Э гранадос из цикл гойески

Э гранадос из цикл гойески thumbnail

Э гранадос из цикл гойескиФрансиско Гойя… С именем этого испанского художника ассоциируются причудливые и даже пугающие образы, которые кажутся вдвойне страшными оттого, что приходят они не из некого внешнего мира, а из темных глубин человеческой души. «Сон разума порождает чудовищ» – гравюра с таким названием может быть названа подлинной квинтэссенцией творчества Гойи, и действительно, при взгляде на его творения невольно закрадывается мысль – не безумец ли их создал? Но что еще можно было создать, существуя в безумном мире? Но не только темные порождения воспаленного сознания воплотил в своих творениях Гойя – в других его картинах запечатлены яркие краски Испании. Творчество Франсиско Гойи послужило источником вдохновения для другого знаменитого испанца – композитора Энрике Гранадоса. Под впечатлением его картин Гранадос создал в начале ХХ столетия две фортепианные сюиты «Гойески», справедливо считающуюся вершиной его фортепианного творчества и ставшую наряду с «Испанскими танцами» наиболее популярным его сочинением.

Фортепианные пьесы, вошедшие в две сюиты Энрике Гранадоса, отражают общее впечатление от своеобразного «мира» произведений великого испанского художника – ни одна из них не связывается напрямую с конкретной картиной или гравюрой, лишь в отдельных случаях заглавия позволяют провести какие-либо параллели (например, название первой тетради – «Влюбленные махи» – заставляет вспомнить о картине «Махи на балконе»). В сущности, в центре внимания Гранадоса оказалась одна из сторон творчества Гойи, особенно близкая композитору – картины из жизни махо и мах. Так называли в Испании XVIII-XIX столетий щеголей-простолюдинов. Эти обедневшие выходцы из провинции, населявшие трущобы Мадрида, обладали исключительным чувством собственного достоинства, в немалой степени связанным с ощущением своей национальной идентичности. В эпоху, когда испанское общество охватила галломания, махо и махи одевались в подчеркнуто испанском стиле (короткие пиджаки и яркие жилеты у мужчин, мантильи у женщин), пели и танцевали с тамбуринами и кастаньетами под аккомпанемент гитар. Со временем мода на махаизм проникла в аристократические круги (примечательно, что королева Мария Луиза Пармская на портрете кисти Гойи изображена в костюме махи).

Первая сюита, носящая название «Влюбленные махи», открывается пьесой под заглавием «Галантные признания». Мелодия пьесы имеет ярко выраженный национальный характер, ее окружают роскошные фигурации. Пьеса построена на двух темах, но контраста между ними нет – в них развивается единый музыкальный образ, а усложнение фортепианной фактуры сопровождается усилением динамики, в заключительном разделе полнозвучно и ярко излагаются обе темы. Вторая пьеса – «Разговор через решетку» – живописует любовную сцену, действие которой разворачивается на мадридской улице. В ней есть нечто от старинных серенад, а также от другого жанра испанского фольклора XVIII столетия – тонадильи. Два свободно развивающихся мелодических голоса переплетаются между собою, образуя некое подобие любовного дуэта. Их сопровождает изысканная гармонизация, множество альтерированных аккордов придает ей особую красочность. Интонационный строй пьесы перекликается с традициями бытового музицирования, характерными для Испании. Фольклорное начало наиболее ярко проявилось в следующей пьесе – «Фанданго при свечах» (эту пьесу композитор посвятил Рикардо Виньесу – знаменитому испанскому пианисту, сыгравшему важную роль в распространении произведений многих композиторов-современников, как французских, так и испанских, в том числе и Гранадоса). Ее фактура отличается от предшествующих пьес большей строгостью, передавая таинственную атмосферу ночного танца. Сочетание напевных мелодических фраз с фигурациями танцевального характера соответствует традициям испанского фольклора. Самая известная часть сюиты – «Маха и соловей». Это лирическая пьеса с обаятельной элегической мелодией, изящество которой подчеркивается нонаккордами.

