рассмотрим Следующую задачу: Строку, указанной длины заполнить последовательно цифрами от 0..9.
Код:
program TestWhile; var Len:Integer; s,tempS: string; begin Write(‘Введите длину строки:’); Readln(len); while Length(S)<len do begin Str(Length(S) mod 10,tempS); S:=S+tempS; end; Writeln(s); end. |
Перед началом цикла мы задаём значения len – длина строки, i мы определяем как 0.
Дальше мы убеждаемся, что i не превышает длину строки len, и выполняем тело цикла заключённого между begin и end;, пока i не превышает длину строки len.
Дальше выводим результат.
repeat
Так же существует оператор цикла repeat…until; это оператор цикла, с проверкой условия в конце цикла. Она задаётся следующим шаблоном:
repeat
<Оператор 1>;
<Оператор 2>;
…
<Оператор n>;
until <Условие окончания цикла>;
<Условие окончания цикла> – если это условие станет истинным, то выполнение цикла прекратится.
Заметим, что оператор цикла repeat…until, в отличии от while do выполнится хотя бы один раз. Даже если <Условие окончания цикла> является истинным ещё до начала выполнения цикла.
попытаемся решить предыдущую задачу с помощью этого оператора цикла, напомню условия: «Строку, указанной длины заполнить последовательно цифрами от 0..9.»:
program TestRepeat; var Len,i:Integer; s,tempS: string; begin Write(‘Введите длину строки:’); Readln(len); S:=”; repeat Str(Length(S) mod 10,tempS); S:=S+tempS; until (Length(S)>=Len); Writeln(s); end. |
Перед началом выполениня цикла мы так же задаём значения len – длина строки, i мы определяем как 0.
Выполняем операторы внутри цикла, проверяем значения выхода из цикла, если длина строки ещё не больше или не равна заданной длины, то повторяем цикл ещё раз.
После выполнения цикла выводим строку на экран.
Эта задача будет работать в большенстве условий, однако если мы зададим длину 0 то цикл выполнится один раз, и вместо строки нулевой длины мы получим строку ‘0’ длиной 1, что явно не соответствует условию задачи.
for
Существует ещё один оператор цикла – for.
Этот операто цикла со встроенным счётчиком. Обычно его использование более понятное, чем операторы while и repeat, по крайней мере для меня.
существует два шаблона оператора for:
for <парметры цикла>:=<начальное значение параметра цикла> to <конечное значение параметра цикла> do
<Тело цикла>;
for <парметры цикла>:=<начальное значение параметра цикла> downto <конечное значение параметра цикла> do
<Тело цикла>;
Конструкция for to do- будет увеличивать <парметры цикла> на 1, пока не станет равно конечному значению параметра цикла, после выполнит цикл ещё раз и завершится.
Конструкция же for downto do- будет уменьшать <парметры цикла> на 1, пока не станет равным конечное значение параметра цикла, потом выполнит цикл ещё раз и завершится.
Для закрепления попытаемся решить предыдущую задачу с помощью данного оператора повтора. » Строку, указанной длины заполнить последовательно цифрами от 0..9.»:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | program TestFor; uses SysUtils; var Len:Integer; s,tempS: string; i: Integer; begin Write(‘Введите длину строки:’); Readln(len); S:=”; for i:=0 to Len-1 do begin Str(i mod 10,tempS); S:=S+tempS; end; Writeln(s); end. |
Обратите внимание, что в условии цикла for мне пришлось из Len вычесть 1,т.к. цикл выполняется ещё раз после достижения результата. Так же нам пришлось объявить ещё одну переменную i.
Break
Иногда хочется выйти из цикла в середине его выполнения, для этого существует оператор Break. При его вызове программа выходит из текущего цикла.
