Годовой жизненный цикл сезонные явления жизни птиц

В ходе эволюции представители класса Птицы приобрели сложное поведение. Сезонные явления в жизни птиц обусловлены поиском наилучших условий для питания, размножения, проживания.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем биологии – более 19 лет.
Годовой цикл
Несмотря на особенности поведения каждого вида, птицы придерживаются годовых периодов. Какие сезонные явления наблюдаются в жизни птиц:
- размножение;
- гнездование и забота о потомстве;
- послегнездовой период, линька;
- подготовка к зиме;
- зимовка.
Птицы зависимы от условий окружающей среды. Изменения температуры, влажности, продолжительности светового дня, кормовой базы являются сигналом к смене жизненного цикла.
Размножение
Весной становится теплее, сходит снег, появляются насекомые и первые растения. Начинается самый оживлённый период в жизни птиц, который называется токованием.
Это сложное поведение, направленное на привлечение полового партнёра. Каждый вид выработал свои приёмы токования:
ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой
- пение – самцы, распевая «песни», призывают самок и сообщают другим самцам, что территория занята (соловей, жаворонок);
- турниры и драки – самцы демонстрируют силу перед самками (тетерев);
- брачные танцы – самцы привлекают самок своеобразными «танцами», подпрыгивая, приподнимая крылья, изгибаясь (вьюрки, журавли);
- подарки – самцы преподносят самкам палочки для будущего гнезда, перья, камешки, бусины, рыбу (шалашники, крачки).
Рис. 1. Брачные танцы птиц.
Птицы, в зависимости от вида, образуют разные пары:
- долгосрочные – на несколько лет (лебеди, цапли, аисты);
- сезонные – на один сезон (воробьи, ласточки);
- краткосрочные – до насиживания яиц (фазаны, утки).
Некоторые птицы, например, глухари, не создают пары и взаимодействуют друг с другом только во время спаривания.
Гнездование
После спаривания птицы приступают к строительству гнезда. Этим занимаются самки, самцы или оба родителя. Строя гнёзда, птицы учитывают несколько особенностей:
- маскировка – слияние с окружающей средой;
- безопасность – недоступность хищникам и другим птицам;
- комфорт – обеспечение сухости, тепла, мягкости.
Рис. 2. Разные виды гнёзд.
Птицы гнездятся по одному (парами) или стаей. Сооружения делаются из подручных материалов, слюны или в естественных углублениях – ямках, расселинах, дуплах. После успешного строительства самка откладывает и насиживает яйца до выведения птенцов.
Линька
После появления на свет птенцы некоторое время находятся с родителями, которые кормят, защищают их и обучают полёту. Птенцы от взрослых особей отличаются наличием пуха, который по мере взросления заменяется перьями. У взрослых особей обновляются маховые перья. Смена перьевого покрова называется линькой.
Некоторые виды, в период линьки, полностью лишаются пуха и перьев, утрачивая способность летать. В этот период птицы теряют привлекательный облик, становятся уязвимыми и стараются прятаться. Новое оперение, как правило, более яркое и пышное.
Подготовка к зиме
Птицы интенсивно питаются, перемещаясь с места на место и осваивая новые территории. Некоторые собираются в стаи, чтобы мигрировать, другие запасают еду на зиму. Например, прячут под мох, корни, в дупла орехи, жёлуди, ягоды и даже трупы мышей (сычи).
Зимовка и миграция
В зависимости от способа зимовки птиц разделяют на три группы, которые описаны в таблице.
Группа | Особенности поведения | Примеры |
Оседлые | – живут в одной местности круглый год; – приспособились к всеядности; – часто живут рядом с человеком, питаясь отходами | Галки, воробьи, голуби, сороки |
Кочующие | – не имеют постоянных мест зимовки; – перемещаются стаями с места на место в поисках пищи; – весной возвращаются в места гнездования | Дятлы, синицы, клёсты, снегири |
Перелётные | – собираются в стаи; – совершают длительный перелёт в места с более благоприятным климатом; – в месте зимовки ведут оседлый образ жизни; – весной возвращаются обратно | Журавли, иволги, ласточки, стрижи |
Крупные птицы при перелётах могут подниматься на высоту до 5 км и преодолевать 1000 км за сутки.