Вторая сюита состоит из трех пьес, причем они имеют тематические связи с пьесами, составляющими первую сюиту. Это позволяет рассматривать «Гойески» как единую форму с динамической репризой. «Любовь и смерть» – пьеса в духе баллады – включает в себя фрагменты из «Галантных признаний» и «Фанданго при свечах». Интонации этого испанского танца присутствуют и в следующей пьесе – «Фанданго». Наиболее интересный и таинственный фрагмент «Гойесок» – «Серенада призрака». Эта пьеса, завершающая сюиту, не вполне типична для образного строя творчества Гранадоса, который никогда не имел склонности к «потусторонним» образам. Она живописует встречу девушки с призраком умершего возлюбленного. В музыкальную ткань вплетаются мотивы предшествующих пьес, но звучат они ирреально – как воспоминания о безвозвратно ушедшем времени. Завершается «Серенада призрка» таинственным звучанием интервалов, которые можно извлекать на гитаре, используя открытые струны.

Судьба «Гойесок» оказалась счастливой: в 1911 г. композитор с успехом исполнил их в Барселоне, в 1914 г. – в Париже, а вскоре по заказу «Гранд-Опера» он создал оперу по картинам Гойи с таким же заглавием, используя музыкальный материал сюиты.

Копирование запрещено.

Источник

Я опять опускаю письмо и тихонько целую страницы,

И, открыв Ваши злые духи, я вдыхаю их тягостный хмель,

И тогда мне так ясно видны эти тонкие черные птицы

Читайте также:  Тема методического объединения учителей гуманитарного цикла

Что летят из флакона на юг, из флакона “Nuit de Noel”.

Скоро будет весна. И Венеции юные срипки

Распоют Вашу грусть, растанцуют тоску и печаль.

И тогда станут слаще грехи и светлей голубые ошибки.

Не жалейте весной поцелуев, когда расцветает миндаль!

Обо мне не грустите, мой друг. Я озябшая старая птица.

Мой хозяин – жестокий шарманщик – меня заставляет плясать.

Вынимая билетики счастья, я гляжу в несчастливые лица

И под гнусные звуки шарманки мне мучительно хочется спать.

Я опять опускаю письмо и тихонько целую страницы.

Не сердитесь за грустный конец и за слез моих тягостный хмель.

Это все Ваши злые духи. Это черные мысли, как птицы

Что летят из флакона на юг, из флакона “Nuit de Noel”

Александр Вертинский

Энрике Гранадос – из сюиты “Гойески”

«Гойески» (1907-1911) – две фортепианные сюиты Энрике Гранадоса (каждая состоит из трех пьес), вдохновленные, как показывает их название, образами великого художника Франсиско Гойи. Но, хотя название первой тетради – «Влюбленные махи» – позволяет установить некоторые конкретные ассоциации, хотя бы со знаменитой картиной «Махи на балконе», не следует искать в пьесах музыкальное воплощение каких-либо определенных картин. Скорее, можно говорить о картинности, даже сюжетности в музыке сюиты, дающих возможность домысливать различные «сценические» образы и ситуации, о стремлении композитора воплотить обобщенный музыкальный образ Испании, а также о его желании создать «музыкальное приношение» Гойе.

«Я хотел бы дать в “Гойесках” индивидуальную ноту, смесь горечи и грации, хотел бы, чтобы ни одна из этих двух фаз не преобладала бы над другою в атмосфере утонченной поэзии. Велико значение мелодии и ритма, которые погружают часто полностью в музыку. Ритм, краски и жизнь чисто испанские, оттенки чувства сколь внезапно влюбленного и страстного, столь драматического и трагического, как они появляются во всех творениях Гойи», – писал о своем цикле композитор. Гранадос начал работу над «Гойесками», увидев картины Гойи в музее Прадо в Мадриде. Первая была исполнена в 1911 году в Барселоне, затем в Париже, а весь цикл – в 1913 в Мадриде. Сюита имела огромный успех, во многом благодаря поэтичности музыки, мелодическому богатству и воплощенному в ней блестящему листовскому стилю фортепианного письма – разумеется, с поправкой на специфику испанской музыки и на индивидуальность автора. При этом Гранадос выходит за пределы чистой виртуозности, от исполнителя требуется, прежде всего, проникновение во внутреннюю сущность этой музыки, глубину ее оригинального образного мира

«Маха и соловей» (1-я тетрадь) – одна из популярнейших пьес Гранадоса и одна из лирических кульминаций «Гойесок». Пьеса привлекает мелодическим обаянием, тем контрастом страстно-мечтательного и грустного чувства, который характерен для испанского, особенно андалузского фольклора.El pelele («Соломенная кукла», Фанданго, 2-я тетрадь) сочетает в себе элементы испанского фольклора и романтического виртуозно-танцевального фортепианного стиля (близкого полонезам Шопена), оригинально преломленного композитором начала ХХ века.

