Денисьевский цикл тютчева автобиографическая основа

Денисьевский цикл тютчева автобиографическая основа thumbnail

Денисьевский цикл Тютчева

Весной решила я поучаствовать в Тютчевском конкурсе “Мыслящий тростник”. Там две номинации: “Философское стихотворение” и “Философское эссе”. С поэзией я как-то не в ладах, поэтому послала свой опус под названием “Драматургия “Денисьевского цикла” Ф.И.Тютчева” в номинацию эссе. В лонг-лист я еще прошла, а вот в шорт-лист меня уже не пустили. Выставляю свою “нетленку” здесь.

“Денисьевский цикл” – это принятое в российском литературоведении название ряда стихотворений Ф.И.Тютчева, посвященных Елене Александровне Денисьевой, которая была возлюбленной поэта на протяжении 14 лет, вплоть до самой своей смерти.

“Драматургия “Денисьевского цикла” Ф.И.Тютчева”

В русской литературе найдется не так уж много комплексов стихотворений, посвященных любимой женщине, подобных так называемому “Денисьевскому циклу” Федора Ивановича Тютчева. Среди профессиональных литературоведов бытует мнение, что данный тютчевский цикл – это своеобразный роман в стихах, продолжающий прозаические традиции романов XIX века. Я категорически не согласна с этим утверждением. По моему мнению “Денисьевский цикл” – не что иное, как почти совершенный образец драматургии. В своей хронологической последовательности и логическом развитии он выстроен именно по канонам драмы: драматический узел, композиция, кульминация и развязка, объединенные единым действием, развертывающемся в непрерывной драматической борьбе. Конечно, цикл писался не как пьеса и по формальным признакам он не принадлежит к области драматургии. Тем не менее я утверждаю, что это именно пьеса, задуманная лучшим драматургом всех времен – самой жизнью, и выплеснутая на бумагу стихотворным даром великого русского поэта. Пьеса, не написанная по классическим законам жанра. Пьеса, не получившая своего сценического воплощения. И все-таки пьеса.

Попытаюсь это доказать.

Написанный одним и тем же человеком, цикл разговаривает со своим читателем разными голосами. В нем есть как стихи от первого лица, так и строчки, произнесенные от лица молодой девушки, и даже строфы как бы от третьего лица, от некоего постороннего наблюдателя, которые в пьесе определялись бы как авторские ремарки. Таким образом, цикл совершенно свободно разбивается на отдельные роли. В действующих лицах мы легко обнаруживаем главного героя, главную героиню, условную массовку (“Толпа вошла, толпа вломилась…”) и даже необходимый авторский текст. Можно сделать вывод, что “Денисьевский цикл” структурирован практически как настоящая пьеса.

Любую драму образует, прежде всего, страсть. В драматургии под страстью не обязательно подразумевается именно любовная страсть, это может быть жажда власти, стремление к деньгам, желание изменить окружающий мир путем каких-нибудь революционных преобразований. Только это должна быть именно страсть. Страсть, раскаленная до предела, всепоглощающая, лишающая разума, перешагивающая через все условности, обычаи и традиции, и одновременно приносящая подлинные страдания, мучительные сомнения. Страсть неизбежно порождает конфликт, без которого драматургия немыслима.

Основу основ и начало начал всякой драмы составляет драматический узел, т.е. та конструкция, на которую будут нанизываться все последующие действия и события, в итоге сплетающиеся в единое цельное полотно пьесы. Драматический узел обычно есть плод фантазии драматурга, результат его художественного вымысла, но в данном случае его завязывает сама жизнь. В “Денисьевском цикле” драматический узел зиждется на запретной, и даже преступной, с точки зрения общественного мнения, любви молодой девушки и женатого мужчины. Невозможность для героев ни жить вместе, ни существовать раздельно диктует тот особый накал страстей, который и порождает драматическое произведение.

