Контракта жизненного цикла образец

Контракта жизненного цикла образец thumbnail

Контракт жизненного цикла – это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. А с 21.02.2021 появится новое основание для применения такого вида госконтракта.

Последние изменения

13.02.2021 на портале правовой информации опубликовали постановление правительства №160 от 11.02.2021, которое изменяет постановление правительства №1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ) и вступит в силу 21.02.2021. Собрали все последние изменения в таблицу.

Дата вступления в силу измененийЧто изменилосьСкачать
21.02.2021

Новое основание для заключения контракта жизненного цикла – выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов.

Скачать постановление №1087 от 28.11.2013 в актуальной редакции
11.06.2020

Изменили пп. «а» п. 1 ПП №1087. Дополнили перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешили подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по ремонту таких объектов.

До изменений контракт по этому пункту заключали только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью: защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог.

31.01.2020

Добавили новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по следующим кодам ОКПД2:

  • 26.60.11;
  • 26.60.12;
  • 26.60.13.130;
  • 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000;
  • 32.50.21.121;
  • 32.50.21.122.

Планируемые изменения

Минпромторг на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления правительства, которым предлагает расширить случаи заключения контрактов жизненного цикла. К ним планируют отнести закупки текстиля и спецодежды по таким кодам ОКПД2:

  • 13.92.12 – постельное белье;
  • 13.92.13 – столовое белье;
  • 14.12.1 – мужская спецодежда;
  • 14.12.2 – женская спецодежда;
  • 14.12.3 – прочая спецодежда.

Заказчики получат право в один контракт включать не только поставку, но и подбор, обслуживание, ремонт в течение срока службы или утилизацию товара.

Главное, чтобы продукция отвечала требованиям постановления правительства №719 от 17.07.2015 о подтверждении производства промышленной продукции в России. Подробнее: «Как изменили правила подтверждения производства товаров в России».

Как регулируется

Помимо ч. 16 ст. 34 44-ФЗ, контракт жизненного цикла подпадает под действие постановления правительства №1087 от 28.11.2013, определяющего случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

Эти правила применимы при приобретении транспортных средств для общественного пользования (вагонов метро, автобусов и т. д.), воздушных, морских и речных судов.

С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

С 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по постановлению правительства №96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной – инвестором такого специнвестконтракта.

Особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке с учетом процедур и ограничений, описанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Есть условие о его банковском сопровождении, если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 постановления правительства №963 от 20.09.2014.
  2. В качестве критерия оценки заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий – стоимость жизненного цикла по ч. 3 ст. 32 44-ФЗ.
  3. Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые содержатся в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения указаны в ч. 2 ст. 72 БК.

Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. под ключ, в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. В этом случае постановлением правительства №563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:

  • получить решение правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия (они описаны в ч. 4 ПП №563).

Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№0162300000814001059 от 22.08.2014).

Заказчик – Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК – 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рубля. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.

В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.

А в разделе 3 указан срок выполнения каждого этапа работ.

Источник

Контракт жизненного цикла – это сделка, включающая комплекс работ, начиная от проекта объекта и заканчивая его последующим обслуживанием, включая утилизацию. Законодательство устанавливает случаи, когда разрешено подписывать такие договоры. Например, при строительстве аэродромов, дорог или закупке поездов, самолетов, кораблей. В 2020 году вступили в силу несколько поправок.

Какие изменения вступили в силу в 2020 году

На портале проектов НПА Минфин и Минтранс выложили два постановления, вносящих изменения в ПП № 1087 от 28.11.2013. Эти поправки, касающиеся заключения контрактов жизненного цикла, мы собрали в таблицу.

