Из цикла удовлетворения потребностей человека

Из цикла удовлетворения потребностей человека thumbnail

В этой статье я расскажу о цикле удовлетворения потребностей. Данная информация пригодится, если вы чувствуете частое неудовлетворение, запутались в себе или в отношениях с другими людьми.

Понятие цикла удовлетворения потребностей, или, иначе, цикла контакта, возникло в гештальт-терапии – направлении психотерапии, в котором акцент делается на изучении того, как человек контактирует с окружающим миром с целью удовлетворения своих потребностей.

Цикл контакта – это схема, которая иллюстрирует процесс отношений человека с внешней средой с целью удовлетворения своих потребностей.

Цикл контакта состоит из 4 фаз.

1. Преконтакт. В начале этой фазы человек находится в состоянии покоя и удовлетворения. Далее, у него начинают проявляться телесные ощущения, указывающие на возникающую потребность. Сама потребность ещё не распознана. От ощущений человек переходит к чувствам, которые, в свою очередь, указывают на актуальную потребность. Например, человек понял, что испытывает стыд и нуждается в поддержке.

2. Контакт. На этой фазе внимание человека направляется в окружающую среду для поисков возможных источников удовлетворения значимой потребности. Он ориентируется, насколько возможно удовлетворить свою потребность в среде и какими способами. Например, человек понимает, что может позвонить другу и рассказать о ситуации, вызвавшей стыд.

3. Полный контакт. На этой фазе человек выделил для себя подходящий способ и объект удовлетворения потребности, он решает действовать в выбранном направлении. Например, звонит другу и делится своими переживаниями.

4. Ассимиляция. Намеченное действие по направлению удовлетворения своей потребности выполнено, и человек размышляет о полученных результатах, привело ли действие к удовлетворению или нет. Например, человек осознает, что получил от друга поддержку и понимание, а стыд постепенно проходит.

В случае возникновения новой потребности или если осуществленное действие не привело к удовлетворению актуальной потребности, цикл контакта повторяется снова.

Цикл контакта описывает здоровый способ взаимодействия со средой. На деле же весьма часто цикл контакта прерывается. Произойти прерывание цикла контакта может на любой фазе. В таком случае, потребность остается неудовлетворенной, то есть гештальт не завершен.

Рассмотрим прерывания более подробно.

Прерывания контакта

Можно выделить 5 видов прерываний цикла контакта:

1. Слияние – это, проще говоря, ситуация, когда человек не может понять своих чувств, а, следовательно, и потребности, либо отличить свои чувства и потребности, от чувств и потребностей других людей.

Например, сын принимает потребность матери за свою собственную и начинает цикл удовлетворения данной потребности. Даже если цикл прошел успешно, человек не испытает удовлетворения, поскольку потребность изначально ему не принадлежит.

2.Интроекция – прерывание контакта, когда человек запрещает себе испытывать определенное чувство или останавливает себя от какого-либо действия из-за того, что имеет ограничивающее убеждение на этот счет.

Например, человек останавливает свой интерес в том, чтобы познакомиться с кем-то. В основе этого лежит убеждение о том, что его обязательно отвергнут, если он проявит свой интерес к другому человеку.

3.Проекция – это предписывание своих чувств, мыслей и потребностей другим людям. Проекция не дает человеку пройти полный цикл контакта, поскольку вместо того, чтобы сосредоточиться на своих чувствах, потребностях и действиях, он сосредоточен на других людях.

Например, человек может долгий период жизни быть озабочен тем, что другие люди о нем подумают. В реальности же это он сам очень много думает о других людях и зависит от их мнения.

4.Ретрофлексия – данное прерывание контакта можно было назвать сдерживанием, в этом случае человек останавливает осознавание своих чувств и, соответственно, лишает себя понимания своих потребностей и энергии для их удовлетворения. Самым распространенным видом ретрофлексии является остановка себя посредством телесного напряжения. Человек может напрягать какую-либо часть тела, тем самым уменьшая собственный уровень осознавания. Вместо того, чтобы направить энергию на контакт, человек направляет её на подавление с помощью телесных зажимов.

5.Дефлексия – это распыление энергии, когда вместо того, чтобы сосредоточиться на предмете своей потребности, человек переключает свое внимание между многими предметами, так и не вступив в полной мере в контакт ни с одним из них.

Например, человек в поиске работы сохраняет множество вариантов вакансий, но так и не пробует позвонить хотя бы по одному из объявлений.

Выходы из прерываний контакта

Из каждого прерывания контакта есть свой выход. Начинается он с понимания, каким образом я сам себя останавливаю: слиянием, интроекцией, проекцией, дефлексией или ретрофлексией. Далее необходим определенный подход к каждому прерыванию контакта.

В случае интроекции требуется осознать ограничивающие убеждения и переформулировать их по-новому, так, чтобы они стали давать свободу, вместо ограничения. Например, если я буду проявлять свой интерес к людям, то возможно кто-то меня отвергнет, но я обязательно встречу тех, кто на него откликнется.