Рассмотрим первое решение задачи с помощью параметра while. В том примере, мы не учитываем, что длина строки в Pasсal не может привышать 254 символа. Обработаем данную ошибку:
program TestBreak; var Len:Integer; s,tempS: string; begin Write(‘Введите длину строки:’); Readln(len); while Length(S)<len do begin Str(Length(S) mod 10,tempS); S:=S+tempS; if Length(S)>=254 then Break; end; Writeln(s); readln; end. |
Мы вставили строку:
if Length(S)>=254 then Break; |
Теперь если длина строки будет равна или превышать 254, то мы выйдем из цикла и выведем полученное значение.
Однако не стоит злоупотреблять оператором Break он может существенно снизить читаемость кода. И обычно без него возможно обойтись, так например предыдущий код мог выглядеть так:
program NotBreak; var Len:Integer; s,tempS: string; begin Write(‘Введите длину строки:’); Readln(len); while (Length(S)<len) and (Length(S)<=254) do begin Str(Length(S) mod 10,tempS); S:=S+tempS; end; Writeln(s); end. |
Источник
Урок из серии: «Язык программирования Паскаль»
На предыдущем уроке было показано, как использовать оператор цикла с параметром For.
В этом уроке Вы познакомитесь с операторами цикла с условием.
Операторы цикла с условием используются тогда, когда число повторений тела цикла заранее неизвестно, а задано лишь условие повторения (или окончания) цикла.
Оператор цикла с условием содержит две части: условие и тело цикла. В зависимости от их взаимного расположения, различают две разновидности циклов с условием: циклы с предусловием и циклы с постусловием.
В языке программирования Паскаль для организации циклов с условием используются операторы While и Repeat.
Оператор цикла с предусловием While
Оператор while (пока) называют оператором цикла с предусловием за то, что проверка условия выполнения тела цикла производится в самом начале оператора, до операторов тела цикла. Если условие изначально не выполнится, то операторы тела цикла не выполнятся ни разу.
Формат оператора:
While <условие выполнения цикла> do begin <тело цикла>; end; Здесь: <условие выполнения цикла> – булевское выражение; <тело цикла> – операторы, которые будут повторяться.
На русском языке это звучит примерно так:
пока выполняется условие делай
начало
<тело цикла>
конец
Алгоритм выполнения оператора:
- Проверяется условие выполнения цикла (вычисляется булевское выражение).
- Если условие выполняется (значение выражения равно true), то выполняются операторы, составляющие тело цикла.
- Если условие не выполняется (значение выражения равно false), то происходит выход из цикла и переход к первому после while оператора.
При использовании цикла с предусловием надо помнить следующее:
- Начальное значение переменной цикла нужно присвоить до начала выполнения цикла.
- Условие продолжения цикла должно зависеть от значения переменной цикла.
- Переменная цикла должна изменяться при каждом новом выполнении цикла, иначе цикл будет повторяться бесконечное число раз.
Пример. Составить программу для нахождения суммы 10 произвольных чисел, введенных с клавиатуры.
program demowhile; var k: byte; x, sum:real; begin k:=0; {Счетчик чисел} sum := 0; {Сумма чисел} while (k < 10) do {Условие выполнения цикла} begin k:= k+1; write(‘Введите ‘,k , ‘-е число: ‘); readln(x); {Ввод очередного числа с клавиатуры} sum := sum + x; end; writeln(‘Сумма введенных чисел равна ‘, sum); end.
В данном примере перед циклом обнуляются значение счетчика введенных чисел k и их суммы sum.
В начале оператора while проверяется условие k < 10.
Если условие верно, то выполняется составной оператор в теле цикла. В этом операторе вводится значение очередного числа, и на это значение увеличивается значение суммы. После этого управление в программе вновь передается оператору цикла while, опять проверяется условие k < 10.
Как только значение станет равно 10, выполнение цикла завершиться, а управление будет передано на оператор, находящийся за словом end, т. е. первый оператор за границей while.
