Майская ночь входит в цикл

Майская ночь входит в цикл thumbnail

«Ма́йская ночь, и́ли Уто́пленница» – повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1829-1830 годах.

Сюжет[править | править код]

XVIII век. Тихим вечером девушки с парубками собираются и поют песни. Молодой казак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, вызывает Ганну. Левко не раз просил отца разрешить ему жениться на Ганне, но тот не хотел и по своему давнему обыкновению притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».

Ганна спрашивает о доме с забитыми ставнями, что отражается в воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но мачеха невзлюбила панночку, мучила её и заставила сотника выгнать дочь из дому. Панночка с горя бросилась с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. С тех пор есть поверье, что, встретив человека, панночка заставляет его разгадать коварную мачеху среди ее подданных, или же грозит смертью.

Левко подслушивает разговор Ганны с головой, его отцом. Оказывается, голова тоже влюблен в Ганну, поэтому отказывается женить на ней сына. Левко подговаривает парубков проучить его.

Парубки переодеваются и устраивают в селе разгул – поют про голову оскорбительные песни, похищают свояченицу, строят разные пакости. Голова впадает в бешенство и снаряжает десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.

В эту пору Левко, будучи главным зачинщиком, убежав от десятских, подходит к старому дому у пруда. Его одолевает дремота. Глядя на отражение господского дома, он замечает, что окно отворилось, и показалась панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Левку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но одна кажется ему не такой светлой, как прочие. Утопленницы хватают ведьму, а панночка подаёт ему записку для головы. Левко просыпается.

Проснувшись, Левко обнаруживает, что держит в руке клочок бумаги. Тут его хватают десятские и голова. Левко подает записку, из которой следует, что она писана «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Деркачом-Дришпановским» и содержит среди прочих приказов голове приказ женить Левка на Ганне, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободрённый голова сулит Левку свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину.

Адаптации[править | править код]

  • 1880 – опера «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре (Санкт-Петербург).

Экранизации[править | править код]

  • В 1940 году в СССР снят фильм «Майская ночь» (режиссёр – Николай Садкович).
  • В 1952 году в СССР вышла одноимённая экранизация повести (режиссёр – Александр Роу).
  • В 2017 повесть была вольно экранизирована в фильме «Гоголь. Начало», а в 2019 – в телесериале «Гоголь».

Литература[править | править код]

  • Виноградов В. В. «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина и «Майская ночь, или Утопленница» Гоголя: к истории одного речевого приема индивидуальной характеристики // Доклады и сообщения филологич. ф-та Моск. ун-та, 1948. – Вып. 6. – С. 50-54.
  • Арват Н. Н. Эстетическая функция ритма в прозе Н. В. Гоголя («Майская ночь, или Утопленница») // Микола Гоголь і світова культура. – К.; Ніжин, 1994. – С. 34-40.
  • Рапенкова И. В. Фольклорное начало в повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Проблемный урок-исследование // Лит. в школе. – М., 1996. – № 2. – С. 62-66.
  • Ляпина А. В. Пейзаж в художественной системе произведения (на материале повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» // Анализ художественного текста: Литературоведческие штудии. – Омск, 1998. – С. 49-55.
  • Ляпина А. В. Повесть Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». V класс // Литература в школе. – М., 2000. – № 6. – С. 105-111.

Источник

Майская ночь – опера в 3-х действиях Николая Андреевича Римского-Корсакова, вторая из пятнадцати опер композитора.

История создания

По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя (1831-1832) с детства были его любимой книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей. Мысль использовать её сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года будущей женой, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто «Майской ночи», «держась в точности сюжета Гоголя и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести».

Премьера «Майской ночи» состоялась 9 (21) января 1880 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Главные партии исполняли: Левко – П. Лодий, Ганна – М. Славина, Голова – Ф. Стравинский, Панночка – Ф. Велинская, Каленик – И. Мельников. Дирижировал Э. Направник.

Затем опера была поставлена другими театрами России, а также за границей (Франкфурт, Прага). В спектаклях принимали участие выдающиеся артисты. В московском театре частной оперы Мамонтова партию Панночки исполняла Н. Забела-Врубель, Головы – Ф. Шаляпин; дирижировал С. Рахманинов. В Большом театре незабываемый образ Левко создал Л. Собинов, позднее в партиях Ганны и Левко выступали М. Максакова и С. Лемешев.

