Оператор цикла while его структура

Оператор цикла while его структура thumbnail

Паскаль - Урок 6: Циклы while, for, repeat

Вчера мы узнали о понятии циклы в паскале в общих чертах, сегодня узнаем о каждом из циклов в паскале поподробней и увидим как они задаются. Будем разбирать цикл while с предусловием, цикл for с параметром и цикл repeat – until с постусловием.

1. Цикл с параметром в Паскале – FOR

Цикл FOR задаёт определённое условие по которому программа будет работать до его выполнения, допустим нужно нам 5 (или n) раз зациклить программу, то это легко сделать с помощью данного цикла. У цикла FOR есть характерная черта – счетчик который обычно обозначается буквой i или j.

Внешний вид цикла с параметром в паскале:

for i:= 1 to n do // присваиваем i сначала одному, потом двум, трем, …, n

После 1-го прохода переменной i присваиваем 1, после второго присваиваем 2 и так до тех пор, пока не дойдем до n. to – это до .. в порядке возрастания, также есть downto – до .. в порядке убывания.

Блок – схема цикла с параметром:

2. Цикл с предусловием в Паскале – WHILE

Оператор цикла с предусловием выполняет действия заранее неизвестное число раз. Выход из цикла осуществляется, если некоторое логическое выражение или его результат окажется ложным. Так как верность логического выражения проверяется в начале, тело цикла может не выполнится ни одного разу.

Структура цикла с предусловием:

WHILE   DO
        begin
                
        end;

– логическое выражение, истинность которого проверяется вначале выполнения циклического оператора;

– любые выполняемые операторы языка.

Порядок выполнения цикла:

Пока условие истинно выполняется тело цикла. Как только условие становится ложно выполнение цикла прекращается.

Блок – схема цикла с предусловием:

Паскаль - Урок 6: Циклы while, for, repeat

Примечание: в прямоугольных блоках показано любое действие, которое выполняется в цикле или после него (шаг цикла), в овалах – начало или конец всей программы или её части. Главную роль в данной блок – схеме играет её центральная часть.

Пример:

Задача: вычислить сумму ряда 1+1.5+2+2.5+3+3.5+ .. + 30

program example-while;

var
   sum:real;
   n:real;
BEGIN
   sum:=0;
   n:=1;
   while n

3. Цикл с постусловием – Repeat – until.

Этот оператор аналогичен оператору цикла с предусловием, но отличается от него тем, что проверка условия производится после выполнения тела (действий) цикла. Это обеспечивает его выполнение хотя бы один раз в отличие от ранее разобранных циклов.

Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, то есть можно выполнять несколько действий, поэтому служебные слова Begin и End не нужны.

Последовательность операторов, входящих в тело цикла выполняется один раз, после чего проверяется соблюдение условия, записанного следом за служебным словом Until. Если условие не соблюдается, цикл завершается. В противном случае – тело цикла повторяется ещё раз, после чего снова проверяется соблюдение условия.

Блок – схема цикла с постусловием:

Формат записи, структура цикла:

REPEAT

UNTIL  ;

Program test2;
Var b:Real;
Begin
b:=100;
Repeat b:=b/2;
Until b

Выводы:

1.Цикл с параметром используется переменная, называемая параметром цикла или счётчиком. Перед выполнением цикла параметру (счётчику) устанавливается начальное значение. После выполнения шага цикла значение параметра увеличивается на единицу. Цикл продолжается до тех пор пока параметр не достигнет своего конечного значения, которое указывается после to (downto).

2. Цикл с предусловием выполняется до тех пор, пока условие выполнения не станет ложным, и продолжается, если условие истинно.

3. Цикл с постусловием выполняется до тех пор, пока условие не станет истинно, если условие ложно, цикл продолжается.

Предыдущий урок

Дата: 2012-01-06 19:31:43   Просмотров: 275639

Теги: Паскаль Pascal циклы уроки

Источник

Здравствуйте, любители программирования и читатели сайта progmatem.ru. На одной из предыдущих страниц мы рассмотрели оператор цикла с параметром, поэтому пришло время изучить другие типы циклов – операторы while и repeat.

