Назначение циклов в программировании

Лекция№6

Тема: Программирование циклических алгоритмов.

План:

  1. Назначение циклов.
  2. Цикл с предусловием.
  3. Примеры использования цикла с предусловием.
  4. Оператор цикла с постусловием.
  5. Примеры программ с использованием оператора цикла с постусловием.
  6. Оператор цикла с параметром.
  7. Примеры программ с использованием оператора цикла с параметром.
  8. Тип.
  9. Одномерные массивы.
  10. Описание одномерных массивов.
  11. Ввод и вывод одномерных массивов.
  12. Обработка массива.
  1. Назначение циклов

Решение многих задач содержит повторяющиеся или похожие действия. Например, необходимо вычислить значение функции при десяти различных значениях аргумента. Чтобы не записывать десять раз функцию, в языке Паскаль предусмотрены операторы повторения, которые называются операторами цикла. Применение циклов в программе позволяет эффективно использовать машину, приводит к сокращению длины программы и времени на ее составление и отладку.

В языке Паскаль предусмотрено три вида операторов цикла:

  1. оператор цикла с предварительным условием;
  2. оператор цикла с последующим условием;
  3. оператор цикла с параметром.

Для всех трех операторов цикла характерна одна особенность: повторяющиеся действия записываются всего лишь один раз. Вход в цикл возможен только через его начало. Необходимо предусмотреть выход из цикла, в противном случае циклические действия будут повторяться бесконечно.

  1. Цикл с предусловием

Оператор цикла с предварительным условием записывается следующим образом:

While условие Do Оператор;

Здесь While и Do – служебные слова.

Условие – какое-либо логическое выражение.

Оператор – Простой или составной оператор.

Оператор цикла с предусловием действует следующим образом. Каждый раз предварительно проверяется условие, если оно истинно, то выполняется оператор, стоящий сразу за словом Do, после его выполнения, снова проверяется условие и так продолжается до тех пор, пока условие не станет ложным. Если условие ложно, то осуществляется переход на оператор, стоящий сразу после оператора цикла.

  1. Примеры использования цикла с предусловием

Пример1.

Вычислить у=х2 при х=2, 4, 6, 8, 10.

Program cikl1;

Var  X,Y:Integer;

Begin

X:=2;

While x

  Begin

Y:=Sqr(X);

Writeln(‘X=’,X:3, ‘Y=’,Y:5);

X:=X+2;

  End;

        End.

        Пример 2.

        Вычисление квадратного корня из вводимых чисел.

Program cikl2;

Var

X,Y:Integer;

C:Char;

B:Boolean;

  Begin

B:=True;

While B Do

Begin

Write(‘Введите число: ’);

Readln(X);

If X>=0 Then Writeln(‘Корень из ’, Х, ‘ равен ’, Sqrt(X))

            Else Writeln(‘Действительного ответа нет’);

While Not((C=’Y’)Or(C=’N’) Do

   Begin

        Write(‘Желаете ввести еще одно число? (Y/N) ’);

        Readln(C);

   End;

If C= ‘N’ Then B:=False;

End;

  End.

  1. Оператор цикла с постусловием

Оператор цикла с последующим условием выглядит следующим образом:

Repeat

     Операторы циклической

      части программы

Until Условие выхода из цикла;

Слова Repeat (повторять) и Until (До тех пор) являются служебными словами. Условие выхода из цикла – любое логическое выражение. Операторы циклической части программы -–любое количество любых операторов.

Оператор цикла с последующим условием действует следующим образом. Операторы циклической части программы выполняются повторно (по крайней мере один раз) до тех пор, пока значение логического выражения ложно. Условием прекращения циклических вычислений является истинное значение условия. В отличие от изученного нами оператора While в операторе цикла с постусловием сначала выполняются циклические вычисления, а затем уже производится проверка условия.

  1. Примеры программ с использованием оператора цикла с постусловием.

Вычислить у=х2 при х=2, 4, 6, 8, 10.

