Ирзабеков тайна русского слова цикл лекций

Ирзабеков тайна русского слова цикл лекций thumbnail

Эфир от

7 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 53

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

6 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 52

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

6 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 51

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

5 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 50

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

4 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 49

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

3 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 48

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

2 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 47

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

1 декабря 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 46

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

30 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 45

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

29 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 44

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

28 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 43

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

27 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 42. О Пасхе

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

26 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 41

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

25 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 40

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

24 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 39

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

23 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 38

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

22 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 37

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

21 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 36

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

20 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 35

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Эфир от

19 ноября 2010 г.

Тайна русского слова. Выпуск 34

Авторская программа писателя, филолога Василия Давыдовича Ирзабекова. Видеоархив 2010 года.

Источник

Эта уди­ви­тель­ная книга обра­ща­ется к теме, о кото­рой мало пишут в наши дни, – к таин­ствен­ной, сози­да­ю­щей Боже­ствен­ной силе слова. Осо­знаем ли мы, что в каж­дом слове, кото­рое мы про­из­но­сим, – либо отблеск Веч­но­сти, Тво­ре­ния мира Божиим Сло­вом, либо раз­ру­ши­тель­ная энер­гия демо­ни­че­ского воздействия?

Как очи­стить живую реаль­ность вели­кого рус­ского языка от гре­хов­ных искажений?

Книга необычна еще и тем, что ее автор – азер­бай­джа­нец по наци­о­наль­но­сти – фак­ти­че­ски сло­жил гимн сози­да­ю­щей силе рус­ского слова. Для него, как для учи­теля рус­ского языка и лите­ра­туры, как пра­во­слав­ного чело­века, рус­ский язык стал более чем род­ным – он стал сутью и нер­вом его жизни. Книга чита­ется на одном дыха­нии. На ее стра­ни­цах ана­ли­зи­ру­ются ост­рые совре­мен­ные ситу­а­ции, про­ис­хо­дя­щие с нашим язы­ком, раз­во­ра­чи­ва­ются почти детек­тив­ные исто­рии – и потому она спо­собна захва­тить любого: и под­ростка, кото­рому рус­ский язык зна­ком больше по жар­гону, и чело­века, для кото­рого род­ная речь – насто­я­щий кла­дезь муд­ро­сти. Она помо­гает нам осо­знать непо­знан­ную нами суть чуда – живого СЛОВА, кото­рым жив наш народ.

Предисловие. Душа России

О чем эта книга, кото­рую вы взяли в руки, быть может, из любо­пыт­ства? О нашем языке? Нет – она о Боге. О Том, Кото­рый сотво­рил мир Своим Сло­вом (Ин. 1:13), Кото­рый Сам есть Слово.

Наша буд­нич­ная речь при­вычна для нас, как дыха­ние, но в то же время она либо испол­нена Боже­ствен­ным отсве­том, либо иска­ле­чена лука­вой лек­си­кой. Апо­стол Иаков напря­мую свя­зы­вал нашу речь с духов­ной жиз­нью, со спа­се­нием: “Кто не согре­шает в слове, тот чело­век совер­шен­ный, могу­щий обуз­дать и все тело” (Иак. 3:2). Но язык – это и вели­кая запо­ведь твор­че­ства: чело­век полу­чил от Гос­пода воз­мож­ность тво­рить посред­ством сво­его слова. Это и бес­цен­ное сокро­вище, кото­рое мы часто без­думно расточаем.

Читайте также:  Прозрачная слизь с кровью в середине цикла

Все ли мы пом­ним про нашу ответ­ствен­ность перед Богом за слово? А она велика, о чем пре­ду­пре­ждают нас еван­гель­ские строки: “За вся­кое празд­ное слово, какое ска­жут люди, дадут они ответ в день Суда” (Мф. 12:36). Пора­зи­тельно, но наше слово – ста­нет глав­ным сви­де­те­лем о нас на Суде Божием: “От слов своих оправ­да­ешься и от слов своих осу­дишься” (Мф. 12:37). Неда­ром и пред­ста­ви­тели совре­мен­ной науки, напри­мер ака­де­мик Ф. Я. Шипу­нов, утвер­ждают, что раз про­из­не­сен­ные или вопло­щен­ные в собы­тиях слова “запе­чат­ле­ва­ются в любой точке Все­лен­ной навсегда”.

