Годовой жизненный цикл сезонные явления жизни птиц

Годовой жизненный цикл сезонные явления жизни птиц thumbnail

В ходе эволюции представители класса Птицы приобрели сложное поведение. Сезонные явления в жизни птиц обусловлены поиском наилучших условий для питания, размножения, проживания.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем биологии – более 19 лет.

Годовой жизненный цикл сезонные явления жизни птиц

Годовой цикл

Несмотря на особенности поведения каждого вида, птицы придерживаются годовых периодов. Какие сезонные явления наблюдаются в жизни птиц:

  • размножение;
  • гнездование и забота о потомстве;
  • послегнездовой период, линька;
  • подготовка к зиме;
  • зимовка.

Птицы зависимы от условий окружающей среды. Изменения температуры, влажности, продолжительности светового дня, кормовой базы являются сигналом к смене жизненного цикла.

Размножение

Весной становится теплее, сходит снег, появляются насекомые и первые растения. Начинается самый оживлённый период в жизни птиц, который называется токованием.

Это сложное поведение, направленное на привлечение полового партнёра. Каждый вид выработал свои приёмы токования:

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

  • пение – самцы, распевая «песни», призывают самок и сообщают другим самцам, что территория занята (соловей, жаворонок);
  • турниры и драки – самцы демонстрируют силу перед самками (тетерев);
  • брачные танцы – самцы привлекают самок своеобразными «танцами», подпрыгивая, приподнимая крылья, изгибаясь (вьюрки, журавли);
  • подарки – самцы преподносят самкам палочки для будущего гнезда, перья, камешки, бусины, рыбу (шалашники, крачки).

Брачные танцы птиц

Рис. 1. Брачные танцы птиц.

Птицы, в зависимости от вида, образуют разные пары:

  • долгосрочные – на несколько лет (лебеди, цапли, аисты);
  • сезонные – на один сезон (воробьи, ласточки);
  • краткосрочные – до насиживания яиц (фазаны, утки).

Некоторые птицы, например, глухари, не создают пары и взаимодействуют друг с другом только во время спаривания.

Гнездование

После спаривания птицы приступают к строительству гнезда. Этим занимаются самки, самцы или оба родителя. Строя гнёзда, птицы учитывают несколько особенностей:

  • маскировка – слияние с окружающей средой;
  • безопасность – недоступность хищникам и другим птицам;
  • комфорт – обеспечение сухости, тепла, мягкости.

Разные виды гнёзд

Рис. 2. Разные виды гнёзд.

Птицы гнездятся по одному (парами) или стаей. Сооружения делаются из подручных материалов, слюны или в естественных углублениях – ямках, расселинах, дуплах. После успешного строительства самка откладывает и насиживает яйца до выведения птенцов.

Линька

После появления на свет птенцы некоторое время находятся с родителями, которые кормят, защищают их и обучают полёту. Птенцы от взрослых особей отличаются наличием пуха, который по мере взросления заменяется перьями. У взрослых особей обновляются маховые перья. Смена перьевого покрова называется линькой.

Некоторые виды, в период линьки, полностью лишаются пуха и перьев, утрачивая способность летать. В этот период птицы теряют привлекательный облик, становятся уязвимыми и стараются прятаться. Новое оперение, как правило, более яркое и пышное.

Подготовка к зиме

Птицы интенсивно питаются, перемещаясь с места на место и осваивая новые территории. Некоторые собираются в стаи, чтобы мигрировать, другие запасают еду на зиму. Например, прячут под мох, корни, в дупла орехи, жёлуди, ягоды и даже трупы мышей (сычи).

Зимовка и миграция

В зависимости от способа зимовки птиц разделяют на три группы, которые описаны в таблице.

Группа

Особенности поведения

Примеры

Оседлые

– живут в одной местности круглый год;

– приспособились к всеядности;

– часто живут рядом с человеком, питаясь отходами

Галки, воробьи, голуби, сороки

Кочующие

– не имеют постоянных мест зимовки;

– перемещаются стаями с места на место в поисках пищи;

– весной возвращаются в места гнездования

Дятлы, синицы, клёсты, снегири

Перелётные

– собираются в стаи;

– совершают длительный перелёт в места с более благоприятным климатом;

– в месте зимовки ведут оседлый образ жизни;

– весной возвращаются обратно

Журавли, иволги, ласточки, стрижи

Крупные птицы при перелётах могут подниматься на высоту до 5 км и преодолевать 1000 км за сутки.