Оператор цикла с постусловием repeat
Оператор цикла repeat аналогичен оператору while, но отличается от него, во-первых, тем, что условие проверяется после очередного выполнения тела цикла (за это и называется циклом с постусловием) и таким образом гарантируется хотя бы однократное выполнение цикла, а во-вторых, тем, что выполнение условия (равенство булевского выражения константе true) является критерием не повторения, а прекращения цикла.
Формат оператора:
Repeat <оператор 1> ; <оператор 2> ; . . . <оператор n>; Until <условие окончания цикла>;
где Repeat (повторять), until (до тех пор).
Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает несколько операторов в теле цикла, поэтому операторные скобки begin и end не нужны.
Алгоритм выполнения:
- Выполняется тело цикла (операторы, заключенные между словами repeat / until).
- Проверяется условие выхода из цикла.
- Если условие выполняется, то происходит выход из цикла к первому после repeat оператору.
- Если условие не выполняется, то алгоритм повторяется с пункта 1.
Пример. Составить программу, которая будет вводить и суммировать любое количество чисел. Если будет введено число 999, на экран вывести результат суммирования.
Для решения этой задачи сначало нужно ввести число, а потом проверить его значение (проверить условие выхода из цикла). Для этого нужен цикл с постусловием.
Формат оператора:
program demorepeat; var x, sum:real; begin sum := 0; {Сумма чисел} x:=0; {Очередное число} repeat {Повторять} sum := sum + x; write(‘Введите очередное число: ‘); readln(x); until x=999; {Условие окончания цикла} writeln(‘Сумма введенных чисел равна ‘, sum); end. Коротко о главном
1. Операторы While Repeat используют в тех случаях, когда заранее неизвестно число повторений тела цикла или шаг отличен от 1.
2. При организации циклов с проверкой условия обязательно нужно указать:
- начальное значение параметра цикла;
- условие, при котором действия должны выполняться;
- приращение параметра цикла.
На следующем уроке рассмотрим применение циклов в задачах на целочисленную арифметику.
Проверь себя!
Следующий урок: Циклы и целочисленная арифметика.
Источник
Вчера мы узнали о понятии циклы в паскале в общих чертах, сегодня узнаем о каждом из циклов в паскале поподробней и увидим как они задаются. Будем разбирать цикл while с предусловием, цикл for с параметром и цикл repeat – until с постусловием.
1. Цикл с параметром в Паскале – FOR
Цикл FOR задаёт определённое условие по которому программа будет работать до его выполнения, допустим нужно нам 5 (или n) раз зациклить программу, то это легко сделать с помощью данного цикла. У цикла FOR есть характерная черта – счетчик который обычно обозначается буквой i или j.
Внешний вид цикла с параметром в паскале:
for i:= 1 to n do // присваиваем i сначала одному, потом двум, трем, …, n
После 1-го прохода переменной i присваиваем 1, после второго присваиваем 2 и так до тех пор, пока не дойдем до n. to – это до .. в порядке возрастания, также есть downto – до .. в порядке убывания.
Блок – схема цикла с параметром:
2. Цикл с предусловием в Паскале – WHILE
Оператор цикла с предусловием выполняет действия заранее неизвестное число раз. Выход из цикла осуществляется, если некоторое логическое выражение или его результат окажется ложным. Так как верность логического выражения проверяется в начале, тело цикла может не выполнится ни одного разу.
Структура цикла с предусловием: WHILE DO begin end;
– логическое выражение, истинность которого проверяется вначале выполнения циклического оператора;
– любые выполняемые операторы языка.
Порядок выполнения цикла:
Пока условие истинно выполняется тело цикла. Как только условие становится ложно выполнение цикла прекращается.
Блок – схема цикла с предусловием:
Примечание: в прямоугольных блоках показано любое действие, которое выполняется в цикле или после него (шаг цикла), в овалах – начало или конец всей программы или её части. Главную роль в данной блок – схеме играет её центральная часть.
