Диагностика этапов жизненного цикла

Диагностика жизненного цикла в ООО «Акс» Пермь.
Самым эффективным способом определения этапа жизненного цикла компании – это проведения анкетирования. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.
В анкетировании приняли участие 10 человек, работающих в различных отделах и занимающих руководящие должности:
Директор – Ти И.А.
Коммерческий и финансовый директор – Ван С.А.; Си Е.В.
Руководители отделов продаж 4 человека: Арда Н.А.; Га С.А.; Мед А.Ю.; Пом Н.О.;
Специалисты отдела закупа – Суд А.М.; Буд С.А.; Кен Н.Д.;
Результаты исследования приведены в таблице 26.
Таблица 26 – Результаты анкетирования
Перечень вопросов | Количество положительных ответов |
1. Нашей организации недостает системного подхода и инструментов которые помогли бы ей развиваться | 7 |
2. У нас нет времени для координационных собраний | 2 |
3. Основа корпоративной культуры в нашей организации – «не гони волну» | |
4. Мы часто выводим на рынок новые товары или услуги зная, что они не совсем для этого готовы | 1 |
5. Наш основатель / директор / руководитель часто изменяет или меняет важные решения, принятые другими | 2 |
6. Большинство персонала в нашей организации удовлетворены, тем, чего мы достигли и тем куда мы идем | 3 |
7. Многие сотрудники перегружены заданиями и работой без четкого расставленных приоритетов | 4 |
8. Наши топ-менеджеры не делятся с сотрудниками своими взглядами на цели, приоритеты и стратегию успеха компании | |
9. Основатель/директор / руководитель занят вопросами не касающимися напрямую нашей компании | |
10. В нашей организации неизвестно, кто за что отвечает | 2 |
11. Непонятно, кто имеет какие права, и они постоянно меняются | 1 |
12. Компания приносит прибыль, но теряет долю рынка | 2 |
13. В нашей организации при принятии решений существуют политические интриги. | |
14. У нашей компании внушительный список достигнутых и перевыполненных финансовых целей | 5 |
15. Фраза «потому что такова наша политика» часто используется в нашей организации | |
16. В нашей организации существует проблема подбора квалифицированного управленческого персонала. | 7 |
17. В нашей организации постоянные проблемы из-за нехватки денежных средств | 5 |
18. Наша организация пользуется любыми возможностями заработать (у нас мало ограничений). | 3 |
19. Существует долговременный конфликт внутри управления компании особенно между первыми лицами | |
20. В нашей организации сильны традиции и подходы к ведению бизнеса, которые очень важны для нас | 1 |
21. Если организацию покинет руководитель, она вряд ли выживет. | 6 |
22. Наша организация не хочет или не может принять новые идеи извне | |
23. Наша организация вряд ли сможет существовать без поддержки извне | 1 |
24. Очень немного человек в нашей организации ведут себя так, будто наши клиенты являются помехой в работе | |
25. В нашей организации очень много внутренних конфликтов, слухов, подсиживания | |
26. Наши доходы падают | 2 |
27. В нашей организации нет налаженной системы учета издержек | 4 |
28. В нашей компании большая текучесть кадров | 5 |
29. В нашей компании существует проблема «они против нас» или «старики-новички» | 2 |
30. Высший менеджмент пользуется слишком большим комфортом | |
31. В нашей организации долгосрочный успех основывается на избегании риска. | 2 |
32. В нашей организации мы больше думаем о прошлых достижениях, чем о будущих возможностях |
В процессе анализа были выделены вопросы, на которые больше половины сотрудников ответили положительно. Сюда вошли:
– нашей организации недостает системного подхода и инструментов которые помогли бы ей развиваться;
– многие сотрудники перегружены заданиями и работой без четкого расставленных приоритетов;
– в нашей организации существует проблема подбора квалифицированного управленческого персонала;
– у нашей компании внушительный список достигнутых и перевыполненных финансовых целей;
– в нашей организации постоянные проблемы из-за нехватки денежных средств;
– если организацию покинет руководитель, она вряд ли выживет;
– в нашей компании большая текучесть кадров.