✎ Операторы цикла while и repeat используются тогда, когда заранее не известно общее количество итераций (повторений вычислений) цикла, а завершение вычислений зависит от некоего условия. Если условие ставится вначале цикла (на входе), то используется оператор While, если на выходе – Repeat.

А теперь расшифруем сказанное: сначала while, а потом ниже repeat.

Оператор цикла while имеет такую структуру:

while условие do
оператор

Это надо понимать так: пока истинно условие, стоящее между while и do, выполняется оператор после do, называемый телом цикла. Перед каждым заходом в цикл проверяется условие: если оно истинно, то выполняется оператор, если ложно, то автоматически осуществляется выход из цикла.

Если оператор в цикле состоит из нескольких операторов, то поместить их нужно в операторные скобки begin – end (сравните оператор цикла for). Не стоит также забывать, что сами операторы разделяются оператором “точка с запятой” (но перед закрывающим END в конце ставить её не обязательно).

while условие do
begin
оператор 1;
оператор 2;
оператор 3;
………..
оператор N
end;

Продемонстрируем сказанное на примере вычисления суммы кубов всех чисел от 1 до 10. Из кода видно, что пока b ≤ 10 (строка 7), будем выполнять тело цикла, в котором на каждой итерации к сумме sum прибавляем b3. При последнем вычислении при b=10 вычислим сумму (строка 9), а ниже увеличим b на 1: b=11, поэтому следующим шагом будет выход из цикла, поскольку условие входа b ≤ 10 нарушится.

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
var
b, sum: integer;

begin
b := 1;
sum := 0; // начальная сумма
while b <= 10 do
begin
sum := sum + b*b*b;
inc(b)
end;
writeln(‘sum = ‘, sum); // выводим результат
readln
end.

Рассмотрим хорошо известный пример с разложением функции ex в ряд Тейлора:

Будем вычислять его значение с точностью, например, 0.000001 (одна миллионная), а само значение обозначим как S. как видно, первое значение ряда (суммы) равно a0=1, а для вычисления каждого последующего члена an+1 предыдущий an нужно умножить на x и разделить на n. Действительно, an+1 = xn+1/(n+1)! = xn·x/(n!·n) = an·x/n. Это и продемонстрировано в программе ниже.

Смысл таков: пока члены ряда больше 0.000001, будет выполняться тело цикла, в котором вычисляется указанная сумма. Как только член ряда a станет меньше или равен 0.000001, происходит выход из цикла, и в конце выводится результат.

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
var
a, x, S: real;
n: integer;

begin
x := 0.5;
n := 0; // начальный номер
a := 1; // начальное значение члена ряда
S := 0; // начальная сумма
while a > 0.0000001 do
begin
S := S + a;
inc(n);
a := a * x / n
end;
writeln(‘S = ‘, S:0:6);
readln
end.

Нужно избегать случая, когда условие входа в цикл всегда истинно, ибо в тогда программа зациклится. Такая ситуация называется “бесконечным циклом”.

Приведем пример.

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
begin
while 1 < 100 do
writeln(‘Hello!’)
end.

Данная программа будет выводить приветствие “Hello!” бесконечно, то есть до тех пор, пока вы её не остановите. Происходит это потому, что условие 1 < 100 всегда истинно.

Посмотрите ещё пример с гармоническим рядом или другие программы из раздела While задачника Абрамяна.

Выведите наименьший делитель числа x, отличный от 1

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
var
x, d: integer;

begin
write(‘Введите x –> ‘);
readln(x);
d := 2; { <- минимальный делитель отличный от 1 }
while (x mod d <> 0) do inc(d);
writeln(‘d = ‘, d);
readln
end.

Напечатать минимальное число, большее 200, которое нацело делится на 17

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
var
n: integer;

begin
n := 201; { <- минимальное число большее 200 }
while (n mod 17 <> 0) do inc(n);
writeln(‘Ответ: ‘, n);
readln
end.