“Мы обя­заны знать, – пишет про­фес­сор док­тор фило­ло­ги­че­ских наук В. Ю. Тро­иц­кий, – оду­хо­тво­рен­ный рус­ский язык – душа Рос­сии, ее свя­тыня, пред­мет­ное вопло­ще­ние выс­ших духов­ных цен­но­стей, неру­ши­мое духов­ное досто­я­ние, без кото­рого чело­век (и народ!) теряет свое лицо, при пору­га­нии кото­рого народ испы­ты­вает, ущерб сво­его досто­ин­ства и духов­ной само­сто­я­тель­но­сти, оттес­ня­ется, ста­но­вится нрав­ственно уяз­ви­мым и духовно бес­силь­ным. Мы, как зеницу ока, должны беречь род­ное слово. Слово дано для стрем­ле­ния к истине. Судьба наша – в сло­вах, нами произносимых”.

Но что же может напом­нить совре­мен­ному чело­веку о духов­ной сущ­но­сти как слова, так и вели­кого род­ного языка в целом? Ино­гда это может быть све­жий взгляд того, кто родился в иной куль­туре и потому осо­бенно остро пере­жи­вает бого­дан­ность рус­ского языка. Я встре­тил такого чело­века – было это еще во время моей учебы в Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии. Во время раз­го­вора о про­ис­хож­де­нии рус­ских слов с ино­стран­цем, пра­во­слав­ным епи­ско­пом, зна­то­ком рус­ского языка, я услы­шал от вла­дыки вос­тор­жен­ные слова: “Вы, рус­ские, очень счаст­ли­вые люди. Слова вашего языка тво­рили свя­тые. Слова эти все сви­де­тель­ствуют о Боге, о веч­но­сти, при­зы­вают ко спа­се­нию, в Цар­ствие Божие”.

А несколько лет назад на пра­во­слав­ной кон­фе­рен­ции в Сара­тове про­изо­шла дру­гая (счи­таю – про­мыс­ли­тель­ная) встреча. Я позна­ко­мился с азер­бай­джан­цем Васи­лием Давы­до­ви­чем Ирза­бе­ко­вым, кото­рый ока­зался фило­ло­гом, иссле­до­ва­те­лем рус­ского языка. Его уди­ви­тель­ные, яркие выступ­ле­ния цели­ком захва­ты­вали слу­ша­те­лей, высве­чи­вая то, что мы обычно не заме­чаем: язык наш – это вели­кое духов­ное досто­я­ние, свя­тыня нашего народа. Тогда я горячо поре­ко­мен­до­вал ему напи­сать об этом книгу. И вот я с радо­стью держу в руках рукопись.

Книга Васи­лия Ирза­бе­кова “Тайна рус­ского слова” – это при­зна­ние в любви к рус­скому языку. Она утвер­ждает высо­кий строй души рус­ской, свя­зан­ной с Боже­ствен­ным Све­том Истины. Это не спе­ци­аль­ное линг­ви­сти­че­ское иссле­до­ва­ние, а ско­рее, попу­ляр­ное, чрез­вы­чайно живое, образ­ное и острое раз­мыш­ле­ние о связи языка и духов­но­сти, куль­туры рус­ской речи и здо­ро­вья души. Она гово­рит о силе и скры­тых воз­мож­но­стей слова. Деви­зом ее я бы поста­вил слова: “Кто све­тел, тот и свят”.

На при­мере жизни и твор­че­ства самого автора можно видеть, как бла­го­дат­ное слово пре­об­ра­жает наци­о­наль­ные покровы созна­ния, делая их обще­че­ло­ве­че­скими, надкровными.

Иссле­дуя в своей книге при­роду слова как тако­вого, его внут­рен­ний, изна­чаль­ный смысл, говоря о таин­ствен­ных кор­нях чело­ве­че­ской куль­туры и циви­ли­за­ции, Васи­лий Ирза­бе­ков при­во­дит яркие при­меры связи слова с явле­ни­ями и пред­ме­тами куль­туры. Он обра­ща­ется к людям раз­ного уровня мыш­ле­ния, вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния – и каж­дый может найти в этих раз­мыш­ле­ниях что-то свое, сокро­венно затра­ги­ва­ю­щее душу. При­меры и рас­суж­де­ния автора о связи слова и души чело­ве­че­ской осо­бенно акту­альны в наши дни – дни пору­га­ния слова, раз­нуз­дан­но­сти улич­ной, да и обще­ствен­ной речи.