При слиянии важно понять с кем из своего окружения вы теряете себя и чьи потребности, чувства и ограничения принимаете за свои собственные. После этого важно понять, что является подлинно вашим. Например, ваша семья хочет, чтобы вы женились/вышли замуж, но это не является вашим настоящим желанием.

Проекция требует её присвоения. Например, если вам кажется, что определенный человек испытывает к вам какое-то конкретное чувство, то спросите себя, а не чувствуете ли вы это на самом деле.

В случае ретрофлексии помогает осознавание того, как вы себя останавливаете и снятие данного блока. Например, если вы в контакте с определенным человеком заметили, что перестаете дышать, то восстановите дыхание и попробуйте осознать какое чувство вы испытываете.

При дефлексии выход в том, чтобы сфокусироваться на каком-то конкретном объекте из внешней среды. Например, из множества объявлений о работе можно выбрать одно конкретное, позвонить по нему и сделать выводы о приемлемости данной вакансии. Или, например, из множества испытываемых в настоящий момент чувств выделить самое главное и осознать потребности, о которых данное чувство сигнализирует.

Давайте подведем итог. Цикл контакта – это схема, которая иллюстрирует процесс взаимодействия человека с внешней средой с целью удовлетворения своих потребностей. Человек не всегда гладко проходит цикл контакта и может останавливать его с помощью 5 видов прерываний контакта. Для того, чтобы восстановить естественный цикл контакта необходимо осознать свои прерывания и освободиться от них.

Читайте также:  Болит левый бок живота в середине цикла

Рекомендую вам также прочитать:

эмоциональный интеллект

осознанность

Если вам понравилась статья, то ставьте???? и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Источник

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, создавший теорию мотивации.

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он заложил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы приводят к действию и как осуществляется мотивация.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Маслоу выделил пять групп потребностей, присущих людям.

В основании пирамиды лежат первые две группы потребностей – это первичные, а следующие три являются вершиной – вторичные.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

На первый уровень Маслоу поставил физиологические потребности, необходимые человеку, чтобы выжить (пища, одежда, вода, воздух, отдых и т.д.). Удовлетворение этих потребностей не требует высокой зарплаты и каких-то особенных условий труда.

На второй уровень разместил потребности безопасности и уверенности в будущем, например, приобретение страхового полиса, получение социальной защищенности.

Третий уровень – социальные потребности – необходимость в общении с людьми, в поддержке со стороны окружающих. Для их удовлетворения необходимо сотрудничество в групповой работе, внимание со стороны начальства, уважение коллектива.

Четвертый уровень занимают потребности в уважении и признании, потребности самоутвердиться. Их можно удовлетворить путем получения известности и высокого статуса. Таких индивидуумов устроят присвоениетитулов, наград и званий.

На пятый уровень выходят духовные потребности (желания в самовыражении, самореализации, самоутверждении), т.е. необходимость в личном росте, в реализации своих потенциальных возможностей. Для того чтобы удовлетворить эти желания, человеку необходима максимальная свобода творчества, выбор методов решения поставленных задач.

Потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, стоит удовлетворять в первую очередь. Лишь после того, как они достигнуты, начинают действовать потребности более высокого уровня.

Самая высокая потребность – это самовыражения и роста человека как личности, она никогда не может быть удовлетворена полностью. Поэтому процесс мотивации человека через потребности – бесконечен.

Теория мотивации Маслоу внесла огромный вклад в понимание того, что же является основой стремления людей к работе. Различные руководители по всему миру утверждают, что мотивация человека зависит от его потребностей. Чтобы замотивировать конкретного индивидуума, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшиепотребности. Поэтому руководителю нужно внимательно наблюдать за своими сотрудниками, чтобы понять, какие активные потребности движут ими. Так как со временем эти потребности меняются, то нельзя считать, что мотивация, которая сработала один раз, будет стабильно работать постоянно.

Стоит заметить, что люди с более высоким заработком и социальных благ, как правило, стоят на более высоких ступенях иерархии Маслоу.

Теория Маслоу принесла свои плоды в понимание о том, что заставляет людей работать усерднее, и оказала большое воздействие на современное управление.

__________________________________

А что движет Вами, какие потребности вас мотивируют? !

Пишите в комментарии и применяйте на практике методы мотивации для удовлетворения своих потребностей.

Источник

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Потребности человека

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность – это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое – расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации – длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации – переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Человек – один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

Читайте также:  Технологический цикл жизни товара
ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Физиологические

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми.
Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен – все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

  1. Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

  2. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

  3. Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Виды

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей – достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон – новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм – значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.
Читайте также:  О чем цикл рассказов темные аллеи

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей – естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения – коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость – биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению – эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды.
Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Пирамида

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки.
Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности.
Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

  • Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
  • «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы.
Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Пирамида Маслоу

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования.
Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей – он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья – детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность – сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Смотреть видео

Источник