Вышеперечисленные утверждения, на которые сотрудники дали положительные ответы, характеризуют данную компанию, как развивающуюся, нацеленную на бедующие возможности компанию, но для дальнейшего развития она нуждающуюся в систематизации и правильном делегировании полномочий.
Проведя анализ, были сделаны выводы, что ООО «Асилиум» находится на стадии юности, зрелости. Компанию знает, что делать для достижения результатов, но не знает, как закрепить эти результаты на долгосрочный период.
Далее рассмотрим анализ жизненного цикла компании, с помощью сайта И. Адизеса www.adizec.com.
Результат собранных данных в специализированном разделе на официальном сайте Adizes® достоверностью 85% выявил стадию «Юношество», который предоставлен на рисунке 19.
Название стадии: Юношество / Преждевременное старение
Дата: 2015-05-09
Название: Ли К.Д.
Компания: ООО «Акс»
Рисунок 19 – Отчет об оценке жизненного цикла ООО «Акс»
О стадии «Юность»: Организация на этом этапе сильно меняется. Самое существенное событие в ее жизни состоит в том, что основатель начинает четко понимать, что невозможно руководить самостоятельно растущим бизнесом. Появляется необходимость в изменении организационной структуры, в делегировании полномочий. Появляются профессиональные управленцы в организации, которые принимаются менять структуру, систему контроля и мотивации. Приходят новые сотрудники, что приводит к конфликту двух культур: «новых специалистов» и «старого костяка».
По данной диагностике жизненного цикла можно сделать вывод, что ООО «Акс» находится на стадии «Юность».
Характерные отклонения на стадии «Юность» для данного предприятия:
– постоянный упадок взаимного доверия и уважения;
– риск уход ценных сотрудников из компании;
– низкий уровень делегирования полномочий и децентрализации управления;
– растущие продажи, но падающая прибыль;
– организационный паралич в результате постоянной передачи власти.
Таким образом, мы видим, что предприятие находится в зоне риска формирования организационной патологии «ловушка основателя» и «преждевременное старение». На стадии «Юность» делегирование полномочий является одним из необходимого условия дальнейшего развития организации. От кризиса к кризису лидеры «юной» организации начинают учиться, как правильно делегировать полномочия. Они дают сотрудникам шансы усовершенствоваться и развиваться.
Также дополнительно к анализу ЖЦО компании, был проведен PAEI-тест, для определения наиболее эффективного менеджера для реализации изменений на стадии «Юность». Был использован сайт paei.denero.
Согласно результатам теста, был выявлен наиболее подходящий кандидат. Им является коммерческий директор – Ван С.В. Что говорит о том, что нет необходимости в привлечении подобного специалиста со стороны. Компания может своими силами справиться с управлением изменениями на данном этапе жизненного цикла. Ниже представлены результаты исследования, проведенные на сайте (рис. 20).
Рисунок 20 – Результаты проведенного PAEI-теста
Выводы по особенностям стиля управления:
Функция производства результатов развита ровно настолько (Р=21), чтобы понимать, что нужно делать. Тем не менее, разработку продукта лучше делегировать ярко выраженному P-менеджеру, который знает рынок, потребности клиентов и технологии, способные их удовлетворить.
Менеджер, выполняющий функцию администрирования на таком уровне, блестяще справляется с организацией рабочей среды, планированием, управлением и контролем ресурсов компании. Тем самым он подготавливает почву для производства результатов. В стиле управления данного менеджера преобладает «витамин» А=29.
Функция предпринимательства находится на высоком уровне (Е=26). Такой менеджер обладает аналитическим мышлением, которое позволяет ему анализировать изменения окружающей среды. Его креативность помогает создать такое видение компании, которое сделает её успешной в долгосрочной перспективе, но работать над его достижением он начинает сразу же.
Реализация I-функции находится на среднем уровне (I=24). Такой менеджер не справляется с ней в полной мере, поэтому ее следует делегировать ярко выраженному интегратору, который сможет организовать взаимодействие команды для достижения общей цели.