Стая перелётных птиц

Рис. 3. Стая перелётных птиц.

Что мы узнали?

Мы узнали кратко о роли сезонных явлений в жизни птиц. Поведение птиц связано с условиями окружающей среды. Для привлечения партнёра птицы токуют, в поисках пищи перелетают с места на место, для выведения птенцов выбирают более тёплый и обильный пищей сезон – весну-лето.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • 
  • Ульяна Сергиенко

    10/10

  • Саша Алексеев

    10/10

  • Элина Гималетдинова

    10/10

Читайте также:  Одна из стадий жизненного цикла сцифоидных медуз

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9. Всего получено оценок: 238.

Источник

Инфоурок

› Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц Учитель: Носова Е. В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

2 слайд

Описание слайда:

Основные этапы годового жизненного цикла зимовка Подготовка к размножению размножение После – гнездовая линька подготовка к зиме

3 слайд

Описание слайда:

Подготовка к размножению Увеличение половых желёз Миграция птиц к местам гнездовий Ухаживание, образование пар

4 слайд

Описание слайда:

Образование пар Ритуальное поведение и токование птиц-турнирные соревнования самцов (у большинства птиц) Брачные танцы Токовые полёты Барабанная дробь Пение

5 слайд

Описание слайда:

токование тетеревов

6 слайд

Описание слайда:

брачные танцы журавлей

7 слайд

8 слайд

Описание слайда:

венценосные журавли

9 слайд

10 слайд

Описание слайда:

барабання дробь дятлов

11 слайд

Описание слайда:

токовой полёт бекаса

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Описание слайда:

турухтаны

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

Описание слайда:

лесной конёк

20 слайд

21 слайд

22 слайд

Описание слайда:

шалашники

23 слайд

24 слайд

Описание слайда:

Певчие птицы Ритуальное поведение Пение Биологическое значение пения птиц: самцы песней сообщают окружающим, что территория занята Пение способствует физиологической зрелости партнёров, самки выбирают наиболее активно поющих самцов

25 слайд

Описание слайда:

Певчие птицы дрозд певчий

26 слайд

27 слайд

28 слайд

29 слайд

30 слайд

Описание слайда:

большая синица

31 слайд

32 слайд

33 слайд

34 слайд

Описание слайда:

Размножение Освоение гнездовых участков Созревание яйцеклеток Постройка гнезда Откладка яиц Насиживание Выкармливание птенцов и уход за ними Обучение птенцов полёту, добыванию пищи, защите от хищников

35 слайд

Описание слайда:

Гнёзда птиц Гнездо зимородка

36 слайд

37 слайд

38 слайд

Описание слайда:

Гнездо камышевки

39 слайд

40 слайд

41 слайд

42 слайд

43 слайд

Описание слайда:

гнёзда береговых ласточек

44 слайд

45 слайд

Описание слайда:

гнездо сороки

46 слайд

47 слайд

48 слайд

49 слайд

50 слайд

51 слайд

Описание слайда:

Гнёзда стрижей саланганов

52 слайд

53 слайд

54 слайд

Описание слайда:

Суп из гнёзд стрижей саланганов

55 слайд

56 слайд

57 слайд

58 слайд

59 слайд

60 слайд

61 слайд

62 слайд

63 слайд

64 слайд

Описание слайда:

Гнёзда на земле

65 слайд

66 слайд

Описание слайда:

Гнездо бекаса

67 слайд

68 слайд

69 слайд

70 слайд

71 слайд

72 слайд

Описание слайда:

Послегнездовая линька Смена старого оперения Изменение густоты оперения Изменение цвета оперения

73 слайд

Описание слайда:

Подготовка к зиме Интенсивное питание Накопление жира Заготовка корма на зиму Перелёты птиц Кочёвка птиц

74 слайд

Описание слайда:

Птицы оседлые Кочующие Перелётные Птицы по отношению к сезонным перемещениям

75 слайд

76 слайд

Описание слайда:

коростель

77 слайд

78 слайд

Описание слайда:

зимние гости свиристели

79 слайд

80 слайд

81 слайд

Описание слайда:

Дома Птицы., параграф 48, наблюдения, творческие работы С.р.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-124485

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

Инфоурок

› Биология ›Презентации›Презентация по биологии “Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

2 слайд

Описание слайда:

Цель: изучить особенности развития птиц и зависимость их жизнедеятельности от сезонных явлений в природе.