Program cikl3;

Var x,y:Integer;

Begin

 X:=2;

  Repeat

                Y:=Sqr(x);

                 Writeln(x:3,y:5);

                  X:=x+2;

  Until x>10;

End.

Сначала задается первое значение аргумента х=2, затем внутри циклической части выполняются следующие действия:

  1. Вычисляется значение у при текущем значении х;
  2. Значения х и у выводятся на экран монитора;
  3. Вычисляется новое значение х прибавлением к нему двойки.
  4. Производится проверка: если х>10, то конец цикла, иначе переходим на шаг  циклической части алгоритма.
  1. Оператор цикла с параметром

Оператор цикла с параметром используется в том случае, когда заранее известно, сколько раз должен повториться цикл. Оператор цикла с параметром имеет следующую форму записи:

For i:=m1 To(DownTo) m2 Do Оператор;

Здесь For (для), То(до), Do(делать) – служебные слова;

I – параметр цикла, (счётчик цикла);

m1, m2 – соответственно начальное и конечное значение параметра цикла;

Оператор – любой простой или составной оператор.

Циклическая часть программы выполняется для каждого значения i от его начального m1 до конечного m2 включительно.

В качестве параметра цикла, из уже изученых типов могут использоваться только переменные типа Integer или Char. В качестве m1, m2 могут использоваться любые выражения того же типа, что и счётчик цикла.

Чаще всего параметр цикла – переменная целого типа, а шаг ее изменения равен +1 или –1.

Если значение параметра возрастает (шаг=+1), то используется служебное слово То, если убывает (шаг=-1), используется слово DownTo.

Например оператор

For i:= 1 To 10 Do Write(i);

Означает, что для всех значений i от 1 до 10 выводятся на экран значение i.

Замечание: Параметр цикла не должен переопределяться внутри цикла.

  1. Примеры пролграмм с использованием оператора цикла с параметром

В качестве примера, рассмотрим предыдущую задачу и постараемся реализовать ее с помощью оператора цикла с параметром.

Пример 1.

Program cikl4;

Var x,y,i:Integer;

Begin

   X:=2;

   For i:=1 To 5 Do

         Begin

                Y:=x*x;

                Writeln(x:3,y);

                X:=x+2;

                 End;

End.

Или возможен также другой вариант решения задачи:

Program cikl4;

Var x,y,i:Integer;

Читайте также:  Восстановить менструационного цикла при менопаузе

Begin

  For i:=1 To 5 Do

       Begin

                X:=2*i;

                Y:=Sqr(x);

                Writeln(x:3,y:5);

               End;

End.

Пример2

Вывести на экран все буквы латинского алфавита.

Так как все буквы латинского алфавита упорядочены, можно поступить следующим образом:

Program Cikl5;

Var c:Char;

Begin

  For c:=’a’ To ‘z’ Do Write(c);

  Writeln;

End.

  1. Тип

Тип в программировании – это множество, для которого оговорён некоторый набор операций над элементами – значениями, которые могут принимать переменные этого типа. Сами элементы множества называются объектами или значениями данного типа.

Типы real, integer – это числовые множества. Вместе с ними рассматривают соответствующие арифметические операции. Тип char – это множество символов. Вместе с ними рассматривают функции, для работы с символами. Тип Boolean – множество, состоящее их двух элементов: True, False. Для него определены соответствующие логические операции.

Эти четыре типа – стандартные типы Паскаля. В Паскале имеются средства, позволяющие определять, исходя из имеющихся типов, новые нестандартные типы. Мы остановимся сейчас на одном из этих средств.

  1. Одномерные массивы

В математике наряду со множеством часто рассматривают упорядоченные наборы чисел (например координаты точки в двумерном, трехмерном пространстве). Упорядоченные двойки, тройки и т.д. чисел в языке Паскаль удобно задавать с помощью массивов длины 2, 3 и т.д.

