Е и чарушин анализ циклов про томку

Рассказ Евгения Чарушина “Про Томку”: какое краткое содержание для читательского дневника, что писать? Zolotynka [525K] 3 года назад Томка – это щенок, которого рассказчик выбрал, потому что он, еще будучи совсем маленьким, уже начал проявлять задатки будущего охотника: он нашел спрятанную от него деревянную палочку, он не был ни злым, ни слишком добрым. Понемногу рассказчик начал обучать Томку охотничьи премудростям: щенок все схватывал на лету: так, гоняясь на мячиком, Томка выучился плавать, сам научился обходить опасность. Увидев вдалеке корову, Томка сперва бросился к ней, но, приблизившись, был впечатлен ее огромными размерами, разумно решив оставить ее в покое. Случай с курицей, которая прыгнула на щенка и “ехала” на нем, лишний раз показал рассказчику, что он сделал правильный выбор. Томка рос бойким, неглупым и умел за себя постоять: однажды Никита захотел поиграть с ним в доктора и больного, а заодно научить щенка чистить зубы. Томка вырвался из рук мальчика и разгрыз зубную щетку. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Санитарный врач [41.5K] 3 года назад Прочитали мы с сыном рассказ Евгения Чарушина “Про Томку”, краткое содержание рассказа могу теперь написать. Рассказ Е.Чарушина “Про Томку” краткое содержание для читательского дневника:
Эления [438K] более года назад Рассказ “Про Томку” Чарушина Евгения Ивановича – это история про щенка, написанная в 1957 году. Собаку хозяин (мальчик) выбирает из остальных в помете, потому что нужен вместе на охоту ходить. Обращает внимание на качества: питомец не должен бы быть ленивым, а самым быстрым, сообразительным. Из всех только один песик с длинными ушами и коротеньким хвостом смог обнаружить палку, которую убрал подальше мальчик. Томка пока еще маленький, но уже научился плавать, когда бросался за мячиком. Когда “дремлет” в поле, то видит “собачьи сны”. Питомец любопытный, его разбудил шмель, а показалось, что это заставила проснуться корова, которая вдали небольшая, а подбежал ближе щенок, – та большая, тогда помчался к хозяину. Томка умеет проявить терпение: когда на него запрыгнула курица, то ничем не выдает реакции, – прокатил наседку на себе. Болеть не умеет, градусника не держит, а зубную щетку безобразник сгрыз. Щенок умный, смышленый. Рассказ показывает, как надо любить живую природу, воспитывать добрые чувства к своим друзьям, быть в ответе за того, кого взяли на поруки. Дети и младшие братья – самые наивные и требующие заботы существа. Corelpainter [156K] 2 года назад В рассказе “Про Томку” мы узнаём, как автор пришёл к охотнику и очень тщательно выбирал для себя щенка. Ведь для охоты ему нужна была собака, которая была бы умной, не злой, не ленивой, у которой хороший нюх и которая не боится воды. Автор выбрал для себя такого щенка и назвал его Томка. Томка рос очень сообразительным и активным щенком. Автор учил его плавать и уже со второго раза, когда автор кинул в воду Томкин любимый мячик, Томка поплыл и достал мячик из воды. Томка показал себя очень умным щенком. Однажды на охоте Томка вдалеке на лугу увидел корову и она ему показалась маленькой, поэтому Томка сразу побежал к ней, чтобы поймать её, но пока Томка бежал корова становилась всё больше и больше и тут Томка сообразил, что нужно бежать обратно от огромной коровы, ведь раньше он никогда не видел коров и поэтому был осторожен. Томка, конечно, был очень неглупым щенком и в критической ситуации показывал своё спокойствие и хладнокровие. Однажды курочка, защищая своих цыплят, прыгнула ему на спину и стала его клевать, а Томка сделал вид будто бы и нет никакой курицы у него на спине и она его не клюёт, поэтому курица успокоилась и отпустила Томку. Rogneda [398K] 3 года назад Краткое содержание рассказа Е. Чарушина “Про Томку” для читательского дневника. Автор увидел у охотника небольшого пёсика, которого хозяин очень хвалил. У этого песика были щенки. Стал писатель выбирать себе щенка: один кусается, значит – драчун, другой спит все время (лентяй), а третий лижется со всеми. И только один щенок нашел по запаху деревянную палочку, которую у него отняли и спрятали. Вот этого щенка, будущего охотника, и выбрал автор. Он описывает проделки щенка, как он спит, перебирает лапками и лает во сне, а дети пытаются угадать, что ему сейчас снится. Томка научился плавать, бросившись в озеро за любимым мячиком. Однажды на нем проехалась курица, защищавшая своих цыплят. А сын Никита стал играть с Томкой в больного и врача. Да только Томка не захотел чистить зубы и изгрыз зубную щетку. Вот такой маленький проказник Томка. Из него вырастет настоящая охотничья собака. Ninaarc [368K] 3 года назад Автор рассказывает о том, как выбирал себе собаку