Музыкальный цикл к повести пушкина метель
Георгий Свиридов «Метель»
Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
Историю создания «Метели» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Известнейший артист и режиссер Владимир Басов предложил композитору Георгию Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть гениального Пушкина.
Стоит отдельно заметить, что произведение было написано поэтом в особый период его творчества – «Болдинскую осень». По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!
Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма.Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.
Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму «Метель». Написана она была в 1964 году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении.
Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Интересные факты
- Идею переработать партитуру музыки для фильма в отдельное самостоятельное произведение подсказала композитору его супруга.
- Свою повесть гениальный поэт А.С. Пушкин сочинил всего за один день. Купить книгу «Метель».
- Несмотря на то, что название произведению композитор дал несколько иное, оно более известно слушателям, как сюита «Метель». В этом нет ошибки, ведь именно к этому жанру принадлежит сочинение, с характерными контрастами между соседними частями.
- Существует мнение, что крайние части сюиты не случайно построены на одинаковом материале и напоминают обложку книги.
- На эту музыку в свое время был поставлен балет.
- По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
- После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.
- Принято считать, что последовательность номеров не следует точно за сюжетом повести, а подчиняется скорее музыкальной логики.
- Еще в годы студенчества Свиридова дразнили прозвищем «гениальный композитор», потому что в комнате, где проживало 20 человек, лишь он занимался композицией.
- Он был популярнейшим композитором не только у себя в стране, но и за рубежом, однако все это время у Свиридова не было своего инструмента. Рояль, на котором он сочинял свои шедевры, был арендован у Союза композиторов.
- Свои первые произведения Свиридов написал также на стихи Пушкина в 1935 году.
- Композитор написал музыку к 13 кинофильмам.
Содержание
В сюиту входит девять номеров, которые по сути являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина. Открывается цикл пьесой под названием «Тройка». Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна, тремоло литавр, мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает непередаваемую атмосферу.
Второй номер сюиты – это «Вальс». Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.
Третий номер – это «Весна и осень». Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты, которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Возможно, также сменяются чувства главный героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.
Четвертый номер – «Романс». В роли солиста выступает скрипка, исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю…я вас люблю страстно…» слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.
Пятый номер – это «Пастораль». Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.
«Военный марш». Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.
С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и падает без создания.
Восьмой номер – «Отзвуки вальса», уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.
Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога». Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.
Вряд ли найдется тот человек, сердце которого не замирает в восхищении от первых аккордов знаменитейшего «Вальса» или «Романса». А во время прослушивания всей сюиты «Метель» наше воображение тут же начинает рисовать картины природы, русской зимы, шикарного бала, стремительно несущейся тройки лошадей. Музыка Свиридова обладает удивительно изобразительностью и с этим трудно не согласиться. Это произведение с удовольствием изучают ученики в музыкальных школах и любят заядлые меломаны. Известнейший режиссер М. Швейдер сказал, что музыка Свиридова – навсегда. В ней удивительным образом сочетается время, которое продолжается вечно, и с этим тоже трудно не согласиться.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Георгий Свиридов «Метель»
Источник
Главная Георгий Свиридов – Пушкин. Метель
Георгий Свиридов – 5.Пастораль (К повести А.С.Пушкина “Метель”) 02:14
Георгий Свиридов – Романс из оркестровых иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” 02:32
Георгий Свиридов – Свиридов. Музыкальные исллюстрации к повести Пушкина Метель. 1ч. Тройка 02:51
Георгий Свиридов – 3.Весна и Осень (К повести А.С.Пушкина “Метель”) 02:08
Георгий Свиридов – Метель. Пастораль. (из цикла музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”) 02:14
Георгий Свиридов – К повести А. Пушкина “Метель” -_3. Весна и Осень 02:07
Свиридов Георгий – “Пастораль” №5 (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 02:14
Георгий Свиридов – Вальс из иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель” 03:56
Георгий Свиридов – Метель,музыкальные иллюстрации к повести Пушкина.III.Весна и осень 02:07
Свиридов Георгий – “Венчание” №7 (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 03:03