Читайте также:  Жизненный цикл эстроза овец

Регулирование

Кроме ч. 16 ст. 34 закона о контрактной системе, заключение госконтрактов жизненного цикла подпадает под действие ПП № 1087 от 28.11.2013, в котором описаны случаи, когда заключение подобных соглашений возможно. А именно при проектировании и строительстве:

  • автомобильных дорог и их участков;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры портов (морских и речных), аэродромов;
  • уникальных объектов капстроительства;
  • инфраструктуры ж/д транспорта;
  • инфраструктуры метрополитена, городского транспорта;
  • зданий для сферы культуры;
  • зданий для соцнужд (в том числе их эксплуатация);
  • объектов культурного наследия (в том числе их реставрация);
  • зданий и сооружений для нужд военнослужащих (в том числе реконструкция);
  • объектов капитального строительства для здравоохранения (в том числе реконструкция).

Эти нормы применяются и при закупке морских, речных и воздушных судов, транспорта для общественного пользования (автобусов, вагонов метро и т. д.).

С 09.11.2018 такие соглашения заключают при создании автоматизированных информационно-измерительных систем для учета энергетических и коммунальных ресурсов, в том числе:

  • на установку приборов (узлов) учета;
  • на установку устройств для сбора и передачи учетных данных;
  • на создание ПО для сбора, хранения и передачи данных учета.

С 01.07.2019 госконтракты жизненного цикла применяют для закупок у единственного поставщика (п. 47 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ) при приобретении товара, производство которого организовано, модернизировано или освоено на пространстве РФ по специальному инвестиционному контракту у компании оборонно-промышленного комплекса, информация о которой содержится в сводном реестре организаций ОПК. Этот реестр формируется по ПП № 96 от 20.02.2004. Причем организация должна выступать как сторона-инвестор спецконтракта.

В чем особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой соглашение, которое заключается в обычном порядке, учитывая процедуры и ограничения, прописанные в 44-ФЗ, но имеются некоторые особенности. А именно:

  1. Прописано условие о банковском сопровождении контракта, если сделка заключается для федеральных нужд (п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014).
  2. Критерием оценки заявок участников выступает не цена договора и последующие эксплуатация и ремонт, а один общий критерий «стоимость жизненного цикла» (ч. 3 ст. 32 44-ФЗ).
  3. Стоимость жизненного цикла формируется, используя рекомендации, прописанные в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ и в национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Для долгосрочных госконтрактов жизненного цикла (когда срок сделки находится за пределами финансового кода) в БК прописаны ограничения (ч. 2 ст. 72 БК).

Есть особенности заключения сделок, в которых, помимо обслуживания и эксплуатации, содержатся работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, то есть «под ключ» (ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ). Для подписания таких договоров ПП № 563 от 12.05.2017 устанавливает особый порядок. Кроме исполнения общих требований 44-ФЗ, для заключения подобных контрактов жизненного цикла придется получить:

  • решение правительства или ГРБС (если объект относится к федеральной собственности) либо решение губернатора (главы муниципалитета) в отношении объектов государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
  • заключение технологического и ценового аудита, в котором приводится обоснование инвестиций в конкретный объект капитального строительства;
  • и заложить в контракт специальные условия, прописанные в ч. 4 ПП № 563.

Контракта жизненного цикла образец

Скачать проект КЖЦ

Пример контракта жизненного цикла

На портале ЕИС есть данные о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ, зарегистрированном под номером 0162300000814001059 от 22.08.2014 по закупке работ по проектированию, строительству и техническому обслуживанию объектов наружного освещения.

Заказчиком является Администрация города Нижний Тагил. В качестве НМЦК заявлена сумма 12 497 660 670 рублей. Другая сторона сделки – АО «ПО «УОМЗ» имени Э.С. Ямалова», сумма договора – 9 373 245 502,50 рублей, а сумма обеспечения контракта – 15% от НМЦК. Срок действия сделки – до конца 2042 года.

Расчет максимальных выплат за каждый год.

Контракта жизненного цикла образец

В разделе 3 приведены сроки выполнения каждого этапа работ.

Контракта жизненного цикла образец

Источник

Понятие

Ч. 16 ст. 34 № 44-ФЗ обозначает контракт жизненного цикла (КЖЦ) как договор, который включает в себя закупку товара или работы с последующим обслуживанием, эксплуатацией на протяжении заявленного срока службы, а также ремонтом и утилизацией поставленного товара или объекта, созданного в процессе осуществлённой работы.