Сам о том не подозревая, Тютчев выстраивает композиционно свою пьесу-цикл как опытный драматург, придерживаясь классической формулы: экспозиция-конфликт-кульминация-развязка. Вот два первых стихотворения цикла – “Пошли, Господь, свою отраду …” и “Как ни дышит полдень знойный …”. Переходя на драматургические термины, можно констатировать, что эти стихи – экспозиция пьесы, автор знакомит нас со своим главным героем, рассказывает о его любви, но зрителю пока не ясно, ответна ли эта любовь, счастлив или, наоборот, несчастлив в этой любви герой. Зато явственно слышен зачин дальнейшей интриги, дальнейшего развития хода событий – “Здесь влюбленного поэта веет легкая мечта”. Влюбленный надеется на то, что его чувства будут взаимны, а зритель – на продолжение истории.

Дальше мы наблюдаем бурное развитие романа, торжество вечной любви. О силе и глубине этого чувства можно судить по строчкам стихотворений “Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает Бог!”, “Последняя любовь”, “Сияет солнце, воды блещут …”, “Не раз ты слышала признанье …” и др. В них ликует счастье разделенной любви, радость земного бытия, вернувшаяся к герою вопреки всем физическим законам молодость. Герой по-настоящему счастлив, он любит, он любим, и щедро делится со зрителем-читателем своими эмоциями.

“О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней …

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!..”

Поэту кажется, что любовь словно разлита в окружающем его мире, она везде и повсюду, все на этой земле дышит и живет одной любовью.

“Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен …”

Как вдруг радужная картина поэтического мира начинает постепенно меняться, в этой песни торжествующей любви проявляются нотки горечи, слышны отголоски какого-то неясного пока для зрителя противоречия:

Читайте также:  И в комар концепция ресурсных циклов

“О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..”

По канонам жанра драматургии идет нарастание конфликта, который существовал изначально, но долгое время оставался подспудом, не проявляясь в действии. Монологом главной героини звучат уже явственно декларирующие раздор влюбленных строчки:

“Не говори! Меня он как и прежде любит,

Мной, как и прежде дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в его руке дрожит …”

Своеобразная авторская ремарка лишь подтверждает давно зародившийся разлад в отношениях пары:

“Она сидела на полу

И груду писем разбирала

И, как остывшую золу

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело …”

Эти строчки страшным, инфернальным предсказанием отзовутся впоследствии в реальности, но пока еще ничто не предвещает печального конца. Мало того, мы замечаем, что кроме противоречий между героем и предметом его обожания, выявляется еще одна сторона конфликта – между влюбленными и обществом.

“Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!..”

Эта третья сторона конфликта не выписана ярко, она проходит как бы задним фоном, отдаленно, но пронзительная грусть строчек “Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей …” дает ясное представление о том, насколько зависимы наши герои от общественной морали.

Нарастающий конфликт по законам драматургии неизбежно должен закончиться кульминацией – точкой наивысшего напряжения пьесы, неким моментом истины, после которого обязательно наступает развязка. В нашей пьесе такой кульминацией стала тяжелая болезнь героини:

“Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали …”

Летний дождь в стихотворении подобен образу ангела-хранителя, который, как еще кажется, способен вернуть умирающую к жизни. Лежавшая ранее без сознания молодая женщина при звуках падающих струй воды внезапно пришла в себя:

“И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму …”

Затаив дыхание, зрители сопереживают героям драмы и надеются на возможное чудо, на ее благополучный исход, но наступает трагическая развязка. Последние слова “О, как все это я любила!”, сказанные героиней о себе уже в прошедшем времени, звучат как окончательный аккорд, не оставляющий никакой надежды.

Несмотря на наступившую развязку, конфликт пьесы продолжает развиваться. Теперь это уже внутренний конфликт главного героя, вбирающий в себя его чувство вины перед загубленной (пусть и невольно) жизнью, тоску по прошедшей любви, осознание невозвратимости утраты.

“О Господи!.. и это пережить …

И сердце на клочки не разорвалось …”

Мучимый болью потери, поэт обращается к Богу:

“О Господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь по ней …”

Многослойный конфликт этой драмы во всех его ипостасях – конфликт героя и героини, конфликт влюбленных с обществом и, наконец, конфликт героя с самим собой после ее смерти – в его логическом построении и составляет ту драматическую борьбу, тот “поединок роковой”, без которых невозможна драма.