Массив – это упорядоченный набор однотипных элементов определенной длины. Каждый элемент массива имеет свой номер (индекс). К каждому элементу массива имеется прямой доступ. Это означает, что для того, чтобы обратиться к какому-либо элементу массива, нет нужды перебирать все его предыдущие элементы, нам достаточно указать номер этого элемента.

  1. Описание массивов

Описать массив можно двумя способами.

Первый способ.

В разделе описания переменных мы можем описать массив следующим образом:

Var A:Array[n1..n2] Of базовый тип;

        Здесь А – название массива;

Array – служебное слово (англ. массив).

n1,n2- соответственно номер первого и последнего элемента массива.

Базовый тип – любой из уже изученных типов.

Количество элементов массива будет равно n2-n1+1.

Например, запись

Var Massiv:Array[1..20] Of Real;

означает что полученный массив будет состоять из 20 вещественных чисела, первое из которых будет иметь номер 1, последнее – 20. Наш массив будет иметь название Massiv.

Второй способ.

Описание массива заключаеся в создании нового оригинального типа. Для того, чтобы программист мог создавать свои новые типы данных в Паскале существует раздел описания типов Type. Этот раздел находится между разделом описания констант и разделом описания переменных.

Type

=Array[n1..n2]Of  Базовый тип;

После этого в разделе описания переменных мы можем описать массив, который имеет созданный нами тип, например,

Type

Mas=Array[10..19] Of  Integer;

Var B:Mas;

В данном случае мы сначала описали новый тип Mas – массив из десяти целых чисел с номерами от 10 до 19, затем описали переменную B типа Mas. Переменная В – переменная типа Mas.

Чтобы обратиться к какому либо элементу массива, необходимо указать имя массива и в квадратных скобках номер элемента. В[5], A[i] и т.д. Номером элемента может быть любое целочисленное выражение.

Замечание: номерами элементов могут быть не только выражения типа Integer, но так же и типа Char, перечисления и диапазоны.

  1. Ввод и вывод одномерных массивов

В большинстве случаев для обработки массивов используются циклы. В цикле имеется возможность поочередно перебрать все элементы массива.

Для ввода массива с клавиатуры может быть использован цикл следующего вида: пусть у нас имеется массив с именем А, состоящий из n элементов, тогда:

For i:=1 To n Do Read(A[i]);

В этом случае, пользователь вводит через пробел n элементов массива.

Ввод данных в массив происходит следующим образом: сначала значение счётчика цикла равно 1; выполняется операция read (A[1]); после чего счётчик цикла становится равным 2; выполняется операция Read(A[2])… и т.д. до значения i=n включительно.

Для вывода массива на экран используется следующий цикл:

For i:=1 To n Do Write(A[i]);

Writeln;

В данном случае на экран в одну строку будут выведены все n элементов массива, после чего курсор переместится на строку вниз.

  1. Обработка массива

Как уже было сказано для обработки массивов используются циклы.

Пример.

Пусть имеется массив М, состоящий из n элементов с номерами от 1 до n. Найти Сумму элементов массива, вывести ее на экран.

Sum:=0;

For i:=1 To n Do Sum:=Sum+M[i];

Writeln(‘Сумма элементов мапссива = ’ ,Sum);

Источник

Одна из следующих задач в программировании, это создание циклов. Особенность любой программы в том, что основная идея большинства программ, это повторяемость. То есть бесконечное число итерации (повторений). Как это используется, и как это может пригодиться:

Пример, Вы подходите к банкомату, где Вас встречает окно приветствия и призыв к действию. Вы нажимаете заданные кнопки и следуете указаниям. После этого Вы получаете необходимый результат и завершаете обслуживание. После Вас подходит следующий человек и так далее. Не трудно заметить, что этот цикл бесконечный, точнее пока все условия выполняются, и банкомат работает. Это пример цикличности в программе. Цикличность может быть с заданным числом итераций (повторений), или с неопределенным (до выполнения заданного условия).

