Картины из цикла фриз жизни

«Такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.
Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.
Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.
Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне – столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
«Болезнь, безумие и смерть — три ангела, преследовавшие меня с самого детства», – писал живописец позднее в своем личном дневнике.
Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.
Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».
Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.
Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.
Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.
Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».
В восприятии Мунка сексуальность — это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь — это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина — завершающая стадия любви.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», – так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.
Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».
Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».
Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».
Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева — скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.
В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви — душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва — скотобойня и психушка.
Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе – он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.
А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет – он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.
Источник
Творчество Мунка нельзя отнести к какому-то определенному направлению, как и большинство гениальных творцов он был первооткрывателем. В его работах есть черты символизма, экспрессионизма и реализма. Все явления в жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их.
«Я не верю в искусство, что не рождено человеческой потребностью открыть свое сердце. Все искусство-литература, музыка-пишется кровью сердца. Искусство и есть кровь сердца художника»,-писал Мунк.
Автопортрет в Аду. 1903 год.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года. Отец художника был на 20 лет старше матери, его предками были чиновники, представители духовенства, деятели искусства и ученые… Мать же происходила из рода крестьян и моряков. Родители отца считали такой брак неравным и отказали молодой семье в финансовой помощи. Судьба матери будущего прославленного художника оказалась трагичной. Ее жизнь оборвалась в 33 года, она погибла от туберкулеза…
Однако Лаура Катрина Бьельстад успела родить пятерых детей, вторым ребенком в семье стал Эдвард.
Малышу Эдварду было всего 5 лет, когда он потерял мать, и именнно эта трагедия стала отправной точкой в череде печальных событий всей последующей жизни знаменитого норвежца, которые и оказали определяющее влияние на его творчество.
Катафалк. Потсдамская площадь.1902 год.
Смерть матери произвела на мальчика сильнейшее впечатление, почти на год он потерял способность говорить…
Именно в этот период Мунк приступает к рисованию, которое станет его основным и любимым занятием в жизни.
Отец Мунка также тяжело пережил уход из жизни любимой супруги… Будучи в юности мечтательным, творческим человеком, любителем путешествий, после смерти жены впал в «унылое христианство», его настольной книгой стала Библия, а детей за мальнейшее непослушание старший Мунк строго и безжалостно наказывал.
По воспоминаниям Художника, после смерти жены, отец стал страдать «тысячами страхов»…
Страх. 1896 год.
Мунку только исполнилось 13 лет, а от туберкулеза умирает его старшая сестра, 15-летняя Софи, с которой он был очень сблизился во время ее продолжительной болезни…
…Через полгода после собственной свадьбы от туберкулеза погибает и младший брат Мунка Андреас, единственный из пяти детей оставивший потомство после себя.
Дед Эдварда умер от психического расстройства, а сестра Лаура , будучи очень умной девочкой, впоследствии провела много лет в клинике для душевнобольных…
Единственная, кто пережил Художника, была его младшая сестра Ингер…
Мунк так писал о своей семье: «В нашем роду только болезни и смерть… Мы с этим родимся.»
У самого Мунка были слабые легкие, он часто страдал бронхитами.
Вся семья Мунков не только была предрасположена к туберкулезу, но и подвержена психическим заболеваниям.
Художник констатировал: “ От отца мы унаследовали плохие нервы, а от матери-слабые легкие».
Меланхолия (портрет сестры Лауры). 1900-1901 годы.
Настойчивое желание Мунка посвятить себя искусству победило желание отца видеть сына инженером в будущем. Эдварду позволили поступить в школу живописи.
В 1883 году Мунк окончил Королевскую школу рисования и вскоре стал участником кружка «Богема Кристиании ( так до 1924 года назывался нынешний город Осло). В это же время начинаются его бурные романы с женщинами, более подробно об этом читайте в статье «Четыре музы Мунка».
Со временем, испытав на себе проявления мировоззрения членов богемных сообществ, Мунк отстраняется от участия в «светской жизни», предпочитая затворничество и живопись…
Автопортрет с бутылкой вина. 1906 год.
В дальшейшем Мунка ожидало еще одно испытание-испытание алкоголем. Это пристрастие так охватило художника, что один из его почитателей просил приближенных к Мунку не давать ему лишних денег, иначе он их обязательно пропьет. Художника начинают одолевать фобии, одна из которых агорафобия: Мунк ходил, прижавшись к стенам домов, боясь пересекать площадь…
Будучи знакомым с большим числом людей, в том числе и знаменитых, Эдвард оставался замкнутым, нелюдимым: лучше всего ему давалась беседы с собеседником «один на один», находясь же в обществе он большей частью молчал, а если начал говорить, то его трудно было остановить, причем в своем долгом выступлении Художник перескакивал с одной темы на другую…
У Мунка было отменное чувство юмора, что позволяло ему быстро расположить к себе окружающих, но он также быстро отталкивал их от себя, не умея создавать длительные эмоциональные связи…
Кстати, можно предположить, что именно застенчивость и социальная неловкость Мунка способствовали его неумеренному увлечению алкоголем…
Эдвард Мунк был очень прямолинейным,обидчивым, ревнивым человеком…
Причем обиды он помнил очень долго.