Источник

Э гранадос из цикл гойескиНаше издание рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои недавно записанные методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica». о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses». Новый материал музыканта посвящён фортепианной сюите Э. Гранадоса «Гойески». Алекс предлагает этот видеоматериал музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.

__________________________________________________________________

Сюита «Гойески» – одна из достопримечательностей испанской фортепианной музыки. Композитора вдохновили картины Гойи и мира, который на них изображен. Мы можем найти повествование, историю любви, по которой зрителям и исполнителям будет легко следовать.

Сюита «Гойески» – одно из основных произведений испанской фортепианной музыки наряду с «Иберией» Альбениса и, в некоторой степени, «Фантазией Бетика» де Фальи. Но если музыка Альбениса и Фальи ближе к стилю фламенко, то произведение Гранадоса написано в романтических традициях, таких как музыка Шумана или Шопена, но, в то же время, сохраняет национальные испанские корни. Сочинение Гранадоса написано более доступным для широкой музыки музыкальным языком, чем, например, более авангардный язык Fantasia Baetica Фальи.

Как видно из названия, «Гойески» родились под влиянием картин Франсиско де Гойи. В 1898 году Гранадос посетил музей Прадо и был очарован миром, изображенным на картинах Гойи: цвета, персонажи и их одежда, образ жизни и различные обычаи мадридской сцены 18 века стали для него своего рода навязчивой идеей.

Вдохновленный увиденным, Гранадос начал сочинять музыку, писать стихи и даже делать зарисовки в стиле Гойи, многие из этих образов, художественных идей он позже использует в сюите «Гойески». Он также делал наброски главных героев, изображенных на картинах Гойи, Majos и Мajas.

Читайте также:  Болит живот как на месячные в середине цикла

Majos и Мajas – это имена, данные популярным персонажам и персонажам «низшего сословия» конца 18 века в Мадриде и некоторых других частях Испании; они появляются на многих картинах и в сценах, созданных Гойей.

Majo был мужским персонажем, олицетворяющим мужественность испанского типа, а Мaja была девушкой, привлекательной и уверенной в себе. Они одевались определенным образом, который характеризовал и определял их, и, как ни странно, аристократия того времени имела тенденцию следовать этой моде, поэтому иногда мы видим на картинах Гойи аристократических персонажей, одетых как Majo. (Герцогиня Альба)

Но они отличались не только своей одеждой, но также взглядами и характером. Женщины могли быть грубыми, а мужчины – вызывающими. Любовь и страсть были одними из их главных черт, и вместе с галантностью и непринужденностью определяли сложную, но, в то же время, очаровательную личность. Это важно, потому что Гранадос хочет передать именно такой образ в своей музыке, поэтому он записывает некоторые из этих атрибутов специально в партитуру.

GOYESCAS – «LOS MAJOS ENAMORADOS». СЮИТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО

Среди материалов, которые он создал вдохновлённый живописью Гойи, Гранадос собрал 6 пьес, превратив их в фортепианную сюиту «Goyescas», дав названия каждой пьесе, которые связаны с разными эпизодами картин худодника. По словам Фернандо Перике, две картины из «Капричос» Гойи были прямым источником вдохновения для Гранадоса.

Сцена, названная «Tal para cual», «Два одинаковых», была использована в качестве вдохновения для первой части сюиты, которую Гранадос назвал Los Requiebros. Эта сцена, в которой отображается флирт и комплименты между парой. Галантный стиль музыки и украшенные мелодии задают характер всей сюиты. Затем «Еl amor y la muerte», «Любовь и смерть», названная Гранадосом тем же именем, стала пятым номером сюиты, где даётся картина смерти Майо в руках Майи. Остальные части были вдохновлены другими сценами из художественного мира Гойи и названы самим композитором.