Рассмотрим простой пример:

1. пример: автомат разлива воды в тару. Выбираем объем и нажимаем пуск. Предположим выбрали объем 1 литр, это значит, что нам необходимо налить 1000 миллилитров. Определим, что ключевое значение счетчика будет 1000. Для подсчета используем импульсный счетчик жидкости. Рассмотрим счетчик с точностью 1 мл. Тогда после выбора объема рассчитываем число входных импульсов и запускаем цикл счета. Запускаем счетчик импульсов и сравниваем число импульсов с ключевым значением. Как только значение импульсов будет больше или равно 1000, подача воды прекратится. Далее выдача заканчивается, происходят необходимые процедуры(относится к технологическому процессу разлива воды) и переходим в ожидание следующего разлива

Алгоритм цикла

Читайте также:  Чему равна работа в цикле карно

Теперь смотря на алгоритм опишем программно принцип работы:

ЗАПУСК ПРОГРАММЫ.

ПРОВЕРКА НЕОБХОДИМЫХ ТЕСТОВ.

Наличие воды, в подающей системе.

Необходимое давление и наличие минимального объема (пусть будет

10 литров)

Ряд других необходимых требований.

ЗАПУСК ДИАЛОГА И ОЖИДАНИЕ ЧИСЛА ЛИТРОВ НА НАЛИВ

запуск цикла с счетчиком COUNT (у каждого цикла обязательно должен быть счетчик) ОТ 1 ДО N*1000

ПОДАЕМ команду на открытие клапана и ждем импульса от счетного устройства. Как только приходит импульс, увеличиваем счетчик COUNT на единицу. Программно это выглядит так: COUNT присвоить COUNT + 1. Для новичков слово присвоить не сразу понятно, но это значит, что если

COUNT был равен 7, то станет равен 7+1, то есть 8 и так далее. в Паскале это будет выглядеть так COUNT:=COUNT+1 .

Обратите внимание на операцию ” :=” – это и есть знак присвоить.

По завершению цикла, снимаем напряжение с клапана и переходим в состояние тестов.

Таким образом у нас получилась программа с двумя циклами:

1 – это общий, бесконечный условно, или пока вода не закончиться или что-то не сломается и он зависит от числа пользователей,

2 – это цикл набора воды по счетчику и он зависит уже от числа наливаемых литров.

В этой статье рассмотрены два типа циклов – по счету и по счетчику. Оба они имеют место быть и заменять друг друга при определенных условиях.

Отлично понимаем, что сразу трудно освоить материал напичканный терминами, но прочитайте несколько раз и станет понятней, плюс рано или поздно придется знакомиться с терминологией.

Подписывайтесь на канал, за Ваши лайки Вам чаще показывают Наши публикации.

Свои комментарии можете предлагать в группе вконтакте,

Если есть вопросы или по желания, то пишите, через Обратную связь.

Канал телеграм.

Группа Одноклассники.

Источник

Приветствуем вас на восьмом уроке по основам программирования. Мы продолжим углубляться в управление процессом выполнения программы и рассмотрим сегодня второй инструмент – циклы в программировании.

Циклы в программировании и их типы

Циклы в программировании используются при необходимости повторять действие, пока определенное условие остается истинным. Вспомните с прошлых уроков циклические алгоритмы. Они обозначают, что какие-то блоки кода (например, функции) нужно повторять, причем некоторое количество раз. Это избавляет нас от добавления одного и того же кода многократно. Примерами циклов в жизни является выкладывание продуктов из пакета в холодильник, пока пакет не опустеет. Или мытье посуды, пока она не закончится. Или поиск в книге нужного фрагмента, пока он не будет найден.

Цикл в программировании состоит из трех частей:

  • 1. Оператор – название цикла.
  • 2. Условие – это то, при каких обстоятельствах цикл работает.
  • 3. Тело – код цикла, который должен сработать при прохождении условия.

Повторение цикла по-научному называется итерация.

Типы циклов в программировании:

  • 1. Безусловные (бесконечные) – пропущено условие.
  • 2. Условные.