для охоты из нескольких маленьких щенков. Все они обладали разными характерами, но один был сообразительный и легко отыскал деревяшку, брошенную рассказчиком. Вот этот щенок и был выбран в качестве будущего охотника. Маленький щенок был принесен и домой и получил прозвище Томка. Далее автор с любовью описывает повадки, поведение и проделки щенка в разных ситуациях. Один раз взяли Томку на озеро, так он смело вошел в воду, а чуть позже еще и мячик из воды сумел доставить на берег. Томка любил бегать за птичками, бабочками и стрекозками, и только корову обходил стороной. А однажды щенка отгоняла курица, защищавшая своих цыплят. Причем она умудрилась взгромоздиться на Томку, да еще и поклёвывала его спину. Щенок не показал виду, что обиделся, ведь он не хотел стать посмешищем. Щенок был с характером: уж что не хотел делать, то и не делал. Вот и во врача играть с Никитой не захотел, а для убедительности еще и зубную щетку разгрыз. Все рассказанное позволяет предположить, что из умненького активного щенка скоро получится настоящая охотничья собака. Inga 25 [157K] 3 года назад Забавного понятливого пёсика увидел у охотника герой рассказа. Томка еще совсем малыш, длинноухий веселый щенок. Среди других щенков он отличался сообразительностью. Настоящим проворным охотничьим псом станет щенок Томка, когда он большим вырастет. Так подумали ребята. А пока этот милый щенок видит чудесные сны, старается не показаться глупым, только учится плавать.Томка боится коров и не любит чистить зубы. Взяли ребята щенка с собой, когда пошли гулять. А чтобы Томка не устал, посадили его в портфель. На озере ребята стали кидать камушки в воду. А Томка вылез из портфеля и полез в озеро за брошенными камнями, да чуть не потонул, еле выплыл. Тогда ребята бросили в озеро его любимую игрушку – резиновый мячик. Не стерпел щенок, побежал за игрушкой. Он быстро сообразил, как правильно дышать и удачно поплыл. Так и научился Томка плавать. -Irinka- [201K] более года назад В рассказе Чарушина “Про Томку” главным героем является щенок по имени Томка. Щенок был мал маленький с длинными ушами и коротеньким хвостом. Томка был выбран среди других щенков из-за его нрава, он не был ленивым, злым, к тому же смог отыскать деревянную палку по запаху. Однажды Томку взяли на озеро, где он научился плавать. Томка совсем не знал мира, когда он увидел вдали корову, то побежал к ней с лаем, а приблизившись к ней, был удивлён её большому размеру. Томка был очень любознательным щенком, однажды он повстречался с курицей, которая защищая своих птенцов накинулась на него и начала клевать его. Томка не подал виду, что испугался. Однажды Никита хотел почистить Томке зубы, играя в доктора, но щенку это не пришлось по душе. Он убежал от мальчика, а зубную щётку он разгрыз. Мурочка в полосочку [323K] более года назад Краткое содержание: Автор рассказывает, что однажды он выбирал щенка, выбрал Томку потому что он смог найти деревяшку по запаху. Томка был сообразительным и шустрым. Однажды его с собой взяли на речку и он научился плавать. В другой раз Томку укусил шмель но он его не заметил, а увидел корову, издали она ему показалась небольшой и поэтому побежал к ней. Но чем ближе он к ней приближался, тем отчетливее видел, что корова большая. Томка испугался коровы и с тех пор к ним не приближался. аз Томку клюнула курица, которая защищала своих цыплят. Томка любил спать, когда он спал то мог повизгивать и махать лапками, ребята любили за ним наблюдать. Томка вырос умным, внимательным псом, при этом у него был характер и если он чего делать не хотел, то заставить его никто не мог. angren [241K] 2 года назад У Евгения Чарушина несколько рассказов про маленькую собаку Томку. Самый первый рассказ о том, как автор выбирал из помета щенка для себя. Один щенок был злой, он все время рычал, другой ленивый все время спал, третий всех облизывал. У четвёртого он отобрал палку, которую он грыз и спрятал, щенок сразу же стал ее искать и нашёл. Этого щенка он и забрал. Томка рос и его брали с собой в лес, на речку, Никита играл с ним. Томка рос умным и не злым щенком, правда попадал в разные не очень приятные истории: то захочет на корову напасть, то курица его заклюёт, то Никита хохочет поиграть с ним в доктора и будет его лечить и захочет зубы ему почистить. Томка учился плавать, выслеживать птиц в лесу, выполнять команды хозяина и вырос в умную охотничью собаку. Знаете ответ? |
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 им. А.С.Пушкина г. Черемхово»
Исследовательская работа
«Изучение приёмов создания художественного образа в произведениях Е.И. Чарушина»
Выполнила: Ирклиевская Кристина,
3 «Б» класс
Руководитель: Панина Светлана Викторовна
г. Черемхово 2016 г.
