Какие периоды были в годичном цикле

Годичный цикл подготовки[править | править код]
Планирование годичного цикла в рамках традиционной и блоковой периодизации может быть описано в соответствии с общими правилами и апробированными на практике положениями. Особое внимание необходимо уделить технологии и руководящим принципам планирования.
Цели, задачи и основные направления годичного плана[править | править код]
Постановка цели и конкретизация задач годичной подготовки часто кажется излишней, если речь идёт об опытных спортсменах. Однако даже поверхностный анализ покажет, что они важны. Выбор цели для годичной подготовки демонстрирует ответственность тренера и поощряет спортсменов к принятию серьёзных обязательств. Реальные задачи тренировочного процесса показывают, к какому уровню технической, двигательной и психологической подготовленности нужно стремиться, чтобы достигнуть главной цели. Мотивация и уверенность спортсменов будут выше и стабильнее, если они смогут чётко представлять себе возможности сделать годичную подготовку эффективной (использовать новые методы тренировки, расширить спектр контрольных мероприятий, привлекать новое оборудование и т.д.). И наконец, тренер и спортсмен должны выявить скрытые резервы спортсмена, которые, будучи актуализированными, смогут способствовать достижению лучшего спортивного результата (табл. 1).
К сожалению, не каждый сезон заканчивается успешно. В таких случаях тренер начинает планирование тренировочного процесса на следующий год с анализа случившихся неудач. Самый простой способ проведения такого анализа – поиск внешних факторов, отрицательно влияющих на выступления спортсменов. Таких факторов может быть много: неудачная жеребьёвка, несправедливое судейство, внезапный ветер или дождь, землетрясение и т.д. Один замечательный тренер использовал следующую тактику: он объяснял спортсмену-неудачнику, что их тренировочная программа была превосходна и что это они (спортсмены) были полностью ответственны за неудачу. Правильный подход к такого рода анализу предполагает взаимную ответственность и тренера, и спортсмена в проведении как успешных, так и неуспешных сезонов. Это является важным условием развития у спортсменов уверенности при постановке цели на следующий сезон.
Таблица 1. Содержание и последовательность действий по постановке цели годичного тренировочного плана
Фактор | Содержание | Примечания |
Цель | Должен быть запланирован главный желаемый и ожидаемый результат годичной подготовки | Цель должна быть реалистичной и чётко сформулированной (уровень достижений, результат, положение в команде и т.д.) |
Задачи | Задачи касаются существенных компонентов спортивной подготовленности и способов достижения преимуществ в развитии способностей спортсменов | Задачи могут быть сформулированы как возможные достижения в технической, физической, тактической и психологической подготовленности |
Основные направления | Основные направления совершенствования процесса подготовки можно определить специально | Намеченные направления могут касаться методов тренировки, организации, оборудования и т.д. |
Доступные резервы | Скрытые резервы обычно можно выявить, анализируя процесс подготовки и выступлений на соревнованиях | Необходимо убедить спортсменов в том, что эти резервы должны быть актуализированы |
Составление годичного плана[править | править код]
Тренеры планируют годичные программы, основываясь на своем собственном опыте, знаниях и здравом смысле. Как традиционная, так и блоковая периодизации подразумевают наличие соответствующих требований к планированию, которые можно описать последовательностью определённых действий (табл. 2).