Условные циклы в программировании, в свою очередь, подразделяются на

    • а) цикл с предусловием (while).

Цикл будет выполняться только пока истинно первоначальное условие. Проверка условия выполняется до выполнения цикла.

    • б) цикл с постусловием (do…while).

Проверка условия выполняется после выполнения тела цикла. Это говорит о том, что цикл выполняется хотя бы один раз.

    • в) цикл со счетчиком (for).

Этот цикл повторяет блок кода заданное число раз. В цикле задается некоторая переменная – счетчик, которая изменяет свое значение в некотором диапазоне. Счетчик после каждой итерации обновляется, а проверка условия выполняется перед выполнением тела цикла.

    • г) цикл просмотра (for in).

Этот цикл говорит о том, что будет выполняться операция Х для всех элементов, входящих во множество У. Используется для перечисления названий, индексов полей массивов либо объектов. Объект – это структура данных. Например, машина — объект, у которого есть определенные свойства (наличие 4 колес) и функции (ездить).

    • д) цикл с выходом из середины (break).

Это цикл, в котором есть команды, нарушающие порядок выполнения конструкций цикла. Существуют команда досрочного выхода из цикла – break и команда пропуска итерации – continue. Эти команды служат для управления работой цикла.

Бывают также вложенные циклы в программировании. Это значит, что циклы вложены один в другой.

Цикл со счетчиком является самым универсальным и используемым, поэтому рассмотрим подробно его создание и работу:

  • 1) инициализация счетчика;
  • 2) проверка выполнения условия;
  • 3) выполнение блока кода (тела цикла);
  • 4) обновление счетчика;
  • 5) переход к пункту 2.

Примеры циклов в программировании на Python

1.Цикл с предусловием

digit = 1
while digit <= 100 :
print (str (digit) + ‘ok!’)
digit = digit + 1
print (str (digit) + ‘more than 100’)

2.Цикл просмотра

arr = [1, 4, 6, 3, 10]
sum = 0
for i in arr :
sum += i
print(sum)

3.Цикл с выходом из середины

arr = [1, 4, 6, 3, 10]
sum = 0
for i in arr :
if i == 3 :
break / continue
sum += i
print(sum)

Примеры циклов в программировании на JavaScript

1.Цикл с предусловием

Читайте также:  Цикл рассказов о праведниках лесков

digit = 1;
while (digit <= 100) {
console.log(digit + ‘ok!’);
digit = digit + 1;
};
console.log(str (digit) + ‘more than 100’);

2.Цикл с постусловием

var digit = 10;
do {
console.log(‘ok!’);
digit = digit + 1;
} while (digit <= 10);
console.log(‘More than 10’);

3.Цикл со счетчиком

var arr = {1, 4, 6, 3, 10};
for(i = 0, sum = 0; i < arr.length; i++) {
sum += arr[i];
};
console.log(sum);

4.Цикл с выходом из середины

var arr = [1, 4, 6, 3, 10];
for(i = 0, sum = 0; i < arr.length; i++) {
if (arr[i] === 6) {
break / continue;
}
sum += arr[i];
};

Итак, внимательно изучив тему сегодняшнего видеоурока и разобравшись во всех ее тонкостях вы сделаете еще один шаг вверх по лестнице, поднявшись до конца по которой, вы очутитесь перед входом в замечательный загадочный и таинственный мир — мир программирования. Вы даже представить себе не можете, какие волшебные действия вы сможете совершать, изучив это искусство. А ведь программирование — это именно искусство. И проведем вас по этой лестнице мы — скромные создатели Loftblog.

Приятного всем просмотра! Учитесь с удовольствием! Всегда ваш Loftblog.

Рекомендуемые курсы

Источник

Источник: https://академия-разработчиков.рф

Видео: YouTube

Рассмотрим организацию циклов в процессорах. Кто еще не знаком со структурной схемой процессора и системой команд рекомендую ознакомиться в предыдущих статьях.

