Фортепианный цикл годы странствий

Это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства вообще. Этот цикл занимает совершенно особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е – 70-е годы), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много, по нескольку раз переделывая отдельные пьесы.

История создания цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д’Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Свои впечатления от Швейцарии композитор воплотил в цикле «Альбом путешественника». Позднее многие пьесы «Альбома» были переработаны и составили первую тетрадь «Странствий» – «Первый год. Швейцария» (окончательная редакция – 1855г.)

Если пьесы Первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго («Второй год. Италия») – связано с впечатлениями от итальянского искусства – поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело).

«Третий год странствий» был написан позже двух первых, он отличается от них и по образам, и по средствам выражения – более тонким и изысканным. В музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Господствует религиозная тематика.

Три «года», таким образом, становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.

Цикл «Годы странствий» особенно показателен в плане того, как последовательно проводил Лист мысль о синтезе искусств, как внимательно относился к воплощению своих программных замыслов. Заглавный лист каждой пьесы, помимо поэтических эпиграфов, цитат, целых выдержек из литературных произведений [1], содержал рисунок, специально выполненный художником Кречмером.

Содержание I года (Швейцария):

1. Часовня Вильгельма Телля (в качестве эпиграфа – девиз швейцарских повстанцев в борьбе за национальное освобождение: «Один за всех, все за одного»)

2. На Валленштадском озере (эпиграф из «Чайльд Гарольда» Байрона)

3. Пастораль

4. У родника (эпиграф из Шиллера)

5. Гроза (эпиграф из «Чайльд Гарольда»)

6. Долина Обермана (эпиграф из романа французского романтика Сенанкура «Оберман»)

7. Эклога («Чайльд Гарольд»)

8. Тоска по родине

9. Женевские колокола.

Содержание II года (Италия):

1. Обручение (по знаменитой картине Рафаэля с изображением бракосочетание девы Марии с Иосифом. Ее репродукция, по желанию Листа, была помещена на титульном листе оригинального издания)

2. Мыслитель (пьеса создана под впечатлением от микеланджеловской статуи Ночи в гробнице Медичи во Флоренции; на титульном листе, помимо репродукции, помещены слова Микеланджело на пьедестале)

3. Канцонетта Сальватора Розы (эпиграфом стали слова песни этого выдающегося итальянского художника, поэта и музыканта 17 века)

4. Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)

5 Сонет Петрарки № 104 (E-dur)

6. Сонет Петрарки № 123 (As-dur). Во многих изданиях в качестве поэтической программы сонетов приводится итальянский текст соответствующих стихотворений Петрарки.

7. После прочтения Данте (фантазия-соната).

Дополнение ко второму году странствий – «Венеция и Неаполь»

Сюда вошли три популярные пьесы, рисующие картины итальянской народной жизни: «Гондольера», «Канцона» и «Тарантелла», где Лист использовал темы подлинных итальянских народных мелодий.

Содержание III года:

1. Angelus

2. У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия.

3. У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия.

4. Фонтаны виллы д’Эсте

5. В венгерском стиле

6. Похоронный марш

7. Sursum corda (Ввысь сердца).

«Долина Обермана»

Наиболее масштабная пьеса швейцарского цикла – «Долина Обермана», навеянная романом французского писателя Сенанкура. Центральный персонаж, Оберман – характерный тип разочарованного героя. Приводимые Листом в качестве эпиграфов цитаты из романа достаточно красноречивы: «Чего я хочу? Что я такое?» и так далее.

В этой пьесе композитор впервые последовательно применяет свой излюбленный принцип монотематизма. Она построена на свободном чередовании 4х контрастных разделов, в основе которых лежат образные трансформации одной и той же темы. Это типичная для романтиков «тема вопроса», которая удивительно близка созданной спустя 40 лет арии Ленского, где герой также вопрошает судьбу.

В I разделе эта тема звучит элегически, как печальный монолог героя. Она имеет ярко выраженную виолончельную окраску, строится на секундовых интонациях в нисходящем движении. В тональном отношении очень неустойчива: в первом своем проведении она из e-moll через «шубертовскую S» (c-moll) модулирует в g-moll, а во 2-м предложении, таким же образом, из g-moll в b-moll, т.о. минорный колорит становится всё более «глубоким». Далее из темы вычленяется начальная фраза, которая интенсивно разрабатывается, усложняется гармонически, фактурно, ритмически.