Действующие лица

  • Голова – бас
  • Левко – тенор
  • Ганна – меццо-сопрано
  • Каленик – баритон или высокий бас
  • Писарь – бас
  • Винокур – тенор
  • Свояченица – контральто
  • Панночка – сопрано
  • 1-я русалка (наседка) – меццо-сопрано
  • 2-я русалка (ворон) – меццо-сопрано
  • 3-я русалка (мачеха) – меццо-сопрано

Парубки, девушки, десятские и русалки

Краткое содержание

Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе в начале XIX века.

Действие 1

Свидание сына деревенского Головы – Левко с Ганной.

По просьбе любимой Левко рассказывает историю, связанную со здешними местами: жена покойного сотника – ведьма – извела его дочь. Не выдержав обид, Панночка бросилась в озеро и обернулась русалкой. вслед за ней превратилась в русалку и её мачеха. До сих пор гадает Панночка, кто из её подруг – ведьма.

Пьяный Каленик разыскивает дорогу домой. Девушки показывают ему на дом Головы.

Голова против женитьбы сына на Ганне, он сам не прочь поухаживать за ней. Левко, услышав любовные излияния Головы, решает проучить старого волокиту.

Читайте также:  Положение о методическом объединении учителей естественного цикла

Действие 2

Голова и Свояченица беседуют с Винокуром. Появляется Каленик. Не обращая внимания на хозяев, он устраивается на покой. Кто-то разбивает окошко, и до слуха Головы доносятся обидные слова песни. Голова выскакивает из хаты и тащит за собой виновника – переодетого Левко.

Погасла лампа, и злоумышленника в темноте запирают в чулан.

Писарь сообщает, что им схвачен и посажен в казённую хату зачинщик переполоха. Голова не верит. Открывают чулан, и … там оказывается Свояченица.

Действие 3

Картина 1

Писарь, Винокур и Голова с десятскими у казённой хаты. Их взорам предстаёт свояченица. Лишь после того, как она осеняет себя крестом, казаки верят, что она не сатана.

Картина 2

Левко у озера.

Появляются русалки. Они затеяли игру в «ворона». Левко по просьбе Панночки угадывает мачеху. Русалки увлекают с собой на дно ведьму, а Панночка передаёт Левко записку и исчезает.

Левко с запиской в руке просыпается. Голова, Писарь и Винокур, признав в Левко виновника вчерашнего переполоха, пытаются его связать. К удивлению присутствующих, в записке, найденной у Левко, комиссаровой рукой Голове отдаётся приказ: немедленно сыграть свадьбу Левко и Ганны.

Ссылки

  • Опера Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь»
  • Либретто оперы «Майская ночь»

Источник

Майская ночь, или утопленница – повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1829-1830 годах.

История создания

Замысел повести был одним из первых в цикле повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Черновая рукопись повести написана на бумаге с водяными знаками «1829». Несколько уточнить дату помогают записи «Книги всякой всячины», где на 123-й странице содержится описание, извлечённое из письма М. И. Гоголь 2 июля 1829 года, присланное в ответ на просьбу писателя сообщить ему описание хороводных игр в «хрещика» и «журавля». Если принять во внимание, что в «Майской ночи» Гоголь воспользовался именно этим кратким и неточным, набросанным по памяти, либо со слов кого-либо из петербургских украинцев, описанием игры в «ворона», заменившей другие, ранее предположенные по ходу рассказа игры, то можно датировать работу над черновой рукописью «Майской ночи» маем – июлем 1829 года. Текст черновой рукописи был переписан набело для издания «Вечеров…», перед сдачей в типографию – в конце 1830 – начале 1831 года[1].

Сюжет

Тихим и ясным вечером девушки с парубками собираются в кружок и поют песни. Молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну. Ганна появляется не сразу: она боится зависти девушек и дерзости парубков и материнской строгости, и ещё чего-то неясного. Левко не раз просил отца разрешить ему жениться на Ганне, но тот не хотел и по своему давнему обыкновению притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».

Сидя на пороге хаты, Ганна спрашивает о доме с забитыми ставнями, что отражается в тёмной воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, мачеха но невзлюбила панночку, мучила её и заставила сотника выгнать дочь из дому. Панночка бросилась с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. На месте того дома собираются строить Винницу, для чего приехал нынче винокур. Тут Левко прощается с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.

После описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову и «косвенными шагами» ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видит Ганну, говорящую о нём, Левке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранит Левка, предлагая Ганне свою, более серьёзную любовь. Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Левке, что незнакомец – его отец. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его. Сам же голова уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке.

Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместным рассказом о теще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям. Пойман и брошен в темную комору зачинщик в чёрном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы, изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить». Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и голова прежде в коморе, а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чёртом. Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.

Об эту пору Левко в чёрном тулупе и с измазанным сажею лицом, пошедшему к старому дому у пруда, одолевает дремота. Глядя на отражение господского дома, замечает он, что окно в нём отворилось, и мрачных ставней нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в нём ясная панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Левку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма!» – говорит Левко. Панночка, смеясь, подаёт ему записку для головы. Левко просыпается.

Проснувшись, Левко обнаруживает, что держит в руке клочок бумаги и клянёт свою неграмотность. Тут его хватают десятские с головою. Левко подает записку, из которой следует, что она писана «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений голове приказ женить Левка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободрённый голова сулит Левке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестив в окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что всё ещё ищет и не может найти своей хаты[2].

Читайте также:  Як вирахувати менструальний цикл

Примечания

Wiki Foundation. 2010.

Источник

Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Майская ночь, или Утопленница», входящая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1829-1830 годах.

Главные герои повести

  • Левко Макагоненко – молодой казак, сын сельского головы. У него добрый и весёлый нрав, любит петь песни под бандуру.
  • Ганна – красивая дивчина, в которую влюблён Левко. Романтичная, но с твёрдым характером.
  • Панночка – героиня народного предания. Дочка сотника, бросившаяся в пруд и ставшая главной среди утопленниц. Мечтает о справедливом наказании мачехи, благодарна Левко за помощь и помогает, в свою очередь, ему.

Другие персонажи

  • Сельский голова Евтух Макагоненко – вдовец, важный, не очень умный, любит ухаживать за девушками. Угрюмый, зазнавшийся человек.
  • Мачеха панночки – ведьма, сжившая со свету падчерицу.
  • Сотник – бесчестный человек, находящийся под каблуком жены-ведьмы.
  • Свояченица сельского головы – вздорная женщина.
  • Каленик – местный пьяница.
  • Парубки – друзья Левко, весёлые и дружные.

Очень Краткое содержание для читательского дневника

Вечером парубки и девушки поют песни. Сын сельского головы, казак Левко, подойдя к одной из хат, вызывает Ганну. Парубок несколько раз просил у отца позволения жениться на ней, но тот не хотел этого и притворялся глухим.

О голове известно, что однажды он сопровождал в Крым царицу, сейчас «крив, суров и вдов, живёт несколько под каблуком у свояченицы».

Ганна спросила Левко о заброшенном доме, который стоит у пруда. Казак рассказал, что жил там сотник с дочкой, панночкой, а когда женился, мачеха-ведьма заставила его выгнать дочь из дому. С горя бросилась панночка в пруд и там стала главной среди утопленниц. Однажды она утащила мачеху под воду, но та оборотилась в утопленницу, похожую на других, и избегла наказания. Есть поверье, что если панночке встретится человек, она заставляет его угадать кто из её подданных мачеха.

Этим же вечером Левко нечаянно услышал разговор Ганны с его отцом. Он узнал, что голова тоже влюблён в девушку. Левко подговорил друзей проучить его. Парубки переоделись почуднее и устроили разгул: пели оскорбительные песни про голову, похитили его свояченицу, устраивали разные пакости. Голова был в бешенстве и приказал подчинённым поймать зачинщика.

Тем временем главный зачинщик, Левко, подошёл к старому дому у пруда. Его стала одолевать дремота. Глядя в пруд на отражение дома, он заметил, что в отражённом в воде окне показалась панночка. Пожаловалась она парубку на мачеху и посулила ему награду, если он отыщет её среди утопленниц. Левко смотрел на девушек, водящих хороводы. Одна из них показалась ему не такой светлой, как другие. Утопленницы увели ведьму, а панночка дала Левко записку для головы.

Проснулся Левко и увидел в своей руке бумагу. Тут его схватили десятские и голова. Левко подал записку, из которой следовало, что её написал голове комиссар. И был там приказ женить Левко на Ганне. На вопрос отца, где взял записку, Левко придумал, что встретил комиссара в городе и тот сказал, что на обратном пути заедет к голове пообедать. Голова, возгордившись, что сам комиссар приедет к нему на обед, пообещал завтра же устроить свадьбу.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава I. Ганна

В конце дня сын сельского головы, молодой казак Левко, остановился у одной хаты и, перебирая струны бандуры, запел. Никто не вышел из хаты. Подойдя к окну, позвал он Ганну. Она вышла из хаты. Левко сказал, что он уломает отца, чтобы дал согласие на их женитьбу. Ганна, указав на старый заброшенный дом у пруда, сказала, что ей в детстве про него что-то страшное рассказывали, и уговорила Левко рассказать про этот дом.