Оператор цикла repeat имеет такую структуру:

repeat
оператор
until условие;

Отличие оператора цикла repeat от while состоит в том, что в нем условие проверяется на выходе из цикла: если оно не выполняется, то цикл продолжается, если выполнится – сразу выход из цикла. Таким образом, пока условие истинно, программа идет на следующую итерацию, условие нарушается – выходим. Поэтому оператор repeat ещё называют оператором выхода. Ещё в операторе repeat не нужны операторные скобки begin – end для нескольких операторов:

repeat
оператор 1;
оператор 2;
оператор 3;
………..
оператор N
until условие;

Ещё одной особенностью оператора repeat – until является то, что по крайней мере один раз оператор в теле цикла выполнится, поскольку условие выхода проверяется в конце. Эта особенность приводит к тому, что любой оператор с предусловием while легко может быть преобразован в оператор с послеусловием repeat, а вот далеко не каждый оператор repeat легко записывается с помощью while.

Вычислить корень квадратный из введенного с клавиатуры числа. Запустите программу и попробуйте ввести отрицательное число: каждый раз вас будет возвращать в начало цикла, поскольку выйти из цикла можно, если ввести неотрицательное число x: x >= 0.

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
var
x: integer;

begin
repeat
readln(x)
until x >= 0; { <– выходим, если x>=0 }
writeln(‘Квадратный корень: ‘, sqrt(x):0:4);
readln
end.

Вводить с клавиатуры числа до тех пор, пока их сумма не превысит заданное наперед число. Как видим в строке 11, если сумма sum превысит число М, то выходим из цикла и выводим результат:

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
var
x, M, sum: real;

begin
write(‘Введите контрольное число –> ‘);
readln(M);
sum := 0; { <- начальное значение суммы }
repeat
readln(x); { <- вводим x }
sum := sum + x { <- к сумме прибавляем x }
until sum > M; { <== выходим, если сумма превысит M }
writeln(‘Результат: ‘, sum);
readln
end.

Вводится последовательность чисел, 0-конец последовательности. Определить, содержит ли последовательность хотя бы два равных соседних числа.

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
19  
20  
21  
22  
var
n, pre: integer;
twoEqual: boolean;

begin
twoEqual := false; { <- нету пока равных чисел }
pre := 0; { <- начальное значение предыдущего числа }
writeln(‘Введите элементы последовательности:’);
repeat
read(n);
{ Вычисление twoEqual имеет смысл, если мы ещё не встретили два
равных соседних числа (т.е. при twoEqual=false). В таком случае,
если последнее введенное число n равно предыдущему pre (pre=n),
то индикатор twoEqual станет истинным и больше не изменится: }
if not twoEqual then twoEqual := (n = pre);
pre := n { <- предыдущим pre становится n }
until n = 0; { <- выходим при вводе 0 }
writeln;
if twoEqual then writeln(‘Содержит’)
else writeln(‘Не содержит’);
readln
end.

Вводится последовательность из N целых чисел. Найти наибольшее из всех отрицательных чисел. Первый вариант решения.

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
19  
20  
21  
22  
var
N, i, a, maxNegNum: integer;

begin
i := 0; { <– Номера вводимых чисел }
N := 10; { <– Количество вводимых чисел }
{ Начальное значение максимального отрицательного числа: }
maxNegNum := -MaxInt-1;
repeat
inc(i); { <– Увеличиваем номер вводимого числа }
read(a); { <– Ввордим число }
{ Поскольку нужно найти максимальное число только среди
отрицательных элементов, то положительные или нулевые
элементы нас не интересуют: для этого достаточно добавить
условие a<0. Потом при каждой итерации будем сравнивать
введенное число а с максимальным maxNegNum: если оно(число)
больше максимального, то заменим ним максииальное: maxNegNum=а. }
if (a < 0) and (a > maxNegNum) then maxNegNum := a
until i = N; { <– Выходим из цикла, если введены все N чисел }
writeln(‘Ответ: ‘, maxNegNum); { <– Выводим результат }
readln
end.