Рис. 3. Стая перелётных птиц.
Что мы узнали?
Мы узнали кратко о роли сезонных явлений в жизни птиц. Поведение птиц связано с условиями окружающей среды. Для привлечения партнёра птицы токуют, в поисках пищи перелетают с места на место, для выведения птенцов выбирают более тёплый и обильный пищей сезон – весну-лето.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Ульяна Сергиенко
10/10
Саша Алексеев
10/10
Элина Гималетдинова
10/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 3.9. Всего получено оценок: 238.
Источник
Инфоурок
› Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц Учитель: Носова Е. В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
2 слайд
Описание слайда:
Основные этапы годового жизненного цикла зимовка Подготовка к размножению размножение После – гнездовая линька подготовка к зиме
3 слайд
Описание слайда:
Подготовка к размножению Увеличение половых желёз Миграция птиц к местам гнездовий Ухаживание, образование пар
4 слайд
Описание слайда:
Образование пар Ритуальное поведение и токование птиц-турнирные соревнования самцов (у большинства птиц) Брачные танцы Токовые полёты Барабанная дробь Пение
5 слайд
Описание слайда:
токование тетеревов
6 слайд
Описание слайда:
брачные танцы журавлей
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
венценосные журавли
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
барабання дробь дятлов
11 слайд
Описание слайда:
токовой полёт бекаса
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
турухтаны
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
лесной конёк
20 слайд
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
шалашники
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Певчие птицы Ритуальное поведение Пение Биологическое значение пения птиц: самцы песней сообщают окружающим, что территория занята Пение способствует физиологической зрелости партнёров, самки выбирают наиболее активно поющих самцов
25 слайд
Описание слайда:
Певчие птицы дрозд певчий
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
Описание слайда:
большая синица
31 слайд
32 слайд
33 слайд
34 слайд
Описание слайда:
Размножение Освоение гнездовых участков Созревание яйцеклеток Постройка гнезда Откладка яиц Насиживание Выкармливание птенцов и уход за ними Обучение птенцов полёту, добыванию пищи, защите от хищников
35 слайд
Описание слайда:
Гнёзда птиц Гнездо зимородка
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
Гнездо камышевки
39 слайд
40 слайд
41 слайд
42 слайд
43 слайд
Описание слайда:
гнёзда береговых ласточек
44 слайд
45 слайд
Описание слайда:
гнездо сороки
46 слайд
47 слайд
48 слайд
49 слайд
50 слайд
51 слайд
Описание слайда:
Гнёзда стрижей саланганов
52 слайд
53 слайд
54 слайд
Описание слайда:
Суп из гнёзд стрижей саланганов
55 слайд
56 слайд
57 слайд
58 слайд
59 слайд
60 слайд
61 слайд
62 слайд
63 слайд
64 слайд
Описание слайда:
Гнёзда на земле
65 слайд
66 слайд
Описание слайда:
Гнездо бекаса
67 слайд
68 слайд
69 слайд
70 слайд
71 слайд
72 слайд
Описание слайда:
Послегнездовая линька Смена старого оперения Изменение густоты оперения Изменение цвета оперения
73 слайд
Описание слайда:
Подготовка к зиме Интенсивное питание Накопление жира Заготовка корма на зиму Перелёты птиц Кочёвка птиц
74 слайд
Описание слайда:
Птицы оседлые Кочующие Перелётные Птицы по отношению к сезонным перемещениям
75 слайд
76 слайд
Описание слайда:
коростель
77 слайд
78 слайд
Описание слайда:
зимние гости свиристели
79 слайд
80 слайд
81 слайд
Описание слайда:
Дома Птицы., параграф 48, наблюдения, творческие работы С.р.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-124485
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Инфоурок
› Биология ›Презентации›Презентация по биологии “Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
2 слайд
Описание слайда:
Цель: изучить особенности развития птиц и зависимость их жизнедеятельности от сезонных явлений в природе.
3 слайд
Описание слайда:
Дайте определение понятиям: птицы- клюв- миграции- киль- воздушные мешки- экстраполяция- зародышевый диск- яйцевый зуб- халазы-
4 слайд
Описание слайда:
Расскажите об особенностях строения органов размножения птиц, отметив черты, связанные с полетом.
