Интеграция предметов эстетического цикла

- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Соколова Ю.Н.
1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
В статье рассматривается интеграция предметов художественно-эстетического цикла в условиях современной общеобразовательной школы, обеспечивающая формирование основ эстетического образования и целостного мировоззрения обучающихся на основе одномоментного освоения различных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, художественной литературы, хореографии, театра, истории искусств и др.). Определены цель интегрированного преподавания предметов области «Искусство» в структуре среднего (полного) общего образования и основные виды интеграции, способные в синтезе создать единое эстетическое интеграционное пространство в школе. В статье представлен аналитический обзор имеющихся на сегодняшний день программ по искусству, ориентированных на развитие художественного и творческого потенциала личности учащихся, а также выявлена необходимость подготовки учителей, способных осуществлять интеграцию предметов художественно-эстетического цикла на практике.
художественное образование
интеграция
интегративность в обучении
интеграция предметов художественно-эстетического цикла
интеграционное эстетическое пространство в школе.
1. Беленкова Л. Ю. Интеграционные тенденции в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 2. – С. 46-51.
2. Ефремова Г. Г. Метод проектов как средство интеграции в общем музыкальном образовании // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 3 (11). – С. 23-25.
3. Замкин П. В. Проблема культурной продуктивности личности в меняющейся социокультурной ситуации // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4 (8). – С. 13-17.
4. Кашекова И. Интеграционное пространство школы в действии // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 7-10.
5. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS_SOO/(дата обращения: 10.07.2013).
6. Савенкова Л. Г. Интеграция в художественной педагогике ИЗО // Искусство в школе. – 2001. – № 4. – С. 4 – 7.
7. Соколова Ю. Н. Особенности проведения интегрированных занятий музыкой и изобразительным искусством в учреждениях общеобразовательного типа // «Актуальные проблемы художественного образования: традиции, перспективы, поиски», Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых, посвященная 50-летию института «48-е Евсевьевские чтения», 23-25 мая 2012 г.: [материалы] / редкол.: И. С. Кобозева (отв. ред.), О. Ф. Асатрян, В. А. Варданян [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 191-193.
8. Чинякова Н. И. Учебный концерт: сущность интеграции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2012. – №5. – С. 272-277.
9. Штанько И. Художественное воспитание дошкольников // Искусство в школе. – 2001. – № 4. – С. 13 – 14.
10. Шило И. В. Траектории создания интегративной развивающей среды при формировании филологических знаний школьников // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 4 (12). – С. 51-53.
Современная школа ориентирована на становление креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей окружающую действительность, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы российского образования, которая требует от школы смены приоритетов – от цели дать ученику сумму знаний, умений и навыков школа переходит к необходимости воспитать целостную личность, владеющую основами научных методов изучения окружающего мира, направленную на творчество и современную инновационную деятельность.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования прописано, что результаты освоения основной образовательной программы должны быть ориентированы на «…освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний» [5]. Учитывая данный факт, сегодня одной из основных задач общеобразовательной школы становится одномоментный охват искусства, культуры, природы, человека в качестве единого предмета изучения. А именно – создание такого педагогического комплекса, который объединяет предметы не произвольно, а исходя из собственной природы, сохраняя при этом самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами. Отсюда следует, что логика современной образовательной ситуации есть логика интегративного познания мира. Принимая это во внимание, возникает потребность в рассмотрении интеграции предметов художественно-эстетического цикла в современной школе как педагогической проблемы, так как процесс взаимосвязи и взаимопроникновения знаний области «Искусство» осуществляется естественно и активно.
Проблема интеграции в педагогике художественного образования не нова. На необходимость развития интеграционных художественно-образовательных процессов при обучении в школе указывали и указывают многие исследователи и практики: Н. Э. Басина, Г. Г. Ефремова, И. В. Кошмина, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова, Н. А. Терентьева, Н. И. Чинякова, Б. П. Юсов и др.