Вводится последовательность из N целых чисел. Найти наибольшее из всех отрицательных чисел. Второй вариант решения.

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
19  
20  
21  
22  
23  
24  
25  
26  
27  
var
N, i, a, maxNegNum: integer;

begin
i := 0; { <– Количество введенных чисел }
N := 10; { <– Количество чисел для ввода }
maxNegNum := 0;{ <– Максимальное значение }
writeln(‘Введите ‘, N, ‘ целых чисел:’);
repeat
inc(i);
write(i, ‘) ‘);
readln(a);
if (a < 0) then { <– Проверяем только отрицательные числа }
{ Когда в наборе мы нашли первое отрицательное число,
величина maxNegNum равна 0, поэтому меняем её на а – это
и будет первое ненулевое значение для maxNegNum: }
if maxNegNum = 0 then maxNegNum := a
else { В остальных случаях maxNegNum сравниваем с а и находим большее: }
if (a > maxNegNum) then maxNegNum := a
until i = N; { <– Выходим, когда введены все числа }
{ Когда переменная maxNegNum отрицательная, то это означает, что в наборе
чисел есть отрицательные – тогда выводим максимальное из них, в противном
случае сообщаем об отсутствии отрицательных чисел: }
if maxNegNum < 0 then writeln(‘Максимальное отрицательное число: ‘, maxNegNum)
else writeln(‘В последовательности нет отрицательных чисел’);
readln
end.

Вводится последовательность из N целых чисел. Найти наибольшее из всех отрицательных чисел. Третий способ решения.

Этот вариант решения – это по сути перефразировка предыдущего способа, только здесь используется дополнительная логическая переменная-индикатор bln для указания присутствия или отсутствия отрицательных чисел. Сначала bln ставим false (строка 8). Заходим в цикл, вводим числа, и как только нашли отрицательное число (строка 14), первый раз, когда ещё bln=false, (или not bln), запоминаем это число как maxNegNum, а значение логической переменной меняем: bln=true (строки 15 – 18), что означает наличие отрицательных чисел в наборе. Для остальных отрицательных элементов сравниваем введенное а и maxNegNum, и запоминаем максимальное из них как maxNegNum – оно и будет максимальным среди отрицательных (строки 19 – 20).

Код Pascal

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
19  
20  
21  
22  
23  
24  
25  
var
N, i, a, maxNegNum: integer;
bln: boolean;

begin
i := 0;
N := 10;
bln := false;
writeln(‘Введите ‘, N, ‘ целых чисел:’);
repeat
inc(i);
write(i, ‘) ‘);
readln(a);
if (a < 0) then
if not bln then begin
maxNegNum := a;
bln := true
end
else
if (a > maxNegNum) then maxNegNum := a
until i = N;
if not bln then writeln(‘Нет отрицательных чисел’)
else writeln(‘Ответ: ‘, maxNegNum);
readln
end.

Это коротко об операторах цикла while и repeat. Что еще упущено выше, так это возможность каждый цикл с параметром for преобразовать в оператор с предусловием while или послеусловием repeat. Другие задачи на использование этих операторов вы найдете в разделе while по ссылке Задачник, или разделе Proc (процедуры и функции) того же раздела. Если что не понятно, то комментарии находятся ниже.

Источник

Введение

Наши самые первые программы представляли собой последовательность инструкций, которые выполняются одна за другой. Без развилок. Это и HelloWorld, выводящий в консоль фразу приветствия, арифметические вычисления.
Оператор while - 1После первых программ мы научились ветвлению, то есть программа выполняла те или иные действия в зависимости от условий.