По проведенному анализу, было решено передать делегирование полномочий по управлению организационными изменениями на стадии «Юность», коммерческому директору. Делегирование будет согласно преобладающему «витамину» А, в стиле управления, то есть улучшением организационной среды компании. Главным образом разработать ответить на вопрос «Как?» сделать организацию эффективной, «Как?» добиться наилучших результатов.
Вывод:
Из проведенного анализа во второй главе, были сделаны следующие выводы:
– Основные экономические показатели, а именно прибыль ухудшаются, но объемы продаж растут. Это говорит об отклонении от основной цели организации и показывает, что нужно срочное внедрение изменений, для улучшения этой ситуации.
– Выявлен ряд отклонений в возрастающей текучести кадров среди молодых кадров, в основном в отделе продаж, что привело к увеличению издержек обращения, прибыль от продаж сократилась.
По результатам выявления данных отклонений, было акцентировано внимание на том, что в большей степени увольняются работники, проработавшие менее 1 года, что привело к осознанию проблемы в эффективности адаптации новых сотрудников.
Анализ жизненного цикла позволил определить стадию, на которой находится организация, это стадия «Юность». Согласно методу, предложенным Ицхаком Адизесом, для максимального управления изменениями на стадиях жизненного цикла, был использован код PAEI, для определения того, нуждается ли компания в помощи от привлечённых новых менеджеров или внешних консультантов. Для этого этапа жизненного цикла компании необходим менеджер, в стиле управления которого преобладают витамины А и Е, то есть общий код должен выглядеть так – pAEi. Проведя тестирование ключевых менеджеров, был выявлен основной носитель данных витаминов, это говорит о том, что компания сможет преодолеть трудности своими силами.
Итак, согласно данному этапу жизненного цикла, у компании могут возникнуть проблемы в падении прибыли от продаж при росте объемов продаж, что и было замечено в проведенном анализе. И главным образом это связано с увеличением текучести кадров, увеличились издержки на содержание новых сотрудников, и они увольнялись, не окупив своего содержания.
Мы выявили проблемы снижения прибыли при растущих объемах продаж, так же определили что это связано с текучестью кадров и ростом издержек на новых сотрудников. Поэтому предлагаем рассмотреть в рамках третей главы, реализацию проекта по внедрению системы адаптации для снижения текучести кадров.
Источник
Диагностика – установление и изучение признаков каких-либо объектов или сложных систем для характеристики их состояния, предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений режима их функционирования[11].
В данной работе рассматривается система диагностики жизненного цикла организации, позволяющая определять стадию жизненного цикла или отклонение от нее, а затем провести анализ на основе полученных результатов.
В данной главе будет рассмотрен метод, позволяющий определить стадию жизненного цикла организации.
Методология анализа
1. Классификация организации
Первым шагом требуется определить специализацию анализируемой организации. Данная информация не оказывает влияния на структуру алгоритма, но может внести существенные изменения в начальный набор учитываемых параметров, что в свою очередь может привести к другим результатам на некоторых этапах анализа. Одним из вариантов определения «специализации» может служить код в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
2. Параметры организации
В качестве задачи на данном этапе ставится нахождение такого набора параметров (атрибутов), который позволит адекватно описать организацию и ее текущее состояние.
Для того чтобы реализовать предлагаемую методологию анализа, необходимо наложить несколько условий на рассматриваемую совокупность параметров.
- (a) Доступность. Наличие объективной возможности получить требуемые данные.
- (b) Полнота. Описание организации, учитывающее как можно большее количество аспектов. Рассматриваемая совокупность параметров адекватна характеру и сложности решаемых задач.
При этом вопрос о минимальности этого набора параметров и допустимости замены одних параметров другими (проблема эластичности) на данном этапе не ставится. Предполагается, что рассматриваемые параметры могут быть сгруппированы по какому-либо признаку.
Стоит отметить, что накладываемые условия сразу сужают возможную область исследования, так как получить требуемые данные не всегда представляется возможным.