Структура процессора и система команд

Циклические конструкции в программах используются для многократного выполнения участка программы. К примеру, необходимо вычислить значение со школы всем известной линейной функции.

Вычисление значения линейной функции

Проблема в том, что в нашем процессоре нет команды умножения. Однако, мы знаем, что умножение это многократно повторяющееся сложение (подробнее в материале об арифметико-логическом устройстве). Команда сложения (в прошлом уроке мы писали на Си как раз программу сложения) в процессоре есть, поэтому это станет простым и хорошим примером того, как на самом низком уровне организованы циклические конструкции.

Пример цикла в языке Си.

При помощи языка С запишем решение этой задачи. Для начала установим значение исходных данных, это параметры линейной функции и значение переменной х. Конструкции, организующие многократное выполнение участка программы называются циклом, а многократно выполняющийся участок программы называют телом цикла. Тут начинается циклическая конструкция while.

Циклическая конструкция while

Синтаксический смысл ее такой. Пока выражение в круглых скобках истинно, выполнять все что внутри фигурных скобок, то есть тело цикла. В теле две операции. Одна из них это вычисление промежуточного значения результата, другая вычитание единицы из х. Икс используется для вычисления истинности выражения, поэтому еще его называют переменной цикла.
Рассмотрим решение задачи на блок схеме.

Блок-схема алгоритма

К результату добавляется значение переменной a . Потом из переменной цикла вычитается единица. При вычитании бит переноса, он же флаг переноса, приобретает одно из двух значений. Если он равен 1, то продолжаем выполнение. При этом флаг переноса будет сброшен в . Следующая проверка заставит программу перейти к началу тела цикла. Чем это все обусловлено? Прежде всего тем, что команда условного перехода всего лишь одна и работает она именно так. После очередного выполнения тела цикла, скоро окажется, что флаг переноса . Тогда будет произведен выход из цикла к оставшимся операциям. Это добавления к результату b, вывод результата.

Бит переноса.

Рассматриваемый процессор довольно слабоват, не только своей разрядностью 8 бит, но и разнообразием команд. Рассмотрим условие, при которых бит переноса приобретает то или иное значение. Над переменной цикла производится одна и та же операция вычитания единицы.

Появление бита переноса при вычитании

Как можно заметить, бит переноса при этом будет единичный, кроме одного случая. Этот случай вычитания единицы из . Таким образом, чтобы цикл выполнился три раза, переменная цикла должна будет иметь три значения. Это 2, 1, . После этого будет произведен выход из цикла. А еще это означает, что из переменной цикла нужно будет заранее вычесть 1.

Отладка программы цикла.

Выполним отладку программы после ее компиляции из исходного кода на языке C. На первом шаге в аккумулятор загружается значение x, он же переменная цикла. X лежит в 4 ячейке.

Заранее вычитаем из него единицу. Сохраняем его обратно.

Сейчас уже выполняется тело цикла. Заносим в аккумулятор промежуточное значение результата из ячейки 6. Добавляем к нему переменную. Сохраняем промежуточный результат.

Теперь необходимо поработать с переменной цикла. Для этого загрузим ее в аккумулятор, вычтем единицу и сохраним обратно в память.

Флаг переноса на первом выполнении тела цикла будет 1. Поэтому произойдет сброс флага и следующая проверка.

Переход на начало тела цикла.

Далее все повторится до тех пор, пока флаг переноса не станет нулевым.

После выхода из цикла остается добавить к результату b. Сохранить и вывести результат.

На этом первое знакомство с циклической конструкцией подошло к концу. Очень важно понять, что условные переходы вполне способны организовать циклическое выполнение участка программы. Также никогда не нужно забывать, что проверки условия выхода из цикла и манипуляции с переменной цикла происходят на тех же узлах процессора, что и полезные вычисления. На все тратится время его работы. Если тело цикла слишком короткое, то довольно существенная часть операций процессора может уйти не на полезную работу. Методы борьбы с этим явлением будут рассмотрены в будущем.

Источник