И еще одно наблюдение не дает мне покоя. Любой драматург, приступая к написанию пьесы, чаще всего уже знает ее конец, что вполне объяснимо. Фабула пьесы выстраивается заранее его художественным воображением.

Стихотворение Ф.И.Тютчева “Предопределение” было написано примерно в 1851 или 1852 годах, в начале романа с Е.А.Денисьевой, когда даже самый отъявленный пессимист не осмелился бы предречь его столь роковую развязку. И тем не менее, в десяти строчках этого стихотворения как в “Книге перемен” с пугающей точностью воспроизведен последующий жизненный сюжет основных героев этой драмы. Даже в самом его названии – “Предопределение” – звучит мотив некоего таинственного прорицания.

Каким образом Ф.И.Тютчев смог так верно предсказать грядущее? Наверно, все-таки большой поэт – всегда пророк в своем Отечестве, а мысль изреченная, тем паче написанная, всегда становится явью.

Источник

К о н с п е к т

у р о к а л и т е р а т у р ы

«Денисьевский цикл» Ф.И.Тютчева

Х класс

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева, посвященными Е.А.Денисьевой. Выявить отличительные особенности любовной лирики поэта.

Метод: лекция учителя, чтение и анализ стихотворений поэта.

Оборудование: портреты: Ф.И. Тютчева,

Елены Денисьевой;

запись романса «Последняя любовь» на стихи Ф.И.Тютчева

Оформление доски и тетради:

Стихотворения «денисьевского цикла» (1850 – 1864)

«Предопределение» (1851 – 1852)

«Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851 – 1852)

«О, не тревожь меня укорой справедливой…» (1851 – 1852)

«Чему молилась ты с любовью…» (1851 – 1852)

«О, как убийственно мы любим…» (1851)

«Не раз ты слышала признанье…» (1851)

«Сияет солнце, воды блещут…» (1852)

Читайте также:  Сонетный цикл что это

«Я очи знал…» (1852)

«Последняя любовь» (1852-1854)

«Весь день она лежала в забытьи…» (1864).

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Ф.И.Тютчев

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение… На своем жизненном пути Ф.И. Тютчев встретил несколько женщин, которых любил и посвящал им стихи. «Из длинного списка имен, желанных сердцу поэта, – писал его биограф, – нам известно только 4 имени – Амалия, Элеонора, Эрнестина и Елена. Три иностранных имени, и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось все самое значительное в его любовной лирике1.

Этим «самым значительным» стал так называемый, «денисьевский цикл».

Уже вторично женатый, отец взрослых детей, нежно любящий свою жену Эрнестину, 47-летний поэт, неожиданно влюбился в 24-летнюю девушку – Елену Александровну Денисьеву, воспитанницу Смольного института.

Федор Иванович приезжал туда навещать двух своих дочерей и был не в силах совладать с охватившим его новым чувством, с которым связаны подлинные шедевры тютчевской лирики: «Последняя любовь», «Предопределение», «О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал…», «Не раз ты слышала признанье…», «Чему молилась ты с любовью…» и др.

«Денисьевский цикл» – своего рода роман о любви, прошедшей через суровые жизненные обстоятельства. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной гаммы человеческих чувств этим произведениям нет равных не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Послушаем замечательные тютчевские стихи и попытаемся понять, как складывались отношения двух любящих людей, какой была последняя любовь поэта.

(Один из учеников читает наизусть стихотворение «Последняя любовь», или звучит одноименный романс на стихи Ф.И.Тютчева. Стихотворение в разное время было положено на музыку В.Ф.Алоизом, А.Н.Алфераки, Н.Н.Амани, П.Полуяновым)

  • Какие чувства передал поэт в этом стихотворении?

  • Какая метафора лежит в основе стихотворения?

  • Как вы думаете, почему именно образ вечерней зари избран поэтом?

  • Чем отличается любовь на склоне лет, в зрелом возрасте от юношеской любви?