Содержание
Глоссарий.
Введение.
Теоретическое обоснование.
Исследование приёмов создания художественных образов в произведениях Е.И.Чарушина.
Выводы.
Список литературы.
Глоссарий
Художественный образ – то, что создано воображением писателя, поэта и передаётся воображению читателя.
Художник – анималист – художник, изображающий животных.
Писатель – анималист – писатель, который пишет произведения о животных.
Авторский неологизм -авторское изречение, позволяет создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблему.
Удвоение – повторение какого-либо слова или словосочетания.
Анафора – единоначатие, повторение определенного слова или словосочетаний в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.
Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.
Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
Олицетворение – перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям.
Введение
Мне очень нравится читать книги о природе, о животных, узнавать новое об окружающем нас мире. Летом, на каникулах, мы ездили в Иркутск и там зашли в большой книжный магазин. Родители позволили мне самой выбрать книжки, едва увидев яркую красивую обложку книжки «Про Тюпу, Томку и сороку», я сразу поняла: это то, что мне надо! Книга с такими живыми, замечательными иллюстрациями просто не может быть неинтересной! Так я познакомилась с чудесным миром книг Е.И. Чарушина.
А потом, вернувшись, домой, я пошла в библиотеку и попросила дать мне другие книжки Евгения Ивановича. Так в мою жизнь вошли «Никитка и его друзья», «Щур», «Кот Епифан» и другие произведения Чарушина, каждое – как маленькое окошко в мир живой природы. Такие книги может создать только искренне любящий природу и её создания человек, горячо увлечённый своей работой.
Область нашего исследования: литература, изобразительное искусство.
Тема: Изучение приёмов создания художественных образов в произведениях Е.И.Чарушина.
Актуальность Мы провели опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы, чтобы узнать, насколько ребята знают творчество Е.И.Чарушина, его произведения, а также особенности написания им своих произведений. Мы задали ребятам несколько вопросов. Оказалось, что процент опрошенных ребят оказался очень низким. Многие ребята не знают, что Е.И. Чарушин был писателем – анималистом. Поэтому мы решили изучить приёмы создания литературных и художественных образов в произведениях Е.И.Чарушина. Этим и обоснована актуальность нашей работы.
Ценность работы заключается в том, что нами в ходе исследования было прочитано много произведений Е.Чарушина. Все прочитанные произведения нами были проанализированы с целью изучения приёмов создания художественных образов в произведениях данного автора.
Мы считаем, что наша работа будет полезна для учащихся, которые увлекаются литературным чтением, умеющих любить и понимать мир живой природы.
Объект исследования: приёмы создания художественных образов в произведениях Е.И. Чарушина.
Гипотеза: Мы предположили, что Е.Чарушин отличается от других авторов тем, что он при написании своих произведений, использовал свои авторские оригинальные приемы для создания художественных образов.
Цель работы: исследовать приёмы создания художественных образов в произведениях Е.И. Чарушина.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
прочитать произведения Е. Чарушина;
проанализировать прочитанные произведения;
провести сравнительно – сопоставительный анализ приемов создания художественных образов в произведениях Е.Чарушина;
обобщить полученные данные.
Нами использовались следующие методы исследования:
анкетирование
анализ литературных источников информации;
анализ художественных произведений;
наблюдение над приемами создания художественных образов в произведениях Е.Чарушина;
классификация и сравнение.
Теоретическое обоснование
Изобразительно – выразительные средства языка.