3. Квантификация параметров
Не все параметры организации могут быть изначально выражены в числовых величинах, соответственно, необходимо ввести такие шкалы, которые каждому нечисловому значению будут ставить в соответствие количественную характеристику.
Примером подобной шкалы может служить, например, шкала вида: Отлично – 7; Хорошо – 5; Удовлетворительно – 3; Плохо – 1. В случае возникновения сомнений между какими-либо двумя “соседними” градациями выставлять 2, 4 или 6 соответственно.
4. Исключение зависимых переменных и построение сводных показателей
Внутри каждой группы параметров производится проверка на наличие связей между ними. Эта процедура позволяет сократить размерность вводимого пространства параметров, что приводит к упрощению расчетов и уменьшению временных затрат на диагностику организации. Например, одним из вариантов может служить использование выборочного корреляционного отношения.
5. Введение метрического пространства
Определившись с используемой метрикой, получим метрическое пространство параметров, в котором будут проводиться определение количества и границ этапов, а также расчеты для выявления параметров, нуждающихся в корректировке.
6. Нормирование параметров
Порядки величин значений различных параметров могут существенно отличаться, что в дальнейшем может привести к неадекватности результатов. В связи с этим, проводится нормировка всех параметров, участвующих в диагностике.
7. Отсечение отклонившихся организаций
Часть организаций может находиться в переходном состоянии или отклонившемся от нормального. Из-за этого они могут не попасть ни в один из кластеров, либо объединиться в новый кластер, который при этом не будет являться самостоятельным этапом. Для того чтобы такие организации не ухудшали и не мешали адекватности разбиения на кластеры, их стоит предварительно найти и убрать из рассмотрения.
8. Определение количества стадий
Жизнь организации представляется в виде сменяющих друг друга этапов. Отдельную задачу представляет собой нахождение того количества этапов, которое позволит наиболее адекватно описать жизнь произвольной организации конкретного типа. Предполагается на основе выборки провести кластеризацию с целью определения количества этапов в жизненном цикле. Требуется ввести некоторый критерий, на основании которого будет определено число стадий в жизненном цикле.
9. Разбиение пространства на кластеры
При выборе алгоритма кластеризации следует учитывать тот факт, что естественно (в силу различной продолжительности протекания этапов) ожидать существенное отличие кластеров по их размерам.
10. Идентификация стадий жизненного цикла
После разбиения пространства параметров на стадии-кластеры необходимо определить, какой кластер, какой стадии жизненного цикла соответствует. Для этого можно проанализировать величины параметров, вошедших в разные кластеры, посмотреть на их динамику, а также проверить историю организации.
11. Выделение значимых параметров
Для уменьшения размерности и количества анализируемых характеристик организации можно провести проверку на значимость учтенных параметров. Например, можно считать, что параметр является значимым, если его удаление из рассмотрения приводит к перераспределению организаций по кластерам.
12. Построение линейной оболочки кластера
В случае векторного пространства, построение линейной оболочки кластера позволит отчасти определить и ограничить область, занимаемую стадией жизненного цикла в пространстве. Под линейной оболочкой кластера понимается линейная оболочка множества точек (организаций), попавших в этот кластер.
13. Определение текущей стадии развития организации
На данном шаге выполняется проверка на принадлежность или близость организации одному из множеств, полученных в результате построения линейных оболочек.
14. Анализ функционирования организации на основе его определенной стадии жизненного цикла
Источник
Инструмент диагностики коллектива
Этап жизненного цикла образовательной организации
Состав и время исследования:
Онлайн инструмент
4 видеоурока
26 материалов по теме
2 часа
2 200 руб.
Стоимость инструмента и всех методических материалов
1 день
Провести анкетирование, получить отчет и рекомендации можно за пару часов
Консультация
При необходимости можете заказать онлайн-консультацию эксперта
зачем исследовать?