Интерес исследователей к процессу интегративности в обучении обусловлен его положительным влиянием на многие стороны образования и воспитания. Это, в частности, подчеркивает и Г. Г. Ефремова, которая пишет, что «интеграция в школе способствует увеличению глубины и объема формулируемых понятий; осознанию значимости предмета в системе других наук, а также взаимосвязей знаний и явлений; развитию продуктивной познавательной деятельности учащихся; формированию умений и навыков на основе систематического применения этих знаний» [2]. В свою очередь, Л. Г. Савенкова среди реальных причин интереса к интеграции предметов художественно-эстетического цикла определяет: минимальное количество учебного времени, отводимого в школе на искусство; потребность освоения культуры и искусства с опорой на регион и общечеловеческие ценности; оторванность предметов художественно-эстетического цикла от реальной жизни; требование времени в воспитании творчески активной целостной личности [6].
Целостная личность, как отмечается в научной литературе, должна иметь целостное представление об окружающей действительности, что зачастую проблематично при нынешней парадигме образования, расчленившей все педагогическое и культурное наследие на отдельные, не взаимосвязанные друг с другом, области. В свою очередь учителя-предметники не особо стремятся соотносить содержание изучаемого учащимися материала с другими предметными знаниями. Так, И. В. Кошмина, сравнивая учебный процесс с партитурой музыкального произведения, отмечает, что «каждый предметник стремится исполнить свою партию только «соло», да ещё так, чтобы она прозвучала громче, чем «соло» других учителей. Какая же какофония возникает в голове ученика!?». И вот здесь на помощь может прийти интеграция, которая понимается как сложный процесс взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимовлияния разных видов художественной деятельности на целостность восприятия окружающего мира личностью [9].
Интегрированное преподавание предметов художественно-эстетического цикла в структуре общего образования имеет своей целью развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка и способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.
Практики и исследователи на сегодняшний день выделяют следующие виды интеграции: интегрированный урок, интегрированные предметы, интеграция различных видов искусств, интеграция всей системы базового и дополнительного образования на основе некой общей идеи [1; 2; 4; 8; 9]. Все перечисленные тенденции интеграции не исключают, а дополняют и конкретизируют друг друга, а самое главное, что в синтезе они способны создать единое эстетическое интеграционное пространство в школе. Учащиеся овладевают умением видеть общее в частном и наоборот, умением комплексного использования полученных знаний, выработкой рациональных путей решения сложных задач. Ведь становление и развитие личности, как правильно отмечает П. В. Замкин, «происходит под влиянием совокупности факторов» [3].
Определяя основные особенности создания интеграционного эстетического пространства школы, И. Кашекова указывает на следующие принципы ее деятельности: культурологичности, диалогичности, эмоционального насыщения, креативности, вариативности и свободы выбора [4]. Введение этих принципов в образовательную среду обеспечивает четкую систему совместной работы всех ее подразделений. Предметы художественно-эстетического цикла – изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, история искусств и т.д., взаимодействуя между собой, вовлекают в свое пространство остальные школьные предметы – историю, иностранные языки, географию, математику и другие. В результате выигрывает каждый ребенок, так как он учится целостно воспринимать окружающий мир, снимаются перегрузки, вызванные разорванностью учебного процесса и внеклассной деятельности, появляется личностная заинтересованность, повышается самооценка, тем самым «создается максимально возможная среда для адаптации и развития личности» [1].
В настоящее время имеется большое разнообразие подходов к возможности реализовать процесс интеграции в педагогике художественного образования, чему подтверждением являются имеющиеся на сегодняшний день программы. Коротко остановимся на них.