Гранадос озаглавил фортепианную сюиту «los Majos enamorados», влюбленные Majos, так что это действительно история любви, страсти с драматической развязкой. Шесть пьес фортепианной сюиты представляют собой своего рода повествование. Гранадос дал в нотах обозначения, поясняя определенный образ или действие в музыке, что помогает создать повествование, которое объединяет и связывает произведение воедино.

ОПЕРА «ГОЙЕСКИ»

Масштаб, выразительность и драматизм фортепианной сюиты позволяют увидеть нечто большее, и по предложению друга сюита «Гойески» была превращена композитором в оперу. Премьера оперы предполагалась сначала в Париже, но оказалась невозможной из-за Первой мировой войны. Но в 1916 году премьера «Гойески» состоялась в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и была хорошо принята публикой, хотя и недолго сохранялась в репертуаре.

В структуре оперы музыка из фортепианной сюиты, в которую он внес некоторые изменения, а затем создал другие сцены, используя музыкальный материал другой музыки, вдохновлённой произведениями Гойи. Получилась одноактная опера из 9 сцен, разделенных на 3 части. Новая структура адаптирована к либретто оперы, в основе которого простая история любви, где музыка выражает бурную страсть персонажей и драму, стоящую за ней. Поэтически говоря, любовь и смерть на самом деле являются двумя основными чертами испанской психики, присутствующими не только в музыке, но и в испанской литературе и других искусствах. Гранадос использует национальные мелодии и мотивы, чтобы выразить развитие этой драмы любви и смерти, и это то, что вы найдете более подробно в видеоролике, темах и мотивах «Гойески».

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гранадос.

Панталеон Энри́ке Хоакин Грана́дос Кампинья (исп. Pantaleón Enrique Joaquín Granados Campiña, или Энри́к Грана́дос-и-Кампинья (кат. Enric Granados i Campiña); 27 июля 1867, Лерида – 24 марта 1916, в проливе Ла-Манш) – испанский композитор и пианист, один из наиболее заметных деятелей испанской музыкальной культуры конца XIX – начала XX веков.

Биография[править | править код]

Гранадос родился в семье военного. В 1874 году семья переехала в Барселону, где он получил первые уроки игры на фортепиано у Франсиско Хурнета и Хуана Пухоля, известного композитора и педагога, среди учеников которого были также Рикардо Виньес и Исаак Альбенис. В этот период Гранадос также изучал теорию музыки у Фелипе Педреля, активно интересовался испанским музыкальным фольклором, оказавшим впоследствии большое влияние на его композиторское творчество.

В 1887 году Гранадос при поддержке одного из местных предпринимателей смог поехать в Париж, где в течение двух лет посещал в качестве слушателя консерваторию по классу композиции Шарля Берио. Вернувшись в Барселону, он начал выступать как пианист, и в 1890 году в местном театре состоялся его первый сольный концерт. Через некоторое время Гранадос заявил о себе и как о композиторе, включив в программы своих выступлений Испанские танцы собственного сочинения. Они имели большой успех и вскоре были напечатаны, став первыми изданными работами Гранадоса.

Читайте также:  Цикл при жиме лежа

В 1898 году появляется первое крупное произведение композитора – опера «Мария дель Кармен», которая после постановки в Мадриде приносит автору широкую известность по всей стране. Написанная на испанский сюжет и пронизанная национальным духом, она была восторженно принята публикой, а также членами королевской семьи и лично королём Альфонсом XIII. Опера была через некоторое время также поставлена в Валенсии и Барселоне, однако вскоре вышла из репертуара, так как общественность была достаточно непривычна к сочинениям в национальном духе и отдавала своё предпочтение классическим европейским операм.