Диагностика жизненного цикла организации – это инструмент стратегического управления. Анализ данных поможет определить, какие возможности и ограничения для развития есть, каких проблем ожидать в ближайшем будущем
Каждая организация в течение жизни проходит несколько последовательных этапов роста и старения. На каждом этапе есть специфический набор возможностей и управленческих ловушек. Цель руководителя — привести организацию к Расцвету, т.к. на этом этапе коллектив способен максимально эффективно достигать результатов, которыми можно гордиться.
1. Ухаживание
Организации пока не существует. Будущий руководитель (основатель) много говорит о новой идее с коллегами, друзьями. Таким образом он проверяет идею на состоятельность, а также «вербует» себе сторонников. Этот этап бывает в период строительства школы.
2. Младенчество
Руководитель со сторонниками (пока еще не командой) запускает новую организацию, в которой царит хаос, нет четкой структуры. Все занимаются «тушением пожаров», решения принимаются мгновенно и хаотично: нестабильное расписание, неразбериха с учебными кабинетами, постоянные экстренные совещания, работа до позднего вечера.
3. Давай-давай
Первый успех порождает у руководителя самонадеянность и ощущение, что трудности преодолены и впереди большие перспективы. Организация начинает делать больше, чем может, помимо основных целей, появляются множество дополнительных, не связанных с основными. Результаты школы и направления работы растут как на дрожжах. Главный атрибут этапа — невыполненный план, много невыполненных планов. Это важный период, но он ведет к кризису и конфликтам с административной командой.
4. Юность
Самое время начать устанавливать «правила игры»: директор уже не может все контролировать сам, возникает острая потребность в делегировании полномочий, создании настоящей команды (об этом читайте в следующем письме). Руководитель начинает получать сигналы от коллектива, что пора бы уже разграничить полномочия, разработать реальные должностные инструкции. Также на этом этапе начинает меняться понимание миссии организации, проявляется временная потеря видения своего будущего.
5. Расцвет
На этом этапе организация — на пике своей эффективности. Руководство и педагоги понимают, как меняется жизнь за окном, что сейчас (а не вчера) нужно детям и их семьям, какие тренды существуют в образовании, перестраивают свою работу в соответствии этими изменениями. В школе при этом существуют напряжение сил и содержательные конфликты, которые разрешаются на основе взаимного доверия и уважения (ведь все еще происходят организационные изменения). Достижения учащихся продолжают расти.
6. Аристократизм
Рыба начинает гнить, если нет свежей воды вокруг. Организация начинает гнить, если нет свежих идей. Первый этап старения наступает незаметно: школа на пике своей успешности, однако в ней уже не происходят изменения. Главными в школе становятся не дети, а учителя. Прекращаются все конфликты и споры.
7. Бюрократизация и стагнация
Этап начинается с ухудшения результатов, оттока учащихся из школы. Все ищут виноватых, но не ищут решения проблем. Школу разъедают внутренние конфликты. Чуть позже наступает затишье и устанавливается господство правил и процедур, часто можно услышать: «Мы так заняты, что дети и родители мешают нам работать». Позже плохие результаты становятся нормой, в коллективе часто говорят: «Это не наша вина. С этими детьми хороших результатов не добиться».
Методические материалы
Зарегистрируйтесь, и вам станут доступны методические материалы с подробным описанием каждого этапа и ловушек управления, опыт директоров по выводу школы из кризиса.
Читать бесплатно →
Отчет состоит из трех разделов:
1. Признаки этапов жизненного цикла
Видение этапа жизненного цикла разными группами респондентов (мнение руководителя, мнение заместителей, мнение педагогов) и их сравнение по признакам каждого этапа.
2. Исполнение функций управления
Выделяются четыре функции управления, которые должны исполняться в каждой организации. На каждом этапе есть доминирующие функции и западающие. Диаграмма отражает, как каждая группа респондентов (директор, заместители, педагоги) видит исполнение функций управления.
3. Выводы
И вопросы для самостоятельного анализа результатов.