Однажды один из живописцев, увидев картины Эдварда, назвал их «никудышними» и предложил последнему покинуть вечер, который предназначался для художников. Много лет спустя, Мунк, встретив оппонента на улице, достал пистолет и заставил обидчика позировать под дулом со словами: «Хочу написать портрет испуганного человека…»
Убийца. 1910 год
Все проявления дружеских чувств и нежности Эдвард рассатривал только в корыстном контексте, особенно это касалось женщин, о которых художник говорил, что « как с ними не обращайся, они все равно портят тебе жизнь..» Однако эти воззрения не мешали Эдварду пользоваться постоянным успехом у дам и иметь множество кратковременных романов., а вот отношений, которые могли бы привести к женитьбе Мунк стойко избегал…
Спустя 10 лет после окончания Королевской школы рисования в Берлине была организована большая выставка художника, и опять полнейшее фиаско: и посетители, и критики требовали немедленного закрытия выставки «из уважения к искусству и честному труду художника». А немецкая пресса и вовсе охарактеризовала выставку как показ картин сумасшедшего норвежского художника…
Именно в Германии Мунк начинает работать над циклом картин под названием «Фриз жизни». Это стало основным произведением в его творчестве, задуманном как «поэма о жизни, любви и смерти».
Метаболизм. Жизнь и смерть. 1898-1899 годы.
Шло время, и работы Мунка стали привлекать к себе все больше внимания и понимания.
Успех его работ, в том числе и в материальном плане, еще больше укрепил его одержимость живописью. Вплоть до 40 с лишним лет Мунк продавал свои работы крайне неохотно, об’ясняя это тем, что не было смысла их продавать, когда за работы платили очень мало, а теперь, когда платят много, их продавать не нужно…
Интересно, что Мунк попустительски относился к названию картин, и часто эти названия придумывали критики и даже торговцы,мог очень вольно обращаться со своим работами: ходить по ним, пинать… Но всегда очень обижался, если подаренную им картину продавали и вообще другим столь жесткого обращения со своими полотнами не позволял… Сам же, если считал, что работа не получилась, подвергал свое создание «лошадиному лечению»: выставлял на солнце, дождь, грязь…
Крик. 1893 год.
Предвосхитив свою судьбу на первой версии своей знаменитой картины «Крик» Эдвард Мунк вывел карандашом надпись: «Возможно, такое мог написать только сумасшедший!»
В 1908 году странности в поведении хулдожника стали приобретать «болезненный» оттенок. Начался бред преследования, в этот период Мунк много пьет, возможно это каким-то образом помогало ему стравиться с галлюцинаторными переживаниями.
Измученный болезнью художник ложится в частную клинику, где пробыл долгих 7 месяцев и где написал стихотворение в прозе «Альфа и Омега», историю любви мужчины и женщины… Это произведение Мунк также проиллюстрировал…
После выхода из клиники Мунк начинает писать более светлые картины, в них стало намного меньше мрачности и грусти.
Солнце. 1910-1913 годы.
Для тяжело больного художника занятия живописью были спасительными в прямом смысле этого слова… Он вспоминал: «Даже в то время, когда я чувствовал себя очень плохо, я испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать. Как только я начинал работать, все плохое словно отлетало от меня.»
… в своем имении Экелю Мунк жил на первом этаже, а на верхние этажи дома никого не пускал в течение 27 лет. Имение покупалось с целью разместить там «Фриз жизни», но со временем Художник стал все понравившиеся ему работы относить к Фризу…
Он был главным собирателем своих произведений, хотел обладать всеми лучшими работами с его точки зрения, в то же время собирал и худшие свои картины, чтобы те впоследствии не порочили его имя…
Автопортрет с бутылками. 1938 год?
В последние годы жизни Мунк очень следил за своим здоровьем, почти перестал курить, отказался от мяса и кофе… В преклонном возрасте Художник страдал от гипертонии, в 1930 году это привело к кровоизлиянию в глаз, и Мунк на некоторое время потерял зрение, но работать не перестал… все последующие работы Эдварда Мунка свидетельствовали о постепенном возвращении зрения.
В 1943 году во время оккупации Норвегии нацистами движением сопротивления было взорвано немецкое судно, находящееся в порту Осло. Взрыв был такой силы, что вылетели стекла даже в Экелю, Мунк вместе с экономкой предусмотрительно спустился в погреб на несколько часов…До конца войны он не дожил.
23 января 1944 года Эдвард умер от внезапной остановки сердца, на его ночном столике лежал датский перевод «Бесов» Достоевского с закладкой на 238 странице…
«Я не хочу стать легендой. Может быть, я и выиграл бы от этого. Но не хочу. У меня нет детей. Только картины».