Кроме базирования на 44-ФЗ, КЖЦ регулируется также ПП № 1087 от 28.11.2013, в котором указаны ситуации, позволяющие заключать подобные договоры.

Это касается в основном проектных и строительных работ. Но правила формирования КЖЦ применимы также к приобретению транспортных средств для общественного пользования в виде вагонов метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, воздушных, морских и речных судов.

Таким образом, контракт жизненного цикла 44-ФЗ представляет собой договор смешанного характера, который включает в себя, например, элементы строительного подряда вместе с подрядом на проведение проектных и изыскательских работ и соглашением о возмездном оказании услуг.

Случаи заключения

С конца 2018 г. контракты жизненного цикла заключаются в ходе закупок производства работ, связанных с созданием автоматизированных ИИС для учёта энергетических и коммунальных ресурсов с присовокуплением к ним работ по оснащению систем учётными приборами, устройствами для сбора и передачи информации и по производству продуктов программирования, предназначенных для сбора, хранения и транспортировки учётных данных.

К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

А в середине 2019 г. КЖЦ стали заключаться в ходе закупок у единственного поставщика, а также при приобретении товара у организации оборонно-промышленного комплекса, который создан, модернизирован или освоен на территории РФ в рамках специального инвестконтракта.

Особенности

Хотя КЖЦ являет собой обыкновенный договор, исполняемый на общих основаниях, не считая некоторых ограничений, он при этом имеет определённые особенности, выраженные в:

  • банковском сопровождении при заключении контракта в федеральных интересах;
  • критерии заявочной оценки, который базируется не на контрактной цене и стоимости последующих эксплуатации и ремонта, а на стоимости всего жизненного цикла;
  • формировании цены жизненного цикла на основании положений ч. 3 ст. 32 44-ФЗ и национального стандарта ГОСТ Р 27.202-2012;
  • ограничениях по бюджетному кодексу касательно долгосрочных контрактов при выходе за пределы финансового года.

Кроме того, при заключении контрактов, содержащих проектные, строительные и эксплуатационные работы в сфере капстроительства необходимо:

  • располагать правительственным решением для объектов федеральной собственности или губернаторским либо муниципальным решением для гособъектов в субъектах федерации или муниципальной собственности;
  • иметь заключением аудита касательно обоснования инвестиций в объект капстроительства.
Читайте также:  Основные концепции жизненного цикла организации

Пример

Зафиксированный в ЕИС КЖЦ по 44-ФЗ обычно содержит в себе сведения, о которых можно судить на примере выполнения на условиях контракта на принципах контракта жизненного цикла работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги.

В него включены данные о:

  • НМЦК;
  • договорная сумма;
  • стоимость контрактного обеспечения;
  • период действия сделки;
  • размеры ежегодных максимальных выплат;
  • поэтапные сроки выполнения работы.

Последние изменения

  1. 08.01.2020 г. правительственный перечень случаев, позволяющих заключать КЖЦ, дополнен закупками новых машин и оборудования.
  2. С 31.01.2020 г. перечень пополнился некоторыми видами медтехники.

Плюсы и минусы

Для заказчиков к преимуществам КЖЦ можно причислить такие факторы:

  • ответственность за результат исполнения контракта не распыляется между плановиками, проектировщиками, строителями, эксплуатационниками;
  • риски несоблюдения сроков реализации проектов минимизируются;
  • заказчику не требуется содержать излишние кадры и проводить конкурентные процедуры на разных этапах воплощения проекта в жизнь;
  • у государственных и муниципальных органов в начальный период появляется возможность избежать одномоментного резервирования большого объёма бюджетных денег, растягивая выплаты по этапам;
  • с помощью фиксированного размера максимальных выплат становится возможным планирование расходов.