Вот как можно было бы закодировать включение кондиционера на обогрев и охлаждение:

if (tempRoom>tempComfort)
airConditionerOn();
if (tempRoom<tempComfort
heaterOn();

Сделаем следующий шаг. В быту мы часто выполняем однообразные повторяющиеся действия, например, чистим яблоки для пирога. Этот увлекательный процесс можно описать как:

  1. Если в тазике есть яблоки, то выполняем шаги с 1.1 по 1.4:

    1. 1.1. Берём яблоко
    2. 1.2. Чистим и нарезаем его дольками
    3. 1.3. Помещаем на основание пирога из теста на сковороде
    4. 1.4. Возвращаемся на шаг 1.

Оператор while - 2

Допустим у вас 10 яблок, 2 руки и один нож. В жизни вы последовательно чистите весь десяток, руководствуясь одним и тем же алгоритмом. А как заставить программу делать повторяющееся действие с каждым яблоком?

  • Привяжем себя к числу яблок,но если у нас их мало – часть команд выполнялось бы вхолостую без «полезной нагрузки» (и, возможно, порезались, очищая кожуру несуществующего яблока).
  • Если яблок больше, чем наших команд обработки – часть продуктов пропала бы необработанной.
  • Подобный «код» тяжело читать, в нём много повторов, его трудно модифицировать.

Циклы – операторы многократного выполнения действий

Цикл while Java (цикл вайл) хорошо подойдёт в нашем случае. Эта конструкция оформляет многократные действия в лаконичную и понятную структуру. Алгоритм по нарезке яблок для пирога в виде while в Java мог бы выглядеть как:

while(числоЯблокВТазике>0) {
яблоко = тазик.взятьОчередноеЯблоко();
положитьВПирог(яблоко.чистить().нарезать());
числоЯблокВТазике–;//– это декремент, уменьшает количество яблок на единицу
}
System.out.println(‘Яблоки для пирога обработаны.’);

Синтаксис команды

Первый способ описания оператора while следующий:

while(Логическое выражение) {
// Тело цикла – периодически выполняемые оператор(ы)
}

Выполняется следующим образом (по шагам):

  1. Вычисляем Логическое условие, следующее в скобках за while.
  2. Если логическое условие истинно, то выполняются операторы в теле цикла, после выполнения последнего оператора в теле цикла, переходим на шаг 1
  3. Если логическое условие ложно, то переходим к первому оператору за пределами цикла while.

Цикл с предусловием

Так как перед выполнением тела цикла мы всегда предварительно вычисляем логическое выражение (условие входа в цикл), то этот вид while часто называют циклом с предусловием.

Построим таблицу первых десяти целых, положительных степеней числа:

public static void main(String[] args) {
int number = 3; // Возводимое в степень число
int result = 1; // Результат возведения в степень
int power = 1; // Начальный показатель степени
while(power <= 10) { // условие входа в цикл
result = result * number;
System.out.println(number + ” в степени ” + power + ” = ” + result);
power++;
}
}

Результат вывода на консоль:

3 в степени 1 = 3
3 в степени 2 = 9
3 в степени 3 = 27
3 в степени 4 = 81
3 в степени 5 = 243
3 в степени 6 = 729
3 в степени 7 = 2187
3 в степени 8 = 6561
3 в степени 9 = 19683
3 в степени 10 = 59049
Process finished with exit code 0

Цикл с постусловием

Второй вид цикла:

do {
// Тело цикла – периодически выполняемые оператор(ы)
}while (Логическое выражение);

Выполняется следующим образом (шаги):

  1. Выполняется тело цикла (сразу после ключевого слова do).
  2. Вычисляем Логическое условие, следующее в скобках за while.
  3. Если логическое условие истинно, то переходим на шаг 1
  4. Если логическое условие ложно, то переходим к первому оператору за пределами цикла while.

Два основных отличия от предыдущего вида цикла: тело цикла как минимум выполняется один раз и логическое условие проверяется после выполнения тела цикла. Поэтому этот вид цикла while называют циклом с постусловием.