Понравилась статья? Было интересно? Поделитесь ей в соцсетях, подписывайтесь на канал, ставьте лайк 🙂
Источник
Картины Эдварда Мунка
Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века
Опубликовано 24.11.2017 11:05
Просмотров: 1694
«В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл. Я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь» (Эдвард Мунк).
Эдвард Мунк был одним из первых представителей экспрессионизма. Его творчество оказало значительное влияние на современное искусство. Главные мотивы его произведений – смерть, одиночество, но при этом и жажда жизни. Объяснение этих противоречий мы находим в словах самого художника: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»
Из биографии художника Э. Мунка (1863-1944)
Эдвард Мунк в своей студии
Норвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 г. Его отец был военным врачом. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но бо́льшую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру.
Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.
Творчество
Картины Мунка постепенно стали выставлять. Но не все они принимались художественным сообществом. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику.
Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Она полулежит, откинувшись на поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье – это тётка Софи и Эдварда, которая взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти матери детей – Лауры. В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет.
Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь. В дневнике он написал: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».
Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)
В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда, и его недавно умершего отца, и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену.
Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».
Эдвард Мунк «Меланхолия» (1892). Холст, масло. 64 × 96 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Молодой человек, полный печали, сидит на побережье, подперев голову рукой. Влияние импрессионизма, так ощутимое в картине «Ночь в Сен-Клу», уже отсутствует.
Вдали, на мостках, виднеется фигура девушки в белом платье. Возможно, это и есть источник меланхолического состояния юноши. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен.
Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».
«Фриз жизни»
«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» – цикл работ Эдварда Мунка, задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. Цикл состоял из 4 разделов:
«Рождение любви»
• «Голос» (1893)
• «Красное и белое» (1894)
• «Глаза в глаза» (или «Влечение», ок. 1895)
• «Танец на берегу» (ок. 1900)
• «Поцелуй» (ок. 1892)
• «Мадонна» (1894)
«Расцвет и закат любви»
• «Пепел» (1894)
• «Вампир» (1893)
• «Танец жизни» (1899-1900)
• «Ревность» (1895)
• «Сфинкс (Три возраста женщины)» (1893-1895)
• «Меланхолия» (1894-1895)
«Страх жизни»
• «Тревога» (1894)
• «Вечер на улице Карла Юхана» (1894)
• «Красный плющ» (1898-1900)
• «Голгофа» (ок. 1900)
• «Крик» (1893)
«Смерть»
• «У смертного ложа» (Агония) (1895)
• «Смерть в комнате больного» (1893)
• «Катафалк на Потсдамской площади» (1902)
• «Обмен веществ» (1898)
• «Девочка у постели умершей матери» (1893-1899)
Рассмотрим некоторые картины из разных разделов цикла.
Эдвард Мунк «Мадонна» (1894). Холст, масло. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Всего Мунк создал пять вариантов картины.
Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Нимб вокруг головы подчёркивает, что это Мадонна. Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.
Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Холст, масло. 120,5 × 141 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Сумрачный лесной пейзаж. На его фоне изображены мужчина и женщина. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову. Фигура мужчины – в самом углу картины. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Его поза выражает подавленность или отчаяние. В низу полотна тёмная полоса, похожая на поваленное бревно; но в нижнем левом углу эта полоса переходит в более светлую вертикальную полосу, похожую на столб дыма.
Картина наполнена мрачным настроением. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Н. И. Крымова описывает героиню картины так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы… Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему».
Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Она входит в раздел «Страх жизни».
Эдвард Мунк «Крик» (1893). Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Человеческая фигура (мужчина? женщина?) кричит в отчаянии на фоне кроваво-красного неба.
Эта картина является эмблемой экспрессионизма. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему.
По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы.
Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г.
Мунк создал 4 версии «Крика», используя различные техники, в том числе маслом.
Эдвард Мунк «Смерть в комнате больного» (1893). Холст, масло. 134,5 x 160 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Смерть наполнила комнату своим присутствием, хотя зрительно она не изображена. Смерть – в скорбящих людях, в сгорбленных от горя фигурах, во всех деталях интерьера, в тревожных оттенках красного и трауре тёмно-синего…
Стиль этой картины близок к символизму. Как и в этой вот картине, совершенно не требующей никаких пояснений, т.к. смысл её заложен в самом названии.
Эдвард Мунк «Четыре возраста в жизни» (1902). Холст, масло. 130,4×110,4 см
Позднее творчество
«Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает» (Энциклопедия символизма).
В 1908 г. Мунк с душевным расстройством попадает в психиатрическую клинику в Копенгагене.
Его стиль постепенно изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.
Эдвард Мунк «Одинокие» (1935). Холст, масло. 100×130 см
Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе.
Эдвард Мунк «Жёлтое бревно» (1912). Холст, масло. 29 x 160,5 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло.
Картины Мунка в концертном зале Университета Осло
В 1916 г. художник приобрёл виллу Экелю недалеко от Осло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь он занимался сельским хозяйством.
В 1940 г. Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но поздне́е назвали представителем «дегенеративного искусства».
Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет.
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г.
В Музее Мунка
Источник