Анализ методической литературы показал, что межпредметные связи явились важными составляющими программы «Музыка», созданной под руководством Д. Б. Кабалевского, а также специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Ю. Б. Алиева. Программа И. В. Кошминой основана на «вертикальном тематизме» нескольких учебных предметов. Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» О. С. Нечаевой; программа общего художественного развития младших школьников А. А. Мелик-Пашаева и З. И. Новлянской, а также программа по музыкально-эстетическому воспитанию Н. А. Терентьевой и Р. Г. Шитиковой. Принцип интеграции полностью прослеживается в программе «Синтез искусств в эстетическом воспитании» (авторы О. А. Куревина, Л. С. Васильева). Программа «Планета детства» (авторский коллектив под руководством Т. Н. Тарановой, Л. Ф. Сербиной, Л. И. Греховой) направлена на гармоническое развитие личности ребенка. Программа «Синтез» (авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой) представляет цельную педагогическую систему (задачи, цели, формы) эстетического развития ребенка на основе взаимодействия трех основных искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
Нетрадиционный взгляд на эстетическое воспитание и развитие детей представлен в экспериментальной программе «Эстетическое обучение и воспитание детей: Экспериментальная программа от 3 до 10 лет» (авторы Г. В. Арзямова, З. П. Морозова, Т. Д. Стульчик). Программа обращена к структурам дополнительного образования и опирается на разработки лаборатории изобразительного искусства под руководством Б. П. Юсова. Та же основа взаимодополнения и взаимодействия искусств представлена в программе Ю. В. Ушаковой «Образная хореография». Развитие творческих способностей средствами театрального искусства – цель программы Н. Сорокиной и Л. Миланович «Театр – творчество – дети». Технология художественно-творческого развития «Росток» А. Шестаковой представляет собой программно-целевой комплекс, интегрирующий алгоритмы развития эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству. Основываясь на различных видах искусства – изобразительном, музыкальном и литературе, программа предлагает технологию освоения их языка. Авторская программа «Введение в язык искусства» (авторы Н. Э. Басина, О. А. Суслова) является результатом исследовательской и педагогической работы, связанной с проблемами психологии и восприятия искусства, психологии детского творчества, с углубленным изучением природы детской игры. Она основана на интеграции разных видов искусства – музыки, изобразительного искусства, архитектуры, литературы.
Главной целью всех вышеназванных программ является целостное эстетическое формирование личности, ее интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Во всех программах сделана попытка ввести ребенка в мир «Искусства» средствами, адекватными самой природе искусства. Эмоциональность, ассоциативность образов делает возможным их интеграцию, создающую новое органическое единство.
Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе – альтернативная система обучения; альтернативная система формирования основ эстетического образования и целостного мировоззрения обучающихся, а следовательно – необходимое направление в современной педагогике. Как уже было сказано выше, в настоящее время имеется большое разнообразие подходов к возможности реализовать процесс интеграции на практике, чему подтверждением являются имеющиеся на сегодняшний день программы. Однако следует отметить, что в практической деятельности идеи интеграции не находят большого отклика у учителей, преподающих предметы художественно-эстетического цикла. А если и происходит сближение знаний области «Искусство», то лишь «на уровне межпредметных связей, что, конечно же, есть проявление предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция» [7].
Все вышеизложенное позволяет обнаружить противоречия:
- между потребностью осуществления интеграции дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе и неподготовленностью учителей к руководству данным процессом;
- между необходимостью разработки теоретической базы интеграции предметов области «Искусство» и отсутствием механизмов ее реализации в подготовке современного учителя.
Хотя проблема интеграции учебных предметов не нова, в педагогике художественного образования она во многом остается нерешенной и продолжает быть весьма актуальной на сегодняшний день. В частности, в системе высшего педагогического и художественного образования недостаточно разработаны научно-методические основания и педагогические технологии подготовки учителей, способных осуществлять интеграцию предметов художественно-эстетического цикла в условиях современной общеобразовательной школы. Наряду с указанным выводом следует также констатировать, что результаты научных исследований данной проблемы, степень ее разработанности, в том числе в художественно-педагогической науке, зачастую не соответствуют сегодняшним реалиям, тем набирающим силу тенденциям, которые происходят в развивающейся системе российского образования.
Работа выполнена в рамках программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.) при финансовой поддержке Минобрнауки РФ.
Рецензенты:
Кобозева И.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой музыкального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.
Якунчев М.А., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Соколова Ю.Н. ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11011 (дата обращения: 27.12.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Применение технологии интеграции на примере дисциплин эстетического цикла.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Применение технологии интеграции на примере дисциплин эстетического цикла (музыка, технология, изобразительное искусство) Составил : руководитель ШМО Кулявцева Валентина Николаевна учитель изобразительного искусства, искусство, МХК
2 слайд
Описание слайда:
Содержание ВВЕДЕНИЕ . 1.Новизна 2.Интеграция предметов в современной школе 3. Интегрированный урок как форма нетрадиционного урока музыки, ИЗО, технологии. 4.Понятие «Интеграция» 5.Основные задачи обучающегося 6.Преимущества интегрированного урока 7.Из опыта работы 8.Заключение 9.Список использованной литературы
3 слайд
Описание слайда:
Новизна Если ребят спросить, что Вы изучаете в школе? Они ответят: “Физику, математику, химию, историю, и т.д.”, никто не говорит: “Нас учат думать, размышлять, проводить исследования, анализировать, планировать свою деятельность, решать проблемы”. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка , литература и история тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве.