Всем строем своей книги автор утвер­ждает: там, где нару­ша­ется боже­ствен­ное досто­ин­ство чело­ве­че­ского слова, там про­ис­хо­дит иска­же­ние боже­ствен­ного досто­ин­ства чело­века, его образа, его “иконы”, там про­ис­хо­дит отход от Творца, от нрав­ствен­но­сти, от куль­туры чело­ве­че­ских отно­ше­ний – и чело­век ста­но­вится рабом, ско­том, зве­рем, не пом­ня­щим сво­его родства.

Источник

Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в тоже время она либо исполнена Божественным отсветом, либо искалечена лукавой лексикой. Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Но язык – это великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем. Об этом в частности говорит автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека». ***

Читайте также:  Основные элементы управленческого цикла

Эта книга о созидающей силе русского языка необычна тем, что ее автор – Фазиль Давыдович Ирзабеков – азербайджанец по национальности. Работая ответственным секретарем Общества российско-азербайджанской дружбы, он стал глубоко ощущать глубинное родство двух культур. С 1995 года на русской земле принял он Таинство Святого Крещения с именем Василий. Для него, коренного бакинца, русский язык стал более чем родным – он стал сутью и нервом его жизни. Василий борется за чистоту русского языка и в этой книге он обращается к теме, о которой мало пишут в наши дни – к таинственной, созидающей Божественной силе слова. Книга читается на одном дыхании. На ее страницах анализируются острые современные ситуации, происходящие с нашим языком, разворачиваются почти детективные истории – и потому она способна захватить любого: и подростка, которому русский язык знаком больше по жаргону, и человека, для которого родная речь – настоящий кладезь мудрости. Она помогает нам осознать непознанную нами суть чуда – живого СЛОВА, которым жив наш народ.

В предисловии книги игумен Петр (Пиголь) пишет: «Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово? А она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Поразительно, но наше слово – станет главным свидетелем о нас на суде Божием: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», – говорится в Евангелии. Недаром, и представители современной науки утверждают, что раз произнесенные или воплощенные в события слова «запечатлеваются в любой точке Вселенной навсегда». Профессор, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич Троицкий пишет: «Мы обязаны знать одухотворенный русский язык – это душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное состояние. Без него человек теряет свое лицо, при его поругании народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бестелесным. Мы, как зеницу ока должны беречь родное слово. Оно дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых».

Но что же, по словам отца Петра, – может напомнить современному человеку о духовной сущности как слова, так и великого родного языка в целом? Иногда это может быть свежий взгляд того, кто родился в иной культуре и потому особенно остро переживает богоданность русского языка. Я, – рассказывает батюшка, – встретил такого человека – было это еще во время моей учебы в Московской Духовной Академии. Во время разговора о происхождении русских слов с иностранцем, православным епископом, знатоком русского языка, я услышал от владыки восторженные слова: «Вы русские, очень счастливые люди. Слова вашего языка творили святые. Слова эти все свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению, в Царствие Божие». А несколько лет назад на православной конференции в Саратове произошла другая (как считает отец Петр – промыслительная) встреча. Там священник познакомился с азербайджанцем Василием Давыдовичем Ирзабековым, который оказался филологом, исследователем русского языка. Его удивительные, яркие выступления целиком захватывали слушателей, высвечивая то, что мы обычно не замечаем: язык наш – это великое духовное достояние, святыня нашего народа. Тогда-то и появилась идея написать об этом книгу.

Книга Василия Ирзабекова «Тайна русского слова» – это не специальное лингвистическое исследование, а скорее, популярное, чрезвычайно живое, образное и острое размышление о связи языка и духовности, культуры русской речи и здоровья души. Она говорит о силе и скрытых возможностей слова. Девизом ее батюшка поставил бы слова: “Кто светел, тот и свят”. На примере жизни и творчества самого автора можно видеть, как благодатное слово преображает национальные покровы сознания, делая их общечеловеческими, надкровными. Исследуя в своей книге природу слова как такового, его внутренний, изначальный смысл, говоря о таинственных корнях человеческой культуры и цивилизации, Василий Ирзабеков приводит яркие примеры связи слова с явлениями и предметами культуры.