5 слайд
Описание слайда:
Заполните таблицу Часть яйца Функции Часть яйца Функции
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Размножение: ритуальное поведение, токование, брачные танцы, пение.
12 слайд
Описание слайда:
Гнездостроение Гнездо не позволяет яйцам раскатываться, создает благоприятные условия для насиживания. Число яиц в кладке – наследственный признак. И определяется он у птенцовых птиц максимальным числом птенцов, которых могут выкормить родители, у выводковых птиц тем числом яиц, которое может поместиться под наседкой.
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Насиживание Время между откладыванием первого яйца и вылуплением последнего птенца. Мелкие певчие -2 недели Вороны, сороки, галки – 19 дней Курообразные – 21 день Чайки – 23-26 суток Хищные птицы -2 месяца
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Птицы: оседлые, кочующие, перелетные. Оседлые – на зиму остаются в районах гнездования и дальних миграций не совершают. Кочующие – в послегнездовое время покидают районы гнездования , удаляясь от них на сотни и тысячи километров. Перелетные – улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в те области, где нет суровых зим.
20 слайд
Описание слайда:
Оседлые птицы: воробьи, синицы, голуби, вороны, галки и др.
21 слайд
Описание слайда:
Кочующие птицы: грач, серая ворона.
22 слайд
Описание слайда:
Перелетные птицы: соловьи, ласточки, иволги, зяблики, цапли и др.
23 слайд
Описание слайда:
Диаграмма численности видов птиц Долгоруковского района
24 слайд
Описание слайда:
Птицы ориентируются : по наземным приметам; по Солнцу; по звездам ; используют магнитное поле Земли.
25 слайд
Описание слайда:
Схема миграции белого аиста
26 слайд
27 слайд
Описание слайда:
Фотозагадка Что происходит на картинке?
28 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Параграф 48, № 1-4, с. 227, записи в тетради.
29 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Учебник: «Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.
Тема: § 47. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц
Номер материала: ДБ-048011
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
Цель – организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и сезонных явлений в жизни птиц.
Задачи :
- Образовательные
– изучить приспособления птиц к сезонным явлениям в природе
- Развивающие
-развивать умение самостоятельно приобретать новые знания , работать с дополнительнымиисточниками
- Воспитательные
-учиться чуткому, бережному и ответственному отношению к природе
-активизация познавательного интереса учащихся.
Оборудование -таблицы, мультимедиа, чучела птиц,птичьи гнезда.
Тип урока: комбинированный.
План:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Жизнь птиц осуществляется ритмически и это связанно с изменениями условий существования,обмена веществ и имеет важное приспособительное значение.
Годовой жизненный ритм складывается из ряда биологических периодов.
Из каких периодов складывается птичий год ?(работа с источниками, беседа)слайд № 2
Весна. Предгнездовой период. Прилет птиц.
Весну открывают птицы.
Вопрос учащимся: В каком порядке прилетают птицы? (Первыми к нам прилетают грачи ,появятся первые проталины- чибисы,скворцы,жаворонки,на полыньях-утки,по берегам трясогузки,в небе -лебеди,гуси ,вьются над водой-чайки.Птички, которые собирают на земле зерна или клюют почки – зяблики, щеглы , коноплянки прилетают раньше.Мухоловки ,горихвостки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.)
Вообщем,прилет идет не как попало ,а в строгом порядке:первыми к нам прилетают весной те птицы,что улетели от нас последними осенью; последними- те, что улетели первыми.
Выстраиваются птицы в пути по -разному. Слайд №3.
Задание учащимся: Определите птиц по полету.
Прилетев, начинают петь и поют до половины лета, пока не вырастут птенцы.
Вопрос: Какого биологическое значение пения птиц?
(Самцы привлекают самок пением,одновременно сообщая соперниках о занятости участка.
Кто не умеет петь – кричит.)Слайд №4
Вопрос: Какого биологическое значение токования , «брачных» нарядов и ритуальных танцев в жизни птиц ?
(Привлекают внимание самок.Самки выбирают наиболее активных, образуя с ними пару.)
Временные пары на один сезон- гуси; до периода насиживания- утки, фазаны;
Постоянные пары – лебеди, цапли, аисты, журавли, крупные хищные.
Лето.
Первая забота- свить гнездо для птенцов.
Для успешного размножения большое значение имеет удачно построенное гнездо.
Вопрос учащимся: Все ли птицы строят гнезда?(Нет, есть такие, что обходятся совсем без гнезда.Эти интересные факты вы можете узнать из книги В.Бианки « Наши птицы»).
Какой материал используют птицы для строительства гнезд? (Сучья ,травы или мох и т.д.)
Слайд № 5. Примеры гнезд.
Вопрос: можно ли приносить птичьи гнезда домой? (высказывания учащихся)
Вторая птичья забота – снести яйца и высидеть птенцов.
Как только гнездо готово, начинаетсяоткладка яиц.
Слайд №6.Вопрос: отчего зависит окраска и количество откладываемых яиц?
У птиц,откладывающих яйца в дуплах, норах закрытых гнездах, окраска яиц – белая.Яйца, откладываемые в открытых гнездах или на земле, обычно имеют пеструю окраску. Количество яиц- от 1 до 25.( у грифов-1, у орлов-2, у серой куропатки-24).
Вопрос : Можно ли брать яйца с гнезда? ( беседа с учащимися о бережном отношении к птицам)
Кто насиживает яйца?( самка, самец или поочередно).
Разное время насиживают птицы свои яйца.(Мелкие птицы -две недели;вороны, сороки, галки -до 19 суток; курообразные- до 21 суток; чайки -23-26 суток;крупные хищные -до 2-х месяцев)
Третья птичья забота- птенцов вскормить.
В зависимости от степени развития птенцов в первые дни жизни различают птиц птенцовых и выводковых. (см. рис.83)
Вопрос: чем отличаются птенцовые и выводковые птицы? Слайд №7
Птицы
птенцовые выводковые
Птенцы беспомощные, слепые, голые Покрыты пухом, хорошо видят
Требуют постоянной заботы Родители при опасности издают особый
Родители кормят их ,обогревают, сигнал тревоги и птенцы бросаются
активно защищают. в разные стороны.
Сразу же способны следовать за матерью.
Осень .
Послегнездовой период.
Вопрос: Каковы особенности жизни птиц в послегнездовой период?
После размножения у большинства птиц начинается линька – птицы теряют старые ,постершиеся перья , особенно сильно обнашиваются наиболее важные для полета маховые и рулевые перья,ухудшаются летательные способности , теплоизолирующие возможности перьев.
Значение : в результате линьки происходит смена сезонных и возрастных нарядов птиц.
Сменив оперение ,исхудавшие птицы начинают интенсивно питаться, откармливаясь перед зимовкой. В этот период птицы кочуют- перемещаясь на небольшие расстояния в поисках корма.
В зависимости от дальности перемещения в послегнездовое время птицы делятся на оседлых ,кочующих, перелетных. Слайд №8
Зима.
Много птиц улетает от нас на зиму в те области ,где нет суровых зим, в тропические и субтропические районы на юге Европы, в Африке, южной ,юго-восточной Азии, к берегам Каспийского и Черного морей. Учеными орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, места их зимовок, области пролета.
Вопрос учащимся: почему это важно? (т.к. охрана птиц не может ограничиваться только одним каким либо участком).
К основным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого используются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания.
Вопрос учащимся: как следует поступить, если вы нашли окольцованную птицу? (беседа с учащимися)
Оседлые птицы становятся более активны в поисках корма ,часто перемещаются ближе к жилью человека, где используют его пищевые отходы.
Кочующие птицы перемещаются в поисках пищи постоянно, не имеют постоянных мест зимовок.
Вывод:Годовой жизненный цикл птиц складывается из периодов спаривания, икубации, линьки и миграции.Кочевки и перелеты – это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий природы.
Закрепление изученного:
Домашнее задание: Прочитать параграф, ответить на вопросы и задания. Провести наблюдения за птицами в природе.( Стр.206)
Литература.
1.Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.М.Мнемозина,2012 г.
2.В.М.Константинов,В.Г.Бабенко,В.С.Кучменко. Биология .Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-граф
3.О.А.Пепеляева,И.В.Сунцова.Поурочные разработки по биологии. М. «Вако» 2006 г.
4.В.Бианки. «Наши птицы» . Ленинград. изд. «Детская литература» 1969 г.
5.Ресурсы интернет.
Источник