На рубеже веков Гранадос увлекается каталонской культурой и пишет ряд произведений для местных театров, которые, однако, практически не были известны за пределами Каталонии. В 1900 году он основал в Барселоне Общество классических концертов, в котором иногда выступал как дирижёр, а год спустя, после того, как Общество распалось – музыкальную академию (получившую впоследствии его имя), в которой работал до конца жизни. Уделяя большое внимание вопросам музыкального преподавания, Гранадос написал ряд педагогических работ. Не прекращая концертной карьеры, в этот период он выступает с такими известными музыкантами, как Жак Тибо, Камиль Сен-Санс, Пабло Казальс (с последним его связывала крепкая дружба, ему посвящены несколько сочинений Гранадоса). В начале 1900-х Гранадос записал несколько произведений на Вельте-Миньоне.

К 1907 году имя композитора уже известно за пределами Испании: Габриэль Форе приглашает его в жюри престижного композиторского конкурса. В это же время Гранадос приступает к сочинению самого известного своего сочинения – сюиты «Гойески». Вдохновившись картинами Франсиско Гойи, которые он увидел в музее Прадо в Мадриде, композитор сочинил две тетради фортепианных пьес, первая из которых была исполнена в 1911 году в Барселоне, затем – в Париже, а весь цикл – в 1913 году в Мадриде. Сюита имела огромный успех, и Гранадос решил написать оперу, основанную на тех же музыкальных источниках. По предложению американского пианиста Эрнеста Шеллинга в качестве сюжета он выбрал произведение Фернандо Перике. Работа над оперой началась в 1913 году, премьера была намечена на 1914 год в Париже, но начавшаяся Первая мировая война помешала её осуществить. На протяжении 1914-1915 годов Гранадос дорабатывал сочинение, и 28 января 1916 оно было впервые исполнено в Нью-Йорке. Некоторые критики приняли оперу весьма прохладно, отметив в ней недостаток сценического драматизма и плохую оркестровку. Первым из испанских композиторов, когда-либо посетивших США, Гранадос был приглашен президентом Томасом Вудро Вильсоном в Белый дом, где выступил как пианист.

Опоздав на запланированный прямой морской рейс в Испанию, Гранадос принял решение сесть на корабль, идущий в Англию, где пересел на пароход «Sussex», направлявшийся во Францию, однако 24 марта 1916 года, во время прохода по Ла-Маншу он был атакован торпедой немецкой подводной лодки. Корабль не затонул, однако от сильного удара многие из находившихся на борту (в том числе жена Гранадоса) были выброшены в воду. Гранадос прыгнул за борт, пытаясь спасти жену, и утонул.

Творчество[править | править код]

Творчество Гранадоса основано на тенденциях европейского искусства своего времени, однако испытывает сильное влияние испанской и каталонской народной музыки. Многие его фортепианные сочинения написаны в духе народных танцев, причём как широко известных (например, хота), так и менее популярных (васконгада, парранда). С другой стороны, в фортепианных циклах Гранадоса («Романтические картины», «Юношеские рассказы», «Эскизы», «Часослов») заметно некоторое влияние Шумана как в гармоническом языке, так и в заявленной программности пьес.

Сюита «Гойески» – самое известное сочинение Гранадоса – попытка объединить стилистические приёмы, использовавшиеся композитором в своих произведениях. Интересной чертой этих пьес является широкое употребление мелизмов в духе Доменико Скарлатти. В них Гранадос использует как настоящие народные мелодии, так и сочинённые самостоятельно их имитации. Некоторые из этих пьес изобилуют приёмами, похожими по звучанию на гитарные, благодаря чему они получили популярность в переложении для этого инструмента.

Важное место в творчестве Гранадоса занимают произведения для музыкального театра. Из одиннадцати работ этого жанра четыре могут считаться настоящими операми, остальные содержат обширные разговорные фрагменты и приближаются по духу к сарсуэлам или обыкновенным театральным постановкам.

Перу Гранадоса также принадлежат камерно-инструментальные и оркестровые сочинения, вокальные циклы и др. Многие произведения композитора были найдены и исполнены спустя много лет после его смерти. Ряд своих планов Гранадос не успел осуществить, некоторые рукописи утеряны.

Литература[править | править код]

  • Гранадос (некролог) // «Русская музыкальная газета». – 1916. – № 20-21 (15-22 мая).

Ссылки[править | править код]

  • Подробная биография Гранадоса
  • Гранадос, Энрике: ноты произведений на International Music Score Library Project, полный список произведений
  • Энрике Гранадос (англ.) на сайте Allmusic

Источник