Свиридов Георгий – Метель. Весна и Осень. ч.3 (из цикла музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”) 02:07
Георгий Свиридов – (1964) К повести А. Пушкина “Метель” -_2. Вальс 03:56
Георгий Свиридов – Вальс из музыки к повести А.Пушкина_Метель 03:56
Георгий Свиридов – Метель,музыкальные иллюстрации к повести Пушкина.V.Пастораль 02:14
Георгий Свиридов – Венчание (муз.иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель”) 03:03
Георгий Свиридов – Вальс ( иллюстрация к повести А.С.Пушкина Метель) 03:56
6 классу – Георгии Васильевич Свиридов ” Тройка” из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель” 03:09
Георгии Свиридов – Тройка (музыка к повести “Метель” А.С.Пушкина) 03:09
Свиридов – Метель, муз. илл. к повести Пушкина. I.Тройка 03:09
Свиридов Георгий – Романс (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 05:34
Свиридов Георгий – “Романс” №4 (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 05:34
Георгий Свиридов – Вальс (по мотивам повести А.С. Пушкина “Метель”, 1965) 03:58
Георгий Свиридов – Метель,музыкальные иллюстрации к повести Пушкина.IV.Романс 05:35
Георгий Свиридов – Весна и осень (Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина “Метель”) 03:50
Свиридов – ВАЛЬС из музыки к драме Пушкина МЕТЕЛЬ 03:56
Георгий Свиридов – Муз. композиция к повести А.Пушкина “Метель” 05:32
© 2021 Хотплеер
По всем вопросам пишите на: hotpleer@mail.ru
Правообладателям
Описание услуг
Группой крупнейших российских правообладателей авторских и смежных прав, а именно: ООО «НЦА», ООО «ЛенГрад», ООО «Креатив Медиа», ООО «Новый мир», ООО «Медиалайн», ООО «Диджитал Прожект» и другими, в рамках заключенных с ООО «АдвМьюзик» лицензионных соглашений, вэб-сайту https://hotplayer.ru предоставлены разрешения на использование музыкального контента, принадлежащего данным Правообладателям, способом доведения до всеобщего сведения в цифровой форме через Интернет.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм.
По вопросам взаимодействия с Правообладателями просьба обращаться по : support@advmusic.com
Источник
Свиридов Георгий – “Венчание” №7 (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 03:03
Свиридов Георгий – “Пастораль” №5 (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 02:14
Георгий Свиридов – Метель,музыкальные иллюстрации к повести Пушкина.III.Весна и осень 02:07
Георгий Васильевич Свиридов – Музыкальные иллюстрации к кинофильму “Метель” по повести Пушкина. Номер называется Романс 01:37
Георгий Свиридов – Метель,музыкальные иллюстрации к повести Пушкина.V.Пастораль 02:14
Георгий Свиридов – Метель. Пастораль. (из цикла музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”) 02:14
Свиридов Георгий – “Отзвуки вальса” №8 (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 01:53
Георгий Свиридов – Метель, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина: II. Вальс 03:55
Свиридов Георгий – “Романс” №4 (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 05:34
Георгий Свиридов – Вальс (из цикла музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина “Метель”) 03:56
Георгий Свиридов – Вальс (из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”) 03:52
Свиридов Георгий – Метель. Весна и Осень. ч.3 (из цикла музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”) 02:07
Георгий Васильевич Свиридов – «Метель», музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина – 5. Пастораль (Владимир Федосеев) 02:14
Георгий Свиридов – Метель,музыкальные иллюстрации к повести Пушкина.IV.Романс 05:35
Свиридов Георгий – Романс (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 05:34
6 классу – Георгии Васильевич Свиридов ” Тройка” из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель” 03:09
Свиридов – Вальс. Музыкальная иллюстрация к повести Пушкина – Метель 03:56
Георгий Васильевич Свиридов – «Метель», музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина – 8. Отзвуки вальса (Владимир Федосеев) 01:53
Г. Свиридов – Метель (романс, дирижёр – В. Федосеев) 05:35
Георгий Васильевич Свиридов – «Метель», музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина – 3. Весна и осень (Владимир Федосеев) 02:07
Георгий Свиридов – Романс (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”) 05:34
Георгий Свиридов – Музыкальная иллюстрация к повести А.С.Пушкина “Метель” – “Романс” 05:35
Георгий Свиридов – Метель, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. V. Пастораль 02:13
Георгий Свиридов – Романс “Не уходи” из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” 05:32
Георгий Свиридов – ”Вальс” из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина ‘Метель’ 03:53
Георгий Васильевич Свиридов – «Метель», музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина – 1. Тройка (Владимир Федосеев) 03:09
Георгий Васильевич Свиридов – «Метель», музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина – 2. Вальс (Владимир Федосеев) 03:56
Георгий Свиридов – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина ‘Метель’ 03:53
Источник
Snow Storm
Композитор
Год создания
1974
Жанр
Страна
СССР
Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола, колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.