На этот раз выведем таблицу степеней числа, не превышающую 10000:

public static void main(String[] args) {
int number = 3;// Возводимое в степень число
int result = number;// Результат возведения в степень
int power = 1;// Начальный показатель степени
do {
System.out.println(number + ” в степени ” + power + ” = ” + result);
power++;
result = result * number;
}while (result < 10000); // условие выхода из цикла

Результат вывода на консоль:

3 в степени 1 = 3
3 в степени 2 = 9
3 в степени 3 = 27
3 в степени 4 = 81
3 в степени 5 = 243
3 в степени 6 = 729
3 в степени 7 = 2187
3 в степени 8 = 6561
Process finished with exit code 0

Обратите внимания на изменения в коде, сравнив с вариантом цикла с предусловием.

Интересные факты о работе с циклами

Управляющие команды в теле цикла

Существуют две команды, влияющие на ход выполнения цикла: break, особенности применения которого мы покажем в следующей главе, и

continue.

  • continue – прекращает выполнение тела текущего цикла и осуществляет переход к логическому выражению оператора while. Если вычисленное выражение будет истинно – выполнение цикла будет продолжено.
  • break – немедленно прекращает выполнение текущего цикла и осуществляет переход к первой команде за его пределами. Таким образом, выполнение текущего цикла прерывается. Подробнее мы рассмотрим её в следующей теме.

Вспомним про наш фруктовый пример. Если мы не уверены в качестве предложенных яблок, то могли бы изменить код с применением команды continue:

while(числоЯблокВТазике>0) {
яблоко = тазик.взятьОчередноеЯблоко();
числоЯблокВТазике–;//– это декремент, уменьшает количество яблок на единицу
if (яблоко.плохое()) { // метод вернет true для гнилого и т.п. яблока
яблоко.выкинутьВМусор();
continue; // продолжим цикл, перейдем к условию числоЯблокВТазике>0
}
положитьВПирог(яблоко.чистить().нарезать());
}

Конструкцию continue часто применяют, когда в теле цикла необходимо выполнять команды при наступлении некоторого условия, например, выполнить действия при срабатывании датчика в оборудовании (а иначе просто продолжить цикл считывания его показателей) или вычислить выражение только на определенных шагах цикла. Пример для последнего случая – вычисление в цикле while суммы кубов натуральных чисел, у которых квадрат меньше их количества:

public static void main(String[] args) {
int sum = 0; // итоговая сумма
int i = 0; // стартовое число ряда
int count = 20; // количество чисел
while(i<=count) {
i++; // берем очередное число, i++ эквивалентно i=i+1
if (i*i=<count) // если квадрат числа меньше
continue; // количества чисел – сумму не считаем
// переходим к следующему числу в цикле
sum += i*i*i; // иначе считаем сумму кубов чисел
} // sum += i*i*i – форма записи, аналогичная sum = sum + i*i*i
System.out.println(sum);// печатаем результат
}

Бесконечный цикл

Данные управляющие команды чаще всего находят применение в бесконечном цикле. Его так называют, потому что логическое условие выхода никогда не выполняется. В коде он выглядит примерно как:

while(true) {
// Тело цикла
}

В этом случае и пригодится применение команды break для организации выхода из него. Этот вид цикла имеет место при ожидании внешних условий, которые формируются за пределами логики тела цикла. Например, в играх, эмулирующих виртуальный мир вокруг героя (выход из цикла = выход из игры), операционных системах. Или при использовании алгоритмов, возможно, улучшающих результат с каждым последующим вызовом в цикле, но ограничивая их по времени или наступлению внешнего события (шашки, шахматы или предсказание погоды). Следует помнить, что в обычных условиях бесконечные циклы – одна из проблем неустойчивости программы.