Пример:
Задача: вычислить сумму ряда 1+1.5+2+2.5+3+3.5+ .. + 30
program example-while;
var sum:real; n:real; BEGIN sum:=0; n:=1; while n
3. Цикл с постусловием – Repeat – until.
Этот оператор аналогичен оператору цикла с предусловием, но отличается от него тем, что проверка условия производится после выполнения тела (действий) цикла. Это обеспечивает его выполнение хотя бы один раз в отличие от ранее разобранных циклов.
Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, то есть можно выполнять несколько действий, поэтому служебные слова Begin и End не нужны.
Последовательность операторов, входящих в тело цикла выполняется один раз, после чего проверяется соблюдение условия, записанного следом за служебным словом Until. Если условие не соблюдается, цикл завершается. В противном случае – тело цикла повторяется ещё раз, после чего снова проверяется соблюдение условия.
Блок – схема цикла с постусловием:
Формат записи, структура цикла: REPEAT UNTIL ; Program test2; Var b:Real; Begin b:=100; Repeat b:=b/2; Until b
Выводы:
1.Цикл с параметром используется переменная, называемая параметром цикла или счётчиком. Перед выполнением цикла параметру (счётчику) устанавливается начальное значение. После выполнения шага цикла значение параметра увеличивается на единицу. Цикл продолжается до тех пор пока параметр не достигнет своего конечного значения, которое указывается после to (downto).
2. Цикл с предусловием выполняется до тех пор, пока условие выполнения не станет ложным, и продолжается, если условие истинно.
3. Цикл с постусловием выполняется до тех пор, пока условие не станет истинно, если условие ложно, цикл продолжается.
Предыдущий урок
Дата: 2012-01-06 19:31:43 Просмотров: 294157
Теги: Паскаль Pascal циклы уроки
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели! Вот мы с вами и подошли к изучению циклов. Циклы в Паскаль. Что это такое? Как этим пользоваться? Для чего они нужны? Именно на эти вопросы я сегодня и отвечу.
Если вы читали этот урок, то знаете, что существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами уже знаем, как реализовывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Приступим к изучению последнего типа алгоритмов.
В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа циклических конструкций.
Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла – это набор повторяющихся операторов, а условие – это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.
Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.
Задача 1. Вывести все числа от 1 до числа, введенного с клавиатуры.
While, или цикл с предусловием
Как вы, наверное, уже поняли из названия, while – это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие true; как только условие становится false, выполнение цикла прекращается.
While имеет формат:
while < условие> do <оператор 1>; {Пока … делай ….}
Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки – begin и end;.
Решение задачи.
program example_while; var i, N: integer; { объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } while i <= N do {Как только i станет больше N, цикл прекратится (можно было бы написать просто <, но пришлось бы добавлять 1 к N) } begin {Открываем операторные скобки} write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} end; { закрываем скобки } end.
Repeat, или цикл с постусловием
Repeat – полная противоположность while. Repeat – это цикл, в котором условие стоит после тела. Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия false; как только логическое выражение становится true, выполнение цикла прекращается.
Repeat имеет формат:
repeat { повторяй … }
<оператор 1>;
< оператор 2>;
…
until {до…} <условие>
Begin и end не требуются.
Решение задачи.
program example_repeat; var i, N: integer;{ объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } repeat {после repeat не требуется begin и end } write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} until i = N + 1; {Например, i = 11, а N = 10. Цикл прекратится, так условие стало true.} end.
For, или цикл с параметром
For – это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз.
Существует две формы записи этого цикла:
Первая форма
for <счетчик1> := <значение1> to <конечное_значение> do <оператор1>;
После каждой итерации значение <счетчик1> будет увеличиваться на 1.
<значение1> – это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик1> станет больше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end.
И <счетчик1>, и <конечное_значение>, и <значение1> – переменные целого типа.
Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.