Поведал Левко, что жил здесь раньше вдовый сотник с дочерью, ясной панночкой. Когда он женился, мачеха невзлюбила падчерицу, оборотилась чёрной кошкой и стала душить её. Панночка схватила отцовскую саблю, отсекла кошке лапу, и та пропала в тёмном углу. Только на третий день вышла из своей светлицы молодая жена сотника, а рука у неё была перевязана. Поняла панночка, что мачеха ведьма. На четвёртый день сотник приказал дочке делать по дому чёрную работу, а на пятый выгнал её из дома босую и без куска хлеба. Заплакала панночка и кинулась с высокого берега в пруд.

С той поры выходили в лунные ночи все утопленницы в панский сад погреться под светом месяца, а дочка сотника была у них главною. Однажды увидела она свою мачеху и утащила в пруд. Утопленницы хотели побить ведьму плетьми из тростника, но она превратилась в одну из них. С тех пор панночка каждую ночь собирает утопленниц и смотрит в их лица, стараясь угадать, которая из них мачеха. Если кто из людей попадётся, заставляет и его угадывать, не то угрожает утопить.

Когда услышал Левко, что возвращаются его друзья, попрощался с Ганной и сказал, чтобы она спала спокойно и не боялась этих бабьих выдумок.

Глава II. Голова

Ночью по селу шёл подгулявший мужик и похвалялся, что он покажет сельскому голове, чтобы тот нос не задирал. Девушки, возвращавшиеся домой, увидели, что он стучится в чужую хату и кричит, чтобы жена отварила. Ради шутки они указали ему на избу головы и сказали, что это его дом.

Сельский голова – лицо важное. Он суров, угрюм и любит вспоминать, как был провожатым царицы Екатерины в её поездке в Крым. Он вдовец, но в доме его живёт свояченица, которая ведёт хозяйство. Говорили, что она ему и не родственница, очень уж ей не нравилось, когда голова любезничал с девчатами. У него только один глаз, но голова далеко видел всякую красивую поселянку.

Глава III. Неожиданный соперник

Левко простился с товарищами и снова пришёл к хате Ганны. Услышав тихий разговор, он остановился, пригляделся и увидел Ганну и человека, стоявшего к нему спиной. Тот говорил, что если встретит Левко у Ганны, выдерет его за чуб. Девушка сказала, что не верит, что этот человек её любит. Тогда он стал угрожать, что побьёт Левко, вскружившего голову Ганне.

Читайте также:  Чем заканчивается эволюционный цикл

Тут Левко разъярился, пошёл к нему, чтобы ударить, но остановился, увидев, что перед ним его отец. Ганна убежала в хату, услышав в стороне шорох. Это парубки подкрались к голове и спугнули его. Он ушёл, ругаясь на чём свет стоит.

А Левко очнулся от изумления, позвал хлопцев и подговорил их проучить голову, чтобы он не подъезжал к их девчатам. Те сразу согласились. Ещё Левко сказал, чтобы все переоделись кто во что горазд.

Глава IV. Парубки гуляют

В хате головы ещё не спали, потому что у него был гость, приехавший по поручению помещика строить винокурню. Сидел тут и один из сельских десятских. В хату вошёл подвыпивший мужик. Это был Каленик, которому девчата указали на избу головы, сказав, что это его дом. Не обращая внимания на присутствующих, стал он укладываться на лавку спать, ругая голову на чём свет стоит. Вдруг камень влетел в окно и упал под ноги голове. Тот стал ругаться и пожелал, тому, кто бросил камень, подавиться им.

Винокур в испуге предупредил его, чтобы не бросался такими словами и рассказал историю про свою тёщу. Сварила она галушки и отсыпала часть в общую миску. Все сели есть. Тут пришёл какой-то человек и попросился присоединиться к трапезе. Но пока все съели по одной галушке, он опорожнил всю миску. Тёща ещё насыпала в неё галушек, но снова всё повторилось. Голодная тёща подумала, чтобы этот человек подавился галушками, он и подавился да и помер. С тех пор тёще не было покою. Ночью мертвец садился на трубу, а в зубах галушку держал.