Результат диагностики жизненного цикла одной очень успешной школы. Директор считает, что школа в стадии Юности. Юность — кризисный этап роста, на котором происходит смена целей организации, директор перегружен, но видит перспективы дальнейшего роста и испытывает необходимость делегирования полномочий. Ближний круг фиксирует стадию Аристократизма — этап старения, когда люди в организации считают, что они успешны, им больше ничего не нужно, и теперь можно отдохнуть. Если директор передаст часть своей власти людям из ближнего круга — они просто «законсервируют» школу! В подобных трудных случаях рекомендуем записаться на консультацию к эксперту, он помогает спроектировать управленческие решения.
В анкете >40 вопросов для каждой из трех категорий: директор, заместители, педагоги. В рамках анкетирования выясняем следующие аспекты жизни школы:
1. Принятие решений, риск, свобода, делегирование
2. Цели, ориентация на результаты
3. Устойчивость организационной структуры
4. Наличие правил, регламентов
5. Интенсивность инноваций, отношение к изменениям
6. Критерии профессионализма педагогов
7. Достаточность ресурсов
8. Мотивация педагогов
9. Способы коммуникации, конфликты и доверие
10. Уровень ориентации коллектива «на клиента»
11. Учебные результаты
12. Внутренний мониторинг и контроль
1. Жизненный цикл организации
В разделе подробно с примерами описываем каждый этап жизненного цикла, разбираем управленческие ловушки и способы перехода от одного этапа развития к следующему. Знакомство с теорией позволит отличить нормальные проблемы развития от патологических, ведущих к разрушению и стагнации.
2. Анализ результатов диагностики жизненного цикла образовательной организации
Подробно разбираем результаты диагностики жизненного цикла: сравниваем видение руководителей, заместителей и педагогов, описываем возможные варианты разрывов в оценках признаков этапов.
3. Стратегии управления жизненным циклом. Опыт школ
Делимся кейсами руководителей про то, как они выводили свои организации из кризиса, обеспечивали рост, не дожидаясь признаков старения. Также в разделе представлен инструмент определения и согласования видения будущего организации.
Анализ этапа жизненного цикла организации позволит
Увидеть
несоответствия в восприятии организационных процессов и проблем внутри управленческой команды
Выявить
причины конфликтов и рассогласованности между разными структурными подразделениями школы
Оценить
зрелость коллектива с точки зрения концепции жизненного цикла
Найти решения
при внедрении школьных инноваций, например, при изменении образовательной программы, внедрении новых педагогических технологий т.п.
Избежать ловушек
или найти способ, как выбраться из ловушки, если вы в нее уже угодили
Определить
признаки какого этапа жизненного цикла проявляются сильнее всего
КАК ПРОХОДИТ ИССЛЕДОВАНИЕ?
Результат — в течение одного дня
Для определения этапа используется онлайн-анкета, которая заполняется директором и членами ближнего круга
Заполняете список респондентов
В список могут быть включены заместители и члены ближнего круга (значимые педагоги)
Члены команды отвечают на вопросы анкеты
Каждый потратит не более 15 минут (онлайн: на компьютере или смартфоне)
Система автоматически строит отчёт
Вам не нужно ничего собирать и считать. Готовим, проверяем и открываем отчет в течение 1 дня
Помогаем разобраться с результатами диагностики и принять решения (покупается отдельно)
Ваши коллеги уже провели диагностику коллектива
Образовательных комплексов
Являясь руководителем, не раз задавала себе вопросы: на каком этапе развития находится моя школа? Почему сложилась кризисная ситуация? Как найти выход? Ответы находила интуитивно… А здесь, в «Директории», есть ответы на все мои вопросы! А инструмент «Оценка этапа жизненного цикла организации» в руках руководителя может стать настоящим путеводителем в море школьных проблем! Это действительно практикум! НаСТОящий и СТОящий!
Куценко Татьяна Николаевна
Директор МБОУ ООШ №9 станицы Нефтяная, Краснодарский край
Определить этап жизненного цикла
Исследование включает в себя: автоматизированную анкету, отчет с результатами и методические материалы
Купить
Все материалы и результаты исследования бессрочно хранятся в Директории и доступны вам в любой момент
Источник