Вторая форма
for <счетчик2> := <значение2> downto <конечное_значение> do <оператор1>;
После каждой итерации значение <счетчик2> будет уменьшатся на 1.
<значение2> – это начальное значение счетчика.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик2> станет меньше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Два важных примечания:
- Цикл повторяется, пока значение значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].
- Изменять значение счетчика внутри тела нельзя! Вот что выводит компилятор:
Решение задачи:
program example_for; var i, N: integer; begin read(N); {предположим, что мы ввели 10} for i := 1 to N do write(i, ‘ ‘); {количество итераций – 10 – 1 + 1 = 10} end.
Согласитесь, данный код проще и лаконичнее, чем все предыдущие. И цикл for – не совсем обычный цикл, в нем нет логического условия. Поэтому цикл с параметром в программировании называют синтаксическим сахаром. Синтаксический сахар – это дополнения синтаксиса языка программирования, которые не добавляют новых возможностей, а делают использование языка более удобным для человека.
Давайте решим пару задач.
For1. Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K.
Организовываем простой цикл от 1 до требуемого числа.
program for1; var K, N, i: integer; begin read(K, N); for i := 1 to N do write(K, ‘ ‘); {Пишем К через пробел } end.
For2. Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.
Так как A < B, то цикл должен будет выводить все числа от А до B. Чтобы сосчитать количество чисел, используем формулу: <конечное_значение> – <начальное_значение> + 1.
program for2; var A, B, i, count: integer; begin read(A, B); for i := A to B do write(i, ‘ ‘); {выписываем числа от меньшего к большему} count := B – A + 1; {считаем количество чисел} writeln; write( ‘Количество чисел – ‘, count); end.
For9. Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.
Организовываем такой же цикл, как и в предыдущей задаче, но одновременно суммируем квадраты всех чисел. Чтобы высчитать квадрат, используем функцию Sqr.
program for9; var A, B, i, S: integer; begin read(A, B); S := 0; {PascalABC делает это автоматически, но если у вас другой компилятор советуем обнулять переменные вручную} for i := A to B do S := S + Sqr(i); {складываем все квадраты} writeln; write( ‘Сумма квадратов – ‘, S); end.
For13°. Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.1 – 1.2 + 1.3 – … (N слагаемых, знаки чередуются). Условный оператор не использовать.
Для того, чтобы поменять знак, каждую итерацию цикла меняем значение специальной переменной на противоположное.
program for13; var N, A, i: integer; S: real; begin Write(‘N = ‘); readln(N); S := 1.1; A := 1; {Сначала положительное} for i := 2 to N do {первую итерацию цикла мы уже произвели, поэтому начинаем отсчет с 2} begin A := -A; {Теперь отрицательное} S := S + A * (1 + i / 10); {Складываем} end; Writeln(S:5:1); {Отдадим под дробную часть одно знакоместо} end.
While1°. Даны положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Не используя операции умножения и деления, найти длину незанятой части отрезка A.
Каждый раз вычитаем B из А, пока А – В >= 0.
program while1; var A, B: integer; begin readln(A, B); while (A – B) >= 0 do A := A – B; {Пока разница положительная, вычитаем. Необходимо предусмотреть вариант с кратностью А и B, поэтому >=} write(A); end.
While4°. Дано целое число N (> 0). Если оно является степенью числа 3, то вывести True, если не является – вывести False.
Действуем следующим образом: пока N делится нацело на три, делим N нацело. Затем, если N = 1 – число является степенью тройки; если N <> 1, тогда число – не степень тройки. Для того чтобы решить эту задачу, требуется знать, что такое div и mod, и как работают логические выражения.
program while4; var N: integer; begin readln(N); while N mod 3 = 0 do N := N div 3; {Пока остаток от деления на три равен нулю, делим N нацело } writeln(N = 1); {логическое выражение} end.
На сегодня все! Не забывайте почаще заходить на наш сайт и кликать по кнопочкам, которые расположены перед комментариями.
Источник