  • Какое единственное желание возникает у лирического героя стихотворения?

  • Чем по-вашему, объясняется обилие побудительных предложений, глаголов в повелительном наклонении, употребление повторов в стихотворении?

Стихотворение «Последняя любовь» проникнуто желанием продлить очарование предзакатной любви. Но человек не в силах остановить или хотя бы замедлить неумолимый бег времени, поэтому мы отчетливо чувствуем грусть поэта, ощущение безнадежности. Эти стихи, как и многие другие у Тютчева, замечательны тем, что в них индивидуальное, личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.

(Чтение стихотворения «Предопределение»)

  • Что такое любовь?

  • Почему любовь не только слиянье душ, но и «поединок роковой»? Как вы понимаете такое определение любви?

  • Кто победитель и кто побежденный в этой борьбе?

В «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины и поэтому оно неизбежно изноет и зачахнет.

Любящее сердце Елены Александровны Денисьевой действительно изнывало от тех тяжких испытаний, которые выпали на ее долю. То, что простительно мужчине, молодой незамужней девице общество не простит никогда. Она была отвергнута обществом, от нее отказался родной отец, злые языки не давали прохода, закрылись двери тех домой, где она лишь недавно была желанной гостьей. Да еще и трое незаконно рожденных детей!

У Тютчева недостало мужества оставить свою жену и взрослых детей, ведь Эрнестина Федоровна, привезенная молодым мужем из далекого Турина тоже была по-своему одинока в Петербурге. Елена Александровна не выдержала нравственных страданий и серьезно заболела чахоткой, т.е. открытой формой туберкулеза. Страшно и мучительно виня себя, переживал ее болезнь Тютчев.

(Звучит стихотворение «О, как убийственно мы любим…»)

  • Какова композиция этого стихотворения?

  • В каких строках выражена основная мысль?

  • Как развиваются события?

(Первая встреча –

«Ее волшебный взор и речи,

И смех, младенческий – живой».

Год не прошел –

«Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей.

Все опалили, выжгли слезы» и т.д.)

  • Как со временем изменились облик героини, ее жизнь и внутренний мир?

  • Почему трагична судьба героев стихотворения?

  • Кого винит поэт в этой жизненной драме?

  • Что удалось сберечь лирической героине? О чем это говорит?

  • Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? Чувствует ли он свою вину перед возлюбленной?

У Тютчева жизнь была заполнена. Он был светским человеком, женщины по нему с ума сходили, и он умел сводить их с ума. Стихи, политика, семья…

У Денисьевой в жизни не было ничего, кроме поэта, ее любви и их троих детей. И много, и мало, чтобы оставаться счастливой. Тем не менее они пробыли вместе 14 лет. Естественно, Тютчев чувствовал свою вину перед возлюбленной, поэтому тема мук и страданий в любви занимает достаточно большое место в «денисьевском цикле».

(Читаем стихотворение «Не раз ты слышала признанье…»)

  • В чем не раз признавался лирический герой своей любимой женщине?

  • В чем он упрекает себя?

  • Что переживает лирический герой, постигая внутренний мир возлюбленной?

  • Что вызывает восхищение поэта и его смирение перед любящим сердцем женщины?

Читайте также:  Что означает цикл записи

Красота материнства, самоотверженность и бескорыстная любовь героини стихотворения не могут не вызвать восхищения. Подчеркивая духовное богатство и нравственную высоту любящей женщины, поэт поднимает ее до уровня мадонны, хотя и не произносит этого слова.

Жизнь в обстановке постоянных сплетен, пересудов, осуждения подорвали здоровье Елены Денисьевой. Она умерла молодой. Смерть любимой женщины была в полном смысле слова невосполнимой утратой для поэта. «Все кончено – вчера мы ее хоронили <…> Во мне все убито: мысль, чувства, память, все…<…> Пустота, страшная пустота. И даже в смерти – не предвижу облегченья. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то…»,- писал Тютчев мужу сестры Елены Денисьевой А.И. Георгиевскому 8 августа 1864 года.