Но здесь же могут обнаружиться и недостатки КЖЦ в виде следующих обстоятельств:

  • проектный жизненный цикл практически всегда перекрывает горизонт бюджетного планирования, из-за чего у заказчика возникают проблемы с расчётом точной цены проекта в условиях неустойчивой экономики;
  • возникает риск неисполнения контракта из-за возможных просчётов в ходе подготовки контракта как по вине заказчика, так и подрядчика;
  • с точки зрения участника КЖЦ данный вид соглашения иногда выглядит малопривлекательным из-за того, что после начала эксплуатации объекта всё бремя по его содержанию ложится на поставщика.

Вместе с тем бизнес, выступающий в качестве поставщика, подрядчика, исполнителя, имеет свой профит в КЖЦ за счёт стабильного и долговременного финансирования из бюджета, что позволяет обслуживать долговые обязательства, обеспечивать их возвратность и получать доходы от инвестиций.

При этом риски, связанные с активностью спроса на объекты инфраструктуры, берут на себя заказчики в лице государственных или муниципальных структур.

Контракт жизненного цикла, нацеленный гармонизацию сотрудничества всех сторон закупочного процесса, доставляет заказчикам заметное облегчение при реализации крупных проектов с одновременным повышением заинтересованности поставщиков, подрядчиков, исполнителей в конечном результате их деятельности.

Источник

В закупках встречаются контракты, исполнение которых может занять от нескольких лет до нескольких десятилетий. Как заказчику оформить рабочие взаимоотношения с поставщиком? Простой контракт для этого не подходит, так как масштабная работа состоит из нескольких этапов: проектирование, исполнение (изготовление), последующее обслуживание, включая утилизацию.

Предметом таких сложносоставных контрактов могут быть прокладывание дорожного полотна, строительство аэродромов или закупка поездов, самолетов, кораблей.

В законодательстве есть специальный термин для обозначения данного документа, регламентирующего взаимоотношения между заказчиком и исполнителем – «контракт жизненного цикла». В 2020 г. законодатели хотят использовать такие госконтракты при закупках одежды.

Контракта жизненного цикла образец

Содержание:

1. Какие ожидаются нововведения?

2. Последние изменения

3. Законодательная база

4. Особенности заключения КЖЦ

5. Примеры

6. Плюсы и минусы

1. Какие ожидаются нововведения?

Минпромторг разработал проект Постановления Правительства, с которым можно ознакомиться на сайте www.government.ru (официальный сайт Правительства России). Министерство предлагает дополнить перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла (сокращенно – КЖЦ). В список могут внести закупки текстиля и спецодежды по следующим кодам ОКПД2:

  • 92.12 – постельное белье;
  • 92.13 – столовое белье;
  • 12.1 – мужская спецодежда;
  • 12.2 – женская спецодежда;
  • 12.3 – прочая спецодежда.

Заказчики будут вправе в один контракт внести несколько этапов: помимо поставки, исполнитель должен будет подбирать, обслуживать и ремонтировать на протяжении указанного периода поставленный товар, а в конце срока службы – еще и утилизировать.

Требования к вышеназванным изделиям изложены в Постановлении правительства № 719 от 17.07.2015 г. о подтверждении производства промышленной продукции в России.

2. Последние изменения

Случаи заключения контракта жизненного цикла прописаны в Постановлении Правительства № 1087 от 28.11.2013 г., а в 2020 году некоторые его положения были обновлены. Данные изменения собраны в Постановлении Правительства № 800 от 01.06.2020 г. и действуют с 11 июня 2020 г.

А в январе 2020 г. Постановление № 1087 дополнено новым основанием для заключения КЖЦ.

С 11.06.2020 г.:

Расширен список случаев заключения КЖЦ в сфере дорожного хозяйства (обновлен пп. «а» п.1 ПП № 1087).

Теперь КЖЦ можно заключать на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (или отдельные дорожные участки), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью: сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, искусственные постройки, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по их ремонту.

До 11 июня контракт жизненного цикла по этому пункту заключался на работы по проектированию и строительству автодорог (участков дорожного полотна), включая дорожные постройки, являющиеся их технологической частью: искусственные постройки и сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, производственные объекты, элементы дорожного обустройства.