Язык, которым пишутся художественные произведения, называется поэтическим языком. Писатель пользуется всем богатством родного языка с целью создания художественного образа, который воздействует на читателя.
Художественную выразительность произведению придают используемые автором различные изобразительно – выразительные средства языка:
Авторский неологизм -авторское изречение, позволяет создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблему.
Удвоение – повторение какого-либо слова или словосочетания.
Анафора – единоначатие, повторение определенного слова или словосочетаний в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.
Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.
Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
Олицетворение – перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям.
Исследование приёмов создания художественных образов в произведениях Евгения Ивановича Чарушина.
Цель исследования: исследовать приёмы создания художественных образов в произведениях данного автора.
Срок проведения исследования: февраль – март 2016 г.
План исследования:
Проведение опроса учащихся 2-4 классов.
Сравнительно – сопоставительный анализ прочитанных произведений.
Подбор языкового материала, доказывающего, подтверждающего характерные признаки приемов создания литературных и художественных образов в произведениях Е.Чарушина.
В ходе исследования мною были прочитаны и проанализированы следующие литературные источники по теме нашего исследования. Они представлены в таблице №1.
Таблица №1
Цикл рассказов:
«Про Томку», «Томка», «Как Томка научился плавать», «Как Томка не показался глупым» и др.
Щенок Томка, мальчик Никита
Цикл рассказов:
«Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц»
Котенок Тюпа
«Волчишко и другие»
Волчишко, мать, человек, кот, пес.
Сборник коротких рассказов «Большие и маленькие»
Главы этой книги:
«Дятлы с птенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком».
Жук, утятки, червячки, олешек.
«Никитка и его друзья»
Никита, папа, воробей, сорочонок.
«Птенцы»
Совята, дятлы, кукушонок, кукушка, воронята.
«Облава»
Олешка, волки, Ручкин-старик, заяц.
«Цыплячий город»
Повара, цыплята, петухи, куры.
«Джунгли – птичий рай»
Птицы, дядя – птичник, Черный Мошкан – разведчик, Олег, Витя.
«Животные жарких стран»
Лев, слон, бегемот.
«Медведь – рыбак»
Медведь.
«На нашем дворе»
Верблюд, осел, корова, лошадь, коза, баран, гусь, индюк, собака, кошка, кролик, свинья, утка, курочка.
«Охота на медведя»
Медведь, охотник.
«Болтливая сорока»
Сорока, тетерка, цыплята, медвежата, козы, волчица, медведица, лиса, лисята, тетерята.
«Щур»
Щур, Прошка, Харлаша, Вася.
«Звери наших лесов»
Рысь, рысенок.
«Рассказы про зверей и птиц»
Зайчата, сорока, Тюпа, Томка
«Медвежата»
Медведица, медвежата, сорока.
На первом этапе исследования мы провели опрос среди учащихся 3 – 4 классов нашей школы. В опросе участвовали 91 человек.
В анкетировании каждому учащемуся было задано 2 вопроса:
Что вы знаете о творчестве писателя Евгения Чарушина?
Какие произведения Евгения Чарушина ты читал(а)?
У нас получились следующие результаты опроса:
Ничего не знают о Е.Чарушине –
81 человек (89%);
Знают, что Е.Чарушин писал книги о животных-
5 человек (5%);
Знают, что он – художник – анималист –
4 человека (4%)
Знают, что рисует неконтурно, а пятнами и штрихами- 1 человек (1%);
Читали произведения:
«Волчишко» – 1 человек (1%);
«Медведи» – 1 человек (1%);
В связи с этим мы решили проанализировать, понаблюдать над произведениями Е.Чарушина, чтобы узнать, какие приемы использует автор для создания литературных и художественных образов.
Первые его книжки – это книжки – картинки без текста. («Вольные птицы», «Разные звери») Публиковались в журнале «Мурзилка» в 1930 году.
Данный материал мы поместили в таблицу №2.
Таблица №2
Заяц
Волчата
Волчонок
Котёнок
Медвежонок
Медведь
Волк
Зайчиха с зайчатами
Вывод: Мы считаем, что такие книжки полезны для ребят дошкольного возраста.
Далее мы провели анализ прочитанных произведений, чтобы увидеть, как автор представляет читателю художественный образ своих героев, используя приемы изобразительно – выразительных средств языка. Данные занесены в таблицу № 3.