В мемуарах Георгиевский отмечал: «…он нередко каялся и жестоко укорял себя в том, что в сущности, он все-таки сгубил ее и никак не мог сделать счастливой в том фальшивом положении, в какое он ее поставил. Сознание своей вины, несомненно, удесятеряло его горе…».

(Читаем стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…»)

Это стихотворение написано в Ницце в 1864 году и посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.Денисьевой.

  • Как лирический герой оценивает чувство любви, которое подарила ему смертельно больная женщина?

  • Как показана тяга к жизни умирающей женщины?

  • Как выражает поэт безмерное человеческое горе героя в момент прощания с близким и дорогим человеком?

Никто из русских поэтов не сумел с такой трагической силой передать чувство, вызванное утратой любимой. Хотя стихотворение посвящено конкретному женщине, конкретному случаю, оно выражает боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.

Тютчев похоронил Денисьеву на Волховом кладбище в Петербурге. Родственники увезли его в Ниццу, т.к. смерть любимой женщины, по его собственному меткому выражению, «сломившая пружину его жизни» убила в нем даже желание жить. Последние 9 лет он не жил, а существовал.

Детей Денисьевой взяла под свое покровительство великая княгиня Елена Павловна. Особое покровительство оказывал внебрачным детям Тютчева и Александр Второй. Очевидно, потому, что сам находился в непростой личной ситуации и думал о своих детях от любимой женщины.

Несколько стихотворений Тютчев написал уже после смерти Елены Александровны. Вот одно из них, созданное в первую годовщину смерти: «Вот бреду я вдоль большой дороги…»

9 лет прожил Федор Иванович без любимой, и 9 лет его мучило раскаяние перед покойной, мучила вина перед семьей.

Эрнестина Федоровна Тютчева 14 лет, а потом еще 9 несла свой Крест Любви и Преданности. Где вы найдете подобный пример?

Теперь делаем выводы:

  • Отличаются ли стихотворения «денисьевского цикла» от ранней любовной лирики поэта?

В ранней лирике Тютчева любовь – это радость, восторг, счастье. В более поздних произведениях звучит боль утраты, потери самого себя. Любовь здесь – мука, страдание двух любящих сердец, «блаженство» и «роковой поединок».

Можно сказать, что «денисьевский цикл» – это роман в стихах, где с необыкновенной силой и полнотой раскрывается трагедия любви, выявляется потребность человека в счастье и ограниченность человеческих возможностей в его достижении.

  • Отличается ли любовная лирика Тютчева от стихотворений о любви его предшественников?

Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, изобразить ее внутренний мир. Пушкин, Лермонтов и другие поэты в любовной лирике описывали только свои переживания, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для стихотворений «денисьевского цикла» характерны психологизм и детализация чувств. Его героиня всегда выше, чище, чем герой. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в жизни. «Денисьевский цикл» – это своеобразный памятник своей возлюбленной и самому прекрасному человеческому чувству.

  • Героинь каких произведений напоминает любимая в «денисьевском цикле» по своему психологическому складу?

(Тургеневских девушек. И Тургенев и Тютчев высоко целили в женщине силу чувства. И тургеневские и тютчевские героини ради любви готовы на подвиг.)

Ф.И. Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношения между людьми, подвластными влиянию общества. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, сильные и слабые одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий в котором они оказались. «Денисьевский цикл» стал вершиной достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе.

Литература:

Захарова Л. Федор Тютчев – поэт и камергер, дипломат и цензор // Книжное обозрение.- 1993.- №28 (16 июля).

Кожинов В. Тютчев.- М., 1994.

Петров А. Личность и судьба Федора Тютчева.- М., 1992.

Пигарев К. Федор Иванович Тютчев и его время.- М., 1978.

Чагин Г. Федор Иванович Тютчев.- М., 1990.

Чулков Н. Последняя любовь Тютчева: Елена Александровна Денисьева.- Л., 1928.

1 Чулков Н. Последняя любовь Тютчева: Елена Александровна Денисьева.- Л., 1928.- С.11.

Источник