Музыка 2 раздела олицетворяет возвышенные мечты героя. Основная тема проходит в хрупком верхнем регистре в C-dur, светло и нежно.

В 3 разделе (e-moll) интонации темы растворяются в бурных пассажах на фоне тремоло, олицетворяя жизненные бури.

В последнем, 4 разделе (E-dur) на ее основе вырастает гимн любви и счастью, музыка звучит страстно и восторженно, однако в момент высшей кульминации ликование внезапно обрывается, уступая место первоначальному вопросу. В иной фактуре он звучит более трагедийно – ответа нет…

Читайте также:  Linux bash скрипт цикл

Глубина содержания, масштабность формы, ярчайшие образные трансформации исходного материала – все это предвосхищает будущие симфонические поэмы Листа, прежде всего «Прелюды».

Второй «год», вдохновленный искусством итальянского Возрождения, содержит контрасты более глубокие, порожденные философским осмыслением жизни. Первые две пьесы сразу же очерчивают их размах: светлое, возвышенное «Обручение» и суровый «Мыслитель» (своеобразное «momento mori»).

«Мыслитель»

Пьеса «Мыслитель» создана под впечатлением от надгробной скульптуры Микеланджело в капелле Медичи во Флорен­ции. Четыре фигуры, расположенные у подножия статуи Лоренцо Медичи, представляют собой аллегории време­ни – Утро, День, Вечер и Ночь. Особенно значима последняя, символизирующая образ Смерти. Микеланджело посвятил этой аллегории трагический сонет, который и послужил эпиграфом к «Мыслителю»:

Отрадно спать – отрадней камнем быть.

О, в этот век – преступный и постыдный –

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

Прошу: молчи – не смей меня будить.

Трагический образ пьесы связан с размышлениями о неизбежности страданий, горя и смерти. Интонационное зерно темы образуют октавные унисоны, пунктирный ритм в сочетании с синкопой (некоторое сходство с пассакалией), скупая, аскетичная фактура. Тональность cis-moll изначально предполагает большую сложность и остроту гармонического языка.

В этой пьесе сосредоточены важнейшие элементы листовской гармонии. Это, в частности, «шубертовская» субдоминанта и тесно связанный с ней малый с уменьшенной квинтой септ­аккорд. В среднем разделе трехчастной формы появляется увеличенное трезвучие – один из характернейших листовских аккордов, используемый нередко для совершения далеких модуляций на основе энгармонизма. В данном случае это переход из e-moll в g-moll, образую­щий вместе с основной тональностью малотерцовую цепь секвенции, по­добную аналогичной секвенции в «Долине Обермана». Все «проходяшие» тональности обозначены трезвучиями без терции с «пустыми» квинтами и параллельными ходами квинт и октав. В репризе появляется фигурационная линия басового голоса с нисходящим хроматическим ходом от I к V ступени, усиливающим ассоциации с пассакальей. Кульминация выделе­на трезвучием F-dur – единственный во всей пьесе ярко звучащий мажорный аккорд. Репризный раздел расширяет цель нераз­решенных доминантовых аккордов. Здесь особенно заостряется выразительностъ верхнего голоса, появляются секундовые мотивы lamento, вно­сящие более мягкий, печальный оттенок. В коде возвращается начальная ритмоинтонация. Круг развития замыкают три октавных унисона (рр) – символический мотив «тайны бытия», подобный вступлениям в Сонате h-moll и «Прелюдах».

«Сонеты Петрарки»

Три «Сонета Петрарки» считаются высшим выражением любовной лирики Листа. Здесь композитор Лист достиг наивысшего синтеза вокального и инструментального начал, хотя в отличие, скажем, от ноктюрнов «Грезы любви», сонеты не являются переложениями вокальных сочинений. Во всех трех пьесах явно ощущается вокальная основа: в каждой – три проведения темы подобны трем «куплетам», которые завершаются развитой кодой. Эта кода соответствует двум последним строкам поэтического текста.[2]

В Сонете № 104 (E-dur) единая волна нарастания эмоции охватывает всю пьесу: от характерного для Листа изложения ариозно-декламационной мелодии (на фоне скупых арпеджиато) – через фактурное ее превращение в ноктюрн (2-е проведение) – к ликованию и экстазу – в 3-ем, отличающемся концертностью, виртуозностью.