Автор обращается к людям разного уровня мышления, воспитания и образования – и каждый может найти в этих размышлениях что-то свое, сокровенно затрагивающее душу. И вот что в частности автор пишет о богоизбранности русского языка: «При изучении какого-нибудь народа почти неизбежно знакомство с его психологией, нравами и обычаями, географией. Что же касается языка русского, то здесь случай особый. Вся его красота, вся бездонная чистая глубина, вся необъятная высь и ширь его становятся понятными лишь в свете христианской веры. Русский язык попросту не может полноценно жить и развиваться в пространстве, лишенном света Православия, вне церковной ограды. Без православной веры ничего не понять ни в русском языке, ни в русском национальном характере. В необычайно сложном и противоречивом процессе формирования нации русский язык и Православная вера в конечном итоге явились той созидающей силой, которая сотворила русского человека, его душу».

Читайте также:  Почему возникает сбои в цикле

Тут, наверно, по мнению автора, возникает возражение: но ведь язык для нашего народа куда более древнее понятие, нежели христианская вера. И что можно на это возразить? А напоминает ли аскетический по форме и пока лишенный запаха бутон розы – распустившийся цветок, поражающий взгляд каким-то неземным совершенством? Так и первозданный язык, по словам автора, был похож на бутон, в котором промыслительно было заложено то, чему предстояло дивно распуститься. Или еще пример: как-то археологи обнаружили в одной из египетских пирамид закупоренные в древних сосудах зерна пшеницы. Рискнули высадить их в грунт – и они проросли. Так и русский язык. Изначально он был дарован людям, населяющим эти необозримые просторы, как те потаенные зерна будущего хлеба. Оставалось лишь ожидать божественных солнца и влаги, которыми и стала Православная вера. И явлена она была этому народу вовсе не тысячу лет назад, а гораздо раньше.

Вспомним, что еще святой апостол Господень Андрей приходил в эти земли, которые позже назовут Киевской Русью, приходил на Валаам, где водрузил в память об этом событии свой каменный крест и предрек процветание здесь христианской веры. И все это проявилось, проросло удивительными по красоте и силе всходами – живым великорусским языком, в котором все проповедует нам Самого Христа. Надлежит осознать, что русский язык по-прежнему свидетельствует о высокой миссии, возложенной на нашу нацию. Подтверждение богоизбранности нации мы находим и в событии вселенского масштаба, которое произошло на берегу реки Свирь, куда в 1485 году, повинуясь божественному гласу, пришел из Валаама для совершения духовного подвига инок Александр. Здесь святой провел несколько лет в полном уединении, не вкушая даже хлеба, а питаясь лишь растительной пищей. Здесь позже основал он обитель, и на 23 году поселения явился ему Большой Свет – Пресвятая Троица.

И если впервые в истории человечества Троичный Бог явлен был человеческому взору в ветхозаветные времена святом праотцу Аврааму у Мамврийского дуба, то второй раз – на русской земле, русскому святому, русскому человеку. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике: «Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земле по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра». Почтим русскую землю, и наш язык, которому посвящена книга Василия Ирзабекова «Тайна русского слова». Эта книга – это признание в любви к русскому языку. Она утверждает высокий строй души русской, связанной с Божественным Светом Истины.

*** Примеры и рассуждения автора о связи слова и души человеческой особенно актуальны в наши дни – дни поругания слова, разнузданности уличной, да и общественной речи. Всем строем своей книги автор утверждает: там, где нарушается божественное достоинство человеческого слова, там происходит искажение божественного достоинства человека, его образа, его “иконы”, там происходит отход от Творца, от нравственности, от культуры человеческих отношений – и человек становится рабом, скотом, зверем, не помнящим своего родства. Проповедуя единство души человеческой, Василий Давыдович замыкает свой очерк на Святой Руси, на Православии как на конечной составляющей “всечеловечества”. Вновь стать русскими, обратиться к своим духовным истокам – таков призыв этой книги к нашим современникам, отчасти раскрывший “тайну русского слова” и его глобальный смысл в нашу эпоху тотального грехопадения.

Источник