3 слайд

Описание слайда:

Дайте определение понятиям: птицы- клюв- миграции- киль- воздушные мешки- экстраполяция- зародышевый диск- яйцевый зуб- халазы-

4 слайд

Описание слайда:

Расскажите об особенностях строения органов размножения птиц, отметив черты, связанные с полетом.

5 слайд

Описание слайда:

Заполните таблицу Часть яйца Функции Часть яйца Функции

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Размножение: ритуальное поведение, токование, брачные танцы, пение.

12 слайд

Описание слайда:

Гнездостроение Гнездо не позволяет яйцам раскатываться, создает благоприятные условия для насиживания. Число яиц в кладке – наследственный признак. И определяется он у птенцовых птиц максимальным числом птенцов, которых могут выкормить родители, у выводковых птиц тем числом яиц, которое может поместиться под наседкой.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

Описание слайда:

Насиживание Время между откладыванием первого яйца и вылуплением последнего птенца. Мелкие певчие -2 недели Вороны, сороки, галки – 19 дней Курообразные – 21 день Чайки – 23-26 суток Хищные птицы -2 месяца

18 слайд

19 слайд

Описание слайда:

Птицы: оседлые, кочующие, перелетные. Оседлые – на зиму остаются в районах гнездования и дальних миграций не совершают. Кочующие – в послегнездовое время покидают районы гнездования , удаляясь от них на сотни и тысячи километров. Перелетные – улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в те области, где нет суровых зим.

20 слайд

Описание слайда:

Оседлые птицы: воробьи, синицы, голуби, вороны, галки и др.

21 слайд

Описание слайда:

Кочующие птицы: грач, серая ворона.

22 слайд

Описание слайда:

Перелетные птицы: соловьи, ласточки, иволги, зяблики, цапли и др.

23 слайд

Описание слайда:

Диаграмма численности видов птиц Долгоруковского района

24 слайд

Описание слайда:

Птицы ориентируются : по наземным приметам; по Солнцу; по звездам ; используют магнитное поле Земли.

25 слайд

Описание слайда:

Схема миграции белого аиста

26 слайд

27 слайд

Описание слайда:

Фотозагадка Что происходит на картинке?

28 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: Параграф 48, № 1-4, с. 227, записи в тетради.

29 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник: «Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.

Тема: § 47. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

Номер материала: ДБ-048011

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Цель – организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и сезонных явлений в жизни птиц.

Задачи :

  • Образовательные

– изучить приспособления птиц к сезонным явлениям в природе

  • Развивающие

-развивать умение самостоятельно приобретать новые знания , работать с дополнительнымиисточниками

  • Воспитательные

-учиться чуткому, бережному и ответственному отношению к природе

-активизация познавательного интереса учащихся.

Оборудование -таблицы, мультимедиа, чучела птиц,птичьи гнезда.

Тип урока: комбинированный.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Жизнь птиц осуществляется ритмически и это связанно с изменениями условий существования,обмена веществ и имеет важное приспособительное значение.

Годовой жизненный ритм складывается из ряда биологических периодов.

Из каких периодов складывается птичий год ?(работа с источниками, беседа)слайд № 2

Весна. Предгнездовой период. Прилет птиц.

Весну открывают птицы.

Вопрос учащимся: В каком порядке прилетают птицы? (Первыми к нам прилетают грачи ,появятся первые проталины- чибисы,скворцы,жаворонки,на полыньях-утки,по берегам трясогузки,в небе -лебеди,гуси ,вьются над водой-чайки.Птички, которые собирают на земле зерна или клюют почки – зяблики, щеглы , коноплянки прилетают раньше.Мухоловки ,горихвостки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.)

Вообщем,прилет идет не как попало ,а в строгом порядке:первыми к нам прилетают весной те птицы,что улетели от нас последними осенью; последними- те, что улетели первыми.

Выстраиваются птицы в пути по -разному. Слайд №3.

Задание учащимся: Определите птиц по полету.

Прилетев, начинают петь и поют до половины лета, пока не вырастут птенцы.

Вопрос: Какого биологическое значение пения птиц?

(Самцы привлекают самок пением,одновременно сообщая соперниках о занятости участка.

Кто не умеет петь – кричит.)Слайд №4

Вопрос: Какого биологическое значение токования , «брачных» нарядов и ритуальных танцев в жизни птиц ?

(Привлекают внимание самок.Самки выбирают наиболее активных, образуя с ними пару.)