В двух других сонетах фактурно-мелодическое варьирование «куплета» дополняется танально-колористическим (с использованием излюбленных Листом терцовых рядов). Так, умиротворенное начало вторых «куплетов» в более прозрачных тональностях подчеркивает послекульминационный спад напряжения и начало следующей волны, приводящей к главной, вершинной кульминации всей пьесы.

[1] Большинство из них заимствовано из поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», что закономерно: именно к Байрону уходят истоки листовского замысла (об этом говорит и сходство названий: в оригинале – «Годы паломничества»).

[2] Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия и 2 трехстишия.

Источник

Ференц Лист «Годы странствий»

«Фортепианный Паганини» – так современники восхищённо называли выдающегося венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. Виртуозный музыкант, которому в то время не было равных, своим мастерством исполнителя покорял слушателей. Однако Лист-пианист связан неразделимо с Листом-композитором, создавшим для фортепиано много прекрасных творений, в которых отразился его неотразимый патетический стиль исполнения. Будучи романтиком, он сочинял программные произведения и объединял их в сборники. Один из циклов, поистине являющийся грандиозным, Лист сочинял почти на протяжении всей своей творческой жизни. Названный композитором «Годы странствий», он не только включает в себя живописные пьесы с ярким тематическим материалом, но и наглядно выявляет три важных этапа духовного формирования гениального музыканта.

Историю создания цикла «Годы странствий» Листа, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Период в жизни Ференца Листа в тридцатые годы был интересным и насыщенным, и не только касательно его творчества. В 1833 году он познакомился с подругой Жорж Санд графиней Мари д’Агу – писательницей, печатавшейся под псевдонимом Даниэль Стерн. Замужняя красавица, сразу пленившая сердце гениального музыканта, через два года оставила мужа и уехала со своим возлюбленным в длительное романтическое путешествие: сначала в Швейцарию, а затем в Италию. Это была счастливая пора в жизни Ференца: страстная любовь, красивая природа и знакомство с прекрасными произведениями искусства позитивно сказывались на творчестве композитора, которое становилось всё более содержательным.

Читайте также:  Длительность производственного цикла составит

Совершенствуя своё исполнительское мастерство, он решал технические задачи, подчиняя их основному смыслу произведения, а размышления о развитии пианистического искусства подвели Ференца к замыслу создания программной музыки, которая затем стала главенствовать в его творчестве. Именно в этот период Лист создаёт серию пьес для фортепиано под названием «Альбом путешественника», в котором отразил все свои впечатления от необыкновенно красивой природы Швейцарии.

Впоследствии в пятидесятых годах он переработал этот цикл, дав ему название «Годы странствий», а если совсем быть точным в переводе – «Годы паломничества». «Год первый. Швейцария». Сборник под новым названием был опубликован в 1855 году.

С 1837 по 1839 год Ференц с семьёй провёл в Италии. В этой стране Ференца особо поразило искусство итальянского Возрождения: живопись, скульптура и поэзия. Несомненно, что все свои возвышенные чувства, возникшие от увиденного, он захотел отразить в музыке. Так возник второй том цикла «Годы странствий» – «Год второй. Италия». Работа над сборником продолжалась с 1837 по 1849 год, а издан он был в 1858 году.

Прошло почти три десятилетия. Многое произошло в жизни великого маэстро. Наступил последний период его жизненного и творческого пути. Несмотря на всеобщее поклонение, для Листа это были годы разочарований, во время которых он искал успокоение в религии. Композитор, найдя пристанище в одном из монастырей, расположенного близ Рима, весной 1865 года становится аббатом. Принятие «малого пострига» не мешало ему активно заниматься творческой деятельностью. В эти годы маэстро создаёт величественные творения, наполненные духовным содержанием. К сочинениям этого же периода относится и третий том цикла «Годы странствий» – «Год третий. Рим». В произведениях тома, который был начат в 1867-ом и закончен в 1877-ом году, композитор отразил все свои тревожные раздумья, а также разочарование и скорбь. Сборник был опубликован в 1883 году, за три года до кончины Ференца Листа.