4 слайд
Описание слайда:
Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Описать конкретные события способна литература. Человеческие чувства выражает музыка. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. «Декоративно-прикладное искусство в истории» 2011г. География учитель Чернова Н.А. и ИЗО.«Искусство Гжели» изобразительное искусство и музыка, литература, кино.2012год. «Искусство в годы ВОВ» с учителем литературы Раздайводиной Л.А. 5-е классы 2015г
5 слайд
Описание слайда:
Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.) что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае – пространства предметов изучаемых в школе. Но как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит – нет интереса и тогда… в голове ученика – ветер, но…
6 слайд
Описание слайда:
Если ветер, если ветер В голове ученика, Что ни утро, что ни вечер – Он взлетает в облака. Вот была б такая скрепка Или специальный клей, Чтоб они держали крепко Улетающих детей! Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания. Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию. А дальше интеграция предметов. Музыка и литература. ИЗО и музыка с литературой. История и ИЗО. Технология и история. Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.
7 слайд
Описание слайда:
«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносим эту фразу…Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?» Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты Что я должна учитывать? В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы: что я делаю? (предмет деятельности); для чего я это делаю? (какова цель); как я это делаю? (формы, методы); какой это дает результат? за счет чего этот результат достигнут? Не для кого не секрет, что дети разделяют школьные предметы на главные и не главные, на те, что пригодятся в дальнейшей жизни, в институте и, те без которых можно обойтись. Зачастую к таким предметам ребята относят музыку , изобразительное искусство, технологию.
8 слайд
Описание слайда:
Из опыта работы Но именно эти уроки должны помочь детям познать всю красоту окружающего мира, чтобы они с огромным удовольствием постигали новое, чтобы эти уроки будили во всех ребятах желание творить. Проводя такие уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных методов, приемов, форм, технологий.
9 слайд
Описание слайда:
Для меня как для преподавателя изобразительного искусства очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Заслуживает внимания и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают в них интерес, дают большой эмоциональный заряд.
10 слайд
Описание слайда:
Заключение Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. Также в нашей школе есть все условия для применения и использование средств информационных технологий . Для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала ,а это создание презентаций, просмотра фильмов и водеороликов. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний. Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников базовых способностей: Мышление. Воображение. Целеполагание. Понимание. Действие.
11 слайд
Описание слайда:
Работа классного руководителя строится по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся ,через личные качества учителя» Проводимые мероприятия в 8-Г классе С пятого класса традиционные встречи и праздники для родителей «День матери», «Новый год и рождество», «День защитника отечества», «Весенний праздник 8-марта» и др.
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Поступление выпускников МБОУ ХСОШ №5 (художественно-эстетическое направление) за 3 года . 2012год – Данилова Валентина – Абрамцевское художественное училище; Гусев Александр-Колледж игрушки г.Сергиев Посад; Гарифова Юлиана – Московский областной колледж искусств; Завражнова Александра – Московский художественно-педагогический колледж; Мирзоян Мариам – Колледж игрушки г.Сергиев Посад ; Давыдова Алина – МГСУ, факультет архитектуры; 2013год – Вязьмикина Анастасия – МГСУ, факультет архитектуры; Акопян Армине – Абрамцевский колледж им.В.М.Васнецова, Мирзоян Анна – Высшая школа народных искусств; Николаева Ксения -Абрамцевское художественное училище 2014год – Дерябин Алексей – Московский художественный институт, Поликашина Лада – Абрамцевское художественно-промышленное училище, Мошкова Даша – Абрамцевское художественно-промышленное училище, Алехина Василиса – Абрамцевское художественно-промышленное училище, Буржалиев Имам – МГСУ, факультет архитектуры.
16 слайд
Описание слайда:
Литература Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования. Электронный ресурс. Режим ввода: https://teacher-of-russia.ru Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». М., 2001. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». М., 2001. Громыко Ю.В. Метапредмет «Задача». М., 2000. Кабардин О.Ф. Личностно-ориентированный подход к обучению. М, 2010. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». М., 1998. Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-004496
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник