Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном цикле

Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном цикле thumbnail

Познавательное отношение строится на суждениях человека и явлениях мира. Понятие «гносеология» – означает учение о познании. Кратко «гносеология» – раздел философии, изучающий природу познания, методологию, и чем отличается знание от действительности. Есть несколько решений проблем познания в гносеологии:

1. Оптимизм. Представители считают, что познать окружающую среду можно в независимости от того, как много мы о ней знаем.

2. Пессимизм. Представители сомневаются в возможностях познания среды. Это решение делится на два вида:

Скептицизм – человек не знает ответа на вопрос, не уверен в нем. Скептическое отношение превращается в отельный способ познания мира.

Агностицизм – человек уверен, что познание мира невозможно, за счет недостаточного количества объяснений окружающей действительности, а только через ограниченный чувственный опыт.

Вопросы гносеологии изучались давно, а c 19-20 века ознаменовались формированием конвенционализма – концепции, похожей на агностицизм, и уверяющей, что доказательства науки возникают благодаря согласованию фактов ученых. Теория познания основана на непрерывном углублении и

изменения наших знаний с помощью преобразований действительности.

Философская гносеология

Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.

Суть познания в гносеологии основана на диалектике – то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.

Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.

Направления гносеологии

Сознание людей обладает несколькими формами гносеологического познания. Интуиция относится к иррациональной форме, рассудок – к рациональности, инстинкт – к эмпиризму, чувственное познание – к сенсуализму. Это основные направления гносеологии, развивающие эту науку. Однако они таят в себе много особенностей и деталей:

Иррационализм. Это направление занимается объединением разных философских систем, но обычно продолжает показывать только мистическую картину мира. Этот процесс использует исключительно интуицию, не затрагивая остальные формы познания. Чаще всего подобное направление фигурирует в религиозных проповедях, интеллектуальных и неожиданных озарениях ученых, вдохновениях творческих людей. Однако при интуитивном методе познания есть только один вариант поиска правды – созерцание.

Рационализм. Направление, которое признает рассудочные суждения главной истиной. Логичность обработки материала в рационализме приводит к вроде и понятной определенности, но универсальной и не совсем правильной из-за недостатка опыта и практики. Рассудок полагается только на теорию и умозаключения. В 17-18 веках он стал главным философским источником познания и Просвещения.

Эмпиризм. Направление, связанное с чувственным опытом и ощущениями, появилось в 17-18 веках. Суть мышления в эмпиризме основана на подтверждении теорий, что отличает ее от рационализма. Научная база соотносится с эмпирическими доводами, потому что факты проверяются на практике. Существует два вида этого направления:

• Идеалистический – опирается на инстинкты и чувства человека.

• Материалистический – появился в Новом времени, и основывался на теориях Бэкона, Гоббса и многих других материалистов 18 века.

Они полагали, что органичность сочетания внутренней мысли и внешнего опыта помогает лучше познать мир.

Сенсуализм. Считается, что достоверность познания определяется телесными ощущениями и чувствами. Результат достигался чувственными наблюдениями (зрение, слух и т.д.) и использовал три вида форм познания:

• Ощущение – отображение свойства предмета и его структуры в человеческом сознании и определение, как именно воздействует этот предмет на органы чувств.

• Восприятие – полное представление о предмете, который человек закладывает в сознание после наблюдения.

• Представление – влияние на память человека, при котором он может вспомнить, как выглядел этот предмет, без помощи двух предыдущих форм познания.

Главными представителями сенсуализма были: Аристотель, который говорил, что в разум полагается на чувства, Эпикур, а уже позже Дидро, Ламетри и др. Их теории познания в гносеологии заключались в сопоставлении ощущения с восприятием всего мира вокруг. Они утверждали, что сознание человека формируется с помощью внешней среды.

Читайте также:  Какой цикл между месячными

Существует еще одно направление гносеологии, которого придерживался Иммануил Кант. Это – критицизм. Основная его суть основана на следующем тезисе: созерцать мир можно только вслепую без понятий, а они в свою очередь бесполезны без созерцания.

Гносеология располагает самостоятельностью от остальных разделов философии, потому что благодаря различным направлениям помогает человеку сознательно воспринять окружающий мир.

Связь онтологии и гносеологии

Онтология – это еще один раздел философии, который изучает сопоставление всех реальностей и бытие. Под реальностью понимается объективная, физическая, субъективная, социальная и виртуальная.

Взаимозависимость гносеологии и онтологии проявляется в сопоставлении вопросов о существовании предметов и вопросов о познании человеком свойств предмета. Познавательная особенность гносеологии развивает в мышлении человека рассуждения о том, как получить знание о явлениях вокруг. Даже сейчас подобная зависимость двух философских разделов развивается, потому что ученые и философы стараются создать целостную систему всех учений и направлений.

Проблемы гносеологии

Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.

Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:

• Мистический, например, в Библейских текстах.

• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.

Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.

Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.

20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.

Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.

Современная гносеология

В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.

Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.

Источник

Проблема познавательной деятельности заключается в установлении составляющих этого процесса, того, как он происходит и от чего зависит.

Для понятия процесса познания требуется анализ не индивидуальных механизмов, которые действуют в психике, позволяющих тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а общих оснований, позволяющих рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Проблемы познания исследует раздел философии (или философская наука) под названием «гносеология».

Гносеология

Гносеология, или философская теория познания, возникает вместе с философией, с переходом человеческой науки от мифа к логосу.

«Логос» в древнегреческой мифологии первоначально означал «слово», «речь», а позже – «мысль, понятие, разум, мировой закон».

Античная философия оформляется как рациональный, умственный способ познания мира и человека. Исходной проблемой теории познания становится проблема иллюзии и реальности, их различия, а отсюда – проблема понятия и знания, а также проблема обоснования возможности достижения истинного знания.

При становлении христианской религии сформировалась новая, христианская (или святоотеческая) гносеология. Согласно святоотеческой гносеологии, человеку должна быть присуща новая соответствующая форма познания – познание верой. Согласно христианской гносеологии, познание верой преодолевает пределы умозрительных понятий, поскольку оно совершается не только по законам формальной логики, но в логике сопричастности той истине, которая превосходит имманентную реальность.

Святоотеческое гносеология соответствующим образом выводит познание за рациональные пределы.

Познание Бога основывается на логике мышления или на рациональном созерцании, оно основывается на опыте, который всегда определен, локальном, временном и личностном характере. Евхаристией и молитвой преодолеваются антиномии разума, рациональное мышление уступает духовному зрению. В святоотеческой гносеологии богословское знание не отделено от евхаристического призвания человека.

Позже формируется новая теория познания, которая является философским учением о познавательной способности человека, о природе знания, о возможности достижения истинного знания, условия и критерии его достоверности.

Основными вопросами гносеологии являются:

  • как человек познает окружающий мир и себя?
  • каковы этапы, или степени познания?
  • что такое истина?
  • как отличить истинное знание от ошибки, ложного знания?
  • как можно (и можно ли вообще) постичь истину?
Читайте также:  Задержка цикла после ярины

Гносеология должна различать субъект и объект познания (ведь мы стремимся получить достоверное, объективное знание и о самом субъекте, например, о душевном состоянии другого человека). Но этот гносеологический угол зрения не должен абсолютизироваться, поскольку познание является лишь частью целостного процесса освоения мира человеком. Кроме познавательной деятельности есть и практическая жизнедеятельность людей, а также мир культуры и человеческой духовности. Человек и его мир является частью универсального бытия. И здесь не может быть разрыва между субъектом (человеком) и бытием.

Бытием является и объект, и субъект.

Это значит, что всегда надо осознавать относительность гносеологического разделения на субъект и объект познания, его целесообразность только в рамках познавательной деятельности. Познание может быть правильно осмысленным, если оно рассматривается в связи со всеми формами человеческой жизни в мире природы и культуры.

Идеи гносеологии

Основными установками и идеями современной гносеологии являются следующие.

  1. Познание является процессом самораскрытия объективного бытия через бытие человека. Познавательная деятельность является частью всей жизнедеятельности человека, а человеческое бытие – долей универсального бытия мира. Задача гносеологии познать объект в его единстве с бытием человека, как субъекта познания.
  2. Субъект познания включен в универсальное бытие, в реальный мир, в связи с другими субъектами. Поэтому субъект в современной гносеологии понимается как коммуникативный субъект.
  3. Объект познания не является обесчеловеченным миром, он может быть представлен по крайней мере тремя сферами: средой, что существует независимо от человека и исследуется традиционными методами научного познания; миром культуры и истории, что создается совокупной деятельностью людей; в) внутренним миром человека – миром человеческих переживаний, чувств, представлений. Для познания человеческой духовности и культуры нужны особые методы, поэтому в современной философии разработана методология социального и гуманитарного знания.
  4. Процесс познания внедрен в жизненном мире человека, поэтому наука является одной из нескольких возможных видов знания, постоянными её спутниками являются донаучное и вненаучное знания, значение которых не меньше, чем самой науки.

Тест по теме “Проблемы познания в истории философии. Гносеология”

Источник

Понятие гносеологии

Определение 1

Гносеология – это наука о познании, она занимается изучением способов получения информации человеком, изучает путь от незнания к просвещенности, а также истоки чистого знания

Термин «гносеология» образуется от двух греческих слов: «гносео» – «знаю» и «логос» – «слово».

Основная задача гносеологии – выявить общие и необходимые свойства и закономерности познавательной деятельности, составить целостное представление о нем. Для этого гносеологии необходимо исследовать разнообразные типы познания, начиная обыденным, повседневным и доходя до сложнейших форм мистического и научного познания.

Изначально изученной информации являлось составной частью философских изысканий, позднее выделившись в отдельную сферу. В философии гносеология является разделом, который занимается изучением границ личностного познания. Он сопутствует основной ветви с самого начала ее возникновения. Как только люди смогли открыть для себя новый вид духовной работы и творчества, сразу возник ряд сомнений о подтверждении подлинности получаемых знаний, начали противопоставлять поверхностные данные и глубинный смысл.

Читайте также:  Почему постоянно разный цикл

Теория гносеологии не сразу сформировалась в своем окончательном варианте, ее четкие очертания можно отследить уже в философии античности. Тогда же начали появляться формы и виды познания, а также провели анализ доказательности знания и рассмотрели вопросы, касающиеся обретения истинного знания, которые и привели к развитию скептицизма – отдельного течения внутри дисциплины. В Средних веках из-за изобретения мировоззрения религиозного оттенка гносеология начала противопоставлять способности разума божественному откровению. Благодаря сложности задачи в этом периоде дисциплина значительно продвинулась.

На заложенном фундаменте в период Нового времени произошли существенные изменения в философской науке, которые поставили проблему познания на первый план. Был создан классический тип науки, которая в 1832 году была названа гносеология. Такой рывок был возможен только благодаря переосмыслению человеком своего места в мире, он перестает быть просто игрушкой в руках каких-то высших сил и приобретает собственные волю и ответственность.

Круг проблем гносеологии

Богатая история гносеологии и разнообразие философских школ ставят перед ней много вопросов, на которые требуется дать ответ. К основным проблемам гносеологии относят следующие:

  1. Причины познания – предполагает уточнение предпосылок к поиску объяснений происходящих событий. Принято считать, что предпосылками является потребность предугадать грядущие события при высокой сложность системы, без чего будет постоянно запаздывать ответ на новые вопросы.
  2. Условия получения знаний – включают три компонента: природу, человека и форму отображения реальности при узнавании.
  3. Поиск источника знания – гносеологией данный вопрос изучается через несколько задач, которыми должно обеспечиваться представление о начальном носителе информации, то есть об объекте познания.

В процессе совершенствования философской мысли было выделено несколько направлений гносеологии:

  • Наивный реализм: мерило истины – это органы чувств, разница человеческого восприятия и реального положения вещей отсутствует.
  • Сенсуализм – познание, основанное только на чувствах, если они отсутствуют, то информация в разуме не появится, так как человек базируется только на чувствах, считая, что за их пределами мира нет.
  • Рационализм – истинное знание может быть получено только через разум, не учитывая данные, которые передаются от органов чувств, которые искажают действительность.
  • Скептицизм – предполагает сомнения в каждом из пунктов знания, требует не соглашаться с авторитетным мнением, пока не произведет собственную оценку.
  • Агностицизм – предполагает невозможность полного изучения мира и чувств, а разум предоставляет лишь обрывочные знания, которых мало, чтобы получить полную картину.
  • Когнитивный оптимизм – делает возможным получение исчерпывающего знания об окружающем мире.

Современная гносеология

Наука не может долго оставаться в стагнации, так как в процессе своего развития на нее оказывают воздействие другие дисциплины. На сегодняшний день новыми направлениями в гносеологии можно считать когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм, которые принято рассматривать на стыке нескольких дисциплин. Помимо философии сюда принято относить психологию, методологию, информатику, историю науки и логику. Можно предположить, что такого рода синтез подходов помогает более глубоко разбираться в проблеме, уходя при этом от поверхностного изучения.

Сущность познавательного интереса человечества к окружающему его миру составляет отражение действительности. Происхождение сознания само по себе органически связано с одним из всеобщих свойств материи – отражением. Отражение, как свойство сознания проявляется в его специфических и развитых формах тем, что человеческий мозг, при взаимодействии с внешним миром посредством органов чувств и нервной системы, способен отражать его.

Однако самим таким взаимодействием предполагается наличие контакта человека и окружающего его мира, формы и характер которого определяются его опытом и социальной практикой. То есть, у познавательного отношения человека к миру имеет социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания является, по сути, сложным диалектическим взаимодействием между объектом и субъектом. В качестве объекта познания может выступать не только природа, но общество. Как субъект познания рассматривается человек, в каждую из эпох его существования, а отдельный человек часто принимает на себя роль субъекта познания в качестве его представителя.

Источник