Интересные факты

  • Ференц Лист и Мари д’Агу познакомились во время концерта в одном из салонов парижского дворянства. Графине тогда исполнилось двадцать восемь лет, композитор был на шесть лет моложе. У Мари от мужа было трое детей, но и Листу она родила двух дочерей и сына. Вторая дочь композитора и графини – Козима впоследствии стала женой выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера.
  • На титульном листе каждой пьесы цикла «Годы странствий» был изображён обусловленный рисунок. Эти иллюстрации выполнил немецкий художник Роберт Кречмер, который прославился оформлением знаменитой книги зоолога и путешественника Альфреда Брема «Жизнь животных».
  • В своих «Мемуарах» Мари д’Агу впоследствии вспоминала, что когда они с Листом отдыхали у Валенштадского озера, Франц написал для неё трогательную пьесу, которую она не могла слушать без слез.
  • Исполнение произведений Ференца Листа и сегодня считается вершиной пианистического мастерства, которая ярко демонстрирует профессиональную зрелость музыканта.

Содержание

Фортепианный цикл Ференца Листа «Годы странствий» включает в себя три сборника: «Год первый. Швейцария», «Год второй. Италия», «Год третий. Рим».

Произведения первого раздела цикла можно разделить на три группы. Одни пьесы изображают безмятежные и манящие картины природы. Другие, совсем с иным характером: героические, мятежные и бурные. Третьи – картины: привольная жизнь горных селян.

Пьеса

Темп, тональность

Описание

1. «Часовня Вильгельма Телля»

Lento / C-dur

В этой пьесе композитор, посредством призывных полнозвучных аккордов и энергичного ритма, отображает мужество и героизм швейцарцев в освободительной борьбе за свою национальную независимость. Эпиграфом к этому мятежному по своему характеру произведению взят девиз повстанцев:«Один за всех, и все за одного».

2. «На Валленштадском озере»

Andante placido/ As-dur

Эпиграфом к пьесе послужили строки из поэмы Джорджа Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

Это зарисовка природы, передающая безмятежное спокойствие. Светлая по характеру мелодия отображает плески воды, создаваемые ритмичным движением лодочных вёсел.

3. «Пастораль»

Vivace/ E-dur

В музыке этой пьесы, украшенной мотивами народных песен, отражается не только красота горной природы, но и вся прелесть простой сельской жизни.

4. «На берегу ручья»

Allegretto grazioso/ As- dur

Эпиграфом к пьесе Лист взял поэтические строки Шиллера: «У шелестящей прохлады начинаются игры юной натуры».

Искрящаяся светлая мелодия в высоком регистре на фоне струящегося сопровождения не только эффектно изображает блестящие на солнце водяные брызги, но и передаёт восторженное впечатление героя от увиденной красоты.

5. «Гроза»

Allegro molto / c moll

Эпиграф к пьесе – строки Джорджа Байрона из Чайльд Гарольда:

«Где ваш предел, о бури? Звучат порой в сердечной глубине?

Иль ваши, как орлов, жилища в вышине?»

Здесь всё напряжение, возникшее в природе из-за ненастья, автор колоритно отображает через энергичные октавные пассажи.

6. «Долина Обермана»

Lento assai / e-mol

Центральная пьеса цикла. Её музыка навеяна композитору романом «Оберман» французского писателя Этьена Сенанкура. В этом произведении автор впервые применил метод монотематизма, который впоследствии в его творчестве стал основополагающим.

Эпиграф пьесы – цитата из романа: «Чего я хочу? Что я такое? Чего просить у природы? Все причины невидимы, всякий конец обманчив; Все формулы изменчивы, всякое время исчерпывается…»

7. «Эклога»

Allegretto con moto/

As-dur

Эпиграфом к этой светлой идиллической музыке, в которой ясно прослушиваются напевы пастушьих наигрышей, стали поэтические строки лорда Байрона.

8. «Тоска по родине»

Lento / e-moll

Пьеса отражает меланхоличное настроение навеянное автору грустными воспоминаниями о его покинутой отчизне.

9. «Женевские колокола».

Quasi Allegretto / H dur

Произведение, обозначенное как ноктюрн, имеет лирический, мечтательный характер. Красивая мелодическая линия и переливающийся аккомпанемент, наполненный обворожительными гармониями, создают впечатление простирающегося вокруг безграничного простора.

Читайте также:  Wordpress цикл вывода постов

«Второй год. Италия»

В этом разделе, состоящем их семи произведений, получили воплощение образы, которые оставили у композитора неизгладимое впечатление при знакомстве с произведениями живописи, скульптуры и литературы великих мастеров итальянского Возрождения.

Пьеса

Темп, тональность

Описание

1. «Обручение»

Andante / E-dur

На сочинение этого произведения композитора вдохновила картина Рафаэля Санти «Обручение девы Марии и Иосифа». Её репродукция размещена на заглавном листе нотного текста. Пьеса лирического характера с нежной мелодией, настраивающей на нечто возвышенное.

2. «Мыслитель»

Lento / cis moll

Произведение сурового звучания, очень напоминающее траурный марш, написано композитором под впечатлением от надгробной скульптуры, сотворённой Микеланджело и располагающейся в мемориальной часовне рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Кроме репродукции этой скульптуры на заглавном листе произведения напечатаны слова трагического сонета, сочинённого Микеланджело.

3. «Канцонетта Сальватора Розы»

Andante marziale / A- dur

Композитор написал эту пьесу, взяв за основу подлинную мелодию, которую сочинил живший в 17 веке итальянский художник, гравёр, поэт и музыкант Сальватор Роза.

4. «Сонет Петрарки» № 47

Preludio con moto / Des-dur

Именно в этих трёх пьесах любовная лирика композитора Листа выражена очень ярко. Все страстные восторженно- романтические оттенки человеческих чувств здесь переданы посредством прекрасных мелодий, изящно изобилующих хроматизмами и задержаниями.

Имровизационность в развитии материала, свободное дыхание, широкие распевные пассажи, причудливые смены гармонии, темпа и ритма – всё это присуще музыке Листа, которая всецело соответствует поэтической цели, поставленной автором сонетов.

5. «Сонет Петрарки» № 104

Agitato assai / E-dur

6. «Сонет Петрарки» № 123

Agitato assai / As dur

7. «После прочтения Данте»

Andante maestoso / d-moll

Это произведение в виде фантазии-сонаты Лист написал, находясь под впечатлением от прочитанных произведений итальянского поэта 13 века Данте Алигьери.

«Венеция и Неаполь»:

«Гондольера»

«Канцона»

«Тарантелла»

Quasi Allegretto / Fis-dur

Три пьесы написанные Листом как дополнение ко второму сборнику «Странствий» и объединённых общим названием. Композитор сделал транскрипции трёх пользующихся популярностью мелодий.

В «Гондольере» использована песенка итальянского композитора Перукини. В «Концоне» – мрачный напев гондольера из оперы Дж. Россини «Отелло». В «Тарантелле» – мотивы народных итальянских танцев.

«Третий год. Рим»

В музыке этого раздела контрастно сопоставлены возвышенные настроения, отчаяние и скепсис. Изменившееся с годами мировоззрение композитора приводит доминированию в его творчестве религиозной тематики.

Пьеса

Темп, тональность

Описание

1. «Angelus»

Andante pietoso / E- durr

Это произведение Лист посвятил своей внучке Даниеле фон Бюлов. В светлой по своему характеру композиции автор, чтобы найти утешение, обращается к небесам.

2. «У кипарисов виллы д’Эсте»

Andante / g-moll

Тренодии – погребальные, траурные песни.

3. «У кипарисов виллы д’Эсте»

Andante, non troppo lento /

e-moll

4. «Фонтаны виллы д’Эсте»

Allegretto / Fis-dur

Пьеса, живописно отображающая всё великолепие и красоту роскошных фонтанов знаменитой виллы.

5. «Бывают слезы от дел» (в венгерском стиле)

Lento assai / a-moll

Это печальное, выразительное, с элементами мелодической декламации произведение Лист посвятил выдающемуся музыканту барону Гансу фон Бюлову.

6. «Похоронный марш»

Andante / f-moll

Похоронный марш посвящен памяти императора Мексики Фердинанда Максимилиана Иосифа фон Габсбурга.

7. «Sursum corda» (Ввысь сердца).

Andante maestoso, non troppo lento/ E-dur

Одна из самых древних частей христианского богослужения.

«Годы странствий» – этот фортепианный цикл Ференца Листа, в котором нашло отражение всё то, что будоражило творческое воображение композитора во время его длительных путешествий по разным странам. Этот шедевр и в нынешнее время считается уникальным созданием, входящим в мировую сокровищницу не только пианистической, но и всей музыкальной литературы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Годы странствий» Листа

Источник