С 31.01.2020 г.:

Список случаев заключения контрактов жизненного цикла дополнен закупками оборудования для медицинских целей. КЖЦ заключается по следующим кодам ОКПД2:

  • 60.11;
  • 60.12;
  • 60.13.130;
  • 70.22.150;
  • 50.12.000;
  • 50.21.121;
  • 50.21.122.

3. Законодательная база

В ст. 34 44-ФЗ говорится о контракте, который заключается в рамках госзакупок. В ч.16 ст.34 44-ФЗ сказано, когда заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла. А в ч.16.1. ст.34 44-ФЗ прописано, какие работы могут быть предметом КЖЦ (в этом же пункте дается ссылка на основания и порядок заключения таких контрактов, разработанные Правительством РФ). К ним относятся работы по проектированию и строительству:

  • автомобильных дорог и дорожных участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры метро и городского общественного транспорта;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капитального строительства для сферы медицинского обслуживания (в т.ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т.ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация).

Важный момент! Эти правила распространяются на закупки общественного транспорта для населения (вагонов метро, троллейбусы и т.д.), воздушных, морских и речных судов.

С 9 ноября 2018 г. к случаям заключения КЖЦ относятся закупки на выполнение работ по формированию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая монтаж приборов (узлов) учета, устройств, обеспечивающих сбор и контроль данных, и по созданию специальных программ, которые собирают, хранят и передают учетные данные).

Читайте также:  Нумерология даты жизненного цикла

А с 11 июля 2019 г. перечень случаев заключения КЖЦ дополнен закупками у единственного поставщика в рамках п.47 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Когда проводятся торги на приобретение товара, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России. Главную роль в такой закупке играет специальный инвестиционный контракт, по которому инвестором является оборонно-промышленная организация, сведения о которой включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 г. о сводном реестре таких организаций).

4. Особенности заключения КЖЦ

Порядок заключения контракта жизненного цикла, а также условия и ограничения к процедуре приведены в 44-ФЗ. Документ готовится на общих основаниях, но с соблюдением некоторых особенностей. Назовем их:

  1. Если контракт заключается с целью реализации федеральных нужд, то в тексте должно быть прописано условие о банковском сопровождении (п.3 Постановления правительства № 963 от 20.09.2014 г.).
  2. Критерием оценки заявок является не сумма контракта и дальнейшие эксплуатация и обслуживание, а общий фактор – стоимость жизненного цикла (ч.3 ст.32 44-ФЗ).
  3. Стоимость жизненного цикла рассчитывается в порядке, указанном в ч.3 ст.32 44-ФЗ и национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Для долговременных контрактов установлены ограничения, если время исполнения работ превышает финансовый год. Эти ограничения определены бюджетным кодексом РФ (ч.2 ст.72 БК).

Нужно помнить и об особенностях контрактов, которые кроме обслуживания и эксплуатации одновременно включают в себя работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т.е. «под ключ» (согласно ч.16.1 ст.34 44-ФЗ). Для таких работ Правительство установило особый порядок (Постановление № 563 от 12.05.2017 г.). Необходимо будет соблюсти не только общие требования регламента, но и дополнительные:

  • получить решение Правительства или главного распорядителя бюджетных средств для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологической и денежной оценки обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • в тексте контракта обязательно должны быть прописаны условия, указанные в ч.4 Постановления № 563.

5. Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контрактах жизненного цикла по 44-ФЗ. Приведем в качестве примера одну такую закупку, способом выбора исполнителя которой является электронный аукцион.

Контракта жизненного цикла образец

Предмет КЖЦ – Разработка проектной и рабочей документации, реконструкция и содержание автомобильной дороги «Калининск (Саратовская область) – Жирновск – Котово – Камышин» (в границах территории Волгоградской области) км 7+440 (мост через реку Щелкан) в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области (контракт жизненного цикла).

Номер закупки – 0129200005320001840.

Дата размещения – 05.11.2020 г.

Окончание подачи заявок – 13.11.2020 г.

Закупку разместил – Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области.

Заказчик – Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

НМЦК – 145 270 519, 62 руб.