История создания
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов, не тяготевший к «абстрактным» музыкальным жанрам, сочинявший, как правило, музыку текстовую, очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799-1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».
Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, – вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.
Музыка
№ 1, «Тройка» – начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные – активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.
№ 2, «Вальс» – открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей). В нем нет пышности и великолепия бального танца. Кажется, он звучит в непритязательной обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка. Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок, то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов, неприхотлива, но обаятельна.
№ 3, «Весна и осень», – это две крошечные миниатюры. Первая – нежный флейтовый напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны – пианиссимо, с сурдинами. Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает на тончайшем пианиссимо.
№ 4, «Романс», после четырех тактов вступления начинается привычным для бытового музицирования отыгрышем рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на попевках, типичных для романсовой музыки середины XIX века, но разворачивающуюся все шире, привольнее. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется английский рожок. А рояль продолжает меланхолично исполнять свою партию – долгий бас на первой доле и два аккорда арпеджиато, словно подражающие арфе, которая, однако, также вступает с длящимися по целому такту аккордами. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.
№ 5, «Пастораль», отличается покачивающимся шестидольным движением, наивной мелодией гобоя, прозрачным звучанием одних только деревянных инструментов. На миг их сменяет струнная группа, затем возвращаются тембры деревянных. Вместе с гобоем запевают скрипки, появляются легкие аккорды валторн, но звучание остается прозрачным. Лишь раз возникает громкая звучность и снова уходит.
Резким контрастом вступает №6 – развернутый «Военный марш» в tutti духового оркестра (в этом номере струнные не заняты) с чуточку преувеличенными, пародийными интонациями, грозными ударами тарелок и большого барабана, мощным уханьем медных басов. В среднем эпизоде стихает большинство инструментов, с залихватской мелодией вступает труба, поддержанная гобоями (ей аккомпанируют валторны синкопированным ритмом, да продолжают отбивать шаг ударные и «ухать» низкие духовые). Но вот вступает вторая труба, пронзительно прорезают звуковую массу флейты, марш снова гремит в полную мощь.
И снова контраст – № 7, «Венчание». Опять миниатюра, медленные тихие звучания струнных с сурдинами, переплетение мелодических линий, из которых складывается прозрачная фактура, лишенная аккомпанемента как такового. Атмосфера таинственности, затаенной нежности внезапно сменяется страстными восклицаниями (флейта, гобой и скрипки на крещендо от форте к фортиссимо). Мощные удары аккордов оркестра – как удары судьбы.
№ 8, «Отзвуки вальса» – со знакомой по второму номеру мелодией, – все время в тихом, приглушенном звучании, воспринимается как воспоминание о минутах былого счастья.
Заключительный № 9, «Зимняя дорога», возвращает слушателя к первому образу – тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольцев, под меланхоличную нескончаемую песнь.
Л. Михеева
Публикации
Источник