Таблица №3
Художественный образ
Рисунок автора
(Е. И .Чарушина)
«Медвежата»
– Послушай, мишка, не кушай лишка,- Живот разболится, – у кого будешь лечиться?
Авторский неологизм.
«Медвежата»
Дали молоко парное, что-б смирнее стал медведь.-
Все равно я, все равно я буду драться и реветь!
Удвоение
Лисенок
(из цикла – короткие рассказы)
– Очень страшно здесь в лесу! Потерял я норку – яму…
Позовите мне лису! Позовите маму!
Анафора
Контекстные синонимы
«Дятлы с птенцами»
Дятел разговаривает с птенцами: «Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостами упирайтесь!»
Олицетворение
«Утка с утятами»,
Утка учит плавать утят: «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте!»
Сравнение
Сборник коротких рассказов «Большие и маленькие»
Олениха кричит олененку: «Смотри на меня! Скачи как я!»
Олицетворение
Сборник коротких рассказов «Большие и маленькие»
Оленёнок – сосунок, спинка рябенькая,
Далеко уйти не мог – ножки слабенькие…
Эпитет
«Томка»
из цикла рассказов
«Про Томку»
У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Описание
«Птенцы»
А вот воронята – самые горластые птенцы.
Весь день орут, и ночью покрикивают.
Эпитет
«Животные жарких стран»
Берегитесь, зебры – полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, кругорогие дикие буйволы! Лев на охоту вышел!
Эпитет
«На нашем дворе»
Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поёт, мурлычет, а её котеночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Метафора
«Болтливая сорока»
Кого сорока увидит, стрекочет:
А я тебя вижу!
А я тебя вижу!
Что плохо лежит-она тут как тут.
Птичье гнездо приметит-яйца расклюёт. Птенцов нелётных съест.
Удвоение
«Щур»
Жили в комнате пятеро: малиновый щур, Прошка – волчишко, Харлашка – дог, Вася – чёрный кот и я.
Эпитет
Вывод: для создания художественного образа героев, Е.Чарушин использует разные приемы изобразительно – выразительных средств языка. Наиболее употребимыми являются: эпитеты, олицетворения, удвоения.
Также нам было интересно узнать, какие приемы рисования животных использует Е. Чарушин в своих произведениях. Свое исследование мы поместили в таблицу № 4
Таблица № 4.
Наталья Дурова
«Ежонок Тимка и мышонок Невидимка»
В. Бианки «Мурзук»
Зайчата
(из цикла – короткие рассказы)
В. Бианки «Мурзук»
3.Рисование крупным планам (чтобы читатель мог рассмотреть характерные черты животных, птиц).
Котенок.
Медведь
Цапля
Волчонок
Вывод: В иллюстрациях Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и любовью к ним. У автора свои приёмы передачи формы, цвета и образа.
В ходе нашего исследования мы сделали следующие выводы:
Рассказы Е.Чарушина о животных изящны, лексически просты, познавательны.
Основное внимание художник- анималист уделял созданию образов. Благодаря этому каждая его иллюстрация не похожа на другую.
Е.И.Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами.
Наша гипотеза: что Е.Чарушин отличается от других авторов тем, что он при написании своих произведений, использовал свои авторские оригинальные приемы для создания художественных образов, подтвердилась.
По нашему мнению, в настоящее время нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Приложение 1
Особенности творчества писателя
Художник – анималист,
иллюстратор и писатель
Евгений Чарушин
Е.И. Чарушин родился 11 ноября 1901 года в городе Вятка (сейчас это город Киров). Его отец служил городским архитектором. Но главным увлечением в семье всегда была живопись. Отец Евгения был страстным художником и прекрасным наблюдателем природы. Еще в юном возрасте Евгений начал сопровождать отца в далеких поездках, где никогда не расставался с карандашом и записной книжкой.
Первые его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери» – это еще книжки-картинки без текста, то «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» – это коротенькие, с несложным сюжетом истории в картинках. Все его герои – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам, они очень трогательны, эмоциональны.
Главное для него – крупным планом показать животное, при этом не только создать художественный образ, но и изобразить своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.
Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
До войны Е.И. Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Животные жарких стран».
Он иллюстрировал произведения и других авторов – С.Я.Маршака, М.М. Пришвина, В.В.Бианки, К.И.Чуковского, Д.Н.Мамина – Сибиряка.
Кроме этого, он занимался скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
В 1945 году Е. Чарушин получил звание Заслуженный деятель исскуств РСФСР.
А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Источник