Контракт заключен на сумму 145 270 519, 62 руб. с ООО «Рисна» (была подана единственная заявка, которая соответствовала требованиям).

Дата заключения контракта – 27.11.2020 г.

Согласно контракту ЖЦ подрядчик должен выполнить работу в несколько этапов:

  • проектирование (стоимость – 8 430 221, 63 руб.);
  • реконструкция автодороги (стоимость – 136 173 086, 19 руб.);
  • содержание автодороги (стоимость – 667 211, 80 руб.).

Контракта жизненного цикла образец

Как видим, каждый этап оплачивается заказчиком отдельно, а ответственность не распыляется на несколько подрядчиков, а ложится на одного исполнителя.

Следующий пример, который мы приведем ниже, намного интереснее. Победитель торгов взял на себя обязательства по проектированию, строительству, техническому обслуживанию объекта сроком на 28 лет!

Контракта жизненного цикла образец

Предмет КЖЦ – Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил.

Номер закупки – 0162300000814001059.

Дата размещения – 22.08.2014 г.

Окончание подачи заявок – 26.09.2014 г.

Закупку разместил – Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования город Нижний Тагил.

Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства».

НМЦК – 12 497 660 670,00 руб.

Контракт заключен на сумму 9 373 245 502,50 руб. с ОАО «Производственное Объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С.Яламова».

Дата заключения контракта – 31.10.2014 г.

Срок исполнения – до 1 января 2043 года.

Во 2-ом разделе данного контракта «Цена и порядок расчетов» приведена таблица ежегодных выплат:

Контракта жизненного цикла образец

А в 3-ем разделе прописаны сроки, в течение которых подрядчик должен закрывать каждый этап:

Контракта жизненного цикла образец

6. Плюсы и минусы

Для заказчиков к положительным моментам при заключении контракта жизненного цикла можно отнести:

  • не нужно контролировать несколько исполнителей (проектировщика, строителя, ремонтника), весь спрос будет только с одной организации, которая выполняет все этапы работ;
  • повышаются шансы, что контракт не будет сорван, и работы будут исполнены в нужный срок;
  • не нужно организовывать несколько закупок по разным этапам одной работы, все этапы гармонично соединены в один контракт;
  • отпадает необходимость к началу работ иметь всю сумму, которую нужно заплатить. Подрядчик получает денежные средства за каждый реализованный этап отдельно. А так как работы могут растянуться на несколько лет, то и бюджет на данную закупку можно закладывать в начале каждого года;
  • с помощью фиксированного размера максимальных выплат становится возможным планирование расходов.

Для организаций:

  • финансовая и экономическая устойчивость;
  • круглогодичная занятость сотрудников.

Но КЖЦ имеет и отрицательные стороны, к которым относятся следующие факторы:

  • не всегда получается точно рассчитать стоимость работ ввиду нестабильной экономики и ценовых скачков, к тому же иногда проблематично понять, сколько каждый этап займет времени;
  • исполнитель может отказаться от контракта, так как мог сам неверно рассчитать свои силы. Заказчики тоже могут произвести неверные расчеты, которые приведут к отказу от работ со стороны исполнителя;
  • исполнители не всегда хотят брать на себя растянутые во времени обязательства. Гораздо охотнее они работают с элементарными поставками, а, например, дальнейшее содержание объекта их тяготит.

Несмотря на названные минусы, контракты жизненного цикла в большинстве случаев выгодны для подрядчиков. Стабильные выплаты и долговременное финансирование позволяют закрывать долговые обязательства, обеспечивают возвратность денежных средств, приносят инвестиционную прибыль.

При этом риски, связанные с окупаемостью объектов инфраструктуры, берут на себя заказчики в лице государственных или муниципальных ведомств.

Объединение сразу всех этапов жизненного цикла объекта позволяет улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг.

Контракты жизненного цикла упрощают работу заказчикам при реализации масштабных проектов, обеспечивают надежное сотрудничество сторон. Исполнителей привлекает их большая стоимость, поэтому они заинтересованы в положительном результате. А это значит, что они будут стремиться выполнить работы в полном объеме и в установленный срок.

Источник