Для демонстрации вернёмся к степеням числа:

public static void main(String[] args) {
int number = 3; // Возводимое в степень число
int result = 1; // Результат возведения в степень
int power = 1; // Начальный показатель степени
while(true) {
result = result * number;
System.out.println(number + ” в степени ” + power + ” = ” + result);
power++;
if (power>10)
break; // выход из цикла
}
}

Результат вывода на консоль:

3 в степени 1 = 3
3 в степени 2 = 9
3 в степени 3 = 27
3 в степени 4 = 81
3 в степени 5 = 243
3 в степени 6 = 729
3 в степени 7 = 2187
3 в степени 8 = 6561
3 в степени 9 = 19683
3 в степени 10 = 59049
Process finished with exit code 0

Вложенные циклы

Вот мы и подошли к завершающей теме о наших циклах. Вспомним о яблочном пироге (надеюсь, вы не голодны в данный момент) и наш «цикл»:

  1. Если в тазике есть яблоки, выполняем шаги с 1.1 по 1.4:

    1. 1.1. Берем яблоко
    2. 1.2. Чистим и нарезаем его дольками
    3. 1.3. Помещаем на основание пирога из теста на сковороде
    4. 1.4. Возвращаемся на шаг 1.

Подробнее распишем процесс нарезания дольками:

  1. Число долек = 0
  2. Пока число долек < 12, выполнить шаги с 2.1 по 2.3

    1. 2.1. Отрезать очередную дольку от яблока
    2. 2.2. Кол-во долек ++
    3. 2.3. Возвращаемся на шаг 2

И вставим в наш кондитерский алгоритм:

  1. Если в тазике есть яблоки, то выполняем шаги с 1.1 по 1.6:

    1. 1.1. Берем яблоко
    2. 1.2. Очищаем его от кожуры
    3. 1.3. Число долек = 0
    4. 1.4. Пока число долек < 12, выполнить шаги с 1.4.1 по 1.4.3
      1. 1.4.1. Отрезать очередную дольку от яблока
      2. 1.4.2. Кол-во долек ++
      3. 1.4.3. Возвращаемся на шаг 1.4

    5. 1.5. Помещаем дольки на тестовое основание пирога из теста на сковороде
    6. 1.6. Возвращаемся на шаг 1.

Получили цикл в цикле. Подобные конструкции весьма частые.

Для завершающего примера построим таблицу умножения, которые школьники 90-х видели на обложках тетрадей в младших классах.

Оператор while - 3

public static void main(String[] args) {
// Выводим значения второго множителя в строке
System.out.println(” 2 3 4 5 6 7 8 9″);
int i = 2; // первый множитель, присваиваем стартовое значение
while(i<10) { // Первый цикл, выполняем пока первый множитель меньше 10
System.out.print(i + ” | “);// Выводим первый множитель в начало строки
int j = 2; // второй множитель, стартовое значение
while (j<10) { // Второй цикл, выполняем пока второй множитель меньше 10
int mul=i*j; // Считаем произведение множителей
if (mul<10) // Если содержит одну цифру-после него выводим два пробела
System.out.print(mul + ” “);
else // иначе выводим произведение и после него – один пробел
System.out.print(mul + ” “);
j++; // Увеличиваем на единицу второй множитель,
} // Переходим к началу второго цикла (while (j<10 )…. )
System.out.println(); // Перейдем на следующую строку вывода
i++; // Увеличиваем на единицу первый множитель,
} // Перейдем к началу первого цикла (while ( i<10 ) ….
}

Результат вывода на консоль:

     2  3  4  5  6  7  8  9
2 | 4 6 8 10 12 14 16 18
3 | 6 9 12 15 18 21 24 27
4 | 8 12 16 20 24 28 32 36
5 | 10 15 20 25 30 35 40 45
6 | 12 18 24 30 36 42 48 54
7 | 14 21 28 35 42 49 56 63
8 | 16 24 32 40 48 56 64 72
9 | 18 27 36 45 54 63 72 81
Process finished with exit code 0

Циклы (в частности, оператор while) – один из фундаментальных кирпичиков построения программ. Решая задачи на JavaRush, вы изучите все их разнообразие, разберёте тонкости функционирования и получите практические навыки их применения.

Источник

Читайте также:  Цикл длинный овуляция есть