Таблица 2. Последовательность действий при планировании годичной тренировочной программы
№ п/п | Действие | Примечания |
1 | Определение главных и обязательных соревнований | Обычно информацию о таких соревнованиях можно найти в международных, национальных и/или региональных календарях |
2 | Определение сроков и длительности тренировочных этапов и периодов | Этапы определяются в зависимости от сроков целевых соревнований и методической концепции |
3 | Деление этапов тренировки на несколько мезо- и микроциклов | Необходимо определить направленность и продолжительность мезоциклов |
4 | Планирование дополнительных соревнований и контрольных выполнений соревновательного упражнения | Соревнования и контрольные прохождения необходимы для завершения тренировочных этапов и внесения разнообразия в программу подготовки |
5 | Планирование тренировочных сборов | Должны быть определены задачи, сроки и места проведения тренировочных сборов |
6 | Планирование медицинских и специфических по виду спорта обследований | Первичное медицинское обследование планируется на начало сезона |
7 | Расчет интегральных характеристик рабочей нагрузки на месяц | Этими характеристиками могут быть общий километраж, количество подъёмов, бросков и т.д. |
8 | Расчет интегральных характеристик рабочей нагрузки на годичный цикл | Сравнение с предыдущими годами помогает выявить «слабые» пункты плана |
9 | Корректировка плана после обнаружения «слабых» пунктов | Как правило, первая версия нуждается в корректировке, то есть это действие является обязательным |
Как можно видеть из таблицы 2, выполнение первого действия требует выбора самых важных соревнований (Рис. 1). Эти события делят сезон на этапы и периоды. Оптимальное планирование предполагает достижение пикового результата во время последней фазы тренировочного этапа (см. пример на Рис. 2). Подразделение годичного цикла на периоды исходит из общей логики и менее важно, чем при традиционной периодизации.
Рис. 1. Составление годичного плана: 1-е действие – определение главного (уровень А) и обязательных соревнований (уровни Б и В);НЧ – национальный чемпионат, НК – национальный кубок,PC – региональные старты, ЗК – зимний кубок
Рис. 2. Составление годичного плана: 2-е действие – определение сроков и продолжительности этапов и периодов тренировочного процесса. В оптимальном плане важные соревнования приходятся на конец этапа
Рис. 3. Составление годичного плана: 3-е и 4-е действия – деление тренировочных этапов на несколько мезо- и микроциклов, планирование дополнительных соревнований и контрольных проходов
Рис. 4. Составление годичного плана: 5-е и 6-е действия – планирование тренировочных сборов и медицинских обследований (специфические по виду спорта контрольные проходы не показаны)
Следующие два действия – деление тренировочных этапов на несколько мезо- и микроциклов и планирование дополнительных соревнований (также на начало и середину сезона – Рис. 3).
5-е действие – планирование тренировочных сборов для лучшей реализации специфических целей некоторых мезоцикловых блоков. Это также касается использования среднегорной подготовки.
Следующее действие в годичном планировании – расчёт интегральных характеристик месячных рабочих нагрузок. Такие параметры, как общее количество тренировок, общий километраж, количество поединков и матчей, количество псевдосоревновательных действий и т.д., могут быть успешно запланированы на каждый месяц. Суммирование всех месячных характеристик дает интегральные годичные тренировочные нагрузки, которые затем можно сравнить с выполненными в предшествующие годы и с данными других спортсменов. Обычно общий процесс планирования не позволяет сразу получить окончательный вариант годичной программы. Сначала она должна быть рассмотрена администрацией, коллегами и спортсменами, а повторный анализ позволит скорректировать определённые детали плана, типа выбора времени и продолжительности тренировочных сборов, отмены некоторых соревнований и т.д. Скорректированная программа получает статус заключительного варианта, который и предлагается для реализации.
Основные тенденции распределения нагрузки внутри годичного плана[править | править код]
Общий подход к годичному планированию состоит в том, чтобы зарезервировать наиболее специализированные и жёсткие нагрузки на тренировочный период, предшествующий самому важному соревнованию. Блоковая периодизация с её мультипиковой подготовкой не противоречит этому положению, хотя и использует его по-своему.
Несмотря на разнообразие условий тренировки и специфику различных видов спорта, можно выделить некоторые общие тенденции в составлении программы (табл. 3).