Тут послышалась за окном песня про голову, высмеивающая его. Голова исхитрился поймать одного из насмешников в вывороченном тулупе. Перед тем, как запихнуть его в камору, услышал он тоненький голос: «Пусти, это я!..» Сказавши, что его не проведёшь, если притвориться бабой, голова закрыл пленника в каморе, а сам направился в хату писаря, но на улице столкнулся с ним. Писарь сказал, что поймали главного из бесчинствующих хлопцев и одет он в вывороченный тулуп. Но голова возразил, что этот человек сидит у него в каморе. Отперев её, увидели там свояченицу, ругавшую голову за то, что толкнул её в камору. Проклиная его, вышла она на улицу.

Пошли голова с писарем смотреть другого пленника в хату, где держат «колодников». Открыли двери, и снова там оказалась свояченица. Голова закричал, что это сатана и надо поджечь хату вместе с ним. Писарь посоветовал заставить пленницу перекреститься. Если перекрестится, значит, это не чёрт. Голова так и сделал, свояченица перекрестилась и рассказала, что её схватили хлопцы, через окно опустили в хату и заколотили ставни.

Пришли десятские и сказали, что поймали сатану в вывороченном тулупе, но это оказался пьяный Каленик. Голова повелел своим подчинённым изловить зачинщика сей же час. Некоторые просили избавить их от этого, так как очень уж страшные рожи нарисовали себе хлопцы. Но голова пригрозил пожаловаться комиссару, и все убежали ловить зачинщика.

Глава V. Утопленница

Виновник всей этой кутерьмы, Левко, подошёл к пруду и старому дому. Смотрел он на пруд и видел в воде отражение господского дома, чистого и богатого, из окна которого показалась хорошенькая девичья головка. Отошёл Левко от пруда, посмотрел на дом и увидел, что он стал новёхоньким. Подошёл он к дому, заиграл на бандуре и запел.

Окно отворилось, и выглянула красавица, бледная как полотно. Заплакала она и попросила найти её мачеху, пообещав за это наградить. Сказала девушка, что мачеха ведьма и не было от неё покою.

Левко спросил, как найти ведьму, и панночка сказала, что она приняла вид утопленницы и сейчас на берегу водит хоровод с девушками.

Девушки стали играть в ворона, но та, которой выпал жребий быть вороном, вскоре отказалась, так как ей было жаль отнимать цыплят у матери.

Левко понял, что она не ведьма. Тут вызвалась быть вороном одна из утопленниц. Стала она быстро гоняться за девушками, и Левко увидел внутри её тела что-то чёрное, а когда схватила она одну из девушек, сверкнула в лице её злобная радость. «Ведьма!» – указал он на неё. Девушки увели ведьму, а радостная панночка сказала парубку, что теперь отец не помешает ему жениться на Ганне и велела передать записку для него. Взял её Левко и тут же проснулся.

Глава VI. Пробуждение

Удивился он, что это был сон, увидел в своей руке записку, но не мог её прочесть, так как не знал грамоты. Тут его схватили, голова, увидев, что зачинщик беспорядков его сын, оторопел и стал ругать Левко за то, что бесчинствует и сочиняет песни.

Левко сказал отцу, что велели передать ему записку. Писарь признал почерк комиссара и стал читать. В записке был приказ голове, чтобы он женил своего сына на Ганне. Голова спросил Левко, где он взял эту записку, и тот сказал, что вечером был в городе и встретил комиссара. Узнав, что он из села, комиссар дал записку и сказал, что скоро приедет на обратном пути к голове на обед.

Голова заважничал, что ему будет оказана такая честь, и решил завтра же женить сына, чтобы комиссар увидел, как он исправно исполняет приказания.

Левко был благодарен панночке и желал ей небесного царства. Подошёл он к хате Ганны и увидел, что она спит, сидя у окна и опершись головой на руку. Левко перекрестил её и тихо закрыл окно. Всё в селе погрузилось в сон, только пьяный Каленик шатался по улицам – искал свою хату.

Заключение к краткому пересказу

Главная тема повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» – любовь Левко и Ганны. Также затронуты следующие темы:

  • украинский фольклор;
  • взаимовыручка;
  • добро и зло.

Идея произведения состоит в том, что добро рано или поздно одерживает победу над злом. Каждый получает по заслугам. За доброту и помощь человек, не ожидая благодарности за них, может обрести счастье.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам – для подготовки к уроку литературы.

Источник