Временные пары на один сезон- гуси; до периода насиживания- утки, фазаны;

Постоянные пары – лебеди, цапли, аисты, журавли, крупные хищные.

Лето.

Первая забота- свить гнездо для птенцов.

Для успешного размножения большое значение имеет удачно построенное гнездо.

Вопрос учащимся: Все ли птицы строят гнезда?(Нет, есть такие, что обходятся совсем без гнезда.Эти интересные факты вы можете узнать из книги В.Бианки « Наши птицы»).

Какой материал используют птицы для строительства гнезд? (Сучья ,травы или мох и т.д.)

Слайд № 5. Примеры гнезд.

Вопрос: можно ли приносить птичьи гнезда домой? (высказывания учащихся)

Вторая птичья забота – снести яйца и высидеть птенцов.

Как только гнездо готово, начинаетсяоткладка яиц.

Слайд №6.Вопрос: отчего зависит окраска и количество откладываемых яиц?

У птиц,откладывающих яйца в дуплах, норах закрытых гнездах, окраска яиц – белая.Яйца, откладываемые в открытых гнездах или на земле, обычно имеют пеструю окраску. Количество яиц- от 1 до 25.( у грифов-1, у орлов-2, у серой куропатки-24).

Вопрос : Можно ли брать яйца с гнезда? ( беседа с учащимися о бережном отношении к птицам)

Кто насиживает яйца?( самка, самец или поочередно).

Разное время насиживают птицы свои яйца.(Мелкие птицы -две недели;вороны, сороки, галки -до 19 суток; курообразные- до 21 суток; чайки -23-26 суток;крупные хищные -до 2-х месяцев)

Третья птичья забота- птенцов вскормить.

В зависимости от степени развития птенцов в первые дни жизни различают птиц птенцовых и выводковых. (см. рис.83)

Вопрос: чем отличаются птенцовые и выводковые птицы? Слайд №7

Птицы

птенцовые выводковые

Птенцы беспомощные, слепые, голые Покрыты пухом, хорошо видят

Требуют постоянной заботы Родители при опасности издают особый

Родители кормят их ,обогревают, сигнал тревоги и птенцы бросаются

активно защищают. в разные стороны.

Сразу же способны следовать за матерью.

Осень .

Послегнездовой период.

Вопрос: Каковы особенности жизни птиц в послегнездовой период?

После размножения у большинства птиц начинается линька – птицы теряют старые ,постершиеся перья , особенно сильно обнашиваются наиболее важные для полета маховые и рулевые перья,ухудшаются летательные способности , теплоизолирующие возможности перьев.

Значение : в результате линьки происходит смена сезонных и возрастных нарядов птиц.

Сменив оперение ,исхудавшие птицы начинают интенсивно питаться, откармливаясь перед зимовкой. В этот период птицы кочуют- перемещаясь на небольшие расстояния в поисках корма.

В зависимости от дальности перемещения в послегнездовое время птицы делятся на оседлых ,кочующих, перелетных. Слайд №8

Зима.

Много птиц улетает от нас на зиму в те области ,где нет суровых зим, в тропические и субтропические районы на юге Европы, в Африке, южной ,юго-восточной Азии, к берегам Каспийского и Черного морей. Учеными орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, места их зимовок, области пролета.

Вопрос учащимся: почему это важно? (т.к. охрана птиц не может ограничиваться только одним каким либо участком).

К основным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого используются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания.

Вопрос учащимся: как следует поступить, если вы нашли окольцованную птицу? (беседа с учащимися)

Оседлые птицы становятся более активны в поисках корма ,часто перемещаются ближе к жилью человека, где используют его пищевые отходы.

Кочующие птицы перемещаются в поисках пищи постоянно, не имеют постоянных мест зимовок.

Вывод:Годовой жизненный цикл птиц складывается из периодов спаривания, икубации, линьки и миграции.Кочевки и перелеты – это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий природы.

Закрепление изученного:

Домашнее задание: Прочитать параграф, ответить на вопросы и задания. Провести наблюдения за птицами в природе.( Стр.206)

Литература.

1.Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.М.Мнемозина,2012 г.

2.В.М.Константинов,В.Г.Бабенко,В.С.Кучменко. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-граф

3.О.А.Пепеляева,И.В.Сунцова.Поурочные разработки по биологии. М. «Вако» 2006 г.

4.В.Бианки. «Наши птицы» . Ленинград. изд. «Детская литература» 1969 г.

5.Ресурсы интернет.

Источник