Таблица 3. Сезонные тенденции в составлении программы годичного цикла тренировки
Характеристики | Начало сезона | Середина сезона | Конец сезона |
Доминирующие методы тренировки в накопительном мезоцикле | Непрерывные равномерные и переменные упражнения | Непрерывные и медленные интервальные упражнения | Строго запрограммированные интервальные упражнения |
Доминирующие методы тренировки в трансформирующем мезоцикле | Непрерывная переменная и интервальная тренировка | Главным образом, интервальные упражнения | Строго запрограммированные интервальные упражнения |
Разнообразие программ подготовки | Широкий диапазон упражнений | Ограниченный набор упражнений | Главным образом, специализированные отобранные упражнения |
Формы организации тренировок | Более высокий вклад индивидуальных тренировок | Более низкий вклад индивидуальных тренировок | Использование строго запрограммированных тренировок |
Использование средств восстановления | Главным образом растяжка, расслабление, аэробика низкой интенсивности и т.д. | Более высокий вклад физиотерапии, массажа, ментальной тренировки, пищевых добавок | Использование наиболее эффективных индивидуально подобранных средств восстановления |
Использование имитации соревновательных действий | Периодически, не часто | Систематически, более часто | Более высокий вклад в программу тренировки |
Общая тенденция состоит в постепенном увеличении специализации тренировочной нагрузки и мобилизации скрытых резервов организма спортсмена к началу главного соревнования. Общее правило, постулированное блоковой периодизацией, гласит, что этапы тренировки в рамках годичного цикла подготовки должны быть похожи, но неодинаковы. Этапы в середине сезона и, особенно, в его конце должны быть более жёстко запрограммированы и лучше организованы. Очень желательно, чтобы самые эффективные средства тренировки и восстановления, а также комбинации упражнений были припасены на решающие периоды годичной подготовки. Физиологически это даёт преимущество в плане получения более выраженной реакции организма спортсмена перед наиболее важными соревнованиями. В психологическом отношении это увеличивает уверенность спортсменов в себе, так как они знают, что имеют дополнительные резервы во время самой напряжённой фазы своей подготовки.
Необходимо уделить особое внимание соревновательному компоненту годичной подготовки. Блоковая периодизация придаёт большое значение соревнованиям даже в ранней фазе годичного цикла по следующим причинам:
- соревнование заканчивает каждый тренировочный этап и является обязательным компонентом тренировочной программы;
- соревнование нарушает однообразный порядок тренировочного процесса и вносит в него очень важный элемент конкуренции;
- соревнование обеспечивает исключительное воздействие на спортсменов, которое не может быть получено при применении обычных тренировочных нагрузок.
Стоит отметить, что программа соревнований меняется в течение сезона. В начале сезона хорошо её разнообразить, в середине сезона – привести её к специфическим по виду спорта стандартам, а в конце сезона точно придерживаться этих стандартов. Причины такого регулирования двойственны. Соревнования – это обязательный компонент годичной программы (в начале, середине и конце сезона), а разнообразная соревновательная программа помогает взломать тренировочную рутину и восстановить спортсменов после выполнения тренировок в обычном формате.
Читайте также[править | править код]
- Спортивная подготовка
- Цели и задачи спортивной тренировки
- Спортивная тренировка
- Методы спортивной тренировки
- Принципы спортивной тренировки
- Тренировочные циклы: микроцикл, мезоцикл, макроцикл
- Микроцикл
- Мезоцикл
- Макроцикл
- 4-летний цикл олимпийской подготовки спортсменов
- Тренировочные эффекты
- Перенос тренированности
- Тренировочные циклы (периодизация нагрузки и отдыха)
- Планирование тренировочного процесса
- Общая и специальная физическая подготовка
- Модель концентрированной однонаправленной тренировки
- Многоцелевая модель блоковой периодизации
Источник
спортивный тренировка цикличность мезоцикл
Периоды спортивной тренировки, в свою очередь, подразделяются на этапы. Подготовительный период состоит из двух крупных этапов: общеподготовительный и специально-подготовительный. Первый из них, как правило, более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов.
Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главные из таких предпосылок состоят в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннем развитии физических способностей (силовых, скоростных, выносливости), а также в пополнении фонда двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей частью содержания тренировки является общая тренировка (отсюда и название этапа – «общеподготовительный»). Не следует понимать, будто удельный вес общей подготовки превышает удельный вес специальной подготовки. Их конкретные пропорции существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, его специализации, спортивного стажа и других обстоятельств. Бывают оправданны такие соотношения (по времени, затрачиваемые на общую и специальную подготовку), как 3:1 ( главным образом у начинающих спортсменов), 3:2, 2:2. Справедливым остается лишь то, что общая подготовка всегда занимает на первом этапе более значительное место, чем на последующих[6].
Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема ( преимущественно) и интенсивности. На этом этапе выполняется основная по объему подготовительная работа, создающая устойчивый фундамент спортивной формы. Суммарная интенсивность нагрузки возрастает лишь постольку, поскольку это не исключает возможности увеличения общего объема подготовительной работы, вплоть до начала следующего этапа тренировки. Такая динамика нагрузок на первом этапе закономерна, так как ускоренное наращивание их общей интенсивности, хотя и не исключает иногда быстрого временного роста тренированности, не может гарантировать устойчивости спортивной формы, ибо ее стабильность зависит в первую очередь от общего объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполняется. Эти черты динамики нагрузок проявляются по-разному, в зависимости от вида упражнений и их назначения. В наибольшей мере растет объем нагрузок в подготовительных упражнениях, которые направлены на обеспечение особенно трудоемких адаптационных перестроек, приводящих к общему повышению уровня работоспособности. Объем нагрузок в упражнениях, моделирующих предстоящую соревновательную деятельность, растет в сравнительно ограниченных пределах, интенсивность же их с самого начала должна быть адекватна той, которая характерна для запрограммированного спортивного результата. Включая эти упражнения в содержание занятий на первом этапе, важно не исказить общей тенденции постепенного нарастания нагрузок и вместе с тем заблаговременно начать воздействовать на специфические механизмы работоспособности в избранном виде спорта.
Типичными формами мезоциклов на первом этапе являются втягивающие и базовые. Последние часто имеют более значительную протяженность, чем на последующих этапах. Число мезоциклов данного типа зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств[6,7].
Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Ее фундаментальные предпосылки, заложенные на первом этапе, теперь должны быть оптимизированы и сведены воедино, как гармонические компоненты готовности спортсмена к целевым (в текущем макроцикле) достижениям. Исходя из этого, все содержание тренировки сосредотачивают преимущественно на развитии специальной тренированности, специфической работоспособности, углубленном освоении и совершенствовании избранных технических и тактических навыков в том виде, в каком будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно проводится специальная психическая подготовка к этим состязаниям. Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать по параметрам. Увеличивается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых показателей движений. По мере роста интенсивности суммарный объем тренировочных нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться. Это объясняется, во-первых, необходимостью создать условия для существенного повышения интенсивности – ведущего фактора развития специальной тренированности на втором этапе и, во-вторых, потребностью облегчить протекание долговременных перестроек, вызванных в организме по механизму запаздывающей трансформации большим объемом подготовительной работы, выполненной на первом этапе.
В связи с повышением общей напряженности тренировки средние волны динамики нагрузок нередко укорачиваются (например, от 6 до 3-4 недель). Соответственно изменяется структура мезоциклов тренировки, в них чаще вводятся ударные и разгрузочные микроциклы. Если сразу же за подготовительным периодом следует одно из наиболее ответственных соревнований, то заключительная часть периода используется для построения предсоревновательного мезоцикла[4,7].
Соревновательный период делится на два этапа: первый – ранний соревновательный и второй – этап основных соревнований. Первый этап необходим спортсменам для того, чтобы все приобретенное в подготовительном периоде (положительные сдвиги в двигательных качествах, функциональных возможностях, психологической сфере) использовать, упрочить и применить в условиях соревнований. На первом этапе спортсмены должны упорно тренироваться и участвовать в соревнованиях. Обычно уже после первых соревнований можно сделать выводы о подготовленности спортсмена, что позволяет вносить поправки в процесс тренировки и лучше готовится к дальнейшим соревнованиям.
Участие в соревнованиях на первом этапе связано лишь с небольшими изменениями в режиме тренировки перед ними (облегчение нагрузки, активный отдых). В целом тренировку на этом этапе, особенно для спортсменов старших разрядов, следует рассматривать как подготовку к наиболее ответственным соревнованиям второго этапа.
На втором этапе соревновательного периода тренировка строится так, чтобы подвести спортсмена в состояние наилучшей подготовленности, позволяющей добиться высоких спортивных результатов в определенных соревнованиях. Тренировка, направленная на поддержание общей физической подготовленности и специального фундамента (в том числе и посредством специальных упражнений), остается такой же, как и на первом этапе. Иногда необходимо увеличить объем ОФП и СФП, если становится меньше объем специальной тренировки (в связи с ростом ее интенсивности). Во всех случаях важное значение на этом этапе придается активному отдыху[8].
При стремлении достичь наибольшего спортивного результата в главнейшем состязании года или нескольких лет – олимпийских играх, первенстве России, чемпионатах мира и Европы – лучше тренироваться по большому годичному циклу. Это обеспечивает наибольшие возможности для постепенного повышения подготовленности и достижения высшей спортивной формы к требуемому времени. Для этой цели необходимо участвовать в ряде соревнований до главного старта. В соревновательном периоде большого годичного цикла такой направленности возникает несущая необходимость в новых этапах: разгрузочном, непосредственной подготовки, подводящем к старту, послесоревновательном. Правда, они в той или иной мере имеют место при любом числе циклов в году, но в этом случае они более отчетливы и более продолжительны.
Цель разгрузочного этапа – полностью восстановить возможности центральной нервной системы и психической сферы спортсмена. В связи с этим значительно уменьшается или даже совсем прекращается (это зависит от вида спорта) специальная тренировка. Но, обеспечивая отдых нервам, необходимо дать работу органам и системам, поддерживать слаженность в их функциях. С этой целью используются средства ОФП и активного отдыха. Желательно проводить занятия в лесу, на реке, на море, чаще изменяя упражнения и внешние условия. Фоном для разгрузочного этапа должны быть положительные эмоции спортсменов. Продолжительность этого этапа 2 – 3 недели. Уменьшать число занятий в микроцикле нецелесообразно. Лучше облегчить нагрузку и чаще применять активный отдых.
На этапе непосредственной подготовки тренировочные требования снова повышаются, но темпы прироста и уровень их несколько больше, чем на этапе основных соревнований. Используются средства специальной тренировки и в очень малой мере – общей физической подготовки.
В это время в одних видах спорта полезно участвовать в 2 – 3 состязаниях, в других можно не участвовать совсем. Эти состязания подводящие, поэтому лучше ставить в них только тренировочную цель, не пытаясь показать рекордные результаты. В противном случае после предельного нервного напряжения может не хватить времени для восстановления. Продолжительность этапа непосредственной подготовки примерно 1,5 – 2,5 месяца. Число тренировочных дней в неделе 5 – 7.
Последние перед соревнованием 7 – 10 дней можно назвать подводящим этапом. В эти дни тренировочная нагрузка снижается, что обеспечивает спортсмену возможность полного восстановления и наилучшую готовность к старту.
Далее – состязание и послесоревновательный этап, 1 – 2 недели облегченной тренировки и активного отдыха. В эти дни применяются средства ОФП. Такова схематическая картина соревновательного периода в большом годичном цикле, направленной на участие в главнейшем соревновании[8].
Круглогодичная тренировка – плавно протекающий процесс. При переходе от одного этапа к другому не должно быть резких скачков. Сроки
периодов и этапов, их продолжительность и задачи тренировки никогда не должны являться догмой. В случае необходимости они могут быть изменены и приведены в соответствие с местными условиями и индивидуальными особенностями спортсмена.
Источник